«Проповеди, сказанные Сильвестром Архиепископом Санкт-Петербургским и Шлютелбургским и архимандритом Троицкою Александро-Невского Монастыря 1750 года» Так озаглавливается рукописный сборник нашей библиотеки. Сборник этот в 4-ку, на 119 листах, писанный разными почерками половины XVIII века и содержащий в себе 13 слов и статью с «Краткими вопросами и ответами православного исповедания». Из 13 слов в означенном Сборнике 4 с надписью: «сказанный Сильвестром архиепископом»; затем, одно принадлежит «ректору честнейшему отцу Прокоповичу» 1 , другое Св. Димитрию Ростовскому 2 ; далее 3 слова только с пометою: «написана 3 апреля (еще 10 и 25) 1750 года»; наконец остальные 4 без пометы. Некоторые и из этих 7 могут принадлежать преосв. Сильвестру. Но для нас особенно важны первые 4 слова, как, несомненно, принадлежащие Сильвестру и служащие доказательством того, что в 10-летний переход своего правления Петербургскою епархией преосв. Сильвестр говорил проповеди и что от этого периода, в противоположность мнению других 3 , сохранились его проповеди . Сильвестр Кулябка, – второй с учреждения Петербургской епархии архиепископ С.-Петербургский, – родом из малороссов 4 и высшее образование получил в Киевской академии, в которой по принятии вслед за окончанием курса в 1727 году монашества 5 , последовательно проходил должности префекта, профессора философии 6 и с 1740 г. ректора академии. В начале 1745 года архим. Сильвестр отправлен был Киевским митрополитом в С.-Петербург для принесения поздравления Императрице по поводу бракосочетания наследника престола Петра Федоровича. Сказанная Сильвестром в присутствии государыни проповедь в неделю о Самарянине особенно понравилась Императрице, ранее этого ознакомившейся с проповедническим талантом Кулябки в бытность свою в 1742 году в Киеве, – и Сильвестр удержан был в столице на полгода, а 18 ноября того же 1745 года рукоположен во епископа Костромского. В 1750 году 25 апреля он переведен в С.-Петербург епископом с назначением членом Св. Синода, а 4 июля того же года велено ему именоваться архиепископом 7 ; скончался 17 апреля 1761 года, 57 лет, и погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 9(20).11.1717, г. Нежин, ныне Черниговской обл.- 2(13).02.1795, г. Могилёв), свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), архиеп. Могилёвский, богослов. Из западнорус. дворянского рода, род. в семье сотенного урядника. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел лат., польск., греч., древнеевр. и нем. языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки ; впосл. архиепископ С.-Петербургский). 11 авг. 1744 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг, к-рый совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским) ; в 1747 г. рукоположен в священнический сан, в 1752 г.- в сан архимандрита. С 1745 г. Г.- преподаватель поэтики (теории стихосложения) в академии, с 1747 г. профессор философии и префект, с 1751 г. профессор богословия, настоятель киевского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря , член Киевской духовной консистории, с 1752 г.- ректор академии. В 1750 г. Г. составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов. В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский) , возглавлявший единственную правосл. епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового правосл. епископа предшествовали активные попытки католич. партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию. Однако 20 авг. 1755 г. в Софии Св. соборе в Киеве состоялась хиротония Г. во епископа Могилёвского, к-рую совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий) , Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Кор. Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение Г. декретом от 3 июня 1755 г. Возрождение церковной жизни епархии Г.

http://pravenc.ru/text/162176.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕКЕТОВ Платон Петрович (11.11.1761, Симбирск - 6.01.1836, Москва), издатель, литератор, коллекционер, историк. Происходил из дворянской семьи; образование получил в частных пансионах Симбирска, Казани и Москвы. В 1767-1788 гг. служил в гвардии, затем в Герольдмейстерской конторе при Сенате; в 1798 г. вышел в отставку и переехал из С.-Петербурга в Москву, где в 1801 г. во флигелях собственного дома на Кузнецком мосту основал типографию и книжную лавку, ставшую местом встреч московских писателей. Издательская деятельность Б. продолжалась с 1801 по 1812 г., затем с 1821 по 1824 г. Издавал сочинения совр. писателей (А. Н. Радищева, В. А. Жуковского, Н. И. Гнедича и др.), журналы «Друг просвещения» (1804-1806), в к-ром печатался «Словарь русских духовных и светских писателей» митр. Евгения (Болховитинова), и «Русский вестник» (1808). Был членом Общества истории и древностей российских (1811-1823 председатель) и Общества любителей российской словесности. Наиболее значительное предприятие Б.- издание рус. исторической иконографии, для чего им была собрана обширная коллекция живописных, рисованных, гравированных портретов рус. исторических деятелей (сгорела в пожаре Москвы в 1812). С помощью академика гравирования Н. И. Соколова и гравера А. А. Осипова Б. создал школу граверов из числа собственных крепостных. Было награвировано более 300 досок, с к-рых Б. успел напечатать: Пантеон российских авторов. Тетр. 1-4. М., 1801-1803 (20 портретов, текст Н. М. Карамзина); Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям, или коих имена по чему другому сделались известными свету, в хронологическом порядке, по годам кончины, с приложением их кратких жизнеописаний. Ч. 1. М., 1821-1824 (50 портретов). После смерти Б. гравированные доски были приобретены И. В. и П. В. Киреевскими, к-рые напечатали с них: Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М., 1843 (40 портретов); Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии. М., 1844 (42 портрета). Во все издания Б. включены портреты деятелей Русской Церкви (ок. 40 изображений), в т. ч. Патриархов Московских свт. Иова, сщмч. Ермогена, свт. Филарета, Никона (Минова), Адриана, свт. Ростовского Димитрия (Туптало), митр. Киевского Евгения (Болховитинова), митр. Московского Платона (Левшина), митр. Рязанского Стефана (Яворского), свт. Московского Филиппа (Колычева), архиепископов Августина (Виноградского), Амвросия (Зертис-Каменского), Анастасия (Братановского), Георгия (Конисского), Сильвестра (Кулябки), Феофана (Прокоповича), свт. Тихона Задонского, Симеона Полоцкого.

http://pravenc.ru/text/77850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТРОПОВ Портрет Сильвестра (Кулябки), архиеп. С.-Петербургского. Худож. А. П. Антропов 1760 г. (ГРМ) Портрет Сильвестра (Кулябки), архиеп. С.-Петербургского. Худож. А. П. Антропов 1760 г. (ГРМ) Алексей Петрович (14.03.1716, С.-Петербург - 12.06. 1795, там же), рус. живописец. Отец - потомственный мастер Оружейной палаты. С 1732 г. А. обучался у Л. Каравака, А. М. Матвеева , И. Я. Вишнякова; в 50-х гг. XVIII в. брал уроки у итал. живописца П. Ротари, оказавшего на А. сильное влияние. В 1739 г. был определен в живописную команду Канцелярии от строений; в 1749 г. произведен в подмастерья. Участвовал в декоративных росписях Зимнего (1744-1745), Летнего (1748), Царскосельского (1749), Аничкова, Петергофского (1750) и др. дворцов. Под руководством Дж. Валериани и А. Перезинотти с 1750 г. писал декорации для Оперного дома. В 1752 г. послан в Киев для росписи Андреевского собора. В 1755-1758 гг. работал в Москве над росписями Головинского дворца. С 1761 г. официально зачислен на службу в Святейший Синод; получил чин подпоручика и должность надзирателя за иконописцами и живописцами в Синоде. Написал большое количество икон, иконостасы в кладбищенских церквах (на Васильевском о-ве и Выборгской стороне в С.-Петербурге), в церквах Аничкова и Екатерининского дворцов, Златоустовской (Феодоровской) ц. Александро-Невской лавры , Рождественской ц. в С.-Петербурге и др. Писал иконы по заказам двора, нередко по случаю торжественных дат (напр., для венчания вел. кн. Павла Петровича). В 1762 г. А. был направлен в Москву для работ, связанных с коронацией императрицы Екатерины II . В 1767 и 1769 гг. дважды направлялся в Москву для изучения икон и росписей в кремлевских соборах, московских церквах и мон-рях. Сохранились подробные отчеты А. о состоянии росписей и икон. С 50-х гг. XVIII в. А. работал как портретист. Писал портреты членов имп. фамилии и высшей российской аристократии. Особое место в творчестве А. занимают портреты архиереев. Первый по времени - портрет Сильвестра (Кулябки) (1760; ГРМ), архиеп. С.-Петербургского и Шлиссельбургского. Позднее художником были созданы портреты Гавриила (Петрова) (1774; ГРМ), архиеп. С.-Петербургского и Ревельского, с 1783 г. митр. С.-Петербургского и Новгородского, прот. Ф. Я. Дубянского, духовника императрицы Елизаветы Петровны (ГЭ), и Платона (Левшина) , митр. Московского (ТОКГ). Большинство портретов первоначально находилось в трапезной Александро-Невской лавры, затем в древлехранилище. Кисти А. традиционно приписывают и др. изображения архиереев.

http://pravenc.ru/text/114064.html

святитель Георгий (Конисский) (20.11.1717–24.02.1795) История России Пастырское богословие Слова и речи Собрание сочинений святитель Георгий (Конисский) Архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. Философ, педагог, богослов и общественный деятель. В миру Конисский Григорий Осипович, родился 20 ноября 1717 года в городе Нежине (ныне Черниговской обл.) в семье сотенного урядника, из западнорусского дворянского рода. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел латинским, польским, греческим, древнееврейским и немецким языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки). 11 августа 1744 г. принял монашество, постриг в Киево-Печерской лавре совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским). С 1745 года - преподаватель поэтики (теории стихосложения) в Киевской духовной академии. В 1747 г. рукоположен во священника, с того же года - профессор философии и префект. В 1750 году составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов. С 1751 г. - профессор богословия, настоятель Киевского Братского Богоявленского мужского монастыря, член Киевской духовной консистории. В 1752 году назначен ректором академии и возведен в сан архимандрита. В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский), возглавлявший единственную православную епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового православного епископа предшествовали активные попытки католической партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию. 20 августа 1755 г. состоялась хиротония архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. Хиротонию в Софийском соборе в Киеве совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий), Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Король Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение нового епископа декретом от 3 июня 1755 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Сильвестра Кулябки 15 15 и что они относятся к разным годам, но преимущественно за период времени от 1742 по 1751 гг.. Количество проповедей весьма небольшое. Мы можем прибавить еще 4 печатных, но доселе неизвестных библиографии, именно: а) Слово в день тезоименитства Имп. Елизаветы Петровны при присутствии Ее Имп. Величества... Через ректора Сильвестра Кулябку в св. Чудотв. Киево-Печерской лавре. 1744. Сентября 5 дня. На текст: «И слышаша окрест живущии и ужики ея»... Начинается: «Аще по обычаю всех светло празднуемых угодников Божиих»... в 4-ку; б) «Краткое приветствие в святых вратах, сказанное Ее Имп. Величеству, когда изволила всемилостивейше в Киево-Богоявленский монастырь входить, от архим. и ректора того же монастыря Сильвестра Кулябка. 1744 года. Сентября 5 дня» (в 18 печ. строк, начин. «Егда уже трудное»..., в 4-ку); в) «Когда тот же, в Всевысочайшее Ее Имп. Величества присутствие уставления богословское, коими он праздновал Богооправданное возшествие на престол, Ее Имп. Величеству всеподданнейше освящал: сию краткую речь имел в начале диспута. 1744 года Сентября 8 дня» (в 4-ку, в 34 печ. строки; – начин. «Что мне вину подало богооправданное»...); г) «Слово для Высочайшего в академию Киевскую пришествия Ее Имп. Величества Благоч. Самодерж. Государыни нашей Императрицы Елизаветы Петровны сочиненное о том: коликое счастье государству бывает, где свободных учений любитель Государь, чрез всеподдан. раба Киево-Богоявленского училищного монастыря архимандрита и ректора Сильвестра Кулябку» (без означ. года сказывания, – в 4-ку, начин. «На всевожделеннейшее купно же всевысочайшее Твое к нам пришествие»... 16 . Вот и все доселе известные и неизвестные в печати проповеди Сильвестра Кулябки. Также не велико число слов Сильвестра Кулябки, оставшихся в рукописях и сохранившихся в разных местах, при разных сборниках. Так, в недавнее время, г. Залесским в «Трудах Киевской дух. академии» описаны 12 «нигде неизданных» слов Кулябки по рукописному сборнику Киевской дух. академии за 51, относящихся к раннему времени, именно от 1732 по 1740 гг..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Более короткое крыло, вытянутое от Екатерининских ворот параллельно северному пряслу крепостной стены, образовано из настоятельского корпуса, строившегося в несколько этапов в течение 17 в. Протяженное восточное, частично слившееся с пряслом стены крыло включает вытянутые от Пороховой башни до Святых ворот казначейские кельи 1-й пол. 17 в. с фрагментами здания кон. 16 в., надвратную церковь Хрисанфа и Дарьи, возведенную в 1841-63 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева, и экономские кельи, замкнувшие в 1730 г. фронт застройки с юга. Объединение разновременных корпусов в одно здание началось в 1744 г. в связи с необходимостью создать резиденцию для первого костромского архиепископа Сильвестра Кулябки. Во время перестройки архиерейского дома Н.И. Метлиным (1820-1822 гг.) западная стена протяженного корпуса была перенесена вперед, образовав своеобразный футляр для первоначального фасада. Фасады северного крыла здания - бывшие настоятельские кельи - носят следы трех основных этапов его строительства. Самый ранний двухэтажный объем 1640-х гг. (1-е настоятельские кельи) в пять оконных осей, примыкающий к Екатерининским воротам, прорезан небольшими окнами, прямоугольными, со ступенчатыми перемычками в первом, и арочными, в колончатых наличниках с треугольными и килевидными фронтонами во втором этажах. В тимпан одного из них был вделан небольшой блок белого камня с рельефным изображением двуглавого орла. Профилированный междуэтажный карниз включает пояс поребрика. Две двухэтажные кельи (2-е и 3-и настоятельские), пристроенные в 1679-1680-м гг. и соединившие настоятельский корпус с казначейскими кельями, сохраняют тот же принцип декора, однако более крупные окна второго этажа имеют здесь более нарядные наличники, характерные для узорочья 2-й пол. 17 в. - с набранными из мелких элементов боковинами и трехлопастными кокошниками в завершении (по мнению реставраторов, они были украшены полихромной травной росписью); более развит здесь и венчающий карниз. До 1819 г. на стыке настоятельского и казначейского корпусов сохранялось парадное наружное крыльцо со всходом на второй этаж.

http://sobory.ru/article/?object=14039

За начальным учением следует толкование 10-ти заповедей и молитвы Господней, после которого помещено поздравление Архангельское Пресвятой Деве Богородице: «Богородице Дево радуйся» и проч.; далее толкование символа веры и наконец евангельских блаженств. Нет сомнения, что, кроме чтения, учили детей и нотному церковному пению, как необходимой принадлежности духовного воспитания. В семинарской библиотеке и доселе есть два экземпляра книги: Азбука начального учения, простого нотного пения, содержащегося на цефаутном ключе. Кажется, что мы не ошибемся, если скажем, что в епаршеской школе учили тому же, чему, при Преосвященном Дамаскине Аскаронском, учили в русских школам, открытых им при духовных правлениях, т. е. азбуке, букварю, заповедям Божиим, часослову, псалтири, шестодневу, церковному уставу и нотному пению. Сверх того, в той школе введено было преподавание и латинского языка. Высочайшим указом, данным Святейшему Синоду от 2 июня 1750 года, Преосвященный Сильвестр переведен в С.-Петербург. По отбытии его из Костромы, церковническая школа закрылась и ученики разошлись по домам. Консистория, вероятно не имея возможности остановить это, ограничилась только тем, что за каждый год неутомимо отбирала ведомости об урожае, чтоб, по прибытии нового архипастыря, быть в готовности снова собрать школу, для которой в 1753 году она приобрела славянскую библию, изданную при Императрице Елизавет Петровне, ценою с пять рублем. Эта книга и положила основание семинарской библиотеке. Костромская духовная семинария при преосвященном Геннадие (Андреевском) (С 19-го октября 1754 по 1757 г. включительно) Преемник Сильвестра Кулябки, Преосвященный Геннадий, по прибытии в Кострому, вскоре обратил заботливое внимание на восстановление Епаршеской школы, и 2-го сентября 1754 г. дал Консистории письменное приказание следующего содержания: «Для заведения семинарии набрать 30 человек, обученных «российской грамоте и письму, действительно священно-церковно-служительских детей, от 7 до 10 я от 10 до 15 летнего возраста и обучать их, в силу духовного регламента, «латинскому языку, из находящихся в катедре Его Преосвященства риторических учеников, Никифору Алексееву и Ивану Прокопиеву, смотрение над семинарией поручить прежнему «учителю и экзаменатору, Песошенскому Игумену Анастасию, «семинарию поместить в Семеновском монастыре и в служители семинарии определить двух человек.» Приказание это объявлено риторическим ученикам, и Игумену Анастасию послан указа; но, с прискорбием надобно сказать, что вследствие этого приказания опять начались проволочки со стороны поповских старост, опять Епархиальное начальство нашлось вынужденным отправлять из консистории рассыльных для ловли учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все сохранившиеся в сборнике 12 слов исследователь разделяет на три главные группы: слова на дни воскресные и праздничные, слова и речи на царские дни, наконец, надгробные слова и речи. После г. Залесского, профессором Г. А. Воскресенским разобраны в «Душеполезном Чтении» (за 1894 г. май – июнь, стр. 119 – 124) еще два «неизданных» слова Сильвестра Кулябки, сохранившиеся в рукописном сборнике Моск. дух. академии за 163: эти два слова произнесены Кулябкою 5 и 8 сентября 1744 года в Киеве; но эти два слова и есть именно те, которые нами приведены выше (под а и г) и которые напечатаны тогда же в 1744 году, но доселе не были известны библиографии, что и заставило профессора счесть их неизданными. Далее наш сборник, с названием «Проповеди, сказанные Сильвестром архиепископом...», содержит 4 слова, с надписью имени Сильвестра, из коих 3 совершенно неизвестны в печатной и рукописной проповеднической литературе XVIII стол., и составляют, таким образом, новый памятник проповеднической деятельности преосвящ. Сильвестра Кулябки в последний период его проповедничества – от 1750 года. Из первых 4-х проповедей в нашем сборнике с именем Сильвестра Кулябки три относятся к первым двум месяцам по вступлении его в управление С.-Петербургскою епархиею, именно к июню и июлю 1750 года, четвертая к ноябрю. Эта последняя в нашем сборнике поставлена после первой; очевидно, что сборник писан после 1750 года, а так как проповеди в нем писаны разными почерками, то ясно, что слова вносились в сборник в разное время. Могло быть, что первоначально собрание проповедей Сильвестра предполагалось для напечатания, почему первые 4 проповеди имеют полное заглавие с обозначением при каждом имени проповедника, числа, месяца и года сказывания, с киноварным оглавлением – «Краткая речь», «Слово» и проч., и даже с заглавным листом – «Проповеди, сказанные Сильвестром...». Затем, слова стали вноситься в Сборник без заглавия и надписания, не в порядке по времени и даже других авторов, как напр. св. Димитрия Ростовского и Феофана Прокоповича .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Преосвященный Сильвестр Кулябка, прозванный «злато-словесным учителем» (aureus benedicendus magister) отличался даром проповедничества, а по свидетельству одного современника, прот. И. Красовского 8 , «имел способность проповедовать слово Божие наизусть, без приготовления». В Невской академии, в качестве учителя риторики, Кулябка прилежно изучал церковное красноречие и оставил гомилетические правила в двух своих риториках: «Praecepmiones quaedam de eloquentia» и «Libri V de arte rhetorica»; обе сохранились в рукописи в библ. Киевской дух. академии 9 . Одновременно с составлением гомилетики началась и проповедническая практика Кулябки; она обнимает время пребывания его в Киеве (1727–1745 гг.), где он «систематически проповедовал слово Божие», – затем время его епископства в Костроме, где он ревностно занимался проповедничеством и «толковал новый завет, присоединяя к изъяснениям нравственные наставления для народа», – и, наконец, в Петербурге, где он сказывал в качестве архипастыря Петербургского (с 1750 г.) и нередко в присутствии Ее Величества. Таким образом, проповедническая практика преосв. Сильвестра была продолжительна; слов, речей и поучений было им сказано не мало и в Киеве, и в Костроме, и в Петербурге. Но до нас дошло их очень немного. Проповеди Сильвестра Кулябки не все печатались по произнесении, – и, замечательно, не печатались слова его, писанные и говоренные им именно до начала 40-х годов, когда он особенно занимался составлением слов и поучений по правилам своей же гомилетики, в которой в качестве примеров указывает на свои собственные проповеди 10 . Причина отсутствия в печати проповедей его за 30-е годы конечно та, что годы эти были страшным гнетом для духовенства и его пастырской деятельности, – когда, по словам преосв. Димитрия Сеченова, «самые проповедники слова Божия молчали и уст не смели о благочестии отверзти»; только смелые говорили проповеди, но о печатании их не думали. К числу смелых принадлежал и Сильвестр Кулябка; он довольно часто говорил проповеди в это смутное время, хотя избегал в них речи о современных обстоятельствах. 11 Сколько печатных проповедей преосв. Сильвестра сохранилось и какие дошли до нас – определить трудно по неточным указаниям библиографии. По «Хронологич. Указателю» Ундольского, всего печатных изданий проповедей Кулябки сохранилось 15; но указание это и неясно, и неполно, ибо указание приводится без всякой гарантии, без проверки наличностью, а больше с ссылкою на Сопикова, на библ. Общества Истории, Озерского и др. Вот перечень проповедей Сильвестра – по Ундольскому 12 :

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009