Целые поколения филологов-славистов не подозревали о том, что сербы во Владыке Николае имеют одного из своих лучших писателей. При том, что не притязая быть выдающимся поэтом 5 , он является в действительности великим поэтом по своим Молитвам на озере 6 . Это стихотворения в прозе истинно религиозного человека и вдохновенного толкователя глаголов Божиих, выражающего в облике молитвы религиозные и эстетические чувства подобно псалмопевцу Давиду. Как оратор, проповедник Владыка вообще не имеет себе равных. Эта область в наше время считается мало значащим разделом словесности. Однако так было не всегда. На вопрос о величайшем прозаике античного мира давался однозначный ответ: Цицерон. В новое время великими считаются писатели повествовательного жанра (Сервантес, Толстой...) Прежняя проповедническая литература, меж тем, нашла настоящего наследника в эссеистике. Эссе рождается одновременно со становлением цивилизации книги, с Монтенем. В отличие от речи, проповеди , написанной для того, чтобы быть услышанной, эссе пишется, чтобы быть прочитанным. Например, все эссе знаменитого Йована Дучича (Добро царя Радована) начинаются предлогом о: О счастье, О юности и старости, О поэте, О пророках... В оглавлениях Владыкиных книг также много заголовков на О – он имел нужду сказать о многом и умел говорить на проповеднический или эссеистический лад 7 . Трудясь как представитель Церкви, как патриот (за время обеих мировых войн) в Отечестве и за границей, как общественный деятель, он написал множество речей и проповедей. Самые известные – Подгорные проповеди и Новые подгорные проповеди 8 . А может быть, самые красноречивые те, что он говорил во время I Мировой войны в Британии и США, убеждая союзников помочь Сербии 9 . Сербская словесность довольно имеет великих художников – мастеров европейского масштаба. Й. Дучич, скажем, писал об Исидоре Секулич, что во всей Европе отыщутся лишь две-три женщины такой культуры. Подобное можно сказать и о самом Дучиче. Ни одна европейская литература не постыдилась бы, к примеру, Слободана Ивановича, историка, литератора и стилиста. Однако ни один из этих или других, не менее выдающихся писателей, не получил эпитета златоустый. Его не понесли бы даже ни нобелевский лауреат Иво Андрич, ни гениальный Милош Црнянский. Это определение сегодня у нас серьезно прилагается только имени Святого Владыки Николая. Он более, чем какой-либо другой сербский писатель (кроме Негоша 10 ) находил источник вдохновения в самом Боге и в том, что всегда старался быть толкователем Божиих знаков, воли Божией и заповедей Божиих. Вместо предисловия. Письмо студентам-богословам о христианской философии

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Благо читающим эту книгу во дни скорби, ибо они найдут утешение; и благо читающим ее в дни счастья, ибо они заблаговременно приготовятся ко дням скорби, неизбежным для любого смертного. Много раз вы задавали мне вопрос: есть ли у Христианства своя собственная философия? Изучая историю философии, вы узнали, что христианскими философами называют и Декарта, и Канта, и Лейбница, и Беркли, и Соловьева, и многих других. Вы слышали, что римская схоластика называла своим официальным философом Аристотеля, хотя учитель Запада Тертуллиан говорил, что «философы суть патриархи ереси». Вас наверняка настораживали огромные расхождения всех этих философов в главных вопросах о сущности бытия. Как все они могут называться «христианскими философами», если не имеют единого учения о Боге, о душе, о природе? Помните, как завещал апостол Павел: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Вы знаете, что Христианское Откровение не имеет ни единой ошибки, Христос не ошибается ни на йоту. Как же тогда возможно, чтобы философия, вытекающая из христианской веры, имела бы множество самостоятельных суждений, да еще таких противоположных, а не была бы единой и единственной?! На ваш вопрос я ответил, что Христианство обладает своим особым понятием жизни и мира, органичным и систематическим, отличным от всех других философий человечества. И только. Однако я обещал вам когда-нибудь изложить эти понятия Христианства гораздо обширнее. Предлагая сейчас вашему вниманию эту книжицу, я выполняю свое обещание. Как у меня получилось, пусть судит Церковь . Это не моя личная философия, Боже сохрани! Я лишь изложил здесь понятия, которых придерживалась Православная Церковь испокон веков. Могу сказать вам, что здесь поистине мое: весь мой жизненный опыт заставляет меня согласиться с тем, что говорили и писали светила нашей Церкви. Все, что за всю свою жизнь я понял и усвоил, я передаю вам на страницах этой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Примечания 1. [Доклад на научной конференции:] " Владика Hukoлaj у свом и нашем времену " , научни скуп 21 и 22 августа 1996 године, Mumponoлuja Дабробосанска и Универзитет у Capajeby Републике Српске. - Србинье, 1997, сс.86-96. Все примечания и выделения полужирным шрифтом в данном тексте принадлежат его переводчику. 2. В издании Сретенского монастыря " С нами Бог " , М., 2002. 3. Преподобный Иустин (Попович), другой великан сербской словесности, общепризнанно самый выдающийся православный богослов XX века. Из опубликованного в русских переводах в первую очередь рекомендуем: " Достоевский о Европе и славянстве " , СПб., 1998 (расширенная оксфордская диссертация Аввы, его христология), " Путь богопознания " , Минск, 2003 (набросок гносеологии)... 4. " Сербский народ как раб Божий " - " Новая книга России " , 2003, 4-7. 5. " Слуга Божий " (в печати). 6. если судить по замечательным незатейливым стихам, писанным для народа и давно уже ставшим народными песнями, которые теперь поются и в церкви. 7. " Молитвы у озера " , СПб., 1995 и с небольшими сокращениями " Молитвы на озере " , М., 2002. 8. Сборником эссе можно считать Мысли о добре и зле (сокращенный перевод на русский издательства подворья Троице-Сергиевой Лавры, М., 2001). 9. Обе книги в сокращенном виде изданы Сретенским монастырем под названием " Беседы под горой " , М., 2002. Нельзя обойти вниманием и двухтомные Омилии - проповеди-толкования на воскресные Евангелия (по-русски издательство " Лодья " выпустило пока первый том под названием " Беседы " , М., 2001). 10. Необходимо добавить, что Святой Владыка был также непревзойденным мастером эпистолярного жанра. Его Миссионерские письма (М., 2003), по словам еп. Лаврентия, служат " лучшей духовной хрестоматией сербского народа " . 11. Митрополит Петр II Петрович Негош, владыка Черногорский (1813-1851), величайший сербский поэт и мыслитель. Главные произведения " Горный венец " , " Луч микрокосма " . Ему посвящена Религия Негошева (1911), один из первых текстов Владыки Николая, из литературоведческого очерка создавшего стихотворение в прозе. Вместо предисловия. Письмо студентам-богословам о христианской философии

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

12: 4). Кто достигает сей меры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным» . Естественно, что при таком сне бывают и иного рода сновидения. Преподобный Зосима Верховский, рассказывая о духовном опыте своего учителя преподобного Василиска, писал, что тот во сне нередко имел духовные видения: «В таких сонных видениях иногда зрит он, как бы в откровении, будущие, уготованные грешным и праведным воздаяния, но, недоумевая, как оба тех изъяснить, говорит, что неисповедимо воздаяние грешным из-за страшного ужаса и нестерпимой мучительной лютости, а праведным – из-за пречудной славы и неизреченной сладости и радости. Иногда же предузнавал он и некоторые перемены в жизни своей и других отцов, которые со временем и исполнялись» . Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.   Григорий Нисский , святитель. Об устроении человека. 13. Игнатий (Брянчанинов) , святитель. О сновидениях/О прелести. Августин Иппонийский , блаженный. О бессмертии души. 14. Григорий Нисский , святитель. Об устроении человека. 13. Симеон Новый Богослов , преподобный. Деятельные и богословские главы. 176. Так в переводе Семидесяти толковников. В синодальном переводе: не ворожите и не гадайте . 7] Григорий Двоеслов , святитель. Собеседования о жизни италийских отцов. IV.48. Филарет Московский , святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года. Иоанн Дамаскин , преподобный. Точное изложение православной веры. 2. XIX. Григорий Нисский , святитель. Об устроении человека. 13. Николай (Велимирович) , святитель. Символы и сигналы. II. 10. 8–10. Василий Великий , святитель.

http://pravoslavie.ru/4309.html

Вот почему сейчас всем нам требуется сознательно искупить грехи, как личные, так и от дел рук наших. Поэтому я считаю, что Общество сербских писателей также должно согласиться с этим общим народным чувством и искупить грехи многих наших писателей, убийц-предшественников безбожного и аморального коммунизма. Одним из способов искупления греха и умилостивления Бога могло бы стать прославление святых угодников Божиих. Я убежден, что Общество, которому до сих пор удавалось завоевать хорошую репутацию среди сербов в Англии, много бы выиграло в моральном и национальном плане через принятие славы в соответствии с сербским народным обычаем, сложившимся с давних времен. Они бы получили еще одну сербскую отличительную черту, одно благородное христианское достояние. Да поможет вам всем Бог . С глубоким уважением и дружественным приветствием, искренне преданный Вам, Еп. Н. P. S. После прочтения Вашей интересной книги о тоталитаризме, я дал почитать ее нашим студентам в Колумбии. Спасибо Вам. Письма Димитрию Найдановичу В Нью-Йорк II день Рождества 48 г. Христос родился, Ради добра воплотился! Дорогому о. Димитрию – Еле 24 сердечно благодарен за ваше мне поздравление с крестной славой св. Николая. Открытка пришла ко мне только вчера, в I день Рождества. Поздравляю с получением чина, которого Димитрий так сильно желал. Я писал Его Высокопреподобию Паттену 25 в Уолсингем об о. Димитрии. Но вижу, что вы до сих пор в Дорчестере 26 . Желаю вам счастливого Нового года (а для себя прошу, чтобы он был хотя бы сносным), а также всему страждущему сербскому народу. С Божьим благословением преданный Е. Николай Монастырь Св. Саввы 27 Либертивилль, штат Иллинойс. 1 ноября 50 г. Дорогой мой Отче и Доктор, Мир тебе и дому твоему. Много и много раз разговаривал с тобой в мыслях, но, увы, до письменного выражения еле добрался. Как будто святой Димитрий 28 напомнил мне написать тебе и, как всякий святой, даже немного пригрозил! И я взялся за перо. И вот, сегодня у меня появились время и возможность написать тебе, что я получил «Соборность» 29 с презентацией книги, книжицы, «Символы и Сигналы» 30 , а также письменный ответ о «Земле Недостижимой» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вот первое условие этих двух – мира и благоволения. Без этого первого эти два бывают миражами, ловлением месяца в воде. И разве мы не свидетели тщетных человеческих усилий насадить это двухветное древо без этого корня? Славяне, которые препятствуют славлению Богу, препятствуют тем самым истинной миссии славянства, которая является евангельской и – только евангельской. И еще – которая пришла со святых Балкан. Потому что, если святые апостольские Балканы станут христоборными, тогда Православие в большой опасности, а вместе с ним и Славянство. Потому что Бог поругаем не бывает. Передайте привет Клоду Нельсону. Придерживайтесь богомольства. Любите богомольцев. Они были солью 101 и закваской 102 на свободе; они ими и остаются в рабстве. Пойте народные духовные песни и знайте, что вера, согласие и терпение – Сербское спасение. Сатана скоро будет посрамлен, а Христос прославлен. Небесная Сербия воюет за вас. Просто кайтесь и надейтесь. Мы всё еще в туннеле, но лучи света достигают и нашей тьмы. Лучи милости Божьей и прощения. Рассвет приближается. Аминь, дай Боже! С верой, что во Христе Боге вся сила и мощь, и господство, и власть, и с надеждой, что Он Своей рукой обратит все к добру и наилучшему, я поздравляю Вас с Рождеством, с добрыми пожеланиями и смиренными молитвами. Сердечно вам преданный, Е. Николай Книгу «Под маслинами» не нашли в посылке. Если знаете что-нибудь о судьбе о. Елисея и остальных монахов и монахинь из Овчар-Кабларского ущелья 103 , прошу, дайте мне знать. Сербский монастырь Святого Саввы в Либертивилле, Иллинойс, 12 января 1948 г. Дорогой мой брат Ратибор, Воистину родился Христос! Я получил твое письмо от 28 декабря здесь, в монастыре, где я немного пошел на поправку. По вашему желанию я отправил Вам «Символы и сигналы» 104 . Это единственный экземпляр, который я здесь нашел. Так как он мне больше не нужен, я дарю его Вам. «Войны и Библии » здесь невозможно найти. Не думаю, чтобы Трилогия была полезной, вопреки мнению. Неужели эти три мои книги настолько сжато написаны, что трудно сделать выдержку из них, чтобы не потерялась логическая связь. По Вашему желанию попытаюсь составить одну книгу исключительно для Сербов. Потому что, как Вы сами говорите, смятение среди нашей интеллигенции велико, что увеличивает наши беды. Если Бог поможет мне закончить, я дам Вам знать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Особо важное значение имеет гениальная попытка епископа Николая на основе этого метода превзойти и преодолеть крайности как современной европейской мысли, особенно натуралистическо-материалистического характера, так и индийской мысли, которая граничит с нигилизмом. Ощутимая, видимая, природная реальность не является сама по себе всей истиной, как утверждает духовно ослепший европейский материалист; не является она, со своими особенностями и действиями, и тем, что утверждает индийский нигилист: обман, сон, ничто. Видимая реальность является символом, истинным символом невидимой реальности. Истолковывая слова: «В начале сотворил Бог небо и землю» [ Быт. 1, 1 ], – владыка Николай под «небом» подразумевает царство духовных существ, невидимых и бестелесных, а под «землей» – совокупность символов этих существ, видимых и телесных. Земля, таким образом, по мнению епископа Николая, – символическое изображение небес. То же самое – и солнце, звезды и вся природа. Отношения между духовным миром как реальностью и физическим миром как символом этой реальности подобны отношениям, существующим между смыслом и написанными буквами. Это относится и к отношениям между так называемым физическим, или естественным, законом и законом нравственным: первый является символом второго как реальности истинной и настоящей 611 . Если, по мнению владыки Николая, физическая реальность – символического характера, то тем более это касается божественного Откровения. Символы как что-то постоянное и сигналы, знаки Божии, как что-то сиюминутное представляют суть ветхозаветного Откровения, как и Откровения вообще. Вечный Логос Божий, Слово Божие, все наполнил смыслом, все изъяснил Своим Воплощением. Поэтому «нельзя сказать, что только что-то имеет смысл, а остальное нет. Но если есть смысл вообще, он должен быть во всем: в людях, в предметах, в событиях, в мыслях, в словах, в отношениях, в явлениях, в движениях, в снах – словом, во всем; угоден он нам или не угоден, но это смысл» 612 . Следовательно, любое библейское событие имеет свой смысл; каждый случай, предмет являются сигналами, знаками Божиего присутствия и Его человеколюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Эта моя работа и не всеобъемлюща, и не всеохватывающа. Это лишь указатель – я думаю, надежный, – который будет полезен вам, когда вы станете сами читать и размышлять о чудесах Божьего мира. Занятый делами Епархии, я едва нашел время написать хотя бы столько, но я надеюсь, что вы поймете и примете написанные мной слова и в будущем потрудитесь более обширно представить эту тему во славу Божию и на пользу православному народу. Николай, Епископ Охридский, 1932 г.  2 Преподобный Иустин (Попович) , другой великан сербской словесности, общепризнанно самый выдающийся православный богослов XX века. Из опубликованного в русских переводах в первую очередь рекомендуем: «Достоевский о Европе и славянстве», СПб., 1998 (расширенная оксфордская диссертация Аввы, его христология), «Путь богопознания», Минск, 2003 (набросок гносеологии)... 5 если судить по замечательным незатейливым стихам, писанным для народа и давно уже ставшим народными песнями, которые теперь поются и в церкви. 7 Сборником эссе можно считать Мысли о добре и зле (сокращенный перевод на русский издательства подворья Троице-Сергиевой Лавры, М., 2001). 8 Обе книги в сокращенном виде изданы Сретенским монастырем под названием «Беседы под горой», М., 2002. Нельзя обойти вниманием и двухтомные Омилии – проповеди -толкования на воскресные Евангелия (по-русски издательство «Лодья» выпустило пока первый том под названием «Беседы», М., 2001). 9 Необходимо добавить, что Святой Владыка был также непревзойденным мастером эпистолярного жанра. Его Миссионерские письма (М., 2003), по словам еп. Лаврентия, служат «лучшей духовной хрестоматией сербского народа». 10 Митрополит Петр II Петрович Негош, владыка Черногорский (1813–1851), величайший сербский поэт и мыслитель. Главные произведения «Горный венец», «Луч микрокосма». Ему посвящена Религия Негошева (1911), один из первых текстов Владыки Николая, из литературоведческого очерка создавшего стихотворение в прозе. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Эта роль была ей и не под силу. Отдельные анекдоты не в счет. В качестве такого, ныне уже милого анекдота, вспоминается мне лекция Андрея Белого об Египте. Как только Белый, говоря о пирамидах и фараонах, назвал Рамзеса Второго, присутствовавший представитель власти встал и внушительно попросил имени фараона не называть. Фараон все–таки царь, это он, вероятно, помнил из курса Закона Божия, а Рамзес Второй, быть может, только псевдоним Николая Второго: кто его знает — лектора говорят темно и увертливо. Самой яркой фигурою в редакции «Мусагета» был, бесспорно, Андрей Белый. Особенно озлобленные недоброжелатели Бориса Николаевича часто называли его паяцем: «все–де в нем нарочито, руки попросту не подает, на кафедре дергается, как Петрушка». Простоты в Белом, правда, не было, но не было в нем и нарочитости: он был скорее юродивым, чем позером. В описываемые годы московской жизни Белый с одинаковой страстностью бурлил и пенился на гребнях всех ее волн. Помню его не только на заседаниях Религиозно–философского или Психологического обществ, не только у Морозовой и в «Мусагете», но также на уютных вечерних беседах у Гершензона, в редакции «Скорпиона», на концертах Олениной д " Альгейм, в гостиной Астрова, где, сильно забирая влево, он страстно спорил с «Кадетами» и земцами, на антропософских вечерах у Харитоновой и, наконец в каком то домишке в глубоких подмосковных снегах на полулегальных собраниях толстовцев, штундистов, реформаторов православия и православных революционеров, где он все с тою же исступленностью вытанцовывал, выкрикивал и выпевал свои идеи и видения. Перечислять темы, на которые говорил в те годы Белый, и невозможно и ненужно. Достаточно сказать, что его сознание подслушивало и подмечало все, что творилось в те канунные годы, как в России, так и в Европе: недаром он сам себя охотно называл сейсмографом. Чего бы, однако, ни касался Белый, он по существу всегда волновался одним и тем же: всеохватывающим кризисом европейской культуры и жизни, грядущей революцией европейского сознания, «циркулирующим» по России революционным субъектом, горящими всюду лесами, расползающимися оврагами; в его сознании все мелочи и случайности жизни естественно и закономерно превращались в симптомы, символы и сигналы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010