Киевский митр. Исидор в «немецкой земле» воздает почитание лат. кресту. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 477 об.) Киевский митр. Исидор в «немецкой земле» воздает почитание лат. кресту. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 477 об.) В нояб. 1433 г. И. был отправлен в составе греч. делегации на Базельский Собор католич. Церкви для обсуждения вопроса о месте и времени созыва Собора о соединении католич. и правосл. Церквей. Посольство было сформировано имп. Иоанном VIII из сторонников унии: очевидно, уже в то время И. принадлежал к их числу. По дороге на Собор делегация заехала в г. Ульм к имп. Сигизмунду Люксембургскому, которому передала 2 письма имп. Иоанна VIII. И. произнес перед Сигизмундом похвальную речь, в которой коснулся проблемы разделения Церквей и призвал императора приложить все силы к преодолению разделения. В Базель делегация прибыла 12 июля 1434 г., ее офиц. прием на Соборе состоялся 24 июля. С приветственной речью к послам обратился председатель Собора кард. Юлиано Чезарини, в ответ прозвучало обращение И. Его речь содержала сожаление о разделении христ. Церкви и размышление о путях достижения единства. В апр. 1435 г. послы дали согласие на приезд греч. духовенства для переговоров о соединении Церквей в Базель либо в один из городов Европы. Находившийся в 1436-1437 гг. в К-поле посол Базельского Собора Иоанн Стойкович назвал И. одним из главных защитников интересов папы среди греков. В процессе подготовки к созыву объединительного Собора император добился того, что И. был назначен присутствовать на Соборе в качестве представителя Антиохийского патриарха, к-рому османы не разрешили участвовать в заседаниях. Сделано это было без консультации с К-польским патриархом. В 1436 г. И. был поставлен на Киевскую кафедру, вакантную после гибели в 1435 г. митр. Герасима . Т. о. были обеспечены участие Киевской митрополии в объединительном Соборе и высокий духовный ранг И., на чье активное содействие в деле заключения унии рассчитывал визант. император. И. прибыл в Москву 2 апр. 1437 г. и стал готовиться к отъезду на Собор, куда он отправился 5 сент. в сопровождении большой свиты из духовных и светских лиц митрополичьего двора, в т. ч. Суздальского еп. Авраамия и архим. Вассиана. С вел. кн. Литовским Сигизмундом Кейстутовичем были переговоры о присоединении к митрополиту представителей духовенства «литовской» части митрополии, но они оказались безрезультатными.

http://pravenc.ru/text/674888.html

Позднее, стремясь ослабить позиции главного союзника крестоносцев - Сигизмунда Люксембурга, правители Польши и ВКЛ нашли нужным вступить в сношения с его противниками - чеш. гуситами . Оба гос-ва не присоединились к крестовому походу против гуситов, заявив, что предпочитают склонять их мирным путем к возвращению в лоно Церкви. Дальше этого Ягайло не пошел, а инициативу в сношениях с гуситами, предлагавшими Ягайло чеш. корону, взял на себя В., к-рый согласился эту корону принять и направил в Чехию наместником своего двоюродного племянника Сигизмунда Корибутовича, прибывшего в Прагу весной 1422 г. Все эти меры способствовали изоляции ордена, к-рый под угрозой войны подписал в 1422 г. мир, по к-рому отказывался от всяких прав на Жямайтию. После этого В. утратил интерес к контактам с гуситами и в нач. 1423 г. отозвал своего наместника из Чехии. Тракайский замок. Фотография. 1990 г. Тракайский замок. Фотография. 1990 г. Др. важной частью внешней политики В. в эти годы стало его активное вмешательство во внутренние дела Золотой Орды. В 1411 г. ему удалось посадить на ханский трон скрывавшегося в ВКЛ сына Тохтамыша Джелал ад-дина. Хан вскоре погиб, но в борьбе с Едигеем В. продолжал выдвигать все новых претендентов из числа детей Тохтамыша. Ставленники В. (наиболее известный из них - Улу-Мухаммед, сын Джелал ад-дина) ценили эту поддержку и оказывали В. военную помощь в походах против ордена. Объективно эти действия В. способствовали обострению смут в Орде и ее упадку. Юж. границы ВКЛ достигли сев. побережья Чёрного м., где появился ряд литов. крепостей. На земли ВКЛ стало переселяться, спасаясь от смут, большое количество татар. знати и крымских караимов. Этим людям вел. князь давал земли и брал их себе на службу. Так, в ВКЛ образовался значительный слой «своих татар», к-рых В. использовал, чтобы помогать своим ставленникам. Во 2-й пол. 20-х гг. XV в. позиции В. в Вост. Европе заметно усилились. Главный партнер и соперник В., препятствовавший распространению литов. влияния на восток, московский вел. кн. Василий Димитриевич, стал нуждаться в помощи тестя, чтобы сохранить права на престол для своего сына и внука В.- в будущем вел. кн. Василия II Васильевича . К 1423 г. была достигнута договоренность, закрепленная в завещании Василия Димитриевича об опеке В. над малолетним наследником в случае смерти вел. князя. Опека эта стала необходимой, когда после смерти Василия I его младший брат Юрий Димитриевич выступил с притязаниями на великокняжеский трон. Благодаря поддержке В. его дочери, матери нового вел. князя, 11 марта 1428 г. удалось заключить договор, по к-рому кн. Юрий признал себя «молодшим братом» Василия II.

http://pravenc.ru/text/158862.html

412 ...приходит и на царствующий град. – Турки опустошили в 1394 г. окрестности Константинополя и в течение семи лет блокировали город. 413 Слышав же царь угорьский... борет Никополь. – Германский император, а с 1387 г. и венгерский король Сигизмунд Люксембург в 1396 г., собрав войско из венгерских, чешских, немецких, польских и французских рыцарей, двинулся против турок. Распри среди участников похода и ошибки в руководстве сражением дали возможность туркам одержать под Никополем полную победу: десять тысяч рыцарей попали в плен, а Сигизмунд едва спасся бегством. Баязид вторгся в Венгрию и подверг ее разорению. 414 Мануилъ – сын Иоанна Палеолога Мануил (1391–1425) пытался найти союзников в борьбе против турок в Европе. Покинув в 1399 г. Константинополь, он посетил Венецию, Милан, Флоренцию, Париж, Лондон. Его встречали с почетом, но реальной военной поддержки Мануил не получил. 415 ...перскый царь Темирь... – Тимур родился в 1336 г. в селении близ г. Шахрисабз (ныне в Кашкадарьинской обл. Узбекистана). Став эмиром Мавераннахра – среднеазиатского государства со столицей в Самарканде, Тимур совершил ряд победоносных походов, в результате которых создал огромное государство, включавшее Хорезм, Хорасан, Иран, Закавказье. 417 ...Елладу... – Что имеется в виду – неясно. Разумеется – не Греция. Может быть, речь идет о державе Александра Македонского, владения которого в Азии простирались на все те земли, которые завоевал Тимур? 419 И сражению бывшу, побжаеть Темирь... – В битве при Анкире (Анкаре) в 1402 г. османское войско было разгромлено, а султан Баязид взят в плен. 421 ...приятъ же и Асирию и Вавилоньское царьство... – Приводятся названия древних государств, располагавшихся на территории Ирана. Во времена Тимура там было государство сербедаров, завоеванное им в 1380–1383 гг. 422 ...и Севастию... и Крим... – Перечисляются города и страны, в разное время завоеванные Тимуром: Севастия – город на северо-востоке Малой Азии, Синяя (Белая) Орда – объединение тюрко-монгольских племен на территории к востоку от Аральского моря, город Сарай-Бату (к востоку от нижнего течения Волги) – в прошлом центр Золотой Орды, разрушенныйТимуром в 1395 г., Чегатайский улус, территория юго-восточнее озера Балхаш, город Тевриз в Иранском Азербайджане, Горзустан – видимо, Грузия, гурзи – грузины; обезы – абхазцы; Шамахия – город Шемаха на территории современного Азербайджана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. переселился в крепость Кози-Градек, где написал «Трактат о Церкви» (Tractatus de Ecclesia, 1413). В авг. 1414 г. он приехал в Прагу на заседание синода, но не получил разрешения присутствовать на нем. 11 окт. того же года Г. выехал из Краковца в Констанц на заседание Собора (см. Констанцский Собор ). Несмотря на охранную грамоту от имп. Сигизмунда I Люксембурга, 28 нояб. Г. был арестован. С 6 дек. 1414 по 24 марта 1415 г. находился в заточении в доминиканском мон-ре, где заболел. 24 марта 1415 г. Г. был тайно перевезен в замок Готтлебен. Под давлением друзей Г. имп. Сигизмунд вынужден был потребовать перевода Г. в Констанц, в тюрьму францисканского мон-ря, для участия в публичных слушаниях на Соборе (5, 7 и 8 июня). Констанцским Собором было принято решение, что сочинения Г. «Против Палеча» и «Трактат о Церкви» являются еретическими. Ввиду равенства голосов епископата и представителей светской власти окончательное решение о казни Г. принял кор. Сигизмунд (Послания магистра Иоанна Гуса. М., 1903. С. 256). Г. был приговорен к смерти через сожжение. Свое учение Г. изложил в «Трактате о Церкви», ссылаясь на авторитет блж. Августина , Аристотеля , блж. Исидора Севильского, Пасхазия , еп. Киприана Карфагенского, Бернарда Клервоского , блж. Иеронима Стридонского, свт. Амвросия Медиоланского, св. папы Григория I Великого и др. Под Церковью вслед за ап. Павлом Г. понимал дом Господень. Церковью именуются и священники, «принадлежащие к одной материальной церкви, потому что церковь в греческом языке есть собрание, собранное под одною властью» (O Cirkvi. 1965. S. 23). Церковь являет собой великое собрание всех народов под единой властью Царя Христа (Мф 25. 31-32). Г. утверждал, что Церковь, чьей главой является папа, а телом - кардиналы, не может быть Соборной и Апостольской. В качестве аргумента он ссылался на буллу папы Бонифация VIII «Unam sanctam»: «Церковь не может быть чудовищем, которое имеет две одинаково равноправные главы», следов., «имеет... одна Церковь одно тело и одну главу и никогда две главы, как чудовище». Г. утверждал равенство епископов всех кафедр, потому что «каждый епископ равен апостольскому наместнику своим священством и хиротонией» (Ibid. S. 125). Относительно времени рождения Церкви Г. придерживался мнения блж. Августина: «Церковь является наивысшим творением, стоящим сразу за Несотворенной Троицей» (Ibid. S. 25). Разделяя Церковь на земную и небесную, Г. уточнял, что небесная Церковь «между святыми ангелами остается благословенна и поспевает по надобности на помощь своей части, которая странствует на земле. Всегда та, которая будет одной, связующей вечности, одна является оплотом любви, целиком установлена для того, чтобы чтили Бога. Поэтому ни она целиком, ни отдельная ее часть не может быть почитаема как Бог» (Ibid. S. 25). Несмотря на осуждение католич. Церковью Г. как еретика, именно ее он исповедовал единой Церковью Христовой.

http://pravenc.ru/text/168408.html

Надгробие антипапы Иоанна XXIII. Скульпторы Донателло и Микелоццо. Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция. 1425–1427 гг. Надгробие антипапы Иоанна XXIII. Скульпторы Донателло и Микелоццо. Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция. 1425–1427 гг. Деятельность И. по преодолению схизмы в католич. Церкви не была такой же активной. 1 апр. 1412 г. он объявил о созыве Собора в Риме, который из-за небольшого числа участников не имел особого значения в истории католич. Церкви. Единственным принятым решением стало осуждение 2 февр. 1413 г. учений Джона Уиклифа и Яна Гуса . Весной 1413 г. кор. Владислав, недовольный сближением И. с давним политическим противником кор. Сигизмундом I Люксембургом, вновь начал наступление на Рим и в июне 1413 г. захватил город. И. бежал во Флоренцию и оттуда обратился за помощью к кор. Сигизмунду. После неск. встреч с ним (в окт.-дек. 1413 в Комо, Пьяченце, Лоди и Кремоне) в обмен на военную поддержку И. был вынужден согласиться на проведение нового Собора. По настоянию короля местом проведения Собора стал герм. г. Констанц, о чем И. объявил буллой «Ad pacem et exaltationem» от 9 дек. 1413 г. На открывшемся 5 нояб. 1414 г. Констанцском Соборе среди прелатов из разных стран авторитетом пользовались сторонники Соборного движения - ректор Парижского ун-та Жан Жерсон , кардиналы Пьер д " Айи , Гийом Филластр и др. Основными их программными требованиями были одновременное низложение 3 правивших на тот момент пап (И., Григория XII и Бенедикта XIII) и реформирование католич. Церкви «во главе и в членах» (in capite et in membris). Кроме того, изменение порядка голосования участников Собора (по нациям) делало незначительным численное преимущество сторонников И., итал. прелатов, и тем самым существенно сократило его возможности влиять на принимаемые Собором решения. В этой ситуации И. был вынужден дать обещание отречься от Папского престола (2 марта 1415). Сознавая непрочность своего положения, И. в ночь с 20 на 21 марта 1415 г. бежал из Констанца в замок Шаффхаузен. 21 и 22 марта участники Собора после совещания с кор. Сигизмундом I приняли решение продолжить в Констанце соборные заседания даже в отсутствие папы. 30 марта по инициативе сторонников концилиаризма Собор принял декрет «Haec Sancta Synodus», по к-рому Констанцский Собор стал рассматриваться как представляющий всю католич. Церковь, получивший власть непосредственно от Иисуса Христа и на этом основании в решении вопроса о церковном единстве стоящий выше папы.

http://pravenc.ru/text/469714.html

Очень сложным представляется вопрос об участии в поездке представителей православной знати. В записях о посольстве Витовта, прибывшем одновременно с Григорием Цамблаком, Рихенталь прямо указывает на участие в нем «herzogen usz wissen Russen» . В другом месте «Хроники» он поместил перечень знатных лиц, представлявших Витовта на Соборе . Однако, поскольку Витовт постоянно поддерживал связи с Собором, нельзя быть уверенным, что включенные в этот перечень лица действительно приехали на Собор вместе с Цамблаком. Как будто более определенным в этом плане может быть свидетельство Рихенталя о том, что на литургии в резиденции митрополита присутствовали «herzog uff Schmolentzgi, der hertzog usz roten Russen» . Смоленский князь упоминается и в других местах «Хроники», где приводится его имя — Федор . Сведения об этом князе находим в тексте Новгородской первой летописи под 1412 г. 2 января Ягайло и Витовт объявили войну Новгороду, обвиняя новгородцев, в частности, в том, что «нашего ворога Юрьева Святославича сына Федора приняли есте». После этого Федор заявил «о мне с Витовтом нелюбья не держите» и уехал «в Немце» . Таким образом, Федор был врагом Витовта, из-за угроз которого ему пришлось уехать из Новгорода в немецкие княжества, где ему, по-видимому, удалось попасть в окружение римского короля Сигизмунда Люксембургского. «Thede duc de Rousie» присутствовал на коронации Сигизмунда немецкой короной в Аахене . К числу спутников Цамблака он не мог принадлежать. С приездом Киевского митрополита можно связать лишь появление на Соборе не названного Рихенталем князя «Червонной Руси», которого вслед за А. В. Флоровским и Ю. К. Бегуновым можно отождествить с Федором Острожским (в стихотворной истории Констанцского Собора упоминается «hercog von Ostrog») . Рассмотрение общего списка участников, составленного Рихенталем, позволяет предположительно присоединить к нему лишь Павла, князя из «Белой Руси» . Таким образом, говорить о широком участии православной знати в посольстве Григория Цамблака в Констанцу пока нет оснований.

http://sedmitza.ru/lib/text/443003/

Шествие Иеронима Пражского к месту казни. Раскрашенная гравюра из кн.: Richental U. Concilium zu Constanz. Augsburg, 1483 (РГБ) В 1407 г. И. П. вместе с Я. Гусом возглавил т. н. чешскую партию в Пражском ун-те, где в результате дискуссий о реформе Церкви произошел раскол не только по религ. принципу, но и по национальной принадлежности: сторонниками реформ в основном были чехи, а нем. профессора и магистры придерживались консервативных взглядов. В это время И. П. сформулировал идею чеш. национального патриотизма, которую обнародовал на диспуте 3 янв. 1409 г. На выступлении И. П. присутствовали не только студенты и преподаватели, но и городские власти, делегация из Брабанта и князь Нассау Энгельберт. Необходимость реформ в Церкви, как считал И. П., была связана с деятельностью «союза веры и родины», с патриотической идеологией, созданной на основе идей чеш. мессианства, к-рые впервые появились в хрониках эпохи Карла IV (1346-1378). И. П. выдвинул тезис о богоизбранности «наисвятейшего народа чешского» (sacrosancta nacio Bohemica). К понятиям «patria» (родина) и «lingua» (язык) он добавил «sanguis» (кровь, т. е. этническое происхождение обоих родителей) и «fides» (чистоту веры), в понятие «natio» (народ), по мнению И. П., входят все чехи, а не только представители политической и церковной элиты. Согласно положению об «особой святости», этнический чех не может быть еретиком. Носителем «чешской святости» он объявил также «наисвятейший град Прагу» - «Новый Иерусалим». Эти идеи легли в основу Кутногорского декрета 18 янв. 1409 г., составленного Гусом и его сторонниками и утвержденного кор. Вацлавом IV Чешским. Согласно декрету, главенствующее положение в Пражском ун-те отдавалось чехам. Лишенные своих привилегий, немцы покинули Чехию (ок. 2 тыс. чел.). В марте 1410 г. Пражский архиеп. Збынек Зайц, находившийся в оппозиции кор. Вацлаву IV, начал борьбу против уиклифитов (следуя булле антипапы Александра V от 20 дек. 1409 г.). В том же месяце И. П. выступил в часовне кор. Сигизмунда I Люксембурга (Буда, ныне Будапешт), где развивал тезис Уиклифа о том, что духовенство должно находиться в подчинении светской власти. По приказу эстергомского архиепископа И. П. заключили в тюрьму, но Сигизмунд, не желавший портить отношения с братом Вацлавом IV, поддерживавшим гуситов, отпустил И. П.

http://pravenc.ru/text/293726.html

Даже Генрих VII, слабый император из Люксембургской династии, вскоре после своего коронования начинает, подобно Гогенштауфенам, оспаривать папские притязания на светскую юрисдикцию как противоречащие основным началам Христова учения, утверждая при этом, что само по себе избрание имперскими князьями вводит императора в обладание всей полнотой власти и делает его по праву властителем мира. А император Сигизмунд I, известный полиглот, неверно просклоняв латинское слово schisma (раскол) по женскому роду (он якобы сказал: Date operant ut ista, nefanda schisma eradicetur), поставил себя выше не только всех пап и национальных законов, но и выше грамматики. Когда ему процитировали Присциана и других ученых грамматиков, чтобы доказать, что данное слово – среднего рода, он ответил: «Да, но я – император и выше их. Я имею право устанавливать и новую грамматику». В 1347 г., в понтификат Климента VI, Рим был в течение семи месяцев захвачен идеалами римской независимости и славы, которые наградивший себя демократическим титулом трибуна Кола ди Риенцо (1313–1354) почерпнул в классической литературе и вознамерился (в том числе с помощью Людвига Баварского и Карла IV) осуществить на практике. Трибун попытался распространить влияние этих идей на всю Италию, разжечь в ней пламя патриотических чувств и призвать ее города сбросить иго тиранов. Климент объявил ему анафему, и он бежал, чтобы вновь на краткое время появиться при Иннокентии IV и затем уже навсегда исчезнуть. 6. Предвестия Реформации Β XVI в. церковно-государственный конфликт приводит к отделению от Св. престола целой Поместной церкви и оформлению ее как церкви национальной. Примас Англии архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, первый министр английского короля Генриха VIII, предложил положить конец папскому imperium in (т.е. государству в государстве) путем парламентского Акта об ограничении апелляций к Риму (1533 г.), установившего, что Англия – империя и ее корона – имперская корона. Кроме того, по инициативе короля был принят ряд постановлений парламента, ограничивающих папскую дееспособность, юрисдикцию и финансовые права в отношении Английской церкви: «Об ограничении аннатов» (1532 г.), «О подчинении духовенства» (1534 г.), «О церковных назначениях» (1534 г.), «Об отмене папских диспенсаций и выплаты пенни св. Петра» (1534 г.), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (1536 r.). В 1543 г. Акт о супрематии провозгласил Имперскую корону Англии в качестве протектора и высшего главы независимой от папы Церкви Англии (Ecclesia Anglicana). Обобщение

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Практически единственным значимым его деянием на этом посту стала поездка православной церковной делегации во главе с Григорием на Констанцский собор. Однако ее инициатива принадлежала отнюдь не Цамблаку, а Ягайлу и Витовту, которые, по сути, вынудили Григория принять участие в этом мероприятии католической Церкви. Это видно, в частности, уже по тому факту, что Григорий Цамблак приехал на Констанцский собор спустя 2 года после начала его заседаний, что практически совпало по времени с началом его деятельности в качестве главы православной Церкви в Великом княжестве Литовском. Скорее всего, Григория и подчиненное ему духовенство пришлось долго уговаривать принять участие в Констанцском соборе. При этом намерения и полномочия Григория оставались самыми приблизительными и мало к чему обязывающими. В послании к папе Мартину V от 1 января 1418 г. король Владислав II Ягайло, сообщив о выезде Григория Цамблака в Констанц, отмечал, что он едет предложить и обсудить возможные пути и способы соединения православной и католической Но в послании участникам Констанцского собора Ягайло и Витовт признавались, что западнорусское православное духовенство выступает против унии с Григорий выехал в Констанц в конце 1417 и прибыл на собор 19 февраля 1418 г. в сопровождении большой свиты. 25 февраля он был торжественно принят папой Мартином V в присутствии императора Священной Римской империи Сигизмунда I Люксембурга. Григорий произнес приветственную речь, обращенную к понтифику и, возможно, «Слово похвальное...», адресованное участникам Собора в Скорей всего, Григорий, как и митрополит Киприан, которого польский король и литовский великий князь также пытались вовлечь в униональные проекты, не являлся сторонником церковной унии в том ее понимании, которое было свойственно Риму, требовавшему подчинения восточных христиан власти папы на основе католического вероучения. В то же время Григорий был готов обсуждать с католиками спорные догматические вопросы и искать пути достижения церковного единства.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Но намерение Витовта стать королем пришлось не по нраву польской знати, опасавшейся, что Литва таким образом выйдет из династической унии с Польским королевством. Первоначально согласившийся на коронацию Витовта Польский король Владислав Ягайло решил ей воспрепятствовать. Послы императора Священной Римской империи Сигизмунда Люксембурга, которые должны были доставить Витовту корону, были задержаны поляками по пути в Литву. Коронация Витовта не состоялась. Удрученный великий князь Литовский скончался 27 октября 1430 г. Весть об этом застала митрополита Фотия и великого князя Московского Василия в Новогрудке. Здесь же состоялась встреча свт. Фотия с пришедшим к власти в Литве великим князем Свидригайло Ольгердовичем (правил как великий князь Литовский в 1430–1432 гг.) и его братом польским королем Владиславом Митрополит Киевский и всея Руси свт. Фотий скончался в Москве 2 июля 1431 г. Выдающийся Первосвятитель был с почетом погребен в Успенском соборе Московского Вероятно, уже вскоре после кончины свт. Фотия в Москве состоялось наречение епископа Рязанского свт. Ионы на Киевский митрополичий престол (точная дата этого события неизвестна, Е. Е. Голубинский считал, что оно имело место во 2-й половине 1432 Сохранилась датированная 11 марта 1433 г. грамота Ионы, «нареченного в святейшую митрополью Рускую», которую святитель послал в нижегородский Печерский Вознесенский 27 августа 1433 г. датирована адресованная на имя свт. Ионы духовная грамота князя Василия внука последнего независимого галичского князя Дмитрия Ивановича. Очевидно, что данный документ, не имеющий отношения к Рязанской епархии (вотчина князя Василия Васильевича располагалась в Дмитровском уезде, который никогда не входил в состав Рязанской епископии, но находился в составе митрополичьей области), обращен к свт. Ионе как нареченному митрополиту, а не простому епархиальному В грамоте И. В. Минина, выданной землевладельцем при пожаловании села Аксиньинское в Звенигородском уезде в дар митрополичьей кафедре, также говорится, что она выдана «Ионе епископу нареченому в святейшую митрополью Правда, грамота эта не имеет точной датировки и может быть отнесена к 1441–1448 гг., когда свт.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010