Я, например, советую тем, кто уже перешел от молитвы устной к молитве умной, пользоваться тем способом, который рекомендует преподобный Симеон Новый Богослов в своем сочинении «О трех образах внимания и молитвы». Феофан Затворник , переводя это творение на русский язык, пропустил самый важный момент в описании третьего, правильного, образа молитвы. Суть предлагаемого Симеоном Новым Богословом метода состоит в том, чтобы взирать умом на вершину сердца. Этот метод очень действенный, он, может быть, даже более уместный и легкий, чем соединение молитвы с дыханием. Итак, наше преуспеяние будет зависеть по большей части от усердия к умному деланию, Иисусовой молитве. Откровение помыслов, частая исповедь, старательное исполнение послушания, конечно, необходимы, однако нужно понимать, что все эти делания подобны планетам, вращающимся вокруг Солнца, а Солнце – это молитва. Если мы не будем прибегать к помощи Божией, то не сможем приобрести и основополагающих добродетелей монашеской жизни – того же послушания, отсечения своей воли, откровения помыслов. А не приобретя этих добродетелей, мы не преуспеем и в остальном. Какое бы огромное значение ни имело, например, откровение помыслов, но само по себе, без усердия к молитве оно ничего не даст – это только вспомогательное, а не главное средство борьбы со страстями. Никто не может очистить человека, если его не очистит Сам Господь. А если мы не будем Его об этом просить, не будем прибегать к Его помощи и прилепляться к Нему, как сказано в Евангелии, всем сердцем, всей душой, всем разумом, всей крепостью (см. Мк. 12, 33 ), тогда нам не поможет и  Антоний Великий . Никакой, даже самый мудрый старец не принесет человеку пользы, если тот не будет прилепляться к Господу Иисусу Христу, потому что Он один является для нас Отцом, Наставником и Учителем, как Он Сам об этом сказал. Бывает, что человек как будто бы не получает помощи от духовного наставления. Он исповедуется, выслушивает какие-то советы, но потом оказывается, что эти советы бессильны: он не меняется, вновь претыкается и падает. Подчас этот человек думает, что дело в «неопытном» наставнике, а на самом деле виноват он сам. Конечно, никто из нынешних духовных наставников не претендует на то, что имеет всю полноту добродетели рассуждения (наверное, найти это в наше время почти невозможно), но мы в таком случае сами должны усердствовать и прибегать к единственному нашему Учителю – Господу. Он может без всяких слов, без всяких чудесных откровений самим действием благодати научить нас, как нужно себя вести, просветить наш разум так, чтобы мы знали, куда нам двигаться и что с собой делать, и укрепить нашу волю в том, чтобы исполнить заповеди Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

У некоторых исихастов, занимавшихся Иисусовой молитвой, со временем ум преображался и соединялся с сердцем, творя молитву. У некоторых умно-сердечная молитва восходила на ступень непрестанной молитвы . Кто-то из этих подвижников, очистивших ум от страстей до степени бесстрастия , даже был взят Богом на высшие ступени созерцания и богословия. Так было с преподобным Симеоном Новым Богословом. Конечно, обо всем этом богатстве безмолвнического опыта не упоминает в IV веке святитель Григорий. Однако, что же он пишет? Богословие не стоит считать только лишь определенным религиозным учением, которое можно развивать, как и любое другое учение. Богословие основывается на живом опыте общения с Богом. Приобретается этот опыт многими аскетическими трудами, если Бог их благословит. Тот, кто дерзает непрестанно богословствовать о высоком, поступает легкомысленно, профанирует Христово богословие. Ему следовало бы настойчиво очищать душу и тело от страстей, хранить ум от мятежа, памятовать о Боге, приучать себя к стоянию перед Святыней в страхе Божии.  И тогда он в свою меру приблизился бы к ступеням подлинного богословия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 февраля, 2007 5 июня, 2004 23 декабря, 2014 28 декабря, 2021 17 октября, 2021 2 сентября, 2021 6 декабря, 2020 18 мая, 2020 23 мая, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigoriy-pro...

Но тем не менее и в наше время есть души, преданно служащие Христу, души, охваченные и преисполненные горней Божественной Любовью . Эти люди находятся рядом с нами и ходят среди нас: одни из них живут в городах, другие уединились где-нибудь в горах, одни ведут невидимую брань в миру, другие подвизаются в монастырях. Это все те, кто превыше всего в своей жизни полагает Христа. Все те, кто вместе с возлюбленным учеником Христа Иоанном и всеми святыми возглашает: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» 25 . Это все те, кто вместе со святителем Фотием Великим восклицает: «Сей первый безудержно возлюбил нас, хотя мы были Ему врагами и ненавистниками... И не только возлюбил, но и понес бесчестие за нас, принял заушение и распятие, и к мертвым был причтен, и во всем этом явил нам Свой божественный Эрос». Это все те, кто вместе с Блаженным Августином возглашает: «Не ведаете ли Того, Кого возлюбила душа моя? Сердце мое не обрящет покоя, доколе не почиет с Тобою рядом, Господи!» Это все те, кто исповедует вместе со святым Максимом Исповедником , что Иисус есть Любовь и Возлюбленный. Как любовь Он стремится к людям и заключает их в объятия Своей Любви. Как любящий и возлюбленный Он влечет к Себе все, могущее вместить эту любовь. Это все те, о которых современные составители церковных песнопений напишут так же, как написал святой Никодим Святогорец об Августине Блаженном : «Рачением 26 воспламенивыйся божественным, Августине, светильник показался пресветлый, блаженне». Это все те, кто вместе со святым Иоанном Златоустом и святым Игнатием Богоносце м возглашает: «И люблю, и не перестану любить Христа», «Лучше умереть за Христа, чем царствовать во всех пределах земли. Его единого ищу, за нас умершего, Его единого желаю, ради нас воскресшего. Любовь моя распята 27 ...». Это все те, кто вместе со святым Иоанном Дамаскиным взывают ко Владыке Христу: «Владыко, изменила меня любовь Твоя. Связан я узами горнего желания Твоего». Это все те, кто составляет гимны и славословия, полные любви ко Христу, возвещая вместе со святым Симеоном Новым Богословом : «Чем менее я зрю Его, тем более уязвляюсь Его любовью и тем скорее тает ум мой... Пылает ум мой и сердце, и скитаюсь я, стеная, и обращаюсь в пепел, взыскуя повсюду Возлюбленного души моей. Когда же Он является мне, озаряется лицо мое, как лик Возлюбленного моего, и все уды мои становятся светоносными. И становлюсь я тогда прекраснее всех прекрасных».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

О девстве. скрыть способы оплаты Комментарии Борис Григорьев 11 июня 2014, 01:40 У о. Владимира вариант предпочтительнее... с поэтической точки зрения. Иван, студент 5 курса Сретенской семинарии 19 апреля 2014, 14:07 О. Владимир, позволю себе вступить с Вами в небольшую литературную битву :) О давший плоть Свою мне в пищу вольно, О Ты, огонь, палящий недостойных, Не опали меня, о нет, Создатель мой! Пройди же лучше Ты к соединениям моих частей, Во все суставы, внутренности, в сердце И попали терновники моих падений. Очисти душу, освяти советы, Колени укрепи с костями вместе, Чувств просвети простую пятерицу, Всего меня к Твоему страху пригвозди. Всегда покрой меня, и соблюди, и сохрани От дела всякого и слова душевредного. Омой, очисти и уладь меня, Укрась же, вразуми и просвети меня. Яви меня жилищем Твоего лишь Духа, И больше никогда - жилищем прегрешения. И коль я дом Твой входом причащения, Пусть как огня меня бежит любой злодей и страсть. Предстателей Тебе всех освящённых приношу, Чиноначалия же сил бесплотных, Предтечу Твоего, апостолов премудрых, И с ними Матерь чистую нескверную Твою. Молитвы их прими, Христе мой милосердный, И чадом света сделай Твоего слугу. Ведь Ты и освящение, и единственная Светлость наших душ, Благой! И мы Тебе, как подобает Богу и Владыке, Все воссылаем славу каждый день. Иван, студент 5 курса Сретенской семинарии 19 апреля 2014, 12:17 О. Владимир, спасибо, включу ваш перевод в свое правило! Замечу, что рифма в оригинале местами присутствует, а вот ритм какой-то непонятный... Где-то читал, что это называется " хромой ямб " . Можете рассказать подробнее? С уважением, Ваш студент :) Xenia 18 апреля 2014, 15:00 Как красиво! Каждый раз после Причастия когда читаешь эту молитву общий смысл осознаешь умом, но в переводе раскрывается вся красота этого произведения. Максим 17 апреля 2014, 13:05 В связи со св. Симеоном Новым Богословом здесь, наверное, полезно было бы упомянуть, что и его замечательная молитва перед Святым Причащением - тоже стихотворный гимн. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/70030.html

Примечание: Лет сорока или мало более был отец Василиск, когда узнал, что такое «внутренняя сердечная молитва» и начал упражняться в ней. В шестом часу дня призвал он на давление в сердечном вертограде… (ср. Мф 20:3–5 ). В самую лучшую пору, при полном развитии сил душевных и телесных, в самый цвет дня!.. Может быть, так сильно ратовал против него искушение болезнию и сомнением, потому что силы его созрели и достаточны были к борьбе и победе… Из оставления псалмочтенного правила, и занятия молитвою «сидя» можно усматривать, что старец Василиск обучался сердечной молитве по восточным формам, описанным в книге, называемой Добротолюбие, святыми отцами Григорием Синаитом , Симеоном Новым Богословом , Никифором, Каллистом и Игнатием и Иоанном Златоустны м, которые поучают внутренней сердечной молитве нижеследующим образом: 1. Сядь в несветлом и безмолвном углу на низенький стул. 2. Поникни и наклони голову несколько к левой стороне груди. 3. Сожми уста и через ноздри дыши тихо и пореже. 4. Отыщи воображением место сердца, под левым сосцом, и внимательно смотри в него. 5. Своди ум из головы в сердце, и при дышании произноси: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! – тихо устами. Или одним умом, или обеими вместе, как тебе будет удобно. Говори так, чтобы сия Иисусова молитва вводилась и изводилась в сердце вместе с дышанием, то есть втягивая в себе воздух произноси: Господи Иисусе Христе; а испушая воздух: поилуй мя! 6. Старайся в это время сколько возможно иметь внимание и не принимать в уме, кроме молитвы, никаких мыслей – ни худых, ни добрых. 7. Имей спокойное терпение и чаще повторяй сия занятие. Засим, для побеждения лености, нерадения и сухости, встречающихся при молитвенном упражнении, как свойственных падщей нашей натуре и хладному маловерию, а так же и посеваемых врагом спасения и молитвы, оные отцы представляют средства таковые: 1), твердо увериться, что в имени Иисуса Христа, призываемое во внутренней молитве, находиться благодатная сила – освящаемая; 2), что каждая мысль о молитве есть действие совоздыхающего Духа;

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Так, замечательный пример христианского романа, помогающего обрести путь к Богу, – это «Quo vadis» (в русском переводе – «Камо грядеши») Генрика Сенкевича. Еще в советское время перевод этого романа на русский язык открывал людям мир веры, способствовал преодолению предрассудков в отношении христианства. Но и в наши дни это произведение Нобелевского лауреата не утеряло своего громадного духовного значения. Не случайно и в нашем издательстве роман «Камо грядеши» Сенкевича выходил неоднократно. Сейчас активно разрабатывается богословие свидетельства. Так вот, книга Сенкевича – художественное свидетельство, живой пример первых христиан. Как пишет в послесловии к роману известный писатель и поэт Олеся Николаева, «этим и отличается простое знание фактов – а они нам по большей части известны хотя бы из истории христианской Церкви – от непосредственного переживания их, которое дарит художественная литература. Можно сказать, что наши умозрительные представления претворяются с ее помощью в экзистенциальное переживание и соучастие, становятся фактом нашего внутреннего опыта» . Христиане призваны максимально эффективно использовать как традиционные, так и новейшие технологии для передачи культурных и религиозных ценностей новому поколению. Тогда человек останется мыслящим существом – Homo sapiens. Потому что только с книгой в руках человек может сказать: «Cogito ergo sum». Иеромонах Симеон (Томачинский) кандидат филологических наук 18 июля 2011 г. Цит. по: Немировский Е.Л. Большая книга о книге: Справочно-энциклопедическое издание. М., 2010. С. 16. Ленский Б. Двоевластие//Профессиональное приложение к газете «Книжное обозрение». 2010. 350. С. 2. Николаева О. Послесловие// Сенкевич Г. Камо грядеши/Пер. с польского Е. Лысенко. М., 2010. С. 931. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Комментарии Вадим 16 октября 2011, 17:00 Бумажная книга вряд ли исчезнет совсем, скорее, перейдёт в категорию подарочных изданий для коллекционеров. Электронные книги будут вытеснять бумажные - хотя пока православные издательства этого не понимают и не предлагают электронные издания своих книг. Я, например, бумажные книги почти не покупаю - поэтому вся современная православная публицистика идёт мимо меня. А святые отцы в электронном виде есть, и очень хорошо читаются независимо от формата - на бумаге ли или на e-ink " е. Проблема, на мой взгляд, совсем не там, где её ищут апологеты бумажных книг: само восприятие информации новым поколением становится клиповым, урывочным, сконцентророванным в небольшом периоде времени. Становится сложно сосредоточиться на длинном материале, пусть даже интересном. На западных сайтах приходилось читать отзывы школьников к классике, мол, ну что за дела, уже полкниги прочитал, а " экшн " ещё и не начался! Аналогичные моменты замечаю и у своих студентов. Темп жизни сейчас, конечно, высок, но всё же не в одном нём дело. В общем, изменения идут, но вот куда они приведут...

http://pravoslavie.ru/47634.html

Закон жизни, по св. Григорию Богослову , заключается в том, чтобы «вспоминать о Боге чаще чем дышать». Только так можно придти к цели христианской жизни – к достижению соединения с Богом, причастию и созерцанию Бога. Эта главная идея исихастов всех времен, богословски утвержденная и узаконенная в Церкви, сначала в Ареопагитских списках (писаниях), а затем в сочинениях преп. Максима Исповедника , духовного предшественника святогорских исихастов, вместе с Евагрием, Исааком Сирином , и особенно Симеоном Новым Богословом . Задержимся на личности преп. Симеона. Для него, также как и для святогорских исихастов (он жил в конце X, начале XI века), Бог есть свет и почивает в неизреченном свете. Поэтому тот, кто достигнет соединения с Богом – причастится Его вечному свету и сам станет светом. Это возможно только в вере и добродетели, а «ИСИХИА» по его мнению – совершеннейшая из них; другие же добродетели – путь возводящий к ней. Тот, кто молитвенно безмолвствует, говорит святитель, должен, как блудница, держать, целовать и духовно обливать слезами ноги Иисусовы. Или как рабыня, глаза которой устремлены на руки госпожи, ловя любое движение, должен, не отводя глаз, смотреть на руки Господа Бога своего. Должен, подобно невесте, принадлежать Христу Богу, ложиться и вставать ради вечной жизни, или как ученики Христовы на Горе Фавор, увидев славу Его и услышав голос Отца – «Се Сын Мой возлюбленный», пали ниц со словами «хорошо нам здесь быть». Молитвенно безмолвствующий, как Моисей на вершине Синайской Горы, должен пребывать в уединении, уходить в облако, скрываясь от других. Если он будет так поступать, ему ясно откроется лицо Божие. И в созерцании Бога и созерцаемый Богом, слушая глас Его, откроется, сначала ему, таинственным образом, тайна Царства Божия, а затем, он даст закон и другим; просветится сам, и просветит других светом знания; будет помилован сам, и будет миловать других. Он ищет и находит, а когда найдет – раздаст тем, кто от него ищет, освобождается от пут зла, и освободившись сам, освобождает других.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Сочинениями Симеона Богослова нередко свидетельствуется преп. Нил Сорский : – «якоже Симеон новый Богослов повелевает» ... «Якоже рече св. Симеон» ... Преп. Иосиф Волоколамский также делал выписки из сочинений нового Богослова, – в сборнике своём он поместил до 15-ти его слов. В Славянских молитвенниках читается Симеонова молитва перед приобщением св. Таин. Одна читается и в Греческих под названием: « Симеона нового Богослова благочестивое испытание о св. Причащении». «Новым» он называется потому, что он преподавал такие глубокие тайны внутреннего подвижничества, о каких давно не слыхали... Празднование Лидской или Римской иконе Богоматери Св. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов, прежде отшествия своего в отдалённые страны для проповеди слова Божия, благовествовали Господа Иисуса в местах, ближайших к Иерусалиму. Когда они обратили к христианской вере множество народа в городе Лиде, названном впоследствии Диосполем; тогда соорудили здесь для новообращённых храм во имя Пресвятой Девы Марии и, пришедши в Иерусалим, молили Богоматерь посетить и Своим пришествием освятить и благословить сей храм, посвящённый Её имени, дабы возносимые в нём молитвы верующих благоприятны были рождённому от Неё Сыну Божию. Пречистая Дева сказала им: «идите с миром; там и Я с вами буду». Пришедши в созданный ими храм, они узрели на одном из поддерживавших его столбов образ Богоматери, по-видимому не человеческой рукой, но Самим Богом написанный и представлявший истинное подобие святого лика и честных одежд Владычицы. Увидевши это дивное знамение, Апостолы с благоговением поклонились нерукотворенному образу и возблагодарили Господа. Потом Сама Богоматерь посетила храм Лидский и, нашедши там весьма многих, уверовавших во Христа, возрадовалась духом и даровала образу Своему благодать и силу чудотворения. В честь явления этого образа установлено и совершается празднование 12 марта. В IV веке во время гонения, воздвигнутого Юлианом на Церковь Христову, послан был им в Лиду сродник его для уничтожения образа Пресвятой Богородицы. При этом последовало новое чудо: как ни старались каменосечцы разными орудиями стесать священное изображение, но оно не сглаждалось, а углублялось более и более внутрь столба со всеми красками и очертаниями, так что ремесленники, не могши никакими усилиями уничтожить его, принуждены были оставить свою безуспешную работу. Слух о великих и многочисленных чудесах, бывших от честного образа Божией Матери, распространился во все концы мира, и потому верующие ежегодно отовсюду стекались в Лиду для поклонения ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Богословие преподобного Максима Исповедника основано как на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, так и на методологии раннего неоплатонизма, разработанного Плотином [VII] и Проклом. Именно в трудах святого впервые произошел синтез богословской традиции, которую принято называть византийской [VIII] . Эта традиция была продолжена и развитапреподобным Симеоном Новым Богословом (+ 1021) и  святителем Григорием Паламой (+ ок. 1360). 3. Предпосылки появления учения преп. Максима Исповедника о логосах Прежде чем приступить к раскрытию учения Максима Исповедника о логосах сотворенного естества, необходимо сказать о предпосылках его возникновения, одной из которых была борьба с арианской ересью. Еще в IV веке свт. Афанасий Великий (епископ Александрийский, боровшийся с ересью александрийского же пресвитера Ария) указывал на важность различать способы происхождения второй Ипостаси Бога – Слова Божия ( Логоса) – и мира. Сын Божий предвечно рождается Богом Отцом из Его естества (поэтому Сын единосущен Отцу), тогда как мир сотворенволей Божией из ничего и имеет иную сущность (природу). Св. Афанасий отличает в Боге Его невыразимую Сущность от Его свойств (например, «силы» и «благости») и действий ( энергий), которые выражают бытие Бога вовне, т.е. бытие Бога в мире (это различение сыграет важную роль в становлении учений преподобного Максима Исповедника и святителя Григория Паламы). Вера в существование абсолютного начала сотворенного мира является непреодолимой пропастью, разделяющей христианское богословие и древнегреческую философию (как платоническую, так и эпикурейскую) . В IV веке до Р.Х. древнегреческий философ Платон на основании учения Сократа об абстрактных понятиях (а также мысли Гераклита об изменчивости материального мира) выдвинул гипотезу о существовании мира идей (греч. Κσμος νοητς, космос ноэтос – «духовный/мыслимый мир», в терминах неоплатоника Плотина) – реального бытия, в отличие от материального мира – небытия (греч. μ ν, ме он). Идея/эйдос (греч. δα — «вид, наружность, прообраз») понималась Платоном как сущность вещи, познаваемая без помощи чувств; причем идея представляет собой сущность не отдельной вещи, но какого-либо вида вещей.

http://bogoslov.ru/article/4912689

В этом случае до приезда архиерея духовенство выстраивается в два ряда в притворе храма. При входе архиерей облачается в мантию – длинное, со шлейфом, одеяние с разрезом посередине и с нашитыми поверх ткани двухцветными линиями, называемыми «источниками». По объяснению Симеона Солунского , мантия «изображает промыслительную, и вседержительную, и всеохраняющую благодать Божию, как одежда, охватывающая и обнимающая всё тело». А источники «означают различные струи учения, вечно источаемые двумя заветами – Ветхим и Новым, которые знаменуются скрижалями, указующими, сверх того, и на открытое в груди, то есть в сердце, ведение Евангелия Христова, которое и при рукоположении святитель воспринимал на голову открытыми письменами» 538 . Входные молитвы на Патриаршем богослужении Облаченный в мантию, архиерей подходит к амвону, где слушает чтение вхóдных молитв. По окончании их он восходит на свою кафедру, расположенную посреди храма, для облачения в литургические одежды. 2 . Облачение священнослужителей Облачение священника и диакона совершается в алтаре, облачение архиерея – на кафедре, посреди храма. При облачении в каждую из священных одежд читаются специально для этой цели подобранные стихи из ветхозаветных книг. Поскольку текст Литургии составлялся на греческом языке, то и библейские стихи заимствованы из греческого перевода Библии (Септуагинты). Иногда эти стихи приводятся в парафразе или с добавлением нескольких слов для большего соответствия литургическому церемониалу. Облачение диакона Прежде чем облачиться в священные одежды, диакон берет благословение у священника. Облачаясь в каждую из священных одежд, диакон осеняет себя крестным знамением, целует одежду и возлагает на себя. При облачении в стихарь он произносит слова из Книги пророка Исаии: Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя. Яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою 539 Да возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010