Во второй части книги Бальфур приводит критический текст двадцати сочинений святого Симеона Солунского , снабжая его весьма точными замечаниями относительно агиографических и отеческих сочинений, орфографии и пунктуации. Текст изобилует ссылками и критическими комментариями на каждой странице. Каждое из двадцати сочинений святого Симеона предварено введением. Книга также включает в себя три приложения и указатель имен и событий. Сам Бальфур в предисловии отмечает: «В настоящем томе представлены писания Симеона полемического и духовного характера. Настоящая публикация дополняет издание 1979 года, в котором были представлены политические и исторические творения с введением и комментариями на английском языке». Все это свидетельствует о серьезной ученой работе Бальфура и о разнообразных научных и других способностях. Профессор патрологии Панайотис Христу, глава Патриаршего фонда, в «заметке издателя» пишет о нем: Г. Давид Бальфур, как никто другой, провел обширную работу по изучению наследия святого Симеона, архиепископа Солунского. Исследуя исторические условия того времени, его деятельность и творения как часть рукописного предания, Бальфур стал истинным ученым в области исследований сей великой церковной, богословской и политической фигуры Византии, и особенно последних дней жизни святого 352 . Далее Панайотис Христу сообщает нам занимательные сведения о Бальфуре: Г. Бальфур начал свои исследования в студенческие годы в Афинах (1936–1939): автор данной заметки сидел с ним за одной партой. Жизненные обстоятельства в 1941 году в корне поменяли его интересы. Спустя тридцать лет, однако, он возобновил свои исследования, плодом которых, во-первых, стало издание в Вене политических и исторических сочинений Симеона (1979), ставшее его докторской диссертацией, во-вторых, издание богословских сочинений святого. Благодаря этим изданиям, а также изданию текстов по литургике, осуществленному г. И. Фудули, в наших руках находится большая часть наследия Симеона, причисленного в этом году к лику святых, чему в определенной мере способствовали труды г. Бальфура. Патриарший фонд по исследованию святоотеческого наследия с особой радостью публикует, наряду с другими, настоящее издание» 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Вследствие разнородности принципов, положенных Симеоном Солунским в основу своих толкований, последние, между прочим, получили у него чрезмерную, излишнюю растянутость: часто одному и тому же предмету, одной и той же вещи, одному и тому же церковному обычаю и обряду придается несколько совершенно различных значений. Предносимый, напр, в служении архиерею возженный светильник означает у Солунского экзегета и «Сияние благодати, пребывающей в архиерее, и силу преподаяния её чрез его посредство лицам священным и всем прочим верующим и дар учительства, распространяющего свет познания Божия и добродетелей, и ангельскую, божественную, чистую и светлую жизнь священных мужей, и то, что архиерей путеводит к свету, подражая Христу – свету Мира, и многое другое, смотря по тому, как кто способен разсуждать о (вещах) божественных 79 ; или напр, троекратное произнесение молитвы: «Господи, помилуй» при облачении новопостриженного монаха в одежды свойственный его новому званию означает у него и «то, что (посвящаемый) обретает себе защиту в Троице» и то, «что на нем милость Божия» и наконец-то, «что молитва та по преимуществу прилична монаху» 80 . Заимствуя принципы для своего символическаго толкования по большей части у предшествующих экзегетов богослужения, Симеон Солунский иногда придает этим принципам более широкое значение; так, напр, у него далее проводится параллель Софрония и Германа между вторым священником и его действиями в начале литургии с одной стороны и крестителем и его служением с другой 81 . Чтобы придать большую силу и авторитетность своему церковно-богослужебному экзегесу, Симеон Солунский , как замечено выше, старался обосновать его вместе с экзегетическими трудами но богослужению своих предшественников и на Священном Писании. Благодаря этому его литургические произведения всюду испещрены библейскими цитатами с аллегорическими на них толкованиями. В большинстве случаев автор приводит тексты Священного Писания совершенно кстати, как будто Библия сама приходилась у него к слову, и это составляет выдающуюся особенность его сочинений среди других церковных произведений средних веков: последние точно также более всего переполнены местами из Библии, но весьма часто почти без всякого уменья пользоваться экзегетически правильно библейскими данными.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Имя рек. В то же время иерарх возглашает имя проручествуемого, дабы не было никакого сомнения в посвящении его. Симеон Солунский (в той же 169 гл.) пишет: «рукополагающий архиерей произносит и самое имя посвящаемого, да напишется оно горе, да будет знаемо как ангелам, так и человекам, так как поставляется Божий служитель». Когда св. Дионисий исчисляет все действия, потребные при посвящении, он присоединяет к числу их и возглашение имени, как действие, потребное при посвящении; и потому (на стр. 97) говорит: «на каждом из них посвящающий священноначальник полагает знамение крестообразной печати, над каждым бывает священное возглашение имени, а потом – и совершительное лобзание». Сии же слова объясняет Пахимер: «три степени священства, т.е. диакон, пресвитер и епископ, имеют при посвящении своем нечто общее: именно, посвящение пред престолом Божиим, крестообразную печать, возглашение имени и совершительное лобзание». §13. Посвящаемый диакон возглашается иподиаконом Благоговейнейшаго иподиакона. Сими словами чествуется не одно имя, но и прежний чин проручествуемого. Симеон Солунский (в той же 169 главе) говорит: «архиерей чествует и первый дар, как дар бывшего служителя Божия, как человека, имевшего уже дар Божий и действовавшего во Христе». Сверх сего слова: благоговейнейшаго иподиакона, обязывают нас наблюдать и последовательность чинов, – то есть наблюдать то, чтобы на степень диакона возводим был тот, кто, быв предварительно удостоен чина иподиаконского, доказал в нем свою непорочность и явил заслуги, достойные высших степеней священнослужения. §14. Приемлет окончательное посвящение Во диакона. При сем слове, – во диакона, – посвящаемый совершенно и окончательно становится диаконом. Симеон Солунский (в той же главе 169) говорит: «когда хиротонисующий произнес слово: во диакона, тогда он сообщил благодать диаконства хиротонисуемому; в слове иерарха рукополагаемый принял диаконское достоинство. Слово иерарха в сем случае есть действительное выражение глагола Всесвятого и Божественного Духа: потому что он, как человек произносит, и вместе с тем, как иерарх, глаголет со благодатию; он благодать призвал, – благодать здесь и действует». §15. Моление о диаконе

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

После этих возглашений и введения ставленника в алтарь следует, по Чиновнику, троекратное хождение рукополагаемого вокруг престола в сопровождении старших диаконов. При этом первое шествие вокруг престола совершается при пении тропаря «Святии мученицы...», второе – при пении тропаря «Слава Тебе, Христе Боже...», а третье – при пении «Исаие, ликуй...» 227 . Этот важный элемент современного чинопоследования хиротонии, символизирующий единение, венчание рукополагаемого с Церковью 228 , также отсутствует в патриарших Евхологиях. Впервые этот акт упоминается в творениях святого Симеона Солунского (XV век), который, однако, свидетельствовал о том, что пелось только два тропаря: тропарь «Святии мученицы...» пели два раза (при первом и втором обхождении престола), а тропарь «Слава Тебе, Христе Боже...» – один раз 229 . В чине Симеона Солунского , как легко заметить при сравнении с современным чином, отсутствует тропарь «Исаие, ликуй...». Более того, А. Неселовский на основании творений святого Симеона Солунского говорит, что в его время однообразная практика в отношении пения тропарей при обхождении ставленником престола ещё не установилась, что позволяет сделать вывод о появлении обряда обхождения престола в чине хиротонии не ранее XIV века. А так как при троекратном обхождении престола поются те же тропари, что и в Таинстве Брака (только в иной последовательности), то это позволяет предположить, что сам этот обряд, символизирующий венчание с Церковью, заимствован из Таинства Брака. После троекратного обхождения престола ставленник, согласно современному Чиновнику, преклоняет правое колено, полагает ладони крестовидно на Святой Престол и между ладонями преклоняет свою голову. Архиерей полагает на голову ставленника край омофора, трижды благословляет его и, возложив на него руку, возглашает: «Божественная благодать...» (непосредственно перед этим протодиакон говорит: «Вонмем») 230 . Указание на этот текст есть во всех патриарших Евхологиях, в которых именно с возгласа «Божественная благодать...» начинается чин хиротонии; все предшествующие элементы современного чинопоследования, как уже было сказано, появились в более позднее время. Однако в современном чинопоследовании возглас «Божественная благодать...» имеет совершенно иное значение, нежели в древности. В настоящее время этот текст считается тайносовершительной молитвой Таинства Священства 231 , так что именно во время чтения этой молитвы ставленник производится в следующую степень, то есть рукополагаемый иподиакон становится диаконом 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Симеон Солунский (в гл. 38, о храме) пишет: «то же самое означают находящиеся на архиерейской мантии источники (то есть – что прежде было сказано о подризнике архиерейском). Скрижали же или дщицы нашиваются во образ древней и новой благодати. Потому они и полагаются выше источников: они означают также, что учителю необходимо заимствовать поучения из двух Заветов». И (в гл. 79): «один только архиерейский стихарь (подризник) имеет источники, как и мантия его. Она означает промышляющую, содержащую и покрывающую благодать Божию, и все тело обхватывает и связует. Источники же показывают, что учение всегда истекает из двух Заветов, Ветхого и Нового, которые и означаются скрижалями или дщицами». §21. Жезл архиерейский, рожки и крест на нем Жезл архиерей приемлет в знак своей власти над подчиненными и в знак законного управления овцами Христовыми, что доказывает и молитва, читаемая при первоначальном его вручении. Сей жезл не без причины называется у греков пантерисса, в знак отеческого управления паствою. Симеон Солунский (в гл. 80) пишет: «жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори, чтобы можно было прогонять людей зверовидных и губительных. И над теми рукоятиями крест Христов означает победу; ибо крестом мы и побеждаем и утверждаемся, путеводимся, и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу, а противников прогоняем и отовсюду соблюдаемся». §22. Трикирии и дикирии Трикирии и дикирии. Значение сих двух светильников показано в 1 части, гл. 9. §23. Лампада пред архиереем Примикирий же с лампадою стоит. Лампада, держимая и предносимая пред архиереем, имеет четыре значения. Она означает: 1) сияние благодати в архиерее; 2) свет учения и знания; 3) свет добродетелей, долженствующий быть в учителях; 4) руководство к свету. Симеон Солунский (в гл. 80) пишет: «лампада, горящая пред архиереем, означает благодать иерарха и преподаяние ее священникам и всем верным.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава II. Чин хиротонии иподиакона §1. Степень и лета иподиакона Степень и лета иподиакона объясняет Симеон Солунский (в гл. 161) следующим образом: «за степенью чтеца следует чин иподиакона, который составляет среднюю степень между степенями чтеца и диакона: эта степень выше степени чтецов и певцов, но ниже степени диакона; почему и называется чином иподиакона. Чтецы и певцы после своего посвящения могут вступать в брак; а иподиаконы уже не могут: они прежде посвящаются в должность чтецов, и потом уже, послужив с честию узаконенное время, удостоиваются рукоположения, возводящего на сию степень. Узаконенное время для посвящения двадцатый год жизни», а не моложе, потому что они должны быть производимы после вступления в брак. Иподиакон производится вне алтаря По свидетельству древних рукописных греческих чинопоследований, иподиаконы посвящаемы были некогда в диаконике близ стола, стоявшего со священными сосудами, и притом во время литургии, по совершении малого входа. Но сами же иподиаконы побудили изменить это обыкновение, – и оно изменено за несколько лет до взятия Цареграда. Побудительною причиною к сему изменению было то, что некоторые иподиаконы, посвященные в диаконике, начали почитать один диаконик собственным местом своего служения. За это у них с диаконами нередко происходили споры, для прекращения которых, а равно и для уничтожения высокоумия, патриарх Мануил Харитопула вновь учредил посвящать их не в диаконике, но вне его, – среди храма, на том же месте, где посвящаются и чтецы, и притом не во время литургии, но до ее начала. Это обстоятельство показывает, что и самое посвящение в иподиакона в древности без литургии не совершалось. Симеон Солунский (в гл. 162) описывает место и время иподиаконского посвящения следующим образом: «желающий принять руковозложение иподиакона приводится к архиерею в то время, когда он в священном облачении стоит пред царскими дверями, прежде начатия священной литургии». §2. Иподиакон опоясуется орарем И опоясует его. Причину, по которой иподиакон как во время своего посвящения, так и всегда опоясывается орарем, Симеон Солунский (в гл. 163) предлагает следующую: «потом опоясывает его орарем в знамение того, что он с настоящего времени смирением, целомудрием чресл своих и чистотою должен стяжать себе одежду чистоты духовной: – почему и не может уже после сего посвящения вступать в брак». Но может пребывать в супружестве, если он прежде сего вступил в него законным образом. §3. Порядок иподиаконского рукоположения

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

елея над умершими, совершенно справедливо указывая, что его существование не оправдывается священным Писанием. Другие сохраняли этот обычай. Но теперь произошло в ряду защитников совершения елеосвящения над умершими раздвоение. Одни из них допускали совершение елеосвящения, именно, как таинства над умершими, находя, что оно полезно душам умерших. Другие же, считаясь с целью установления таинства, могли видеть, что елеосвящение, как таинство, совершаемое над умершими, противоречит цели установления его. Но в то же время, констатируя его распространенность и защиту его архиереями, последние нашли возможным и не осуждать его, изменив его внутренний смысл. К числу этих лиц принадлежит и сам Симеон Солунский . Странен лишь способ, каким Симеон Солунский проводит свой взгляд. Он говорить: «Я, со своей стороны, сколько мог, исследовал и нашел... что этот елей не тот... и дал». Читать это после того, как сам же Симеон Солунский выше сказал, что из архиереев одни запрещали, другие дозволяли, но одно и то же священнодействие елеосвящения над умершими, – немного странно. Что же касается литургической стороны елеосвящения над умершими, то в этом отношении до нас дошли определенные сведения лишь из позднейшего времени, начиная с 15 века. Между тем, обычай совершать елеосвящение над умершими восходит, как видели, к более раннему времени, к векам 10–11. Таким образом, за промежуток времени приблизительно от 10 до 15 века мы не имеем сведений о способе отправления елеосвящения над умершими. Однако, на основании вышеприведенного свидетельства патриарха Никифора 2 можно полагать, что в первое время, в 11–13 веках, чин св. елея совершался над самыми телами умерших и в том же виде, что и над больными, причем елеем помазывалось самое тело умершего. Но в последующее время изменяется, во-первых, место совершения св. елея, во-вторых, самый чин получает иное содержание. Именно, к 15 веку чин св. елея твердо стал совершаться над могилой умершего, с возлиянием елея уже на могилу или даже без употребления елея.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Отходя к избравшим его епископам, он целует и их руки, – в знак того, что он вступает в их чин и в залог любви и мира с ними во Христе. Итак, избранный уже возымел залог церкви и с настоящего времени есть ее обручник, принявший, вместо перстня, печать церковного благословения». Стоит в диаконике До времени посвящения избранный стоит в диаконике или в приделе, на южной стороне алтаря, и на малый вход не исходит. Симеон Солунский (в гл. 203) говорит: «избранный же стоит в диаконике, одеянный и украшенный набедренником; на малый вход он не выходит вместе с другими, как лицо, имеющее уневеститься Христу; и потому вводится в алтарь с особенною честию и с препровождением от других: это и есть вход его». §6. К посвящению приводится от протопресвитера и протодиакона И по трисвятом пении приводится от протопресвитера и протодиакона пред царские двери. Симеон Солунский (в той же главе) говорит: «из диаконика выводят его – предваряющий его несколько диакон и придерживающий его пресвитер, и таким образом идет он по правой стороне храма кругом амвона до алтаря. Ибо хотя он и совершенный обручник епископства, хотя и принял печать обручения и целование епископов: но еще не жених епископства, не принял еще дщери царевы, которую обручит себе; не соединен еще с нею союзом таинства, не сделался еще ею мужем, не вверился ей, не один еще дух с нею. Посему прежде уневещения он и называется еще пресвитером до тех пор, пока в посвящении примет звание мужа церкви и епископа». По трисвятом он один посвящается В прежних рукоположениях показано, что диакон хиротонисуется по Достойно, пресвитер – после херувимской песни, пред освящением даров; но епископ посвящается здесь – по трисвятом пении, после малого входа, пред восхождением на горний престол. Причину сего епископского посвящения, совершаемого после трисвятой песни, объясняет Симеон Солунский (в той же главе) так: «итак, вот когда, – после входа, – совершается сей брак духовный, именуемый хиротониею. Потому что так было и в начале: первый (малый) вход знаменует воплотившегося и пострадавшего за нас Владыку, воскресшего и вознесшегося на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

объяснение обряда облачения и значения священных одежд, основанное на содержании читаемых при этом молитв 75 . Толкование богослужения на основании содержания молитв и вообще самых церковных чинопоследований составляет совершенно новое, доселе небывалое явление в истории символического церковнобогослужебного экзегеса; честь открытия его по всей справедливости принадлежит нашему писателю, который первый во всей широте воспользовался данным способом изъяснения в своих литургических произведениях. В достижении главной цели своего церковоно-богослужебного экзегеса посредством только что указанного символического приема толкований Симеон Солунский не следовал одному, строго определенному руководящему началу. Отсюда в его толкованиях заметна разнообразность, отсутствие последовательности и строгой выдержанности в принципе. В большинстве случаев в разных местах своих литургических трактатов он проводит даже совершенно разнородные начала. Так, напр. в литургии сначала в основе объяснений лежит принцип Софрония и Германа, что литургия есть наглядное символическое изображение земной жизни Спасителя 76 , с удаления оглашенных или лучше начала литургии верных толкования покоятся уже на эсхатологической мысли Максима Исповедника , где проводится параллель между известными литургийными действиями и состояниями будущей жизни 77 , – наконец, с песни «Свят, Свят, Свят " ….. объяснения на самом содержании евхаристического канона 78 . Такая постановка дела объясняется тем, что в своих литургических сочинениях Симеон Солунский касался всего вообще христианского богослужения, как частного, так и общественного; при символических объяснений, одной какой-либо службы или даже нескольких однородных легко конечно сосредоточиться на известной основной, руководящей мысли, на определенном принципе, как это и делали толкователи богослужения в предшествовавшее время, но нельзя сказать того же самого, когда приходится иметь дело с службами самыми разнообразными; здесь уже нужны особое уменье, великий талант, значительное искусство; к тому же наш экзегет не имел для себя образца в подобном деле: от своих предшественников экзегетов он наследовал лишь толкования некоторых, иногда даже далеко неполных, церковных чинопоследований, каковыми толкованиями, как известно, и пользовался по мере надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Как на совершенной литургии, так и на преждеосвященной причащаются и должно причащаться. Тот же Симеон Солунский и в том же ответе пишет: «и по чину литургии Преждеосвященных должен приобщиться животворящего хлеба и чаши иерей, а потом приобщить, если это потребуется, освященных внутри алтаря по обычаю, а мирян лжицею. Если же иерей хочет приобщить Таин не во время священнодействия, тогда он берет часть хранимых Даров, влагает в вино, смешанное с водою, и приобщает; впрочем, употребляется и сухой животворящий хлеб, ибо соединен с Кровию. То, что находится в потире, на преждеосвященной литургии освящается не призыванием Святого Духа и не запечатлением, но соединением с животворящим хлебом, – с Телом истинно Христовым и соединенным с Кровию». §20. Преждеосвященная не совершается в другие дни года В другое время года, кроме великой Четыредесятницы, преждеосвященная литургия не совершается. Симеон Солунский на 59 вопрос так отвечает: «кроме установленных дней не должно литургисать преждеосвященную, потому что так не предано. А тот, кто делает более преданного, подлежит канону. Держите, пишет Павел, предания, имже научистеся или словом или посланием нашим ( 2Сол.2:15 )». Это должно помнить и о всем прочем, что предано издревле. §21. «Благословено Царство», есть начало на преждеосвященной литургии Хотя преждеосвященная литургия начинается вечернею, но начинается не словами: Благословен Бог наш, как на простой вечерни, но Благословено Царство, как обыкновенная литургия. Симеон Солунский (в гл. 347) пишет: «иерей, став пред святою трапезою, как бы на небеси, пред престолом Божиим, не говорит: Благословен Бог наш – на это нет обычая: ибо эти слова – одного Ветхого Завета; но как на священной литургии – Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа. Этими словами он славит едино Царство и естество трех Лиц Божества; ибо эти слова суть проповедь благодати, и познание и исповедание Бога, единого в Троице». О сем начале пространнее сказано сей же части в гл. 7, §2. §22. Свет Христов просвещает всех

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010