Высокопреосвященнейший митрополит Сергий, в мире Николай Яковлевич Ляпидевский, родился 9 мая 1820 года в городе Тула, где его родитель, Иаков Иродионович Каркадиновский, в то время состоял священником при Богородице–Рождественской, или иначе, Пречистенской церкви, а позже был ключарем местного кафедрального собора и умер в 1855 году в сане протоиерея. Фамилию Ляпидевский Николай Яковлевич получил по матери, брат которой, его дядя, известный впоследствии Московский протоиерей Павел Степанович Ляпидевский († 1891 г.), был магистр VIII курса (выпуска 1832 года) Московской духовной академии. И так как этот дядя его, по окончании курса академического, некоторое время был профессором Вифанской духовной семинарии, то и племянник его некоторое время (в 1834–1835 годах) учился, под руководством дяди, в Вифанской духовной семинарии, а доканчивал курс (1836–1840 гг.) в родной, Тульской семинарии, и отсюда, как лучший воспитанник, в 1810 году был послан, для довершения образования, в Московскую духовную академию. В 1844 году, пред самым окончанием академического курса, именно 24 июня Н. Я. Ляпидевский, согласно прошению, пострижен был в монашество с именем Сергия, данным ему в честь почивающего в Троицкой Лавре преподобного Сергия. Вскоре после выпускных экзаменов, 20 июля, новопостриженный рукоположен был в иеродиакона, а 6 августа того же 1844 года в иеромонаха самим митрополитом Филаретом, который все это время пробыл в Сергиевой Лавре. Как один из лучших воспитанников своего курса, считающего в числе своих питомцев – из архипастырей – доселе здравствующих архиепископов – Харьковского Амвросия (Ключарева) и бывшего Кишиневского Неофита (Неводчикова) и скончавшихся: епископов – Самарского Серафима († 1891), Муромского Андрея († 1868), Томского Платона (1876), Томского же Петра († 1889) и Угличского Амфилохия (1893), – из профессоров Московской и Казанской духовных академий – протоиереев И. М. Богословского -Платонова († 1870), С. И. Зернова († 1886), С. К. Смирнова (1889) и Д. И. Кастальского († 1891) и др., иеромонах Сергий с 30 октября 1844 года оставлен был при самой академии в должности бакалавра. При этом сначала он предназначен был к преподаванию греческого языка в высшем отделении и библейской ветхозаветной истории 1 ; но затем ему поручено было преподавание нравственного и пастырского богословия, на каковой кафедре он и состоял целых 13 лет, до назначения своего на должность ректора академии в 1857 году, когда, по обычаю тех времен, он должен был принять на себя преподавание догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Еп.Угличский, вик.Ярославской еп....... 95 Митр.Литовский и Виленский 96 fr. ЕВ von Kazan» und Mari SSR………………………101 Архп.Горьковский и Арзаиасский........ 105 Еп.Нарвский, вик.Ленинградской еп…………. 108 Архп.Елецкий 110 Еп.Рыбинский 112 Еп.Иранский, вик.Вятской еп 113 Архп.Казанский и Чистопольский........ 115 Еп. Костромский и Галичский 122 Еп. Краснохолмский 123 Еп. Ачинский 124 Еп. Прилукский 126 Б.еп.Семиреченский, вик.Туркестанской еп . 127 СЕРГИЙ (Ланин) Архп. Ярославский и Ростовский...........133 СЕРГИЙ (Ларин) Архп. Ярославский и Ростовский...........135 СЕРГИЙ (Ляпидевский) Митр.Московский и Коломенский............141 СЕРГИЙ (Мельников) Еп.Любимский, вик.Ярославской еп......148 СЕРГИЙ (Никольский) Еп.Бузулукский, вик.Самарской еп......149 СЕРГИЙ I (Петров) Еп. Сухумский........................... 191 СЕРГИЙ II (Петров) Архп.Херсонский и Одесский.............. 194 СЕРГИЙ (Серафимов) Еп.Астраханский и Енотаевский........... 198 СЕРГИЙ (Смирнов) Еп.б.Смоленский и Дорогобужский..........190 СЕРГИЙ (Соколов) Еп.Черниговский и Нежинский............. 191 СЕРГИЙ (Спасский) Архп.Владимирский и Суздальский..........194 СЕРГИЙ (Страгородский) Патриарх Московский и всея Руси..........168 СЕРГИЙ (Тихомиров) Митр.Японскиий.......................... 192 СИЛЬВЕСТР (Братановский) Архп. Калужский......................... 197 СИЛЬВЕСТР(Малеванский) Еп.Каневский............................ 199 СИЛЬВЕСТР (Ольшевский) Архп.Омский и Павлодарский.............. 203 СИМЕОН (Бычков) Еп. Лужский, вик.Ленинградской еп........205 СИМЕОН (Ду) Еп.Шанхайский........................... 206 СИМЕОН (Линьков) Еп.Минский и Туровский.................. 208 СИМЕОН (Михайлов) Еп.Муромский............................ 211 СИМЕОН (Никольский) Еп.Армавирский, вик.Кубанской еп........ 213 СИМЕОН (Покровский) Еп.Самарский и Ставропольский 214 СИМОН (Виноградов) Архп.Пекинский и Китайский 216 СИМОН (Ивановский) Архп.Винницкий и Брацлавский 218 СИМОН (Шлеев) Еп.Уфимский (Единоверческий) 223 СИНЕЗИЙ (Зарубин) Еп.б.Ижевский 224

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сергии (Ляпидевский Николай Яковлевич), митр. Московский и Коломенский Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея. День Ангела25 сентября. Обучался в Тульской семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию. За свою диссертацию «О поминовении усопших» получил степень магистра богословия. 24 июня 1844 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха и 30 октября определен баккалавром Московской духовной академии. 25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия. С 23 апреля 1848 г. – инспектор Московской академии. 15 января 1850 года возведен в сан архимандрита. С 20 марта 1851г. – экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию. С 4 окт.1857 г. – ректор Московской духовной академии. С 18 апр.1858 г. – настоятель Высокопетровского монастыря, а с 8 авг.1859 г. – настоятель Заиконоспасского монастыря. I января 1861года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С II января 1880 года – архиепископ Казанский и Свияжский. С 21 авг.1882 г. – архиепископ Кишиневский. С 1883 года – почетный член Казанской духовной академии. С 1884 года – почетный член Московской духовной академии. 9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 12 янв.1891 г. – архиепископ Херсонский и Одесский. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 15 мая 1893 года – член Священного Синода. С 9 авг.1893 года – митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троицкой Лавры – священно-архимандрит. Митрополией управлял пять лет. Скончался II февраля 1898 года в С.-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры. Гроб его положен рядом с гробом митрополита Леонтия. Высокопреосвященный Сергий обладал той единоспасающей православной церковностью, которая предохраняет пасомых от всяких и явных и скрытых опасностей. Он был глубоко проникнут верой в вечную истину вечно Православной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения целой истины. Подобно митрополиту Филарету, он хранил церковность, как святыню. Во имя церковной правды он старался поддержать и возвысить высокий дух в служителях Церкви, памятуя однако и границы человеческих сил, а потому не впадая в обманчивую строгость непримиримого ригоризма (оцепенения, неподвижности), он охранял права Церкви с той же осмотрительностью; его любимым наставлением было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника. Эту осмотрительность, эту обязательную зрелость и взвешенность всякого решения не могли не уважать сами нетерпеливые ревнители, склонные видеть в ней медлительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

II. ИСТОРИЯ ПАСТЫРСТВА Учение о пастырстве-священстве в Ветхом Завете Высоко, священно и ответственно служение пастыря Церкви Христовой, священника Бога Вышняго. Оно – единственное в своем роде служение, совершенно выделяющееся из ряда обыкновенных человеческих служений. Для того, чтобы глубже понять это высокое служение пастыря в Церкви Христовой, необходимо нам вернуться в седую древность, раскрыть историю возникновения ветхозаветного священства и рассмотреть его характерные черты. Данная тема будет рассматриваться по следующему плану: 1 . Время появления жертвоприношений и молитв. 2 . Жертвоприношения патриархов и идея, лежащая в их основе. 3 . История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. 4 . Акт посвящения ветхозаветного священства. Основные обязанности священников. 5 . Внешние и внутренние качества ветхозаветных священников. 6 . Первосвященническое служение и его особенности. 7 . Основные черты пастырской деятельности ветхозаветных пророков и их функции. Время появления жертвоприношений и молитв Еще тогда, когда Церковь состояла из двух первых человеков, служение пастырское имело место и силу. О том, что Адам до грехопадения имел непосредственное общение с Богом, «ходящим в раю» ( Быт. 5, 8 ), четко говорится в Библии . Из этих слов можно заключить, что первоначально идею пастыря Сам Бог благоволил проявить в Себе Самом. «Хождение Бога в раю что другое означает, как не Его пастырское попечение о человеке. Создав человека по образу Своему, Он запечатлел в душе его и тот образ пастырства, который в высшей степени принадлежал Ему Самому» 21 , – считает митрополит Сергий (Ляпидевский) . Когда человек пал, то он этим самым лишил себя непосредственного общения с Богом. Вместо непосредственного, живого общения с Богом первый человек прибегнул к посредственному общению через жертвоприношения и молитву. Иначе высказывается по этому поводу блаж. Августин. Возникновение жертвоприношений он относит еще к райскому состоянию первых людей. По его мнению, это были жертвы хваления, поклонения, благодарения и прошения об исполнении заповеди Божией. Эти жертвоприношения носили характер преданности Господу, они сообщали людям благодатные силы, способствовавшие духовному развитию райского человека 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

В восточной православной Церкви, по правилам, на священнослужительские степени (пресвитера, диакона и иподиакона) могут быть возводимы или избравшие безбрачную жизнь навсегда, или вступившие в брак предварительно. Сие послание издавна сделалось постоянным обычаем в Церкви российской. И для высшей степени епископской требуется жизнь безбрачная. Такой состав духовенства восточного и русского представлять одну из особенностей, отличающих сию Церковь от западной. Известно, что папы римские всему духовенству своему, от епископов до иподиаконов включительно предписали, как закон, безбрачную жизнь. Это различие священнослужителей Церкви православной и латинской, в отношении к их домашнему состоянию, заключает в себе вопрос: что более прилично лицам священным в пастве Христовой, – жизнь ли брачная, или безбрачная? Со времени появления протестантства вопрос этот сделался предметом жарких споров между латинянами, защищающими достоинство узаконенного для священнослужителей безбрачия и лютеранами, изобличающими вредные последствия сего строгого закона. Спор не решен, быть может, и потому, что противники старались более о том, чтобы упреками сильнее уязвлять друг друга, а не о том, чтобы беспристрастно вникнуть в дело. Но этот давний предмет спора не утратил и для нас значения. Одни отдают предпочтение “устройству Церкви русской, допускающему супружество простых священников, и требующей, чтобы епископы избираемы были из монашеского чина и вели жизнь подвижническую” 1 . Другим более нравится закон, господствующий в латинской Церкви, не потому только, что там состояние безбрачия, само в себе достохвальное, соединяется с высоким на всех степенях саном священства, но еще и, может быть, главным образом потому, что безбрачие лиц духовных препятствует быть отдельным духовному званию, отнимает у него вид замкнутого сословия, и открывает свободный вход в духовенство из всех званий. Все сие может служить побуждением к тому, чтобы внимательно и беспристрастно обозреть основания, на которых утверждается Церковь православная, допуская брак и безбрачие в своем духовенстве, и те доводы, которые в латинской Церкви придумали в защиту принятого в ней закона о безбрачии лиц духовных. 1. Рассмотрение вопроса о браке и безбрачии лиц духовных, на основании Священного Писания и примеров древней Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Еще года не прошло с тех пор, как Московская Духовная Академия проводила в могилу тело усопшего почетного члена и заслуженного профессора своего Амфитеатрова Е.В., и вот у нее не стало другого почетного же члена, бывшего ее ректора и заслуженного профессора, протоиерея Сергия Константиновича Смирнова, скончавшегося 16 Февраля сего 1889 года. Личные качества почившего о. протоиерея, его известность в учено-литературном мире и его заслуги для Академии, для Церкви и Отечества, вполне заслуживают того, чтобы сказать о них несколько слов, и, особенно, на страницах издания, которое многим обязано почившему. Сын священника церкви Св. Николая, в Ковыльском, в Москве, С. К. Смирнов родился 3 сентября 1818 года. Получив предварительное образование в Москве в духовных училище и семинарии, он из последней, в 1840 году, поступил, для высшего богословского образования, в Московскую Духовную Академию, где и окончил полный курс наук в 1844 году в числе лучших воспитанников ее 14 курса, между которыми почетной известностью пользуются, доселе здравствующие, преосвященнейшие: Сергий Ляпидевский , Архиепископ Кишиневский, Амвросий Ключарев , Архиепископ Харьковский, член Московской Синодальной конторы Петр Екатериновский, бывший Епископ Томский. Серафим Протопопов, Епископ Самарский. Амфилохий Казанский, Епископ Угличский; – протоиереи: Д. И. Кастальский. В. И. Романовский, Ф. И. Кротков (в Москве). Ан. Ал. Никольский (в Симбирске); – смотритель Московского Заиконоспасского духовного училища А. А. Невский и др.; а, из почивших, пользовались особенной известностью преосвященнейшие: Андрей Поспелов, Епископ Муромский (ум. 1868 г.) и Платон Троепольский, Епископ Томский (ум. 1876): – протоиереи: Ипп. Мих. Богословский-Платонов, Ст. Ив. Зернов, Вл. Гр. Назаревский и некоторые другие. По окончании курса наук в Академии, С. К. Смирнов, как один из самых лучших питомцев ее, оставлен был при самой Академии в звании бакалавра по классу русской гражданской истории и греческого языка (по последнему предмету – в низшем отделении).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

К числу семи таинств, в православной Церкви верно хранимых и по богопреданному чину совершаемых, относится таинство елеосвящения. Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные 1 . Назначение сего таинства для болящих иногда смущает малодушных, и побуждает их боязливо уклоняться от принятия его. Бывают больные, которые, со дня на день, ослабевая, продолжают думать, будто им еще рано освятиться елеем, и если бы кто предложил такому слабому душою и телом человеку позвать пресвитеров церковных, да помажут его елеем, то он принял бы предложение сие, как верное предсказание своей близкой кончины. Такое предубеждение против сего спасительного таинства между чадами Церкви православной предотвращается и пресекается чистым учением ее; но Церковь римская сама поддерживает этот предрассудок, когда елеосвящение называет «последним помазанием, таинством отходящих» 2 из сей жизни. Существенные черты или принадлежности каждого таинства суть: Божественное его установление, обетование даров благодатных, в нем преподаваемых, и видимый знак, при посредстве которого таинство преподается. Посему все учение о таинстве елеосвящения может быть совмещено в трех частях, из которых в первой будет показано Божественное установление его и употребление в древней христианской Церкви, как таинства; во второй будут указаны благодатные плоды таинства елеосвящения; в третьей рассмотрены будут принадлежности сего таинства, относящиеся к его совершению. I. Божественное установление таинства елеосвящения, и употребление его в древней христианской церкви Когда Спаситель, призвав двенадцать учеников; послал их на проповедь ; то они, изшедше, проповедаху, да покаются… и мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху ( Мк.6:12,13 ). Нет никакого сомнения в том, что Апостолы сие делали по повелению Господа. Ибо Господь, как свидетельствует другой Евангелист, послав их на проповедь , дал им в числе прочих такую заповедь: болящия исцеляйте ( Мф.10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Курская Основана в октябре 1657 и сразу же упразднена в ноябре 1657. Возобновлена в 1666 г. «...Царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф, с согласия Собора (1666–1667 гг.– Сост.), изволили отдать в Белгородскую епархию 37 украинских городов. Часть их отделена от Патриаршей области, другая составилась из вновь присоединенных и вновь построенных городов Слободской Украины...» (Курска, Обояни, Волхова, Старого и Нового Оскола, Валуек, Чугуева, Харькова, Нежина, Змиева, Ахтырки и др.; Покровский И. М. Ук. соч. С. 280). Митрополия. С 1722 г. обычно замещалась епископами. С 1771 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Местопребывание – в г. Белгород, с 1833 г. – в г. Курск, после чего Белгород обращается в Курское викариатство. Именовалась: Белгородская и Обоянская; с 15.03.1787 – Белоградская и Курская; с 16.10.1799 – Курская и Белоградская (Белгородская); с 25.02.1905 – Курская и Обоянская; с 26.01(08.02)1954 – Курская и Белгородская, паки; с 09(22)02.1993 – Курская и Рыльская. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Уразовская, Дмитриевская, Новооскольская, Старооскольская. 09.11.1657 23.11.1657 17.05.1667 20.08.1671 14.09.1671 23.02.1684 13.07.1684 06.08.1702 Авраамий Юхнов 23.01.1704 17.08.1709 Иустин Базилевич 11.03.1711 04.04.1720 Иларион Властелинский 09.07.1722 02.07.1731 Епифаний Тихорский 28.11.1731 18.07.1733 30.09.1735 03.01.1736 20.06.1736 01.09.1742 06.09.1742 01.01.1748 02.06.1748 10.12.1754 01.1755) 09.10.1755 09.10.1755 01.01.1758 26.04.1758 30.06.1763 29.10.1763 07.07.1768 28.12.1768 24.09.1771 Самуил Миславский 09.02.1774 28.11.1786 28.11.1786 09.02.1787 29.04.1818 14.07.1818 27.02.1822 Евгений Казанцев 12.04.1822 28.03.1831 Владимир Ужинский 31.03.1831 10.02.1832 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 13.03.1832 05.11.1860 01.01.1861 11.01.1880 Сергий Ляпидевский 11.01.1880 19.03.1883 Ефрем Рязанов 19.03.1883 20.03.1887 28.03.1887 03.09.1893 Иуаин II Охотин 03.09.1893 07.03.1898 Иувеналий Половцев 22.03.1898 17.06.1904 Лаврентий Некрасов 17.06.1904 04.10.1911

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архиеп. Неофит (Неводчиков). Литография. 2-я пол. XIX в. (Неводчиков Николай Васильевич; 1822, С.-Петербург - 10.03.1910, г. Измаил Бессарабской губ.), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Род. в дворянской семье. Впосл. отец архиерея служил секретарем Екатеринославской духовной консистории. Неводчиков окончил Екатеринославскую ДС, в 1840 г. поступил в МДА, которую окончил в 1844 г. со степенью кандидата богословия. Вместе с Н. в академии учились буд. митр. Московский Сергий (Ляпидевский) , архиеп. Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарёв) , епископы Самарский Серафим (Протопопов) , Томский Платон (Троепольский) , Угличский Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , Муромский Андрей (Поспелов; 1868), духовный писатель московский прот. И. М. Богословский-Платонов (1820-1870) и др. С 1844 г. Неводчиков проживал в Одессе, до окт. 1850 г. служил домашним секретарем и библиотекарем дипломата и религ. писателя А. С. Стурдзы, был воспитателем его внука Г. Гагарина. В доме Стурдзы он общался со многими известными деятелями лит-ры и искусства, а также со священнослужителями. Во 2-й пол. апр. 1848 г. в Одесском карантине познакомился с Н. В. Гоголем . Впоследствии не раз встречался с писателем, приезжавшим в Одессу. С 1 нояб. 1850 г. преподавал в Кишинёвской ДС библейскую историю, логику, психологию, патристику. 18 мая 1858 г. Неводчиков был рукоположен во иерея к Благовещенской ц. и определен законоучителем сиротского дома Одесского женского благотворительного общества, 3 апр. 1876 г. возведен в сан протоиерея. С 1861 г. преподаватель Одесской ДС, с 15 дек. 1864 г. инспектор Херсонской ДС, с 1868 г. законоучитель Одесского коммерческого уч-ща и 2-й Одесской прогимназии. Состоял членом правления Одесского ДУ, Херсонского епархиального попечительства о бедных духовного звания. В тот период писал много статей и духовных стихотворений, принимал участие в выпуске «Одесских епархиальных ведомостей», в 1876 и 1877 гг. был редактором «Одесского воскресного листка» - еженедельного общедоступного издания. Сотрудничал в детских журналах А. О. Ишимовой «Лучи» и «Звёздочка», в «Одесском вестнике». Свои статьи религиозно-нравственного содержания и стихотворения подписывал псевдонимом Диктиодис (перевод фамилии Неводчиков на греч. яз.). Опубликовал кн. «Переписка В. А. Жуковского с А. С. Стурдзою» (Од., 1855).

http://pravenc.ru/text/2564994.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ (Иванцев-Платонов) Александр Михайлович (13.10.1836 (1835?), г. Щигры Курской губ.- 12.11.1894, Москва), прот., д-р богословия, историк Церкви. Жизнь и служение Род. в семье священника. Окончил Курское ДУ, в 1856 г.- Курскую ДС, в 1860 г.- МДА со степенью магистра. Стал последним в истории академии студентом, получавшим (в 1858) стипендию Московского митр. Платона (Левшина) для лучших учеников и имевшим добавление к фамилии - Платонов. Он выделялся среди студентов своего курса и должен был окончить МДА 1-м магистром с оставлением на кафедре психологии. Но в последний момент этому помешал ректор архим. Сергий (Ляпидевский ; впосл. митрополит Московский), несправедливо заподозривший И.-П. в авторстве повестей (Современник. 1860. 3), в к-рых описывались события в МДА весной 1860 г. и неблаговидная роль ректора в них. 3 авг. 1860 г. по рекомендации проф. МДА прот. А. В. Горского И.-П. был приглашен в СПбДА на только что открытую кафедру церковной истории на должность бакалавра. 24 авг. 1863 г. рукоположен во иерея свт. Филаретом (Дроздовым) , митр. Московским; в 1874 г. возведен в сан протоиерея. 1 сент. 1863 г. назначен на должность законоучителя московского Александровского военного уч-ща. Состоял также законоучителем гимназии Л. И. Поливанова. С 5 сент. 1867 по 9 сент. 1870 г. был членом правления Заиконоспасского ДУ, с 3 мая 1871 по 25 авг. 1872 г.- членом правления МДС. 11 марта 1872 г. по инициативе ректора Московского ун-та С. М. Соловьёва И.-П. был избран экстраординарным профессором ун-та по кафедре церковной истории, 12 мая 1879 г. (1878?) - ординарным профессором. В университетских курсах значительное место отводил историографии христианства. Его опубликованные лекции по истории Церкви сохраняли значение и после смерти И.-П. Пользовался любовью и уважением студентов Московского ун-та и слушателей военного уч-ща за талант педагога и лектора. Помимо обязательных учебных часов устраивал богословские чтения у себя дома, на них присутствовали члены семьи С. М. Соловьёва. Много внимания уделял вопросам жен. образования. В 1865-1866 гг. читал публичные лекции в доме кнг. Голицыной, в 1883-1886 гг. вел религиозно-нравственные беседы по церковной истории для женщин. Содействовал открытию в 1872 г. Высших жен. курсов при Московском ун-те. Им также была создана специальная б-ка по церковной истории в одном из залов Московской епархиальной б-ки.

http://pravenc.ru/text/200519.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010