Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИРКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Иркутской епархии, выходившее с 1 янв. 1863 по 1919 г. В 1863-1894 гг. издавались еженедельно, с 1895 г.- 2 раза в месяц. Первоначальный тираж составлял 1,2 тыс. экз., в 1864 г. издатели выпустили 600 экз., в дальнейшем тираж назначался в зависимости от спроса. Подписчиков в 1864 г. было 526, в т. ч. из Москвы, Орла, Рязани, Смоленска, Архангельска и др. городов. Первым редактором «И. е. в.» стал протоиерей кафедрального Богоявленского собора в Иркутске Прокопий Громов (до 1870), затем журнал редактировали ректор Иркутской ДС архим. Модест (Стрельбицкий ; впосл. архиепископ Волынский) (1871-1877), начальник Иркутской духовной миссии архим. Мелетий (Якимов ; впосл. епископ Рязанский) и преподаватель семинарии иером. Гурий (Буртасовский ; впосл. епископ Симбирский) (1877), ректор ДС архим. Григорий (Полетаев ; впосл. епископ Омский) (1878-1887), кафедральный прот. Афанасий Виноградов (1888-1894). Далее редакция вновь перешла в семинарию, редакторами были ректор архим. Евсевий (Никольский ; впосл. митрополит Крутицкий) (1895-1896), преподаватель свящ. Иннокентий Подгорбунский (1897-1904), ректор архим. Никон (Бессонов ; впосл. епископ Енисейский) (1905). С перерывами издание редактировали преподаватель ДС прот. Иоанн Дроздов (1905-1916), ректор архим. сщмч. Евгений (Зернов ; впосл. митрополит Горьковский) (1906-1913), ректор архим. Зосима (Сидоровский; впоследствии архиепископ Енисейский) (1913-1914), ректор архим. Софроний (Арефьев ; впоследствии архиепископ Краснодарский) (1914-1917), свящ. П. А. Попов (1916-1917), М. В. Одинцов и Д. Н. Дурницын (1917-1918). В «И. е. в.» публиковался прот. Александр Сулоцкий . Разрешение на выпуск «И. е. в.» было дано указом Святейшего Синода от 23 окт. 1862 г. по ходатайству Иркутского архиеп. Парфения (Попова) . Структура журнала была утверждена Синодом. В офиц. части публиковались указы, распоряжения Синода, сведения о награждениях, о перемещениях по службе священнослужителей, о поездках и служении правящих архиереев, о происшествиях, подробнейшие отчеты о деятельности духовно-учебных заведений, попечительства о бедных и др. В первых номерах журнала публиковались данные обо всех органах епархиального управления: списки членов Иркутской духовной консистории и попечительства о бедных, благочинных, настоятелей мон-рей, миссионеров, депутатов епархиальных съездов, полного состава духовно-учебного ведомства, сведения о церковных старостах и об их деятельности. За 1863-1888 гг. в офиц. части был опубликован 1231 материал, в т. ч. 920 высочайших манифестов, указов и определений Синода, 311 распоряжений иркутского епархиального начальства.

http://pravenc.ru/text/674059.html

Ульяновская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вознесенский кафедральный собор (Ульяновск) Ульяновская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Ульяновск . Регион граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской областью на юге, с Пензенской областью и Республикой Мордовия на западе, с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан на севере. Содержание Православие в Ульяновской области [ править править код ] Город Симбирск (по старому написанию Синбирск, ныне Ульяновск) был заложен по государеву указу и боярскому приговору от 1648 года, для охраны вновь освояемых русскими земель от ногайских набегов. Уже в первые годы существования города здесь насчитывалось 18 церквей и часовен, составлявших " Симбирскую десятину " Патриаршей области. В 1657 году Симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского. В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии - в 1784, 1829, и 1830 годах. 10 февраля 1832 года в губернии была образована самостоятельная епархия, выделенная из состава Казанской. Росло количество храмов и монастырей. В 1840 году в Симбирске была открыта духовная семинария, затем - училище для девиц духовного звания в Симбирском Спасском монастыре. При владыке Феоктисте (1874-1882) были учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости и было организовано женское епархиальное училище. При епископе Никандре (1895-1904) в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло-Мефодиевское братство при Симбирском мужском духовном училище. Из-за роста населения обширной епархии и необходимости трудиться над обращением мусульман и отпавших от Православия, в 1912 году была учреждена кафедра викарного епископа Алатырского. В 1914 году владыкой было создано Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника " Симбирская церковная старина " .

http://azbyka.ru/palomnik/Ульяновская_об...

Киять (Кият). Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Архитектурное описание. Здание имеет сильно развитые двусветные объемы храмовой части и более строгий объем односветной трапезной, стройную трехъярусную колокольню. Представляет собой сельскую пятиглавую церковь, выполненную в традициях барокко. Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998. Храм каменный, построен в 1801 г. помещиком Павлом Родионовым; в 1853 г. к нему пристроены два придела помещиком Ник. Терениным. Престолов в нем пять: главный (холодн.) в честь Богоявления Господня, в приделах: правом (холодн.) во имя преп. Михаила Клопского и в левом (холодн.) во имя св. мученицы царицы Александры: в теплых трапезных приделах – в правом во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и в левом – во имя свв. праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. На кладбище есть каменная часовня. Церковной земли 33 дес. пахотной. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них церковные. Капитал Причт 1529 руб. Жалованья от казны: священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Прихожан в с. Кияти (н. р.; земск. больн.) в 97 двор. 335 м. и 365 ж.; в дер. Кугальне (при р. Свияге, в 6 пер.; н. р.) в 40 двор. 140 м. и 120 ж.; в дер. Немчинове (при рч. Кутузовой, в 1 вер.; н. р.) в 18 двор. 64 м. и 61 ж.; всего в 155 двор. 539 м. и 546 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1896 г. в селе начальная народная школа, открыта в 1880 г., и в дер. Кугальне церковная школа грамоты, открыта в 1900 г. Ближайшие села: Курени в 2 вер . и Кищак в 6 вер. Расстояние от Симбирска 63 вер., от Буинска 10 вер., от Бурундуковского волост. правл. 8 вер. Почтов. адрес. – г. Буинск. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск

http://sobory.ru/article/?object=21811

Пиксяси. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты с. Пиксяси (Рождественское) при рч. Сарке. Храм деревянный, без колокольни, построен прихожанами в 1895 году. Престол в нем в честь Рождества Христова. Церковной земли: 47 кв. саж. усадебной и 33 дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них общественные, построены на церковной земле. Жалованья от казны: священнику 300 руб., псаломщику 100 р. Прихожан в с. Пиксясях (н. м.) в 175 двор. 691 м. и 705 ж. Церковно- приход. школа существует с 1885 года, помещается в собственном здании. Ближайшие села: Селищи в 3 вер., Алашеевка в 4 вер. и Алатырского у. Монадыши в 4 вер. и Паранеи в 3 вер. Расстояние от Симбирска 147 вер., от Ардатова 23 вер., от Жаренского волост. правл. 8 вер. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)». - Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева. 1903) Историческая справка село «Рождественская» с. Пиксяси Ардатовского района Республики Мордовия: Церковь иконы Казанская Божьей Матери Храм деревянной, без колокольни, построена прихожанами в 1865году, Церковной земли: 47кв. сажинов усадебной, и 33 десятин пахотной и сенокосной. Причт состоял из священника и псаломщика; дома для них общественные, построены на церковной земле. Жалованья от казны: священнику – 300 рублей, псаломщику – 100 рублей. Прихожан в с. Пиксяси (Н.М) в 175двора 691 м/п, и 705 ж/п. Церковно – приходская школа существует с 1885 года, помещается в собственном здании. Ближайшие село: Селищи в 3-х верстах, Алашеевка в 4-х верстах, от Жарёнской волости правл. 8-х верстах. Церковь двух престольная: холодная (летняя) престол честь иконы Казанской Божьей Матери, теплая (зимняя) трапезной части: придел - престол честь Рождества Христова. Годы гонение на православную церковь с 1938 – 1941гг, в с.Пиксяси церковь была репрессирована советской властью, затем в новь была возвращена в юрисдикцию Симбирской губернии Жарёнской волости, и затем снова с 1964 г.

http://sobory.ru/article/?object=26136

Ульяновск. Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшей Симбирской классической гимназии. Сергиевский храм /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:1867. Здание постройки 1790 г., в 1839-1841 гг. перестраивалось. Архитектор: М.П. Коринфский (перестройка 1839-1841 гг. до устройства церкви) Адрес: Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 18 (Гимназия корпус начальных классов) Координаты: 54.316214, 48.402479 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сергиевская церковь при классической гимназии. Храм устроен в 1867 г. инженер-штабс-капитаном Александром Николаевичем, и его супругой Марией Петровной Денисовыми. Престол в нём один – во имя преп. Сергия Радонежского. Причт состоит из священника и дьякона. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева, 1903 г. Домовая церковь Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца при Симбирской мужской классической гимназии После пожара 1864 г. здание Симбирской мужской гимназии в течение нескольких лет реконструировалось. 2 мая 1866 г. в канцелярии директора училищ Симбирской губернии было получено прошение инженера, штабс-капитана Александра Николаевича Денисова: «Пользуясь настоящим случаем перестройки дома Симбирской гимназии, я хотел бы исполнить давнишнее моё и жены моей желание устроить в гимназическом здании домовую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Все расходы по устройству церкви принимаю на свой счёт: устройство иконостаса, приобретение образов, лампад, паникадил, а также и прочей церковной утвари, церковных книг и вообще всего, что требуется в церкви для совершения богослужения. Объясняя всё это Вашему Высокородию, покорнейше прошу исходатайствовать мне у кого следует право устроить в доме гимназии церковь и указать для этого место».

http://sobory.ru/article/?object=27705

Ульяновск. Кафедральный собор Воскресения Словущего. Свято-Воскресенско-Германовский собор Карта и ближайшие объекты Воскресенская (Германовская) церковь Воскресенская церковь построена первоначально в конце первой четверти XV III в. на месте бывшей прежде часовни, построенной в память встречи иконы Святителя Германа с частицами его мощей; церковь была трехпрестольная: два престола были в трапезных приделах. В 1877-1879 г.г. главная часть храма была перестроена, устроены были в ней два новых придела: храм стал пятипрестольным. В 1890-1894 г.г. была перестроена и трапезная часть храма с колокольнею, причем трапезные приделы были упразднены; перестройка производилась на средства церкви, прихожан и церковного старосты купца Павла Андр. Никитина. В настоящее время в храме (тепл.) три престола: главный в память обновления храма Воскресения Христова, в правом приделе во имя Святителя Германа, архиепископа Казанского, и в левом во имя Святителя и Чудотворца Николая. На ярмарочной площади есть принадлежащая храму часовня. Церк.-приход. школа существует с 1897 г., помещается в собственном здании. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)». - Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева, 1903 г. В 1567 г. 6 ноября скончался в Москве святитель Казанский Герман. Почти 24 года его мощи покоились в Москве. При Казанском митрополите Гермогене ученики св. Германа, с благословения своего митрополита, отправились в Москву и испросили у царя Федора Иоанновича и патриарха Иова дозволение перенести нетленные мощи св. учителя и архипастыря в основанный им Свияжский монастырь. Торжественное принесение св. мощей было совершено 25 сентября 1591 г. В 1695 г., по распоряжению патриарха Адриана 6 октября Казанский митрополит Маркель переложил мощи св. Германа в новую липовую раку, обложенную с лицевой стороны серебром. Это обстоятельство послужило началом к общерусскому чествованию Казанского святителя Германа.

http://sobory.ru/article/?object=25617

Ульяновск. Церковь Воскресения Христова на Старом кладбище. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1914 году. Она напоминает храмы Древней Руси, построенные в византийском стиле. Источник: книга " Храмы России " , 2007. Дата постройки последнего здания: 1911. Каменная кладбищенская церковь в русско-византийском стиле, построена по проекту архитектора Федора Осиповича Ливчака. Прежде на месте церкви стояла часовня, устроенная в середине XIX века на участке земли, отведенной городом под кладбище. При строительстве церкви здание часовни было использовано и сейчас является ее северной частью. В советское время церковь не закрывалась.  Единственная сохранившаяся в Ульяновске церковь дореволюционной постройки. Источник информации - Сайт  " История Симбирского края. Документы, поиски, открытия " Век Воскресенской церкви 4 июня (22 мая по старому стилю) Воскресенская кладбищенская церковь отмечает 100-летие своего освящения.  «Симбирские епархиальные ведомости» в 11 за 1911 год писали: 22 мая Преосвященнейший Епископ Вениамин совершил освящение кладбищенской церкви г. Симбирска. Храм построен в византийском стиле и является одним из благоукрашенных городских храмов. При малом сравнительно размере, храм, к сожалению, не мог вместить всех желающих быть в нем на торжестве освящения; пропускались в него только имеющие билеты». Накануне церковный староста, 40-летний предприниматель Алексей Павлович Балакирщиков лично нанёс визит губернатору Александру Степановичу Ключарёву, приглашая его на торжество. Прекрасный повод для менее месяца занимающего должность чиновника предстать перед народом во всей красе и продемонстрировать свои религиозные чувства! Но начальник губернии проигнорировал церемонию. Может быть по состоянию здоровья? Отнюдь, вместо того, чтобы присутствовать на освящении, Ключарёв отправился в объезд губернии. Казалось бы, ничего не стоило сдвинуть поездку на один день, но он предпочел покинуть город, отправив на торжество вице-губернатора. Возможно, «компетентные органы» успели предупредить Александра Степановича, что Балакирщиков водит дружбу с социалистами, что у него в доме несколько лет жил один из лидеров симбирской группы РСДРП Юрий Кролюницкий, что в годы 1-первой русской революции Балакирщиков издавал оппозиционные «Симбирские Вести»… Негоже было «светиться» государственнику-консерватору Ключарёву рядом с такой неблагонадежной персоной. А, может, смутила действительного статского советника долгая история появления церкви.

http://sobory.ru/article/?object=16648

Серафим (Александров) Скачать epub pdf В миру Дмитрий Александрович Александров, родился 19 октября 1866 года в селе Никитино Корсунского уезда Симбирской губернии. В 1889 году окончил Саратовскую духовную семинарию, в сентябре того же года назначен помощником епархиального миссионера Саратовской епархии. В 1890 г. был рукоположен в сан диакона, в 1891 г.– во священника. В 1894 г. назначен епархиальным миссионером Саратовской епархии. Составил пособие для проведения бесед с раскольниками, которая стала настольной у священников-миссионеров Саратовской епархии. Член IV отдела Предсоборного присутствия. В марте 1909 года назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории и клириком Рынково-Воскресенской церкви Витебска. С 1910 года – Оренбургский противораскольнический епархиальный миссионер. Издал ряд книг. Находясь в Оренбурге, тесно сотрудничал с “Оренбургскими епархиальными ведомостями”, редактировал их неофициальную часть (1915–1916) , публиковал статьи по миссионерской проблематике. В 1911 году возведен в сан протоиерея. 5 декабря 1914 г. был пострижен в монашество с именем Серафим, 6 декабря возведен в сан архимандрита. 14 декабря 1914 г. хиротонисан во епископа Кустанайского, второго викария Оренбургской епархии. По рукописным данным, хиротонию в Оренбурге совершали епископ Оренбургский Мефодий (Герасимов) и викарный епископ Дионисий. Местопребыванием его был определен Оренбург. На первых порах, за ним остались его прежние обязанности – руководство миссионерской деятельностью. С принятием в 1915 году специальной инструкции викариям Оренбургской епархии, за епископом Серафимом также были закреплены уезды Оренбургский, Орский и Тургайская область. 24 марта 1916 г. назначен епископом Челябинским, викарием той же Оренбургской епархии. 7 апреля 1917 г. в здании городской думы епископ Серафим провел собрание духовенства, посвященное реформе церковного прихода на канонических основах в связи с политическими переменами в стране. Интерес к этому собранию был велик, и как отмечалось в прессе прошло оно “при громадном стечении слушателей”. Не меньший интерес у челябинцев вызвал проходивший в конце апреля – начале мая 1917 г. Челябинский окружной съезд духовенства и мирян. Епископ Серафим по просьбе собравшихся открыл съезд торжественным молебном в домовой церкви Челябинского епархиального училища. На съезде он активно высказывался по самым острым вопросам, стоявшим перед духовенством. Именно по его предложению съезд обсудил вопрос о создании самостоятельной Челябинской епархии. Епископу Серафиму принадлежало и радикальное предложение, “чтобы в каждом уездном городе был свой епископ, но не викарный”. Решение о создании самостоятельной Челябинской епархии, поддерживал он и в последующем, активно лоббируя его на Поместном Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Артюшкино. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Село Артюшкино при рч. Шамаршле, Симбирского уезда. Храм деревянный, теплый, построен в 1856 г. прихожанами и обнесен оградой. Престол в нем во имя преп. Сергия Радонежского Чудотворца. Земская школа существует с 1875 г. Ближайшия села: Тушна в 9 вер. и Ясашная Ташла в 12 вер. Расстояние от Симбирска 43 вер., от Тушнинского волост. правд. 9 вер. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева, 1903 г. Церковь Сергия Радонежского находится в селе Артюшкино в Сенгилеевском районе Ульяновской области. Само село довольно древнее, первые упоминания о нем относятся ко второй половине 17 века, когда сюда для заселения были перевезены крепостные чуваши. Свое название поселение получило по имени одного из первых его жителей. По данным исследователей, в первой половине 18 века село стало помещичьим, владельцами его тогда являлись помещики Мальцевы. Первое христианское культовое здание появилось здесь в конце 17 века - это была часовня. В 1856 году здесь была воздвигнута церковь, освященная во имя Сергия Радонежского. Это было полностью деревянное здание, внутри и снаружи обшитое тесом. Церковь сама по себе невысокая, двускатную крышу венчает небольшая луковичная главка с шестиконечным крестом. Зданию церкви удалось выстоять в годы советской власти. В настоящее время церковь ежедневно открыта для посещений и активно функционирует. http://artushkino.cerkov.ru/ Село Артюшкино находится в глухой местности, среди Арбуженского леса, в 40 верстах от г. Симбирска. Точных сведений о времени основания села Артюшкина не имеется, но надо полагать, что еще в конце XVII ст. здесь были поселены новокрещенные чуваши. Это видно из того, что основатель Симбирского Покровского монастыря, подъячий Симбирской Приказной Палаты Петр Иванович Муромцев, умерший в 1728 г., имел в деревне Артюшкиной водяную мукомольную мельницу и построил здесь винокуренный завод «со всякими инструментами». Мельница сохранилась и до настоящего времени, она ныне принадлежит удельному ведомству, а от винокуренного завода не осталось и следов.

http://sobory.ru/article/?object=23277

Большое Игнатово. Церковь Михаила Архангела. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела , Рождества Христова , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1994 и 1998. Адрес: Республика Мордовия, село Большое Игнатово Координаты: 55.017763, 45.571418 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. с. Игнатово при прудах. Храм деревянный, холодный, построен прихожанами в 1866 году. Престолов в нем три: главный во имя Архистратига Божия Михаила, в правом приделе в честь Рождества Христова и в левом – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковной земли: 3 дес. усадебной и 33 дес. пахотной. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика; дома для них общественные, построены на церковной земле. Прихожан: Игнатове (н. м.) в 139 558 м. и 545 ж.; в дер. Старой Качаеве (при пруд., в 1 пер.; н. м.) в 119 474 м. и 510 ж.; в дер. Новой Чамзинке (при пруде, в 4 вер.; н. м.) в 69 274 м. и 292 ж.; в дер. Старой Чамзинке (при пруде, в 5 вер.; н. м.) в 107 429 м. и 400 ж.; всего в 434 1735 м. и 1747 ж. Церк.- приход. попечительство существует с 1880 года. В селе есть земская школа. Ближайшие села: Андреевка в 2 вер., Вармазейка в 5 вер. и Кучкаево в 7 вер. Расстояние от Симбирска 221 вер., от Ардатова 52 вер., от Киржеманского волост. правл. 12 вер. Почтов. адрес – с. Талызино (14 вер.). Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева. 1903) simbir-archeo.narod.ru Древнее Эрзянское село встречавшее царя Иоанна Васильевича во время похода на Казанское Ханство. По сохранившемся приданиям в то время вместе уживались крещённые жители и исповедующие язычество.

http://sobory.ru/article/?object=10400

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010