59 Epistolar. Lib. I, epist. 44. Вообще сей святитель, хотя латинские писатели почитают его покровителем закона о безбрачии (Fessler, inst. Patrol. pag. 999. 1022. Ed. 1851 an.), требовать от священнослужителей только воздержания и чистоты, а не удаления от брачного сожительства Он писал: «volumu, ut sacerdotes prohiberi debeant, ne cum mulieribus conversentur, excepta duntaxat matre, sorore vel uxore, quæ caste regenda est» (Epist. Lib. 1, 52). “Hi, sicut canonica decreuit auctoritas, uxores, quas caste debent regere, non relinquant” (Lib. IX, epist. 60). 62 Николай диакон дествительно был женат, и, хотя в последствии впал в ересь, брачное состояние не воспрепятствовало ему быть в числе первых семи диаконов. А что супружество его, и в диаконском сане оставалось нерасторгнутым и действительным, сие можно заключать из свидетельства Климента александрийского , который говорит о ревности его к своей жене (Церк. Ист. Евс. кн. III, гл. 29). 68 Palatin. Vit. P. Pii II, sub Pin. – За свои усилия папа этот у латинян уважается, и римские богословы так отзываются о нем: “vir fuit magnus, ingenioque claris” (Kenr. Theol. Dogm. Vol. I, pag. 450. Ed. 1858 ann). 69 Conc. Trid. Sess. XXIV. can. 9. Сие правило тридентского собора выражено так: “Si quis dixerit, clericos in sacris Ordinibus constitutos vel Regulares, castitatem solemniter professos. Posse matrimonium, contrahere, contractumque validum esse, non obstante lege Ecclesiastica, del volo et oppositum, nil aliud esse, quam damnare matrimonium, posseque omnes contrahere matrimonium, qui non sentiunt se castitatis etiamsieam voverint, habere donum: anaphema sit”. – Нельзя впрочем не приметить, что в сем правиле яснее выражена виновность нарушителей обета чистоты, нежели общая обязанность лиц духовных возлагать на себя обет безбрачия. Читать далее Источник: Сергий (Ляпидевский), архим. Брак и безбрачие лиц духовных//Прибавления к Творениям св. Отцов. 1860. Ч. 19. Кн. 2. С. 169–235. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Посему предлагаю: 1) Настоятельно подтвердить цензору, чтобы он внимательнее был в рассмотрении сочинений, представляемых к напечатанию или перепечатанию, и, в случае хотя малейшего сомнения, не полагаясь на одно свое суждение, обращался к совещанию полного присутствия Комитета. 2) Комитету также подтвердить, чтобы все члены оного друг друга охраняли и подкрепляли друг друга в правильном действовании, утверждаясь на закон и богословском и религиозно-нравственном воззрении на предмет, а не на лице зряще 5 . Вследствие такой строгой резолюции архимандрита Сергий должен был «принести раскаяние в погрешительности» своего поступка 6 . Выдержанный в такой строгой школе долговременным опытом действования на поприще ученом и учебно-воспитательном, архимандрит Сергий хорошо приготовленным оказался и к занятию высшего поста в воспитавшей его академии, – ректорского. 14 сентября 1857 года ректор академии архимандрит Евгений (Сахаров-Платонов), скончавшийся в 1888 году в сане епископа Симбирского, был назначен на кафедру епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. Вследствие сего митрополит Филарет от 1 октября того же 1857 года писал Обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому следующее: «Назначением архимандрита Евгения в епископа Дмитровского открылась вакансия ректора и профессора богословских наук в Московской духовной академии. Занять оную способным усматривается инспектор той же академии архимандрит Сергий, который продолжает ученую службу при оной 12 лет и 11 месяцев. Если он удостоен будет занять сию вакансию: то открывающуюся вакансию инспектора академии занять способным усматривается той же академии экстраординарный профессор архимандрит Порфирий 7 , продолжающий ученую службу при оной 8 6 лет и 9 месяцев. С достаточными способностями и образованием оба соединяют нравственное достоинство, по которому могут руководствовать подведомых и наставлением и примером. Препровождая при сем послужные обоих списки, покорнейше прошу предложить сие на благоусмотрение Св. Синода» 9 . Это представление было, конечно, уважено, и архимандрит Сергий назначен ректором академии 4 октября 1857 года, при чем ему, за время ректорства его, по прежним обычаям, вверено было преемственно управление Московскими монастырями, сначала (с 8 апреля 1858 года) Высокопетровским, а потом (с 8 августа 1859 года) – Заиконоспасским. Кроме того, по должности ректора, архимандрит Сергий сделался еще председателем редакционного комитета по изданию Творений Св. Отцев в русском переводе с Прибавлениями духовного содержания. Немало было, по-прежнему, также особых трудов и поручений при этом. Большая часть их возлагаема была на него митрополитом Филаретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Таким образом я шёл за ним, а не рядом, но знал его, пожалуй, лучше других, потому что он жил у Пречистой, а я у дяди у Вознесенья. Оба за рекой, оба удалённые от семинарии и семинарских квартир. Я часто бывал в него в доме, иногда и он заходил ко мне». 16 Кстати, когда П.С. Ляпидевский был профессором Вифанской духовной семинарии (т. е. в 1833–1835 гг.), тогда и Н.Я. Ляпидевский учился там же, но только один первый год семинарского образования, а потом опять перешёл в Тульскую семинарию. 17 I.I., протоиерей заграничной придворной православной церкви в Штутгарте, скончавшийся 5 января 1895 года. 20 Сообщено Н.С. Дружининым. Предпочтение же Ляпидевского Поспелову можно объяснить как тем, что Н.С. Делицын нашёл Ляпидевского лучшим Поспелова, как ученика семинарии, по успехам, которые мог видеть в сочинениях того или другого и на устных экзаменах, так и тем, что, согласно сообщению того же Н.С. Дружинина, к семейству Каркадиновских очень расположен был тогдашний инспектор Московской духовной академии архимандрит Евсевий (в мире Евфимий Поликарпович Орлинский), скончавшийся в 1883 году в сане архиепископа Могилёвского, товарищ не только по академии, но и по семинарии П.С. Ляпидевского, пользовавшийся родственным приёмом в доме Каркадиновских и потому дружественно расположенный и к нему, и к ним. Он, быть может, и обратил особенное внимание ревизора на Н.Я. Ляпидевского, к которому затем и в академии имел особенно внимание и расположение. 21 Впрочем, Поспелов и сам, как талантливый, выдвигался из среды других воспитанников. Он кончил курс академии в числе магистров из 27-ми 15-м. И поступил в академию также высоко. А надобно заметить, что весь курс их (XIV-й) был довольно большой, простирался почти до 60-ти человек. 22 Эти последние сведения, очевидно, взяты из семинарского аттестата Н.Я. Ляпидевского. В этом отношении тут же о Вл. Гр. Назаревском замечено: «способностей отлично хороших, прилежания неослабного, поведения очень честного», а о М.И. Поспелове: «способностей превосходных, прилежания постоянного и поведения весьма честного».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Между тем вскоре по назначении на должность бакалавра, именно 25 октября 1845 года иеромонах Сергий был утвержден в степени магистра богословия за свое, напечатанное еще в 1844 году (в Москве), курсовое сочинение, под заглавием: поминовении усопших. Будучи еще бакалавром и в сане иеромонаха, отец Сергий 25 апреля 1848 года назначен был на должность инспектора академии, на каковой должности 15 января 1850 года возведен был в сан архимандрита и в звание экстраординарного профессора (в 1851 г.), а в 1855 году, по представлению митрополита Филарета, награжден орденом св. Анны 2 степени 2 . Кроме исполнения обязанностей по должностям профессора и инспектора, архимандрит Сергий исполнял обязанности по званию члена духовно – цензурного Комитета, состоявшего тогда при Московской духовной академии, равно и другие, возлагаемые на него, поручения, как, например, по ревизии духовно-учебных заведений Московского духовно-учебного округа 3 , по рассмотрению относившихся к специальности его кафедры сочинений 4 , и т. п. при чем особенно много труда, а по временам и неприятностей доставляла ему должность цензора. Трудность исполнения обязанностей по этой должности увеличивалась от строгости требований, которые предъявлял к одобряемым для напечатания произведениям зорко следивший за этим митрополит Филарет. Так, вот один из случаев подобного рода с архимандритом Сергием. В 1853 году, от 30 марта, митрополит Филарет, рассматривавший ежемесячные отчеты Московского духовно-цензурного Комитета, представляемые ему Конференцией академии, сделал Конференции академической следующее «предложение». «Цензурный Комитет, состоящий при академии, пропустил к напечатанию прилагаемые при сем стихи: Молитва при Кресте, в которых за сим заглавием следуют арии и хоры, показывающие назначение сих стихов для театра. Конференции предлагаю рассмотреть сей поступок Комитета, и не оставить меня в неизвестности о последующем». Конференция потребовала от Комитета объяснения по настоящему случаю. Оказалось, что рассматривал стихи и одобрил их к напечатанию инспектор академии архимандрит Сергий, по поручению Комитета, в который эти стихи присланы были на рассмотрение и одобрение от Совета Московского благотворительного Общества, торопившего Комитет делом пропуска стихов в печать в видах исполнения их на сцене с благотворительною целью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Не могу не уважать препятствия, которые отдаляют взаимное наше свидание. Из них наиболее неприятно то, что Вы были больны, и теперь не совсем здоровы. Выздоравливайте совершенно, и тогда условимся о времени Вашего путешествия сюда. Журнал Ваш прикажите не высылать на мое имя в Кишинев. Лучше отдать в переплет, когда составится том. При случае уведомьте меня, сколько подписчиков из Бессарабии. Преданный Вам А. Сергий. (1888 г.?) 34. † Любезнейший Николай Иванович ! Не писал я к Вам отлагая беседу до личного свидания. Желаю Вам встретить праздник в радости, а главное, в добром здоровье. Оно теперь необходимое условие, без которого боюсь, не состоится наше свидание. В первые дни праздника будет не мало выездов и отвлечений. Приезжайте в четверг или в пятницу пасхальной недели, и пробудете до среды Фоминой. О выезде и поезде телеграфируйте. Пошлю келейника. А. Сергий. 19 марта (1888 г.?) 35. † Сердечноуважаемый Николай Иванович ! Весьма обрадован извещением, что Вы собираетесь ко мне. Убедительно прошу не отменять предполагаемого путешествия. Нужно только условиться, когда Вам приехать. В Киеве был я в мае. Теперь не поеду, ежели позван не буду. Отправив дома Владимиров праздник, отлучусь дней на десять в епархию. Август весь проведу дома. Так как у нас лучшее время, когда виноград созревает, то я и желал бы, чтобы Вы пожаловали в последней половине августа, и провели у меня несколько дней сентября. Впрочем, если нельзя остаться до сентября, приезжайте в половине августа, чтобы погостить не меньше назначенного Вами срока. Издержками не затрудняйтесь. На всем продолжении пути помещайтесь в первом классе, чтобы Вам было спокойнее. Назначив день отъезда, пошлите заказное, а их Раздельной, или из Киева телеграмму. Рабу Божию Георгию вечное блаженство 150 . Вам желаю многолетнего здравия. Преданный Вам А. Сергий. 4 июля (1888 г.?) 36. † Возлюбленный Николай Иванович ! До начала сентября ждал я Вас к себе. Какие бы обстоятельства не воспрепятствовали Вашему путешествию, но не оставляет меня сожаление, что Вы не были у меня. Но только приятно было бы видеться, но нужно было бы и поговорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Когда возвращусь в город, немедля отошлю Вам третий том Карловича. Приложу и «Истинность»: мне судебный следователь доставил десять экземпляров. Прилагаю «отчет» здешнего единоверческого священника. Отчет этот есть сырой материал. Но Вы умеете и из такого вещества создать легко читаемые, художественные статьи. Из Бессарабии по части раскола, кажется, еще ничего не появлялось. Может быть найдете не излишним поместить в своем издании краткие заметки из «отчета». А. Сергий. 30 апреля (1887 г.?) 32. † Любезнейший Николай Иванович ! Приближение Ваших именин послужило мне побуждением прекратить молчание. Приветствую с этим днем; желаю Вам многократно встречать его и всегда в радости и добром здоровье. Хотя лучше нас знаете, что делают раскольники у нас в Бессарабии; однако ж не лишним считаю приложить два письма ко мне Вилковского священника. Не дадите ли по содержанию их какой мне совет? Бывши в Измаиле, я думал даже пригласить к себе Анастасия 142 ; но удержался. Беседа с ним без свидетелей может быть извращена; а при свидетелях бесполезна. О Филарете 143 , после Вашего письма, не тужу; но хорошо, если бы Вы нашли мне человека, хотя бы в уплату за Ермила, которого московские доходы соблазнили и увлекли. О браке приходящих из раскола нужно бы твердое решение. Видите, что Ваше не удовлетворило 144 . Но не успокоительно и петербургское 145 . Таинство, совершенное беглым, запрещенным, не действительно; а просто беглым приемлемо. – Амвросий 146 ушел не в запрещении. Следовательно, совершенные им таинства действительны, и по рожденная им иерархия несомненна 147 . Против Каптерева хорошо начали говорить 148 . (1887 г.?) А. Сергий. 33. † Любезнейший Николай Иванович ! Вчера, 24-го января пришло письмо Ваше, а за день прежде получена книжка. Против издателя слышится обвинение, что он делает отзывы, обидные для лиц почтенных и для коллегии, в которой некоторые из них заседают. Отсюда и гнев. Жалоба «затворника» не важна и потому уже, что причина его затворничества здесь известна. Но другой жалобщик пользуется давнею протекцией, и его боятся огорчать между прочим потому, «как бы не сделался с ним удар» 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Ежели отказываетесь от секретарства, кого на это дело имеете в виду 202 ? По вниманию к Вашему предстательству за Полянского 203 , он уволен от учительства в Звенигороде, и сделан смотрителем духовного училища (в Жировицах). М. Сергий. 23 декабря (1896 г.?) 51. † 13 сентября (1897 г.?) Любезнейший Николай Иванович ! Статью возвращаю 204 . В ней ничего нет сомнительного, и напечатать ее можно. Я никого из миссионеров не приглашал и никому не поручал писать ответы на раскольнические вопросы. Кроме тех книжек «Правды» 205 , которые Вы мне давали 206 , я не видал, и вопросов, обращенных ко мне, не знаю. С Максимовым 207 хотя виделся, но ничего о раскольнической газете с ним не говорил. А говорил с ни о Кузнецове 208 , и поручал ему уведомить Вас, что из Гуслицкой суммы ежегодно будет выдаваемо этому миссионеру по шестисот рублей. Теперь слышу, что он тяжко заболел. Радуюсь, что Вы живете «привольно». Запаситесь здоровьем. М. Сергий. 52. † Любезнейший Николай Иванович ! Корректуру возвращаю. О ней заговорил со мной сам Константин Петрович. Он за лучшее почел статью не пропускать, а снестись по сему к генерал-губернатору. Я с своей стороны просил его сообщить мне, какие будут последствия этого сношения 209 . Воспользовавшись этим, я спросил его, хорошо ли то, что газеты светские возвещают о перенесении мощей митрополита Амвросия 210 ; а Братское Слово по этому предмету, который однако же близко его касается, совсем молчит. Тогда он сознался, что Вы писали ему, но также предпочел обратиться к генерал-губернатору, прося его о обуздании тех двух лиц, которые стараются осуществить эту затею. Он прибавил, что писал в Австрию и к послу, и к консулам, чтобы они с своей стороны предостерегли австрийское правительство от содействия скандальному предприятию. В заключение я спросил: может ли Субботин что-либо печатать по этому предмету? – Он воскликнул: «Сделайте одолжение. Пусть печатает не стесняясь». Товарищ тех же мыслей, и сам хотел писать к Вам. В начале февраля Викентий 211 должен быть в часовне. Предъявите ему мое предписание; а о субсидии объяснитесь с Войтом 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

В Киеве С. поручил мне убеждать Вас (конечно, письмами, ибо он не знал о Ваших сборах ко мне), чтобы Вы не прекращали издания. Я отвечал, что ни мои, никакие убеждения не помогут, если ему не обещается поддержка со стороны властей; доселе защиты его делу почти не оказывалось. Праведный прислал мне рукопись, и просит, чтобы я переслал ее к Вам. Исполняю его желание. Решите сами, можно ли ее воспользоваться для Вашего издания. Сказанное обо мне верно. Эти дни гостил у меня Киевский митрополит 151 . Своему посланию 152 придает особенное значение. Посылал Государю. Но негодует, как позволяют газетам помещать статьи, в которых порицается это послание, и сам автор подвергается ругательствам со стороны раскольников. Желаю Вам здоровья и спокойствия. А. Сергий. Сентябрь (1888 г.?) 37. † Любезнейший Николай Иванович ! Для нового года желаю Вам новых сил душевных и здоровья, чтобы противостоять враждебным силам, и если нельзя избежать огорчений, потому что издаете слово правды, то дай Бог , чтобы их было меньше. Что неблаговоление оказано ради «друга» – это очень вероятно; ибо не подлежит сомнению, что «друг» человек очень мстительный, и притом мстящий не только лично, но и через своих приближенных. Я не откажусь посодействовать, чтобы болезненный 153 поселился на юге. Теперь вакансий нет. Но при свидании поговорим лично. Вы не оставляйте доброго намерения, и к масленице приезжайте. О дне и поезде предупредите телеграммой, чтобы я мог послать за Вами к вокзалу кого-нибудь из домочадцев. Преданный Вам А. Сергий. 31 декабря (1888 г.?) 38. † Любезнейший Николай Иванович ! Книжки Вашего издания, на мое имя высылаемые, уходят в Бессарабию по прежнему адресу. Нельзя ли сделать так, чтобы нововыходящие отправляемы были прямо ко мне сюда 154 . Очень печалюсь, что их не вижу. На сих днях был у меня «Ваш» 155 , и просидел целый вечер. Из разговора положительно открылось, что в феврале ехать не хочет, а отправится на шестой неделе поста. Получили ль Вы мое письмо, в котором я спрашивал о дне прибытия Вашего сюда, чтобы послать за Вами келейника к вокзалу. Если решаетесь не отлагать поездку до пасхи, то предупредите меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Я рассчитывал, что приедете ко мне в начале августа. Но может быть к лучшему, что поездка не состоялась. Постоянные слухи и толки о приближении болезни не дали бы Вам погостить спокойно; а засуха и местность здешнюю сделала противною. Во все лето почти не было дождя, которым нельзя назвать несколько упавших капель, что было раза два. Все посохло; жар, духота, пыль; с Бессарабией и сравнения нет 167 . Статью о Шашине оставьте у себя. На отчет его взгляните повнимательнее. Здесь о его пребывании не так говорят, как было печатано. Если встретите что в отчете «тенденциозное», снеситесь со мной. Преданный Вам А. Сергий. 3 сентября (1892 г.?) 49. † Вы, помнится, озабочены были ходатайством Солодовникова 184 о часовне. Достигнет ли он своей цели, еще неизвестно; но какой мною дан отзыв, поставляю Вас в известность, прилагая черновое мое отношение по сему делу. К обер-прокурору Святейшего Синода. Отзыв по делу о ходатайстве Солдатенкова. Коммерции советник Косьма Солдатенков ходатайствует о разрешении поставить на рогожском кладбище памятник над могилами его родственников. По сему предмету потребован отношением Вашим от 21 сентября за 5613-м мой отзыв. Благочинному единоверческих церквей предварительно было мной поручено осмотреть самое место, где предполагается воздвигнуть памятник. Оказалось, что оно огорожено железной решеткой, в 2½ аршина вышины, на пространстве в длину 15-ти аршин, а в ширину 14-ти. Внутри этой ограды расположены в два ряда могилы предков и родственников Солдатенкова, и на каждой из них стоит великолепный мраморный памятник, в виде гробницы. Эти монументы неизбежно (придется?) принять, чтобы на сем месте построить предположенную часовню, в которой может поместиться больше ста человек. Естественно рождается вопрос: для чего же это нужно? На рогожском кладбище погребены лжеархиереи, лжепопы и многие чтимые старообрядцами лица; но нет на нем ни церкви, ни часовни, где бы могла совершаться заупокойная служба. Недостаток этот сильно ощущается раскольниками; ибо вследствие запрещения служить под открытым небом, австрийские лжеиереи остерегаются над могилами отправлять панихиды. На помощь приходит Косьма Солдатенков, который есть покровитель австрийской лжеиерархии и распространитель секты окружников. Он предположил создать часовню, в которой удобно может совершаться то, что и в церкви. Хоть сказано, что в ней будет только распятие; но явится и переносный престол, и полотняный иконостас, с священными изображениями. Окна в часовне проектированы выше роста человеческого; следовательно снаружи не видно будет, что там происходит. В служащих недостатка нет, ибо на кладбище живут лжепопы – Прокопий, Елисей, Савва, Тимофей, лжедиконы – Иван, Григорий, Елисей, и более сорока дьячков. А чтобы в часовне богослужения не было, следить за сим некому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Не по Вашим ли соображениям устроен противураскольнический класс в семинарии? – Хотим и мы последовать Вашему примеру 7 . Желаю Вам и Екатерине Ивановне 8 здоровья и благополучия. 3. † Авг. 14-го (1881 г.?). К глубокой скорби, которую с Вами разделяю, сбылось то, чего мы не желали и боялись, и что оказалось непредотвратимо 9 . Да упокоит Господь душу доброй рабы Своей Екатерины; имя ее воспоминается в нашей крестовой. Она оставила Вам отрадное воспоминание, что Вы провели несколько лет сладостного супружества; а Ваша совесть будет Вам напоминать, что Вы служили ей утешением, и своими заботами о ней поддерживали жизнь ее. Письмо Ваше я получил, но не теряю надежды видеть Вас здесь у меня. По прошествии сорока дней, приезжайте ко мне, и погостите у меня от Сергиева дня до Покрова. Путевые издержки конечно мои, особенно теперь, когда у Вас были неизбежные и большие расходы. Да укрепит Вас Господь в терпении. Преданный Вам Сергий А. Казанский. 4. † Сент. 10 (1881 г.?). Вчера было суждение о книге «Деяний» 10 . Когда прочитан был Ваш благородный отказ, поняли, что давать Вам деньги не приходится. Возбужден был вопрос об исходатайствовании Вам Высочайшей награды; но, оказалось, что в этом году Вы чин получили. Положено иметь в виду заслугу Вашу по времени 11 . А относительно книги определено: 2,000 экземпляров пустить в продажу по рублю; по сто экземпляров дать Вам и Филарету 12 ; остальные разослать в епархии для безмездной раздачи по раскольническим приходам. Константин Петрович 13 стоял подле моего кресла; улучив минуту, когда другие занялись посторонним разговором, я шепнул ему не лучше ли 2,000 экз. отдать Братству 14 , для поддержки его. Он отвечал, что нужно покрыть типографские издержки, в избежание запутанности счетной части, и что он найдет, как поддержать Братство. Далее я удержался, чтобы не выступать в качестве ходатая. Была речь и о раскольнической книге 15 . Первенствующий 16 объявил, что поручил Нильскому 17 писать на нее опровержение, которое будет помещено в Церковном Вестнике. Но я советовал бы Вам немедленно дать об этой книге понятие, поместив статейку в Московских Ведомостях. Можно прямо писать, что в ней много ложного, подложного и извращенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010