Вопросы: Когда же виночерпий вспомнил Иосифа? Что приснилось фараону? Как истолковал Иосиф сны фараону? Что ответил фараон? Как возвеличил он Иосифа? б) Урок 2 Первый и второй приезд братьев Иосифа в Египет Голод был не только в Египте, но и в земле Ханаанской, где жил Иаков. Услышал Иаков, что продают хлеб в Египте; послал туда сыновей своих, и сказал им: «пойдите в Египет и купите хлеба, чтобы не умереть нам от голода». Десять сыновей Иакова отправились, а Вениамин, как самый младший, остался дома. Пришли братья в Египет к Иосифу и не узнали его, и поклонились ему до земли. Иосиф же увидев братьев своих, узнал их; вспомнил он про свой сон, но не хотел открыться им сразу, он желал узнать, жив ли отец его, исправилась ли братья и жалеют ли они о сделанном когда-то поступке. Поэтому сказал им сурово; «вы пришли посмотреть нашу страну и узнать её незащищенные места». Они же ответили ему: «нет, господин, мы люди честные; дети одного отца. Нас двенадцать братьев, одного не стало, а меньший остался дома». Иосиф же сказал: «не поверю, пока не увижу вашего меньшего брата» и распорядился, чтобы одного из них Симеона заключили под стражу, а остальных, снабдив хлебом, отпустили домой за младшим братом. И стали говорить друг другу братья –«Это мы наказываемся за Иосифа; мы видели, как он страдал и не сжалились над ним, вот нас и постигло такое горе». Иосиф же понимал все, что они говорили между собой; он понял из их разговора, что они стали лучше, добрее, честнее и раскаиваются в том, что продали его; – он отошел от них и заплакал. И велел незаметно положить в их мешки то серебро, которое они уплатили за хлеб, и отпустил их. Когда братья Иосифа вернулись домой и нашли это серебро, – они очень удивились и рассказали Иакову все, что с ними говорил начальник земли Египетской, и что велел привезти Вениамина. Иаков ответил им: «вы лишили меня Иосифа, Симеона нет, теперь и Вениамина хотите взять?» Но Рувим поклялся, что вернет Вениамина. Вопросы Где был еще голод, кроме Египта? Какое поручение дал Иаков сыновьям своим? Как произошла встреча братьев с Иосифом? Почему он сурово обошелся с братьями? Как братья отнеслись к этому? Как отпустил Иосиф братьев домой? Что сказали они Иакову? Что он ответил им? Что пообещал Рувим?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И прежде, будучи вполне праведным, а теперь совсем отрешившись от всего греховного, Иаков призвал сыновей своих выслушать его предсмертные слова не только как отеческие, но и как человека богоизбранного, удостоившегося не только богоявлений, но и самого ближайшего соприкосновения с Божией силою. Ст. 3–7. «Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода; не будешь преимуществовать; ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, (на которую) взошел. Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя; ибо они во гневе своем убили мужа, и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею в Израиле». Ст. 3–7. Самое высшее благословение Иакова должно было перейти на старшего сына его Рувима, но он не удостоился чести быть носителем тех высоких духовных обетований, которые были чаянием Израиля. Он оказался слишком плотским и столь невоздержным, что в нем страсти бушевали, как бушует вода, возмущаемая бурею. На следующих Симеоне и Левии, также не успокоилась возмущенная их пороками душа благочестивого старца. Их жестокая мстительность за обиженную сестру так возмутила кроткого Иакова, что он не только не желал, чтобы святая слава его простерлась на них, но даже определил им потом, как положительное наказание, не иметь отдельного цельного удела среди поколений прочих сынов. И это сбылось. Колену Симеона дана была доля в колене Иудовом, но такая малая, что многим должно было искать пропитания среди других колен, а потомкам Левия дано было несколько городов, разбросанных в прочих коленах. Некоторые потомки Рувима, напр., Дафан, Авирон, вздумали было приобрести некоторое первенство среди Израиля, которого еще лишен был их праотец, но они живыми были поглощены разверзшейся землею. Так непреложно исполнились предсказания Иакова. В библейском рассказе о преступлениях Симеона и Левия ( Быт. 34 гл.) не упомянуто об огорчении Иакова потому, что Библия рассказывает обо всем с одной уже везде одинаковой точки зрения, с которой говорится о преступлении, чтобы только возбудить людское отвращение к пороками. Но когда дело касается оценки этих поступков, то в примере Иакова можно видеть с каким порицанием, и с какою строгостью говорили ветхозаветные праведники о преступлениях, нарушавших особенно законы самые естественные, положенные в глубине сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Такой же голод был и в земле Ханаанской. Тогда Израиль сказал сыновьям своим: «Что еще думать? Слышно, что в Египте продается пшеница; ступайте туда и купите, чтобы нам не умереть с голода». И вот десять братьев отправились в Египет; один Вениамин остался с отцом своим дома. Пришедши туда, они явились к Иосифу и пали перед ним на землю как перед знаменитым египетским вельможею. Он тотчас узнал своих братьев, однако скрыл это и стал обходиться с ними как с чужестранцами, вовсе ему не известными, и даже говорил с ними на египетском языке. «Откуда вы?» – спрашивал он их через переводчика. «Из земли Ханаанской, – отвечали они, – пришли купить у тебя хлеба». «Соглядатаи вы, а не купцы! – сурово возразил им Иосиф. – Пришли высмотреть пути нашей страны». «Нет, господин наш, – отвечали испуганные братья, – мы люди честные; всех нас двенадцать братьев, все мы дети одного отца. Младший из нас остался дома с отцом, а одного уже давно нет». «Хорошо же, узнаем, правду ли вы говорите, – отвечал Иосиф. – Пошлите одного из вас привести сюда меньшого брата вашего, а прочие пусть останутся здесь в плену, пока не докажется, что вы не лжете». Засим он велел отвести их в темницу и держать там три дня. На третий день он приказал снова привести братьев к себе и сказал им: «Я боюсь Бога и не хочу никого обижать. Пусть один из вас останется в темнице, прочие же пойдут домой и отвезут купленную пшеницу. Но младшего брата вашего вы должны привести ко мне, иначе смерть вам, если не сделаете этого!» Тогда братья начали говорить между собою по-еврейски: «Согрешили мы, погубив брата нашего! Не хотели мы слышать воплей души его, когда он так умолял нас. Вот теперь пришла и на нас кара небесная». Но они не знали, что слова их понимал Иосиф, который в это время отвернулся и плакал. Между тем, он велел связать Симеона перед их глазами и отвести опять в темницу, а прочие отправились в обратный путь. Когда же, пришедши домой, рассказали они обо всем престарелому отцу своему, то он очень опечалился и сказал: «Вы хотите сделать меня совсем бездетным. Иосифа не стало, нет больше и Симеона, теперь вы отнимаете у меня и Вениамина! Нет, не отпущу с вами сына моего! Случится с ним беда, тогда низведете вы старость мою с печалью во гроб». 19. Второе путешествие братьев Иосифовых в Египет

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Об этом же, о том, что Он «низложил сильных с престолов и вознес смиренных» ( Лк.1:52 ), – и Мария ранее воспела в Своей песне. Но тут Симеон и о Самой Марии сказал пророчество: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». А это что значит? А то, что и отношение к Марии, к Ее подвигу, к Ее состраданию Своему Сыну, – тоже открывает, насколько сердечные помышления человека являются истинно христианскими. Кто любит и ценит Христа, кто понимает, что Он сделал для нас, тот не может не чтить и Ту, благодаря Которой Христос пришел. Марии это тоже было открыто, Она тоже в Своей песне свидетельствовала, что «отныне будут ублажать» Ее «все роды», все последующие поколения христиан ( Лк.1:48 ). Свидетельство Анны Пророчицы. Лк.2:36–38 Когда младенца Иисуса принесли в Иерусалимский храм, тут, кроме Симеона, находилась еще одна свидетельница, Анна пророчица. В отличии от Симеона, ученого книжника, она была простой прислужницей в храме. О ней известно лишь то, что она достигла «глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех». Она «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время подошедши славила Господа». Как в Рождестве: и мудрецам, и простецам – не тесно у яслей Христовых. Так и здесь, перед младенцем Христом на равных предстоят и ученый, и уборщица, и как бы забывают, кто из них кто, а видят только Того, Кто перед ними. И опять, как в Рождестве: никто никому, кроме Марии и Иосифа, не указал на Младенца Христа. Симеон радостно оставил эту жизнь, а Анна, хотя «и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме», но святое семейство уже выходило из города. Бегство в Египет. Мф.2:13–18 Итак, Иосиф, по повелению Ангела, «взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет». А между тем Ирод, так и не дождавшись волхвов, понял, что его обманули. И тогда он «весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Этот обычай поспешила исполнить и Преблагословенная Матерь Богомладенца в сороковой день после Его рождения. У храма ее ожидала удивительная встреча («сретенье»), в ознаменование которой праздник и получил свое название. Встретил Их Старец Симеон, который, по преданию, входил в число 72 переводчиков («толковников») Ветхого Завета на греческий язык. Дело было в том, что египетский царь Птолемей Филадельф (годы правления 287–247 гг. до P. X.) собирал для основанной им в Александрии библиотеки все значимые книги Древнего мира. В связи с этим, он обратился к Иерусалимскому первосвященнику с просьбой прислать ему список еврейских священных книг и опытных переводчиков, владеющих греческим языком. В числе прибывших в Александрию был и Симеон, которому досталась книга пророка Исаии, наиболее ясно предсказывающая обстоятельства Боговоплощения. Начав работу и дойдя до текста Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис. 7; 14 ), он посчитал, что в текст вкралась ошибка. Симеон хотел поменять слово «Дева» на «молодая женщина», рассуждая: как же дева может родить? В этот момент ему явился ангел Господень и удержал его руку, пообещав, что Симеон своими глазами увидит исполнение записанного здесь пророчества. Сретение Господне Много лет он ждал этого момента, и когда Божия Матерь принесла Богомладенца в храм, Симеон по Божественному наитию пошел им навстречу. Увидев Младенца-Христа, Симеон взял его на руки и сказал Ему слова, которые уже много сотен лет звучат за православным богослужением: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля ( Лк. 2; 29–32 ). Епископ Феофан (Говоров) писал о Сретении: «В лице Симеона весь Ветхий Завет , неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом, лицом к Лицу. Иосиф и Богородица были удивлены такими словами, а Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец ( Лк. 2; 34, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Вспомним некоторые из библейских текстов, содержащих в себе обетования Израилю о Мессии. Обетование, очевидно, возбудило в Иудеях живое ожидание; сознание же исполнения этого обетования, чувство удовлетворения выразилось при рождении Иисуса Христа. «Господи, – воскликнул старец Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, – ныне отпущаешь раба Твоего по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил дать всем народам как свет к просвещению язычников и как славу народа Твоего Израиля» ( Лук.2:25–32 ). После Симеона одна благочестивая женщина «лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь, Анна восхвалила Господа и говорила об Иисусе Христе всем во Иерусалиме, ожидавшим избавления Израилева» (ст. 36–38). Там был ещё некто более Симеона и Анны, и было ещё нечто выше их восторгов радости: «В те дни там явился Иоанн Креститель, проповедуя в пустыне Иудейской. Он имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный вокруг чресл своих, и пищею его были акриды и дикий мед. И он говорил: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное; ибо это Тот, о ком пророчествовал Исаия пророк, говоря: Глас вопиющего в пустыне говорит: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его: я крещу вас в воде, чтобы привести вас к покаянию, но есть некто среди вас, которого вы не знаете. Он есть Тот, кто идёт после меня, но который превосходит меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его... И я не знал Его, но я пришёл крестить в воде для того, чтоб Он явлен был Израилю... И я видел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий» ( Мф.3:1–5 . Мк.1:2–11 . Лук.3:1–18 . Ин.1:26–33 ). Некоторые, хотя боязливо, покушались представлять Иисуса Христа как знаменитейшего из числа многих преобразователей, которые около того же времени присваивали себе имя и дело Мессии, предсказанного пророками и ожидаемого Израилем. В частности, как на одного из Его предшественников указывали на Иуду Галилеянина, который немного после рождения Иусуса по случаю переписи, назначенной императорским легатом Квиринием, решился возмутить Иудею против этой меры, против налогов, через неё установляемых, и против самого императора, провозглашая, что одному Богу принадлежит имя Владыки, и что свобода дороже жизни . Такие сравнения, не скажем – уподобления, лишены всякого основания; мнимые предшественники Христа были собственно противниками римского владычества, восстававшие так же, как и прежде них Маккавеи, во имя национальной независимости и в духе противодействия правительству в пользу правления Моисеева. У Иисуса Христа не было предшественников; Его дело не имеет никакого отношения ни к одной из предшествующих попыток, и Его единственным Предтечей был Иоанн Креститель, чуждый, как и Он сам, всяких предприятий и видов политических и столько же смиренный пред Ним, как пред истинным и единственным Мессией, сколько Иуда Галилеянин и его сообщики были дерзки против императора.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

«Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм» ( Лк.2:26-27 ). Симеон пришел не случайно, но ему было внушено, что нужно идти в храм. Может быть, в тот момент он не знал, для чего, но все же последовал этому вдохновению, или внутреннему чувству, влечению. «И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал…» ( Лк.2:27-28 ). В этом Младенце, не прельстившись Его немощью, Его человеческой ограниченностью, Симеон увидел безграничного, всемогущего и всеблагого Бога. «Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» ( Лк.2:28-29 ). К кому Симеон обращался? На первый взгляд кажется, что он обращался к Богу, благодаря Его за то, что держит на руках Мессию. Но я думаю, что человек, который обладал даром духовного прозрения, о котором в Евангелии сказано, что на нем был Дух Святой, безусловно, видел в этом Младенце Сына Божия и Бога и потому обращался именно к Нему. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29-32 ). Из самого содержания речи Симеона, называемой теперь «Песнью праведного Симеона Богоприимца», видно, что он осознавал, что обращается именно к Богу, прикрытому младенческой плотью. «Ибо видели очи мои спасение Твое». Как это понимать? Неужели он обращается к Богу, благодаря Его за то, что пришел Мессия как человек, и только? Понятно, что прославление, выражающееся в словах: «Ты уготовал спасение пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля», относится к Самому Богомладенцу, Господу Иисусу Христу, потому что впоследствии Он все это и совершил. «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Я думаю, что здесь слово «дивились» обобщает поведение Иосифа и Богоматери.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Забегая вперед, скажу о дальнейшем ходе событий, чтобы подчеркнуть главную мысль, которую я хотел бы выразить: исповедание Симеона Богоприимца, публично признавшего Богомладенца Христом, спасением для всех народов, и даже проповедь пророчицы Анны по всему Иерусалиму не возымели должного действия. Вскоре после Рождества Христова, ведомые звездой, пришли волхвы — Иосиф с Марией уже переселились из пещеры в дом в Вифлееме. Иудейские книжники, сказавшие Ироду о том, что Христу надлежит родиться в Вифлееме, сами, однако, не проявили никакого желания пойти поклониться ему. Все жители Иерусалима встревожились. Как говорит об этом святитель Игнатий (я считаю, что его догадка верна), они понимали, что после проповеди Мессии, после явления Богоданного Истинного Царя, Помазанника Божия, они не смогут жить так, как жили раньше, — в свое удовольствие. Богомладенцу Христу пришли поклониться только волхвы, пришедшие из другой страны, а верующие иудеи остались безразличными как к словам Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, так и к рассказу волхвов о том, что появилась звезда, возвещавшая о рождении Спасителя мира. На Востоке верили, что с рождением человека в мир, в особенности человека великого, должна появиться звезда. Конечно, это верование неправильное, но оно привело к правильному выводу — действительно родился Христос. Иудеи же остались безразличны и глухи не только к проповеди волхвов-язычников, но и к проповеди пророка. Так и мы часто считаем себя людьми верующими, но в своей вере мы не последовательны до конца. Мы не делаем всего для своего собственного спасения, не показываем делами, что мы поклоняемся Господу Иисусу Христу, как это сделали волхвы, и не исповедуем Его открыто всей своей жизнью, как это сделали Симеон Богоприимец и пророчица Анна. «Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010