По свидетельству Сильвестра (Косова) , в 1616-1617 гг. Смотрицкий исполнял обязанности ректора Киево-Братской школы (см. в ст. Киево-Братский в честь Богоявления мужской монастырь ), где преподавал латинский язык. В 1618 или в 1619 г. Смотрицкий принял монашеский постриг с именем Мелетий в виленском Свято-Духовом мон-ре. В «Обороне Оправдания...» (1621) он писал, что «почти что с детских лет» симпатизировал монахам. (К. Студинский в неопубликованной работе «305-лimmя cмepmi Meлemiя Смотрицького» на основании латиноязычной глоссы на одном из экземпляров «Треноса...» предположил, что причиной пострижения был разрыв с невестой Алисией Гулевичевной, дочерью волынского правосл. шляхтича,- ЦДIAYЛ. Ф. 362. Оп. 1. Д. 60. С. 2.) В Свято-Духовой обители М. был нек-рое время послушником архим. Леонтия (Карповича). Он имел возможность посещать униат. виленский во имя Святой Троицы монастырь , встречался и беседовал с лидерами униатов. В окт. 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV возглавил в Киеве хиротонию М. во епископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского с возведением в сан архиепископа. На Полоцкую кафедру изначально был определен архим. Леонтий (Карпович), но из-за его болезни, а затем и скорой смерти архиепископом Полоцким стал М. После хиротонии М. вернулся в Вильно (вероятно, в кон. окт. 1620) и был избран архимандритом Свято-Духова мон-ря. На похоронах своего наставника Леонтия (Карповича) М. прочитал пламенную проповедь, напечатанную на «простой мове» с посвящением Киевскому митр. Иову (Борецкому) (Казанье на честный погреб пречестного и превелебного мужа, господина и отца Леонтия Карповича. Вильно, 1620) и на польск. языке (1621). Это единственная опубликованная проповедь М. Характеризуя благочестие и подвижническую жизнь архим. Леонтия, автор делает акцент на деятельности почившего в защиту Православия, обличает унию. Леонтий (Карпович) изображен как деятель, труд к-рого был посвящен общему благу. Сочинение М. оказало влияние на проповеди архим. Иоанникия (Галятовского) .

http://pravenc.ru/text/2562844.html

Таковы же были и сподвижники его по пастырству: «Посмотри на Кассиана Саковича, который, будучи при дворе перемышльского владыки Крупецкого, православных постоянно тиранил раскаленными стрелами все и другие невыносимые мучения и терзания производил. Наконец, ведя жизнь распутную, мужа от жены убил и приехал в Киев, а после, присоединившись к разбойничьему расколу унитов, за непорочного Иосифа принят и уважен. Не упоминаю уже о других, прежде являвшихся и ныне обретающихся, которые не достойны внимания почтенных людей. Из них ни один не перешел к унии ради спасения души, а все ради сладострастия, почестей и земных достатков». 1034 В 1620 г. иерусалимский патриарх Феофан посвятил в перемышльские епископы Исаию Копинского из игуменов Киевского Межигорского монастыря; но он, не посетив своей епархии, остался в Малороссии и занимался устройством монастырей. С униатской стороны, после Крупецкого, в перемышльские епископы посвящен Ян Шишка , низкого происхождения. Древинский говорил о нем на сейме 1620 г.: «кто сего глазами не видит, что перемышльский владыка, прозываемый Шишка, родился от пастуха, и ныне родной брат отца его в селении Влоке в холопах у киевского воеводы нанялся». 1035 По королевскому декрету 1633 г. перемышльская епархия была уступлена православным. Зубрицкий, в летописи львовского братства, говорит, что в том же году епископом сделан Иван Романович Попель . Вероятно он скоро скончался, потому что об управлении его не сохранилось никаких сведений. – После него в православные епископы посвящен был Сильвестр (Симеон) Гулевич-Воютинский , бывший луцкий земский писарь. 1036 Гулевич силой отнял у Крупецкого Спасский монастырь и за это трибунальным судом приговорен был к бесчестью – инфамии, что равнялось изгнанию из государства. Долго потом ходатайствовал он об отмене этого наказания, не без жертв для своей пастырской ревности и чести. Бывший вместе с ним на сейме в Варшаве в 1640 г. брестский игумен Афанасий Филиппович писал о нем: «отец Гулевич банницию с себя зносит, владычество перемышльское пустивши в вечность, як в конституции написано, на унию». 1037 В 1641 г. на сейме варшавском постановлено, чтобы православный епископ (Гулевич) дожизненно пребывал в Лаврове, униатский же в Перемышле. Кульчинский говорит о нем, что, расстроив состояние кафедры, он наконец in infamiam incidens extinctus est. 1038

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

преосвященный митрополит Киевский, Галицкий и всея России святой памяти Петр Могила собрал в Киеве Синод, на котором находились послы от всех православных епископов русских: от Афанасия Пузины Луцкого, от Сильвестра Гулевича Перемышльского, от Арсения Желиборского Львовского, от Сильвестра Коссова Мстиславского, также из разных монастырей и городов, русских и литовских, мудрые посланцы, а в числе их и мудрые отцы киевские. На том Синоде маршалком (распорядителем) был Самуил Шицик, ученый архимандрит слуцкий. Делопроизводителями же (в подлиннике: писарями) были отцы великой учености: Иосиф Кононович, ректор киевский, впоследствии епископ Мстиславский, и Иннокентий Гизель, ректор гойский, ныне архимандрит киево-печерский» . А кроме того, сохранилось современное описание самых заседаний Собора, хотя не в подлинном тексте, но в польском переводе Кассиана Саковича и с его злобными примечаниями, предисловием и заключением. Воспользуемся этим в высшей степени любопытным описанием. Собор начался, как было назначено, 8 сентября в Киево-Софийской церкви и продолжался десять дней. В первый день, по окончании литургии среди церкви поставлены были седалища. Митрополит занял место с правой стороны. За ним сели то на левой, то на правой стороне послы от всех русских епископов (которые почему-то сами лично не прибыли), и именно: Исаакий Борискович, бывший епископ Луцкий, сел на месте Афанасия Пузины, епископа Луцкого; Авраамий, бывший епископ Пинский,— на месте Арсения Желиборского, епископа Львовского; отец Панкратий Гридич — на месте Сильвестра Гулевича, епископа Перемышльского; отец Софроний Чижевский — на месте Сильвестра Коссова, епископа Мстиславского. Подле послов сели у правого клироса отец Исаия Трофимович Козловский, игумен киево-николаевский, а у левого — слуцкий архимандрит Самуил Шицик, а за ними обычным порядком расположились игумены, протопопы и попы. Митрополит произнес длинную речь о надлежащем приготовлении себя к Собору, а владыки выразили митрополиту благодарность за его пастырскую заботливость.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

епископ должен был получить все имения кафедры, кроме нескольких, переданных следующему униат. епископу. Вопреки королевскому декрету между Крупецким и Гулевичем-Воютинским развернулась борьба за владения кафедры. Униат. епископ жил в Спасском мон-ре, который, по декрету короля, принадлежал правосл. кафедре. Еп. Сильвестр в 1636 г. захватил обитель и изгнал из нее Афанасия, также была захвачена епископская резиденция в Перемышле. В начавшемся по жалобе Афанасия судебном процессе Сильвестра поддержал митр. Петр (Могила). Требования Крупецкого разделяла часть шляхты на сеймиках в Прошовицах, Щроде (Сьроде), Опатове, Судовой Вишне и Белзе. В 1637 г. еп. Сильвестр был приговорен к инфамии - лишению гражданских прав. В 1641 г. архиерей был восстановлен на кафедре, но мон-ри, которые он первоначально получил, передавались униатам, а после смерти Сильвестра кафедра должна была отойти униат. епископу. В 1643 г. Сильвестр вновь силой занял мон-рь Св. Спаса, после чего был снова лишен кафедры; умер в 1645 г. в Каменце-Подольском. В 1642 г. еп. Сильвестр принял участие в Синоде в Яссах, на к-ром обсуждались сочинения Кирилла Лукариса (см. Кирилл I Лукарис ). Архиерей пользовался поддержкой православных Перемышльской земли - мещан, шляхты, крестьян. В течение 5 лет П. е. находилась под властью Афанасия (Крупецкого). После победы армии Б. М. Хмельницкого под Зборовом в авг. 1649 г. и подписания Зборовского соглашения королевским дипломом от 12 янв. 1650 г. было постановлено, что Перемышльскому правосл. епископу должны перейти мон-рь Св. Спаса и др. мон-ри, а после смерти Афанасия (Крупецкого) - все имущество кафедры. 25 июня (по др. данным - 15 июля) 1650 г. Киевский митр. Сильвестр (Косов) назначил на П. е. Антония (Винницкого) , 27 сент. Антоний получил привилей на кафедру от кор. Яна II Казимира. При поддержке правосл. шляхты и клироса кафедрального собора епископ вернул владения кафедры, Афанасий (Крупецкий) сбежал из Свято-Спасского мон-ря в Валяву. После поражения казаков под Берестечком (18-30 июня 1651) король утвердил в Перемышле коадъютора Афанасия униата Прокопия (Хмелёвского) и декретом от 31 июля 1651 г.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

“Волын. епарх. в.”, 1867 г., 8; “Памятн. для разбора древн. актов”, I, Отд. 1, 79 (грам. 1677 г. еписк. Гедеона Святополка, кн. Четвертенского, о погребении Пясоченской, писана в Белостоцком м-ре), 196 (в 1695 г. игум. Белостоцкий Феодосий Падальский избран. в игум. Крестовоздв. Луцк. м-ря); “Архив Юго-Зап. Рос­сии”, ч. 1, т. IV, 127, LXII (жалоба 1700 г. игум. Белостокского м-ря, Феодосия Падальского, на дворян. Жабокридкого на наносимые им побои и обиды братии и на разграбление монастыр. имущества), 134, LIV (жалоба 1700 г. двор. Иос. Гулевича о неправильн. назначении контри­буции на Белостоц. м-рь, основанный предком его Симеоном – Сильвестром Гулевичем на шляхетской земле), 170–182, LXXIX–LXXXI (жалобы 1701 г. игум Феодосия Падальского и дворян. Путошинского друг на друга об оби­дах), 189–192,           199, LXXXV, LXXXVI, LXXXIX (продолжение процесса в 1702 г.), 267, (жалоба 1707 г. двор. Путошинского на игумена Белостоцкого м-ря Иосифа Балабана); т. VI, 713, CCLXXXVII (фундушевая запись 1636 г. Семена Гулевича Воютинского на основ. правосл. м-ря св. Духа в его имении селе Белом-Стоке, со школою для детей); ч. 4, т. 1, 361, СХ (акт избрания 1710 г. Кирилла Шумлянского в еписк. Луцкого; подписался игум. м-ря Феодосий Падальский). 1497 . Воздвиженский на Убогих Домах, мужской, ныне цер­ковь Иоанна Воина с настоящим пре­делом Воздвижения, в гор. Москве. История его неизвестна, даже неизвестно время его упразднения, оставшаяся же церковь построена в 1693 году. “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., IV, смесь, 96 (Опис. Москов. церквей 1817 г.). 1498 . Вознесенская, мужская пу­стынь, ныне слобода при гор. Иванове-Вознесенске, Владимирской губ., Шуйского у. Она в 1725 г. приписана к Архан­гельскому мон. в Юрьеве. “Владим. сборн.”, 1857 г., 93. 1499 . Вознесенский, мужской, ныне на его месте Благовещенский жен­ский мон., в гор. Астрахани. Основан первым епископом Астраханским Фео­досием, который первоначально построил деревянную церковь Вознесения, а вскоре при ней и монастырь в 1604 г., за остро­гом на бугре, у убогого дома; первым строителем был черный священник Мисаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Луцкая епископия после скоро последовавшей смерти Почаповского (5 окт. 1636 г.) поступила в ведение Афанасия Пузины и униатская кафедра совсем прикрыта. Униатами стал заведовать жидичинский архимандрит, бывший обыкновенно епископом номинатом. Тамошние униаты значительно ослабели. Во всей обширной Луцкой епархии за ними осталось до 100 церквей с семью монастырями в имениях латинских и униатских панов. Все прочие церкви и монастыри перешли во власть православных. Афанасий Пузина под конец управления епархией выпросил себе коадъютора в лице о. Иосифа Чаплица, архимандрита милецкого, который сделался ему преемником. По-видимому, судьба Луцкой епархии была счастливее других. Первые годы существования восстановленной Перемышльской епархии – несчастливые годы. Они прошли в борьбе униатского епископа с православным за право жить и действовать в Перемышле. Православные не сразу выбрали кандидата на перемшльскую кафедру. Только через четыре года после избирательного сейма ее занял волынский дворянин, луцкий земский писарь Симеон Гулевич Ваютинский, в монашестве Сильвестр. Получив привилегию от короля, он приступом завладел Спасским перемышльским монастырем и выгнал оттуда Крупецкого. Война и разбирательство дела продолжались до 1645 года; оправданным вышел победитель Гулевич. Но положение тамошнего православного епископа определилось только чрез 5 лет. Количественное превосходство православных в Перемышльской епархии несомненно помогло Гулевичу одержать верх. Крупецкий, занявший кафедру после Михаила Копыстенского, из 3000 православных перемышльских церквей в продолжение своего сорокатрехлетняго владычества успел совратить в унию только до 600 церквей, т. е. одну пятую, а четыре пятых – 2400 церквей обширнейшей епархии оставались православными. Неуниаты положительно ненавидели Крупецкого и подчас были жестоки к нему. Православные, жившие в униатских епархиях: Пинской, Владимирской и Холмской, как замечено и как догадывается преосв. Макарий, причислены были к Луцкой епархии и поручены ведению Афанасия Пузины, хотя и сам митрополит Петр Могила в качестве патриаршего экзарха управлял тамошними церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но здесь, к сожалению, с самого начала дела православных пошли неудачно . Первым кандидатом на эту епископию они избрали еще в 1633 г. какого-то Хлопецкого, и он получил уже привилегию от короля, но скоро скончался. В том же году местная шляхта избрала было другого кандидата, Ивана Романовича Попеля, но и этот скоро скончался. И только в 1636 г. православным удалось избрать такого кандидата, который и получил привилегию от короля и действительно был произведен во епископа Перемышльской епархии. То был один из волынских дворян, Симеон Гулевич-Воютинский, земский писарь луцкий, принявший в монашестве имя Сильвестра. Новый епископ отправился в свою епархию, сопровождаемый королевскими комиссарами, которые должны были передать ему назначенные ему монастыри, и желал поселиться именно в Спасском. Но, узнав, что там находится сам униатский епископ Крупецкий с целию не уступать монастыря схизматику, решился, как это обыкновенно водилось тогда в польских владениях, отнять владение у своего противника силою. И вот 10 июня огромная толпа православных дворян, мещан и поселян числом, если верить униатскому сказанию, до 20 000 внезапно напала на Спасский монастырь, разрушила ограду и завладела кельями, житницами и всем хозяйством монастыря. Слуги и знакомые Крупецкого спаслись на укрепленную башню и оттуда защищались около десяти дней, а сам Крупецкий, совершавший тогда литургию, услышав необычайный шум, велел заключить церковные двери и поспешил окончить службу. Но двери были выбиты, и вторгнувшиеся в церковь вместе с Гулевичем бросились на Крупецкого и хотели его застрелить или убить. Гулевич, однако ж, своим криком остановил их; прикрыл Крупецкого архиерейскою мантиею, отвел его в ризницу и запер в ней, а в полночь тайно вывел его оттуда и дал ему возможность безопасно скрыться из монастыря. Несмотря на это, Крупецкий тотчас принес жалобу на Гулевича, обвиняя его в том, что он с своими сообщниками сделал разбойническое нападение на Спасский монастырь, бил его самого, Крупецкого, заушал и заключил в темницу, ранил брата его Януша, иных даже убил, попирал ногами Святые Дары, похитил привилегии монастыря и причинил ему убытков на 700 тысяч.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

При восстановлении в 1620-1621 гг. Иерусалимским патриархом Феофаном IV западнорус. православной иерархии на Перемышльскую кафедру был рукоположен Исаия (Копинский) . Афанасий был вынужден уехать из Перемышля и поселился в униатском монастыре Св. Спаса в Ст. Самборе. Исаия (Копинский) не имел возможности находиться в П. е. из-за враждебных действий со стороны польск. правительства и жил, гл. обр., в православных монастырях Левобережья под защитой казаков. Власти признавали Перемышльским епископом униата Афанасия (Крупецкого). На рубеже 20-х и 30-х гг. XVII в. управление П. е. по поручению митр. Иова (Борецкого) осуществлял архим. Киево-Печерского монастыря св. Петр (Могила) . Известна грамота последнего Перемышльскому братству от 21 янв. 1631 г. с наставлением, в которой отмечалось, что митрополит дал архим. Петру «в той епископии над вами, православными, власть». В соответствии со «Статьями для успокоения народа русского греческой религии» (нояб. 1632) П. е. должна была навсегда принадлежать православным, униат. еп. Афанасий (Крупецкий) получил санкцию лишь на пожизненное управление кафедрой и ее владениями. На время, пока Афанасий занимал Перемышльскую кафедру, правосл. Перемышльский епископ должен был получить во владение Свято-Спасский, Смольницкий мон-ри и мон-рь Св. Онуфрия, а также ежегодное жалованье из казны в 2 тыс. злотых. В 1633 г. часть шляхты предложила на правосл. Перемышльскую кафедру Ивана Романовича Попеля, др. часть выдвинула кандидатуру Семена Гулевича-Воютинского, 3-м кандидатом стал Варлаам Брошневский. Несмотря на то что двоеженец Попель не имел поддержки Киевского митр. свт. Петра (Могилы), 18 марта 1633 г. он получил королевский привилей и сделал попытку захватить кафедру. В дек. следующего года Попель скончался, не получив хиротонию. В марте 1635 г. король согласился на кандидатуру луцкого земского писаря Гулевича-Воютинского, принявшего монашество с именем Сильвестр. Ему была передана часть владений П. е.: после смерти Афанасия (Крупецкого) правосл.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

349. См. также: Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. 308 160]). Что Ясский Собор обсуждал и осудил кальвинские главы, приписываемые Лукарису, об этом свидетельствует и сам Мелетий Сириг в письме к царю Михаилу Федоровичу от 15 дек. 1644 г. (Сношен. России с Востоком. 2. 305–306 470 См. прим. 463 и текст, к которому оно относится. При соборной грамоте тогда же напечатана и эта грамота пяти послов, двух греческих и трех русских, к господарю Лупуле, подписанная ими. В самом конце издания помечено: «Типом изобразися в Ясех... в лето 1642 месяца дек.», т. е. по-нынешнему в декабре 1641 г. (рукоп. неперепл. сборн. Моск. Синод. библ., под. букв. А. 1. Л. ¤ ). Отсюда можно заключать, что Собор Ясский проходил еще в 1641 г., а судя по работам его, вероятно, продолжался и в 1642 г. Киевские послы возвратились в Киев только осенью 1642 г. (см. прим. 474). 471 Грамота патр. Нектария печат. при «Православном исповедании» П. Могилы. В житии Мелетия Сирига Иерусалимский патр. Досифей говорит о нем: «Православное глаголемое исповедание», еже написаша убо росси и киевский Петр, сий исправи повелением сущаго в Гиасии Синода» (непереплет. сборн. Моск. Синод. библиот., под буквою А. 1. Л. ¤ ). 472 Грамота патр. Парфения напечатана при «Православном исповедании». 473 Москов. главн. архив. Мин. иностр. дел. Дела греч. Связк. 23. 15, 19 Муравьев. Сношен. России с Восток. 2. 268, 276 патр. Досиф. Житие Мелетия Сирига, в неперепл. сборн. Моск. Синод. библ., под буквою A. 1. Л. ¤ ; Опис. рукоп. Моск. Синод. библиот. Отд. 2. Ч. 2. С. 190 140. Л. 481, 487 об. Послание патр. Паисия к Никону, в Скрижали, изданной Никоном. Л. 648–649 474 Przyczyny porzucenia disuniey. Rozd. 5. § 1, 3, 4 475 В 1689 г. Киевский митрополит Гедеон и киево-печерский архимандрит Варлаам со всем духовным Собором митрополии Киевской, отвечая на запрос Московского патриарха Иоакима, привели в своем послании (от 25 марта) выписки из многих киевских книг о времени пресуществления Св. Даров в таинстве Евхаристии. В числе этих книг они поименовали, под 6, и рукописное «Православное исповедание веры», соборне рассмотренное и скрепленное собственноручными подписями и печатями митрополита Петра Могилы и трех подчиненных ему епископов: Афанасия Пузины, Сильвестра Гулевича и Сильвестра Коссова (очевидно, в киевской редакции), которое еще цело было тогда в библиотеке лавры, а вслед за тем назвали, под 7, и «книжицу меньшую, от того же помененнаго «Православнаго исповедания» сокращенную» и напечатанную при П.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

а Служебник, изданный Львовским братством в 1637 г., как значится в самом заглавии его, напечатан с благословения Могилы (Сахаров. 346 460 Сахаров. 268, 319, 320, 362, 365, 376, 388, 403, 404 и др. 461 Сахаров. 352, 378, 418, 434 Строев. Опис. старопеч. книг гр. Толстова. 91, 100 462 Melet…ou " 3. 447 Pichler. Der patriarch Cyrillus Lucaris und seine Zeit. S. 183, 186–189. München, 1862 Allatii De Eccles. Occident. et Orient. perpetua cons. P. 1061 463 Список этой соборной грамоты, в славянском переводе, с ясным обозначением, что она составлена «в лето от Р. Х. 1640, месяца мая, индикта 1», есть в рукописном переплетенном сборнике Моск. Синод. библиотеки, значащемся под буквою А. 1. Л. ¤ . В Яссы и Киев для прочтения и подписания грамота была прислана. Петр Могила подписался под нею так: «Соборному сему посланию святейшаго отца и пастыря нашего патриархи К-пол. во всем съгласуа и соизволяа, именем моим и всея Церкве православно-кафолическиа, в Малой России о Христе сущиа, аз, смиренный Петр Могила, Б. М., а-е., мтр.-полит К. Р. и всеа России, екз. с. трон. К. П., арх.-м. печарский, подписую рукою власною». Вслед за Могилою подписались епископы: Луцкий Афанасий Пузина, Львовский Арсений Желиборский, Перемышльский Сильвестр Гулевич и Мстиславский Сильвестр Коссов. Об упомянутых изданиях этой грамоты свидетельствует Петр Могила в «Лифосе» (Рукоп. Моск. Д. Акад. 83. Л. 266 Рукопись содержит славянский перевод книги «Лифос»). И не к Киевскому Собору 1640 г., а к этой соборной грамоте относятся слова и из ней заимствована 17-я глава об Евхаристии, приведенные в Описании рукописей Моск. Синод. библиот. 195 Отд. 2. Ч. 2. С. 595–596 464 В грамоте своей от 2 апр. 1640 г. к Минскому братству Могила, между прочим, говорил: «Не ведаючи о сейме, розеслал универсалы, взываючи на Сынод мой диоцезыальный на день св. великомученика Георгия; еднак скоро мя зошла весть о сейме, зараз тут до близших откладаючи на день св. Иоанна, универсалы другие выдалем» (Собр. минск. грам. 112. С. 226 465 Напечатаны два списка этой грамоты: к братству Минскому (Собр.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

   001   002     003    004