Таким пониманием Христианства Владыка опосредованно провозгласил важность христианской семиотики, науки о знаках. Когда цель Христианства не в том, чтобы доказать истину с помощью понятий, но постигнуть ее откровением, тогда вещи определяются совершенно иначе. Христианство само указывает путь для достижения истины, и это путь, описанный священными книгами и святыми людьми. До самой истины человек может дойти наблюдением и «прочтением чудес Божьего мира». Весь свет Божий есть, по Владыке Николаю, и материальный и душевный мир, подающий о себе известные знаки. Настоящий христианин должен научиться читать эти знаки, ведь только с их помощью он может постичь откровение истины. На тему, как человек относится к знакам, Владыка привел два связанных между собой примера, которые лучше всего могут представить его отношение к знакам. Один из них – сравнение с китайским письмом; хотя он приведен позднее, кажется, лучше начать с него. Владыка говорит: «Для идолопоклонников, как и для философов-материалистов, – а это одно и то же – природа что китайская грамота. Иностранцу или неграмотному, разглядывающему китайские письмена впервые, они видятся вязью, орнаментом, волшебною пестротой без смысла и значения. Представьте себе перед таким текстом невежду и грамотного китайца. Невежда глядел бы и видел лишь чарующую пестроту и все внимание сосредоточил бы на линиях, завитках и узорах письма, меж тем как китаец не приковал бы всего внимания к пестрым знакам-иероглифам, а следил бы за смыслом, за мысленным и духовным значением, заключенным в этих пестрых письменах. Невежда взором и духом весь был бы привязан к внешней форме, в то время как китаец очами только видел бы письмо, а духом схватывал дух и логосы. Вот вам верный портрет идолопоклонников – ученых и неученых – с одной стороны, и настоящих христиан с другой. Первые приковывают и чувства и дух к символам, когда вторые читают символы (буквы), а духом прочитывают дух». Другой пример, на самом деле, лишь еще одна вариация на ту же тему:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Они всегда считали звезды символами ангелов, праведников и угодников Божьих, а солнце считали символом самого Царя, Всевышнего Господа. 7. Поэтому и мы, христиане, считаем землю, солнце и звезды символами, обозначающими духовную реальность, но никак не саму реальность. В отличие от нас, язычники, как в древности, так и новейшие времена, считают эти астрономические объекты единственно существующей реальностью, а где есть нечто материальное, вещественное, там возникает и обожение до преклонения! Вот почему язычники всех времен впадали в страшное заблуждение, преклонясь перед творениями Творца как перед божествами. Древние греки обожествили землю под именем Гея, а солнце считали богом Аполлоном. Бога солнца в Египте называли Осирисом, а божество луны Изидой. В Вавилоне, Ассирии и Аравии особо почитали богиню луны под именем Астарты. Огнепоклонники-персы молились звездам как божествам. 8. Заблуждение и древних, и современных идолопоклонников имеет источником то, что не дух руководит их взором, а как раз наоборот: взор ведет за собой дух. Дух, как слепец, плетется за зрением и поклоняется тому, что глаза принимают за реальность и называют божеством. Должен был явиться Спаситель, чтобы укрепить расслабленный дух и дать ему первенство перед зрением и материей. Спаситель сошел к людям и объявил вечную истину: «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ). У тех, кто это прочувствовал и принял, спала пелена с духовных глаз, как у ослепшего Савла, и они внезапно духовно прозрели и провидели. Они увидели и поняли, что все творения на свете, которых они прежде обожествляли как богов, как истину и реальность, есть не что иное, как притча о едином, вечном и живом Господе Боге. Глава 3. Познание истины Так как Бог есть дух, то и вся истина должна быть духовна, ибо Бог и Истина – одно и то же. Когда мы рассуждаем о предметах, воспринимаемых чувствами, об их свойствах и отношениях, и говорим: это истина, то в этом случае мы не имеем в виду Истину в абсолютном и вечном смысле, но только лишь в смысле относительном, практическом, ибо в абсолютном смысле только Бог есть вечная и неприкосновенная Истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Уважаемый Дмитрий! Ох, не спешите с выводами... Поживете, все сами увидите... Требуется только внимательность. 18. На п.13 Silvio63 " А что же Вы не пишите ,что этот как Вы выразились < > главного архивариуса -кавалер четырех боевых орденов < > за уничтоженные им лично четыре самолета противника во время ВОВ.1942-44г. Или же сталинист не достоин того ,что бы в отношении него о упоминались такие < > ? " Silvio63, не цепляйтесь к словам. У меня таких сведений нет! Если бы были, упомянул. Дайте ссылку. 17. Ответ на 11., Hyuga: А пакт Молотова - Риббентропа это и есть пакт Гитлера - Сталина, ведь не Молотов и Риббентроп определяли политику. Совершенно верно. 16. Ответ на 5., Леонида: Сколько могут врать наши либералы?!Пакт Молотова - Риббентропа - это ответ на Мюнхенский подлый трусливый пакт - сговор.Это был вынужденный обоснованный шаг. Потому что за эти 24 года у нас тоже искусственно создали поколение власовцев, как на Украине- поколение бандеровцев. В нужный момент они выйдут сносить нынешний режим и ВСЕ символы советской эпохи, а в первую очередь- символы Великой Отечественной, ибо именно она, НАША Великая Победа больше всего мозолит им чёрный глаз. А вот эти дяди на высоких постах периодически посылают сигналы этим своим выкормышам-манкуртам- " Мы здесь, мы вас не бросаем, ждите сигнала " . И они ждут. Не верите? Перечитайте комментарии на форуме. Много их здесь околачивается, в ожидании " Дня " М " , как озаглавил один из своих опусов их главный гуру по Сталину и Советской эпохе Резун. 15. Ответ на 8., Обломов: Но, человек православный, с традиционными убеждениями. Не всё так однозначно. Сергей Шаргунов много в каких компаниях состоял, многие из них далеко не православные (состоял в " Яблоке " , был помощником известного русофоба Щекочихина, участвовал в митингах внесистемной оппозиции, защищал " болотных " ). Его публично обвиняли в атеизме. То, что сейчас он образумился можно лишь приветствовать, но идеализировать его не стоит. Человек молодой, яркий, самостоятельный, он сам ищет свой путь в жизни. Ошибки неизбежны. Но обратите внимание, что Сергей Шаргунов является по сути советским патриотом, он открыто поддерживает Верховный Совет в событиях 93-го (даже написал книгу о тех событиях), называет Горбачёва предателем, говорит, что СССР можно было сохранить, отказывается мазать историю СССР одной чёрной краской и прямо говорит, что с 1917 по 1991 много было разных периодов и ставить между ними знак равенства нельзя. В этой оценке советской эпохи я полностью разделяю его взгляды.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/18/sl...

И теолог и простой верующий – толкователи этих знаков, отгадчики истинного смысла и истинных наставлений, исходящих из сферы трансценденталий. Хотя этот мир знаков чаще невербальной природы, всецелый свет Божий можно разуметь как книгу. Он есть «книга» для тех, кто верует в этот знаковый мир, кто относится к нему как к таковому и стремится с помощью знаков достичь настоящего смысла. Знаки сей книги могут прочитываться различным образом, под разными углами зрения. И Христианство предлагает свою герменевтику. Недостаточно сказать, что для Владыки эта герменевтика самая плодотворная – она единственно верная. В главе с характерным названием Познание истины (а это главная цель христианской герменевтики), он говорит: «Христианство осмыслило, ословесило (ологосило) все. Потому и явилось Слово Божие во плоти. Ведь нельзя же утверждать, что нечто имеет свой смысл, а остальное нет. Но подобно тому, как существует смысл вообще, он должен быть во всем: в людях, вещах, событиях, мыслях, словах, отношениях, явлениях, движениях, снах – одним словом, во всем есть смысл, угодно нам то или неугодно. Отсюда Христианство дает единственное логосное и осмысленное объяснение творения и жизни». Семантика – раздел семиотики, исследующий проблемы значения, или отношение означающее – означаемое. Значение знака проявляется при декодировании, или истолковании, т.е. прояснении означаемого. В процессе этого усилия иногда подчеркиваются и различия между значением и смыслом. Разница между выражением значение и выражением смысл всегда некоторым образом остается неясной, хотя иногда на это обращается особое внимание. Так и Владыка Николай в своем изложении не делает ясных различений значения и смысла. Однако он приводит достаточно материала, чтобы эту разницу почувствовать. Безпокойство рыбы может быть знаком (имеет значение) грядущего землетрясения; дым имеет значение (является знаком) пожара. Когда герменевтик идет дальше и задается вопросом: каков смысл землетрясения или в чем смысл пожара, и в том видит направленный человеку Божий сигнал, тогда речь идет не о значении, но, напротив, о смысле. Смысл здесь является особой степенью значения: значение связано с самим Первоисточником смысла всего сущего – с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Проводник . Боюсь, что истина – ни в одной из этих теорий и даже не где-то посредине. Человеческое понимание закона зависит от человеческого понимания реальности. Те люди, что признают единственной реальностью физический, или материальный, мир, признают, разумеется, только физические, или природные, законы. Те же, кто признает две реальности, физическую и духовную, или кто верит в существование двух миров, мира физического и мира духовного, те должны быть, как и ты, приверженцами теории существования двух равноправных законов. Путник . Правильно. И я, размышляя так же, пришел к выводу, что во вселенной есть два закона: физический и нравственный, и они существуют и действуют одновременно. И вообще, разве вселенная не настолько пространна, чтобы в ней не нашлось места для обеих реальностей и обоих законов? Проводник . Да не обманет тебя огромное пространство вселенной. Вселенная достаточно велика, чтобы вместить явленную истину, но слишком тесна, чтобы в ней могла скрыться ложь. Если бы ты мог доказать одновременное существование двух начал, тогда и я, возможно, был бы готов признать существование двух параллельных законов. Путник . По-видимому, ты отрицаешь существование физического, материального мира, не так ли? Проводник . Нет. Существует как духовный, так и материальный мир, но духовный мир – это мир реальный, а физический – символ той реальности. Отношение между ними такое же, как между смыслом и написанным словом, отражающим этот смысл. И точно такое же соотношение между нравственным законом и так называемыми физическими законами, или законами природы. Путник . Я читал книгу «Символы и сигналы» и сейчас припоминаю ее содержание. Когда я ее читал, то одобрял сердцем. Однако я думал, что она объясняет только соотношение между единственно существующим миром, миром духовным, и миром материальным, являющимся его символом. Я не предполагал тогда, что такие же соотношения верны и в отношении закона. Проводник . Рад, что ты упомянул эту книжку. Еще приятнее твое признание, что одобряешь идею этой книги о реальности одного мира и символичности другого. Значит, ты легко сориентируешься в вопросе реальности морального закона и символичности так называемых физических, или естественных, законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Закрыть Караганов в жовто-блакитных тонах Кому и какие подспудные сигналы подаются? 11.10.2023 4408 Время на чтение 6 минут Фото: Из интернет-источников В материале о ритуальных знаках, которые демонстрируются по центральным каналам российского телевидения, отмечал, что 24 сентября ведущая программы телеканала «Россия 1» «Вести в 11.00» соизволила разодеться в цвета украинского флага. Так и вела всю программу. Официального запрета на «жовто-блакитные» сочетания цветов в России нет, что, наверное, правильно. Но думать-то немного нужно, перед тем, как облачать себя во вражеские символы, да ещё и демонстрировать сие на широкую аудиторию! Писал, что уже давно не верится в простую глупость. На ЦТ не могут не знать, что означают эти сочетания цветов. Предположим, ведущая так упаковалась по своей невежественности, но почему её выпустили в эфир в таком виде? Что это за игры? Кому и какие знаки посылаются? Демонстрируют свою солидарность с врагом? Намекают на что-то? Но ведущая программы – ещё ладно. А вот лица, презентующие себя мастодонтами общественных наук и политики, светилами осмысления идейных смыслов общества, которых представляют в качестве «авторитетов»?.. Это как? В программе Вечер с Владимиром Соловьёвым от 27.09.2023» ведущий программы Соловьёв мило беседовал с доктором то ли политических, то ли исторических наук, то ли их вместе взятых, научным руководителем факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, почетным председателем президиума совета по внешней и оборонной политике Сергеем Александровичем Карагановым. И как-то так получилось, что Караганов вырядился в укропские цвета, а Соловьёв его в таком виде без проблем запустил в эфир. Жёлто-золотистый галстучек, дополнительно, наверное, чтобы уж вообще не оставалось сомнений, жёлтый платочек в нагрудном карманчике пиджака и, наконец, сине-голубой фон сорочки собеседника Соловьёва. Какая досадная неувязочка. Или, наоборот, очень даже «увязочка»? Не знаю. Такие непревзойдённые корифеи политики и журналистики, пиара и информационных технологий, «научные деятели» и крупные специалисты во всех нюансах вражеского киевского режима, а позволяют себе такие «шуточки». К чему бы это?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/11/ka...

Закрыть От «битвы слов» к «живой основе смысла»: творчество Н. Заболоцкого Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала XXI века». Том 2. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017. Часть 2 15.03.2019 2048 Время на чтение 37 минут Часть 1 1.3. Лже-рождество и лже-крещение в стихотворениях «Пекарня» и «Купальщики» Итак, в стихах Н. Заболоцкого мы нередко встречаем образы, построенные по принципу «отрицания святыни». Причём это происходит там, где это почти невозможно предвидеть. Из-за густоты «натурализма», который столь плотен, вещественен, ярок, который, как кажется читателю, воспроизводит плоть жизни, метафизический пласт текста не воспринимается, не угадывается. Но он присутствует непременно. Так, в стихотворении «Пекарня» бытовой на первый взгляд сюжет выпечки хлеба превращается в мистерию, которая являет собой кощунственную пародию на Рождество Христово. На это указывают символы-сигналы: железный крендель-вывеска над пекарней трансформируется в стихотворении в образ Вифлеемской звезды: В волшебном царстве калачей, Где дым струится над пекарней, Железный крендель, друг ночей, Светил небесных светозарней . с. 53] Так же, как Вифлеемская звезда была ярче всех небесных светил, «железный крендель» «светозарнее», чем остальные звёзды. Но если Вифлеемская звезда свидетельствовала о величайшей тайне Боговоплощения, то у Н. Заболоцкого «под кренделем - содом » с. 53). Сам процесс выпечки - рождения «Младенца-хлеба» происходит как бы в пекле, где хлебопеки «как будто идолы в тиарах» с. 53]. Образ «Младенца-хлеба» - ещё один сигнал читателю о том, что стихотворение имеет второй смысловой план. Рождается Младенец в пещере «всех метаморфоз», а читатель, зная о том, что Христос был рождён в пещере, догадывается о подспудном, «спрятанном» смысле. Пекарь, трубящий на огненной трубе, - являет собой антипод ангельскому хору, возвещающему о Рождестве Христове. И, наконец, образ печи (как нам кажется, это образ пекла - ада) кощунственно соотнесен с образом Пречистой Девы: «А печь, наследника родив,/И стройное поправив чрево/Стоит стыдливая, как дева, /С ночною розой на груди» с. 54).

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Безбожие и святотатство. Кощунство и богохульство. И откровенный сатанизм – явно видимые признаки духовного падения России. Словно, «Матильда» правит нашим государством. «Матильда» – мы еще не до конца осознали, что это было. Мы не осознали всей подлости и извращённой мерзости тех, кто устроил в нашей стране эту «Матильду». Ведь показали. Показали миллионам людей то, как немецкий извращенец, сумасшедший содомит кривлялся, изображая Святого Царя… И сегодня мы видим, как за какого-то губернатора-бандита люди толпами выходят на улицы с протестом. А за Святого Царя… До чего ты дошла, Россия! До каких низин скатилась! Это мы – Россия. Это мы… И мы надеемся, что Господь даст нам нового Царя. Зачем? Чтобы потом мы показали о нем новую «Матильду»? Как пел один певец из девяностых, «что же будет с Родиной и с нами?». Россия, как и весь мир, уже ступила за край. Человечество летит к своему концу с неимоверной скоростью. Россия должна снизить эту скорость. Россия должна стать земным прибежищем для тех, кто ищет спасения на небесах. Но Россия летит вместе со всеми. Её пилоты пьяны и не видят, не слышат никаких сигналов. Сам Господь посылает нам эти сигналы. Но мы мертвецки пьяны. Святая Русь у многих из нас уже давно не в сердце, а на майке или на борту фургона. Яркая майка с коротким рукавом и имперскими символами на груди – неужели это и есть уровень нашего осознания величия Руси Державной? Мог ли представить себе святой Царь, что символы величия Руси и царского достоинства станут узорами и рисунками на нижнем белье… Кажется, что вся Россия на наших глазах превращается в набитый каким-то хламом фургон с надписью «Святая Русь» на борту, с пассажирами в нижнем белье с имперскими «узорами». Те, кто убил Царя, и сегодня глумятся над нами. Страшное и безумное иго скорпионом жжёт больное тело нашей Родины. А мы лишь мычим, набив рот голубыми повязками. Это иго наших страстей рвет нас на куски, превращая наши личности в подобие каких-то рваных маек. Смотрим на себя и не понимаем: Я – не Я, Мы – не Мы. Лишь какие-то ЯМЫ, Фургалы и фургоны… Иго наших страстей рвёт Россию. Как сбросить, как победить это иго жестокое? Постом и молитвой. Не митингами, не пикетами. Постом и молитвой.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/17/te...

Сегодня изменения этого статуса требуют лишь общественные маргиналы. Подлинно влиятельные силы ЕС занимают позицию невмешательства в дела Афона. Но она не основана на признании ценности св.Горы как источника европейской культуры и духовного центра христианства наших дней. Невмешательство вызвано незаинтересованностью. Афон находится вне поля зрения европейских элит, которые либо вовсе не знают о нем, либо рассматривают как архаичную экзотику. Но это положение дел не вечно. Достаточно более-менее громкого повода, чтобы св.Гора оказалась в фокусе аффектированной медиа-кампании, по-английски Mediahype. Есть много либерально настроенных жителей Европы, которые, не разобравшись, с готовностью поверят сообщениям об ущемлении прав человека на Афоне. Возбужденная публика потребует принятия мер. А политики сочтут своим долгом реагировать на сигналы прессы и общественный настрой. Почва для антирелигиозных походов существует. Последние годы в ряде европейских стран рассматривались иски атеистов, требовавших удаления распятий из детских са-дов, школ, государственных учреждений. Мотивировка – христианские символы якобы навязывают детям религиозные убеждения. А государство обязано быть нейтральным и гарантировать свободу веры – или неверия – каждого из граждан. Эта аргументация кое-где имела успех. Конституционный суд Германии, ссылаясь на отделение церкви от государства, высказался против распятий в школах и присутственных местах. Итальянские суды схожие иски отклоняли. Тогда истица-атеистка обратилась в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. И временно нашла поддержку. Одна из судебных палат признала, что распятие, помещенное в государственных школах, влияет на формирование мировоззрения детей, ограничивая их свободу. В марте 2011 года это решение было пересмотрено. Общественность и власти Италии выступили за сохранение распятий в школах. При этом Италию поддержал ряд стран ЕС, где преобладает католическое население, и Греция. Против удаления распятий высказалась также группа из 33 консервативных депутатов Европарламента. В итоге суд признал распятие не только религиозным, но и культурным символом. Его публичная демонстрация, указали судьи, не ущемляет права неверующих.

http://pravoslavie.ru/47653.html

Но как правильно ответить на эти вопросы ? Стремясь это сделать, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью понять, почему в общественном организме появилась субкультура смерти. В самом деле, симптом любой болезни индивидуального организма представляет собой некое сообщение о тех или иных неполадках в этом организме. То же самое относится и к негативным социальным явлениям. Каждое из них представляет собой определенный message общественному сознанию со стороны общественного (коллективного) бессознательного. Какое же послание обществу (взрослым) посылает субкультура «готов» (поклоняющихся смерти подростков) ? Вернемся к понятию «метафизической интоксикации». Мы видим, что сегодня ненормально большое количество подростков подвержено психическому нарушению, по симптомам во многом совпадающему именно с метафизической интоксикацией. Подростки пытаются и не могут найти то, что называют смыслом жизни. Зададимся и мы вопросом: что это такое - «смысл жизни»? З. Фрейд считал, что поиск смысла жизни, сама постановки вопроса о нем свидетельствует о неврозе. «В плане творения отсутствует стремление сделать человека счастливым...его программа ставит человека во враждебные отношения как с микрокосмом, так и макрокосмом» (11, стр. 45). И, в принципе, Фрейд был прав. Смысл жизни ищут те, кто ощущает неудовлетворенность своей жизнью. Но следует ли из этого, что смысла жизни не существует вовсе? Разве в жизни нет ничего, кроме далеких от духовного поиска социальных задач? Карл Густав Юнг писал: «смысл жизни не определяется всецело лишь деловой жизнью, так же как глубина желаний человеческого сердца не измеряется величиной счета в банке. В тот период человеческой истории, когда энергия всех пытливых сил тратилась на изучение природы, очень мало внимания обращалось на сущность человека, что и составляет его психическое начало, хотя много исследований функций сознания было проведено. Но самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор почти не исследована. Это может показаться почти невероятным, ведь мы получаем сигналы из бессознательного каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека, его психика, привлекает мало внимания, зачастую ей попросту не доверяют и презирают ее» (17, стр. 205).

http://ruskline.ru/opp/2017/mart/10/sini...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010