священник Николай Ким Скачать epub pdf 1. Жизнь преподобного Никиты Стифата 1.1. Ученик преподобного Симеона Нового Богослова Преподобный Никита Стифат (Пекторат) родился в начале XI века, примерно в 1005 г., очень рано встал на путь монашеского подвига, известно, что с 14-ти лет он был послушником Студийского монастыря. Там же и рукоположен в сан пресвитера 1 . Определяющим моментом его жизни стало близкое знакомство и духовное общение с великим подвижником – преп. Симеоном Новым Богословом , который был его духовным отцом. Воспоминания о жизни и поучениях своего наставника преподобный Никита сохранил для потомков, написав Житие преподобного Симеона. Этот труд был им окончен около 1052 года, т.е. спустя несколько десятилетий после кончины учителя (как известно, годы жизни преподобного Симеона 976–1022), хотя свидетельства для составления Жития и труды своего наставника Никита начал собирать еще при жизни преп. Симеона. Именно благодаря такой скрупулезной работе преп. Никиты в качестве секретаря и переписчика при своем учителе мы знакомы с основными богословскими трудами преп. Симеона Нового Богослова . Так, например, преп. Никита Стифат написал предисловие к «Божественным гимнам» преп. Симеона Нового Богослова 2 . Житие преп. Симеона, составленное преп. Никитой 3 , отличается от других агиографических произведений своей богословской насыщенностью. Положения учения о спасении он разбирает на примере жизни святого. Это же учение впоследствии изложено им и в разбираемом нами трактате «О Рае», причем главные моменты этого трактата имеют ясные параллели в жизнеописании преп. Симеона. 1.2. Монах Студийской обители Студийская обитель, в которой преп. Никита провел большую часть своей жизни, всегда была на особом положении в государстве. Это связано с местонахождением обители рядом со столицей, на пути в пригородную резиденцию василевсов. Значение обители подчеркивалось тем, что государи часто отдавали своих наследников на воспитание под начало наставников-монахов в этом монастыре. «Место для этих занятий отведено было в Студийской обители – по двум причинам: во-первых, чтобы они, подражая наилучшим мужам, и в добродетели усовершенствовались; во-вторых, чтобы, находясь вне города, удобнее могли отправляться на охоту и заниматься оружием» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Скачать epub pdf От переводчика Данная работа – попытка «зеркального» перевода творений св. Симеона Нового Богослова . Мною использовался принцип «евангельского» перевода свв.Кирилла и Мефодия и переводов богослужебных церковно-славянских текстов: при знании точных значений греческих слов, как правило, сохранение количества и, по возможности, порядка соответствующих слов русских, чтобы читатель слушал не пересказчика мыслей, но самого св.Симеона. Св. Симеон Новый Богослов (949–1022) родился в Галатии (Малая Азия) в знатной семье. В молодые годы он был взят в столицу Константинополь для продолжения учебы и поступления на службу ко двору. Но этот путь не увлек Симеона и, с некоторой задержкой, он принимает монашество. Еще будучи в миру, он знакомится со святым Симеоном Благоговейным , который и стал его наставником. В монастыре, отличившись строгостью в монашеском делании, Симеон вызвал неудовольствие у братии и был вынужден покинуть его. Перейдя в небольшой монастырь, расположенный неподалеку, он через три года становится игуменом. Проведя в этой должности двадцать пять лет, св.Симеон уходит на покой, и через семнадцать лет преставляется ко Господу, оставив после себя множество замечательных духовных произведений и почетное прозвание «Новый Богослов». Илья М.Носов Диалог схоластика с Симеоном Вопрос: Что было в мире прежде, чем миру быть? Ответ: Бог , мир сотворивший. Вопрос: Когда еще не было мира, как был Он в мире? Ответ: И прежде становления, в Боге всецело как бы будучи, был мир, и еще не приведенные люди в мир – словно уже рожденные Богом. Уже составил, ибо, Он в Себе все, и еще не созданное, хотя и не постигается оно нами. Вопрос: Итак, если, как ты говоришь, в мире был Бог прежде, чем миру быть от Него, чем стал Бог , когда мир этот привел? Неужели отделился Он от мира? Или и снова в мире Он есть? Ответ: Местом не отделился от Своих творений их сотворивший Бог . Куда, ибо, везде сый и вся Своя исполняяй Божество переместится? Природой же и сущностью, и ипостасью, и прочими свойствами, Всего Зиждитель лежит выше природы, и неизмеримо, и непостижимо Он отделился.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

     В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга, призванная помочь не только родителям маленьких детей и подростков, но и всем тем, кто участвует в воспитании детей: родственникам, преподавателям, священникам. Она называется «Родители и дети» . Книга является сборником бесед известного греческого духовника архимандрита Симеона (Крайопулоса) со своей паствой. Преподаватель и проповедник, основатель двух монашеских общин, архимандрит Симеон (1926–2015) обучался богословию в университете в Салониках и изучал психологию в Страсбурге. Несмотря на то, что беседы архимандрита Симеона состоялись в 1969–1970 годах, рассуждения автора, вопросы, которые он ставит, остаются актуальными и по сей день. Очень тонкий, но очень важный момент В нашей Церкви возобладало крещение во младенчестве. Крещение, хоть это и чудотворное, таинственное действо, которое совершается для изменения человека и во время которого младенец умирает (в том смысле, что в нем умирает ветхий человек) и становится новым человеком, несмотря на это, крещение — не волшебное действо, которое решает все проблемы. Это таинство, оно чудотворно, оно влияет на маленького ребенка только потому, что он не противостоит этому, не оказывает сопротивления. Однако вместе с тем для того, чтобы крещение воздействовало на нас полностью, как говорят отцы Церкви, и сам человек, когда будет расти, становиться разумным и осознавать смысл этого таинства, должен содействовать благодати, которую обрел в крещении, чтобы в конце концов сделаться новым человеком . Мы говорили применительно к прививанию деревьев: если мы один раз привили дерево, то все, дело сделано, дерево привито. Но этого недостаточно. Должно сложиться еще множество других факторов, чтобы в конце концов дерево начало плодоносить и приносить мирные плоды. И на предыдущей встрече мы подчеркивали, что в этом деле очень важную роль играют родители и восприемник. Труд родителей и восприемника в этом деле (помощь младенцу, который был крещен, стать истинным христианином и достичь меры полного возраста Христова , по слову апостола Павла) совершается не просто потому, что родители и восприемник хотят поступать так или иначе. И он заключается не только в том, чтобы указывать ребенку, что говорить и делать, о чем думать. Этого недостаточно, и это не только не помогает, но иногда и еще больше запутывает ситуацию.

http://pravoslavie.ru/115017.html

Об отсутствии иконы в умо-сердечном молитвенном делании вряд ли можно заявлять категорично, как-то делают некоторые исследователи (о. И. Осэр, Ж. Например, А.П. Каждан утверждает, что «прямое мистическое общение с Богом», проповедуемое исихастами и их предшественниками, главным образом преподобным Симеоном Новым Богословом, «было в явном противоречии с православным богослужением, которое ассоциируется с таинствами Церкви и Более умеренную позицию занимает А. Риго – он не видит единства без-образной молитвы и иконопочитания, полагая, что эти стороны благочестия у исихастов не Что касается таинств Церкви, то они, как основа мистицизма преподобного Симеона Нового Богослова, убедительно представлены на основании анализа его сочинений в исследованиях Василия Кривошеина «Симеон Новый Богослов» и иеромонаха Иллариона (Алфеева) «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание». Аналогичная их роль в исихазме свидетельствуема тематикой и содержанием сочинения исихаста нач. XIV-XV вв. Николая Кавасилы «Семь слов о жизни во Христе». Оно, являясь « торжественным манифестом в смысле утверждения реальности и достижимости для человека общения с Богом, показывает, что это общение осуществляется в семи таинствах Православной Церкви. Само иконопочитание также являлось неотъемлемой частью духовной жизни Симеона Нового Богослова и исихастов, о чем свидетельствуют агиографические материалы. Так, мистическое видение света, по описанию прп. Симеона Нового Богослова, произошло с ним сразу же после поклонения иконе В XIV веке современник и близкий по духу Григорию Синаиту прп. Максим Кавсокаливит ощущал в груди теплоту и пламень «веющие от иконы, не жгущие, но прохлаждающие и услаждающие, производящие в душе великое В XV в. прп. Андрей Рублев соединил иконопочитание и исихастскую практику: для него иконы были посредниками в созерцании фаворского света. По свидетельству Иосифа Волоцкого Андрей Рублев и Даниил Черный во время праздников, сидя перед своими иконами и созерцая их, становились причастными благодати в видении фаворского света: «Божественныя благодати сподобитися, …всегда ум и мысль возносити к невещественному и божественному Во всех этих случаях икона выступает проводником божественной энергии благодати, посредником между Богом и человеком.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/09/ikonop...

Аннотация В статье раскрывается учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и его ученика прп. Никиты Стифата . Данное учение является одним из ключевых лейтмотивов, истоки которого мы находим у прп. Симеона Благоговейного и, шире, в студийской монашеской традиции. Для прп. Симеона Нового Богослова постоянный плач – высокое состояние подвижника, достигшего через очищение себя правильного созерцания окружающего мира и боговидения. Плач и слёзы – характерная черта не печали, а духовной радости, приобщённости благодатным дарам Святого Духа. Прп. Никита Стифат кратко повторяет основные тезисы прп. Симеона с определённой степенью детализации и в соотнесении с античной традицией, согласно которой плач и слёзы – проявление печали, которая, по новозаветной формулировке, может быть «печалью по Богу» или «печалью мира». Соотнесение учения о плаче и слезах с античной, по-преимуще-ству стоической, традицией характерно для прп. Никиты, учившего также о четырёх главных добродетелях и страстях. Преподобный Симеон недаром был назван Новым Богословом. Если свт. Григорий Богослов учил о Боге как о первом свете, об ангелах – как о вторых светах и о людях – как о третьих 1 , то прп. Симеон провозгласил важность не просто уподобления Богу, а достижения Бога как первого света через боговидение 2 . Согласно его духовному учению, видение или созерцание Бога – важнейшая добродетель, которую можно достичь через очищение себя покаянными слезами или плачем 3 . Видение приобретается в болезни и печали сердца, которая при этом оказывается величайшей радостью, утешением и удовольствием. В святоотеческой традиции до прп. Симеона подчёркивалась необходимость боговидения, но не так ярко, как у него – в полемике с богословской рациональной схоластикой и, можно сказать, со школьным богословием ради утверждения абсолютного императива идеала святости, которой нужно достичь при жизни 4 . Естественно, что при таком отношении добродетель плача (τ πνθος) должна была занять и действительно заняла центральное место в его аскетико-мистическом учении, тогда как восточные 5 и западные 6 авторы этого направления предшествующей эпохи или его современники 7 не рассматривают плач как центральное понятие. О плаче у прп. Симеона Нового Богослова писал, в частности, Н.М. Хунт 8 , особо выделяя пенитенциарный аспект плача. В настоящей статье будет предложен комплексный взгляд с акцентом на плаче как на добродетели. 1. Связь учения о плаче прп. Симеона Нового Богослова с учением прп. Симеона Благоговейного и прп. Феодора Студита

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Бежецк. Собор Воскресения Словущего. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Год постройки:между приблизительно 1720 и 1726. Год утраты:1936 Архитектор: Д.В. Ухтомский Адрес: Россия, Тверская область, Бежецк, Советская площадь Координаты: 57.780702, 36.691542 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Напротив храма Иоанна Богослова, по другую сторону Тверской дороги, несколько веков возвышался городской Воскресенский собор. Деревянная Воскресенская церковь упоминается в документах начала XVII в. как издавна существующая. Уже тогда она имела статус соборной. Воскресенский храм несколько раз разорялся поляками в Смутное время. Подвергался грабежам со стороны разбойных отрядов и на всём протяжении XVII столетия. Не обошли его стороной и частые в то время пожары. Поэтому в 1659 г. старая, обветшавшая церковь была заменена новым, значительно расширенным, двухэтажным, но по-прежнему деревянным храмом. Строился он стараниями думного боярина, родного брата жены царя Алексея Михайловича, бежецкого помещика Семёна Ивановича 3аборовского. Новый собор имел 4 престола. Первый - в честь Воскресения Словущего, второй - Богоявленский, третий - в честь Успения Богородицы и новый, четвёртый, был освящён в память строителя храма в честь Симеона Богоприимца. Семён 3аборовский пожертвовал в этот придел образ Святого Симеона работы величайшего русского мастера Симона Ушакова. Он принадлежал к довольно редкому типу двустолпного четверика, увенчанного световыми цилиндрическими барабанами. Своды храма опирались на два массивных восьмигранных столпа, расположенных на поперечной оси четверика. Высокое трёхярусное сооружение обнаруживало некоторое сходство по силуэту и типологическим особеностям с соборной колокольней в Твери (сер. 18 в.). Однако в отличие от своего возможного прототипа, яркого памятника эпохи барокко, бежецкая колокольня сочетала в своей архитектуре черты барокко и раннего классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=38496

Разделы портала «Азбука веры» Легеев Михаил, священник Прислушаемся к тишине. Догматические стихотворения и другая поэзия и проза В Избранное ( 10  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Аннотация Предлагаем к прочтению фрагменты книги священника Михаила Легеева “Прислушаемся к тишине. Догматические стихотворения и другая поэзия и проза”. Книга продается в лавке СПбПДА и некоторых храмах. Объём книги — 176 страниц, твёрдый переплёт. Настоящая книга представляет собой разные грани литературного творчества автора. В сборник вошли произведения, написанные в период с 2001 по 2014 год. Духовная поэзия, представленная в данном сборнике, опираясь на святоотеческое наследие, осуществляет попытку восхождения к древним традициям, заложенным великими поэтами Церкви – святителем Григорием Богословом и преподобным Симеоном Новым Богословом . Поэтическая форма позволяет по особому прикоснуться к церковному вероучению, почувствовать проникновение догматов веры в жизнь обычного человека. Написанные в совершенно ином жанре прозаические произведения автора, уже совсем иначе, в форме сказки, перекидывают мостик между проблемами вселенского масштаба и тем, что происходит перед нашим взором здесь и сейчас. Таким образом книга ориентирована на самого разного читателя – от церковного учёного до рядового прихожанина храма, от любителя поэзии до просто интересующегося развитием современной христианской мысли. Студенты духовных семинарий найдут в ней много параллелей с материалом, изучаемом в курсах «Патрологии» и «Догматического богословия». Надеемся, что данное издание окажется интересно всем, кто стремится глубже понять богословие Церкви Христовой и одновременно дорожит красотою человеческого слова. Об авторе Священник Михаил Легеев родился в Санкт-Петербурге в 1969 году. Кандидат богословия (кандидатскую диссертацию по теме «Учение Церкви о преложении Святых Даров по трудам святых отцов в период VI – XV веков» защитил в 2010 году). Преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии (преподаёт учебные курсы: «Патрология», «Православная экклезиология», «Православная сакраментология», «Христианская этика и аскетика», «Святоотеческое аскетическое богословие»). Автор научной монографии «Тайна преложения» и различных научных статей и публикаций, посвящённых современным вопросам экклезиологии и богословию синергии Бога и человека. Штатный клирик храма Рождества святого Иоанна Предтечи в пос. Юкки Выборгской епархии. Догматические стихотворения В раю

http://azbyka.ru/fiction/prislushaemsya-...

А. Г. Дунаев ПС.– Симеон Новый Богослов Знаменитый трактат Метод священной молитвы и внимания ( Μθοδος τς ερς προσευχς κα προσοχς) привычен для русского читателя под названием О трёх способах молитвы. Этот небольшой текст является одним из немногих дошедших до нас свидетельств об умной молитве и – не будет преувеличением сказать – самым важным, достаточно подробно описывающим технику такой молитвы. Как хорошо известно, именно сам способ умной молитвы послужил предлогом для начала паламитских споров, когда монахи, практиковавшие такую молитву, презрительно назывались сторонниками Варлаама и противниками св. Григория Паламы «омфалопсихами» (т. е. «пуподушниками») 247 . Между тем сочинение О трёх способах молитвы пользовалось таким авторитетом среди афонских (и, добавим, русских) монахов, что в церковной традиции авторство сочинения прочно укрепилось за прп. Симеоном Новым Богословом 248 . Без учёта этого текста никакое серьёзное знакомство с восточной духовной традицией, прежде всего поздневизантийского периода, просто немыслимо. Между тем, как раз в этом трактате все самые важные места были опущены свт. Феофаном Затворником в русском переводе (сделанном с новогреческого переложения, поскольку древнегреческий подлинник не был тогда ещё издан) в Добротолюбии с пояснением: Приём св. Семён указывает некие внешние приёмы, коииных соблазняют и отбивают от дела, а у других покрывают само делание. Так как эти приёмы, по недостатку руководителей, могут сопровождаться не добрыми последствиями, а между тем суть не что иное, как внешнее приспособление к внутреннему деланию, ничего существенного не дающее, то мы их пропускаем 249 . В одном из писем к иноку O. N. 250 еп. Феофан высказывается о мотивах такого решения пространнее и откровеннее: О молитве я говорил то, что говорил, потому, что из молитвы Иисусовой не знать, что сделали. Думают, что как только стал кто творить сию молитву, то этим одним уже все сделал. Молитва эта стала у них, как заговор какой: твори её, приложив к всему и те телесные положения, о коих Инде говорится, и все получишь. Вот и мурлычут, а сердце остаётся пусто, и мысли бродят, даже и срамные движения приходят, а им ничего, будто все такое в порядке вещей. – У иных приходит при этом малая теплота, и они кричат: вот благодать, вот благодать! – И не вспомнят, что говорят опытные: смотри, придёт лёгкая теплота, не дивись, это от естества, а не от благодати 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Антропология преподобного Симеона Нового Богослова с точки зрения духовной жизни современного христианина Источник Статья посвящена рассмотрению наиболее известных идей из богословского наследия преп. Симеона Нового Богослова с точки зрения их практической применимости в духовной жизни современного христианина. Автор полемизирует с высказанным ранее тезисом об отсутствии уравновешенности и трезвости в писаниях Святого. Раскрывается учение преп. Симеона о постепенности благодатного процесса обожения человеческой природы, о соотношении телесной аскезы и душевного подвига воспитания воли в служении Богу и ближним. О важном месте понятия умеренного подвига в сочинениях Преподобного наиболее ярко свидетельствуют учение Святого о «царском пути» (βσλικς δς), а также многократное употребление Новым Богословом выражений «κατ μικρν» и «κατ μικρν μικρν» при описании духовного преуспеяния христианина. Учение о святой Евхаристии как главном источнике освящения взаимосвязано с наставлениями Святого о смирении как главном фундаменте душевного созидательного труда. С точки зрения практической христианской психологии раскрывается существенная разница в чувствах и настроении причастника при условии, что он верит, что причащается как Божества, так и всего человечества Христа, в отличие от причастника, уверенного, что он принимает обоженные вещества хлеба и вина. Евхаристический реализм преп. Симеона позволяет еще раз обличить неверность недавно появившейся в православном богословии теории евхаристического «воипостазирования». Подвиги богословского созерцания и аскетических усилий, к которым призывает Новый Богослов всех христиан, должны проходить в духе христианского трезвения, которое включает в себя кроме постепенности и бдительности, еще и ясное осознание необходимости плодотворной аскезы в деле спасения души. Учение Святого о слезах покаяния рассмотрено в контексте новозаветного и святоотеческого аскетического предания о «печали по Богу». Ключевые слова: преподобный Симеон, аскетика, покаяние, молитва , смирение, слезы, печаль по Богу, обожение, Евхаристия, евхаристический реализм, смиренный подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Глава 6. Недоброжелательство, а затем и явное восстание некоторых непонимавших жизни духовной оптинских монахов и мирян против старца о. Леонида, хотя без особенно худых последствий. Соприкосновенный сему рассказ новоначального брата Александра (впоследствии иеросхимонаха Антония Киево-Печерского), в описываемое время принятого Старцем в Скит на жительство Не напрасно говорят свв. Отцы, что кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, и что всякому доброму делу искушение или предшествует, или последует. Слова печерского летописца, что иноческие обители воздвигаются молитвенным потом и слезами, могут быть отнесены и к введению в Оптиной Пустыни старчества – основы иноческого жития. Оно введено и упрочено здесь со многими трудами и скорбями. Согласно удостоверяют свв. Отцы, что враг рода человеческого не любит не только самого откровения помыслов, но даже и шума слов сего откровения; ибо знает, что чрез это разрушаются все его козни и коварства. Посему неудивительно, что он не замедлил против этого, в особенности ненавистного ему, иноческого пути употребить разные свои козни и за великое дело введения в обители старчества воздвиг сильное гонение против старца о. Леонида. И тем удобнее враг-искуситель мог злокознствовать против Старца и старчества, что не всякий мог правильно судить о сем, как и сам Старец впоследствии писал своим духовным детям, когда в 1836 г. против него уже сильно стали распространяться разные толки и хульные порицания. «О жизни высокой, – так писал он, – монашеской или схимонашеской не всяк может здраво судить, а особенно неочищенно имущий душевное око. Прочтите о сем у св. Симеона Нового Богослова главы 70, 71, 72, из коих увидите о правости суда людского...» 67 Согласно с св. Симеоном Новым Богословом и иные свв. Отцы учат, что люди обыкновенные, не имеющие духовного рассуждения, не могут правильно судить о душевном устроении людей духовных, как и св. апостол говорит: духовный (человек) судит о всем, а о нем судит никто не может ( 1Кор. 2, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010