Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский июля/13 августа 1922 Прославлен в 1992 г. Память празднуется 31 июля/13 августа (преставление) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) (1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) (1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елисаветы (1864–1918) и инокини Варвары (†1918) (Свято-Данилов монастырь, 31 марта – 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти Истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, “Свидетель Верный” ( Откр 1:5 ), “на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине” ( Ин 18:37 ) и чтобы в Крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову Апостола, мы искуплены “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” ( 1Пет 1:19 ). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни, и в умирании: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призывал ее разделить с ним чашу страданий: “Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, – благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него”. Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской ХХ века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса общецерковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 мая к нему явилась депутация из трех священников: Введенского, Беликова и Красницкого, и сообщила, что, если патриарх не передаст власти кому-нибудь из находящихся на свободе иерархов и не удалится добровольно от управления Церковью, то осужденные за сопротивление декрету будут убиты. 16 мая патриарх, особой грамотой, передал управление Церковью митрополиту ярославскому Агафангелу и сообщил об этом явившейся к нему вторично депутации. Святейший патриарх в своем послании так объяснил свое решение: «18 мая к Нам, находившимся уже в заключении на Троицком подворье, явилось три священника и, под видом забот о благе Церкви, подали Нам письменное заявление, в котором, жалуясь на то, что вследствие сложившихся обстоятельств церковные дела остаются без движения, просили Нас вверить им канцелярию Нашу для приведения в порядок поступивших в нее бумаг. Мы уступили их домогательствам и положили на их заявлении следующую резолюцию: «Поручается поименованным лицам принять и передать высокопр. Агафангелу по приезде его в Москву синодские дела при участии секретаря Нумерова». Митрополит Агафангел в Москву не смог приехать, а упомянутые делегаты к патриарху заявили, что патриарх отрекся от власти и передал им свои права. 29 мая эти священники, к которым присоединились епископы Антонин и Леонид, созвали в Москве учредительное собрание «Живой Церкви», как стал себя называть этот новый раскол. Оно избрало «Высшее церковное правление», объявившее себя полноправным распорядителем всех церковных дел в России, и немедленно начало борьбу как с существующим иерархическим строем, так и с приходами. В несколько месяцев православная Церковь была разгромлена этими внутренними врагами. В Петрограде изъятие церковных ценностей началось в марте 1922 года. Митрополит Вениамин, так же, как и патриарх Тихон, разрешил дать все драгоценности, не имеющие литургического значения, за что был привлечен властями к ответственности и арестован вместе с главными руководителями братства приходов. С 10 июня по 5 июля в зале дворянского собрания состоялся процесс митрополита, защитником которого выступал Э. С. Гуревич. 10 обвиняемых были присуждены к смерти, но только в отношении четырех приговор был приведен в исполнение (Митрополита, арх. Сергия Шеина, проф. Ю. С. Новицкого и юрисконсульта братства И. М. Ковшарова). Несмотря на единодушные просьбы всего населения столицы, глубоко почитавшего своего архипастыря, четверо приговоренных были расстреляны в ночь с 12 на 13 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Церковь святого мученика Георгия на верхнем (Л. 338) посаде. Дани рубль два алтына, десятильничих и заезда пять алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Сергия преподобнаго, монастырь особняк на верхнем посаде на Петушкове горе Дани шесть алтын две деньги, десятильничих и заезда шесть денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь святого пророка Ильи на посаде на Ильинской горе. Дани два алтына три деньги, десятильничих и заезда шесть денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. По книгам десятильника Василия Потапова прибыла вновь церковь Ризположения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на нижнем посаде. Дани шесть алтын з деньгою, десятильничих и заезда шесть денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов.   (Л. 338 об.) Нижегороцкой уезд Церковь Пречистые Богородицы в вотчине Ивана да Ондрея Хохловых в селе в Борисовском. Дани рубль тритцать один алтын пять денег, десятильничих и заезда десять алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Успение Пречистые Богородицы, что в поместье было Михаила Шеина, села Офонасьева. Дани рубль девять алтын три деньги, десятильничих и заезда пять алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Живоначальные Троицы в вотчине Дудина монастыря Дани два рубля четыре алтына з деньгою, десятильничих и заезда семь алтын. И марта в 30 день те деньги взято. (Л. 339) Платил Василей Потапов. Церковь святого мученика Георгия в селе Наговицыне в вотчине Печерского монастыря Дани тритцать два алтына две деньги, десятильничих и заезда три алтына три деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь архистратига Михаила в селе Высоком. Дани тритцать один алтын четыре деньги, десятильничих и заезда гривна. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Преображение Спасово в селе в Пашигороде. Дани рубль девятнатцать алтын две деньги, десятильничих и заезда пять алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Место погребения священномученика митрополита Вениамина, священномученика архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова остается неизвестным. Тайная их казнь была совершена в ночь с 12 на 13 августа 1922 года на Пороховых, в районе Ржевского полигона. 1029 Доклад тов. Сталина на активе московской организации о работах апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК 13 апреля 1928 г.//Правда. 1928, 90 (18 апреля). С.З. 1030 Вениамину архимандрит. На службе Божией. (Некролог)//Олонецкие епархиальные ведомости. 1904, 3. С.71 1033 Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга [ЦГИА СПб]. Ф. 1012. Оп. 1. Д. 25. Л. 184–184 об. 1036 В Петроградском отделе Всероссийского комитета помощи голодающим//Петроградская правда. 1921, 162 (4 августа). С.2. 1043 Коняев Н. Священномученик Вениамин митрополит Петроградский (документальное повествование). СПб., 1997. С.5. 1046 Из Петрограда. В последнюю минуту. (По телефону). Митрополит Вениамин о помощи голодающим//Известия ВЦИК. 1922, 36 (15 февраля). С.2. 1057 Из Петрограда. Комиссия по изъятию ценностей для голодающих//Известия ВЦИК. 1922, 45 (25 февраля). С.2. 1062 Чуков Н., протоиерей. Один год моей жизни. Страницы из дневника//Минувшее. Исторический альманах.Т.15. М. – СПб., 1994. С.571. 1066 Изъятие церковных ценностей в г. Шуе. (Правительственное сообщение)//Петроградская правда. 1922, 71 (29 марта). С.2. 1072 Голос питерских пролетариев (К изъятию церковных ценностей)//Правда. 1922, 65 (22 марта). С.2. 1075 Соглашение об изъятии ценностей из церквей. От Петроградской комиссии Помгола//Петроградская правда. 1922, 84 (14 апреля). С.2. 1077 Летописные повести о монголо-татарском нашествии//Воинские повести Древней Руси. Л., Лениздат. 1985. С.74. 1078 Воззвание митрополита Вениамина к петроградской православной пастве//Петроградская правда. 1922, 84 (14 апреля). С.2. 1083 Антонов В.В. Народ защищал свои святыни. (К 75-летию изъятия церковных ценностей в Петрограде)//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып.17. 1997. С.68.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 июня (24 мая ст. ст. – в самый день избрания святителя Вениамина на Петроградскую кафедру) епископ Ямбургский Алексий как временно управляющий Петроградской епархией известил губисполком об итогах пастырского собрания. Свое письмо он заканчивал таким обращением: «Ввиду сего считаю своим долгом ходатайствовать пред Петрогубисполкомом об освобождении Митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) на поруки тех представителей духовенства, которые будут указаны Гражданскою Властию в случае принципиального согласия ее на удовлетворение изложенной просьбы» 1128 . И не вина, а беда Преосвященного Алексия в том, что Президиум исполкома постановил с большевистской прямотой: «Ввиду того, что дело о сопротивлении изъятию церковных ценностей с сего числа начато слушанием в Ревтрибунале, просьбу отклонить». Если бы слушание дела начиналось позже, товарищи, несомненно, нашли бы другой предлог для отказа. 3 июня президиум Петроградского губернского революционного трибунала утвердил заключительное постановление следователя Ф.П. Нестерова. По делу 1287 к суду привлекались 89 человек, включая митрополита Вениамина, епископа Кронштадтского Венедикта, архимандрита Сергия (Шеина) и 26 представителей белого духовенства. Митрополиту и 17 лицам из т.н. «активной группы» правления Общества православных приходов Петрограда и его губернии вменялось в вину то, что они «добивались изменения декрета об изъятии церковных ценностей, для чего использовали свою организацию, действуя тем самым заведомо для себя, в целях возбуждения религиозного населения к волнениям, в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, чем содействовали той части международной буржуазии, которая стремится к свержению рабоче-крестьянского правительства» 1129 . Эти преступления предусматривались самыми «убойными» статьями Уголовного кодекса – 62-й и 119-й. В день, когда на Троицком подворье проходило собрание городского духовенства, засвидетельствовать любовь к митрополиту Вениамину отважилась и малая (к сожалению, ничтожно малая) часть его паствы. Это был Духов день, который, наряду с предшествующим ему днем Святой Троицы, отмечался в Александро-Невской лавре как один из ее главных храмовых праздников. После праздничной службы около 200 верующих, преимущественно женщин, направились из Лавры к Дому предварительного заключения на Шпалерной улице. Они надеялись добиться свидания с митрополитом – священноархимандритом Лавры, чтобы поздравить его с Троицыным днем и пропеть молитвы. Участники шествия достигли ворот тюрьмы, но вызванный вооруженный караул разогнал собравшихся. При этом была арестована Варвара Панкратьевна Палевич, обвиненная в организации шествия 1130 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«О жизни и устройстве церковного прихода» – эту книгу, представляющую соборное мнение и документы по теме, которая касается каждого христианина, представил один из составителей Роман Иферов. Он упомянул также, что готовы к выходу книги о том, как видели отцы собора проблему церковно-государственных взаимоотношений и вопрос о служении диаконис. «О христианском браке, сохранении семьи и поводах к разводу» – еще одна книга из тематической серии адресована самым широким кругам читателей. Глава издательства «Спасское дело» сообщил также о подготовке первого сборника документов Предсоборного совещания 1912-1917 гг. , ранее никогда не издававшихся. Огромная архивная работа предшествовала также подготовке к изданию документов Сибирского соборного совещания и других провинциальных предсоборных дискуссий. В издательстве работают над изданием мемуаров делегатов Поместного собора – архиереев, клириков и мирян, над увековечением их памяти – в ряде мест уже установлены мемориальные таблички, скоро будет поклонный крест на родине секретаря Поместного Собора В.П. Шеина (священномученика Сергия). Силами волонтера-профессора финансов Дмитрия Тихомирова создано уже около 100 портретов соборян, и эта галерея будет продолжена, как и соответствующие выставки. Мраморнов надеется создать документальный фильма о Поместном соборе и готовит материалы для него. Это далеко не полный перечень изданий и мемориальных мероприятий, предпринятых «Спасским делом», которое превратилось в независимый Центр изучения Поместного собора 1917-1918 гг. «Наша задача – разрабатывать идеи и практики христианской демократии и соборности в современной России, во что верили делегаты Поместного собора… У нас нет ни одной причины  отклонять дух Поместного собора. Возвращение к подлинной соборности неизбежно, но наверное, время еще не пришло», – сказал Мраморнов в заключение. На вечере выступили участвующие в работе издательства историки Дмитрий Давиденко, Тимофей Житенев (Тольятти), публицист Виктор Коган-Ясный. О важности изучения документов Поместного собора для Православной Церкви в Латвии говорил преподаватель христианской академии; об актуальности решений Собора по украинскому вопросу – Кирилл Фролов. Протодиакон Андрей Кураев выступил с кратким критическим анализом современной рецепции Поместного собора 1917-1918 гг. и  завершил обсуждение той же фразой: «Решения собора никто не отменял. И формально он еще не закрыт». 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Власть державная в Московском государстве перешла теперь в руки «седми московских бояринов», «но», как говорится, в «Ином сказании», «ничто же им правильшим, точию два месяца власти насладишася, бе бо великому междоусобному враждованию тогда належащу» 14 . Положение было действительно самое критическое. Поляки, бывшие господами в Москве при первом Самозванце, надеялись удержать свое влияние и силу и после его трагической смерти, выдвинув на арену политической и религиозной борьбы второго самозванца – тушинскаго царика, вручив ему и Марину Мнишек, орудие их злокозненных поползновений. Когда же увидели, что надежды на второго самозванца не обещают им благих результатов, они убедили польского короля Сигизмунда III объявить России войну. Подойдя к Смоленску со своими войсками и встретив здесь мужественное сопротивление в лице архиепископа Сергия и воеводы Шеина, король, после низложения царя Василия Ивановича с престола, двинул часть войска под командой Жолкевского к Москве. Почти одновременно придвинулся со своими войсками сюда и самозванец – тушинский «царик». В Москве всеми овладело уныние и опасение за судьбу столицы и ее обитателей. В это «безгосударное» критическое время взоры всех благомыслящих русских людей обратились на патриарха Гермогена, и все ждали от него дальнейших руководственных указаний. Выход из этого тяжелого положения, по мнению патриота–патриарха, был один и естественный – избрание нового царя на Московский престол непременно русской боярской крови. В уме прозорливого старца, патриарха Гермогена, предугадывавшего грядущие события в своем Отечестве, сложилось уже непреложное убеждение, что самым лучшим кандидатом на Московский престол была бы на данное время прекрасный душой и добрый сердцем молодой 14–летний боярин Михаил Феодорович Романов, родоначальник ныне благополучно царствующей на русском престоле династии, сын митрополита Ростовского Филарета Никитича и инокини Марфы, из бояр Романовых, родич славной и добрейшей царицы Анастасии, супруги царя Ивана Васильевича Грозного. Патриарх открыто и назвал боярам имя этого своего облюбованного кандидата, но временщики, обольщенные ласкательствами и обещаниями всевозможного рода пана Жолкевского, выставили кандидатом на русский престол, сына короля польского Сигизмунда молодого королевича Владислава. Силой своего красноречивого слова и самыми убедительными и очевидными для всех доводами, с указанием на ту беду для чистоты православной веры, какую внесли на Русь в недавнее еще время поляки вместе с первым самозванцем и его супругой – полькой Мариной Мнишек, патриарх всячески старался оспаривать это намерение бояр, князя С. И. Мстиславского, князя В. В. Голицына и Ф. И. Шереметьева и др. Мнение патриарха–патриота и поборника по православной вере не только не было принято, но ему прямо заявили сторонники королевича Владислава; «твое дело, святейший отче, смотреть за церковными делами, а в мирские дела тебе не следует мешаться».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В Санкт-Петербургской духовной академии прошел круглый стол, посвященный грядущему 100-летию Петроградского процесса и гибели новомученика Юрия Новицкого 5 апреля 2021 г. 15:41 2 апреля 2021 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии в рамках деятельности Общества по изучению церковного права («Барсовское общество») и Исторического общества духовной школы состоялся круглый стол, посвященный грядущему 100-летию Петроградского процесса и гибели новомученика Юрия Новицкого. Мероприятие было организовано совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом. В 2022 году исполняется 100-летие Петроградского процесса — дела против православного духовенства и мирян в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей. Результатом процесса стал расстрел четверых обвиняемых: митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), юрисконсульта Александро-Невской лавры Ивана Михайловича Ковшарова и профессора Петроградского университета Юрия Петровича Новицкого. Этот приговор был отменен постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 октября 1990 года, а уже через два года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил подвижников к лику святых. Встреча прошла в очно-дистанционном формате. Модераторами круглого стола, который по традиции прошел в неформальной обстановке «ученого чаепития», выступили проректор по научно-богословской работе духовной академии, доцент кафедры церковной истории протоиерей Константин Костромин и директор Издательства СПбДА, секретарь «Барсовского общества» Д.В. Волужков. Перед началом мероприятия протоиерей Константин Костромин поприветствовал собравшихся и выразил признательность докладчикам из Института истории Санкт-Петербургского государственного университета за совместную научную деятельность духовного и светского учебных заведений. Первым с сообщением «Юрий Петрович Новицкий: опыт написания биографии канонизированного ученого и педагога» выступил кандидат исторических наук, ассистент Института истории СПбГУ И.В. Петров. Он рассказал о предстоящих мероприятиях 2022 года, посвященных 100-летию Петроградского процесса и гибели новомученика Юрия Новицкого: проведении отдельной секции в рамках II международного Петербургского исторического форума, выпуске альбома о жизни и трудах святого и монографии, связанной с историей защитников Русской Православной Церкви из среды профессорско-преподавательской корпорации.

http://patriarchia.ru/db/text/5794865.ht...

за труды по организации и руководству Богословским ин-том, Патриархом свт. Тихоном награжден правом ношения митры. С началом кампании по изъятию церковных ценностей прот. Н. Чуков обратился к прихожанам с призывом жертвовать личными драгоценных вещей для выкупа богослужебных предметов и святынь Казанского собора, за что был назван «Мининым». В процессе капании несколько раз вызывался в ГПУ. 30 мая арестован за «противодействие изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из главных обвиняемых на процессе Петроградских церковников (Петроградский процесс 1922 гг.). 5 июля Петроградским Губернским революционным трибуналом вместе с митр. Вениамином и 8 обвиняемыми приговорен к расстрелу. 13 июля Политбюро ЦК РКП (б) вынесло решение оставить приговор в силе в отношении митр. Вениамина, сщмч. архим. Сергия (Шеина), нмч. проф. Ю.П. Новицкого, И. М. Ковшарова; прот. Н. Чукову и другим приговоренным к смерти 3 августа постановлением Президиума ВЦИК расстрел был заменен 5 годами лишения свободы. Отбывал срок в Петроградском исправдоме. 24 ноября 1923 г. Президиум ВЦИК постановил считать оставшийся срок наказания условным, и 30 ноября прот.Н.Чуков был отпущен на свободу. Ввиду захвата Казанского собора живоцерковниками и самороспуска Богословского ин-та (6 мая 1923), 29 марта 1924 г. временным управляющим Петроградской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) был назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе. Со 2 апреля того же года заведовал Богословскими курсами центрального района, преподавал апологетику и патристику, разрабатывал проект положения о Высших богословских курсах. В августе 1925 г. прот. Н.Чуков посетил в Москве митр. Петра, благословившего открытие курсов, и после регистрации 25 сентября 1925 г. утвердившего положение о курсах. Прот.Н.Чуков был избран ректором. 25 ноября 1926 г. удостоен ученой степени магистра богословия за сочинение «Мессианские представления иудеев по таргуму Иоанафана, сына Узиелова», 4 февраля 1927 г.

http://bogoslov.ru/person/482393

Непосредственно рядом со святителями Тихоном и Петром стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. Эти два иерарха были названы в “Завещании” Патриарха Тихона кандидатами в Местоблюстители Патриаршего Престола. По своему положению в Церкви, мудрому и подвижническому противостоянию воинствующему безбожию они занимают выдающееся место в сонме святых этого времени. За ними следуют ряды иерархов, также мужественно и самоотверженно защищавших паству – фактически, основную часть русского народа. Среди них – замечательные подвижники, великие молитвенники, глубокие богословы. Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; Гермоген (Долганев), епископ Тобольский; Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий (Гулевич), епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 годов. Однако святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов. Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее – священноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010