Дорогичинского благочиния в Церкви Венецкой; Кобринского благочиния в Церкви Киселевской; Брестскою благочиния в церквах: 1) Каменицы-Жировицкой, 2) Мотыкальской, 3) в приписной Церкви Матиевицкой; Каменецкого благочиния в Церкви Чемеровской; Пружанского благочиния в приписных церквах: 1) Семёновской, 2) Смоляницкой, 3) Добучинской; Гродненского благочиния в церквах: 1) Ятвеской, 2) Яловской, Б) Черлионской, 4) Мало-Бростовицкой и 5) в приписной Жирославской; Лидского благочиния в Церкви Радзивонишской; Волковыского благочиния в церквах: 1) Самуйловицкой, 2) Порозовской; Вилейского благочиния в церквах: 1) Рабунской, 2) Норжицкой, 3) Хоценчицкой, 4) Порплиской, 5) Ситской, 6) Жоснянской, 7) Костыцкой; Минского благочиния: 1) Новосадской, 2) Гатовской, 3) Тросцяницкой, 4) Дороской, 5) Пржилуцкой, 6) Чиковской; Заржечно-Линского благочиния в церкви Кожангродецкой; Ошмянского благочиния в церквах: 1) Михаловской, 2) Гольшанской, 3) Городзковской, 4) Светлянской; Олыкского благочиния в Церкви Покащовской; Ковельского благочиния в церквах: 1) Кречевицкой, 2) Поворской, 3) Радошинской, 4) Мельницкой, 5) Гулевичовской, 6) Велико-Порской, 7) Велицкой, 8) Ружинской, 9) Кругельской, 10) Мало-Порской, 11) в приписной Селецкой; Владимирского благочиния в церкви Гороховской; наконец, в церкви Мядзиольского девичьего монастыря. Засим в течение последних трёх лет сооружены вновь по Литовской епархии иконостасы в 509 приходских и приписных церквах, и остаётся по сей епархии всего только 99 приходских церквей, в коих иконостасы ещё не устроены; но церкви сии по большей части или нуждаются в предварительной капитальной починке и отстройке, или предположены к упразднению по ветхости, бедности и малому числу прихожан. О чём долгом считаю донести коллегии и вместе присовокупить, что из означенных 509 иконостасов весьма многие ещё не покрашены отчасти или же вовсе, а иные нуждаются в некоторых иконах, так как недостаток живописцев замедляет по необходимости успех работ и требует в сём отношении постепенности. В Греко-униатскую коллегию, от 25 ноября за 990, об упразднении органов в 86 церквах

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

70 Село Бежев упоминается в древних актах под именем Бижев, Бежов и Безов; так, оно упоминается в акте от 1611 года 14 января в жалобе помещика Стефана Немирича на Григория Нашкевича – слугу князя Иоакима Корецкого о том, что он ограбил имения, принадлежащие Немиричу и другим дворянам, заманил самого Немирича в село Бежев под предлогом переговоров о вознаграждении за убытки, напал на него изменнически и принудил его искать спасения в бегстве (Архив, ч. 3, т. 1, стр. 159). Ещё оно упоминается в акте от 1695 года 29 декабря в объявлении дворянина Якова Лемеша о том, что, во время неудачного похода региментаря польских войск Бальцера Вильги на Стефана Палея, казаки последнего напали на с. Бежев, ограбили дом Лемеша и истребили его документы (Архив, ч. 3 ч. 2, стр. 327). 71 Дивочки – под именем Девочек – упоминается в акте от 1611 года 14 января в жалобе владельца этого села Стефана Вемирича на Григория Пашкевича – слугу князя Иоакима Корецкого о том, что он производит грабежи и разбои в его имениях (Архив, ч. 3, т. 1, стр. 155). 72 Село Бондаровка упоминается под именем местечка Овручского повета в акте от 1648 г. 3 июня к жалобе старосты Грежанской волости Юрия Шатравы от имени пана Рафаила Лещинского на князя Януша Острожского, воеводича Волынского о том, что он наслал урядника своего Норинского и Лугинского Ивана Грузевича с толпою слуг, бояр и мещан Лугинских на принадлежащую жалобщику слободу Ушицу (на р. Уше), который бил и ограбил крестьян, причём поля этих Ушицких крестьян, засеянные овсом, мещане м. Богдаровки совершенно вытравили «коньми, быдлом и свинями» (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 392). Ещё – под именем же местечка – оно упоминается в акте от 1692 года 18 марта в жалобе урядников и землевладельцев Киевского воеводства на казацкого полковника Василия Искрицкого, его наказного атамана Афанасия Пиляя и вообще на весь полк о том, что они, заняв, вопреки приказанию гетмана, квартиры в разных имениях Киевского воеводства, в том числе и в м. Бондаровке, разоряют крестьян, производят беспорядки, собирают огромные контрибуции, похваляются истребить всю шляхту и нападают на польские хоругви (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 242). Ещё оно – под именем местечка Беднаровки – упоминается в акте от 1730 года 11 июля в жалобе скарбника Черниховского Александра Гулевича – владельца м. Беднаровки – на крестьян м. Норинска (Овруч. уезд) о том, что они задержали его на дороге в местечке, в расстоянии 8 миль от м. Беднаровки, избили и ограбили его, и держали в аресте (Архив, ч. 3, стр. 461).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

215 Село Сиянцы – под именем села Сияного-Гая, как имение земянина Михаила Джчуса – упоминается в акте от 1562 года 1 января в решении подстаростой Луцким тяжбы между земянином Михаилом Джчусом и его братом Григорием по делу о разделе их имений – сёл: Сеяного-Гая и Садков (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,036, стр. 3, п. 4). Ещё оно упоминается в акте от 1563 года 17 июня в жалобе земян Михаила и Григория Джчусов на пана Ивана Кирдеевича Мыльского о нанесении побоев Сиянецким крестьянам, отнятии плугов и волов и других грабежах (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 17, п. 31). 216 Село Тесов – под именем села Тесова, как имение дворянки Настасьи Богдановны Джчусянки Ивановой-Горяйновой-Тесовской (имевшей в Тесове свой замок) и мужа её Алексанра Джчуса, доставшееся, по завещанию её, князю Богушу Фёдоровичу Корецкому, – упоминается в акте от 1579 года 21 июня в завещании князя Богуша Фёдоровича Корецкого, воеводы земли Волынской, старосты Луцкого, Брацлавского и Винницкого, в котором он село Тесово вместе с другими сёлами, приобретёнными им за 618 коп и 10 Литовских грошей от Настасьи Джчусянки, завещает, после смерти своей, братаничу и служебнику своему пану Семёну Хребтовичу Богуринскому (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 110, 112:113). Ещё оно упоминается в акте от 1568 года 27 мая в жалобе земянина Томилы Вороны о нанесении тяжких побоев его крестьянину, заключении последнего в тюрьму в селе Тесове и грабеже у него одежды и денег урядником пани Анастасии Тисовской. Ещё оно упоминается в акте от 1568 года 17 июня в донесении возного о вручении им напоминального листа по делу о разделе сёл Тесова и Хренова с паном Томилой Вороной и другими. Ещё оно упоминается в акте от 1568 года 17 июня в донесении возного о вручении им того же листа по делу того же Вороны с паном Михаилом Павловичем об уступке сёл Тесова, Болотковец, Новгородичей и части села Вильгора (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 14 и 16, пп. 162, 180:183). 217 Село Томахов – под именем села Столмахова (ошибочно) – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Олехна и Михайла Козинских с Столмахова» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 102). Ещё оно – под именем села Толмахова, как имение пана Андрея Ледоховского – упоминается в акте от 1703 года 8 января в постановлении сеймика воеводства Волынского об устройстве милиции и денежного сбора, назначенных для отражения казаков, о сборе податей для уплаты войску, об учреждении почты до окончания войны, об отдаче под суд Григория Косовича, войта Межирицкого и какого-то Острожского мещанина за сношения их с Палеем, причём от этого сбора освобождены: село Копыль, имение Томаша Гулевича и село Томахов – имение Андрея Ледоховского (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 519).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

179 Село Блудов Остр. уезда – как имение Гоского – упоминается в акте от 23 мая 1586 года в показании Житомирских мещан Моисея Манкевича Гринца Голенченя, сделанного по требованию священника Покровской церкви Григория из села Блудова «з ыменя пана Гоского» о том, что в Житомир приехал из Межиричья («з Заставя») священник Никольской церкви Феодор Безсон для получения места при церкви Житомирской бывшей тогда под патронатством пана Каминского, и что мещанин (Манкевич), у которого он, Безсон, остановился на квартире, видел в сундуке его какие-то книги, и другой мещанин (Голенченя) видел этого священника на Житом. рынке – ходящим с книгой, «под сукманом» (Архив, ч. 1, т. 6, стр. 78). 180 Село Головли в дельчем листе между Янушем и Александром, князьями Острожскими в 1602 году, упоминается под именем села Голобель, принадлежало к Аннопольскому ключу вотчины кн. Яблоновских, в 1802 году перешло во владение Эразма Франковского. Последний выстроил здесь красивый дом с садом над ставом, образуемым речкою Хотичин, которая вытекает из Курасских лесов и отделяет с. Головли от присёлка Хотичина. 181 Село Горбаков упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, где, между прочим, сказано, что в селе Горбакове от воза дают по грошу в пользу замка, а от лошади не надобно (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 127). Ещё оно – как имение князя Константина Острожского – упоминается в акте от 1562 года 6 июля в жалобе Дорогобужского урядника князя Константина Острожского, Яна Витупского о потоплении паном Иваном Кирдеевичем-Мнишинским сенокосов в селе Горбакове (Опись Киевск. центр. Архива 2,036, стр. 24, п. 6). Село Горбаков лежит на горе или «горбе» (по местному выражению); отсюда, вероятно, произошло и самое название его. Некогда село это принадлежало князьям Острожским, далее кн. Любомирским, затем Гулевичам, потом Вигурам, а в 1874 году ¾ села купил Чертов, а ¼ осталась за Вигурами. 182 Село Должок принадлежало некогда князьям Острожским, потом кн. Яблоновским – к ключу Аннопольскому; в 1834 г. оно было разделено между 15 должниками Яблоновского. К северу от села есть лес, а в нём до 200 огромных могил, поросших деревом. Говорят, что это – могилы татарские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1944 году командир русского корпуса Штейфон договорился с Власовым о включении русского корпуса во власовскую армию. «Уехав в Германию и явившись к генералу Власову, командир корпуса предоставил корпус в его распоряжение», – пишет С. Гулевич в «Кратком очерке действий корпуса» («Русский Корпус на Балканах во время II Великой войны. 1941-1945 гг.»). 16 марта 1945 года по приказу командования все чины Корпуса нашили нарукавные нашивки «РОА» . Так что господин Азаров, видимо, не читал книгу Дмитрия Петровича Вертепова «Русский Корпус на Балканах во время II Великой войны. 1941-1945 гг» (Нью-Йорк: Наши вести, 1963), и поэтому разделяет белых и Власова. Вместе с Власовым все командиры и рядовые Русского Корпуса – предатели!. В апреле 1945 года Русский корпус вступил в бой с Красной Армией как власовский корпус. « Белые» власовцы – преступники, а русские только по названию, так как гитлеровский «инструмент», частью которого они являлись, стоил русскому народу 27 млн. человек! И современным белым этого мало?! Главнокомандующий вооруженными силами президент России Владимир Владимирович Путин на Параде Победы на Красной Площади 9 мая 2021 года сказал: «История требует делать выводы и извлекать уроки. Но, к сожалению, многое из идеологии нацистов, тех, кто был одержим бредовой теорией о своей исключительности, вновь пытаются поставить на вооружение. И не только разного рода радикалы и группировки международных террористов. Сегодня мы видим сборища недобитых карателей и их последователей, попытки переписать историю, оправдать предателей и преступников, на руках которых кровь сотен тысяч мирных людей». Вопрос о фейке, как утверждает В. Азаров, о фотографии казни югославской партизанки. Владимир Азаров не может определить: кто именно набрасывает петлю на шею девушке, ссылается на то, что специалист определил бы по фото палача, как представителя либо Хорватских сил самобороны (Хорватское самобранство), либо хорватско-немецкой полиции. На этом основании Владимир Азаров делает вывод, что, мол, дело здесь мы имеем с фейком, который забросили западные спецслужбы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/27/i_...

«Это, – говорит в своей жалобе Терлецкий, – они мстили брату моему епископу, за то, что он в Рим поехал». Казакам помогали пристававшие к ним пинские земане, и один из них, Кмита, указывал Наливайку путь на дворы Терлецкого. На Волыни держали сторону мятежников некоторые дворяне; между прочими, князь Януш Вороницкий давал в своём имении Омельнике притон сподвижникам Наливайка; другой сообщник был из значительной, в то время, фамилии Гулевичей, именем Александр. Как в Пинском повете мстили за возникавшую унию на имениях епископа луцкого, так в луцком доставалось старосте Александру Семашке, также одному из руководителей унии. Семашко, через своих урядников, судебным порядком жаловался на атаманов новопоставленных шаек и на брата Наливайка, попа Острожского Дамиана, будто они нападали на его имения Коростешин и Тучин, грабили дворы, уводили у людей лошадей, коров, брали платье, обувь, орудия, возы, упряжь, съестное; многих молодых женщин казаки изнасиловали и двенадцати человекам резали уши. До смерти не убивали никого. Подозрение падало и на самого Острожского. Поп жил у него в имении. Служебник урядника Тучинского ездил с возным в Острог. Возный показывал, что тогда у попа Дамиана оказались лошади с пятном хозяина – Семашки, захваченные в Тучине, что поп Дамиан начал ему около губ кивать и схватился было за кий, а Боровицкий, острожский урядник, сказал им: «Уезжайте отсюда, а то беда вам будет». О справедливости этих показаний можно сомневаться; впоследствии, были казнены многие преступники, но не видно, чтоб тогда был подвергнут суду поп Дамиан. Острожский в своих письмах к зятю Радзивиллу жаловался, что на него клевещут, будто он потакает мятежникам и свидетельствовался Богом в своей невинности. Он писал: «Говорят, будто я Наливайка в Угрию посылал, и Савулу в Белорусь; говорят, что с моего ведома Лобода Украину опустошил... а если кому, то мне более всех эти разбойники допекли. Я поручаю себя Господу Богу! надеюсь, что Он, спасающий невинных, и меня не забудет!» В самом деле, нет основания утверждать, чтоб старик преклонных лет решился так нагло лгать, употребляя в дело такие средства, тем более, что когда мятеж только что вспыхивал, ещё в 1594 г., Острожский предостерегал панов на счёт украинского гультайства, жаловался, что своевольники разоряют его маетности и советовал Речи Посполитой не пренебрегать этим и гасить пожар поскорее, а то он может разгореться впоследствии так, что и не утушишь ничем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Слушателям же советовал быть «мудрыми яко змии». После обедни было в зале Правления заседание Совета, которое М. К. [Любавский] открыл речью, начинавшеюся словами: «Вчера мы хоронили старую монархию. De mortuis aut bene aut nihil» 697 . Однако, сказал для чего-то, что в ряду монархов за четырехсотлетнее существование монархии были фигуры мрачные, трагические, трагикомические и даже просто комические. Но монархия много все же сделала для Руси: собрала громадные земли, дисциплинировала общество, содействовала накоплению в нем большого запаса духовных ценностей. Теперь важно не растерять этих ценностей и т. д. В заключение предложил послать приветственные телеграммы новому правительству и Мануйлову. Забыл еще записать его мысль, что монархия пала, потому что обнаружила негибкость, неспособность принять формы, соответствующие новым течениям жизни. Все это верно, но изображать в мрачных и только в мрачных тонах фигуры прежних монархов было напрасно. В них были и очень светлые стороны, и историк обязан беспристрастно их отмечать. А. Н. Савин предложил выразить пожелание, чтобы вернулись в Университет ушедшие в 1911 г. Долго вырабатывалась формула этого пожелания с разными поправками и т. д. На это ушло много времени. Затем рассуждали о том, что Университет должен руководствоваться существующими узаконениями, регулирующими его жизнь. Но студенты уже «завладели университетом», как они выражаются. Все новое здание занято помещением для милиции; туда свозят захваченных городовых и приставов. В старом здании также захвачена лаборатория проф. Гулевича. По закрытии заседания, Гензель сообщил тревожные известия о положении с топливом, продовольствием и работой на оборону, которая целую неделю уже не производится. Положение ему рисуется прямо отчаянным! Вернувшись домой, я нашел у себя Алексея Павловича [Басистова], все еще в энтузиастическом настроении. Сколько теперь польется слов, слов и слов! В газетах уже началась словесная вакханалия, прямо свистопляска. Каждый день появляются все новые и новые газеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Образование офицера и священника. Богословие и военная наука О. Дмитрий Смирнов Работу секции на Рождественских чтениях, посвященной этим вопросам, возглавили Председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами Украины архиепископ Львовский и Галицкий Августин, Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов и Заместитель начальника Академии по научной работе генерал-лейтенант А.Я. Черныш. Также в работе секции приняли участие заместитель начальника Главного управления воспитательной работе Министерства обороны контр-адмирал Ю.Ф. Нуждин, заместитель командующего Приволжско-Уральского военного округа генерал-лейтенант А.И. Студеникин, заместитель командующего Воздушно-десантными войсками по воспитательной работе полковник А.Д. Гулевич. В работе секции участвовало двести пятьдесят человек, в основном епархиальные священники, окормляющие военнослужащих. В настоящее время стала очевидной необходимость получения офицерами минимального духовного образования. Даже неверующий офицер для обеспечения нормальных взаимоотношений с верующими подчиненными должен хорошо представлять, какие его действия могут оскорбить чувства верующего, а также должен знать, как создать необходимые условия для нормальной религиозной жизни подчиненных. Для достижения этой цели предлагалось ввести в военные учебные заведения факультативный курс по основам православной культуры. В то же время и священники, окормляющие воинские части, не должны быть полными профанами в военном деле. Для успешной пастырской деятельности в армии священнику необходимо понимать специфику военной службы и связанные с ней проблемы духовно-нравственного воспитания. Кроме того, по словам владыки Августина, священнику, прошедшему службу в армии, гораздо легче завоевать авторитет среди военнослужащих. В своих выступлениях представители Министерства Обороны делали акцент на том, что священника ждут в армии не как праздничного гостя, а как пастыря, постоянно находящегося с солдатами и офицерами, живущего их делами и заботами. Однако было отмечено, что не следует в ближайшее время ожидать появления в воинских частях священников на постоянной штатной основе, так как пока нет достаточного количества подготовленных кадров и не разработана соответствующая правовая база.

http://pravoslavie.ru/458.html

В Туле парашютно-десантному полку присвоено имя св. Дмитрия Донского Тула, 23 мая 2006 г. Указом Президента РФ Владимира Путина от 14 февраля 2006 года 51-му гвардейскому Краснознаменному ордена Суворова III степени парашютно-десантному полку 106-й гвардейской Краснознаменной ордена Кутузова II степени воздушно-десантной дивизии присвоено почетное наименование " имени Дмитрия Донского " . Это высокое наименование полк получил за массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом полка в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооруженных конфликтов. 20 мая в Туле состоялась торжественная церемония присвоения полку почетного наименования " имени Дмитрия Донского " . В торжествах приняли участие руководители области и города-героя Тулы, заместители командующего ВДВ России генерал-майор Вячеслав Борисов и полковник Алексей Гулевич, начальник департамента аппарата полпреда Президента РФ в ЦФО Андрей Соколов, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами РФ и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, ветераны Великой Отечественной войны и ВДВ, бывшие командиры и военнослужащие 51-го полка. Воинов-десантников также поздравил вице-губернатор Тульской области Алексей Кораблев. Выступавшие говорили о том, что 51-й гвардейский парашютно-десантный полк прошел славный путь. Он был сформирован на базе 3-го парашютно-десантного батальона 347-го гвардейского парашютно-десантного полка в сентябре 1948 года. Его рождение уходит корнями в годы Великой Отечественной войны. Первое боевое крещение 347-й гвардейский парашютно-десантный полк получил в марте 1945 года на территории Венгрии. В годы Великой Отечественной войны воины-десантники продемонстрировали беспредельную преданность Отчизне, высокую боевую выучку, отвагу и самоотверженность. В послевоенное время полк, приняв славные традиции своих предшественников, активно включился в боевую подготовку. За успехи в боевой учебе, а также высокую строевую выучку и отличное проведение тактических учений личный состав полка имеет 20 благодарностей от Министерства Обороны СССР и награжден вымпелом Министерства Обороны СССР " За мужество и высокую доблесть " . Более 6 тысяч солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров были награждены орденами и медалями. Из них трое - медалью " Золотая Звезда " Героя Российской Федерации, 31 военнослужащий - орденом Красного Знамени, 296 - орденом Красной Звезды. Личный состав полка неоднократно участвовал в крупных учениях, маневрах, выполнял правительственные задания по наведению конституционного и общественного порядка сначала в различных регионах СССР, затем СНГ. При этом, как было отмечено выступавшими, проявлял и проявляет образцы мужества и героизма.

http://pravoslavie.ru/17474.html

Еще чрез несколько времени Мелетий писал к православным братствам в Литве (от 24 августа), называл их «утверждением Христовой Церкви» и как бы щитом для нее и убеждал их не ослабевать в трудах и подвигах на защиту ее среди восставшей бури от бывшего митрополита Киевского и его соотступников; писал к православным князьям Адаму Вишневецкому и Кириллу Ружинскому и всему православному духовенству и народу, благословлял их за их твердость в православии и увещевал их неизменно хранить сокровище веры, а всего чаще писал к князю К. К. Острожскому, восхвалял его как славного поборника за православие, уподоблял Константину Великому и просил не уставать в своих подвигах за веру и присоединить к ним еще один — «воздвигнуть училище, эту наилучшую ограду благочестия» . К сожалению, самые главные из распоряжений патриарха Мелетия, касавшиеся свободы вероисповедания для православных в Литве и Польше и поставления для них нового митрополита и епископов, не могли осуществиться без воли короля. А король Сигизмунд был тогда решительно против православных и за отверженных ими митрополита и владык, принявших унию. Едва прошло четыре месяца после Брестского Собора, принявшего унию, как в Варшаве открылся генеральный сейм (в феврале и марте 1597 г.) . Прибыли на сейм и русские православные послы и объявили, что они не приступят ни к каким делам, пока не получат удовлетворения по делу о своей вере, требовали, чтобы их владыки, не желающие подчиниться папе, оставались при своих давних правах и чтобы вообще свято исполнялись pacta утвержденные присягою короля. Особенно резко говорил 7 марта пред королем один посол, пан Гулевич, волынец, настаивая, чтобы русские владыки оставались при своей древней вере, а владыки, принявшие унию, были низвергнуты. Канцлер Сапега отвечал Гулевичу, что унии желали и приняли ее в Бресте все православные, кроме Никифора грека, бунтовщика и порочного человека. Этими словами глубоко огорчился князь К. К. Острожский и вступил в сильное препирательство с Сапегою. Тогда король сказал Острожскому, чтобы он, как еще прежде обещался, представил Никифора на сейм.

http://sedmitza.ru/lib/text/436113/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010