Понятие «нетленныя мощи» существовало тем не менее уже в старину. Это кажется непонятным при его сопоставлении с только что приведенными свидетельствами. Очевидно, понятие «нетления» употреблялось в каком-то ином смысле. В 1677 году Суздальский воевода досматривал в церкви села Кидекши, находящегося в 4-х верстах от Суздаля и составлявшего усадьбу великого князя Юрия Владимировича Долгорукова, гробницу похороненного в ней в 1159 году сына Юриева Бориса и о своем досмотре писал архиепископу Суздальскому, находившемуся в Москве, что «в гробнице лежат мощи, кости целы»... 8 Здесь нам важно снова вспомнить, что русское слово «мощи» имеет корень «мощ», т.е. «сила», «крепость» человека – то, что связано со степенью развития его скелета, костей. Когда Господь создал человека. Он взял из земли персть и вдунул в нее дыхание жизни. Человека называют венцом творения, он «сотаинник Божественных тайн», как говорит Григорий Богослов . Даже ангелы имеют служебное значение, а человек был создан, чтобы любоваться Божиим творением. Сначала был создан мир невидимый – твердь небесная, затем мир видимый, и тогда Господь сотворил человека, в котором соединил оба мира. Человек предназначен для того, чтобы быть «во плоти ангелом», как поется в тропаре пророку Илии, и Церковь , воспевая святых угодников, говорит о них: «Иже на земли ангели, и на небеси человецы Божии» 9 . Человек должен возвысить свое тело до души. Задачей человека является обожение, и не только души, но и тела. Душа для того сопряжена с телом, чтобы она, как говорит святитель Григорий Богослов , «могла и худшее (т.е. тело. – О.С.), постепенно отрешая от дебелости, привлекать к себе и возводить горе, чтобы она, став руководительницею для служебного вещества и обратив его в сослужебное Богу, была для тела тем же, чем Бог для души» 10 . У нас, людей, душа не может быть отделена от тела (она отделяется только Божиим повелением, когда мы умираем, и то – на время), и если душа человека свята, то и тело его свято. Вообще может быть два взгляда на тело. Первый ярко выражен в завещании Л.Н.Толстого, назвавшего тело противной и ненужной вещью, которую надо поскорее убрать, чтобы она не мешала другим жить: «И я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Преподобный Серафим Саровский, скончавшийся в 1833 году, говорил: «Через сто лет после моей смерти земля Русская обагрится реками кровей...» Вот что писал ровно сто лет спустя, в 1933 г. иерей Сергий Мечёв, святой сын святого отца Алексия Мечёва (из ссылки, прихожанам, отрывки): «...Суд Божий совершается над Церковью Русской. Не случайно отнимается от нас видимая сторона христианства. Господь наказует нас за грехи наши и этим ведет к очищению. Совершающееся - неожи­данно и непонятно для живущих в миру. Они и теперь еще стараются свести все к внешним, вне Церкви лежащим причинам. Живущим же по Богу давно все было открыто. Многие русские подвижники не только пред­видели это страшное время, но и свидетельствовали о нем. Не во внешнем усмотрели они опасность для Церкви. Они видели, что истинное благочестие ос­тавляет даже иноческие обители, что уходит дух хри­стианства неприметным образом, что наступил уже самый ужасный глад - глад слова Божия, что имеющие ключи разумения и сами не входят, и возбраняют вход другим, что при кажущемся внешнем благоденствии монашество, а затем и христианство - при последнем издыхании... Но где мы слышали всеобщий призыв к покая­нию, где видели архипастырей и пастырей, неот­ступно у жертвенников проливающих реки слез и подвизающих к тому же народ свой? Дипло­матические таланты архиереев поставили выше слова Божия, на них возложили надежду, в них поло­жили свое спасение. Ложно хотели сохранить цар­ство Истины... К принятию нового образа спасения призывает нас Господь. Множество храмов рукотворенных, благолепно украшенных, было открыто столетиями, и в то же время величайшее множество храмов нерукотворенных в мерзости запустения пребывали заключенными. Ныне храмы, воздвигнутые руками человеческими, разрушаются, но в покаянной тоске по ним поднимаются храмы, созданные руками Божиими. Огоньки смиренного мученичества вспы­хивают повсеместно, особенно на далеких окраинах. Голодные, оборванные, дрожащие от холода, изоли­рованные от мира, на голой земле, на снегу или в случайных избах, без гробов и священнического напутствия умирают иереи, иноки и верные...

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/27/...

Протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984) – известный московский проповедник . – С.62; Протоиерей Сергий Мечёв (1892-1942). – С.62; Братство во имя Всемилостивого Спаса. – С.63; Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе (Николо-Кузнецкий храм). PhotoXpress. – С.64; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет… Фото ИТАР-ТАСС. – С.66. См. также: Сергей Мирошниченко , кинорежиссер, сценарист, художественный руководитель студии «Остров». 5 вопросов о номере //Фома. - – декабрь 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама : С.67. Валерия Посашко . Высоко. Летопись одного путешествия . Фото Ольги Алымовой//Фома. - – декабрь 2012. – С.68-69. – (раздел « Люди »).   КУЛЬТУРА (раздел). – С.70-89,97. Оксана Головко . Преодоление или непреодолимая боль? В Москве открылась выставка, посвященная истории гонений на Церковь в ХХ веке. Фото Владимира Ештокина. Редакция благодарит ПСТГУ за предоставленные материалы выставки//Фома. - – декабрь 2012. – С.70-77. – (раздел « Культура »). Ольга Седакова , поэт, эссеист, филолог. Воспитание разума. К 75-летию со дня рождения Сергея Аверинцева Фото из архива издательства «Дух и Литера» http://duh+litera.com/averynstsev-serhij//Фома. - – декабрь 2012. – С.78-79. – (раздел « Культура »). Материал открывает публикация: С. Аверинцев. «Стих об уверении Фомы». 1982. – С.78. Галерея: Лучший иллюстратор Андерсена. О художнике Борисе Диодорове . Подготовила Наталья Богатырёва . Фото Владимира Ештокина. Материал проиллюстрирован цветными репродукциями работ Б. Диодорова//Фома. - – декабрь 2012. – С.80-87. – (раздел « Культура », рубрика « Галерея »). Имеется биографическая справка « Борис Аркадьевич Диодоров » (С.81). См. также: Сергей Мирошниченко , кинорежиссер, сценарист, художественный руководитель студии «Остров». 5 вопросов о номере //Фома. - – декабрь 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Обзоры: Что читать: Представлены и отрецензированы издания: Е. К. Зелинская . На реках Вавилонских. – М.: Художественная литература, 2012. – 432 с. – 32 ил./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - - декабрь 2012. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-116...

Роман 17 октября 2014, 00:38 Рим.8:31 Если Бог за нас, кто против нас? Julia 16 октября 2014, 15:46 Зачем осуждать уставшую женщину, у которои беда? Подскажите еи, какие молитвы лучше почитать. Бытовая магия явление краине распространённое в наши дни. К великому сожалению. Галина Б. 16 октября 2014, 15:45 На жалобы своей прихожанки о том, что она молится а ум рассеян и благодати она не чувствует, священномученик Сергий Мечёв (сын св.праведного Алексия Мечёва) отвечал, что твое дело - внешнее (т.е.молитва), а Бог позаботится о твоем внутреннем. Наше дело соблюдать заповеди и молиться, а результат - Божья воля. Галина 16 октября 2014, 14:21 А записочку-то довезли? Помолились? Стоит ли так-то, о другом-то? О сестре во Христе... Я вот однажды тоже таким образом порассуждала, не прошло и 10 лет, как поняла, что не стоило. То-то. гость 16 октября 2014, 09:13 Себя увидел, точно так, по своему произволу и я пожил годик с будущей женой, в блуде и вышел ужас и ад кромешный. А насчет " 7 монастырей " зря ерничаете: в " Записках Мотовилова " о Серафиме Саровском есть упоминание, как его Мотовилова, специально поминали о здравии в 40 церквах. Конечно же, случай с Мотовиловым был исключительный, но что было то было. Почитайте или перечитайте. Григорий 16 октября 2014, 07:20 От того что человек больше живёт внешним, и возникают наверно проблемы. Если нет в отношениях с ближними любви, милосердия, доброго и сострадательного отношения к ним, а есть лишь потребительство, маловерие, расчёт, то и Бога в таких отношениях нет. Иногда бывает (как в данном случае с Анной), Он есть, но только на словах, а в жизни-то нет. Молитвы таковых бесплодны, если они не приводят к покаянию и преображению своей жизни. Нельзя в храме молить Бога о прощении и милосердии, а приходить домой и кричать, обижать словом ли делом родных, близких, всё время попрекать их даже по пустякам и т. п. Лукавство и лицемерие получается. Вот и запили или блудят. Вера и Церковь, молитва, Таинство - это не магия, не волшебная палочка.

http://pravoslavie.ru/74332.html

Скорбя о вас, плачу в сей величайший день о грехах своих, и по-новому раскрывается для меня богослужение Пасхи. До сих пор оно было богослужением рая. Теперь – это богослужение рая, в котором еще возможно покаяние. Детство, юность и первые годы священства прошли у меня с Батюшкой. Через него воспринимал я святую Пасху. Богослужение Батюшки, вообще особенное, не укладывающееся в обычные формы пения и чтения, на Пасхе становилось исключительным. Оно, при всей своей простоте, достигало такой высоты и выразительности, что зажигало, наполняло, потрясало, умиляло до предела. Приемы нашего теперешнего богослужения – лишь слабый отблеск его пламенной души. Помните, как он христосовался, помните, как он читал Евангелие, помните, как он произносил слово Иоанна Златоуста ? Еще ребенком, присутствуя при батюшкином богослужении, я поражался тем, как поет он икос Пасхи. Сам не понимая отчего, я дожидался икоса с таким трепетом душевным, как и первого «Христос воскресе», как слова Иоанна Златоуста , как пасхального Евангелия. Батюшка пел его особенно, древним самоподобном 1 , в самом напеве своем раскрывающим смысл и подчеркивающим значение тех или других выражений. Ликующий и радующийся в эту ночь, он вдруг как бы уходил глубоко в себя, и я чувствовал, что вся внутренняя его рыдает и оплакивает при словах: «О Владыко, востани, падшим подаяй воскресение». Кого оплакивает? Спасителя? Нет, нет, теперь я знаю кого – себя, падшего... Икос – замечательная покаянная песнь среди ликующего пасхального канона. Важнейшая песнь канона – кондак – раскрывает наивысший смысл праздника. Икос всегда дополняет и углубляет кондак. И вот – кондак утверждает вокресение Христово как победу над смертью : «Аще и во Гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение». А икос, вместо углубления радости воскресения, возвращает нас к оплакиванию Тридневного Мертвеца: «О другини, приидите вонями помажем Тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся, якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира, яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Стало быть, перед нами икона Спасителя, возводящая к Первообразу, и мы, воздавая ей не истинное служение (потому что служить нельзя никому, кроме Бога), но «почитательное поклонение», как говорят святые отцы, относим его к Богу. Вещество иконы мыслится отдельно от лица, изображенного на иконе. Феодор Студит говорит, что это похоже на отражение подобия в зеркале, когда подобие остается вне того предмета, который оно отражает. Если я стою перед зеркалом, то в нем получится мое изображение. Это не есть мое настоящее лицо, а только подобие, и если бы кто захотел поцеловать в зеркале мое изображение, то очевидно, что не стекло, не вещество, к которому он прильнет устами, а отображенного в нем меня самого. Как изображения царя мы встречаем на разных вещах и не принимаем их за царя, так и подобие Христа не принимается за Него Самого и не смешивается с веществом, на котором оно начертано. Вещество икон, которые изображают подобие Божие, может быть различно и многообразно, но Первообраз один, и этому Первообразу мы и приносим наше истинное служение, воздавая образу почитательное поклонение. В Требнике есть молитва на освящение икон святых: «Господи Боже наш, человека по образу и по подобию Своему создавый, преслушанием же первозданнаго растленну бывшу, вочеловечением Христа Твоего, иже зрак раба приим, образом обретеся яко человек, сей обновив, в первое достояние в святых Твоих привел еси, ихже мы изображения благочестно чтуще, святых, иже Твой образ и подобие суть, чтем: оных же чтуще Тебе яко первообразнаго, чтим и славим». 8 Из этой молитвы мы видим, что не только, кланяясь иконе Самого Спасителя, мы воздаем честь Ему, но подобно этому, почитая святых Его угодников и их иконы, мы в их лице воздаем почесть Тому же Первообразу – Богу, по образу Которого они были созданы, которому и уподобились. Иконопочитание является для нас не чем-либо второстепенным, но той основой, на которой мы должны строить наше христианское делание. Оно говорит нам, что Христос не только Бог , но и человек, что Он пришел восстановить образ падшего праотца, что образ этот в себе очищали на земле святые и что то же можем и должны делать и мы. Иконопочитание открывает нам путь к обожению. Беседа вторая

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Таким образом, через страх Божий приобретается и любовь к Нему, а в ней полагается начало любви к ближнему, настоящей христианской любви, о которой говорит Господь. Итак, нам нужно иметь страх Божий, воспитывать себя в нем. Но так как мы его вовсе еще не имеем или почти не имеем, нужно нам начать с низшей ступени, сознать свое рабское состояние. И если Господь даст, поднимемся и мы через некоторое время на вторую ступень. Но получить любовь совершенную не от нас зависит – это дар Божий. Имейте же страх Божий, братие, и помните, подходя к Святой Чаше: «Со страхом Божиим и верою приступите». Беседа вторая Я говорил, что наша вера есть вера покаянная. Что с этого начал свою проповедь и Иоанн Креститель, говоря: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» ( Мф.3:2 ), и Сам Господь наш Иисус Христос , и апостолы постоянно говорили: «Покайтесь и креститесь». Нам надо учиться любить Бога и через Бога и друг друга, ибо только такая любовь – христианская. А для этого надо начать со страха Божия. Если вера начинается с покаяния, то путь к любви лежит через страх Божий. Если хочешь прибыть в пристань любви, то кормчим твоим возьми страх Божий, говорят святые отцы. Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – божественная пристань. Страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и путеводит к Божественной пристани, которая есть любовь. Наши души загрязнены, а потому и не действует на нас страх Божий. Об этом говорит блаженный Диадох , делая следующее уподобление: Как раны, случающиеся в теле, если не прочистить их и не подготовить как должно, не чувствуют прилагаемых к ним врачами лекарств; а когда очищены бывают, чувствуют действие лекарств и чрез то приходят в совершенное исцеление; так и душа, пока остается нерадивою и покрыта бывает проказою сластолюбия, страха Божия чувствовать не может, хотя бы кто непрестанно толковал ей о страшном и неумытном судилище Божием; а когда начнет действием полного к себе внимания очищаться, тогда начинает чувствовать, как живительное некое врачевство, страх Божий, пережигающий ее, как в огне некоем, действием обличений, и таким образом мало-помалу очищаясь, достигает наконец совершенного очищения. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

участка–могилы: 14–2. Х: 20. У:10. Быков Вл–р Петр. 8/20.7.1872–1936.6.09. духовный писатель ? автор «Тихих приютов» (1913), быв. изд. «Спиритуалиста»? Апушкины Конст. Конст. 26.10.1898–1965.10.6 и др. Лебедева (Быкова) 1899–1943 участка–могилы: 14–3. Х: 17. У:8. Мечёв Алексий, сын регента Чудовского хора Алексея Ив., 17.03.1859–1923, 22.06 протоиерей ц. Николы на Маросейке, дух. старец. там же: Анна Петровна 2.09.1965–1902.29.08 Евфросиния Никол. 28.12.1890–1959.06.02. Алексей Сергеевич 23.10.1921–1988.21.06. участка–могилы: 14–4. Х: 19. У:8. Фамарь (Марджанова Тамара Александровна) 1.04.1869–10.06.1936 игумения Сераф.–Знам. М–ря на ст. Перхушково подвижница милосердия участка–могилы: 14–5. Х: 20. У:7. Дефендова Ольга Серафимов. (2 белых креста, за ними Евгения Андр-на † 1968) 1864–1960, 27.05 участка–могилы: 14–7. Х: –10. У:22. Любимов Ал–др Вас., 1887–1952 прекр. баритон (бол. теми, гранитн. крест) и Валентина Петровна Любимова 7.02.1892–1982,12.12 (участок с Евг. Андр. – Ир. А. Габр.) протодиак. (с 1942 в Лефорт, ц., с 1913 – псалм., с 1917 – диак. в Новод. М–ре, в 1933–39 у Ильи Обыден. участка–могилы: 14–8. Х: 15. У:–23. Гузняков Борис и др. и его жена и др. (поворот перед п–ком Перхоровичу) 7.8.1932–1996, 03.01 наст. ц. " Всех скорбящих...», где служил 35 лет, (до этого – в провинции), скрипач, препод, в МДА. участка–могилы: 14–9. Х: 15. У:–16. Штраус Дм. Адольф. и др. Штраусы † 10.05.1985 участка–могилы: 14–10. Х: –-7. У:15. Рыбчинский Евфимий Ал–др. (свернуть с гл. алл. за большой могильный монумент со ступенями, за ним – вторая ограда с ажурным металл, крестом) 14.04.1866–1940,30.11 Протоиерей. По ок. Киев ДС служил на Украине, с 1891 полк, св–к, с 1911 в Кроншгадтск. соборе, с 1918 в Новодевич. М–ре до 1929 г. ? (III–XII 1922 г. под арестом), в ц. 7 Вселенск. соборов, в Благовещ. на Бережках, немного в Хамовниках, священник-нелегал ИПЦ, В 1910 г. ок. юрфак ИМУ и служил в Мин–ве финансов. В 1921–22 гг. слушал курсы Правосл. Народ. Ак.7 прислуживал в ц. Кира и Иоанна у о. Сергия Битюгова. С 6.3.1922–диакон. С 9 .9.1923 645]; В 1924–1930 гг. и. о. наст. Знаменск. ц. в Шереметевском пер.;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Храни Вас Господи. За все спасибо Вам. Если я сегодня обидное что сделал Вам, еще раз говорю: «Простите». Вы видели сами, что было со мной эти дни. Не унывай­те. Хочу отдохнуть с детьми. За сегодняшний канон «Воду прошед» и за девочек Жене сердечное спасибо. День св[ятой] Марии Магдалины. Кисловодск. 22 июля 1926 г. Родная. Как Вы съездили в Саров? Получили деньги? Как здоровье Ваше? Я несколько дней хворал, лежал в постели, сейчас поправля­юсь. Принимаю ванны. Соскучился по всем. Вспоминаю часто Вас, особенно в день памяти преподобного. Пошел здесь в церковь . Обыкновенная воскресная служба – без стихир преподобному, без тропаря, без величания, без канона. Обидно и горько стало, да нездоров еще; совсем плохо. Теперь скоро увидимся. Помолитесь за меня, напишите. Беспокоюсь, как доехали, хватило ли денег? Приеду, давайте, родная, по-настоящему устроим свою душу. Пев­чим всем, всем мое благословение. Не могу всем писать, но всех помню. Храни Вас Господи. Праздник иконы Божией Матери Смоленской. Кисловодск. 28 июля 1926 г. Родная моя, все жду от Вас письма. Как Вы съездили и как сейчас чувствуете? Я, к глубокому моему сожалению, не приеду в день Преображения Господня. Помолитесь тогда за меня особенно. Вер­нусь к воскресению 9 августа. Мне теперь получше. Сердце сократилось значительно. Очень скучаю только. Народу понаехало видимо-невидимо, и с ванными стало трудно. Теперь скоро кончаю и приеду домой. По­молитесь за меня и сами будьте, родная, хорошей. Помните, что я во всем, во всем с Божией помощью помогу Вам. Все беспокоился, хватило ли Вам денег и получили ли Вы еще от меня? Храни Вас Господь. Служил здесь в день святого Пантелеймона и вспоминал всех вас. Вера, наверное, в Москве, передайте ей мое благосло­вение. 1927–1928 гг. Спасибо Вам за письма. Радуюсь за Вас, что Вам хорошо в пусты­ни. Дай Вам Господь отдохнуть и успокоиться. Чувствую себя не­важно. Опять пришлось лечь в постель. Может быть, вдали почув­ствуете еще больше нашу здешнюю жизнь. Молюсь за Вас, помолитесь и Вы за меня, грешного недо­стойного отца Вашего иерея Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Простите, что пишу так плохо: сижу в вагоне и бумага ле­жит на коленях. Не унывайте! Вам есть для кого жить и мало того: Вы иногда умеете жить для них, потому что любите их. Дело у Вас только в выдержке. Храни Вас Господь Грешный недостойный иерей Сергий Все так неожиданно произошло. Как-то необычно. Моя прось­ба об одном. Помогите впоследствии Евфросинии Николаевне поближе быть к детям. Привет и благословение всем. Очень рад за Кирилла. Поздравляю его маму, особенно папу. Спасибо за все. Жизни моей остается один час. Простите. Спасибо Вам, дорогая Лидия Александровна, за хорошее письмо Ваше. Много и у Вас сейчас волнений и скорбей. Мятущаяся Вы очень по характеру и трудно Вам. Жаль мне, что заболела Ника, что разлюбила она Екатерину Павловну. Пишу отцу Борису и прошу его обратить на Ваших девочек особое внимание. Зачем это Вы так говорите: «с боку припеку»? – неправда. Я не хочу, чтобы Вы так думали. Обращайтесь за всем к Марии Николаевне Соко­ловой. Она все Вам скажет, сделает, даст. Письма мои прошлые к определенному моменту, но очень буду рад, если Вы их прочтете. Там моя душа вся – какая уж есть на самом деле. Спасибо Александру Дмитриевичу сердечное, что на­писал мне несколько строчек. Мне здесь это очень дорого. Конечно прочтите Нике записки Ал. Ф., ее по конституции ее это не возбудит чрезмерно. Я их очень люблю, как и автора, но некоторым нельзя целиком читать их. Местами очень возбуждаю­ще написано. Часто ее вспоминаю. Царство ей Небесное. Немного я прожил после нее на Маросейке. При случае напишите мне о Кирилле. Я о нем беспокоюсь и молюсь. Из него может выработаться хороший ученый. Дай Го­сподь ему встать на эту дорогу. Передайте мой привет и благословение Нике, Натусе, Ки­риллу и Сашутке. Храни Вас Господь. Иерей Сергий Был нездоров. Теперь поправляюсь. Неделю шел снег, вре­менами при распустившихся яблони и сирени можно было ездить на санях. Сейчас прекрасная, жаркая, летняя погода. Дети уже не кашляют. Сашутке в следующий раз пришлю их карточку. Мне хо­чется, чтобы он их помнил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010