Могилёвская школа при Богоявленском братстве была создана в 1590-1592 гг. по образцу львовской. Однако в ней, как и в виленской, с самого начала преподавались 4 языка - церковнослав., «проста мова», латынь и польск. В 1624 г. здание школы было отнято католиками, однако в 1633 г. преподавание возобновилось. В 30-х гг. XVII в. здесь преподавал латынь Сильвестр (Коссов). В 1654 г., после того как рус. войска заняли город, царь Алексей Михайлович даровал братскому уч-щу права, равные с киевской школой. После возвращения в 1667 г. Могилёва в состав Речи Посполитой преподавание в школе происходило по-прежнему по программе киевской коллегии. В 1755 г. правосл. Могилёвский еп. св. Георгий (Конисский) организовал при братском мон-ре семинарию. Печать Киево-Могилянской академии. XVIII в. Киевские школы. Школа при Киевском Богоявленском братстве возникла, по-видимому, сразу при его создании в 1615/16 г., согласно дарственной Елизаветы (Галшки) Гулевичувны Лозкиной. Первым ее ректором стал приглашенный из Львова Иов (Борецкий), в 1617/18 г. ректором являлся Мелетий Смотрицкий, в 1620-1624 гг.- Кассиан Сакович, в 1626-1628 гг., возможно, Спиридон (Соболь), в 1628-1631 гг.- Фома Иевлевич. С самого начала в школе преподавались польск. и лат. языки. В 1620 г. Патриарх Иерусалимский Феофан утвердил киевское уч-ще в качестве «наук еллино-словенского и латино-польскаго письма». Став в 1627 г. архимандритом Киево-Печерского мон-ря, свт. Петр (Могила) задумал создать при мон-ре школу. В том же году он просил у К-польского Патриарха благословение на открытие «латинских и польских училищ»; кроме того, он избрал из монахов наиболее даровитых, в частности Иннокентия (Гизеля), возможно Софрония (Почаского), и послал их учиться за границу. Митр. Иов (Борецкий), киевские братчики и казаки выступили против этого плана. Однако осенью 1631 г. занятия в монастырской школе все же начались, в новооткрытую школу Петр (Могила) пригласил из Львова Исаию Козловского, ставшего ректором, и Сильвестра (Коссова). Эти действия также вызвали недовольство братчиков. Переговоры между братством и мон-рем закончились слиянием монастырского уч-ща с братским. Однако в действительности победу одержал Петр (Могила), к-рый вписался в братство как его «старший брат», опекун и фундатор и осуществлял руководство новым братским уч-щем, открывшимся в 1632 г., братство же было фактически устранено от контроля над школой. Исаия Козловский преподавал в киевской школе философию и, возможно, богословие, Сильвестр (Коссов) - риторику, Софроний (Почаский) - риторику и поэтику (в 1638 он стал ректором уч-ща и игуменом братского мон-ря). Однако и впосл., по всей видимости, среди правосл. киевлян сохранялось недовольство лат. характером школы, что заставило Сильвестра (Коссова) в 1635 г. написать «Exegesis» в защиту киевского и винницкого уч-щ от обвинений в ереси.

http://pravenc.ru/text/153351.html

(До 1730г. мощи почивали в Антониевых пещерах, а в этом году по Высочайшему указу перенесены в соборную церковь Лавры, – митр. Евгения Описание Киево-Печерской Лавры, издание 2 стр. 115 и его же Описание Киево-соф. собора, стр. 64 нач.). 537 Под 1004г. он упоминается как живой, а в 1008г. его преемник, – Никоновская летопись. Положительное свидетельство Татищева, – II, 89, будто Леон умер в 1007г., очевидно, основывается на произвольном понимании неопределённого свидетельства Степенной книги (I, 166 fin). 538 Обширном полемическом сочинении против униатов, написанном в 1621г. и напечатанном в 1878г. в «Русской Исторической библиотеке» (т. 4 кн. 1, а глава из Палинодии, в которой содержится каталог митрополитов, напечатана в исследовании покойного Ф. А. Терновского «Изучение Византийской истории и её тенденциозное преложение в древней Руси», выпуск 2, Киев, 1876, стр. 200 sqq, где см. и о самой Палинодии). 540 Под каталогом разумеется то, что не только перечисляет имена митрополитов, но и сообщает о них сведения хронологические и (бóльшие или меньшие) исторические (таков каталог Копыстенского, таковы и другие каталоги, о которых ниже); а списки – простое перечисление имён, без всяких каких-нибудь обозначений. 541 Кроме каталога Захарии Копыстенского в его Палинодии, который есть первый, известный нам, по времени, существуют другие каталоги: 1) Сильвестра Коссова (из префектов Киевской Академии епископа Мстиславского и потом митрополита Киевского, † 1657г.), составленный на основании летописей (без Никоновской и Степенной книг, и поэтому не имеющий Иоанна 1 ) и польских историков (ссылки на Стрыйковского), не принимающий новых против летописей митрополитов Палинодии, которая была у автора в руках (напечатан в приложении к польскому Патерику Коссова – Πατερικν: Zywoty SS. Oycow Pieczarskych, w Kiiowie, roku 1635; заглавие каталога, стр. 164: Chronologia o prawoslawnych metropolitach Ruskich et caet., от начала до Петра Могилы . Митрополит Евгений в Описании Киево-Софийского собора, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Одновременно с братским Богоявленским созидался в Могилеве и другой монастырь. По ходатайству митрополита Петра Могилы король дал ему грамоту (18 апреля 1636 г.), которою дозволялось построить в Могилеве церковь святого Николая на пляцах, пожертвованных мещанами Гривлянскими, поселить при ней для совершения богослужения чернецов и священников и беспрепятственно заводить монастырь, с тем чтобы монастырь этот находился под властию Могилевского епископа Сильвестра Коссова. Монастырь действительно мало-помалу образовался и устроился, но только не мужеский, а женский и приобрел себе некоторые новые земельные владения. И потому в 1646 г. Коссов просил короля утвердить своею грамотою новоустроившийся женский монастырь, а вместе и все его владения. Король 6 сентября исполнил просьбу епископа . Вероятно, в 1644 г., если не прежде, Коссову дан был коадъютор — номинальный епископ Иосиф Горбацкий, игумен киево-михайловский, который и назывался «епископом Белорусским», хотя и не имел еще епископского посвящения и продолжал быть только игуменом, подобно тому как был коадъютор и у Луцкого епископа Афанасия Пузины . Даже в Полоцке и Витебске, где обещал король униатам не допускать православных церквей и куда запретил он въезд православному епископу, православные находили возможность бороться против унии и отстаивать свои права. Все паны обыватели (т. е. дворяне) воеводства Полоцкого единодушно упрашивали короля, чтобы он дозволил соорудить в Полоцке братскую православную церковь с монастырем во имя Богоявления, и король дозволил грамотою от 17 июля 1633 г. Церковь и монастырь были в Полоцке построены на шляхетской земле, пожертвованной для того паном Севастианом Мирским, брацлавским земским судьею. В 1639 г. на эту братскую полоцкую церковь виленский купец Павел Коссобуцкий пожертвовал восемьсот злотых и потом завещал еще двести злотых, да на госпиталь при ней сто злотых. Существование этой церкви и монастыря не давало покоя униатскому Полоцкому архиепископу Селяве. Он всячески старался вредить им и то чрез своих слуг и певчих, то чрез наемных людей постоянно причинял большие неприятности православному монастырю и живущим в нем, вследствие чего игумен монастыря с благословения Могилевского епископа Коссова то и дело подавал жалобы в разные управы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

См. Жудро, Ист. Могилев. Богоявл. брат., 1890 г., стр. 55. О значении этого монастыря для Могилевского общества, см. Вил Арх. Сб., т. II, стр. LXXVI. (Срав. Вил. Арх. Сб., 48). См. о роли монахинь в деле обучения девиц дворянского и городского сословия – Вил. Арх. Сб., II, 55. См. о предоставлении этому девичьему монастырю митрополитом, Петром Могилой права производства и продажи просфор и свеч, – в Истор. юридич. материалах Созонова, вып. X, стр. 495. 46 Обращиком такого избрания игумена в последующие годы может служить акт единогласного избрания в игумены от 3 декабря 1727 г. Сильвестра Царьградского. Акт с эпиграфом: vox populi – vox Dei. Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XIII, стр. 325. 47 Этот монастырь, имея в описываемую эпоху настоятелем Иоиля Труцевича, распространял свою просветительную деятельность на целый край, и между прочим в своей типографии печатал богослужебные и ценные богословские книги. Здесь кстати заметить, что идея о воссоединении с Россией, появившаяся в западной Руси в XVII в. и осуществившаяся во второй половине этою века, нашла своих ревнителей в среде духовенства и монашества. В описываемую эпоху одним из видных представителей этого стремления в Белоруссии был Кутеинский игумен и братчик Иоиль Труцевич, который в издаваемых Кутеинским монастырем молитвенных, сборниках (см. напр. «Брашно духовное», 1639 г.) помещал молитвы за православного Московского царя, за Московского патриарха, за русскую державу и воинство. 48 Историко-юридич. материалы, Сазонова, вып. X, стр. 481, кор. грам. Кононовичу-Горбацкому на сан епископа; также вып. XIII, стр. 333, где ошибочно обозначен Горбацкий униатским епископом. Жудро, Ист. Могилев. брат., стр. 63, прим. 3. 49 «Дидаскалия», напечатана в Кутеинском монастыре в 1637 г. О соборе в Могилеве в 1637 г., ем. Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер., II, стр. 234. 50 См. письмо митроп. Сильвестра братству, Вилен. Арх. Сб., т. II, 52. О действиях епископа Сильвестра Коссова на пользу православия в Полоцке, см. любопытные документы в Витеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Полоцкий униатский архиепископ Киприан Жоховский, в речи королю на варшавском сейме, называл Могилев столицей и гнездом схизмы. 1) Первым белорусским епископом, по восстановлении в 1632 г. православной полоцкой епархии, был Иосиф Бобрикович-Анехожский (1632–1633), из наместников Виленского Святодуховского монастыря. 920 В 1635 г. он умер в Вильне и погребен м. П. Могилой в Святодуховском монастыре. 2) На место его белорусским дворянством избран и м. Петром Могилой посвящен в белорусские епископы Сильвестр Коссов , из префектов киевской академии. Сильвестр решился посетить Полоцк и Витебск, но, по настоянию униатского архиепископа Селлявы, получил от короля наказ с запрещением посещать этот край на будущее время. Основанием для этого, конечно, было то, что полоцкая кафедра утверждена униатской; православным же отделена от нее часть, под названием Мстиславской и Могилевской епархии. 921 В 1637 г. окт. 18 Сильвестр собрал духовенство своего управления на собор в Могилеве, на котором и преподал священникам поучение о седьми св. таинствах. После это поучение печаталось несколько раз. По смерти Могилы он избран был в 1647 г. в киевские митрополиты. 3) Еще в 1644 г., при бытности в Могилеве Сильвестра Коссова, наименован был на епископию могилевскую Иосиф Кононович-Горбацкий , 922 игумен киевомихайловский: но только в 1650 г. получил привиллегию на управление. 923 Умер в марте 1653 г. Ляхи не оставили его в покое и по смерти, сочинили на него какие-то пасквильные безграмотные вирши: 924 знак, что он был честный православный пастырь. С 1654 по 1667 год Полоцк, Витебск, Могилев, Мстиславль, Орша и Кричев находились под властью русского государя. По Андрусовскому договору они возвращены были Польше. В 1655 г. был в Могилеве царь Алексей Михайлович. Кутеинский игумен, Иоиль Троцевич, давший гражданам совет к добровольной сдаче Могилева, опасаясь мщения поляков, просил Государя о перемещении его в Россию и, по дозволении Государя, переехал с монахами и имуществом в Новгородский Иверский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Это избрание и поставление совершилось без всякого участия со стороны Никона. Нового игумена, именно Феодосия Сафоновича, бывшего наместника Киево-братского монастыря, избрала себе сама братия Киево-Михайловского монастыря на основании своих стародавних прав, утвердил своею грамотою (от 2 июня) гетман Хмельницкий и благословил Киевский митрополит Сильвестр. Нужно было избрать и поставить нового епископа на Черниговскую кафедру, и это совершилось без видимого участия патриарха Никона . Новый епископ Черниговский Лазарь Баранович, бывший ректор киево-братского коллегиума, избран был «мирным и благоизволенным духовнаго и мирскаго чину советом» и поставлен 8 марта 1657 г. в Яссах Сочавским митрополитом Гедеоном, который в настольной грамоте Лазарю говорил, что посвятил его, имея «истинное свидетельство» и от митрополита Киевского Сильвестра Коссова, и от гетмана Хмельницкого, и от генерального писаря Ивана Выговского. Значит, это сделалось с их общего согласия. Сам митрополит Сильвестр не рукоположил нового епископа для Черниговской епархии, всего вероятнее, по своей тяжкой предсмертной болезни. Но успел дать ему от себя благословенную грамоту от 12 апреля, за день до своей кончины. В грамоте этой первосвятитель говорил: «Смирение наше, зря вдовеющую без предстателя и архиерея святейшую епископию Черниговскую, преставлену сущу от земных к небесным ея предводителю, блаженной памяти господину отцу Зосиме, тщание вседушное творити не вознераде, да не намного времени Христовы разумныя овцы, пастыря не имуще, растлятся... обрете мужа благочестива и всякими от Бога добродетельными нравы и целомудрием украшена, во иноческом житии от юности совершение воспитанна, господина отца Лазаря Барановича, ректора киевскаго, св. православной Церкви многа блага соделавша. Сего, глаголю, мужа святым и благоподобным обычаем церковным, по преданию апостолов и богоносных отец на престоле святейшия помененныя Черниговския Церкви благословили...» Почему же митрополит Сильвестр отправил Лазаря Барановича для рукоположения не в Москву, а в Яссы? И как могли согласиться на это гетман и Выговский, особенно последний, столько, казалось, преданный патриарху Никону ? Можно думать, что дело устроилось не без ведома самого Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Это избрание и поставление совершилось без святого участия со стороны Никона. Нового игумена, именно Феодосия Сафоновича, бывшего наместника Киево-братского монастыря, избрала себе сама братия Киево-Михайловского монастыря на основании своих стародавних прав, утвердил своею грамотою (от 2 июня) гетман Хмельницкий и благословил Киевский митрополит Сильвестр. Нужно было избрать и поставить нового епископа на Черниговскую кафедру, и это совершилось без видимого участия патриарха Никона. Новый епископ Черниговский Лазарь Баранович , бывший ректор киево-братского коллегиума, избран был «мирным и благоизволенным духовного и мирского чину советом» и поставлен 8 марта 1657 г. в Яссах Сочавским митрополитом Гедеоном, который в настольной грамоте Лазарю говорил, что посвятил его, имея «истинное свидетельство» и от митрополита Киевского Сильвестра Коссова, и от гетмана Хмельницкого, и от генерального писаря Ивана Выговского. Значит, это сделалось с их общего согласия. Сам митрополит Сильвестр не рукоположил нового епископа для Черниговской епархии, всего вероятнее, по своей тяжкой предсмертной болезни. Но успел дать ему от себя благословенную грамоту от 12 апреля, за день до своей кончины. В грамоте этой первосвятитель говорил: «Смирение наше, зря вдовеющую без предстателя и архиерея святейшую епископию Черниговскую, преставлену сущу от земных к небесным ея предводителю, блаженной памяти господину отцу Зосиме, тщание вседушное творити не вознераде, да не намного времени Христовы разумныя овцы, пастыря не имуще, растлятся... обрете мужа благочестива и всякими от Бога добродетельными нравы и целомудрием украшена, во иноческом житии от юности совершенне воспитанна, господина отца Лазаря Барановича, ректора киевскаго, св. православной Церкви многа блага соделавша. Сего, глаголю, мужа святым и благоподобным обычаем церковным, по преданию апостолов и богоносных отец на престоле святейшия помененныя Черниговския Церкви благословили...» Почему же митрополит Сильвестр отправил Лазаря Барановича для рукоположения не в Москву, а в Яссы? И как могли согласиться на это гетман и Выговский, особенно последний, столько, казалось, преданный патриарху Никону? Можно думать, что дело устроилось не без ведома самого Никона.

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

693 Заслуги П. Могилы для западно-русской церкви были весьма велики. Их не могли ни признать, ни умалить даже враги православия. М. Сильвестр Коссов Митрополит Петр Могила скончался 1-го января 1647 г., 50-ти лет от рождения. В преемники ему избран был белорусский епископ Сильвестр Коссов. Он родился в Витебском воеводстве, от православных родителей и происходил из старинного дворянского рода; обучался в католических академиях; в 1631 г. архимандритом Петром Могилой приглашен был из Львова в Киевскую академию, откуда чрез три года посвящен был в епископы Белоруссии. В первый же год по вступлении в управление православной белорусской епархией, Коссов издал два сочинения, на польском языке: одно в защиту школ киевских по поводу нападок на них латино-униатов, писавших, что будто в них преподаются еретические учения и настаивавших на закрытии их (Сказание или справа о школах киевских и винницких. Киев, 1635 г.); другое в защиту святыни киевской и обще-русской – нетления св. мощей почивающих там подвижников Печерских (Патерик или жития святых отцов печерских. Киев, 1635 г.). Последнее из названных сочинений – Патерик, изданный первоначально на польском языке, чрез 26 лет, именно в 1661 г., уже по смерти Коссова, издан был на русском, с некоторыми отменами против польского; именно к житиям прибавлены вступления, некоторые статьи переставлены с места на место, уничтожены ссылки на польские сочинения и т. п. По смерти П. Могилы Сильвестр был избран в митрополиты киевские; а по смерти Владислава, при вступлении на престол Яна Казимира, присутствовал на коронационном сейме в Кракове. Митрополиту Сильвестру довелось управлять южнорусской церковью во время казацких войн Хмельницкого с Польшей и во время присоединения Малороссии к России. Митрополит благословил вождя Малороссии на восстание в защиту православия. Хмельницкий же, как при первых переговорах с польскими комиссарами, так и впоследствии при заключении зборовского договора, требовал, чтобы киевский митрополит заседал в польском сенате.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Лихуды ответили на него «Показанием истины» (1689). Конец делу положило следствие по заговору Шакловитого, участником которого считался Сильвестр Медведев. 31 августа 1689 г. он бежал из Москвы, но вскоре был схвачен и 5 октября приговорен к казни «за воровство, и измену, и за возмущение к бунту». До исполнения приговора Сильвестр был заключен в монастырь, где он сознался в своей ошибке и в декабре принес «покаянное отречение от ереси» . Для окончательного решения спора патриарх обратился к авторитету Восточной Церкви. Иерусалимский патриарх Досифей прислал в ответ сочинения Симеона Фессалонитского, Православное исповедание Петра Могилы и другие сочинения, прислал книги также и Молдавский митрополит Досифей. Их переводил инок Евфимий и свидетельствовал сам патриарх . В январе 1690 г. состоялся церковный Собор, осудивший католическое учение о времени пресуществления Святых Даров и запретивший целый ряд сочинений украинских авторов: Симеона Полоцкого, Петра (Могилы), Иннокентия (Гизеля), Иоанникия (Галятовского), Лазаря (Барановича), Сильвестра (Коссова) и др. В полемике о времени пресуществления Святых Даров решался не только богословский вопрос, но утверждался авторитет патриарха. В ноябре 1686 г. по благословению Константинопольского патриарха Московский патриарх Иоаким поставил в Киев митрополита Гедеона, тем самым Киевская митрополия была взята под руководство Москвы. Поэтому в 1689–1690 гг. патриарх Иоаким добился от Киевского митрополита, а также наиболее влиятельных украинских иерархов — архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) и киево-печерского архимандрита Варлаама (Ясинского) осуждения мнений Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, хотя поначалу они либо отмалчивались, либо высказывались за католическую трактовку вопроса . В государственных делах патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком. Так, его успехом следует считать вынесение на Собор 1682 г. вопросов церковной жизни от имени царя. Он решительно поддержал царский проект уничтожения местничества.

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

Записки игумена Ореста. Сильвестр называется епископом могилевским, мстиславским и оршанским. Нужно заметить, что белорусские города в титуле мстиславских или могилевских владык стоят не всегда в одном порядке: первым стоит то Мстиславль, то Могилев, от чего и самая их епархия называется то Мстиславской, то Могилевской или даже Белорусской (Ср. Арх. Юг. Зап. Рос. ч. II, т. I, XVIII, Акт. Зап. Рос. V, 5, Вил. Арх. Сбор. II, Прил. стр. IX; V т. стр. 125–123). Сильвестра Коссова называли даже архиепископом полоцким, витебским, оршанским, могилевским и мстиславским, и, будто-бы, он посвящен был в Киеве иерус. патр. Феофаном (Вест. Юг.-Зап. и Зап. Рос. кн. V (ноябрь), отд. I стр. 53. 1862 г.). Сам Сильвестр подписывался епископом мстиславским, оршанским и могилевским (там же, стр. 55). 992 Вест. Ю.-З. и З. Рос. 1862 г. кн. V, отд. I, стр. 51–53. Наказ короля ошибочно издан под 1634 г. Он дан в четвертый год царствования Владислава, который приходится на 1636 г. (там же, стр. 53). 993 Там же, 2–5, стр. 55–66. «Радомские священники» преосв. Макарий прочитал «родомские» (XI, стр. 529). Не родненские ли? Известно местечко Родня Могилев. губ. Радом ныне губ. город в царстве Польском, конечно, нельзя отождествлять с тем местом, где служили обратившиеся из унии священники. С отождествлением этих мест непонятно будет сношение Сильвестра с мстиславским городским писарем и пришлось бы слишком расширить область ведения мстиславского епископа. 997 Арх. Юго-Зап. России ч. II, т. I, XXI–XXIII, XXV–XXVI. Вот что, между прочим, волынское дворянство на провинциальном сейме 1645 г. поручило своим послам сказать на Варшавском сейме. «Наша древняя и законная религия, подтвержденная привилегиями в католическом государстве, в вольной республике страдает больше, чем христиане греки в неволе у неверных. Церкви, соборы и монастыри у нас отобраны, свободное отправление церковных обрядов запрещено, бедные христиане умирают без причастия и не смеют публично погребать умерших. В Люблине, в Соколе, Вельске и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010