И слова Ангела «радуйся, благодатная, Господь с Тобою» необходимо говорить, обращаясь к Ней, ибо Воплотившийся ипостасно был в Ней и ныне пребывает в Ней благодатию преимущественно перед всеми, а через Неё, по слову Исаии, и с нами Бог был и есть. О том и молим мы Её, взывая: «да будет через Тебя с нами то, чего всегда да станем сподобляться через Тебя. Аминь». Клирик: – Делать это, владыко, поистине нужно, полезно и всем необходимо, и мы тем охотнее делаем сие, что ты повелел совершать это и передал нам это дело. Мы исполняем его по твоему приказанию и в соборных церквях. И да совершаем всегда святыми молитвами твоими божественные службы неленостно. Архиерей: – Предстательством Богоматери да дарует сие Бог и вам и мне, потому что все мы имеем нужду в молитвенной помощи. И постоянно нужно и должно молиться и призывать в ходатаи за нас святых, прежде же всех – высшую всех святых и пренепорочную Богоматерь, могущую паче всех спасти нас. Ибо все мы совершаем много грехов. Теперь перейдем и к самой кончине нашей, чтобы таким образом выполнить всё, что обещали. О кончине нашей, и о священном чине погребения, и о совершаемых по обычаю поминовениях О том, что касается кончины нашей, страшной и неотвратимой, должны мы заботиться постоянно, непрестанно и во всякое время. Обращать к этому взор свой нам нужно так же часто, как памятовать о Боге, т. е. так часто, как часто мы вдыхаем воздух. Ибо сказано: " помни последняя твоя, и во веки не согрешишь» ( Сир. 7:39 ). Уготовати ко исходищу дела твоя. К этому-то должна быть направлена вся наша забота; отсюда – удаление от мира и подвижничество, чтобы, когда придет конец, мы оказались готовыми. Ибо так учит Тот, Кто пришел спасти нас и спас нас: «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф. 24:42 ); также: «если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф. 24:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Ибо хотя они и пламенны, и ревностны в исполнении повеленного им Богом, и оказывают истинное послушание и смирение, Давид, однако же, говорит: «Благословите» и: «славлословите Его всегда», не предписывая им, но обращаясь к ним как к исполняющим непрестанно, при других видах почитания и служения, и этот, также вменяя и себе, и всем благословить и славословить Бога. Это только и относится к Богу. Служение Ему необходимо ради нас самих, потому что мы в нём имеем нужду – Бог же не имеет нужды ни в чем и, как Благодетель, только достоин воспевания, что является делом приемлющих благодеяния. За тремя высшими чинами остальные носят наименования, соответствующие роду их служения. И одни называются Силами, потому что получают силы от Бога и высших себя чинов, и передают их чинам низшим. Другие – Властями, потому что, как и те, находятся под властью Бога и первых чинов и сами властвуют над чинами, которые под ними. Иные называются Господствами, потому что над ними господствует Бог и первейшие чины: Бог господствует по природе, первейшие чины – по достоинству и превосходству знания. И сами они господствуют над низшими их чинами. Есть также и третий, посредствующий чин, примыкающий к предыдущему, потому что он возносится к Богу, творящему Силы, Власти и Господства, и в свою очередь умножает любовь и хваление в людях. Между ними одни называются Началами, так как находятся под начальством и управлением первого единого Начала, начальственнейшей Троицы, и сами начальствуют над подчиненными им. Другие – Архангелами, как первые провозвестники Божественных судеб и повелений и правители находящихся под ними. Последние из всех прочих носят название Ангелов, как посылаемые для нашего спасения и возвещающие Божественные желания. Все они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр. 1:14 ). Притом они имеют обязанность непрестанной молитвы. Поэтому когда они служат нашему спасению и являются нам, то являются с песнопениями и молитвами, возвещая нам Создателя нашего – Бога и повелевая воспевать Его единого. Так, явившийся Моисею Ангел сказал ему: «сними обувь твою с ног твоих в честь Бога» ( Исх. 3:5 ). Слышали поющих Ангелов и Исаия, и Иезекииль, и Даниил. И пастыри по рождении Христа видели, как «явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу» ( Лк. 2:13–14 ). А в Апокалипсисе Иоанн слышал и других поющих: «двадцать четыре старца» ( Откр. 4:10–11 ; Откр. 19:4 ), закланных за Агнца, Который есть Иисус Христос, живой Агнец Божий. Слышал он еще и посвящавшего его в тайны откровения Ангела, который сказал ему: «смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим... Богу поклонись» ( Откр. 19:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Ибо хуже деяний такие движения ума, как зависть, ненависть, злопамятство, скверные помыслы и многие другие ужасные [согрешения]. Так же безмерны и словесные грехи: ложь и клятва, отвержение Бога, сквернословие, брань, насмешки, хуления, клевета, клятвопреступления, измены и множество иных зол. В числе же деяний – не только убийство, блуд и прелюбодейство, зависть, лукавое лихоимство и [другие] величайшие грехи, но и пьянство, в немже есть блуд 149 , хищение и неправда, сребролюбие, которое есть идолослужение 150 , лихва, взятничество, содействие в дурном деле. Грехом является и нерадение о благе, ибо, не творя милостыню по возможности, не оказывая страннолюбия, не молясь, не приходя в священные обители, не храня святые дни, посвященные Богу и святым Его, мы сильно согрешаем и прогневляем сотворившего нас Бога. Итак, следует все это открыть в смирении и слезах пред Ним, Благим и Человеколюбивым, и от сердца взыскать отпущения всех прегрешений, ибо таким образом мы обрящем совершенное прощение. 16 . Умоляю вас, возлюбленные, в любви Иисуса Христа, дабы каждый из вас совершал свое дело в страхе Божием 151 со тщанием. И почтенный благодатью священства или великого архиерейства да разумеет, что он восприял столь великое дело любви и попечения Божия к человеку. Ибо сказано: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную 152 . Таким образом, архиерей и иерей удостоены совершать труд жизни вечной и любви Божией, как сказано 153 , для спасения людей. И сие показал Господь, обратившись к Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? – и когда тот ответил: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя, тотчас даровал ему сие дело и сказал: паси овец моих 154 , показывая тем самым, какую великую любовь имеет к нам Господь и как печется о нас. Потому ради нас Сын Божий вочеловечился и смирил Себя за нас до того, что плотию распялся и умер, совоскресив нас Себе. Потому и Петр, безмерно возлюбив Христа, и нас возлюбил, и, подражая Христу в проповеди , дабы мы уверовали во Христа, многое претерпел, и наконец, окончив жизнь на кресте, стал основанием Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Ибо через Таинства Господь будет с нами невидимым образом, «пока не откроется... как Он есть», как говорит возлюбленный ученик Его ( 1Ин. 3:2 ). Ради этого Он и воплотился от Девы, чтобы соединиться с нами. Ради этого Он и распялся, и пролил за нас кровь, чтобы мы соделались причастниками Его. И Святые Тайны в священнодействии Он преподал прежде Креста для того, чтобы быть с нами и чтобы мы были причастниками Его как теперь, так и в будущем веке. Он сделал это и для того, чтобы все мы соделались общниками благ Его по Его желанию. И Отец Его «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» ( Евр. 2:14 ) – ради того именно, чтобы мы имели общение с Ним, ибо, как снова говорит возлюбленный ученик: «Он есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ). Ему – истинному Свету – слава во веки. Аминь. Преподав крещёному причастие, возблагодарив Спасителя, сделав отпуст и благословив крещёного вместе с восприемником, архиерей отходит. Крещёный же возвращается домой, а перед ним идут со свечами, так как он сделался уже сыном Света. Предшествующие ему поют: «Елицы во Христа крестистеся», – ибо крещёный облекся во Христа, и Христос изобразился в нём, и благодать Духа вселилась в него. Крестившийся обязуется молиться и носить священные одежды, именно: кукуль и анаволий, называющийся также емфотион (просвещение) и прежде составлявший особую одежду, которую просвещённые надевали сверху до седьмого дня, ради святого помазания, и обязуется совсем не омываться, вытирая, как прилично освященному, руки этими же одеждами. А после седьмого дня, которым знаменуется завершение этой седмичной жизни, он должен прийти в храм к иерею и от него принять омовение. Иерей со священными молитвами омывает его губкой и водой в тех местах головы и рук, где он был помазан святейшим миром, а другие части тела омывает сам крещёный в благоприличном месте, дабы что-нибудь от тех святынь – воды крещения и мира, упав, не было попрано ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Идея реализации непрестанной молитвы в общественном богослужении проявилась не только в отдельных монастырских традициях, как в случае с обителями «неусыпающих», но и в формировании общего для всей древней Церкви суточного круга богослужения. Общие черты суточного богослужебного круга в православной традиции сложились к концу III в. Тот состав круга, который отображен в Часослове, в основном сложился в IX в. (не без значительного влияния христианской монашеской традиции). Начиная с V в. отмечается становление практики постоянного произнесения т. н. «Иисусовой молитвы». Одним из прообразов Иисусовой молитвы считаются слова уверовавшего в Него страдальца, обратившегося к Нему с просьбой о помощи, отмеченные в Евангелии. Вот фрагмент, в котором представлены эти слова: « Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге » ( Мк.10:46-52 ). Полная форма Иисусовой молитвы подчеркивает Богосыновство Иисуса Христа. Отечественный исследователь М.М. Бернацкий также отмечал, что богослужебная формула «Господи помилуй» вполне возможно являлась усечённой версией монастырского исполнения Иисусовой молитвы. Практика Иисусовой молитвы достигает своего расцвета в XIII–XIV вв., в рамках афонского исихазма. Вот, что пишет о молитвенном призывании Господа Иисуса Христа свт. Симеон Солунский : «Есть много молитв. …Но выше всех молитв — данная нам в Евангелии Спасителем, вкратце обнимающая все евангельские тайны и силу. Это — спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. …Эта божественная молитва — призывание Спасителя нашего: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», есть и молитва и обет, есть исповедание веры, орудие общения со Св. Духом, проводник божественных даров, очищение сердца, отгнание демонов, вселение Христа, источник духовных мыслей и божественных помыслов, освобождение от грехов, врачевство душ и телес, посредница божественного озарения, привлечения Божия милосердия, раздаятельница откровений и божественных таин для смиренных и источник спасения, так как носит в себе и спасительное имя Бога нашего».

http://azbyka.ru/molitva-neprestannaja

Избираемые же и получающие положительное решение Собора, должны принимать этот сан бесстрастно, поапостольски, или, лучше сказать, богоподражательно. Ибо хотя апостольское решение об избрании Матфия в число двенадцати, на место отпавшего Иуды, исходило от апостолов, но начало избранию положил Спаситель, Который есть Начальник и Совершитель нашего спасения. Так, Он избрал Андрея и Петра, Иоанна и Иакова, Филиппа и Нафанаила, и Матфея, и прочих учеников Своих, которым потом и сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» ( Ин. 15:16 ). И назвал Он их ловцами человеков, солью земли и светом мира, судьями Израиля и сопрестольниками Себе, пастырями овец Своих, имеющими власть вязать и решить, иереями, священнослужителями, учителями и благовестниками. Также назвал и соделал их проповедниками Евангелия и учителями вселенскими. Потому-то от Него, через служителей Его, должны быть избираемы и рукополагаемы поставляемые в епископов. Или, лучше сказать, если избрание будет совершено так, как Ему угодно, то и рукоположение будет поистине от Него и через достойных служителей на пользу Церкви Его. Тогда и Божественное поставление будет достойным. Если же нет, то будет оно сделано через недостойных. И хотя мы знаем, что и через таковых благодать действует, но не по благоволению Христа, подающего благодать от Отца во Святом Духе. И будет она тогда к разорению, а не к созиданию душ и Церкви. Итак, поскольку архиерейство есть исключительно дело Христово и божественное, то посвящение в архиерея должно и совершаться по законам церковным. 156. О священных решениях церковных и о том, что в них должны принимать участие все епископы или, по крайней мере, трое Первый иерарх области, который символизирует собою Христа, приглашает подчинённых ему архиереев, составляющих как бы лик первых апостолов, получивших от Спасителя благодать и силу Его, и объявляет им о деле. Ибо боголюбезно и вожделенно, когда в таком предприятии все действуют единодушно. И если присутствуют все епископы епархии, то хорошо, потому что так постановлено церковными правилами и так поступать – дело апостольское и их заповедь, так как они все присутствовали при избрании Матфия.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

«Истинно, скажем словами блаженного Симеона Солунского , – Господь Иисус Христос был жертвою за нас, и ценою искупления за живых и за находившихся во аде в месте плача, – и приобрел благоволение для земли; истинно Он возвратил из плена нас – наши души, оставив наши беззакония; и, возвратив, оживил нас Своим воскресением, возвеселил людей Своих, и изрек мир» 30 . Третий псалом девятого часа содержит в себе пламеннейшую молитву обетованного Спасителя нашего Иисуса Христа к Отцу Небесному о том, чтобы Он сохранил Его в день скорби, и явил милость Свою над Ним – когда гордые восстали на Него, и скопище притеснителей искало души Его. «Приклони Господи, ухо Твое, и услыши меня; ибо я угнетен и нищ. Сохрани душу мою, ибо я – поклонник Твой. Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя. Помилуй меня, Господи; ибо я взываю к Тебе весь день... Покажи мне, Господи путь Твой, – я буду ходить во истине Твоей; прилепи сердце мое к страху имени Твоего. Буду славить Тебя Господи всем сердцем моим, и буду чтить имя Твое вечно». «Милость Твоя велика надо мною, – так вещает Господь наш Иисус Христос Отцу Небесному. Ты исторгнул душу мою из ада преисподнейшаго. Боже! гордые восстали на меня, и скопище притеснителей ищет души моей; не представляют они Тебя пред собою. Но Ты, Господи Боже милостивый и благосердый, долгогерпеливый и богатый благостию и истиною, воззри на меня, и помилуй меня; дай силу рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоея, сотвори со мною чудо благости, да видят ненавидящие меня, – и устыдятся; поскольку Ты, Господи, помог мне, и утешил меня». Таковы по содержанию своему псалмы, читающиеся на девятом часе, братия мои. Возводя слезящиеся очи к распятому на кресте и умершему за нас Господу, вы как бы слышите Его молитвенные вопли к Отцу Небесному; вы как бы читаете то, что сокрыто было по премудрому промыслу Божию от очей распинателей, во глубине души Господа Иисуса, – Его чувства, Его мысли, Его молитвы к Отцу Небесному. Вы понимаете, что Он – точно искупительная жертва за грехи наши; что Он – точно извел нас из плена греховнаго, примирил и соединил нас с Отцем Небесным. Вы как бы сами видите, как Господь Иисус Христос святейшею душею Своею снисходит во глубины ада преисподнего, и сокрушив державу смерти и ада исходит победителем врагов Своих, изводя оттуда плененных ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Итак, мы находим, что Господь и жил по образу монашескому, и преподал его другим. И у апостолов была та же жизнь, потому и убеждал их Господь не иметь ни двух одежд, ни посоха, ни обуви и т. п., как и подобает то монахам. И не просто словами и молитвами укреплял их в этом деле (так же, как и в отношении подвига проповеди ), но и с благословением послал их и «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф. 10:1 ). Эти дары были не у одних лишь апостолов и не только в те времена, но и впоследствии у святых, и особенно у святых подвижников. А о существовании монашеского обряда и священнодействия от начала и при апостолах свидетельствует великий Дионисий, который описывает, наряду с другими священными действиями, и монашеское посвящение. Таким образом, заблуждаются те, которые говорят, что монашеская жизнь возникла в более поздние времена, а не установлена Спасителем или Его апостолами. Ибо уже показано, что именно Сам Христос Бог нам преподал это, а также и ученики Его. По преданию, от них существуют и само священнодействие монашеского посвящения, и особые одежды, отличающие монахов от мирян. Об этом также упоминает божественный Дионисий. А что в писаниях святых отцов находим, что впоследствии монашеское одеяние было дано Ангелом святому Пахомию, то это верно и справедливо, ибо он получил от Ангела некоторые особые принадлежности монашеской одежды, которые должны были послужить символами высших вещей. Когда благочестие начало мало-помалу распространяться и преуспевать и церковных чиноположений стало больше, когда обряды литургии и крещения, чинопоследования и псалмопения получили благолепнейший вид усилиями святых мужей, которых в разное время воздвигал Святой Дух, тогда показано было Ангелом святому Пахомию то, что могло благоустроить и сделать благоприличнее и монашеский чин. Это: более удобное, чем хитон, облачение, затем пояс и аналав, потом кукуль и паллий, сандалии и мантия – предметы, служащие символами священнейших вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и в века веков. Сподоби, Господи, нас, в этот день сохранить себя от всякого греха. Благословен Ты, Господь, Бог отцов наших, и возвеличено и препрославлено имя Твоё во веки, истинно! Да будет, Господи, милость Твоя на нас, так как мы уповаем на Тебя! Благословен Ты, Господи, — наставь меня на дела, могущие оправдать меня перед Тобой! ( трижды ) Господи! Ты был нам прибежищем из рода в род! Потому-то я и взываю к Тебе: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо я грешен пред Тобой. Господи! к Тебе прибегаю: научи меня поступать по воле Твоей, потому что Ты Бог мой и у Тебя источник жизни; в Свете премудрости Твоей мы увидим свет (для наших дел). Продли милость Твою исповедующим Тебя! Святой Боже-Отец; Святой Всесильный-Сын, Святой Бессмертный-Дух, — помилуй нас! ( трижды ) Объяснение В первые века христианства, когда на всенощном бдении служитель алтаря при появлении утренней зари, возглашал: Слава Тебе, показавшему нам свет! то в ответ на это, клирос и все присутствовавшие в храме воспевали эту утреннюю песнь, в которой прославляется Пресвятая Троица и где изложена просьба о сохранении без греха в продолжение наступающего дня и об озарении разума духовным светом. Песнь эта, начинаясь — песней Ангелов , воспетой ими при Рождестве Спасителя, — оканчивается Серафимской песней , как бы означая этим, что небо и земля, Ангелы и люди составляют один великий, общий хор для прославления Господа. О важности того славословия блаженный Симеон Солунский говорит: «Всякому убо верному подобает поучитися и знати тое, на всяк день утра же и вечера Богу воссылати» — (См. Нов. Скрижаль 2, 62).   Хвалебно-благодарственная песнь Божией Матери Славянский текст Русский перевод Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: радуйся Невесто неневестная. Мы, рабы Твои, Богородица, Тебе, Воеводе, одерживающей верх в бранях с врагами, приносим победную и благодарственную песнь за то, что избавлены Тобой от бед. Но Ты, как имеющая силу непобедимую, (и впредь) охраняй нас от всяких бед; мы же будем взывать к Тебе: радуйся Невеста неневестная (т. е. вступившая в брак, приснодевственная). Последование литургии

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Клирик: – От того, что ты, святой владыка, говорил до сих пор, мы получили много пользы, так как услышали о необходимом и, особенно, о том, каким образом принял рукоположение единый Всемогущий по природе и единый воистину Святой. С другой стороны, мы узнали, как Нескверный и Чистый принял обручение и всесвято вступил в союз, свято соединяясь со святыми Своими в Божественной и не охладевающей любви. Но мы недоумеваем, каким образом Безгрешный приблизил Себя к покаянию? 17. О том, что и тайну покаяния открыл Сам Спаситель Архиерей: – Хорошо ты сказал. Знай же, что Он приближался к покаянию не ради Себя, но ради нас, ибо «он взял на Себя наши немощи и понес болезни» ( Мф. 8:17 ). Он не совершал покаяния, но учил покаянию. Об этом Он прежде всего и говорил, зная нашу удобопреклонность ко греху: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). Ибо каким образом мог приступать к покаянию единый Непорочный между людьми, или, лучше сказать, единый Святой и Чистый? Но Он преподал учение о покаянии ради нас. Он сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9:13 ), поэтому не отказывался есть и пить с мытарями и грешниками, за что порицали его иудеи. И блудных принимал Он милостиво, ибо и они касались ног Его, припадая в молитве, и на главу Его возливали миро, и слезами омывали и отирали волосами ноги Его. И не отверг жены хананейской – язычницы. И взятую в прелюбодеянии не осудил, а только сказал, чтобы она больше не грешила. Он ни разу не оттолкнул и корыстолюбцев и хищников, воздавших за нанесённые ранее обиды. Принимал охотно и многократно. И принял любостяжателя и мытаря, оставившего ремесло своё. Христос принял убийцу и разбойника после одного только слова на кресте. Он и первого ученика Своего, троекратно отвергшегося от Него, простил после того, как тот оплакал свой грех и троекратно исповедал перед Ним любовь свою. Он принял Павла, прежнего хулителя и гонителя, обратившегося к Божественной ревности. Всем этим, равно как и притчами, сказанными Им: притчей о блудном сыне и иными, – Христос установил и на деле раскрыл тайну покаяния. 18. О том, что и дела покаяния Христос совершал ради нас

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010