" Вас к Москве не пропустят. Об этом не помышляйте " , -сказал им Гордон. " Разве все помрем, тогда в Москве не будем " , - отвечали стрельцы. Двое старых стрельцов начали объяснять Гордону свои нужды, как стрельцы терпят и голод и холод, как строили крепости, тянули суда, с пушечной и оружейной казной, вверх Доном, от Азова до Воронежа; как им дают месячного жалованья столько, что едва достает на две недели, говорили, что теперь они хотят только повидаться с женами и детьми своими. Толпа стрельцов подтверждала справедливость сказанного двумя их товарищами. " Я советую вам, - сказал Гордон, - чтобы каждый полк особо обдумал и посоветовался о том, что вы делаете " . " Мы все заодно " , - возражали ему стрельцы. " Так знайте же, - сказал Гордон, - если вы теперь не примете милости его царского величества и мы принуждены будем силой привести вас к повиновению, тогда уже не будет вам пощады. Даю вам сроку четверть часа " . Гордон отъехал в сторону и через четверть часа опять послал к ним за ответом. Но стрельцы стояли на своем. Шеин отправил к стрельцам Кольцо-Мосальского. Тогда из толпы стрельцов вышел десятник Зорин с челобитной, где, между прочим, говорилось, будто воевода Ромодановский хотел их рубить, неизвестно за что, а в заключение объяснилось, что стрельцы затем пришли к Москве, что в Москве " великое страхование, город затворяют рано вечером и поздно утром отворяют, всему народу чинится наглость; они слышали, что идут к Москве немцы и то знатно последуя брадобритию и табаку во всесовершенное благочестия исповержение " . И в стрелецком стане и в стане Шеина отслужили молебны, приготовились к бою. Шеин послал против стрельцов Гордона с 25 пушками, а между тем кавалерия стала окружать их стан. Поставивши свои пушки, Гордон два раза высылал к стрельцам дворян с советом опомниться и покориться. " Мы вас не боимся, - сказали стрельцы, - у нас самих есть сила " . Тогда Гордон приказал дать залп, но так, что ядра пролетели над головами стрельцов. Стрельцы подняли крик, замахали шапками и произносили имя Святого Сергия. То был их условленный знак.

http://sedmitza.ru/lib/text/435681/

Конь 2013a – Конь Р. М. Исторический путь русского сектоведения. Материалы кафедры богословия: 2012–2013 гг. Сергиев Посад, 2013. С. 181–198. [Kon’ R. M. Istoricheskii put’ russkogo sektovedeniia (The historical path of Russian sectology). Materialy kafedry bogosloviia: 2012–2013 gody (Materials of the Theology Department: 2012–2013). Sergiev Posad, 2013. P. 181–198]. Конь 2013b – Конь Р. М. История учреждения кафедры сектоведения в МДА. Материалы кафедры богословия: 2012–2013 гг. Сергиев Посад, 2013. С. 199–225. [Kon’ R. M. Istoriia uchrezhdeniia kafedry sektovedeniia v Moskovskoi Dukhovnoi Academies (The history of theestablishment of the Department of Sectology in the Moscow Theological Academy). Materialy kafedry bogosloviia: 2012–2013 gody (Materials of the Theology Department: 2012–2013). Sergiev Posad, 2013. P. 199–225]. Конь 2016 – Конь Р. М. Вклад ученого монашества в разработку сектоведческой тематики в России последней четверти XIX – начала XX в. Труды Нижегородской духовной семинарии. 2016. Вып. 14. С. 521–537. [Kon’ R. M. Vklad uchenogo monashestva v razrabotku sektovedcheskoi tematiki v Rossii poslednei chetverti XIX – nachala XX veka (The contribution of scholarly monasticism to the development of sectological themes in Russiain the last quarter of the 19th – early 20th centuries). Trudy Nizhegorodskoi dukhovnoi seminarii (Proceedings of Nizhny Novgorod Theological Seminary). 2016. Vypusk 14. P. 521–537]. Конь 2017a – Конь Р. М. Браки с инославными и сектантами в России по документам подготовки Поместного Собора 1917–1918 гг. БВ. 2017. 24–25. Вып. 1–2. С. 305–348. [Kon’ R. M. Braki s inoslavnymii sektantami v Rossii po dokumentam podgotovki Pomestnogo Sobora 1917–1918 godov (Marriages with heterodox and sectarians in Russia according to the documents of the preparation of the Local Council of 1917–1918). Bocgoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2017. 24–25. Vypusk 1–2. P. 305–348]. Конь 2017b – Конь Р. М. Представления новомучеников епископа Симона Шлеева и архимандрита Сергия Шеина о браке православных с сектантами и инославными (по материалам выступлений на Предсоборном Присутствии 1906 г. в рамках подготовки к Поместному Собору 1917–1918 гг.). Труды Нижегородской духовной семинарии. 2017. Вып. 14. С. 241–252. [Kon’ R. M. Predstavleniia novomuchenikov episkopa Simona Shleeva i arkhimandrita Sergiia Sheina o Brake pravoslavnykh s sektantami i inoslavnymi (po materialam vystuplenii na Predsobornom Prisutstvii 1906 goda v ramkakh podgotovki k Pomestnomu Soboru 1917–1918 godakh). (Representations of the new martyrs of the bishop Simon Shleev and archimandrite Sergius Shein about Orthodox marriage with sectarians and heterodox (based on thematerials of the presentations at the Pre-Conciliar Presencein 1906 in preparation for the Local Council of 1917–1918)). Trudy Nizhegorodskoi dukhovnoi seminarii (Proceedings of Nizhny Novgorod Theological Seminary). 2017. Vypusk 14. P. 241–252].

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prot...

Да и пора было доказать казнью кого-либо из высших церковных иерархов непреклонную твердость рабоче-крестьянской власти. Два направленных Г. Е. Зиновьеву ходатайства о помиловании (от А. И. Введенского и от группы обновленцев, 24–29, 24–30) тот пересылает 07.07 1922 г. в Политбюро с краткой сопроводительной запиской, где упоминает в этой связи о своем телефонном разговоре 06.07 с Л. Б. Каменевым; прямой поддержки ходатайств в этой записке нет, но не исключено, что именно она была темой телефонного разговора 24–31). Политбюро действует так же, как и в случае с московским процессом. Создается специальная четверка, которая на деле и решит, кому идти на расстрел, а кому – нет. Не трибунал и не ВЦИК, а четверка Политбюро в составе П. Красикова, Т. Самсонова, М. Галкина и Н. Попова (будущего руководителя Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б)). 12.07 четверка определила на смерть митрополита Вениамина (Василия Павловича Казанского), архимандрита Сергия (Сергея Павловича Шеина), профессора Юрия Петровича Новицкого и присяжного поверенного Ивана Михайловича Ковшарова 24–32). На следующий день это решение стало постановлением ПБ (протокол 17, п. 16 – 24–33). Казалось бы, вопрос закрыт. Но 02.08 в Политбюро поступил странный и пренеприятный документ. На простом листке бумаги, а не на бланке секретарь ВЦИК А. С. Енукидзе “совершенно секретно” сообщал, что Президиум ВЦИК (“малый”), рассматривая вопрос о петроградском приговоре, “устно постановил” просить Политбюро “отменить свою директиву по этому делу” 24–35). Эту секретную просьбу и машинистке не доверили – документ рукописный. Президиум ВЦИК, куда стекались ходатайства о помиловании, формально имел конституционное право это помилование предоставить и готов был так поступить. (Недаром предупреждало Политбюро о “недопустимой” мягкости ВЦИК – см. 23–49.) Но директива Политбюро – выше постановления ВЦИК. Руководство партии вынесло этот конфликт на заседание Пленума ЦК РКП(б) и, конечно, победило там, В протоколе заседания Пленума 3, п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда мы приехали в резиденцию на улице Зеленой, Владыка был еще в отъезде. Но ждать пришлось не долго и вот, вскоре показалась его машина. Сергей стоял в сторонке, естественно, немало волнуясь. «Владыка, — обратился я к нашему Архиерею, едва тот вышел из машины, — вот есть такой Сергей из Североморского храма, Вы должны его помнить. Он говорит, что ему что-то надо делать, но не знает что именно». Владыка посмотрел на стоящего поодаль Сергея: «Да, я знаю его, — ему нужно сейчас подойти к отцу Никодиму, чтобы написать прошение, биографию и прочее необходимое». Заметив наше общее недоумение, Владыка пояснил: «Пусть готовится — будем рукополагать его в священный сан дьякона». Сергей, потрясенный замер. «Теперь тебе ясно, Сережа, что нужно делать?» — спросил Владыка и, не дожидаясь ответа, скрылся за дверьми резиденции. Так решился вопрос о «хорошем священнике» для церкви, которой еще не было. Для Никольской церкви поселка Видяева. Для церкви-памятника подводникам АПЛ «Курск». Это было 12 мая 2000 года. До 12 августа оставалось ровно три месяца. Именины Когда пройдут эти три месяца, вечером 12 августа отец Сергий, уже дьяконом Североморской церкви будет встречать свои именины. Так было Господу угодно, чтобы отныне и до конца дней своих отец Сергий встречал День своего Ангела поминальной заупокойной молитвой. Иначе быть и не могло, поскольку теперь эти ребята с «Курска» и составляют главную часть прихожан Видяевского храма. Хотя и находятся в Царствии Небесном. Конечно же, в День своих именин отец Сергий поминает не только ребят подводников, но и своего святого Небесного покровителя — священномученика Сергия (Шеина), петроградского архимандрита. В этот день с 12 на 13 августа 1922 года он был расстрелян безбожными властями города. Удивительный пример для каждого человека являет этот христианин. В 1920 году ему, зрелому человеку, состоявшемуся юристу, известному правоведу исполнилось пятьдесят лет. В стране идут жесточайшие гонения на веру. Священство и монашество истребляются без суда и следствия. В этой обстановке беснующегося безбожия он «просто» принимает монашеский постриг, священный сан и… мученическую кончину .

http://pravmir.ru/neugasimaya-lampada-ku...

– Я могу сказать, что когда 6 марта в Смольном обсуждался этот вопрос, то тогда товарищ Комаров сказал такую фразу: «для того чтобы безболезненно, без эксцессов осуществить такой ход пожертвований, придется даже сделать некоторое послабление декрету, чтобы все это прошло тихо, мирно и спокойно». – Когда митрополит доложил письмо в правлении, кто-нибудь возражал? – Никто не возражал. – Теперь скажите, вы как член правления, которое, безусловно, заинтересовано в этом событии, которое разыгралось в Петрогра­де, вы – реагировали на это как-нибудь? – Очень даже. – В чем?.. – Когда выяснилось, что вопрос решился в плоскости изъятия, то в том приходе, где я состою членом приходского совета, в лав­ре... мы известили верующих. И когда 28 апреля наступил момент изъятия ценностей в лавре, то изъятие во всех четырнадцати церквях прошло в один день, и представитель городского района вечером на месте выразил мне благодарность. – Теперь скажите по вопросу о противоречии: ведь каноны пи­сались до издания декрета об изъятии ценностей? – спросил за­щитник. – Каноны писались тысячу пятьсот лет тому назад, – ответил Иван Михайлович. – Следовательно, в то время каноны не могли предвидеть, что в будущем будет издан декрет об изъятии ценностей. Поэтому бу­дет ли противоречие, если с точки зрения канонов принудитель­ное отчуждение есть, может быть, кощунство, а вы, с одной точки зрения, сторонник власти, а с другой – как религиозный человек, находите в этом противоречие? – Видите ли, я уже давал показания; я лично беспрекословно подчиняюсь всем постановлениям власти гражданской, в частно­сти, и тут подчинился и принял меры к тому, чтобы целый ряд приходов подчинился декрету об изъятии церковных ценностей. Но вопрос о том, что с канонической точки зрения внутри меня религиозное чувство, может быть, и оскорблено, но я не выявляю наружу... делаю все, чтобы осуществление общегражданского де­крета произошло безболезненно, тихо. Что же в моей душе делается, то это вопрос мой. Вечером 16 июня члены Трибунала приступили к допросу ар­химандрита Сергия (Шеина).

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Кстати, замечательно, что даже строгой изоляции не дали... Не объясняется ли это тем, что, как здесь было слышно, со слов чуть ли не А.А.Жижиленко, что когда наше дело в Москве передали на рассмотрение какой-то юридической комиссии, то она будто бы не нашла состава преступления! Потом составили уже вторую комиссию, с Красиковым во главе, которая и вынесла помилование 6 человекам и утвердила приговор о четырех. Не знаю, насколько это верно. Потому что слух о 6 и 4 почти с самого начала циркулировал в Москве в соответствующих сферах: а по некоторым слухам, это разделение будто бы было даже еще здесь, в Исполкоме Петросовета, намечено. Вообще, слухов всяких много. В частности, относительно четырех: митрополита, о. Сергия Шеина, Ю.П. Новицкого и И.М. Ковшарова. Мы все слышали вечером 30 июля/12 августа, как их выводили из камер. Но куда они делись потом – неизвестно. Один слух – увезли в Москву, будто бы для показаний по делу Патриарха; потом этот слух изменился так, что митрополит отправлен в Соловки, а третьи – сидят в Московской ЧК под большим секретом. Подыскивается и мотив к этому слуху: какие-то переговоры с Америкой и желание показать, что жестокостей нет. Думаю, что верен другой слух, что все четверо расстреляны. Передавали и подробности, что митрополит и о. Шеин были предварительно обриты и острижены, что Шеин и Ковшаров смело и с достоинством шли на казнь, Новицкий плакал, а с митрополитом будто бы случился сердечный припадок. Разноголосица лишь в пунктах расстрела: одни – на полигоне, другие – в Удельном, третьи в крепости, четвертые – за Стеклянным заводом, наконец, пятые, – в Михайловском манеже. Все варианты называют как участника – Озолина. Где правда? Сказать трудно, но вероятно, что их нет в живых. После объявления постановления ВЦИК, мы еще до четверга сидели в особом ярусе (я – в 134 камере); за это время у меня было три свидания с женой и детьми (в субботу, вторник и четверг). Наконец, в четверг нас перевели в VI строгое отделение, и я попал в камеру 56 вместе с М.П.Чельцовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Митрополиту объявлено, что допрос окончен. С тем же невозмутимым спокойствием, со светлой улыбкой на устах, среди вздохов и сдержанных рыданий в публике, митрополит Вениамин возвращается на свое место. V. Допросы. Сотрудники и сомученики Если качество предварительного следствия оставляет желать лучшего, то представительность выведенных на процесс подсудимых упреков не вызывает. Епископ Кронштадтский Венедикт Плотников, настоятель Троицкого подворья архимандрит Сергий Шеин, 26 представителей духовенства и 60 мирян самого разного происхождения и образования; выходцы из Москвы и Петрограда, из Ростова и Баку, из Пскова и Харькова, из Ревеля и Старого Оскола и еще из 16 губерний на скамье подсудимых. – Подсудимый Шеин! – Я, уроженец Тульской губернии, сын чиновника, с высшим образованием, беспартийный, не судился. – Подсудимый Новицкий! – Я, уроженец города Умань Киевской губернии, беспартийный, с высшим образованием, профессор университета, не судился. – Подсудимый Ковшаров! – Я, мещанин города Одессы (Иван Михайлович, как и предыдущие подсудимые, не обнаруживает своего дворянского происхождения), с высшим образованием, не судился. Кажется, вся несудимая Россия проходит перед угрюмыми лицами трибунала. Вся Россия представлена в зале бывшего дворянского собрания бывшей столицы. С 13 до 18 июня – допросы основных обвиняемых продолжаются. Неизгладимое впечатление производит допрос архимандрита Сергия Шеина. Вспоминает протоиерей Николай Чуков: «Особенно обрадовались обвинители, когда заполучили такого зверя, как архимандрит Шеин – действительный статский советник, член Государственной Думы, член Поместного Собора, националист. Обвинитель имел нахальство спросить, по внутренним ли искренним побуждениям он пошел в монахи? Отец Сергий выпрямляется во весь свой высокий рост, осматривает его с ног до головы: «Вы, по-видимому, не понимаете оскорбительности Вашего вопроса» Звучным, решительным голосом отвечает он на многочисленные выпады. Не позволяет сбить себя с толку повторяющимися вопросами. Пресекает эти попытки, заявляя определенно: я уже ответил на этот вопрос, повторять ответы не желаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На малой родине священномученика Сергия (Шеина) установлен поклонный крест 23 октября 2020 г. 17:35 22 октября 2020 года в урочище Шеино (Колпна) Орловской области, на малой родине священномученика Сергия (Шеина), секретаря Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, канонизированного Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1992 году, был освящен поклонный крест.  Установка креста была инициирована и организована научно-исследовательским и издательским центром «Спасское дело» совместно с Новосильским благочинием Ливенской епархии . 12 января 2021 года будет отмечаться 150-летие со дня рождения священномученика Сергия (Шеина).  Место для установки металлического поклонного креста с мемориальной табличкой было определено в ходе первой поездки руководителя научно-исследовательского и издательского центра «Спасское дело» А.И. Мраморнова в Новосильский район Орловской области в октябре 2019 года. Зимой-весной 2020 года были решены все организационные вопросы, и в конце лета — начале осени состоялась установка креста.  Чин освящения поклонного креста совершил благочинный Новосильского района протоиерей Василий Сорока.  За богослужением молились сотрудники администрации Новосильского района Орловской области, главы Хворостянской и соседних сельских администраций, представители местного казачества, краеведы, журналист районной газеты, старожилы Колпны-Шеино.   После освящения протоиерей Василий Сорока произнес проповедь.   С кратким словом к присутствующим обратился А.И. Мраморнов.  Затем участники богослужения собрались в одном из ближайших к урочищу сел для совместной трапезы и общения. Большинство собравшихся поддержало инициативу научно-исследовательского и издательского центра «Спасское дело» по созданию на малой родине священномученика Сергия (Шеина) духовно-просветительского и реабилитационно-странноприимного скита его имени. Желающие поучаствовать в разработке и реализации проекта приглашаются к сотрудничеству (электронная почта для связи: rodzem@yandex.ru ).   Ливенская епархиям /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

На родине священномученика Сергия (Шеина) в Орловской области состоялся лагерь «Фундаменты» 25 июля 2021 г. 12:03 С 16 по 18 июля 2021 года в Орловской области Некоммерческим партнерством по защите и сохранению объектов культурного наследия «Спасское дело» в сотрудничестве с Новосильским благочинием Ливенской епархии и Мценским благочинием Орловской епархии  в рамках реализации общественной программы к 150-летию священномученика Сергия (В.П. Шеина), секретаря Поместного Собора 1917-1918 гг., по благословению епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария и митрополита Орловского и Болховского Тихона  был проведен добровольческий лагерь «Фундаменты».  Местом проведения стало урочище Колпна (Шеино, Новопоселенный хутор) Новосильского района, а в последний день также Ломиполозово Мценского района. В Колпне 150 лет назад родился Василий Павлович Шеин, в Ломиполозово он был крещен, а в 1906-1908 гг. построил на малой родине школу имени Сергея Павловича Шеина — своего геройски погибшего в Цусимском сражении брата. В добровольческой акции приняли участие историки, студенты, фермеры, педагоги из Орловской области, Тулы и Москвы. Задачи лагеря перед его началом сформулировал руководитель НП «Спасское дело» историк А.И. Мраморнов: найти фундаменты строений родовой усадьбы Шеиных, где родился священномученик Сергий (Шеин), а также произвести прокладку пешего пути и расчистку фундамента построенной священномучеником земского училища им. капитана первого ранга С.П. Шеина, героя Цусимского сражения. Поставленные задачи были выполнены участниками лагеря при деятельной поддержке благочинного Новосильского района протоиерея Василия Сороки и сотрудников КФХ «Доронина Н.В.» Новосильского района. На местах расчищенных фундаментах были установлены памятные таблички, совершено молебное пение у поклонного креста в урочище Колпна. За поклонным крестом были установлены палатки участников. В ходе лагеря участники обсудили особенности предстоящего создания в Колпне православного экоскита. В последний день лагеря, 18 июля, в соседнем Мценском благочинии Орловской епархии, в опустевшем селе Ломиполозово, благочинным протоиереем Владимиром Герченовым в присутствии прибывших участников лагеря был совершен молебен священномученику Сергию и поминание его почивших сродников, покоящихся в Ломиполозово и в окрестностях. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вручена Шеинская премия августа 2021 Вручение Шеинской научной премии впервые состоялось в день памяти священномученика митрополита Вениамина и иже с ним убиенных, 13 августа, в Российской национальной библиотеке . Одним из расстрелянных участников Петроградского процесса 1922 года был священномученик архимандрит Сергий (Шеин). Шеинская премия учреждена в конце 2020 года историком и общественным деятелем Александром Мраморновым и командой издательства " Спасское дело " в связи с 150-летием со дня рождения священномученика Сергия (в миру - Василия Павловича Шеина). Она будет отныне присуждаться автору лучшей работы в сфере краеведения, развития территорий, церковной истории, политического богословия, канонического права. В этих областях трудился и Василий Павлович Шеин - выпускник Императорского училища правоведения, член всех трех предсоборных комиссий начала XX века, руководитель законодательного отдела канцелярии Государственной думы, а потом ее депутат 4-го созыва, в 1917-1918 годах - секретарь Всероссийского Поместного Собора. Церемония вручения Шеинской премии направлена на привлечение внимания к нуждам развития отечественной гуманитарной науки, книгоиздания, а также к необходимости увековечения памяти священномученика Сергия (Шеина) и других участников Петроградского процесса. Учредитель премии Александр Мраморнов рассказал, что более десяти лет занимается изучением наследия Поместного собора 1918 года. " Собор - значимое событие в жизни нашей Церкви и общества, которое осталось в тени российской революции, и гуманитарная задача - вывести его из этой тени, - сказал Александр Мраморнов. - Поместный собор - это не только идеи, но и люди, удивительные люди, о которых мы так мало знаем, хотя их имена у всех на слуху. Участники собора совершили своеобразный " мирный подвиг " . 200 лет соборы вообще не проводились, и весь труд по его подготовке и проведению был на плечах канцелярии. В организации собора немалая заслуга скромного труженика Василия Павловича Шеина, будущего архимандрита Сергия. Он был выдающейся личностью, и изучением его жизни и вклада в историю Церкви обязательно надо заниматься. О нем вспоминали, что у него был тихий голос, он не обладал ораторским талантом. С другой стороны, отмечают христианское смирение и цельность его личности, достоинство, с которым он держался, в том числе во время неправого суда, приговорившего четырех человек к расстрелу. Сегодня - 99 лет их памяти " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010