Итак, казалось бы, выделен значительный фрагмент подлинной редакции Епифания Премудрого… Но существует вероятность, что и в данной части имеются вставки из произведений Пахомия. Одна из них выявляется из–за дублировки текста: сначала говорится, что Сергию в момент пострижения было 23 года, а ниже утверждается — 20 лет. Но нам посчастливилось найти список (МДА, 88), обладающий свойствами протографа: в нем вставки из Четвертой Пахомиевской редакции сделаны на полях другим почерком (в остальных списках они читаются уже в основном тексте), в частности, и фраза о 23–летнем возрасте Сергия в момент пострижения. Еще лучшим списком (к сожалению, неполным — текст в нем обрывается на главе «О начале игуменства святого») является список РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F. 185: в нем фраза о 23–летнем возрасте Сергия вообще отсутствует. Таким образом, мы приходим к заключению, что фрагмент Пространной редакции Жития Сергия XVI в., начинающийся с Предисловия и кончающийся главой «О худости порт Сергиевых и о некоем поселянине», является первой частью епифаньевского Жития Сергия (вторая же половина, подвергшаяся тенденциозной переделке, вряд ли сохранилась до нашего времени). Лучшими списками фрагмента можно признать рукописи ОЛДП, F. 185 (но она неполная) и МДА, 88 (без учета вставок на полях из Четвертой редакции Пахомия Логофета). Помимо фактических признаков (свидетельствующих, что текст написан явно современником и учеником преподобного Сергия) и стилистических совпадений с другими произведениями Епифания Премудрого, можно указать еще на одну черту, позволяющую сблизить рассмотренный фрагмент Жития с епифаньевским Похвальным словом Сергию: это — использование одних источников (сочинений Кирилла Скифопольского). Похвала Кирилла Евфимию Великому и Савве Освященному использована, как мы помним, в Похвальном слове Сергию, но отдельные выражения встречаются и в Житии Сергия  ; гораздо большее число заимствований видим из Жития Саввы Освященного того же Кирилла Скифопольского (о чем ниже), а вот на пример из Жития Евфимия Великого автор прямо ссылается (МДА, 88. Л. 290—290 об.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

И после де того сынъ мой Михаилъ, еще зло дтескъ возрастъ имый, изыде на улицу поглумитися, яко же обычай есть дтем, и того де сына моего ушибли в голову, и от того де удару сынъ его бысть болен, и языкомъ нмъ бысть многое время. Аз же, рече, воспомянул обтъ свой безо всякого сомннияитти во обитель к преподобному Сергию и с чады своими, да не зле что постражем. И в том час сынъ мой здрав бысть, и нмота языка его исправися, нача глаголати, яко же и преже. И отъиде в путь свой, благодаря Бога и преподобнаго Сергия. 161-го писалъ Троицкого Сергиева монастыря из вотчины к намъ Владимерскаго узду села Пирова Городища приказщик Алексй Ефрмовъ о чюдесх преподобнаго чюдотворца Сергия, иже содяшася от чюдотворнаго образа его: Прииде в Сергиеву отчину в село Пирово Городище к чюдотворному образу помолитися Вязниковские государевы волости, Зарцкого стану, деревни Тарханова жена именем Христина и по молебномъ пнии повда о своеи болезни сице: Была де есмь слепа очима 7 лт и положила де обт в мысли своей итти к чюдотворному образу и молебен отпти. И в то де время за молитвъ преподобнаго Сергия Богъ подаровал, очная болзнь поминовалася, и бысть здрава, и ныне благодаря Бога и преподобнаго Сергия приобрела помолитись преподобному Сергию и чюдотворному образу его поклонитися. Сие чюдо бысть въ 7158-м году, октября въ 27 день. Прииде в то же село Городищево во 161-м году помолитися Ерополческие государевы волости, Нагуевские пятины, деревни Колошина, жена именем Агафия и повда: Болзновала де я злно, яко и уды моя вся ослабша, и лежала де я в постеле два года и око де у меня выщемило, и от то болзни единемъ окомъ не видела. И в той де болезни общалася итти молитися Сергию чюдотворцу и образу его поклонитися, и в то де время от болзни исцелела, и глаз мой просвтился. И приидох поклонитися святому его образу чюдотворному. Того же 161-го году то же волости, Сельские пятины, деревни Селищ, крестьянинъ Кузма Семенов прииде помолитись, и по молебномъ пнии сказал: В прошлом во 155-м году дочь моя двица Варвара лежала болзнию зело притрудно, и от той де болезни и очима ослпла, николико свту не видела.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Так, опускаются некоторые казуистические замечания, не имевшия общего значения, помещаются молитвы приготовительные к службе или прощальные, точнее определяется число просфор и доводится до пяти 15 . Из синодальных служебников особенно замечателен по своему отношению к Киприанову списку служебник 347, усвояемый в приписке Сергию Радонежскому. На самом же деле этот список позднее и принадлежит к семье служебников XV в. Заметка о принадлежности его преп. Сергию сделана позднейшею рукою, тою же самою, что и в служебнике Киприана и в списке 352; в нем помещен устав литургии, а чин проскомидии изложен согласно с Киприановым служебником, помещается даже устав службы преждеосвященных, а он появился у нас уже после митр. Киприана (Опис. III, 28). Основанием для такого заключения послужило, может быть, прибавление имени Преп. Сергия на полях рукописи в проскомидии, но эта приписка может доказывать только употребление служебника в Сергиевой лавре. В библиотеке нашей Академии есть не полный требник 184), где, также на полях, приписывается имя Преп. Сергия и притом тем же самым почерком, что и вся рукопись. Но на таком основании было бы рискованным относить ее к Преп. Сергию. Возвращаясь к синод. служебнику, мы должны сказать, что влияние Киприановой редакции отразилось здесь не вполне и оставило место особенностям. Некоторые из них отмечены в Описании рукописей (III, 29–30), а молитвы вечерния и утренния записаны в ином числе и составе. Для характеристики этого сборного типа берем служебник, бывший волоколамский, теперь библ. М. Д. Академии, 85, к которому близко подходит и синод. служебник 555 / 603 . В нашем служебнике, писанном очень неразборчиво и неисправно каким-то пресвитером Косьмою, оставившим свое имя в молитве по освящении Св. Даров (л. 31 об.), не говорится ни о царях, ни о патриархе, а везде о князе и архиепископе. Следовательно, служебник писан не только до патриаршества, но и до принятия Иваном IV царского титула. Не вошли в него и те дополнения к входным молитвам, которые показаны в стоглаве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В помощь СМИ для предоставления оперативной информации о юбилейных мероприятиях создан раздел «Пресс-релизы». Все важные документы, связанные с юбилеем: постановления Правительства Санкт-Петербурга, решения Оргкомитета празднования, обращения и поздравления официальных лиц будут представлены в разделе «Документы». О личности и богатом духовном наследии преподобного Сергия будет рассказывать специальный раздел. Образ «игумена земли Русской» нашел богатое отражение в культуре России, в литературе и живописи. Статьи, очерки и другие публицистические материалы, посвященные преподобному, появятся в разделе «Публикации». Отдельная страница сайта расскажет о Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне – месте, которое 8 октября 2014 года станет главным центром петербургских торжеств в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Посетители сайта смогут узнать не только о событиях, связанных с Петербургом и Северо-Западным регионом. Здесь найдут свое отражение и наиболее значимые события, которыми будет отмечен юбилейный год преподобного по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье – храмы в честь великого русского святого многочисленны, они есть даже в далеком Йоханнесбурге (ЮАР). Раздел «Обзор СМИ» призван отразить наиболее интересные материалы, посвященные 700-летию преподобного Сергия, выпущенные информационными партнерами пресс-центра празднования. Связаться с пресс-центром празднования и получить необходимую информацию, комментарий членов Оргкомитета, экспертов и участников праздничных мероприятий можно обратившись через форму обратной связи на сайте, а также по электронной почте: 700sergius.spb@gmail.com Страница нового сайта также поддерживается в социальных сетях Facebook и ВКонтакте. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 18.02.2015 11:44 Памятник Сергию Радонежскому установят в Нижнем Новгороде 19.12.2014 23:35 Сайт Троице-Сергиевой лавры Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского. Не пропускать братский молебен

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Именно это в сочетании с потребностями колонизации приводило к расширению на все новые и новые территории сети обителей. 74 Бесспорно, что в этом процессе уникальную роль довелось сыграть Сергию Радонежскому и его ученикам. Для усилившейся Москвы особенно важно было то, что уже в 60-е гг. 14 в. Сергий входит в число доверенных лиц митрополита Алексия (свидетельством тому может быть и нижегородская «история», о которой речь шла чуть выше). Но главным для Радонежского игумена было, конечно, проведение монастырской реформы, а вовсе не ликвидация политических распрей. 75 (Хотя, разумеется, полностью отказаться от участия в политической жизни он не мог. Б.М. Клосс, проследив ареал распространения новых общежитийных монастырей, пришел к выводу, что все они появлялись, как правило, на территориях, для которых архиереем являлся сам митрополит. А потому справедливо именно его считать инициатором проведения реформы. Но все же роль алексия в этом мероприятии, как это не парадоксально на первый взгляд, вторична. Действительно, трудно не согласиться с мнением, что в древнерусской религиозности какая-то система значила много меньше, чем личный, живой пример. А потому, скорее всего, именно деятельность Сергия Радонежского и его учеников в первую очередь подготовила аскетическое и монастырское возрождение Руси. 76 Помимо духовных выгод, новый уклад монастырского бытия приносил и политический эффект: многочисленные, сами обеспечивающие себя и связанные строгой дисциплиной обители более походили для условий, в которых начинался процесс консолидации земель. А потому и в это, казалось бы, сугубо церковной области алексий не мог обойтись без того, чтобы приспособить идею преобразования монашеской жизни к нуждам московской политики. Впрочем, здесь иначе он действовать, скорее всего, просто не мог6 ведь в своих новшествах он должен был опираться именно на тех, кому доверял, и, разумеется, таковые люди находились, прежде всего, на подотчетной ему территории. Сторонники проводимой Алексием реформы, в свою, очередь, выступая на стороне митрополита, объективно оказывались на стороне Москвы в борьбе за верховенство Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Как кришнаитки ездили в Лавру к преподобному Сергию История одной удивительной поездки Этот рассказ об удивительном путешествии к преподобному Сергию Радонежскому православной христианки Ксении в весьма необычной компании мы приводим со слов самой Ксении: Художник: Владимир Жданов — Есть у меня прекрасная подруга по имени Анна. В ходе нашего общения выяснилось, что она кришнаитка. Но поскольку я стараюсь в первую очередь смотреть на личные качества человека, на то, есть ли у нас с ним взаимный интерес, то меня не смущают ни его пол, ни вероисповедание, ни возраст. Анна — невероятная красавица, умница, и мы с ней стали дружить. Тем не менее я сразу выставила четкие границы: дружба дружбой — а вера у меня православная. Во времена пандемии у нас образовался общий онлайн-чат, куда меня позвала Анна. В чате до меня состояли одни кришнаитки. Началось общение на разные женские темы, и я далеко не всегда в этом участвовала. Если обсуждались, к примеру, кулинарные рецепты, я включалась в беседу, а если что-то большее, с религиозным уклоном, то нет. Надо сказать, что это были не те кришнаиты, что ходят по улицам в оранжевой одежде и с песнями прославляют Кришну, это были совсем другие люди... На время я выпала из общения, но однажды, в период январских каникул, Анна позвонила мне и спросила, могу ли я принять участие в их видеоконференции, чтобы в своей «духовной традиции», как она выразилась, рассказать о каком-то святом месте, а еще лучше — о каком-то святом. Остальные тоже готовили доклады. Ни минуты не думая, я согласилась. У меня был день на подготовку. Я открыла интернет, прочитала информацию, распечатала фотографии и подготовила доклад о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и преподобном Сергии Радонежском. Готовилась рассказать о Святом, а также о том, что по его молитвам в моей жизни происходили чудеса. Я подошла к вопросу творчески: подготовила текст и фотографии, нарядилась и сделала очень красивый фон. И так вышло, что из часа нашей видеоконференции мой рассказ занял 40 минут. Еще две женщины рассказали о своих кришнаитских «святых», если можно так выразиться.

http://pravoslavie.ru/150168.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Участники мотопробега, посвященного преподобному Сергию Радонежскому, помянут защитников Ораниенбаумского плацдарма 16.05.2014 21:49 Версия для печати Санкт-Петербург, 16 мая. Мотопробег «Таменгонтская Республика», посвященный преподобному Сергию Радонежскому и всем защитникам Земли Русской, состоится 17 мая в Ленобласти. Об этом сообщили в пресс-центре оргкомитета празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Санкт-Петербурге. Мотопробег организован протоиереем Вячеславом Хариновым и мотоклубом OST MC, по благословению архиепископа Петергофского Амвросия, ректора СПбДА. Отец Вячеслав хорошо известен мотодвижению Петербурга, его проекты, посвященные истории блокады Ленинграда, неизменно собирают большое число любителей мототехники. «Таменгонтская Республика» — одно из малоизвестных названий Малой Земли Ленинградского фронта – Ораниенбаумского оборонительного плацдарма, который называли также «Лебяженской республикой». Участники мотопробега познакомятся с героической историей и подробностями существования на обширной территории Ленинградской области оборонительного плацдарма, сыгравшего важнейшую роль в обороне Ленинграда. Таменгонт – селение в центре этой Малой Земли Ленинградского фронта, на месте пересечения двух линий обороны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Памятник Сергию Радонежскому установят в Нижнем Новгороде В результате голосования нижегородцы выбрали место для будущего монумента 18.02.2015 11:44 Версия для печати Нижний Новгород, 18 февраля. Вчера в своем блоге нижегородский градоначальник продемонстрировал варианты расположения памятника Сергию Родонежскому и подвел итоги голосования, сообщает " Новый Нижний " . Ещё в июне в личном блоге главы администрации нижегородцам было предложено выбрать один из трех вариантов размещения скульптурной композиции. Самым популярным оказался вариант территории между Вознесенской церковью и усадьбой Рябининой. По словам Олега Кондрашова, на сегодняшний день определен вид будущего памятника и план благоустройства. Исполнителями скульптуры преподобного Сергия Радонежского станут специалисты литейной мастерской «Лит Арт», которые уже приступили к работе. «Это только с первого взгляда кажется, что памятник установить просто. На самом деле требуется учесть множество нюансов, начиная от расположения, цветовых решений и заканчивая габаритами скульптуры. Ошибок быть не должно, поэтому для начала в натуральную величину создается фанерный макет будущего памятника, который помогает более четко определиться с высотными характеристиками объекта, чтобы они попадали в масштаб и соответствие окружающим зданиям и ландшафту. Но уже сейчас понятно – где в скором времени будет установлен памятник, и как он будет выглядеть», - обратил внимание Олег Кондрашов. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Помяни стадо свое, яже сам паствилъ еси, и не забуди присщати чад своих, моли за ны, отче священныи, за дти своя духовныя,… пастуше нашь добрыи, се бо мощии твоих гробъ пред очима нашима видимь есть всегда» . Более того, в следующих словах угадывается современник и непосредственный ученик Преподобного Сергия: «На немь удиви Богъ милость свою и дарова намь видти такова мужа свята и велика старца, иже бысть въ дни наша» . Все это вполне согласуется с теми данными, которые мы имеем о жизни Епифания Премудрого в Троице–Сергиеве монастыре. Но и стилистически Похвальное слово Сергию Радонежскому однородно с другими произведениями Епифания Премудрого, например, с Житием Стефана Пермского. Сравним отдельные сюжеты в обоих произведениях. Об источниках написания говорится следующим образом: Житие Стефана Похвальное слово Сергию «яко о житии его ова слухом ус–лышахъ, ова же от ученикъ его увдахь,… яко и своима очима ви–дхъ,… и прочая, елико въпрашахъ от старыхъ мужъ. Яко же рече святое писание: вопросж отца твоего и възвстит теб, и старцы твои ре–кут теб» (Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Изд. Археографической комиссии, под ред. В. Г. Дружинина. СПб., 1897. С. 2). «Яко же въ святомь писании ре–чеся: въпроси, рече, отца твоего и възвстить теб, старца твоя и ре–куть теб… Елици бо их бышя, великому тому и святому старцу са–мовидци же и слугы, ученици и та–ибници, паче же послушници, иже своима очима видша его и уши их слышаша и» (Тихонр. 705. Л. 112 об. — 113). Сходна ситуация, связанная с оплакиванием обоих героев: «восплакаша со слезами и в туз сердечни вопиаху, умилениемъ, жалостно стующе… а нас сирыхъ ос–тавилъ еси, пастуше нашь добрыи… быхом бо бес тебе скорбни и смуще–ни, быхомъ яко овца не имуще пастуха, быхом имуще печаль безъ утшениа» (Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. С. 86—87). «многа плачя и печали наполни–шяся, наипаче непрестанныхъ слезъ … зло вси скръбни быша и хождаху стующе, въздыхающе и рыдающе, стенюще, смрени, слезни, дряхли, печални, умилени… от нас къ Господу отиде и нас сирых оставивъ… яко стадо бес пастыря и корабль бес кръмника» (Тихонр. 705. Л. 119 об. — 120). Примечательно также желание пермичей видеть раку Стефана в своей земле и сходное замечание в Похвальном слове Сергию: «да бы былъ гробъ твои в земли нашеи прямо очима нашима» (Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. С. 88). «се бо мощии твоих гробъ пред очима нашима видимь есть всегда» (Тихонр. 705. Л. 121). Наконец, одинаковы обращения в обоих случаях к святому: «Поминаи нас въ своих си мо–литвахъ, помолися о своем си ста–д» (Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епи–фанием Премудрым. С. 90).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

В Храме Христа Спасителя состоялся финал VII Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси», посвященного преподобному Сергию Радонежскому 2 июня 2014 г. 19:48 1 июня 2014 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось заключительное мероприятие VII Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси», посвященного преподобному Сергию Радонежскому. В рамках торжественного мероприятия, приуроченного к Международному дню защиты детей, состоялась презентация книги о преподобном Сергии (авторы текста В.Н. Крупин, П.И. Синявский), которую вместе с организаторами создавали 27 тысяч детей из 68-ми регионов России, и церемония чествования победителей конкурса. Особыми гостями стали подопечные Фонда «Наши дети», оказывающего помощь ребятам, больным ДЦП. С прошлого года эти дети также принимают активное участие в конкурсе «Святые заступники Руси». Приветствия участникам мероприятия направили председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко и министр культуры РФ В.Р. Мединский. Всем участникам были переданы книги конкурса о преподобном Сергии Радонежском и сладкие подарки. Еще 4 тысячи книг о преподобном Сергии были переданы в детские библиотеки, кадетские и казачьи корпуса детские дома и больницы всех регионов Российской Федерации. В завершение мероприятия состоялся праздничный концерт, участие в котором приняли молодые талантливые начинающие и уже известные артисты театра и кино. Мероприятие состоялось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Государственной Думы Российской Федерации и Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси» разработан в рамках программы Президента Российской Федерации по духовно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, рассчитан на широкую аудиторию и имеет социальную направленность. Пресс-служба ВДТК «Святые заступники Руси» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3665380.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010