Впрочем, это случилось еще до грозного наказа Владислава, запрещавшего Сильвестру ездить в Полоцк и Витебск и вербовать униатов. После 1642 года, когда Антоний Селява занял униатскую митрополичью кафедру, удержав за собой и Полоцкую архиепископию, положение православия в Витебске, Полоцке и Друе заметно ухудшилось. Лишь дворяне, не смотря на иезуитские выходки Селявы, насколько могли и умели, старались отстаивать и защищать православие там, где оно еще не уступило места унии 994 . Впрочем, и православные владыки не унижались до того, чтобы потерять всякое значение. В 1644 году, если не прежде, Сильвестру Коссову даже дан был коадъютор, игумен Киево-Михайловского монастыря Иосиф Горбацкий. Называясь «епископом белорусским», он только носил титул епископа, но не имел и после не получил епископского сана, подобно тому, – как у Афанасия луцкого был коадъютор и тоже без сана 995 . Кстати заметить, – коадъюторство без сана в западнорусской церкви сделалось обычным явлением. На деле оно оказывалось ни более, ни менее, как выжиданием архиерейской кафедры. Львовская епархия переживала тоже не совсем счастливые времена. 1 марта 1641 г. скончался её епископ Иеремия Тиссаровский. На его место избран и в половине ноября посвящен новый епископ шляхтич Андрей Желиборский, в монашестве Арсений. Посвящение его совершено в Луцке митрополитом Петром Могилой с епископами: луцким Афанасием Пузиной, перемышльским Сильвестром Гулевичем-Ваютинским и мстиславским Сильвестром Коссовым. В ведении нового епископа, по-прежнему, остались земли Львовская, Галицкая и Каменца Подольского, где по разным городам и местечкам львовские владыки имели своих наместников. Такие наместники были в Галиче, Каменце Подольском, Бережане, Рогатине и др. Арсению сразу пришлось стать в открытую борьбу с униатами. Униатские священники силой нападали на православные церкви и отнимали их, вовлекая тамошних священников с церковными братствами в разорительные судебные процессы. Арсений лично ездил в Варшаву искать защиты угнетенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Могилёвская школа при Богоявленском братстве была создана в 1590-1592 гг. по образцу львовской. Однако в ней, как и в виленской, с самого начала преподавались 4 языка - церковнослав., «проста мова», латынь и польск. В 1624 г. здание школы было отнято католиками, однако в 1633 г. преподавание возобновилось. В 30-х гг. XVII в. здесь преподавал латынь Сильвестр (Коссов). В 1654 г., после того как рус. войска заняли город, царь Алексей Михайлович даровал братскому уч-щу права, равные с киевской школой. После возвращения в 1667 г. Могилёва в состав Речи Посполитой преподавание в школе происходило по-прежнему по программе киевской коллегии. В 1755 г. правосл. Могилёвский еп. св. Георгий (Конисский) организовал при братском мон-ре семинарию. Печать Киево-Могилянской академии. XVIII в. Киевские школы. Школа при Киевском Богоявленском братстве возникла, по-видимому, сразу при его создании в 1615/16 г., согласно дарственной Елизаветы (Галшки) Гулевичувны Лозкиной. Первым ее ректором стал приглашенный из Львова Иов (Борецкий), в 1617/18 г. ректором являлся Мелетий Смотрицкий, в 1620-1624 гг.- Кассиан Сакович, в 1626-1628 гг., возможно, Спиридон (Соболь), в 1628-1631 гг.- Фома Иевлевич. С самого начала в школе преподавались польск. и лат. языки. В 1620 г. Патриарх Иерусалимский Феофан утвердил киевское уч-ще в качестве «наук еллино-словенского и латино-польскаго письма». Став в 1627 г. архимандритом Киево-Печерского мон-ря, свт. Петр (Могила) задумал создать при мон-ре школу. В том же году он просил у К-польского Патриарха благословение на открытие «латинских и польских училищ»; кроме того, он избрал из монахов наиболее даровитых, в частности Иннокентия (Гизеля), возможно Софрония (Почаского), и послал их учиться за границу. Митр. Иов (Борецкий), киевские братчики и казаки выступили против этого плана. Однако осенью 1631 г. занятия в монастырской школе все же начались, в новооткрытую школу Петр (Могила) пригласил из Львова Исаию Козловского, ставшего ректором, и Сильвестра (Коссова). Эти действия также вызвали недовольство братчиков. Переговоры между братством и мон-рем закончились слиянием монастырского уч-ща с братским. Однако в действительности победу одержал Петр (Могила), к-рый вписался в братство как его «старший брат», опекун и фундатор и осуществлял руководство новым братским уч-щем, открывшимся в 1632 г., братство же было фактически устранено от контроля над школой. Исаия Козловский преподавал в киевской школе философию и, возможно, богословие, Сильвестр (Коссов) - риторику, Софроний (Почаский) - риторику и поэтику (в 1638 он стал ректором уч-ща и игуменом братского мон-ря). Однако и впосл., по всей видимости, среди правосл. киевлян сохранялось недовольство лат. характером школы, что заставило Сильвестра (Коссова) в 1635 г. написать «Exegesis» в защиту киевского и винницкого уч-щ от обвинений в ереси.

http://pravenc.ru/text/153351.html

Новые выборы состоялись 5 апреля в городе Львове, в кафедральной Георгиевской церкви, в присутствии самого митрополита Петра Могилы. Избраны были единогласно два кандидата, шляхтичи — тот же Андрей Желиборский и Даниил Балабан, и положено было представить акт избрания королю и просить его, чтобы он пожаловал свою привилегию одному из избранных и чтобы утвержденный королем принял посвящение во епископа от православного Киевского митрополита. Акт подписали сам митрополит Петр Могила и митрополичий наместник в Короне луцкий братский игумен Леонтий Шитик-Залесский (вероятно, брат Самуила Шитика-Залесского, митрополичьего наместника в великом княжестве Литовском); три настоятеля монастырей — Униевского, Онуфриевского и Троицкого в Рудниках; львовский наместник епископа со всеми клирошанами львовской капитулы; представитель Львовского ставропигиального братства от имени всего братства; множество дворян земли Львовской, Галицкой и Каменца Подольского, числом до 112; несколько наместников Львовского епископа в других городах и местечках: Галиче, Каменце Подольском, Бережане, Рогатине и пр.— каждый с подведомым ему духовенством и всеми церковными братствами и несколько священников также с своими церковными братствами,— наместников подписалось четырнадцать, а братств церковных, очевидно, было множество в епархии. Король пожаловал привилегию шляхтичу Андрею Желиборскому, и он, приняв монашество с именем Арсения, был посвящен во епископа в городе Луцке митрополитом Петром Могилою со епископами: Луцким Афанасием Пузиною, Перемышльским Сильвестром Гулевичем-Воютинским и Мстиславским Сильвестром Коссовым, как свидетельствует выданная ему там (от 17 ноября 1641 г.) ставленая святительская грамота. Новый епископ еще в Луцке дал (16 ноября) Львовскому ставропигиальному братству письменное обязательство, что оставит ставропигию при всех правах и привилегиях, пожалованных ей патриархами и королями . В следующем году, в день святого великомученика Георгия (23 апреля), на храмовой праздник львовской кафедральной церкви, епископ Арсений созывал по обычаю, которого, как видно, держались тогда и в прочих епархиях края, свое епархиальное духовенство на годовой Собор, и по случаю этого Собора какой-то Григорий Бутович, студент Замойской академии, напечатал и поднес епископу приветственное стихотворение под заглавием «Еводия» («Благовоние») в котором восхвалял и самого епископа, и его родичей и делал обращение к собравшемуся на Собор духовенству .

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Подписавшиеся под актами этого Собора вместе с Петром Могилою Епископы были следующие: Афанасий Пузина, Епископ Луцкий и Острожский; Арсений Зелиборский, Епископ Львовский, Галицкий и Каменец-Подольский; Сильвестр Гулевич, Епископ Перемышльский п Самборский; Сильвестр Коссов, Епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский. 21 См. Предисловие к краткому Катехизису, напечатанному на Белорусском языке в Киеве 1645 г. и предисловие к Могилину Требнику, изданному в Киеве 1646 года. 22 Примером этому могут служить примеси из Латинских книг, в наши Минеи припечатанные в Киеве, и по требованию Патриарха Иоакима снова исправленные. См об этом Грамоту сего Патриарха в Киеве, находящуюся в числе рукописей Московской Патриаршей Библиотеки под и Ответную Грамоту под там же хранящуюся. Петр великий, заметив и после того в книгах, вышедших из Киевской и Черниговской типографий, подобные прибавления, противные духу Православия, Указом от 5 октября 1720 года повелел печатать книги в Киеве и Чернигове не иначе, как предварительно сверив их с Великороссийскими, и с дозволения Духовной Коллегии. Но как и после этого оказывались те же неисправности, то указом от 6 ноября 1766 и 25 мая 1772 года повелено было присылать в Синодальную типографию для освидетельствования по одному экземпляру всякой книги, напечатанной в Киевской п Черниговской типографии. 23 См об этом Ответные грамоты Патриархов Константинопольского Каллиника и Иерусалимского Досифея, в Патриаршей библиотеке под О том же ответное письмо Гедеона Митрополита Киевского под а самая выписка находится там же в числе рукописей под 29 Немецкий перевод Фриша напечатан под следующим заглавием: Liber Symbolicus Russorum, oder der grossere Chatechismus der Russen, welchen auch die ganze Griechische Kirche angenommen hat. Aus der Slavonischen Sprache, wie sie in Russland gebrauchlich, ins Teutsche übersezt von Johann Leonhard Frisch. Frankfurt und Leipzig, 1727 in 4-to. 37 Никузий Панагиот был родом из Хиоса, служил первым переводчиком при Турецком Дворе, и был некогда в посольстве к Римскому Двору; умер в 1673 году и погребен в Холцидском Монастыре, где находится и надгробная надпись ему, напечатанная в книге Iter Graeciae part.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Потом в Молдавской земле в Яссах напечатана на греч. яз. в типографии Господаря. А потом по старанию его милости Отца вашего Митрополита переведена на польский язык и напечатана. В третий раз издана она на греч. и лат. язык. в Париже в королевской типографии». Она и у Аллячча (De consensa ecct. p. 1032–1090). Под осуждением, за подписью Патр. Парфения следуют такие подписи: «С сим соборным посланием свят. Отца и Патриарха нового констант. Патриарха согласуясь во всем подписуюсь собственною рукою как от своего имени, так от имени всей Церкви Христовой православной и кафолической, находящейся в малой России, я Петр Могила, смиренный Архиепископ Митрополит Киевский и Галицкий и всей России, Экзархат св. констант. престола и печерский Архимандрит». Далее подписались Афанасий Пузина Епископ луцкий, Арсений Желиборский Епископ львовский, Сильвестр Гулевич-Беушинский Еписк. перемышльский, Сильвестр Коссов Еп. мстиславский. Потом уже греческие Архипастыри: «Ираклийский Иоанникий» и пр. 216 Пред тем на польск. языке 1644 г. в Киеве издан: Λεθος, альбо Камень на сокрушение книги отступника Саковича. Под предисловием книги подписался Евсевий Пимен. Голятовский в своем сочинении: Фундаменты унии и опровержение их (Чернигов 1683 на польск. яз.), пишет: «если Могила – униат; к чему он выдал книжку Λεθος, альбо Камень?» стр. 48. 217 В предисловии к польск. изд. артикулов веры: «мы вскорости постараемся пространнее напечатать все пункты, изложенные в этой книжке». 218 Исповедание веры на греч. яз. в первый раз издано Панагиотом в Амстердаме 1662. 1672. на греч. и латин. Норманом, 1696. Новейшее издание: Libri Symbolici eccl. gr. Kymmel 1843 Jeud. В переводе на слав. М. Варлаама Ясинского изд. Патр. Адрианом 1696 Киев, потом М. 1702. к. 1712 и пр. 219 Деяний собора 7 глава; напеч. в Скрыжали 1655 г. Слово Патриархов Паисия и Макария: «Когда прежде бывшии Патриархи уставили зде Патриархию… и то заветоваша, да зде училищный собор сотворится к расширению учений и юных хотящих учитися умножению, ведущее велику быти отсюду Церкви и царству пользу».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

5034 Епископ Холмско-Белзский. Первая дата – дата назначения на кафедру королевским указом (Там же. С. 358). Из документа от 29.06.1565 известно о переходе прав на Владимиро-Волынскую архиерейскую кафедру от Ивана Борзобогатого к епископу Вассиану (Там же. С. 125). Но в документе от 01.08.1566 епископ Феодосий по прежнему именуется Холмским и Белзским. Однако уже 06.09.1566 в королевской грамоте епископ Феодосий именуется Владимирским (бывшим Холмским) (Там же. С. 128). 5035 Его имя встречается в документе от 01.08.1568 (Там же. С. 132). 05.01.1569 епископ Захария предъявил для записи в актовые книги указ короля о наречении его епископом Холмским и Белзским на место переведенного на Владимирскую кафедру епископа Феодосия (Там же. С. 139). Вторая дата в списке – дата добровольной передачи епископских прав своему сыну и ухода на покой (Там же. С. 197–199). 5036 Первая дата – дата королевской грамоты, утверждающей переход епархии от епископа Захарии к его сыну (Там же. С. 199). На протяжении всех лет управления епархией в документах периодически именуется нареченным. В 1586 г. он был уже на Пинской кафедре (Там же. С. 306). 5037 В миру Димитрий. В документе от 10.12.1585 именуется нареченным (Там же. С. 304). 10.11.1586 арестован по обвинению в убийстве; при этом также именован нареченным (Там же. С. 307). Обвинение не было доказано. С 25.02.1587 именуется Дионисием, что может свидетельствовать о постриге и принятии епископского сана. 5038 Ставленник Иерусалимского Патриарха Феофана? По Строев. С. 1048, поставлен в 1629 г., что более чем сомнительно. 5039 Не имел резиденции в Холме и постоянно проживал в Яблочинском Свято-Онуфриевом монастыре над Бугом. 5040 В 1633–1649 гг. управляли владыки др. кафедр – митрополит Киевский Петр Могила , епископ Луцкий Афанасий (Александр), кн. Пузина, епископ Перемышльский Симеон (Сильвестр) Гулевич (Горлевич) Ваютинский и т. д. 5042 «...Удален униатами...» (Н.Д. Иерархия... С. 124). После него Холмская епархия окончательно отпала в унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В истории Западно-Русской Церкви Сильвестр проявил себя только как неутомимый стяжатель денег и земельных имений. На него даже жаловались королю православные клирики и монастыри за его непомерные поборы при поставлениях в священный сан, за присвоение церковных и монастырских земель. Рыба гниет с головы: каков предстоятель, таковы и архиереи. Тем более что назначались на кафедры они преимущественно тем же способом, что и митрополит. На многих кафедрах в это время появляются совершенно безнравственные и непригодные к архипастырскому служения лица. Так, в 1565 г. король пожаловал (а фактически продал) вакантную Владимиро-Волынскую кафедру сразу двум кандидатам. Один - светский шляхтич Иван Борзобогатый-Красненский, другой - Холмский епископ Феодосий Лозовский. Борзобогатый грамоту на управление епархией получил первым и, не мешкая, прибыл во Владимир-Волынский. Своего сына - пана Василия - он оставил управлять епархией, а сам отбыл по делам. Когда епископ Феодосий тоже получил грамоту на ту же самую кафедру, оказалось, что она уже занята. Поскольку Василий Бозобогатый епархию Феодосию не уступил, епископ самолично приступил к Владимиру-Волынскому во главе огромного отряда, в составе которого было 500 человек, в том числе 200 конных и 9 пушек. Началась осада города по всем правилам воинского искусства, которым архиереи-шляхтичи владели намного лучше, чем богословской премудростью. Пан Василий отказался освободить город, и Феодосий в канун праздника Воздвижения, горя желанием отпраздновать его богослужением в своем новом епархиальном городе, начал штурм епископского замка и соборного храма. Бомбы и ядра падали в кафедральный Успенский собор, который был построен в XII в. и остался невредимым даже после Батыева нашествия. Битва продолжалась целый день: 6 раз владыка Феодосий атаковал замок, было убито множество людей с обеих сторон. Наконец, когда наступила темнота, и Василий Борзобогатый, увидев, что не может более сопротивляться натиску превосходящих сил противника, бежал под покровом ночи, освободив кафедру архиерею с большим военным талантом. Феодосий Лозовский, гордо носивший на своей руке перстень по примеру латинских епископов, продолжал поражать своими " подвигами " даже видавших виды шляхтичей. Они запечатлены в судебных документах того времени. Так весной 1569 г. владыка Феодосий отличиля тем, что вместе со своими людьми напал прямо на дороге на троих проезжавших шляхтичей, которые были зверски избиты, ограблены и под стражей отвезены в заключение в епископском замке. Феодосий лично избивал одного из шляхтичей и ранил его в голову. В 1573 г. епископ совершил во главе своего отряда вооруженный набег на имение магнатов Гулевичей. Имения Владимирской кафедры епископ, не стесняясь, раздавал своим детям и соратникам, причем не только в кормление, но и в собственность.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerkovukrai...

Никифор 24.10.1504 05.04.1546 Макарий (1553) 01.12.1552 08.03.1566 05.01.1569 05.01.1569 03.06.1577 Захария Ильяшович (Зенко-Ильяшевич) 11.07.1577 08.07.1585 09.10.1596 Дионисий Сбируйский (Збируйский) 14.01.1621 в/у Сильвестр (Симеон) Гулевич (Горлевич) Воютинский в/у Афанасий (Александр) кн. Пузина 18.08.1649 08.1650 08.1650 18.07.1905 14.05.1914 26.10.1907 14.03.1908 14.05.1914 10.12.1915 Анастасий Грибановский 21.04.1916 27.05.1917 11.01.1918 03.1918(4?) 03.1918(4?) 03.1918 04(17)04.1921 30.01(12.02)1922 21.01(03.02)1923 Хонская Основана в V в. (местопребывание – в местечке Хони, близ Кутаиси, Грузия). Архиепископия. Присоединена в 1814 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1822 г. (присоединена к Имеретинской епархии). Именовалась: Хонская; Чконская; Чкоиндельская. 30.08.1814 16.07.1822 Антоний, кн. Дадиани Хорольская Основана ок. 1920 г. Именование – по г. Хорол (Полтавская область УССР). Полтавское викариатство. Упразднена в 1921 г. (?) 1920 (?) Варлаам Лазаренко Хотинская Основана 30.06(13.07)2006 определением Св. Синода Украинской автономной Православной Церкви от указанной даты. Черновицкое викариатство. 30.06(13.07)2006 18(31)07.2006 18(31)07.2006 Мелетий Егоренок Хустская Основана 16(29)07.1994 (выделена из Мукачевской епархии). Именование – по г. Хуст (Закарпатская область, Украина). Самостоятельная. Хустская и Виноградовская. 17(30)07.1994 23.10(05.11)1998 23.10(05.11)1998 09(22)11.1998 09(22)11.1998 13(26)07.2000 Агапит Бевцик 13(26)07.2000 Иоанн Сиопко Хутынская Основана в 1926 г. Местопребывание – в Спасо-Хутынском монастыре. Новгородское викариатство. Упразднена в 1932 г. 20.08(02.09)1926 18(31)05.1932 Алексий Симанский Цагерельская Митрополия. Местопребывание – в Цагерском монастыре (близ Кутаиси, Грузия). Присоединена в 1814 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1823 г. (присоединена к Чкондидской епархии). Именовалась: Цагерельская; Цагерская. 30.08.1814 09.12.1822 Иоанн, кн. Дадиани Цаишская Местопребывание – в Цаишском монастыре (близ Зугдиди, Грузия).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но все эти несчастья не могли пока сломить крепко организованное братство. Оно скоро восстановилось после погрома и пользовалось некоторое время полным спокойствием. Его средства стали поправляться: в 1635 году, по духовной игумена Черненского монастыря Сильвестра, братство получило его типографию письмен славяно-русских (как было сказано в VI главе) и из книг, отпечатанных в братской типографии, известна лишь одна, именно «Апостолы и Евангелиа» чрез все недели и праздники, вышедшая в 1640 году. 1605 В период времени от 1631 по 1638 г. братство одаряют деньгами и земельными участками: Урсул Рудецкий, Анна Гулевич, князь Николай Черторыйский и Древинский. В 1638 году Анна Мельницкая пожертвовала братству на помин души капитал в 300 злотых для раздачи ежегодных пособий в пользу игумена и на церковные и богаделенные потребности. 1606 В 1645 году дворянин Александр Мозели, – родом грек и по профессии врач, получивший, по сло- —175— вам Петра Могилы , чудесное исцеление от тяжкой болезни в Киевских пещерах, 1607 – устроил на свои средства, с дозволения короля Владислава IV, новую богадельню для братства, а в 1647 году, по смерти Мозели, все его имения, движимые и недвижимые, по духовному завещанию, тоже утвержденному королем, перешли в собственность Луцкого братства и монастыря. 1608 Из описи разных вещей и документов, принадлежавших братству (с 1627 по 1654 г.), мы узнаем, что помимо драгоценных камней, серебряных вещей и ценной материи, хранившихся в братской казне, братский монастырь был снабжен богатою церковною утварью, образами Московской работы, множеством разных книг и нот и даже огнестрельным оружием для защиты церкви. 1609 Кременецкое братство. Воспользовавшись наступлением благоприятного времени для православных, известный русский деятель Лаврентий Древинский вместе с хорунжим Ела-Малинским, выхлопотал в мае 1633 г. у короля Владислава IV дозволение учредить в г. Кременце —176— на купленных ими участках земли монастырь во имя Богоявления и при нём образовать братство, и, по правилам старших братств: Львовского, Виленского и других, завести школу, типографию, гошпиталь, с тем, чтобы братство и монастырь находились под властью православного Киевского митрополита и его преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но все эти несчастья не могли пока сломить крепко организованное братство. Оно скоро восстановилось после погрома и пользовалось некоторое время полным спокойствием. Его средства стали поправляться: в 1635 году, по духовной игумена Черненского монастыря Сильвестра, братство получило его типографию письмен славяно-русских (как было сказано в VI главе) и из книг, отпечатанных в братской типографы, известна лишь одна, именно «Апостолы и Евангелия чрез все недели и праздники», вышедшая в 1640 году. 89 В период времени от 1631 по 1638 г. братство одаряют деньгами и земельными участками: Урсул Рудецкий, Анна Гулевич, князь Николай Черторыйский и Древинский. В 1638 году Анна Мельницкая пожертвовала братству на помин души капитал в 300 злотых для раздачи ежегодных пособий в пользу игумена и на церковные и богаделенные потребности. 90 В 1645 году дворянин Александр Мозели, – родом грек и по профессии врач, получивший, по словам Петра Могилы , чудесное исцеление от тяжкой болезни в Киевских пещерах, 91 – устроил на свои средства, с дозволения короля Владислава IV, новую богадельню для братства, а в 1647 году, по смерти Мозели, все его имения, движимые и недвижимые, по духовному завещанию, тоже утвержденному королем, перешли в собственность Луцкого братства и монастыря. 92 Из описи разных вещей и документов, принадлежавших братству (с 1627 по 1654 г.), мы узнаем, что помимо драгоценных камней, серебряных вещей и ценной материи, хранившихся в братской казне, братский монастырь был снабжен богатою церковною утварью, образами Московской работы, множеством разных книг и нот и даже огнестрельным оружием для защиты церкви. 93 Кременецкое братство. Воспользовавшись наступлением благоприятного времени для православных, известный русский деятель Лаврентий Древинский вместе с хорунжим Ела-Малинским, выхлопотал в мае 1633 г. у короля Владислава IV дозволение учредить в г. Кременце на на купленных ими участках земли монастырь во имя Богоявления и при нем образовать братство, и, по правилам старших братств: Львовского, Виленского и других, завести школу, типографию, гошниталь, с тем чтобы братство и монастырь находились под властью православного Киевского митрополита и его преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002   003     004