Тем не менее, в Евангелиях всё же есть некоторые цитаты, которые так или иначе раскрывают Божественность Христа. Подобные цитаты либо указывают на равенство Бога Отца и Иисуса Христа, либо же раскрывают некоторые свойства Сына Божьего, указывающие на Его предмирное существование. «Прежде, нежели был Авраам, Я есть» ( Ин. 8:58 ). «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ). «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мк. 2:10 ). «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10:15 ). «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ). «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). По словам святого апостола Павла, «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). Таким образом, действия, которые свойственны только Богу Отцу, но при этом совершаются Сыном, свидетельствуют о том, что Сын имеет ту же власть и силу, что и Бог Отец. Следует уточнить, что наряду с цитатами в пользу Божественного равенства Отца и Сына в Евангелии имеются также и «уничижительные места», которые якобы умаляют достоинство Сына по сравнению с достоинством Отца. Например: «Отец Мой более Меня» ( Ин. 14:28 ). Данные слова понимались святыми отцами в том смысле, что любая причина выше того, причиной чего является. Свое Божество Сын получает в акте предвечного рождения от Отца, таким образом, Бог Сын и может назвать Отца большим Себя. Это евангельское выражение было подробно рассмотрено на одном из Константинопольских Соборов XII в. 215 . «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ). В этих словах Господь Иисус Христос называет Бога Отца Своим Богом, что якобы говорит о неравном достоинстве Отца и Сына. Преподобный Иоанн Дамаскин , объясняя вышеприведенную цитату, пишет: «Христос Отцом называет Бога потому, что... нам Бог – по естеству, а Ему соделался по благодати, поскольку Сам сделался человеком» 216 . Учение о Святой Троице, как уже говорилось об этом выше, в большей степени было сформулировано и защищено от всевозможных нападок только в IV в. Святые отцы немало потрудились для того, чтобы отстоять православную доктрину и опровергнуть еретические мнения. Большая часть дискуссий была сосредоточена на теме Божественности Господа Иисуса Христа. По словам прот. Иоанна Мейендорфа , большая часть богословских дебатов эпохи Вселенских Соборов имела христологическое измерение 217 . И это неслучайно, ведь именно от ответа на вопрос: «Кто такой Христос?» – зависит спасение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Особым местом Ветхого Завета являются тексты, относящиеся к Ангелу Господнему и рассматриваемые некоторыми экзегетами как указание на Вторую Ипостась 212 . §34 Новозаветные свидетельства о Божестве Сына и Св Духа В полной мере учение о Пресвятой Троице раскрывается только в Новом Завете, хотя при этом в священных текстах и не присутствует ставшая классической троичная терминология: термины «сущность», «ипостась», да и сам термин «Троица» появляются значительно позже, в трудах святых отцов и учителей Церкви. Полнота откровения о Боге Троице стала возможной благодаря Боговоплощению. Только пришествие в мир Второго Лица – Сына Божия сделало возможным для человека познание Троичного Бога. Как удачно выразился по этому поводу прот. Борис Бобринский : «Говорить о Христе – это говорить об Отце и о Духе Святом и наоборот» 213 , ведь только через познание Сына возможно познание Отца и Духа Святого, о чём прямо говорит Св. Писание: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» ( Ин. 14:7–9 ). Исходя из вышесказанного, методологически верно будет начать рассмотрение новозаветных свидетельств в пользу троичности Божества именно с доказательств Божественности Господа Иисуса Христа. В апостольских посланиях есть выражения, прямо указывающие на Божественность Христа: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ). «В Нём (т. е. во Христе – прим. авт.) обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:5 ). Несмотря на приведенные цитаты, в самом Четвероевангелии Христос никогда Себя прямо Богом не называл. Подобное явление связано с тем, что Вторая Ипостась Святой Троицы приходит в этот мир, прежде всего, в смирении (см. Флп. 2:5–11 ), и поэтому Он избегал славы и всего, что с ней соотносится. Митрополит Антоний (Храповицкий) в своей статье «Почему Господь Иисус Христос не называл Себя Богом» пишет следующее: «Наша церковная экзегетика свидетельствует не о том, будто Господь старался всем слушателям Своих речей внушить веру в Свое Божество, но напротив, что Он Свое Божество скрывал. Так, в нескольких стихирах Праздничной Минеи и Цветной Триоди Христос называется Богом таящимся, то есть скрывающимся. Свое Божество, по толкованию святых отцов, Господь скрыл до Своего Воскресения не только от людей, но и от диавола, который потому только и довел иудеев до осуждения Его, что не знал Его Божества и Его разрушительной силы над адским царством» 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

На это иудеи сказали: – Говоря, что Бог родил, ты бесстрастного делаешь страстным. Каким образом и Сын, рожденный в известное время и имевший временное бытие, может быть Богом? Ибо то слово: днесь указывает на известное время и не позволяет признавать Сына вечным Богом. Сильвестр отвечал: – Мы не говорим, что в отношении к Богу имело место рождение страстное; мы исповедуем, что Божество – бесстрастно и что рождение Сына было таким, каково бывает рождение слова из мысли. Мы не вводим учения о временном рождении Сына от Отца, но веруем в вечное рождение Его, не подлежащее условию времени, ибо знаем, что Творец времени есть Сын вместе с Отцом и Духом, а Творец времени Сам не находится под временем. Выражение же: Я ныне родил Тебя, обозначает не горнее и предвечное Божественное рождение, но дольнее, которое имело место в известное время и совершилось во плоти, принятой ради нашего спасения 97 . Пророк знал, что Христос – Бог предвечный, почему и говорит: «Престол Твой, Боже, вовек» ( Пс. 44:7 ). Предвозвещая же имевшее совершиться в последующее время воплощение, он сказал: «Ты – Сын Мой! Я ныне родил Тебя». Итак, этими словами: «Ты – Сын Мой» он указывает не на временное, но на предвечное Его рождение; а словами: «Я ныне родил Тебя» обозначает Его рождение, совершившееся в известное время. Сказав: «Я ныне родил Тебя», пророк показал что и то рождение Сына, которое должно было совершиться в известное определенное время, Отец приписывает Себе Самому, потому что оно должно быть по его воле. Но уже и то даже выражение: «Я ныне родил Тебя» указывает на вечность рождения Божья, в которой нет действия прошедшего и будущего, а всегда только одно настоящее. О Духе же Святом тот же Давид свидетельствует такими словами: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). Итак, здесь упоминает он о Трех лицах: Бог – Отец и Сын, Которого называет Словом ради его вышнего и бесстрастного рождения и о Святом Духе. И в другом месте он говорит: «Духа Твоего Святого не отними от меня» ( Пс. 50:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса, распятого на Кресте, а именно: 1) как [благотворно] использует Он последнее дыхание жизни и спасает разбойника на кресте; 2) как предает Он дух Свой в руки Отца: Отче! в руки Твои предаю дух Мой . Проповедь о скором Господнем пришествии Се, гряду скоро . Откр. 22:7 Неверующие враги собственных душ скажут: «Две тысячи лет тому назад обещал [Он] прийти, а всё еще не приходит!» Так насмехаются те, кто будет [стонать и] причитать в вечных муках. А мы, готовящиеся войти в радость Его Царства, знаем, что придет Он в силе и славе, как и обещал. Знаем мы, что приходил Он уже несметное число раз, являясь Своим верным. Не пришел ли Он к Иоанну Боговидцу, которому и сказал эти слова: Се, гряду скоро ? Иоанн лицезрел Его в силе и славе и почувствовал на себе Его руку, когда, устрашившись, пал к Его ногам, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою ( Откр. 1:17 ). Не Он ли пришел к Савлу, когда тот поначалу дышал ненавистью против христиан и когда на пути в Дамаск пал на землю, увидев Господа и услышав глас Его: Савл, Савл!что ты гонишь Меня ? И опять-таки не Он ли вошел в сердце апостола Павла, когда тот признался: У же не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 )! И не Он ли посещал многочисленных мучеников и мучениц за имя Его, чтобы поддержать их, исцелить, обласкать? Не Он ли являлся преподобному Антонию Великому , великомученику Феодору Стратилату, священномученику Харалампию, святой [мученице] Марине, святителю Сильвестру и многим, очень многим другим? Но о чем мы говорим? Не Он ли на третий день возвратился из царства смерти и пришел к Апостолам? И [не Он ли] так неоднократно приходил на помощь Церкви, словно из мертвых воскрешая ее, когда враги Его ликовали, думая, что навсегда предали они Его Церковь смерти? Не Он ли явил Свою силу в Церкви и в правление Нерона, как и в эпоху Константина, и при Юлиане Отступнике, как и в царствование Юстиниана, [а также] в годину арабского гнета и турецкого и монгольского деспотизма над христианами?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Правда Божья. Бог по отношению к миру, будучи Святым, определяет закон святости: «Будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет. 1:16 ). Эта необходимость стремиться к святости выражена в правде Божьей, как заповедях Божиих, ведущих к совершенству: «Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею» ( Пс.118:40 ). Еще один текст Писания, указывающий на связь между правдой и деланием заповедей: «И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» ( Пс.102:18 ). В правде Божией можно различать как бы два действия – правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол Иаков: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» ( Иак. 4:12 ), то есть Бог одновременно является и Законодателем, и Судией. Бог дает Закон, Он же помогает в его исполнении, и Он же судит по плодам делания Своего закона. В Ветхом Завете максимальным выражением правды Божией в ее законодательном и воздаятельном аспектах является Декалог, а в Новом Завете – заповеди Блаженства. Вообще, именно в Новом Завете произошло совершенное открытие правды Божьей ( Рим. 3:21–22 ). Вопросы: 1. Определите суть апофатического и катафатического способов богопознания. 2. Как соотносятся апофатический и катафатический способы богопознания? 3. Является ли апофатический способ богопознания лишь интеллектуальным методом, корректирующим апофатику? 4. Как соотнести учение о Божественной простоте и множественность свойств, которыми именуется Бог? 5. На что указывают апофатические свойства? 6. На что указывают катафатические свойства? 7. Объясните свойство «самобытность». 8. Объясните свойство «неизменность». 9. Объясните свойство «вечность». 10. Объясните свойство «вездеприсутствие». 11. Объясните свойство «всеведение». 12. Объясните свойства «святость» и «свет». 13. Объясните свойство «всемогущество». 14. Объясните свойство «любовь». 15. Объясните свойство «правда Божья». Обязательно к прочтению: 1. Иоанн Дамаскин , прп. Свойства Божеского естества// Точное изложение православной веры . Кн.1. Гл. XIV.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Наше сострадание Христу, братия и сестры возлюбленные, есть, таким образом, в глубоком сознании нечистоты нашего греха и отвращении от него, в болезни и борьбе со страстями и всяким злом, в кротком перенесении всей бедственности жизни земной. Только в этом мы являемся истинными общниками Христовой чаши страданий и имеем надежду быть в Его славе. Свою последнюю задушевную беседу с учениками Сам Христос так закончил: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин.16:33 ). Веруем, Господи, и исповедуем! Воскликнем же Ему ныне каждый из глубины нашего сердца: аще и во гробе лежиши, Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог , Ты мое радование... Силе Твоей слава, Человеколюбче! 82 Священник Иустин Ольшевский Слово к детям по случаю высочайшего внимания к женским церковно-приходским школам Полтавской епархии 83 (сказано 21 мая 1899 г. на Божественной литургии в полтавском кафедральном соборе в присутствии четырех сотен воспитанниц церковно-приходских школ) Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:13–16 ). Дороги для каждого из нас эти святые евангельские слова: Господь Иисус всех нас усыновил Отцу Небесному, все мы Его дети. Но особенно дороги эти слова вашему возрасту, детки возлюбленные. Как видите из приведенных слов Евангелия, Господь не только принимал приводимых и приносимых к Нему детей, не только молитвенно благословлял их, но Он, лаская, обнимал их. За что же он такую особенную любовь проявлял к детям? Дети малые слабы телом и духом, мало у них и разума, умения, ничтожна сила. Что же у них хорошего? Любят деток за их невинность, за их искренность и простоту, за их чистоту и доброту. У неиспорченных детей нет привычки и искусства притворяться и лгать, они говорят и делают так, как чувствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

14) Кресты и хоругви, употребляемые при погребениях и при крестных ходах, должны быть относимы в храм обратно с подобающим священному предмету благочинием; хорошо бы надевать на них при этом чехлы. 15) Обязательно должно быть благоговейное, отчетливое и разумное чтение при богослужении на клиросе. 16) Уставное и рачительное исполнение священником всех пастырских обязанностей. Совершение крещения должно быть чрез погружение и по возможности в святом храме. 17) Рачительное исполнение одиночной исповеди для всех прихожан. «Никак не следует принимать на исповедь по нескольку человек вместе, хотя бы то были и дети, но должно исповедовать каждого отдельно. Для доброго пастыря исповедь служит вернейшим средством к указанию духовного состояния каждого из пасомых и надежнейшим способом к благотворному воздействию пастырских наставлений на их души» (Постановления Юго-Западных преосвященных 1884 года). 18) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должно быть свободно от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, ибо штунда сама заявит ему: «Врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля. 19) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудивших. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино ( Ин.17:11 )! Беседа 4. Миссионерская проповедь в приходе Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. ( Кол. 4:6 ) Миссионерство, или веропроповедничество, в Православной Церкви есть, с одной стороны, благородный дар, а с другой стороны – искусство. Благородный дар стяжается благочестием и молитвой, а соль миссионерского искусства приобретается изучением и опытом. Каждый веропроповедник должен помнить слова Господни: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:44 ). Благодатно-молитвенное настроение веропроповедника обычно выражается в ясности духа, крепости и любви к заблудшему. О беседе нашего Господа с фарисеями говорится у евангелиста, что Он, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их ( Мк.3:5 ). Апостол Павел научает пастырей: рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины ( 2Тим.2:2425 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

И нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник. Имя обыкновенно отмечает существенные свойства личности. В Богочеловеке что есть чудного и великого, как не Его дивное и невыразимое Божество? Когда этот Ангел Завета явился родителям библейского судии Самсона и они спросили об имени Его, то Он так ответил: оно чудно ( Суд.13:18 ). Христос в Своих действиях человеческих на земле всегда являлся Божественной Личностью , и на земле Он не переставал участвовать в совете Пресвятой Троицы. В церковной песни поэтому так говорится о времени пребывания Христа во гробе: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный. Воистину Чуден, Советник! О, если бы наши представители народные, советники государевы, в своих совещаниях о благе истерзанного нестроениями и крамолой нашего отечества почаще обращались к наставлениям этого Чудного, Советника! Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века. Праведным мужам доступно было творить чудеса и воскрешать умерших, но самим восстать из гроба собственной силой ни для кого из них не дано. Христос же, неоднократно являя Свою силу над жизнью и смертью, воскрешал не только других мертвецов, но и Сам восстал из гроба. В этом наиболее познаем в Нем Бога крепкого и Владыку вселенной. Потому-то апостол Павел для вразумления маловерных воскликнул: если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:1720 ). Так, по слову того же апостола, Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения ( 2Кор.5:19 ). Бог нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ( Еф.2:57 ). В этом мы познаем во Христе Князя мира и Отца будущего века. Как драгоценны божественные обетования мира для нас, лишенных сегодня мира! Как драгоценны неложные обетования будущего века, когда нынешний век ничего не дает, кроме скорбей и страданий!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Но блаженны мертвые только те, которые умирают в Господе. Только в Боге спасение и слава наша и здесь, и по ту сторону гроба; только Христос наша сила, только с Господом наша слава, в жизни и по смерти. Поэтому блаженны те мертвые, которые христианской богобоязненной жизнью приблизили себя ко Христу, которые с помощью Христа приготовили свою душу к смертному разлучению с телом. Блаженны те мертвые, которые оставили мир сей с живым упованием на Божие милосердие, очистив себя искренним покаянием и освятив свое естество Таинством Тела и Крови Христовой, которые ожидали и встретили Небесного Жениха своего со светильником веры и с елеем благих дел. Воистину, блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними ( Откр. 14:13 ). И умерший собрат наш, раб Божий Владимир, был искренно и глубоко верующим христианином. Глубоко преданный учению Святой Церкви, он послушно исполнял ее святые веления как при здравии, так и на одре болезни. На служебном поприще своем он также трудился для святой веры: сперва богословские истины веры внедрял в души учащегося духовного юношества, а потом он способствовал насаждению истин веры и благочестия посредством школ среди народа. Так он все силы свои отдал на служение святой вере и Церкви. Везде он с горячей ревностью исполнял служебный долг свой; его слово сильное, слово убежденное не могло не оставить доброго плода в сердцах многих его слушателей. Но вот, дабы испытать, укрепить и усовершить его самого в вере и благочестии, Господь посылает ему тяжкий недуг, который продолжается почти полгода. Крест болезненных страданий есть один из тех верных путей, которыми Господь ведет нас к Царству Небесному. По слову Божию, страдающий плотию перестает грешить ( 1Пет.4:1 ), так что временное страдание производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор.4:17 ). Действительно, пользуясь здоровьем и благами жизни, мы часто бываем настолько заняты самими собой, настолько бываем самоослеплены, что легко выпускаем из виду благодеющую нам Божественную десницу и наше высшее призвание.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В стихотворении «Я не Тому молюсь» автор прямо заявляет, что он молится не Христу-Богу, а Христу-человеку. У Надсона дух противоцерковный чувствуется ясно. Как можно видеть отчасти из приведенных образцов, в русской литературе последнего времени происходит какое-то передвижение идеалов: верховные идеалы низводятся до низших слоев, а подонки поднимаются на высоту. В области религиозно-философской это делают новохристиане, уравнивая дух с плотью и дьявола со Христом. В области непосредственно наблюдаемой жизни это исполняют те писатели, которые идеализируют подонков общества, преступников возводят на высоту героев и сверхчеловеков. Если бы в этом процессе происходило сближение низших слоев и высших для действительного подъема на духовную высоту низших слоев, то это был бы счастливый процесс. Но здесь происходит обратное явление: низшие сами не поднимаются на высоту, а между тем умаляют в своем сознании достоинство высших духовных светочей, чем совершенно теряют их для себя. И таким образом последствием всего процесса является непроницаемая духовная тьма. Позволительно после всего опять спросить: может ли человек, не верующий в Бога или маловерный, уразуметь и изобразить пред другими сокровеннейшие проявления веры и духовной жизни? Послушаем ответ на сей вопрос у святого апостола Павла: душевный человек (который все хочет познать своим умом) не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный (проникнутый верой) судит о всем, а о нем судить никто не может ( 1Кор.2:1415 ). Святитель Димитрий Ростовский дает к сему такое разъяснение. «Как человек, не учившийся у людей, не может как должно разуметь учения человеческого, так и душа, не наученная от Бога чрез умное деланье, чрез молитву и сердечное умиление, не может научиться Божественному разуму и всему Божьему. Но, научившись от Бога Божественному, может разуметь и все человеческое, не учившись никакому учению человеческому» (Алфавит духовный. Ч. 2. Гл. 4). Таким образом, специалист греховных состояний и человек неверующий, безусловно, не может сам разуметь и других поучать тому, что касается веры и благодатной жизни хотя бы с той стороны их, которая граничит с обыкновенным естественным состоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010