605 Старинное лаврское предание говорит, что пр. Иов был погребен в саду, что ныне находится против южных дверей большого или соборного храма Успения Божией Матери, именно против самой пещеры, в которой подвизался. Впоследствии, говорит, это место вошло в состав пещерной церкви, при перестройке Лавры во время Потоцкого (см. ниже гл. V). И действительно, в почаевском архиерейском саду, что примыкает с юга к пещерному храму, в древние времена было кладбище, начиная от архиерейского дома, до места против южных дверей большого храма и конца пещерной церкви на западе. – По сказанию старожилов здесь еще во времена преосв. Иннокентия, архиепископа Волынского (1832 – 1840), стояли надгробные памятники, из коих два еще и теперь можно видеть в Лавре в монастырской ограде. 606 Это было, надо полагать, в то время, когда Дионисий, до возведения в Киевского митрополита, был на Волыни епископом Луцким, стр. 7. Сравн. Описан. Киевософ. Собора стр. 186. Также очерки истории православной церкви на Волыни, Карашевича, стр. 127. Примечание 367. 607 Досифея житие блаж. Иова стр. 6, 7 на обороте. Униатские каталоги говорят, между прочим, что со времени Сильвестра Коссова (1657), будто бы 6 лет не было на Руси православного митрополита. Но сие, по словам митрополита Евгения, опровергается 1) тем, что в 1657 году Дионисий Балабан был избран в митрополиты в Переяславле: 2) данною от царя Алексея Михайловича гетману Брюховецкому и Запорожскому войску гранатою 1665 года, в коей сказано, что Дионисий Балабан в 1657 году присутствовал в Переяславле при присяге гетмана Выговского, и в сей гранате назван митрополитом. (Описание Киево-Софийского собора стр. 186 – 187). 608 По кончине преподобного Иова его место занял Иосиф Добрянский, избранный еще, как мы видели, при жизни Преподобного. Но он, должно быть, правил обителью не долго. Ему наследовал Дорофей Третьяковский, скончавшийся в самый год открытия мощей преподобного Иова (1659 г.). Затем поступил Досифей, скончавшийся в 1664 г. 609 Xiega Cudow «Encomium swienlemu Iobowy Zelezie»: Ihumen pewny, bendac w Poczajowie, przez ciezkie wrzody skraciwazy zdrowie (стр. 17). Также житие блаж. Иова по печатн. изданию стр. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Для вербовки киевских певчих посылался даже из пограничного с Украиной (но еще на московской стороне) города Путивля соборный священник Иван Курбатов. Некоторые из киевских певцов возвращались на родину, на смену им прибывали новые певцы. Такие вызовы церковных певцов и мастером партесного пения из Киева продолжались и в последующие годы. Эти певцы получали места в хоре государевых певчих дьяков, где им поручалось руководство и обучение партесному пению. Последнее стало оттеснять прежнее строчное и демественное пение. В 1656 г. по распоряжению царя Алексея Михайловича были посланы в Киев за старцем Братского монастыря Иосифом Загвойским, два киевских певца, находившихся тогда в Москве. Загвойский был славен тем, что «учил петь по партесам», а потому он нужен был в Москве «для начальства партесному пению» 116 . Очевидно, что дело партесного пения на Московской Руси только налаживалось и своих руководителей еще не было. Но Загвойского не удалось разыскать: очевидно, его вовсе не соблазняла перспектива руководить партесным пением в Москве. У Киевского митрополита Сильвестра Коссова 117 славился певец, знающий «начальство партесному пению» (значит, регент), некий Васька Пикулинский, который соглашался было ехать в Москву, но митрополит не отпустил его на том основании, что «без Васьки вспевака в монастыре быти нельзя, и отпустить его не можно» 118 . Киевское хоровое партесное пение во второй половине XVII в. славилось далеко за пределами и Украины, и Московского царства. В условиях свободного, не стесняемого поляками и католиками существования, партесное церковное пение в третьей четверти XVII в. достигло очень высокой степени художественного развития, начавшегося еще трудами братств. Об этом свидетельствует западный путешественник Гербиний, посетивший Киев в третьей четверти XVII в., уже после политической унии восточной Украины с Московским царством 119 . Металлов приводит только краткий отрывок из сочинения Гербиния: «Гербиний в Киево-Братском монастыре слышал пение по правилам музыкального искусства, где ясно были слышны дискант, альт, тенор и бас» – то есть смешанный хор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Важнее всего в летописи нравоучительная сторона. Нравственными изследованиями св. Димитрий часто заменяет недостаток исторических известий о каком-нибудь веке; большею же частью нравоучения, в виде следствия или применения, извлекаются из самых событий, изложение которых им предшествует. Некоторые из сих наставлений по своей полноте равняются словам, и действительно были употреблены Святителем вместо поучений церковных. Так в «слове на день св. Пророка Иоанна Предтечи» (Ч. 2, 310.) встречаем разсуждение о пагубных следствиях пиянства из Летописи (Ч. 2. стр. 92.). Слово «о пастырстве духовном» (Ч. 3, стр. 349.) принадлежит к последним назидательным размышлениям в Летописи (Ч. 2. стр. 211.). Напечатанное при летописи св. Димитрия Синопсис, или краткое описание от различных летописцов о начале Славенскаго народа не принадлежит Святителю Димитрию, но Киевопечерскому архимандриту Иннокентию Гизелю, или другому сократителю хроники Феодосия Софоновича 256 . Собственная же летописъ св. Димитрия, или хронограф о начале Славянского народа, остается не изданною между рукописями С. Петербургской Дух. Академии 257 . К историческому разряду принадлежат также следующие сочинения св. Димитрия: 4. Каталог Киевских Митрополитов с кратким летосчислением. В рукописи находится при вышеозначенной «Летописи о начале Славенскаго народа;» в последствии издан Рубаном в «Московском любопытном Месяцеслове 1776 года,» и пополнен ссылками на Селлиеву Российскую Иерархию и другие книги, и краткими сведениями о Киевских Митрополиах 18 века. Составитель сего каталога часто ссылается на «Палинодию» Захарии Копыстенского, архимандрита Киевопечерского, на Патерик Печерский Сильвестра Коссова, на летописи и хронографы, и разбирает несогласующиеся между собою показания указанных источников. – Не с такою достоверностью может быть приписываем св. Димитрию другой каталог, или летописание бытности Архиереев Российских 258 . 5. Летописание краткое Константинопольских Царей и Патриархов, Православных и еретиков, и о благочестивейших Царех и Святейших Патриарсех всероссийских, собрано от многих летописцев, скораго ради приобретения и ведения – между рукописями Спб. Дух. Академии 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Сменцовский М. Н, Указ. соч. С. 255—262; переписку В. В. Голицына и Лихудов см.: Памятники дипломатических сношений России... Т. X. Спб., 1871. Стлб. 1310—1311,1331—1337,1359—1370. Подробнее: Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII века. Предисловие, комментарии и публикации новооткрытых сочинений: 17—19, 27. Опубл.: Лермонтова Е. Д. Похвальное слово Лихудов царевне Со-е. М.,1910. РГБ. Ф. 711 (собр. Гранкова). Пост. 86/3—1975 г. Л. 419 и ел.; РГБ. Ф. 173.1 (собр. МДА фувд.). 628. Л. 154 об. и сл.; ДРВ. Изд. 1-е. Ч. VII. М, 1775. С. 399—403; и др. списки. См.: Буганов В. И. Московские восстания. С. 363 и сл. Архив князя Ф. А. Куракина. Спб., 1890. Кн. I. С. 363 и сл. АИ. Т. V. 93, 100, 101, 117; ААЭ. Т. IV. 284. См. также: Смирнов П. Иоаким патриарх Московский. С. 97—100,129 и др. ДРВ. Над. 2-е. М., 1791. Ч. XVIII. С. 126; АИ. Т. V. Ю5 и др. Горский И. Иоаким в борьбе с расколом//Странник, 1864. 1. С. 56—57. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Кн. 1. С. 7. ПСЗ-1. Т. 2. 633, 700, 913,1074. АИ. Т. V. 35; ср. 135, Смирнов П. Иоаким патриарх Московский. С. 38—39. Преемник Сильвестра Коссова Дионисий Балабан жил в Корсуне, а сменивший его Иосиф Нелюбович-Тукальский — в Каневе и Чигирине, вовсе не бывая в Киеве. К тому же при последнем являлись дополнительные " Киевские митрополиты " : Антоний Винницкий, епископ Перемышльский, и Иосиф Шумлянскнй, епископ Львовский, — а царь Алексей Михаилович поручал ведение дел Киевской митрополии Мефодию епископу Мстиславскому. Здесь и далее цит. сборник " Икона " и труды Смирнев П. Иоакнм патриарх Московский. С. 172—216; Соловьев С М, История Кн. VII. Т. 14. М., 1991. С. 368—378. Сложные переговоры Посольского приказа с деятельным участием царевны Софьи, начавшиеся в 1682 г. до официальной части событий и завершившиеся после нее (1686), отражены в документах Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Им посвящена вся кн. 20 и часть кн. 21 Статейных списков о сношениях с Турцией (Ф. 89), свиток Греческих дел (Ф. 52. 7195 г. 3) и др. Наиболее полный обзор переговоров см.: Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Изд. 2-е. Сергиев-Посад, 1914.. С. 460—466.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

Мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина» Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы - православный мужской монастырь в урочище Церковщина (Хутор Вольный) на выезде из Киева по Новообуховской трассе. Содержание История [ править править код ] В «Житии прп. Феодосия Печерского» (†1074) (составлено прп. Нестором Летописцем на рубеже XI-XII вв.) рассказывается о том, что после создания наземных построек Киево-Печерского монастыря (1062) над местом изначального проживания иноков в пещерах, игумен обители прп. Феодосий ежегодно уединялся в одной из пещер на дни Великого поста, а иногда тайно от братии проводил это время в пещере у некоего села, подаренного монастырю (в этом подвиге он подражал прп. Савве Освященному, на что обратили внимание исследователи нач. ХХ в.). В «Патериконе» Киевского митрополита Сильвестра Коссова (1635) рассказ сокращен (упоминается только 2-я пещера), но сопровождается примечанием: «В Лесниках, где Глинецкий был монастырь»; в церковно-славянском печатном «Киево-Печерском Патерике» (с 1661) рассказ приведен полностью, примечание дано в иной редакции: «Отхождаше тай(но) в пещеру на село Лесники»; лежащее в 3 км южнее урочища с. Лесники (Киево-Святошинский р-н Киев. обл.) является в данном случае, по-видимому, только ориентиром, т.к. по письменным источникам оно известно с 1398 г. (или 1498 г.), но в XVII в. имело статус местечка. Известна также поздняя скорописная помета на полях опубликованной рукописи «Киево-Печерского Патерика» 1553-1554 гг. (1931): «Идеже монастырь бысть Успения Богоматерня, прозываемый Гнилецкий, и опусте от Батия». Гнилецкий монастырь упоминается также в люстрации Киевского воеводства 1552 г. («Монастыр был Светое Пречистое Гнилецкий, и тому монастыру озера и сеножати бывали, нижли от татар запустели, и гоны бобровые. С тое пустотины выежчаеть слуга панцерный одноконь на службу господарскую») и актах Выдубицкого монастыря XVI-XVIII вв.: грамота Киевского митрополита Иосифа Солтана от 5 июня 1517 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Так как ослабевшая от шляхетской анархии Польша не могла оказать защиты партии независимого казачества, гетман правобережной Украины Дорошенко предался туркам, и султан Магомет IV предпринял поход для покорения всей Украины. Таким образом, у Москвы и Польши появился общий враг; однако они не могли столковаться для совместной борьбы с Турцией, а в отдельности их действия против турок были бессильны. Ни победы воинственного польского короля Яна Собесского, ни походы московских воевод к Чигирину, столице правобережного гетмана, не заставили турок уйти из южной части Украины. Ради борьбы с Турцией между Москвой и Польшей в 1686 г. был заключен «вечный мир» (Московский договор), в силу которого Польша отказалась от притязаний на владение восточной частью Малороссии и г. Киевом. В других же русских областях, остававшихся за Польшей, поляки обязались дать православным свободу веры и оставить за ними те епархии, которые были даны им при короле Владиславе IV, а именно Луцкую, Львовскую, Перемышльскую, Могилевскую, или Мстиславскую. Православные епископы в Польском государстве ставились в зависимость от Киевского митрополита. Русское правительство получало право наблюдать за исполнением этих обещаний польского правительства и право заступаться и ходатайствовать за православных, если бы последние подверглись притеснениям. Внутренние казацкие смуты отразились и на церковном управлении Западно-Русской Церкви. Еще до заключения «вечного мира» вместе с Заднепровьем, населенным казаками, фактически перешло под власть России и средоточие иерархического управления Западно-Русской Церкви— Киев. Митрополит всей Западно-Русской Церкви очутился вне пределов западно-русских областей, оставшихся под властью Польши. Сношения его с этой частью паствы и паствы с ним затруднялись до крайности. Между тем русское правительство стремилось к тому, чтобы Киевский митрополит зависел от Московского Патриарха. Еще в 1661г., после смерти митрополита Сильвестра Коссова, русское правительство приказало быть блюстителем Киевской митрополии посвященному в Москве Мстиславскому епископу Мефодию, несмотря на то что в Киеве был избран и посвящен в митрополита Дионисий Балабан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Академия братьев Лихудов перемещается в Заиконоспасский монастырь. Отселение на Дон и в Киев 10000 новокрещенных калмыков для ограждения их от преследований соплеменниов-ламаистов. Полемика о времени пресуществления Святых Даров. Церковный Собор, осудивший католическую точку зрения на этот вопрос и запретивший целый ряд сочинений украинских авторов (Симеона Полоцкого, Петра Могилы , Сильвестра Коссова и других). Предана анафеме хлебопоклонническая ересь. Победа “греческой” школы. Инок Евфимий в своем труде “Остен” дает опровержение латинской доктрины, проникшей в киевские книги. Братья Иоанникий и Софроний Лихуды печатают “Мечец Духовный” с критикой латинского богословия. Преставление патриарха Иоакима. Поставление патриархом митрополита Казанского Адриана. Инок Евфимий печатает русский перевод “Православного исповедания” Петра Могилы. Собор о крещении и других обрядах, совершенных нерукоположенным дьячком Юшком Микляевым (Михеевым), и о диаконе Петре Артемьеве, принявшем католичество. 4. Синодальный период (от кончины патриарха Адриана (1700 г.) до восстановления патриаршества на Московском Поместном Соборе РПЦ (1917 г.). 4.1 Период местоблюстительства (от кончины патриарха Адриана (1700 г.) до учреждения Святйшего Правительствующего Синода (1721 г.). Преставление патриарха Адриана. Учреждение Азовской, Перемышльской и Борисоглебской митрополий. Указ царя Петра I о назначении митрополита Рязанского Стефана (Яворского) блюстителем патриаршего престола. Начало двадцатилетнего периода местоблюстительства. Открытие в Чернигове славяно-латинской школы для духовенства свт. Иоанном (Максимовичем) . Киево-Могилянская Коллегия переименовывается в академию. Учреждение Расправного Приказа, структуры, аналогичной упраздненному при Алексее Михайловиче Монастырскому Приказу. Открытие Иркутской епархии в составе Тобольской митрополии. По приглашению владыки Иова в Новгород прибывают братья Лихуды и открывают славянскую и славяно-греческую школы. Петр I учреждает особый приказ по надзору над иконописцами (позднее эти функции отошли к Синоду).

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Гравюра мон. Илии к Жити. прп. Афанасия Затворника. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 242 об. (РГБ) мон., укр. ксилограф, работал в 30-60-х гг. XVII в. во Львове и в Киеве (подписывался: Iлля, Iлi, Iлia, Iлuiя, Uлiя, I.C.C.K., И, ИА, ИЛ, UЛI, UЛICCK, Helias и др.). Известно, что в нач. 30-х гг. XVII в. он был монахом Онуфриевского монастыря во Львове. Исполнял ксилографии для Львовской братской типографии и типографии Михаила Слёзки. В 1636 г. по приглашению Киевского митр. Петра (Могилы) переехал в Киев, стал монахом Киево-Печерской лавры. В Киеве работал в основном для лаврской типографии. Исполнил ок. 600 гравюр (титульные листы, заставки, иллюстрации). Среди них - изображение герба Петра (Могилы) и ряд гравюр для «Требника» митр. Петра (Могилы) (К., 1646), изображение соборной Успенской ц. Киево-Печерского монастыря и планы Антониевых и Феодосиевых пещер для «Патерика, или Отечника, Печерского» (К., 1661). Наиболее известные произведения - иллюстрации к ВЗ (133 ксилографии), исполненные в 1645-1649 гг. Их иконография восходит к нидерландским иллюстрированным Библиям XVI-XVII вв., в частности к Библии Пискатора. Иллюстрации к ВЗ были отпечатаны в кон. XVII в. отдельными тетрадками (РГБ, ГМИИ, РНБ, РГАДА, НБУВ) вместе с 54 иллюстрациями к НЗ из разных киевских и львовских изданий. И. исполнял антиминсы: известны 2 подписанных мастером (с 10 предстоящими и 4 евангелистами (Музей Киево-Печерской лавры), архиеп. Лазаря (Барановича) (1680, Львовский музей укр. искусства)) и 2 неподписанных (митр. Антония (Винницкого) (1650, Львовский музей укр. искусства), митр. Дионисия (Балабана-Тукальского) (1660, Львовский музей укр. искусства)). И. создал гравюры к изданиям: «Минея праздничная» (Анфологион) (Львов, 1638, 1643), «Апостол» (Львов, 1639), «Октоих» (Львов, 1640), «Полуустав, или Правило истиннаго християнскаго жития» (К., 1643), «Собрание короткой науки о артикулах веры» митр. Петра (Могилы) (К., 1645), «Наука о седми сакраментах албо тайнах» митр. Сильвестра (Коссова) (К., 1657), «Новый Завет с Псалтирью» (К., 1658) и др. Гравюры И. использовались в киевских и во львовских изданиях 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/389359.html

Но когда в 1642 г. Селява после Рафаила Корсака, удалившегося в Рим и там скончавшегося, сделался униатским митрополитом, удержав за собою и Полоцкую епархию, и возвратился в Полоцк в новом сане, то еще более начал притеснять православную обитель и открыто похвалялся: «Теперь, оставаясь и митрополитом на Полоцкой епархии, я уже не стану терпеть этой мечети – схизматической церкви; возьму разрушу, выворочу с корнем, а монахов, там живущих, перевяжу, позаберу и посмотрю, кто будет защищать их». Вследствие этого игумен полоцкого Богоявленского монастыря Петроний Тобияшевич подал (16 июля 1642 г.) на Селяву, митрополита и архиепископа Полоцкого, жалобу в земский трибунал великого княжества Литовского не только от имени своего монастыря, но и от имени своего епископа Сильвестра Коссова, от имени всех дворян воеводства Полоцкого и всего Белорусского и Литовского края. Выведенные из терпения непрестанными обидами со стороны своих врагов, православные в Полоцке отплачивали иногда и им тем же: например, в 1643 г. сорвали повешенные на городских воротах католические иконы святых Казимира и Иоасафа Кунцевича, исцарапали их и втоптали в грязь; а кроме того, открыто поносили унию, грозили униатам и возбудили против них народное волнение, как можно заключать из приказа, данного тогда (14 сентября) полоцким воеводою Янушем Кишкою, польным гетманом великого княжества Литовского. Ссылаясь на королевскую привилегию 1635 г. униатам, не допускавшую существования православных церквей в Полоцке, а также на королевское письмо к нему, воеводе (от 28 мая 1638 г.), которым король поручал ему оказывать особое покровительство всем духовным особам униатским и защищать их от всяких могущих случиться обид со стороны неунитов. Кишка именем короля объявлял православным жителям Полоцка, духовным и светским, чтобы они не дерзали строить в Полоцке свои церкви, отправлять в них богослужение, иметь свое училище, не дерзали поднимать возмущения, делать угрозы, произносить хулы против униатской веры, «как это теперь недавно случилось», а в противном случае угрожал пенею в 50 тысяч на короля и 10 тысяч на него, воеводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Посрамленный основательностью московского чинопочитания, ученый грек отбыл на родину с пристойной милостыней. Более преуспели киевляне, также претендовавшие на роль учителей. Еще в 1640 г. Петр Могила просил царя Михаила создать в Москве обитель для иноков Киевского Братского монастыря, где они могли бы обучать россиян славяно-греческой грамоте. При новом государе царский фаворит Федор Михайлович Ртищев создал такой монастырь и призвал с Украины «иноков, изящных во учении грамматики славенской и греческой, даже до риторики и философии». Царь, в свою очередь, просил в 1649 г. нового Киевского митрополита Сильвестра Коссова прислать в Москву знатоков греческого и латыни для подготовки к печати славянской Библии. Неизвестно, советовались ли в этом деле с патриархом Иосифом, но против деятельности новых справщиков Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого, а также учителей из монастыря Ртищева архипастырь имел основания не возражать. На Печатном дворе при Иосифе был издан учебник «первой от семи наук свободных» — «Славянская грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648), «Книга о вере» игумена Киевского Михайловского монастыря Нафанаила (1648), «Краткий катехизис» Петра Могилы (1649) и др. западнорусские сочинения (начиная с «Кирилловой книги» 1644 г.), сердечно принятые даже «блюстителями». Однако этим последним не понравилось, что киевляне быстро завоевали авторитет как богословы. Характерно доносительное дело 1650 г., наполненное подозрениями, что киевляне учат «греческой грамоте, а в той грамоте и еретичество есть», тем паче «кто по латыни выучится, тот с правого пути совратится». Смысл подобных разговоров состоял в желании пресечь просветительную деятельность киевских старцев: «И так они всех укоряют и ни во что ставят благочестивых протопопов Ивана и Стефана (то есть Неронова и Вонифатьева. — А. Б.) и других...» Ревность духовных фаворитов государя выплескивалась на светских приближенных Алексея Михайловича: помимо Ртищева обвинения в ереси коснулись всесильного царского дядьки боярина Бориса Ивановича Морозова. Иосиф, ни в коей мере фаворитом не являвшийся, оставался в стороне от нападок на ученых киевлян и от обвинений в приверженности «еретической» грамоте.

http://sedmitza.ru/lib/text/443628/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010