Шествие Иеронима Пражского к месту казни. Раскрашенная гравюра из кн.: Richental U. Concilium zu Constanz. Augsburg, 1483 (РГБ) В 1407 г. И. П. вместе с Я. Гусом возглавил т. н. чешскую партию в Пражском ун-те, где в результате дискуссий о реформе Церкви произошел раскол не только по религ. принципу, но и по национальной принадлежности: сторонниками реформ в основном были чехи, а нем. профессора и магистры придерживались консервативных взглядов. В это время И. П. сформулировал идею чеш. национального патриотизма, которую обнародовал на диспуте 3 янв. 1409 г. На выступлении И. П. присутствовали не только студенты и преподаватели, но и городские власти, делегация из Брабанта и князь Нассау Энгельберт. Необходимость реформ в Церкви, как считал И. П., была связана с деятельностью «союза веры и родины», с патриотической идеологией, созданной на основе идей чеш. мессианства, к-рые впервые появились в хрониках эпохи Карла IV (1346-1378). И. П. выдвинул тезис о богоизбранности «наисвятейшего народа чешского» (sacrosancta nacio Bohemica). К понятиям «patria» (родина) и «lingua» (язык) он добавил «sanguis» (кровь, т. е. этническое происхождение обоих родителей) и «fides» (чистоту веры), в понятие «natio» (народ), по мнению И. П., входят все чехи, а не только представители политической и церковной элиты. Согласно положению об «особой святости», этнический чех не может быть еретиком. Носителем «чешской святости» он объявил также «наисвятейший град Прагу» - «Новый Иерусалим». Эти идеи легли в основу Кутногорского декрета 18 янв. 1409 г., составленного Гусом и его сторонниками и утвержденного кор. Вацлавом IV Чешским. Согласно декрету, главенствующее положение в Пражском ун-те отдавалось чехам. Лишенные своих привилегий, немцы покинули Чехию (ок. 2 тыс. чел.). В марте 1410 г. Пражский архиеп. Збынек Зайц, находившийся в оппозиции кор. Вацлаву IV, начал борьбу против уиклифитов (следуя булле антипапы Александра V от 20 дек. 1409 г.). В том же месяце И. П. выступил в часовне кор. Сигизмунда I Люксембурга (Буда, ныне Будапешт), где развивал тезис Уиклифа о том, что духовенство должно находиться в подчинении светской власти. По приказу эстергомского архиепископа И. П. заключили в тюрьму, но Сигизмунд, не желавший портить отношения с братом Вацлавом IV, поддерживавшим гуситов, отпустил И. П.

http://pravenc.ru/text/293726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕСНИЦКИЙ [польск. Olenicki, z Olenicy] Збигнев (5.12.1389, Сенно, Польша - 1.05.1455, Сандомир, там же), еп. Краковский (с 1423), кардинал (с 1449), гос. и церковный деятель. Сын земского судьи (sdzia ziemski) Кракова. Начальное образование О. получил в коллегиальной школе в Сандомире. С 1406 г. учился в Краковском ун-те (предположительно на фак-те свободных искусств). Нек-рое время провел во Вроцлаве, где освоил нем. язык. Получив по окончании учебы степень лиценциата, О. поступил на службу секретарем в канцелярию польск. кор. и вел. кн. Литовского Владислава (Ягайло) (1386-1434). Он занимался чтением и переводом королевской документации, был составителем посланий, адресованных папской курии и курфюрстам Свящ. Римской империи, с жалобами на Тевтонский орден во время войны с ним Великого княжества Литовского в союзе с Польским королевством (1409-1411). Во время Грюнвальдской битвы (15 июля 1410) О. находился в числе наиболее приближенных к королю людей ( Dlugossius. 1997. T. 7 [Lib. 11]. P. 109-112). Он выполнял дипломатические поручения, связанные гл. обр. с решением польско-орденского конфликта (исследователи отмечают эрудированность О. в этом вопросе - Krzy aniakowa. 1976. S. 475-484; Wr ó bel. 2003. S. 38-39). С 1411 г. О. был членом делегации в Рим к антипапе Иоанну XXIII (ок. 1370-1419). Весной 1410 г. находился при дворе венгерского кор. Сигизмунда I Люксембурга (1387-1437, герм. король с 1411, император с 1433), к-рый выступил посредником в переговорах Польши с Тевтонским орденом. В 1420 г. кор. Владислав (Ягайло) назначил О. послом к Сигизмунду I. В 1424 г. О. с дипломатической миссией прибыл к бранденбургскому курфюрсту Фридриху I, заинтересованному в союзе с Польшей для возврата из владений Тевтонского ордена т. н. Новой марки, бывшей провинции Бранденбургского маркграфства. Назначение на Краковскую кафедру Возведение на епископскую кафедру О., к тому времени имевшего чин субдиакона (дата поставления неизв.), было связано с политической ситуацией.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 341-342 опубликовано: 9 апреля 2008г. АЙИ [Альи; лат. de Alliaco, франц. d " Ailly] Пьер д " (1350, Компьень - 9.08.1420, Авиньон), франц. кардинал, проповедник. А. учился в Парижском ун-те (Наваррский коллеж), в 1368 г. магистр искусств, в 1381 г. д-р теологии, с 1384 г. ректор Наваррского коллежа, с 1389 г. канцлер Парижского ун-та и исповедник франц. кор. Карла VI. С 1397 г. епископ Камбре. Сторонник соборного движения, участник Пизанского Собора 1409 г., где способствовал избранию на папский престол Александра V , на к-рого возлагались надежды по прекращению схизмы в католической Церкви . Для Иоанна XXIII составил программу реформ Церкви (Capita Agendorum) в духе идей соборного движения и ограничения власти Римского понтифика. С 1412 г. кардинал, легат Иоанна XXIII к римско-герм. имп. Сигизмунду I Люксембургу . С 1414 г. участвовал в Констанцском Соборе . После Собора назначен папским легатом в Авиньоне, где и умер. Поддерживал идею примата Собора над папой, отрицал непогрешимость папы и доказывал, что епископы и священники получают власть не от Римского престола, но непосредственно от Христа. Сторонник католич. реформы, проект к-рой изложил в «Трактате о реформации Церкви» (1416), отстаивая идеи соборного движения и необходимости объединения всей Церкви вокруг Христа, а не папы. Этот трактат использовался позднее в работе Тридентского Собора . Автор многочисленных теологических и естественнонаучных сочинений, впрочем содержавших мало оригинальных взглядов. А. как мыслитель испытал влияние номинализма . Интересовался астрономией и астрологией. В соч. «Imago mundi» (Образ мира) отстаивал идею шарообразности Земли, повлиявшую на взгляды Христофора Колумба .

http://pravenc.ru/text/63730.html

203. ГРИГОРИЙ XII. 1406—1415. Анджело Коррер. Происходил из Венеции. В момент его избрания на папский трон ему было уже 70 лет и он занимал должность константинопольского патриарха. Кардиналы решили повлиять на обоих пап — римского Григория XII и авиньонского Бенедикта XIII,— чтобы они встретились в Савоне (Лигурия, Италия) и заключили договор. Однако встреча эта не состоялась, поскольку оба папы в последнюю минуту отказались от нее. Их упорство вызвало всеобщее недовольство. Все больше королевских дворов отказывали в поддержке как Авиньону, так и Риму. Инициативу взяла в свои руки кардинальская коллегия, которая в 1409 г. созвала в Пизе собор. На него съехались 24 кардинала, много епископов, а также представители королевских дворов и университетов. Ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII на соборе не присутствовали. После дебатов оба отсутствующих папы были объявлены схизматиками (раскольниками) и был избран новый папа — кардинал Петр Филарг, францисканец, родившийся на Крите. Он принял имя Александр V. За власть в церкви боролись уже не два, а три папы. В это же время в империи за признание королевского титула боролись три претендента. Хаос в западном христианстве достиг высшей точки. Выход из него мог указать только Вселенский собор. Он был созван горсткой кардиналов, но по инициативе людей, обладающих властью и несущих ответственность за институт церкви: ими были король германский и венгерский Сигизмунд Люксембургский, епископы важнейших епархий, представители университетов. Созванный в 1414 г. с согласия Иоанна XXIII — преемника пизанского папы Александра V, собор в Констанце восстановил единство католической церкви. В течение четырех лет его работы было решено много проблем, касающихся обновления церкви и церковной доктрины (в частности, были осуждены «реформаторские» взгляды англичанина Уиклифа и чеха Гуса, который был сожжен на костре в 1415 г.). Наконец, соборные отцы приняли отставку римского папы Григория XII, который сохранил за собой лишь кардинальское звание. Одновременно были низложены антипапы Бенедикт XIII и Иоанн XXIII, который тайно сбежал из Констанцы. Затем приступили к новым выборам, в результате которых напой стал Оддоне Колонна. Кроме того, на соборе были приняты два документа. Один провозглашал, что собор, представляющий всю вселенскую церковь, обладает наивысшей властью, данной ему Христом, и все, не исключая папы, должны подчиняться этой власти. Другой устанавливал, что собор будет собираться регулярно, через определенное количество лет. Оба эти документа были выражением всеми признанного тогда тезиса о верховенстве власти собора над папством (тезис конциляризма).

http://sedmitza.ru/lib/text/442520/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 11. Священная Римская Империя германских императоров К Оглавлению Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласил императором Священной Римской империи императора Карла Великого. После распада каролингской империи (Верден, 843 г.) Оттон I Великий (936-973), император Саксонской династии с 962 г., владевший германскими землями, основал империю с относительно сильной центральной властью и органами управления. Императоры Саксонской династии Оттон II (973-983), Оттон III (983-1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение», Генрих II (имп. с 1014), императоры Франконской (Салической) династии Генрих III (1039-1056), Генрих IV (1056-1106), Генрих V (1106-1125), императоры династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1152-1190), Генрих VI (1190-1197), Фридрих II (1212-1250), правившие с 1138 по 1254 г., боролись за объединение немецких земель, внутреннее укрепление империи и за ее международный престиж и влияние. В 1254 г. умирает последний король из дома Штауфенов — Конрад IV. В X-XIII вв. Священная Римская империя включала земли Германии, часть Италии, Бургундское королевство, земли полабских славян, Чехию. Господство германских императоров над папством, в рамках клюнийского реформаторского движения, сменилось борьбой императоров и пап за инвеституру и утратой императорами власти над Италией. В XIII в. подвассальные империи области стали почти независимы от нее. В самой Германии все больше укреплялись княжества курфюрстов. В XIV-XV вв. императоры династии Люксембургов Генрих VII (имп. с 1312), Карл IV (1347-1378), Сигизмунд (имп. с 1433), императоры династии Габсбургов Фридрих III (1440-1493), Максимилиан I (1493-1519) пытались остановить распад Священной Римской империи. Тем не менее империя теряла прежде зависимые от нее государства. Отпали Чехия, Нидерланды, Швейцария, Испания. По Вестфальскому договору в 1648 г . императорские княжества получили суверенитет. Последний император империи Франц II Габсбург отрекся от престола в 1806 г ., в эпоху наполеоновских войн. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/441055/

За помощь В. в его походах на восток крестоносцы требовали дорогую цену - отказ от Жямайтии, литов. области на побережье Балтийского м., разделявшей земли Тевтонского ордена в Пруссии и в Ливонии (Ливонский орден). Завоевание Жямайтии позволило бы владениям ордена объединиться в одно целое. В. обязался не только отказаться от Жямайтии, но и оказать крестоносцам помощь в борьбе с жямайтами. В то время как литов. вел. князю не удалось добиться заметных успехов на востоке, орден успешно укреплялся в Жямайтии. В этих условиях возобладала т. зр. тех кругов в Польше и Литве, к-рые полагали, что первоочередной задачей обоих гос-в является борьба против нем. рыцарей. В 1409 г. началось восстание против крестоносцев в Жямайтии, к-рому В. оказал открытую поддержку. В 1410 г. соединенные силы Польши и ВКЛ в битве при Грюнвальде разгромили войска ордена. Однако польско-литов. армия не сумела взять его сильно укрепленную столицу - Мариенбург. По заключенному в 1411 г. миру Жямайтия была уступлена орденом только на срок жизни Ягайло и В. С этого времени более чем на десятилетие борьба с орденом и его европ. союзниками (главным из них был венг. король и имп. Свящ. Римской империи Сигизмунд I Люксембург ) стала одной из главных задач внешней политики Ягайло и В. Одной из главных целей этой борьбы было уронить престиж ордена как борца против еретиков и язычников во мнении католич. Европы и тем лишить орден поддержки со стороны рыцарства. Борьба эта развернулась во время заседаний Констанцского Собора католич. Церкви (1414-1418). Представители Польши и Литвы на Соборе доказывали, что орден ничего не сделал для обращения язычников-пруссов, живущих под его властью, а язычников-литовцев обратили в христианство Ягайло и В., и теперь по соседству с крестоносцами нет язычников, с к-рыми они могли бы бороться. Польско-литов. посольство добивалось того, чтобы Собор осудил насилия ордена и вынес решение о возврате Польше и ВКЛ земель, захваченных крестоносцами. Веским доводом в споре с орденом, обвинявшим Ягайло и В. в том, что они опирались в борьбе с орденом на помощь «схизматиков» (православных) и татар, стало проведенное при активном участии В. показательное Крещение жямайтов. Поздней осенью 1415 г. на Собор прибыли послы жямайтов с жалобами на насилия со стороны крестоносцев и с просьбой поручить христианизацию страны польск. прелатам, чего им и удалось добиться. Решения в пользу Польши и ВКЛ в их споре с орденом на Соборе принято не было, но пропагандистская цель в значительной мере была достигнута.

http://pravenc.ru/text/158862.html

религии те имеют законное право на самооборону, а их христ. соседи имеют право оказать им помощь. Выступление Влодковица стало началом оживленной дискуссии. Однако его взгляды офиц. одобрения не получили, напротив, ряд участников Собора активно выступили против позиции польск. теолога. Выступления Влодковица должны были создать благоприятную атмосферу для рассмотрения жалоб Польши на крестоносцев, захвативших ее земли. Однако до рассмотрения спора дело не дошло, более того, рим. король, папа и Собор подтвердили все пожалования, сделанные Тевтонскому ордену ранее. Роль посредника в споре взял на себя глава Римско-Германской империи венг. (с 1419 и чешский) кор. Сигизмунд I Люксембург , в 1420 г. вынесший решение в пользу ордена. Это действие Сигизмунда способствовало тому, что В. занял особую позицию по отношению к выступлениям в Чехии гуситов , к-рые отказались признать Сигизмунда своим королем. В. не присоединился к объявленному против гуситов крестовому походу. Он настаивал на том, что гуситов следует привести к соединению с католич. Церковью мирными средствами, и предлагал себя в качестве посредника. Вместе с тем В. был далек от взглядов гуситов. Кроме того, стремясь использовать в своих интересах конфликт между гуситами и Сигизмундом, польск. король не желал оказаться в изоляции и заслужить общее осуждение католич. мира, относившегося к гуситам с непримиримой враждебностью. Поэтому политика В. была очень осторожной: он отказался принять от гуситов королевскую корону, в Польше Церковь издала установления, направленные против гуситов, а действия в поддержку гуситов в борьбе с Сигизмундом предпринимал как бы по собственной инициативе литов. вел. кн. Витовт. Одновременно в Чехию постоянно направлялись послания к гуситам с увещеваниями вернуться в лоно Церкви. Под давлением папы и протестов католич. мира контакты В. с гуситами в нач. 1423 г. были прерваны. По договору, заключенному в том же году с Сигизмундом Люксембургом, В. обязался не помогать гуситам и оказать вооруженную помощь королю.

http://pravenc.ru/text/154995.html

на 16-й сессии Собора была осуждена основная доктрина убийства тирана без упоминания имени И. М. и без рассмотрения отдельных положений его учения. Жерсон не оставлял попыток добиться полного осуждения учения И. М. В итоге более 60 богословов и канонистов из 80 присутствовавших на Соборе высказались за допустимость учения И. М. Решением комиссии от 15 янв. 1416 г. приговор, вынесенный в Париже, аннулировался. Однако борьба между сложившимися в ходе конфликта партиями, представителями к-рых были Жерсон, с одной стороны, и Аррасский еп. М. Поре - с другой, не утихала. Весной 1416 г. имп. Сигизмунд I Люксембург потребовал от Собора окончательно осудить сочинения И. М. и упразднить тем самым решение комиссии по этому вопросу. В ответе комиссии императору подчеркивалось, что такое дело не может решаться единолично епископом Парижским и что следует дождаться решения всего Констанцского Собора. Однако большинство участников Собора уже не желали слышать о деле И. М. Речь Жерсона, произнесенная 17 янв. 1417 г. и призванная вновь привлечь внимание к делу И. М., не имела успеха. Последний раз учение И. М. обсуждалось в нач. 1418 г., когда его сочинения вновь рассматривались Собором вместе с памфлетом польского доминиканца Яна Фалькенберга, также отстаивавшего правомерность убийства тирана (таковым он считал кор. Польши и вел. кн. Литовского Владислава (Ягайло)). Делегаты от «наций» приняли решение об осуждении и о сожжении книги Яна Фалькенберга, однако на общем заседании Собора вопрос не обсуждался. Буллой от 10 марта 1418 г. папа Мартин V провозгласил, что в вопросах веры (in causis fidei) необходимо подчиняться решениям Папского престола. 3 нояб. 1418 г. в отсутствие Парижского епископа решение 1414 г. об осуждении учения И. М. было отозвано генеральными викариями. Соч.: La justification du duc de Bourgogne sur la mort du duc d " Orléans// Gerson J. Opera/Ed. E. du Pin. Amst., 1706. Col. 15-42; Le livre du «Champ d " or» et autre poèmes inédits/Éd. P. Le Verdier. Rouen, 1895; Fragmente aus der 2.

http://pravenc.ru/text/471369.html

Позднее, стремясь ослабить позиции главного союзника крестоносцев - Сигизмунда Люксембурга, правители Польши и ВКЛ нашли нужным вступить в сношения с его противниками - чеш. гуситами . Оба гос-ва не присоединились к крестовому походу против гуситов, заявив, что предпочитают склонять их мирным путем к возвращению в лоно Церкви. Дальше этого Ягайло не пошел, а инициативу в сношениях с гуситами, предлагавшими Ягайло чеш. корону, взял на себя В., к-рый согласился эту корону принять и направил в Чехию наместником своего двоюродного племянника Сигизмунда Корибутовича, прибывшего в Прагу весной 1422 г. Все эти меры способствовали изоляции ордена, к-рый под угрозой войны подписал в 1422 г. мир, по к-рому отказывался от всяких прав на Жямайтию. После этого В. утратил интерес к контактам с гуситами и в нач. 1423 г. отозвал своего наместника из Чехии. Тракайский замок. Фотография. 1990 г. Тракайский замок. Фотография. 1990 г. Др. важной частью внешней политики В. в эти годы стало его активное вмешательство во внутренние дела Золотой Орды. В 1411 г. ему удалось посадить на ханский трон скрывавшегося в ВКЛ сына Тохтамыша Джелал ад-дина. Хан вскоре погиб, но в борьбе с Едигеем В. продолжал выдвигать все новых претендентов из числа детей Тохтамыша. Ставленники В. (наиболее известный из них - Улу-Мухаммед, сын Джелал ад-дина) ценили эту поддержку и оказывали В. военную помощь в походах против ордена. Объективно эти действия В. способствовали обострению смут в Орде и ее упадку. Юж. границы ВКЛ достигли сев. побережья Чёрного м., где появился ряд литов. крепостей. На земли ВКЛ стало переселяться, спасаясь от смут, большое количество татар. знати и крымских караимов. Этим людям вел. князь давал земли и брал их себе на службу. Так, в ВКЛ образовался значительный слой «своих татар», к-рых В. использовал, чтобы помогать своим ставленникам. Во 2-й пол. 20-х гг. XV в. позиции В. в Вост. Европе заметно усилились. Главный партнер и соперник В., препятствовавший распространению литов. влияния на восток, московский вел. кн. Василий Димитриевич, стал нуждаться в помощи тестя, чтобы сохранить права на престол для своего сына и внука В.- в будущем вел. кн. Василия II Васильевича . К 1423 г. была достигнута договоренность, закрепленная в завещании Василия Димитриевича об опеке В. над малолетним наследником в случае смерти вел. князя. Опека эта стала необходимой, когда после смерти Василия I его младший брат Юрий Димитриевич выступил с притязаниями на великокняжеский трон. Благодаря поддержке В. его дочери, матери нового вел. князя, 11 марта 1428 г. удалось заключить договор, по к-рому кн. Юрий признал себя «молодшим братом» Василия II.

http://pravenc.ru/text/158862.html

Действительно, мелкие медные монеты периода правления хана Джанибека (а по некоторым сведениям - и его предшественника хана Узбека) с изображением двуглавого орла достаточно хорошо известны нумизматам, разрабатывающим золотоордынскую тематику, но их наличие ещё ни о чём не говорит, так как подобные изображения присутствуют на монетах многих государств, в том числе и чеканившихся задолго до образования Золотой Орды. (См. на фото: золотоордынский медный пул периода правления хана Джанибека: " железный " аргумент татарских националистов). " Двуглавый орёл, - читаем мы, к примеру, в более чем солидном исследовании " Герб и флаг России X - XX века " (авторский коллектив: кандидаты исторических наук В.А.Артамонов, Г.В.Вилинбахов, С.Ф.Фаизов и доктор исторических наук А.Л.Хорошкевич), - один из древнейших символов. Он происходит из стран Древнего Востока и известен по цилиндрическим печатям Халдеи (в Южной Месопотамии) VI века до н.э., барельефам IV - III веков до н.э. в Каппадокии (Центральной Турции) [...]. В VI веке этот символ проник в Сасанидское государство, а в XI веке двуглавый орёл становится элементом восточного орнамента, в особенности на тканях. В XIV веке двуглавый орёл встречается на медных монетах (сравнительно немногочисленных) золотоордынского хана Джанибека (1341 - 1357), однако государственным гербом в государстве Джучидов, наследников Батыя, двуглавый орёл не стал (выделено мною. - П.В.) [...]. Со времени крестовых походов двуглавый орёл распространяется и по Европе, причем используется первоначально на печатях территориальных княжеств и имперских городов. На печати 1180 года графа Людвига фон Саарвердена представлен двуглавый орёл [...]. Со времён Штауфенов (германских императоров и королей Священной Римской империи 1138 - 1254 годов, а в 1197 - 1268 годах и сицилийских королей) двуглавый орёл стал королевским гербом. Он присутствует на золотых монетах Фридриха II Барбароссы, сицилийских монетах, распространившись по всему христианскому миру. Спорадически двуглавый орёл употреблялся на печатях Людвига Баварского, более регулярно - короля Венцеля Люксембургской династии, а при Сигизмунде стал геральдической птицей (Когп). В конце XIII века мы видим его на монетах Палермо, Нидерландов и Савойи, в XIV веке - на монетах Бертрана III Красивого во Франции, монетах архиепископов Кёльна, Майнца, Трира, монете города Фридберга, секретных печатях чешского короля Вацлава IV (1378 - 1419) [...].

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/16/...

  001     002    003    004    005    006    007