сост. А.Ф. Грушина Библиография Храм Святителя Николая в Клённиках 1. Торжество в Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские епархиальные ведомости. 1870. 11. С. 6–7. 2. Холмогоров Г., свящ. Юбилейные церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 259–261. 3. История храма//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 260–261. 4. Романовский Н., свящ . Заметка к статье «Юбилейные церкви» // Московские церковные ведомости. 1901. 27. С. 326–328. –Уточнения и дополнения к истории храма. 5. Холмогоров Г., свящ . К 200-летнему юбилею Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 35. С. 403–404. 6. Романовский Н, свящ. Вынужденное слово//Московские церковные ведомости. 1901. 43. С. 514–515. – Дополнения к истории храма. 7. Денисов Л. И. Первое заседание Церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения//Московские церковные ведомости. 1902. 6. С. 78–79. – Описание архитектуры храма. 8. Червяков А. Д. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С. 52–54. 9. Дар московскому приходу//Московский журнал. 1992. 6. С. 61. – О передаче М. А. и Н. А. Струве двух икон письма Т. В. Ельчаниновой в храм Свт. Николая Чудотворца в Клённиках. 10. Бобринский Б., прот. Живая Россия//Русская мысль. 1993. 3971.19–25 марта. С. 16. – О восстановлении храма Святителя Николая в Клённиках в 1990-х гг. 11. Храм Николая Чудотворца в Клённиках (Блинниках)//Указатель материалов о московских храмах, напечатанных в журнале «Московские епархиальные ведомости – Московские церковные ведомости» (1869–1918)/сост. Н. В. Власова, С. П. Прохоров, В. К. Степанов. М., 1993. С. 45. 12. Указатель московских церквей/сост. М. Александровский (1915). Репр. изд. М., 1996. С. 10. 13. На службе Богу//Православная беседа. 1999. 4. С. 22–26. – Рассказ о св. прав. Алексии и сщмч. Сергии. 14. Фрезинская Н. Р. По Покровке-Маросейке...//Московский журнал. 2000. 6. С. 46–53. 14. Паламарчук П. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4 т. 3-е изд. М., 2007. Т. 2. С. 182.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Григорий Шеянов Против времени: священномученик Сергий Мечев В 1937 году в одну из поликлиник города Калинина устроился новый фельдшер. Тихий и неприметный, недавно освободившийся из заключения. Жил замкнуто, менял съемные квартиры, много времени проводил дома в уединении. Да иногда принимал каких-то приезжих людей – то в качестве гостей, то в качестве пациентов. Фельдшер Медицинский стаж у фельдшера был странный. В 1910 году поступил на медицинский факультет Московского университета – и совсем скоро перевелся на историко-филологическое отделение. В 1914-м ушел добровольцем на фронт и служил санитаром, через год выучился на брата милосердия – а после войны вернулся в филологию. В 1919 году недолго проработал секретарем в Московском медицинском журнале. И лишь в 1933-м, во время отбывания срока лишения свободы – вновь вернулся к медицинской практике, работал фельдшером где-то под Архангельском. Звали фельдшера Сергей Алексеевич Мечёв. Вообще-то он был совсем не тихим. И очень приметным. И жизнь не сразу научила его менять съёмные квартиры. Недавно, в начале тридцатых, он годами жил у одной и той же квартирной хозяйки в городе Кадникове. И ходил в рясе, не скрывая сана протоиерея. Открыто принимал духовных чад и отправлял посылки бедствующим священникам. И писал письма своим московским прихожанам без «эзопова языка»: Чувствуете ли вы, мои милые, как устремляется душа моя к каждому из вас? С вами соединил меня Господь. Вы – мое дыхание, вы – моя жизнь, вы – мое радование. Вы не заслоняете мне Господа, а показуете, вы не отдаляете Его, а приближаете. Через вас познал я Господа, в вас Он открылся мне; с вами и от вас возносил я молитву Ему. Служа вам, служил Ему, видел по образу Божию созданную вашу красоту, возносился к Его неизреченной доброте; зная ваши грехи, оплакивал свои согрешения, видя ваше исправление, посрамлялся пред Ним и просил Его помощи в исправлении моей грешной жизни. Словом, многими годами, через вас и с вами шел к Нему. Вы – мой путь ко Христу Но время неотвратимо менялось; время давало понять, что вести себя таким образом уже нельзя. В 1933 году, о. Сергия арестовали вместе с местным кадниковским священником. Новое время создавало новый язык; окормление духовных чад и посылки гонимым священникам теперь следовало именовать «созданием контрреволюционной группировки церковников». А тут еще местный священник, отец Пётр, возьми да и скажи следователю: «Мечёв – крупная величина в церковном мире, пожалуй, не только Москвы, но и России». После таких показаний собрата – тюремное заключение отца Сергия стало неминуемым.

http://pravmir.ru/creative/protiv-vremen...

«Господь именно для того тебя священником и поставил» Как пример отца-священника показал путь молодому врачу − святые Алексий и Сергий Мечёвы 22 июня, 2018 Как пример отца-священника показал путь молодому врачу − святые Алексий и Сергий Мечёвы «Красавица моя милая, драгоценная женушка Нюшенька!» — писал отец. Сережа изумлялся: строгий батюшка пишет такие нежные письма! Сережа станет впоследствии отцом Сергием Мечёвым. Летом 1941 года его арестовали по обвинению в создании подпольных церквей, насаждении тайного монашества и активной борьбе с советской властью. По военному времени за такое полагался расстрел. Отец Сергий, одетый в штатское, шел в поликлинику. Белки глаз его были слегка красными: встал очень рано. Как и почти всегда в последние недели. Появилась возможность совершать литургию на одной квартире, в которой собиралось несколько верных человек. И теперь, причастив собравшихся, он шел на работу. Отцу Сергию нравились тайные службы. Они напоминали о первых учениках Христа. Было ощущение чистоты и подлинности — не тяготила вина, что когда-то пошел на компромисс с властью. Отец Сергий Мечёв, как и многие, не принял Декларацию митрополита Сергия. На литургиях, ими служимых, имя митрополита Сергия, а теперь заместителя Патриаршего Местоблюстителя, не упоминалось. «Непоминание» стоило отцу Сергию Мечёву четырех лет ссылки, пяти лет тюрьмы и лагеря, лесоповала на Севере. После освобождения отцу Сергию запрещено было проживать в Москве и Подмосковье, но он все же некоторое время прожил у духовных детей в Сходне. Работу фельдшера отец Сергий любил. Быть врачом он хотел с детства. Рыбинск, где теперь проживал отец Сергий, был небольшим провинциальным городком. Храмов в нем сохранилось немало, но действующих почти не было. В утреннем сумраке белели стены одной из закрытых церквей. Отец Сергий шел быстрым шагом. До поликлиники остался квартал. Вдруг навстречу отцу Сергию вышла женщина в знакомой белой беретке. Он узнал ее — одна из его московских прихожанок. Она шла, как будто его не видя, торопилась. Потом остановилась и посмотрела на часы. Затем подошла к нему:

http://pravmir.ru/gospod-imenno-dlya-tog...

Е. А. Булгаковой Господь благословит Вас, родная моя Лиза, за память обо мне, Го­сподь поможет Вам устроить свою душу. Вы глубоко, верно опреде­лили первое свое состояние – первоначальное, радостное, светлое, легкое. Второе состояние – это подмена подлинного призрачным, духовного – плотским. В нем привыкли видеть ценности, которые являются мнимыми. Таковы повышенное чувство экстаза и даже плотские состояния (не отдавая себе в последних отчета). Почув­ствовав неправильность, Вы не открыли всей правды, от этого и помощи не было. Родная моя, не унывайте, это часто повторяемый путь. Ничего необычного в этом нет. Для греховного пути это свойственно, мож­но сказать, нормально. При этом Вы много познали и сейчас сознае­те. А это великое дело. Прошу Вас: живите проще, не гоняйтесь ни за какими состояниями. Помните, что если нужно, Господь дает сам. Живите по примеру вдовицы, принесшей Господу две лепты (см.: Мк. 12:41–44 ; Лк. 21:1–4 ): «Господи, у меня ничего нет, душа пуста, сердце каменное, но я верую в Тебя и приношу Тебе последние две лепты, которые с трудом собрала у себя внутри». Вот так просто и нужно жить. Господь увидит Ваше смирение, Ваш труд и даст Вам то, что Вы и не подозреваете, даст радость тихую о Духе Святом. Радость незаметную, смиренную, благодатную. Совсем не такую, что Вы ценили раньше и желали иметь. Храни Вас Господь! Простите меня за небрежное писа­ние. Тороплюсь, хочется ответить. Сердцем не сразу заживете, а молитву молящемуся, по слову Святого Писания, дает Господь (см.: 1Цар. 2:9 ). Вы в смирении делайте лишь возможное для Вас в этом направлении. В. В. Величко Глубокоуважаемый и дорогой Валериан Вадимович! При вхождении во Святый пост земно Вам кланяюсь и про­шу прощения за все содеянное мною. Простите за все! Передайте мой сердечный привет всем Вашим. Да благословит Вас Господь в Ваших общих трудностях! Переданное Вашими «если помнит о нас, то скажите...» для меня доставило душевную тревогу. Родной Валериан Вадимович! Всегда помню, благодарю и до сих пор по временам тянусь к вам ко всем, как бывало и раньше. Очень прискорбно, что письмо мое ко дню Вашего ангела с моей глубокой благодарностью за Ваше вни­мание к болезни моей не дошло до Вас. Может быть, где и найдется еще, может быть, в книге какой завалялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Скачать epub pdf Беседа первая Сегодня мы празднуем память святых отцов Седьмого Вселенского Собора, которые подняли вопрос о том, можно ли изображать лицо Спасителя. В Ветхом Завете было запрещено изображать Бога. Так, перед освящением иконы Христа Спасителя мы читаем: «Господи Боже Вседержителю, Боже отец наших, хотяй люди Твоя, избраннаго Израиля, от прелести идолослужения избавити и в познании и служении Тебе, Единому Истинному Богу, всегда неотступно имети, еже не творити себе образа и подобия Тебе, Истинному Богу, сопротивнаго, во еже яко Богу кланятися и служити ему, прещением запретил еси». 1 Но отсюда еще не следует, что и в Новом Завете изображение Бога на иконах также запрещено. Как искусный врач не всем и не всегда дает одно лекарство, но каждому приличное и полезное, смотря по свойству страны, болезни и времени, иное младенцу, иное взрослому, так и совершеннейший Врач душ тем, которые еще суть младенцы и страждут болезнию идолослужения, которые идолов почитают богами и поклонение Богу отвергают и приличную Ему славу воздают твари, воспретил делать изображения. Такой закон был дан иудеям. Дело в том, что израильскому народу в силу его склонности к идолослужению было запрещено изображать Бога. Тем не менее некоторые символические изображения были и в Ветхом Завете, как и говорится дальше в той же молитве: «Паки же подобия и образы, имиже не чуждых ложных богов, но Тебе, Единаго Истиннаго Бога, Пресвятое и Великолепое имя славится, Моисеом первее в Твоем законном святилищи, над кивотом свидения херувима два злата, два же у углов очищения поставите, на опонах же множество херувимов делом швейным устроити и сооружити повелел еси; и Соломоном в олтаре херувима два, от древа кипариса златом объята поставлена быста; кивот же, в немже скрижали Завета камении, стамна злата, и Ааронов жезл бяху, яко тии с людьми ту сущии, и славы Твоея величество знаменующий, и память Твоих преславных чудес и благодеяний имеющий (аще и дело рук человеческих бяху) со страхом и трепетом и благолепным поклонением, каждением же и пред теми молением, чтити сия повелел еси, и честь оную, яко Тебе Самому отданную, милостивно приимал еси». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Скачать epub pdf Письма из Италии (1913) Дорогой папа! Сегодня осматривал галерею Литта и видел еще трех Мадонн Ра­фаэля, собственно, даже четырех, четвертую в его «Святом семей­стве». Больше всего понравилась та Мадонна, которая очень по­хожа на виденную мною вчера в галерее. Опять долго стоял перед картиной, а потом, обходя галерею, несколько раз к ней воз­вращался. Из виденных мною нескольких десятков Мадонн, только в Мадоннах Рафаэля нашел, да и то не во всех, то, что для верующих людей является необходимым в Ней – это девическую нежность и какую-то особенную задумчивость, связанную с исполнением Ею столь великого дела. Обыкновенная Мадонна в лучшем случае только любящая мать, но в большинстве случаев подчас даже плохо любящая. Вы советуете мне ехать в Рим. Конечно, папа, совет хороший, так как Рим, что называется, в двух шагах, только я беспокоюсь сильно относительно денег: Вы предлагаете мне выслать, но я не знаю, каково это будет Вам. Говорить о том, что после всего виденного в Италии мне хо­чется в Рим, я считаю лишним: вообще, всякому, конечно, хочется там побывать. Я возьму от Вас денег с тем условием, что Вы даете их мне взаймы, как и прежние 100 рублей, а это письмо является обяза­тельством перед Вами. Денег, папа, нужно 50 рублей, не меньше. Как приеду, возьму урок и постараюсь их отдать. Финансы мои сей­час в таком положении: у меня есть 30 рублей русскими деньга­ми – это, так сказать, неприкосновенный капитал, оставленный мною на дорогу (билет от Швейцарии до Александр [ии], хотя и III, конечно, класса, стоит 25 рублей), затем 150 франков, которые почти все придется израсходовать во Флоренции, ибо один билет до Рима стоит 20 франков. Есть у меня еще 6 рублей немецкими деньгами. Принимая во внимание все расходы, никак нельзя обой­тись без 50 рублей, если ехать в Рим. Через три дня нужно уже уез­жать из Флоренции. Папа, Вы уже простите, поеду в Рим без Вашего разрешения. Надеюсь на Вашу доброту. У меня есть к Вам еще просьба. Ради Бога, купите в Москве путеводитель по Риму и пошлите его мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Статистика Сергий Мечев, прот. Сергей Алексеевич Мечёв (Сергий Мечёв, 17 сентября (30 сентября) 1892, Москва — 6 января 1942, Ярославль) — протоиерей, святой Русской православной церкви. Причислен к лику святых как священномученик в 2000 году для общецерковного почитания. Семья Был четвёртым ребёнком в семье протоиерея Алексия Мечёва (с 1893 года — настоятеля церкви святителя Николая в Кленниках). Мать — Анна Петровна (умерла в 1902 году). Супруга — Евфросиния Николаевна Шафоростова (1890—1959), происходила из купеческой семьи. Образование Окончил 3-ю Московскую гимназию с серебряной медалью (1910 год), учился на медицинском факультете Московского университета, окончил историко-филологический факультет Московского университета. Изучал древнерусскую литературу под руководством академика М. Н. Сперанского, называвшего Сергея Мечёва одним из лучших своих учеников. В 1913 году посетил Италию и Швейцарию, знакомился с классическими образцами западноевропейского искусства. Был серьёзным знатоком русской иконы. Ещё в университете серьёзно интересовался проблемами духовничества — его истории и практики. Светская деятельность В 1914—1916 годах добровольно служил санитаром и братом милосердия в прифронтовой зоне во втором подвижном лазарете Красного Креста Московского купеческого и биржевого общества. В 1917 году недолго служил на фронте вольноопределяющимся. В 1918 году участвовал в работе делегации Высшего Церковного Управления (ВЦУ) для защиты пред правительством имущественных и иных прав Православной церкви. В этот период познакомился с Патриархом Тихоном. Недолго работал в Наркомпросе. Священник Весной 1919 года рукоположен во диакона, 17 апреля 1919 года — во иерея (епископом Феодором (Поздеевским)). В 1919—1929 годы служил в храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Вместе с отцом проводил религиозные беседы в храме и на частных квартирах прихожан. Был ярким проповедником, прекрасно знал творения Святых отцов. В 1923 году, после смерти отца, стал настоятелем храма и главой маросейской общины, в которую входили многие представители гуманитарной интеллигенции. Принял настоятельство по благословению оптинского старца Нектария. В том же году недолго находился в тюрьме за непризнание обновленческого движения.

http://lib.cerkov.ru/authors/1427

Скачать epub pdf Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы творим память святого, близкого и дорогого нашему храму, которому мы молимся каждый день, имя которого произносится на каждом отпусте. Этот святой с первого взгляда ничем не отличается от целого ряда других русских святых, многие из которых удалялись в пустыни, многие, как и он, были строителями монастырей. Но этот угодник Божий, Феодосий Тотемский, может быть особенно близок нам оттого, что выявил одно свойство, которое и воспевается в тропаре: «славу суетную в ничтоже вмени». О какой славе говорится здесь? «Есть слава, – говорит Иоанн Лествичник , – происходящая от Господа, как сказано в писании прославляющих Меня прославлю ( 1Цар. 2, 30 ), и есть слава, которая после подходит от дьявольского коварства, как Господь говорит в Евангелии: горе, когда добре рекут вам вси человецы ( Лук. 6, 26 ). Явно познаешь в себе первую славу, когда будешь взирать на славу, как на вредное для тебя, когда всяким ухищрением будешь от нее отвращаться, и куда бы ты ни пошел, везде будешь скрывать свое жительство. Вторую же славу можешь узнать в себе тогда, когда и самое малое что-либо делаешь для того, чтобы видели тебя люди» (И. Лествичник, Сл. 22, 36). Вот эту вторую славу Феодосий Тотемский «в ничтоже вмени», ибо он искал славы иной, СЛАВЫ ВЕЧНОЙ, к которой все должны стремиться и которая ожидает человека не только на небе, но и приходит к нему уже на земле. Мы же все стремимся к славе человеческой, которую Иоанн Лествичник называет тщетной, тщеславием. Мы почти ничего доброго не делаем, но если случится, что и сделаем что-нибудь совсем маленькое и ничтожное, то стараемся, чтобы люди видели нас, говорили о нас, и чтобы это маленькое понемногу доставило нам славу, ибо мы любим предвозлежание в синагогах и чтобы звали нас «учителю, учителю». Если у нас есть что-нибудь хорошее, то мы должны хранить его внутри себя, ибо это Господь нам дает. Когда будешь всячески отворачиваться и бежать от славы человеческой, скрывать свое истинное лицо, вот тогда ты узнаешь истинную славу. Если же мы делаем все для других, ища славы человеческой, то мы ничего не получим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва (ФОТО) Священномученик Сергий Мечёв, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского, стал настоятелем храма Святителя Николая в Кленниках после кончины отца в 1923 году и служил в этом храме вплоть до своего ареста в 1929 г. Сам святой праведный Алексий, известный уже при жизни как старец в миру, говорил: «Сын мой будет выше меня». 16 сентября, 2012 Священномученик Сергий Мечёв, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского, стал настоятелем храма Святителя Николая в Кленниках после кончины отца в 1923 году и служил в этом храме вплоть до своего ареста в 1929 г. Сам святой праведный Алексий, известный уже при жизни как старец в миру, говорил: «Сын мой будет выше меня». 13-21 сентября в культурном центре «Покровские ворота» проходит фотовыставка к 120-летию со дня рождения священномученика Сергия Мечёва. Священномученик Сергий Мечёв, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского , стал настоятелем храма Святителя Николая в Кленниках после кончины отца в 1923 году и служил в этом храме вплоть до своего ареста в 1929 г. Сам святой праведный Алексий, известный уже при жизни как старец в миру, говорил: «Сын мой будет выше меня». За годы своего служения священномученик Сергий сумел сплотить вокруг себя духовных детей почившего отца Алексия и своих чад, укрепив общину, члены которой пронесли через все гонения память о своем духовном отце, сохраняя как зеницу ока его духовное наследие. Выставка и презентация книги «Друг друга тяготы носите…» Жизнь и пастырский  подвиг сщмч. Сергия Мечева», фото: Юлия Маковейчук Храм свт. Николая в Кленниках, где служили о.Алексий Мечев и о.Сергий Мечев На проповеди о.Алексий Мечев с прихожанами о.Алексий Мечев с семьей Сережа Мечев — гимназист Объяснительная записка о.Алексия в гимназию Сергей Мечев Евфросиния Николаевна Шафоростова, сестра милосердия подвижного Лазаревского Красного Креста Московского Купеческого и Биржевого общества В 1917 году Сергей Мечев недолго служил на фронте вольноопределяющимся.

http://pravmir.ru/vystavka-zhizn-i-pasty...

священномученик Сергий Мечёв (1892–1942) Беседы Проповеди и слова Письма священномученик Сергий Мечёв Духовный наставник, проповедник. Настоятель храма свт. Николая Чудотворца на Маросейке. Родился в Москве 17 сентября 1892 года в семье праведного Алексия Мечёва , настоятеля храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Батюшка отец Алексий очень любил своего сына Серёжу и желал иметь его своим преемником, но он не хотел оказывать на него давление и поэтому дал возможность сыну получить светское образование. В 1910 году Сергей окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. Вскоре он перешёл учиться на словесное отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1917 году. Во время войны в 1914 году Сергей Алексеевич работал на Западном фронте братом милосердия в одном из санитарных поездов. Там же он познакомился со своей будущей супругой, которая также трудилась сестрой милосердия. Одновременно с учёбой в университете Сергий Алексеевич принимал участие в работе студенческого богословского кружка имени святителя Иоанна Златоустого , организованного наместником Чудова монастыря епископом Арсением (Жадановским). На заседаниях кружка читались и обсуждались доклады на различные темы богословского характера. В 1917 году была создана комиссия по сношению с гражданской властью Русской Православной Церкви. В число членов Комиссии вошёл и Сергей Алексеевич. В этот период ему пришлось часто бывать у патриарха Тихона, который очень его полюбил. Решение принять священство было связано у Сергея Алексеевича с поездкой в 1918 году в Оптину пустынь, где он получил на это благословение старцев отца Анатолия и отца Нектария. В 1919 году, по окончании Московского университета, он был рукоположен во диакона, а затем во иерея. Рукополагал в Даниловском монастыре архиепископ Феодор (Поздеевский) . Сын служил рядом с отцом в храме на Маросейке. Этот приход называли «мирским монастырём». Послушание духовному отцу, очищение совести покаянием, частое причащение, ежедневные уставные службы (обедни на Маросейке начинались в 6 утра, и прихожане могли попасть на работу вовремя) — всё это создавало условия для подлинной духовной жизни. « Христианство не учение, а жизнь», — часто повторял отец Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010