Омовение рук – древний обычай, имеющий в литургическом контексте не столько гигиенический, сколько сакральный смысл: к жертвеннику Божию следует приступать с чистыми руками и чистым сердцем. Обычай омовения рук и ног перед началом богослужения восходит к ветхозаветным предписаниям: И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их ( Исх.30:17–21 ). Облачение архиерея Особой торжественностью отличается чин облачения архиерея, совершаемый посреди храма. Современная практика облачения архиерея несколько отличается от той, что описана у Симеона Солунского . У него иерарх для облачения «сходит с кафедры своей, что знаменует нисшествие Бога». После этого он «облачается в священные одежды, которых семь по числу семи действий Духа, а именно: в стихарь, епитрахиль, пояс, поручи, палицы, фелонь, или саккос (полиставрий), и, наконец, в омофор». Всё облачение вместе знаменует «вочеловечение Христово и всё, что относится к тайне вочеловечения», каждая же из одежд по отдельности имеет свое значение 547 . В современной русской практике архиерей, напротив, восходит на кафедру после чтения входных молитв, и облачение его в священные одежды происходит на кафедре. Отличие связано с тем, что в греческой практике в начале Литургии архиерей стоит на возвышенном троне, к которому ведут ступени; трон расположен справа от царских врат, и архиерей стоит вполоборота к алтарю. В русской практике кафедра представляет собой возвышение, обычно квадратной или прямоугольной формы, которое ставится в середине главной части храма: восходя на нее, архиерей стоит лицом к алтарю 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Он [Иисус Христос], будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Это воодушевляющее кредо выводит вероучительную основу православного и католического литургического богословия из Пасхальной Тайны Христовой, из кенозиса, или самоуничижения, в воплощении, страстях и смерти, из возвышения через Воскресение, Вознесение и сидение одесную Отца, из окончательного прославления в небесной литургии Агнца с ангелами и святыми перед престолом Божиим. Эти взаимозависимые учения, исконные для православного миропонимания, походят на последовательные связи, полностью зависящие от Воплощения Богочеловека Иисуса Христа. То, что когда-то считалось непреодолимой пропастью между божеством и человечеством, для христиан было соединено Воплощением предвечного Слова Божия, ставшего плотию. Этот мост соделал Божественное спасительное домостроительство непреходящей реальностью. В православной культуре это привело к божественной изобразимости на иконах и в действах: «защитники святых икон утверждали возможность христианской иконографии как доказательство Воплощения Слава». 730 Св. Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ум. 749), «последний из греческих Отцов», учил в своем Первом защитительном слове против порицающих святые иконы § 16: Бестелесный и не имеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, я изображаю видимую сторону Бога. 731 В его богословии церковный обряд составляет и репрезентацию, и репрезентацию современного земного спасистельного действа Христова. В Диалоге против всех ересей §§ 289–290 свт. Симеон Солунский (ум. 1429) дает это видение православной богословской экспрессии следующим образом:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

«Отче наш!» – потому что Он наш Создатель, сотворивший нас из ничего, и потому что через Сына Своего по естеству сделался для нас Отцом по благодати. «Иже еси на небесех» – потому что Он почивает во святых, будучи свят, как написано; святее же нас Ангелы, пребывающие на Небе, и чище земли – Небо. Потому Бог преимущественно и есть на Небесах. «Да святится имя Твое». Поскольку Ты свят, то освяти имя Своё и в нас, освяти и нас так, чтобы мы, сделавшись Твоими, могли святить Твое имя, возвещать его, как святое, прославлять его в себе, а не хулить. «Да приидет Царствие Твое». Будь нашим Царем ради наших добрых дел, а не врагом за наши злые дела. И да приидет Царствие Твое – последний день, когда Ты примешь Царство над всеми (и над врагами также), и Царство твое будет вечно, каково оно и есть. Ожидает оно, впрочем, достойных и готовых к тому времени. «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и земли». Утверди нас, как Ангелов, чтобы воля Твоя была исполняема в нас и нами, как и в них; да будет не наша воля страстная и человеческая, но Твоя, бесстрастная и святая. И как Ты соединил земное с Небесным, так и в нас, находящихся на земле, да будет Небесное. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Хотя мы просим и о Небесном, но мы смертны и как люди просим для поддержания нашего существования и хлеба, зная, что и он – от Тебя и что Ты один ни в чем не имеешь нужды, а мы связаны нуждами и в Тебе полагаем дерзновение своё. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но – необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться о завтрашнем дне, потому что Ты печёшься о нас и в настоящий день, будешь заботиться и завтра, и всегда. Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь – Хлеб живой, Небесный, Всесвятое Тело живого Слова. Кто не будет есть этот Хлеб, тот не будет «иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). Это – Хлеб насущный, потому что Он укрепляет и освящает душу и тело, и «ядущий хлеб сей будет жить вовек» ( Ин. 6:51 ). «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». В этом прошении выражены весь смысл и вся сущность божественного Евангелия, ибо Слово Божие и пришло в мир для того, чтобы оставить нам наши беззакония и грехи, и, воплотившись, для этой цели совершило всё: пролило Свою Кровь, даровало Таинства во оставление грехов и это заповедало и законоположило. «Прощайте, и прощены будет», – говорит Оно ( Лк. 6:37 ). И на вопрос Петра, сколько раз в день отпускать согрешившему, отвечает: «до седмижды семидесяти раз», имея в виду: без счета ( Мф. 18:22 ). Кроме того, Слово Божие определяет этим успех самой молитвы, свидетельствуя, что если молящийся отпустит, то отпустится и ему, и если оставит, то оставится и ему, причем оставится в той мере, в какой он оставит ( Лк. 6:36–38 ) грехи против ближнего и Создателя, потому что этого хочет Владыка. Ибо все мы равны по природе и все вместе рабы, все погрешаем, отпуская не много, получаем весьма много, и давая прощение людям, сами получаем прощение от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Потому что мы свободны от закона кровию Иисуса Христа, ибо «Христос искупил нас от клятвы закона» ( Гал. 3:13 ), говорит Павел, и нет нам никакой пользы в служении закону, так как если снова поступаем по нему, то «не будет вам никакой пользы от Христа» ( Гал. 5:2 ), опять говорит Павел. Так, исполнив всё за нас, Христос освободил нас. Поэтому Он был и обрезан, а мы не обрезаемся, но крещаемся Духом и вкушаем не плоть и кровь мёртвых животных, но Плоть и Кровь Его. Итак, слишком очевидно, что преподана Им жертва Его страшного Хлеба и Чаши, а не пасха подзаконная, поскольку Он говорит: " сия чаша есть Новый Завет в Моей крови» ( Лк. 22:20 ), и: «сие есть Кровь Моя Нового Завета» ( Мф. 26:28 ), подобно тому, как и пред этим, давая нам в пищу Тело Своё, говорил: «приимите, ядите: сие есть Тело мое» ( Мф. 26:26 ). Но ты не можешь подражать этому, настолько ты привязан к опресноку, не можешь разделять и преподавать Тело, равно как и Кровь Его, хотя Он и говорит: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» ( Мф. 26:27–28 ). Ты не делаешь и этого, и приходящим к тебе причаститься не преподаешь Чаши: столько во всем допустил ты нововведений. Мы же во Христе священнодействуем по образу Его, и преломляем хлеб, как Он преломил, и едим, как Он сказал, и даём верным, и приносим хлеб совершенный, поскольку и Он совершенный человек. И делаем это также в знак прекращения жертвы ветхозаветной, так как время её закончилось, когда явилась Истина. Между тем мы веруем также, что и Спаситель освятил хлеб квасной, совершенный, в пасху, которой возжелал, хотя прежде Он и совершил законную пасху. Когда Он возлежал и имел солило, в которое омочил руку Иуда, тогда, очевидно, Он совершал не пасху подзаконную, ибо в ней, как предписывал закон, всё было печёное на огне, а не варёное в воде. Итак, справедливо то, что подзаконную пасху Он совершил в другое время, а тогда совершил Свою пасху, которой и возжелал. И я говорю это часто, желая и Сам в Нём, по милости Его, вкушать сию живую пасху всегда, ныне и в будущем веке. Об этом молюсь я во всякое время за себя и за всех братий.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Почти то же повторяет Матфей Властарь (Синтагма, литера К, гл. В), и такое же объяснение дает нам в начале XIV века Матфей Ангел Панарет Николай Кавасила переходит уже к чистому символизму. Для него " теплота " есть аллегория схождения Духа Святаго на Церковь Симеон Солунский (XV век) говорит: " Теплота свидетельствует, что Господне Тело, хотя и умерло после отделения от Души, осталось все же животворящим (ζωοποιν) и не отделено ни от Божества, ни от всякого действия Святого Духа " То же он повторяет и в ответ на 58-й вопрос епископу Пентапольскому Гавриилу. Как мы видели, в последующих кодексах формула благословения теплоты меняется. Вместо " теплота Святаго Духа " устанавливается " Теплота веры исполнь Духа Святаго " . Тем не менее этот оригинальный литургический обычай свидетельствует об учении Церкви о нетленности Тела Господа. P. Lagrange. «Un eveque syrien du V s». in: «Melanges d’histoire religieuse». Paris, 1915, p. Grondijs, op. cit., pp. 83-87, 96. LEW, p. 341. А. Дмитриевский. «Описание литург. рукописей», т. II, стр. 170. Ibid., стр. 150. Ibid., 262. Ibid., 612. Ibid., 475. Ibid., 817. Op. cit., p. 57. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. «Святый Грааль» в: «Путь», N 32, 1932, стр. 4. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. M. P. Gr. T. 119, col. 667; 126, col. 61. Grondijs, op. cit., pp. 118-119. Grondijs. op. cit., pp. 81-82. Grondijs, op. cit., pp. 123-124. M. P. Gr. T. 150, col. 449 D - 452 A. Expositio de divino Templo, cap. 94. Причащение Одной из самых любопытных подробностей византийского чина литургии является вливание " теплоты " , т.е. горячей воды, после раздробления Агнца и вложения частицы IC в Потир, т.е. после освящения Даров. Это действие интересно по разным причинам. Во-первых, эта подробность есть достояние одного только византийского чина, неповторяющаяся более ни в одной другой части христианского мира. Во-вторых, это явление вошло в литургию сравнительно поздно и, во всяком случае, не сразу и не всюду принято было с одинаковым единодушием. В-третьих, толкование этого акта разными литургистами древности не вполне согласованно. Это действие представляет собой настолько значительный момент не только в литургическом обиходе, но и в литургическом богословии, что оно заслуживает полного внимания исследователя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Праведники, отмечает святитель Григорий Палама, просияют Божественным светом в Царстве Небесном и «как порождения этого света будут удостоены зреть Божественное сияние Христа». Для великого Солунского иерарха зрение Бога лицем к лицу «не означает зрение сущности Бога, но Его славы». Эта божественная слава, которая «была полностью передана человеческой природе, объединившейся с Богом Словом, делается в Духе Святом доступной зрению и причастию людей» [ 1223 ]. Об этой славе пророчествовал и пророк Даниил. Говоря о воскресении мертвых, он добавил: «И разумные (те, кто познал Бога и жил согласно Его воле) будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 3). Об этой славе праведных в Невечернем Царстве Троичного Бога преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Когда откроются книги совести святых, тогда воссияет в них Христос и Бог наш, обитающий теперь в них сокровенно, и святые сделаются подобными Ему, Богу вышнему. Откуда это видно? Послушайте самого Христа Спасителя, Который говорит: «Тогда просияют праведные, как солнце» (Мф. 13, 42). О каком другом времени говорит Он, если не о времени Второго Пришествия Своего? И о каком другом солнце, если не о Себе Самом, именуемом Солнцем Правды, воссияющем и сияющем во святых Своих? Это же явно говорит и Иоанн, наперсник Господень: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» (1 Ин. 3, 2). И Апостол Павел говорит: «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12) [ 1224 ]. Преподобный Никодим советует верующему, если тот хочет уберечь себя от греха, помнить и запечатлеть в своем сознании «все те вечные и неизглаголанные блага […], ту сладчайшую радость рая, неизреченную небесную славу, непреходящее веселие, невечерний и незаходящий свет, блаженное зрение и ведение Бога, которое есть конечный предмет и главное наслаждение всех блаженных […]. Там радость — это сама радость, без печали, там жизнь — это сама жизнь, без смерти, там свет без тьмы […], там все блага, и только блага, без всякого зла» [ ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Праведники, отмечает святитель Григорий Палама , просияют Божественным светом в Царстве Небесном и «как порождения этого света будут удостоены зреть Божественное сияние Христа». Для великого солунского иерарха зрение Бога лицем к лицу " не означает зрение сущности Бога, но Его славы». Эта божественная слава, которая «была полностью передана человеческой природе, объединившейся с Богом Словом, делается в Духе Святом доступной зрению и причастию людей». 1223 Об этой славе пророчествовал и пророк Даниил. Говоря о воскресении мертвых, он добавил: «И разумные (те, кто познал Бога и жил согласно Его воле) будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» ( Дан.12:3 ). Об этой славе праведных в Невечернем Царстве Троичного Бога преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Когда откроются книги совести святых, тогда воссияет в них Христос и Бог наш, обитающий теперь в них сокровенно, и святые сделаются подобными Ему, Богу вышнему. Откуда это видно? Послушайте самого Христа Спасителя, Который говорит: «Тогда просияют праведные, как солнце» ( Мф.13:42 ). О каком другом времени говорит Он, если не о времени Второго Пришествия Своего? И о каком другом солнце, если не о Себе Самом, именуемом Солнцем Правды, воссияющем и сияющем во святых Своих? Это же явно говорит и Иоанн, наперсник Господень: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ). И Апостол Павел говорит: «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор.13:12 ). 1224 Преподобный Никодим советует верующему, если тот хочет уберечь себя от греха, помнить и запечатлеть в своем сознании «все те вечные и неизглаголанные блага [...], ту сладчайшую радость рая, неизреченную небесную славу, непреходящее веселие, невечерний и не заходящий свет, блаженное зрение и ведение Бога, которое есть конечный предмет и главное наслаждение всех блаженных [...]. Там радость – это сама радость, без печали, там жизнь – это сама жизнь, без смерти, там свет без тьмы [...], там все блага, и только блага, без всякого зла». 1225

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Преподобный Иоанн Дамаскин (116, 596). Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего горнее и дольнее, и все существующее, соединившего горнее с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви. Святитель Симеон Солунский (113, 283). Все части мира были приведены к спасению частями Креста. Святитель Василий Великий (113, 283). Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, " пришел к своим, и свои Его не приняли " (Ин. 1, 11). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на рамена Его тяжкое бремя грехов наших. " И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное " (Ин. 19, 17), держащий " все словом силы Своей " (Евр. 1, 3). Несет Крест истинный Исаак-древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, " сотворивший державу мышцею Своею " (Лк. 1,51). Многие плакали, но Христос говорит: " не плачьте обо Мне " (Лк. 23, 28): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, " не плачьте " . " Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени " (Быт. 49, 14-15). " Выходит человек на дело свое " (Пс. 103, 23). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, " уловить лов " отцу своему (Быт. 27, 5). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы " уловить лов " , чтобы привлечь всех нас к Себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

преподобный Иоанн Дамаскин «Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего горнее и дольнее, и все существующее, соединившего горнее с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви». святитель Симеон Солунский «Все части мира были приведены к спасению частями Креста». святитель Василий Великий «Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» ( Ин.19:17 ), держащий «все словом силы Своей» ( Евр.1:3 ). Несет Крест истинный Исаак – древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, «сотворивший державу мышцею Своею» ( Лк.1:51 ). Многие плакали, но Христос говорит: «не плачьте обо Мне» ( Лк.23:28 ): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, «не плачьте». «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени» ( Быт.49:14-15 ). «Выходит человек на дело свое» ( Пс.103:23 ). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, «уловить лов» отцу своему ( Быт.27:5 ). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уловить лов», чтобы привлечь всех нас к Себе. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской».

http://azbyka.ru/krest

Ради малого сего стыда, который мы переживаем сегодня перед одним нестрогим и благоговейным человеком, получившим от Духа власть вязать и решить 114 , по милости Божией избегнем нестерпимого того постыжения. Потому что невозможно обрести отпущения ни одного из всех [грехов] иначе, как через их открытие. Ибо Церковь не случайно приняла на себя совершать этот труд, но исходя из наставлений и примеров Ветхого и Нового [Заветов]. Сказал: исповедуюсь, говорит [Давид], Господу в беззаконии моем, и Ты простил нечестие сердца моего 115 ; я смирился, и спас меня Господь 116 ; скажи ты сначала беззакония свои, чтобы оправдаться 117 ; исповедайте друг другу согрешения 118 . Об этом и в Законе предписано, чтобы согрешающие принимались исповеданием через священника и очищались жертвами сообразно прегрешениям 119 . И Давид преподал пример, раскаявшись в убийстве и прелюбодеянии, пролив слезы и исповедавшись перед Нафаном, а также сочинив покаянный псалом 120 , призывающий милость Божию. И Манассия, покаянием оправдавшийся и спасшийся 121 , явился столпом покаяния. И предтеча Спасителя блаженный Креститель настаивал на исповедании и покаянии, взывая ко всем: покайтесь 122 , и крестя приходящих к нему и исповедующих грехи свои, как написано 123 . Прежде же всего Господь, Который и апостолам Своим это передал, чтобы они совершали покаяние, словами проповедовал: покайтесь 124 , делами же принимал исповедание – сперва от Петра, когда тот сказал Ему: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный 125 , и Господь ответил: не бойся, отныне будешь ловить человеков 126 , и от Матфея мытаря и Закхея, когда они открыли свои хищения и неправды, и Он принял их, и ел с ними, и сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию 127 . И блудниц, пришедших с покаянием, Он принял 128 , и взятую в прелюбодеянии 129 . Разбойника, исповедавшего свои [грехи] на кресте 130 , и Петра, отрекшегося и в покаянии пролившего слезы, принял и показал первым из учеников 131 ; также и Павла, прежде гонителя, который не только обвиняет себя пред всеми в том, что совершил до крещения, говоря, что я прежде был хулитель и гонитель и обидчик 132 , но и о том, что было с ним после [крещения], смиренно говорит: Христос пришел спасти грешников, из которых я первый 133 , и я недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010