Но тут князь, стоявший над Збышком, подошел к де Лоршу и стал восхвалять его за смелый подвиг, который он совершил, избавив от страшной опасности княгиню и других женщин, а быть может, даже сохранив им жизнь, за что, кроме рыцарских наград, его ждет вечная слава при жизни и после смерти. «Не те уж нынче времена, – сказал князь, – и не много истинных рыцарей ездит по свету, погостите же у нас подольше, а то и вовсе останьтесь в Мазовии: вы снискали уже мою милость, а любовь народа так же легко заслужите доблестными своими подвигами!» Сердце алчного до славы господина де Лорша растаяло от этих слов; когда же он подумал, что совершил столь замечательный рыцарский подвиг и удостоился таких похвал в этой далекой польской земле, о которой столько удивительного рассказывали на Западе, то от радости забыл даже про боль в вывихнутом плече. Он понимал, что рыцарь, который сможет рассказать при брабантском или бургундском дворе о том, как он спас на охоте жизнь княгине мазовецкой, будет всегда окружен сиянием ореола славы. Под влиянием этих мыслей он вознамерился было тотчас отправиться к княгине и, преклонив колено, дать обет верно служить ей; но княгиня и Дануся заняты были Збышком. На короткое мгновение юноша пришел в себя, но только улыбнулся Данусе, поднес руку к покрытому холодным потом лбу и тотчас снова впал в беспамятство. Опытные охотники, видя, как сжались при этом его руки и открылся рот, говорили между собой, что юноша не выживет; но более сведущие курпы, из которых многие носили на себе следы медвежьих когтей, кабаньих клыков и рогов зубра, выражали надежду, что молодой рыцарь встанет на ноги; они утверждали, что турий рог скользнул у него по ребрам, что, может быть, одно или два из них сломаны, но хребет цел, иначе молодой господин не мог бы приподняться ни на минуту. Они показывали также на снежный сугроб, где упал Збышко, и говорили, что он-то и спас юношу, – прижав молодого рыцаря головой к сугробу, зверь не мог размозжить ему грудь и хребет. К несчастью, на охоте не было княжеского лекаря, ксендза Вышонека из Дзеванны; хотя он обычно бывал на охоте, однако на этот раз остался дома и занялся приготовлением облаток.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

Когда я умру, проследите, чтобы Френсис выполнил то, что он обещал. Пусть на моей могиле не будет имени. Напишите просто: «Здесь лежит некто, чье имя написано на воде». Из соседней комнаты послышался шум. Блэр возвратился, приведя с собой акварелиста. И мы ушли. Поэт был слишком болен, чтобы в ближайшее время снова увидеться с нами, а когда я вернулся из-за города, он уже умер, и слава его начала распространяться по свету. Часть вторая. Маркантонио Герцогиня д " Аквиланера происходила из рода Колонна 34 , из того консервативного его крыла, которое никак не могло забыть, что семья эта традиционно давала миру кардиналов, Пап и царствующих особ. Муж ее принадлежал к представителям Тосканского дома 35 , возвысившегося еще в тринадцатом веке – это его превозносил в своей истории Макиавелли и хулил Данте. На двадцать два поколения семьи не пришлось ни одного мезальянса и даже двадцать третье запятнало ее позором не большим, чем брак с незаконнорожденной «племянницей» Медичи или кого-то из Пап. Герцогиня никогда не забывала – среди прочих подобных же подвигов чести, число коих приближалось к тысяче, – что дед ее деда, Тимолео Нерон Колонна, князь Веллетри, посылал оскорбительные послания предкам нынешнего короля Италии, относившимся к старинному, но ведающему за собой немало провинностей Савойскому дому 36 ; что ее отец отказался от звания гранда Испанского двора, поскольку это звание было отнято у его отца; и что сама она принесла бы своему сыну титулы Камерария Неаполитанского двора (если бы таковой существовал), Князя Священной Римской Империи (если бы только уцелело это замечательное политическое учреждение) и Герцога Брабантского, каковой титул, к сожалению, значится также среди притязаний королевских фамилий Испании, Бельгии и Франции. Она обладала всеми правами на то, чтобы люди, обращаясь к ней, произносили «Ваше Высочество» и даже «Ваше Королевское Высочество», или по меньшей мере именовали ее «Светлейшей», ибо ее мать была последней среди отпрысков королевской фамилии Крабург-Готтенлинген.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

15) «Коллектории апостольского престола в половине XV-ro века« Кирша, профессора католического университета в Фрибурге. Финансовые агенты, собиравшие в различных католических странах пошлину для римской церкви назывались collectores. Территория назначавшаяся каждому из них для сбора называлась collectoria. Кирш сообщает некоторые сведения о таксах и финансовом управлении в Римской церкви и перечисляет (по одному ватиканскому манускрипту) коллекторов бывших в начале правления Урбана V-ro. 16) »Специальное учение мистиков XIV-ro века в Бельгии» аббата Ожэ. Мемуар представляет анализ произведений известного брабантского мистика Рюисбрека, носящих заглавие «общая жизнь» (het ghemeyne leven). Термин «общий» здесь приближается к современному термину альтруистический и «общая жизнь» противополагается жизни эгоиста, человека, которым управляет исключительно себялюбие. 17) «Бернард Клервосский и цистерсинская реформа грегорианского пения» аббата Вакандарда. Вакандард излагает историю реформы, вызванной стремлением ввести во всех цистерсинских монастырях однообразное пение, и называет главных деятелей реформы: Бернарда, Этьена Гардинга, Гюи, аббата Шерльё, главного автора трактата «De cantu», часто приписывавшегося самому Бернарду. Вакандард довольно сурово отзывается о цистерсинской реформе пения, тем не менее он заключает, что, не смотря на некоторые неудачные ретуши, это пение в существе еще остается грегорианским. 18) «Литургическое пение по римским надписям с IV по IX век» Вааля. На пространстве 6 веков Вааль нашел лишь 13 надписей, да из них третья (Laeta Deo plebs sancta canat) должна быть исключена, так как она представляет только поэтическую формулу для воодушевления толпы. Понятно, что на основании такого количества нельзя строить истории. Вааль дает интересные комментарии к надписям. 19) «Образование грегорианских мелодий» Вагнера, профессора католического университета в Фрибурге. Автор сначала останавливается на изучении интервалов, из которых слагаются грегорианские мелодии. Потом он занимается композицией мелодий и пределами, между которыми они заключены. Пение, исполнявшееся сначала всем народом, конечно не могло переходить общую среднюю всех голосов. Вагнер делает замечание о финале, дебюте и интермедиарных частях мелодий. Вагнер настаивает на неизбежных ошибках теории не основанной на анализе существующего пения. Оно влияло на мелодии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

De religieuze kaart van Nederland, 2010-2013. Den Haag, 2014; Носова Е. И., Майзлиш А. А. «Цена амбиций» Яна IV Брабантского: Сословия, герцог и финансирование кампании против Якобы Баварской и Хамфри Глостера в Геннегау в 1425 г.//СВ. 2015. Вып. 76. 1/2. С. 81-102; Kuipers J. J. B. De Beeldenstorm: Van oproer tot Opstand in de Nederlanden, 1566. Zutphen, 2015; Sociale samenhang 2015: Wat ons bindt en verdeelt/Ed. H. Schmeets. Den Haag, 2015; Бауман Г. Г. Из полит. истории Нидерландов. М., 2016; Агафонова Е. Л. Министр иностранных дел Элко ван Клеффенс и его роль в установлении дипломатических отношений между СССР и Нидерландами//Новая и новейшая история. 2017. 1. С. 117-132. Израэль Дж. Голландская республика: Ее подъем, величие и падение, 1477-1806. М., 2018. Т. 1. Г. И. Борисов, Н. В. Ревуненкова, В. М. Хусаинов, Г. А. Шатохина-Мордвинцева История Православия в Н. До нач. XX в. В XVI в. в Антверпене появились торговцы-греки, исповедовавшие Православие. В 1611 г. Соединённые провинции направили в Османскую империю 1-го посла Корнелия Хагу, стремившегося наладить связь с К-польским патриархом Кириллом I Лукарисом . В 1-й пол. XVII в. мн. греч. священники приезжали учиться в Лейденском ун-те. Среди них были архиеп. Коринфа Косма Морфис (упом. в документах Гос. архива Н. в 1609), архиеп. Лакедемона Хрисанф Ласкарис (1609), архиеп. Македонии Иосиф (1618), Эфесский митр. Мелетий Пандагалос (1644) и Смирнский митр. Нафанаил Конопий (1644), 1-й зам. патриарха Кирилла Лукариса. Возможно, эти священники совершали службы во время своего пребывания в Сев. Н. На протяжении XVII в. Соединённые провинции принимали греч. беженцев из Османской империи. К кон. XVII в. относятся первые свидетельства о постоянном проживании греков в Соединённых провинциях, однако организованной греч. общины, по всей видимости, еще не существовало ( Dialektopoulos. 2008. P. 12-14). В 1697-1698 гг. в Н. находилось «великое посольство» рус. царя Петра I Алексеевича, в составе к-рого были священник, диакон и певчие.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Генриха VI архиепископ организовал в К. избрание на королевский престол представителя династии Вельфов Оттона Брауншвейгского и короновал его в Ахене (см. Оттон IV ). В 1204 г. архиеп. Адольф занял сторону Филиппа Швабского, родственника имп. Фридриха II , и за это был смещен папой Римским Иннокентием III (1198-1216). Политическая неустойчивость, запутанные отношения с Папским престолом и претендентами на германскую корону привели к возникновению в 1205-1215 гг. схизмы в архиеп-стве К. После преодоления схизмы архиепископы Генрих I фон Мюлленарк (1225-1238), Конрад I Хохштаден (1238-1261) и Энгельберт II фон Фалькенбург (1261-1274) проводили антиштауфеновскую политику. После падения династии Штауфенов архиепископ К. стал самым влиятельным духовным князем в Сев.-Зап. Германии. При архиеп. Конраде I были заложены готический кафедральный собор в К. и монастырь цистерцианцев в Альтенберге, расширены владения архиепископа (присоединены графства Хохштаден и Зайн). В 1322 г. были достроены и освящены хоры кафедрального собора в К., куда перенесли мощи волхвов. Союз с Ричардом Корнуоллским из династии Плантагенетов, к-рый в 1257 г. по инициативе кор. Конрада I был избран королем Германии, способствовал росту влияния архиепископа. В XIII в. получила развитие теория о первенстве К. среди герм. еп-ств. К притязаниям на исключительное право короновать герм. монархов, к-рые выдвигались в XI-XII вв., теперь добавились претензии на решение спорных вопросов, связанных с избранием короля. По мнению представителей архиепископства К., только тот, кто был коронован в Ахене, мог считаться законным правителем Германии. В это время изменилась адм. система архиеп-ства: коллегия приоров постепенно утратила значение основного совещательного и избирательного органа при архиепископе, уступив место соборному капитулу. Период высшего политического могущества архиепископа К. как светского правителя закончился поражением в войне за Лимбургское наследство. В битве при Воррингене (1288) объединенным силам герцога Брабантского, графов Юлиха, Клеве и Берга и городского ополчения К.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Фландрия, Артуа), уступив их франц. кор. Людовику XIV. В период войны за Испанское наследство (1701-1714) юж. провинции превратились в арену военных действий. Людовик XIV упорно стремился завоевать эти территории, но фактически они находились под контролем Соединенных провинций и Англии. По Утрехтскому миру 1713 г. и Раштаттскому миру 1714 г. Испанские Нидерланды отошли к австр. Габсбургам и при австр. имп. Карле VI стали именоваться Австр. Нидерландами. Религ. реформы имп. Иосифа II в 80-х гг. XVIII в. (см. ст. Иозефинизм ), подрывавшие устои католич. Церкви (конфискация собственности монашеских конгрегаций), вызвали противодействие и отчасти стали причиной восстания 1787 г., накануне т. н. Брабантской революции. В янв. 1790 г. Национальный Конгресс провозгласил создание независимого гос-ва Соединенных штатов Б. Правительство нового гос-ва, состоявшее из представителей консервативной аристократической партии «ноотистов», пользовавшихся поддержкой католич. духовенства, было свергнуто имп. Леопольдом II (1790-1792). В 1792 г. Б. была оккупирована франц. республиканской армией, с окт. 1795 г. бельг. провинции входили в состав революционной франц. республики. Католич. Церковь в целом сохранила прочные позиции в стране. В первые годы франц. правления были попытки запрета религ. праздников, высылки священников и закрытия католич. храмов. В 1794 г. был закрыт Лувенский ун-т. Однако после восстания фламанд. крестьян в 1798 г. власти были вынуждены отказаться от репрессивных акций и в дальнейшем перейти к политике веротерпимости. При имп. Наполеоне I было проведено неск. реформ по территориальному и структурному преобразованию еп-ств: восстановлено архиеп-ство Мехелена и еп-ства Гента, Льежа, Намюра и Турне. На Венском конгрессе 1815 г. все провинции Нидерландов (Б. и Голландия) были объединены в Нидерландское королевство. Новый кор. Вильгельм I, протестант. вероисповедания, провел ряд преобразований в религ. сфере: объявил о предоставлении равенства всем конфессиям и создании системы светского начального образования, что вызвало недовольство сформировавшейся католич.

http://pravenc.ru/text/77978.html

Отправление посольства. Выезд из Вены Иоганн Корб. Дневник путешествия в Московское государство. Августейшему, державнейшему и непобедимому монарху и владетелю, государю Леопольду, избранному императору Римскому, беспрерывно августейшему королю Немецкому, Угорскому, Чешскому, Далматскому, Хорватскому, Славонскому, эрцгерцогу Австрийскому, герцогу Бургундскому, Брабантскому, Штирскому, Хорутанскому, Карниольскому, маркграфу Моравскому, герцогу Люксембургскому, Верхней и Нижней Силезии, Виттенбергскому и Тешинскому, князю Швабскому, графу Габсбургскому, Тирольскому, Ферретскому, Кибургскому и Горицкому, ландграфу Эльзасскому, маркграфу Священной Римской империи, Бургскому, Верхних и Нижних Лужиц, обладателю Крайны Словинской, Наонского Порта и Соляных Копей и проч , и проч., всепресветлейший и державнейший монарх, государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержец, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский, государь и великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и прочих земель, государь и великий князь Нижегородский, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кон-дийский и всей Северной страны обладатель, государь Иверский, земель Карталинской и Грузинской, царь Кабардинский, князей Черкасских и Горских, и многих прочих Восточных, Западных и Северных владений и областей дедич и отчич, потомственный государь и обладатель, по заботе своей о благе христианских земель, предложил наступательный союз против врагов Святого Креста. Его священное цесарское величество, дорожа постоянной его царского величества дружбой и сам также имея в виду преимущественно пользу христианства, не только заявил готовность со своей стороны к заключению такового союза, но даже вошел по этому предмету в соглашение, против тех же неприятелей, с союзниками своими, доблестнейшим Польским королевством и всепресветлейшею Венецианской республикой.

http://sedmitza.ru/lib/text/439167/

При них во мн. городах Венгрии были воздвигнуты храмы, посвященные Е. (или Е. Венгерской). Св. Елизавета Тюрингская помогает бедным. Фрагмент реликвария св. Елизаветы. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан Св. Елизавета Тюрингская помогает бедным. Фрагмент реликвария св. Елизаветы. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан В 1539 г. ландгр. Гессена Филипп I Великодушный, перейдя в протестант. веру, решил прекратить паломничество к мощам Е., изъяв их. После поражения протестант. коалиции в Шмалькальденской войне (1546-1547) святыня (из мощей сохр. череп и неск. костей) была передана эрцгерц. Максимилиану (впосл. имп. Максимилиан II). В 1548 г. мощи поместили в резиденции магистра Тевтонского ордена в г. Мергентхайм (ныне Бад-Мергентхайм), а впосл. передали дочери имп. Максимилиана Елизавете, вдове франц. кор. Карла IX , к-рая жила в основанном ею мон-ре кларисс в Вене. В 1782 г. после упразднения мон-ря мощи были освидетельствованы и переданы в обитель Сестер св. Елизаветы (Госпиталь св. Елизаветы), где хранятся до наст. времени. Повторное освидетельствование мощей, включавшее анатомическое исследование, было проведено по указу кард. Фридриха Пиффля, архиеп. Венского (1913-1932). Несмотря на события, связанные с Реформацией, почитание Е. не прерывалось. В 1622 г. в Ахене был основан госпиталь, положивший начало конгрегации Сестер св. Елизаветы в составе Третьего ордена св. Франциска. В 1671 г. папа Климент X объявил 19 нояб., день погребения Е., общим празднованием памяти святой для всей Римско-католической Церкви. С сер. XIX в. в Германии, Италии и др. странах создается ряд орг-ций каритативного характера, носящих имя Е. В 1916 г. был создан англикан. монашеский орден св. Елизаветы Венгерской. Одна из дочерей Е., София, жена Генриха II, герц. Брабантского, была матерью Генриха I, родоначальника Гессенского ландграфского дома. Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , принадлежавшая к дому герцогов Гессен-Дармштадтских, являлась, т. о., прямым потомком Е.

http://pravenc.ru/text/189793.html

1877. P. 513-519). При еп. Ноткере (972-1008) на землях Льежской кафедры возникло церковное княжество, а епископ стал суверенным правителем - имперским князем. В Льеже был построен новый кафедральный собор во имя Пресв. Девы Марии и Л. в стиле оттоновской архитектуры (освящен в 1015). В соборе были 2 хора (алтарные части) и 2 трансепта с башнями над средокрестиями, с зап. стороны возвышался массивный вестверк, с востока к собору примыкал клуатр. В зап. хоре находились алтари Св. Троицы и святых Космы и Дамиана (в память о древнем оратории на вилле Леодий), в крипте была установлена рака с мощами Л. Собор, подвергавшийся перестройкам в XII в., был сильно поврежден пожаром в ночь на 29 апр. 1185 г. и реконструирован в готическом стиле (в 1250 был освящен главный алтарь во имя Девы Марии и Л.; строительство завершилось после возведения 135-метровой башни вост. трансепта в 1392-1433). В средние века Л. почитался как покровитель города, еп-ства и церковного княжества Льеж. Во время затянувшейся осады крепости Буйон, к-рую обороняли воины Рено I, гр. Бара, льежское войско потребовало от еп. Альберона II (1136-1145) доставить к стенам крепости мощи Л. Во время перенесения мощей от них совершались исцеления, а вскоре после прибытия святыни защитники замка капитулировали (21 сент. 1141). В память об этом событии епископ велел изготовить серебряную раку для мощей Л. и установил праздник 28 апр. Завоеванию Буйона, к-рое приписывали заступничеству святого, посвящены анонимное сказание «Победа св. Ламберта при Буйоне» (BHL, N 4690; изд.: MGH. SS. T. 20. P. 498-511) и повесть «Буйонская победа», составленная мон. Ренье из аббатства Сен-Лоран в Льеже (BHL, N 4691; изд.: MGH. SS. T. 2. P. 583-592). Мощи Л. находились при льежском ополчении в сражении при Андене, когда епископ одержал верх над графом Намюра (1151). Впосл. в военные походы выносили знамя Л., офиц. штандарт Льежского княжества, который обычно хранился в соборе. Покровительству Л. приписывали также победу епископского ополчения над войском герцога Брабантского в сражении при Степе (13 окт. 1213); считалось, что святой покарал врагов, разорявших его земли ( Gaier. 1966; Nisin. 1983; см. также: ActaSS. Sept. T. 5. P. 557-564).

http://pravenc.ru/text/2462573.html

236 Пока не стала вдовою, она называлась Марией (кн. 6, гл. 8; кн. 7, гл. 6 и 13; кн. 8, гл. 1). Не переменила ли она образа жизни (мирского на монашеский) по смерти супруга? Boivin. 238 Здесь Григора, конечно, имеет в виду св. Дионисия Ареопагита , который в письме к св. Поликарпу рассказывает о себе, что в бытность свою в Египте он наблюдал это чудесное затмение и, пораженный им, воскликнул, обращаясь к своему другу Аполлофану: «Это или Бог страждет, или состраждет страждущему». 241 Демокрит и Гераклит – два философа древности; из них первый, положив в основание всего существующего атомы, весело смотрел на все, а другой, взяв за начало огонь с его истребительной силой, постоянно горевал, предвидя всеобщее разрушение. 243 Тенар слово чисто финикийское и означает скалу. Страбон говорит, что в горе Тенар были каменоломни; около ней занимались и добыванием пурпура. Hofm. lexic. 244 Трофоний – имя прорицателя, который жил в Беотии; кто спускался в эту пещеру, тот потом целую жизнь не улыбался. Отсюда поговорка: in antro Trophonii vaticinatus es. Hofm. lexic. 246 Другие, напр., Анна Комнина, называют Струмбицей. Ducang. В древности называлась Тевериополем. Boivin. 248 Это были у лакедемонян священные игры; совершались они в ночное время в честь отрока Иакинфа, которого убил Аполлон диском (железная или свинцовая плитка) в игре (Ovid. Metam. I. 10, v. 219). Продолжались три дня. Hofm. lexic. 251 Кантак. кн. 1, гл. 40, 42. Это была Иоанна, дочь Амедея V и его второй супруги Марии брабантской. Ducang. 252 Порфировая колонна была перевезена Константином В. из Рима. На ней он поставил огромную медную статую Аполлона, назвав ее своим именем. От головы статуи шли лучи; в правой руке, по словам Анны, был скипетр, по словам же Кедрина, копье; в левой, по словам Никифора Каллиста, находился шар с водруженным на нем крестом; статуя фигурой походила на Константина, как он изображается на монетах. На этой статуе Константин положил много священных вещей. Об одном из гвоздей, которыми был пригвожден Спаситель, на голове статуи упоминают Кедрин, Зонара и Безымянный писатель. О частице древа крестного – Сократ, Павел Диакон. Anselm. Bandurii comment. I. 1, р. 372.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009