Принимая на руки Богомладенца, прежде чем отправиться домой, чтобы наконец-то покинуть этот мир, Симеон возглашает слова, которые на церковно-славянском звучат так: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, яже уготовал пред лицем всех людей и славу людей Твоих – Израиля». Эти слова, которыми Симеон прощался с миром, стали молитвой всей Церкви. Темы Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение и ожидание Мессии – в дневном богослужебном круге выражает Вечерня. И одним из завершающих молитвословий Вечерни стала молитва праведного Симеона. Вечерня предваряет Утреню и Литургию. В начале Утрени звучат слова из Ветхого Завета о том, что «Бог Господь явился нам», а на Литургии происходит явление Господа в Таинстве Причащения. И заканчивают молитвы по Святом Причащении этими же, произнесенные когда-то Симеоном Богоприимцем, словами. Потому что стать причастником Святых Христовых Тайн – это значит увидеть спасение, приобщиться к полноте жизни. Христос приходит для всех: для Израиля, чтившего Истиного Бога, и для язычников, бывших идолопоклонниками, но приходит в «знамение пререкаемое». Это знамение – Крест, оружие, которым сокрушил Господь силу диавола. А «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых – сила Божия», (1 Кор. 1:18) – говорит апостол. Весть о Боге, умалившем Себя до человека и казненном на кресте, была безумие для неверующих современников апостола Павла. Для нас же Крест есть Слава и Сила Божия. Но Сила и Слава Христа Бога нашего воспринимаются верою, и так будет до второго Славного Христова пришествия, когда Слава Божия будет явлена уже всем: «Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великой» (Мф. 24:30). И о Кресте святой Симеон говорит Деве Марии: «Тебе Самой оружие пройдет душу». Евангелист особо отмечает удивление Иосифа и Девы Марии, вызванное словами Симеона, и это так : после событий связанных с Благовещением и Рождеством, они с трепетом ожидали, что же будет дальше. Часто на иконах Дева Мария, держащая на Своих пречистых руках Богомладенца, изображается с печальным Ликом. И, быть может, именно с этого дня, когда Богомладенец был внесен в храм для посвящения Богу, Дева Мария начала скорбеть о том, что произойдет с Ее Сыном. И прославляя Христа, в праздник Сретения мы «чтем Пречистую Матерь Его, Ею же по закону принеслся еси в храм Господень». И облачения священнослужителей в этот день Богородичные – синие, цвета небес.

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Свет во откровение языков/явился еси, Господи,/на облаце седя легце,/Солнце правды,/закона сеновное исполняя/и начало изъявляя новыя благодати./Тем, Тя видев, Симеон взываше:/из истления мя разреши,/яко видех Тя днесь. Светом во откровение язычникам Ты явился, Господи‚/Солнце правды, носимое на легком облаке,/сокрытое в тени Закона исполняя,/и приоткрывая начало новой благодати/Потому, созерцая Тебя, Симеон восклицал:/«Освободи меня от тления‚/ибо увидел я Тебя в сей день!» Недр Родителя не отлучься Божеством,/воплощься, якоже изволил еси,/объятиями держим Приснодевы‚/на руки подался еси Богоприимца Симеона,/рукою Твоею держай всяческая;/темже ныне отпущаеши мя,/радостно взываше,/в мире раба Твоего‚/яко видех Тя, Владыко. От недр Родителя не отлучившийся Божеством‚/воплотившийся‚ как Сам благоволил‚/Тот, Кого в объятиях держит Приснодева‚/Ты был передан на руки Богоприимца Симеона,/Держящий Своей рукою все./Потому он в восхищении взывал:/»Ныне отпускаешь Ты меня с миром, раба Твоего‚/ибо увидел я Тебя, Владыка!» Слава, и ныне, глас 6: На р ука х старческих во днешний день‚/яко на колеснице херувимстей,/восклонитися благоизволивый, Христе Боже‚/и нас, поющих Тя,/страстей мучительства призываемый избави/и спаси, яко Человеколюбец. На старческих руках в настоящий день/как на херувимской колеснице вовлечь благоволивший, Христе Боже‚/и нас, воспевающих Тебя,/от владычества страстей, когда мы призовем Тебя, избавь/и спаси нас, ибо Ты Человеколюбец! Слово Божие Старец Симеон и пророчества о Христе (В то время принесли родители Младенца Иисуса) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1Пар.4:19 .  Сыновья жены его Годии, сестры Нахама, отца Кеилы: Гарми и Ешфемоа – Маахатянин. Русское чтение: «сыновья жены его Годии», Годию считают за женщину. Но, как имя многих левитов послепленного периода ( Неем.8:7,10:10 ), Годия – имя мужское, а не женское. Личность его, его жены, имена Гарми и Ешфемоа Моахотянин совершенно неизвестны. Равным образом точно не определено и положение Кеила, находящегося в иудейской низменности. 1Пар.4:20 .  Сыновья Симеона: Амнон, Ринна, Бенханан и Филон. Сыновья Ишия: Зохеф и Бензохеф. Личность Симеона и его детей совершенно неизвестна; нельзя также ничего сказать об их положении в родословии колена Иудина. Вельсгаузен без достаточных оснований предполагает, что они принадлежат к линии Есрома. Иший упоминается выше, в ( 1Пар.2:31 ), в качестве потомка Иерахмеила и ниже, ( 1Пар.4:42 ), как потомок Симеона; но ни у того, ни у другого нет сына Зохева. По-видимому, это – совершенно различные лица. 1Пар.4:21 .  Сыновья Силома, сына Иудина: Ир, отец Лехи, и Лаеда, отец Мареши, и семейства выделывавших виссон, из дома Ашбеи, 1Пар.4:22 .  и Иоким, и жители Хозевы, и Иоаш и Сараф, которые имели владение в Моаве, и Иашувилехем; но это события древние. 1Пар.4:23 .  Они были горшечники, и жили при садах и в огородах; у царя для работ его жили они там. Потомки Шелы, третьего сына Иуды от хананеянки, дочери Шуевой ( 1Пар.2:3 ; Быт.33:5 ), почему-то пропущенные в ( 1Пар.2 ). Ира, отца Лехи, нельзя смешивать с Ирою, братом Шелы, первенцем Иуды, дядею Ира настоящего стиха. Одинаковые имена у дяди и племянника – обычное явление в поколении Иуды ( 1Пар.2:9,25 ). Мареша – город колена Иудина, лежавший в Софельской долине ( Нав.15:44 ; 2Пар.11:8 ; 2Пар.14:8,9 ; Мих.1:15 ). Что такое за «дом Ашбеа» («дом Есова» по чтению LXX и «дом клятвы» по Вульгате, заменяющей собственное имя нарицательным) сказать невозможно. 1Пар.4:22 .  и Иоким, и жители Хозевы, и Иоаш и Сараф, которые имели владение в Моаве, и Иашувилехем; но это события древние. Имена «Иоким, жители Хозевы» не поддаются объяснению. Предполагают, что Хозева – то же самое, что Кезив ( Быт.38:5 ) – место родины самого Изелы. Равным образом неизвестно, когда потомки Шелы владычествовали над Моавом. Судя по замечанию: «это дела древние», сам автор не знал времени и обстоятельств отмеченного им события.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Праведный Симеон принимает на свои руки человеческое Дитя и начинает видеть в Нем Бога. Поистине этот Младенец — спасение Божие, слава Израиля, свет народов. Праведный Симеон чаял утешения своего народа. Но его взор проникает дальше. Он видит не только то, что относится к Израилю, но ко всем народам, — «свет к просвещению язычников». Ему дано видеть больше, чем он ожидал. Праведному Симеону открывается будущее Младенца и Его Матери. Он говорит Ей, что видел оружие, которое пройдет Ее душу. Так выражает он тайну Ее стояния у Креста. Глядя на Младенца Христа, он видит Его уже на Кресте и даже созерцает Его в пасхальном свете, ибо поистине от этого света сияет «свет во откровение языков». Созерцание Симеона столь глубоко, что он видит, взирая на Младенца, и глубины человеческих судеб: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих». Когда праведный Симеон отверзает уста, он не называет Младенца по имени. Он возвещает только то, что это имя содержит: «Видели очи мои спасение Твое». Имя Иисус означает спасение Божие. Обращаясь к Божией Матери, Симеон также не называет имени Младенца. Он говорит только: «Он», «Сей», употребляя местоимение, как это было принято в Израиле, когда говорили о Боге, избегая произносить Его Имя — столь свято оно! То, как говорит Симеон о Христе, ясно показывает, что он видит этого Младенца как Бога. Каким взглядом надо смотреть, чтобы видеть не только дело Божие, но Самого Бога в этом Младенце! Увидевший Бога не может не умереть. Теперь Симеон может ждать свою смерть. Но он ждет ее без страха, в глубоком мире: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, с миром». Видеть Младенца, и видеть Бога в Нем. Это может быть только в Духе Святом, ибо только Дух Святой проницает глубины Божии (1 Кор. 2, 10). Так и свидетельствует о Симеоне Евангелие: «Дух Святой был на нем». «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Симеон пришел в Храм по вдохновению Духа Святого, и Духом Святым получил откровение. Трижды в этом кратком повествовании упоминается Дух Святой. И всякий раз — для того, чтобы показать господство и власть Духа Святого над этим человеком. Все, что дано пережить Симеону во встрече со Христом, — в Духе Святом. Все, что он говорит, — вдохновлено Святым Духом.

http://moral.ru/sretenie/

И вот, может быть, не столько красноречие князей, сколько естественное желание народа усилиться посредством союза с сильной и богатой, как полагали, семьей Иакова, окончательно склонили жителей Сихема к обрезанию, тем более что вовсе необычной, неслыханной в окрестных странах того времен операция обрезания не была. Согласились на принятие обрезания «все выходящее из ворот города», т.е. все полноправные, имеющие право голоса в общественных делах, и обрезание было поголовно произведено как над ними, так и над всем мужским населением города. Население это могло быть не особенно велико, как видно из легкости для Симеона и Левия последующей кровавой расправы со всею мужской половиной населения. Кем совершено было обрезание над целою общиной? Вероятно, сыновьями Иакова, при особенно деятельном участии Симеона и Левия, с помощью также и рабов (ст. 24). Быт.34:25 . На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; Здесь изображается страшная картина кровавой мести двух сыновей Иакова сихемлянам и буйного разграбления их имущества всеми братьями. Третий день после совершения обрезания характеризуется наибольшим воспалением раны после операции (Vulg:. Die tertio, quando gravissimus vulnerum dolor est). Воспользовавшись мучительными страданиями и беспомощностью жителей Сихема, их неспособностью к защите и сопротивлению, Симеон и Левий (называемые здесь нарочито братьями Дины, так как они имели мстить за поруганную честь единоутробной сестры их) в сообществе, без сомнения, слуг своих, вооружившись мечами, отважно (евр. betach; слово это может быть, по конструкции речи, отнесено и к городу, и в таком случае дает ту мысль, что жители города беспечно, спокойно встретили нападающих, в которых доверчиво видели только союзников) произвели поголовную резню всего мужского населения. Это кровавое дело тем легче могло быть выполнено, что у сихемлян, если верить Иосифу Флавию, был тогда праздник, и стража и жители были в опьянении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так понимая себя, поймешь, почему молитвы столь легко доходят к святым: ибо все одушевлены одним Духом Божиим. Бог во святых почивает " . Итак, у каждого из христиан - избранников Божиих - есть свое предопределенное место в Церкви Христовой. В этом месте мы являемся связанными с другими членами Церкви посредством любви. Эта связь нисколько не ослабляется смертью тела, так как она устанавливается для вечности. Поэтому особенно надо молиться тому святому, имя которого носит христианин, и, кроме того, и тем святым, с которыми чем-либо связаны особо памятные и знаменательные дни в жизни христианина. Прп. Антоний Великий так говорил одному из своих учеников: " Знай же, что и в будущем веке будешь ты разделять участь с теми, с кем в сей жизни делишь ты и радость и горе " . А поэтому окружающие нас верные рабы Господа - это те камни, которые будут в вечности соединены с нами, если мы только сами будем удостоены включения в это здание Христовой Церкви. Чем крепче мы прилепимся через любовь к окружающим нас святым рабам Господним и чем теснее станем в молитвенном бдении к тем из них, которые ушли в наше время из мира, тем вернее будем сами включены в святое здание. Ап. Павел пишет ефесянам: " Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом " (Еф.2,19-22). Вот чем объясняется дерзновение преп. Симеона Нового Богослова, установившего тотчас же после кончины Симеона Благоговейного торжественное празднование памяти своего старца. Этим же объясняется и теснейшая связь духовных детей с их духовными отцами, хотя бы те и почили в Господе. Из истории Церкви мы знаем много примеров, когда по молитвам к почившим духовным отцам Господь проявлял Свою милость, спасал в трудных обстоятельствах, подавал просимое, открывал Свою волю. Однако оставаться под " духовным руководством " почившего духовного отца, как, например, поступают духовные чада схиигуме-на Саввы, есть ничем не оправданная дерзость, граничащая с прелестью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1368...

Быт.43:23 . Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня. И привел к ним Симеона. Домоправитель Иосифа, может быть, проникшийся религиозностью и благочестием последнего, успокаивает сыновей Иакова указанием на то, что найденное ими в мешках серебро есть чрезвычайный дар их Бога и что уплаченные ими деньги он получил. Особенно успокоительно на братьев Иосифа подействовало приведение к ним Симеона. Только теперь они спокойно вступают в дом, где и оказаны были им знаки восточного гостеприимства, и они приготовились и приготовили свои подарки к предстоящей встрече с Иосифом. Быт.43:26 . И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли. Поднесение подарков и падение ниц – обычные на Востоке формы приветствия лиц высокопоставленных, особенно властителей. В падении ниц всех братьев пред Иосифом с буквальной точностью исполнились давние сны Иосифа, в свое время послужившие источником злоключений Иосифа: не только все братья теперь преклонялись пред Иосифом, но в лице их преклонились пред ним и отец их всех, и мать Иосифа – Рахиль (в лице Вениамина). Сама обстановка свидания – при покупке хлеба – напоминала о первом сне Иосифа, по содержанию относящаяся к земледельчески-хозяйственному быту, к собиранию хлеба. Быт.43:27–28 . Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились. Иосиф с братской любовью к братьям и сыновней почтительностью и нежностью к отцу осведомляется о здоровье первых и последнего, и братья снова, в чувстве благодарности к милостивому правителю Египта, преклоняются пред ним. LXX в ст. 28 добавляют: κα επεν Ελογητς νθρωπος κενος τ θε (ср. слав, и рус.): может быть, в этой глоссе выражалось воззрение еврейское о неуместности преклонения пред человеком (ср. Есф. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В храме сорокадневный Младенец, Владыка неба и земли с благодатным восторгом и великой радостью был встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. Святой Симеон на закате дней своих произносит дивные слова, которые св. Церковь ежедневно повторяет за вечерним богослужением при закате дня: " " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей… " " Продолжая затем свое богодухновенное пророчество, праведный старец обратился к Деве Марии и, указав Ей на Младенца, сказал: " " Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец " " (Лк. 2; 35,36). Эти слова означали, что о Нем будут идти споры и рассуждения, что многие найдут в Нем для себя восстание и спасение, а многие – соблазн и гибель, как о камень разобьют свои мысли и усилия, так и не познав в Нем Бога. И Пресвятой Деве предстояло неоднократно уязвляться сердцем при виде страданий Своего Божественного Сына, особенно тогда, когда Она стояла при Кресте Христовом. Устами старца Симеона в гимне: " " Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… " " – сказало последнее слово ветхозаветное человечество. Начинается новое время, исполняются пророчества Богоприимца Симеона. В связи с событием Сретения Господня, каждому христианину важно вспомнить, что в свое время наша мать принесла нас в храм и тоже поставила перед Господом, чтобы мы стояли в твердости веры и святости жизни. Слова " " ныне отпускаешь… " " относятся не только к ветхозаветной Церкви, к ветхозаветному человечеству, они относятся к каждому из нас. Рано или поздно они коснутся нас всею своею сущностью. Поэтому очень важно помнить о них, а вместе с этим и о том, что мы всегда стоим перед Богом, хотя не всегда сознаем это или заглушаем это сознание суетой, грехами и непокорностью воле Божией. Пусть нынешний праздник пришествия Христа в храм и встреча Его в этом храме подвигнут нас к христианскому размышлению о Боге и о себе самих, о нашем неизбежном " ныне отпускаешь... " , и да будет для нас тогда мирной и радостной встреча со Христом Богом нашим, к Которому всегда должна стремиться христианская душа.

http://zavet.ru/k/sret/

– Мое серебро возвращено мне. Вот оно в мешке моем! И смутилось у них сердце, и они с трепетом говорили друг другу: – Что это сделал с нами Бог? Дома еще более смутились братья и испугались, когда стали опорожнять мешки свои: в каждом мешке оказался узел с серебром. Все серебро, уплаченное за хлеб, было возвращено им. Отцу своему, старцу Иакову, братья подробно рассказали все, что случилось с ними в Египте: как принял их правитель земли, какое высказал о них подозрение и с каким уговором отпустил их. Иаков очень огорчился, слушая рассказ их, и сказал: – Вы лишили меня детей: Иосифа нет, теперь и Симеона нет, и вы еще хотите взять Вениамина. Нет, этого не будет. Его брат умер: он один у меня остался. Если и с ним что-нибудь случится, это сведет меня в могилу. Долго уговаривали братья отца своего отпустить их с Вениамином, но он не хотел их слушать. А голод все усиливался. Вышел у них весь хлеб, привезенный из Египта. И сказан Иаков сыновьям: – Ступайте и опять купите немного хлеба. Тогда выступил Иуда и сказал: – Человек тот сказал нам: «не являйтесь ко мне на лицо, если брата вашего не будет с вами!» Как же мы пойдем без Вениамина? И стал Иуда снова уговаривать отца и ручался за то, что приведет Вениамина домой и поставит пред лицом Иакова. Наконец, Иаков согласился и сказал: – Бог всемогущий, да даст вам встретить милость у того человека, чтобы отпустил вам и Симеона, и Вениамина. Возьмите же с собою кое-что из плодов земли нашей: бальзама, меда, ладана, фисташек и миндаля. Все это принесите в подарок тому человеку. И серебра возьмите на покупку хлеба. А то серебро, которое оказалось у вас в мешках, повезите обратно и возвратите. Верно, тут случился недосмотр. Братья сделали все, как сказал им отец: взяли подарки, серебро, захватили Вениамина с собою и пошли в Египет. VI Опять предстали пред Иосифом сыны Иакова. Увидев среди них Вениамина, Иосиф сказал своему домоправителю: – Отведи этих людей ко мне в дом. Приготовь на всех обед. В полдень я приду к обеду. Братья обеспокоились, когда повели их в дом к Иосифу. И говорили между собою:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Поэтическое сочинение «Надгробные надписи» представляет собрание эпитафий, надписанных на гипотетических надгробиях – «над могилой праведника», «воина», «богатого грешника», «честного нищего», «грешного торговца», «доброго священника», «путника», «неверующего», «картежника», «ребенка», «славолюбца», «блудника», «пьяницы», «грешной старухи», «могильщика». Каждая эпитафия подводит итог избранному человеком жизненному пути. Особняком стоит поэма «Демонское царство и наши грешники». Русскоязычным читателям хорошо известна книга английского писателя Клайва Льюиса «Письма Баламута», в которой основы христианской духовной жизни излагаются «от обратного» – с точки зрения беса. Так вот, указанное сочинение преподобного Симеона построено по тому же принципу. С некоторой долей иронии автор описывает, как демонская коллегия, состоящая из «председателя демонов Валериана, заместителя председателя демона Люцифера и секретаря демона Зеферина» рассматривает письменные прошения присужденных к аду грешников. Кроме того, перу преподобного Симеона Дайбабского принадлежат поэмы «Больная душа и здоровый разум» и «Евангельский богач». Наконец, нужно упомянуть сборник духовных размышлений, которому издатель протоиерей Василий Ивошевич дал название: «Из сокровищницы поучений старца». Это единственное сочинение, которое не было опубликовано при жизни преподобного и сохранилось в рукописи. Оно вышло в свет только в 1991 году. Сочинение состоит из 347 маленьких глав или изречений. По жанру оно очень близко к ветхозаветным книгам притч. Читая проводимые преподобным Симеоном сравнения, вспоминаются, в частности, строки: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Притч. 6: 6–8). Но в еще большей степени изречения святого отца напоминают стихи из книги премудрости Иисуса, сына Сирахова. Они построены по тем же принципам, что и эта книга Священного Писания, к примеру: «Изделие хвалится по руке художника, а правитель народа считается мудрым по словам его» (Сир. 10: 22), «От искры огня умножаются угли, и человек грешный строит козни на кровь» (Сир. 12: 32) и др.

http://pravoslavie.ru/4423.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010