Напротив, совершенно естественно, что не особенно то и раньше расположенный к Москве, как новгородский Владыка, он теперь почувствовал особенное в Москве «нелюбье». Об этом прямо и говорится в Воскресенской летописи: «князь великий, коли впервые взял Новгород, тогда отъя у новгородцкого владыки половину волостей и сел, и у всех монастырей, и про то владыка нелюбье дръжаше» (т. VIII, стр. 204). Нас в этом летописном свидетельстве интересует не то, что Князю приписывается отображение половины волостей владычних и монастырских (по существу, – половина и была, согласно со списком, отобрана; а из отобранного В. Князь уже пожаловал некоторые монастыри и владыку); для нас в высшей степени важно указание на душевное настроение новгородского владыки. Не после отобрания оно – разумеется – появилось, а было и при отобрании волостей. Вот почему мы весьма склонны предполагать, что действительно при написании половины волостей и владычних и монастырских, сфальшивила новгородская душа. Но этим, достигая временно благополучия, владыка ставил на карту судьбу и своих, и монастырских волостей. Таковы чувства Новгорода. А чем жила Москва и Великий Князь после покорения Новгорода в 1478 году? – Прежде всего, считаем положительно верным, что В. Князь шел в Новгород с намерением возвратиться не иначе, как с половиною волостей владычних и монастырских. А здесь – относительная неудача: по челобитьям Владыки и Новгорода пришлось «жаловать» и ограничиться 10-ю волостями владычними и половиною земель только 6-ти монастырей. Естественно зарождение чувства некоторого недовольства. Недостигнутые результаты могли особенно беспокоить В. Князя, когда он вспоминал свои пребывания в Новгороде. С одной стороны, – вспоминались ему из поездки в 1476 г. пиры у владыки новгородского с многими подарками золотыми вещами, серебром, вином; – пиры эти говорили В. Князю о большом богатстве новгородских владык. С другой, – мог залечь ему на сердце хотя бы такой факт, когда опальных новгородских бояр, отданных «на поруки на крепкие, в полутора тысяче рублев в исцевых» взял на поруки новгородский архиепископ (Соф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

—445— от того места, где совершается таинство, наблюдает за тем, что происходит с бесноватым. В момент крещения он приходит в неистовство, рвет веревки и кричит, что есть мочи: «выхожу, выхожу из него и не войду другой раз в него». Иногда больной разрывает веревки и убегает нагой к вящему ужасу зрителей. Удостоившиеся крещения бесноватые обыкновенно скоро выздоравливают. Чтение над ними молитв продолжается до полного и совершенного излечения. Важнейшие обители Абиссинии играют важную роль даже в политической жизни этой страны. В истории Абиссинии бывали нередко случаи, когда богатейшие эфиопские монастыри своими богатствами помогали императорам в критические моменты и тем спасали страну от погибели. Случается и теперь, что в затруднительных финансовых обстоятельствах владыки Эфиопии обращаются за помощью к монастырям. В заключение своей речи о монастырях Абиссинии мы желали бы привести хотя приблизительные статистические данные о количестве, например, монастырей в Абиссинии, о численности монахов, о процентном отношении их ко всему населению Абиссинии и т. п. К сожалению, таких данных найти совершенно невозможно. Сами абиссинцы не знают себе числа. Император не знает даже, сколько у него солдат… Еще не бывало случая, что бы кто-либо из правителей Абиссинии предпринимал исчисление народа или части его, исчисление церквей и монастырей, воинов, городов и проч. – Это потому, что перепись в глазах абиссинцев преступление. Основание для такого взгляда абиссинские христиане заимствуют из Св. Писания и именно из сказания о переписи Давида. Известно, что когда Давид повелел военачальнику Иоваву исчислить еврейский народ, то Бог разгневался за это и наслал на Евреев язву, истребившую 70,000 человек. ( 2Цар. 24 гл. и 1Пар. 21 гл.). Е. Долганев Сергий (Страгородский), архим. На Дальней Востоке: (Письма японского миссионера) [Письма: XXIII: Кеото, 18 января, XXIV: Кеото, 4 мая 1893 г.]//Богословский вестник 1896. Т. 4. 12. С. 446–474 (3-я пагин.). (Окончание.) 2361 —446— Письмо XXIII. 18 Января 1893 г. Кеото

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Родоначальник Воейковых не был единственным выходцем, появившимся на московской службе в эпоху Куликовской битвы. Достаточно заглянуть в родословцы, чтобы убедиться в том, что значительная часть позднейшего боярства XV–XVII вв. появилась в Москве именно в период княжения Дмитрия Донского. По наблюдениям академика С. Б. Веселовского, «в самой личности Дмитрия было что-то такое, что привлекало людей и способствовало росту и усилению служилого класса. Заслуживает... внимания то, что за время княжения Дмитрия неизвестно ни одного случая опалы и конфискации имущества, ни одного отъезда, за исключением отъезда И. В. Вельяминова, т.е. явлений, которые мы можем иногда наблюдать в XV в. и очень часто в XVI в., особенно при Иване IV. В Москву стекаются выходцы, занимают иногда очень хорошее положение и все находят себе соответствующее место. Очевидно, что сам великий князь и верхушка его боярства умеют принимать пришельцев «с честью» и ставить каждого на свое место. Создается впечатление, что пришельцы встречали на Москве устойчивую и четкую политику отношения великого князя к выходцам, которая их привлекала и отвечала их интересам». И далее исследователь приходит к важному выводу: «В самом деле, как время Екатерины Великой считают «золотым веком» дворянства, так время Дмитрия Донского можно назвать «золотым веком» боярства» 937 . Подобное стремление привлечь в Москву как можно больше выходцев из других земель не было для Дмитрия чем-то случайным, а являлось целенаправленной политикой усиления мощи Московского княжества. Это позволило бы, накопив людские ресурсы, окончательно покончить с зависимостью от Орды. Это хорошо понимал и новый хан Тохтамыш и поэтому, стремясь удержать Дмитрия в своем подчинении, менее чем через два года после Куликовской битвы он предпринимает нашествие на Москву. Рассказ о нем содержится в летописной «Повести о нашествии Тохтамыша», дошедшей до нас в нескольких редакциях с позднейшими поправками и уточнениями, и поэтому для воссоздания полной картины необходимо использовать сводный текст всех редакций. За основу изложения мы взяли пространную редакцию Повести, сохранившуюся в составе IV Новгородской, Типографской, Воскресенской и Никоновской летописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Меня эта история затронула тем, что не только священники были важны в ней, но и люди. Я вдруг понял, что об этих людях, о том, как они жили, у нас очень мало известно. Вот, например, какая-нибудь женщина, у которой на руках – тогда много было детишек – пятеро, да еще вдобавок старики родители. И что она должна была делать? Помирать? Или идти пахать, сеять хлеб? Да, немцы брали долю. Кстати, более щадяще, чем большевики. Но когда у немцев ухудшилось положение на фронтах, они стали требовать от священников, чтобы те служили молебны во славу немецкой армии, хотя я не убежден, что они верили в силу нашей молитвы. Но я думаю, что, если кто из священников и совершал такие молебны, то эти батюшки наверняка лукавили, рассуждая: мол, ладно, отмолю этот грех, Бог с вами. А кто-то ведь отказывался. В частности, владыка Сергий (Воскресенский) , на которого было устроено покушение – и он был убит. Тут еще есть один момент, на который не все обращают внимание и на который нельзя закрывать глаза: может, благодаря этим процессам, которые происходили на оккупированной территории – конечно, не только им, но и им в том числе, – Сталин в 1943 году проявил инициативу, и был избран патриарх. А до этого в 1942 году праздновали Пасху, был ночной крестный ход в Москве . – Но икону Божией Матери обносили по воздуху, на самолете, еще в 1941 году, до всякой миссии. – Да, но, во всяком случае, миссия тоже имела значение. Когда на Псковщину пришла Красная армия, тех, кого немцы не арестовали, арестовали наши. Слава Богу, священников не расстреливали, а отправляли в лагеря, где они сидели долго, минимум по десять лет. Они выходили позже, чем другие наши политзаключенные. И вот эта трагедия людей, драма оказавшихся между молотом и наковальней, меня потрясла. Но я тогда был занят другой картиной. И поскольку стало известно, что этой темой будет заниматься «Православная энциклопедия», с которой я уже до этого работал, сняв документальную картину «Паломничество в Вечный город», я попросил Сергея Леонидовича Кравца найти хорошего писателя, который бы смог подробно изучить материал и написать книгу. По книге уже можно было делать сценарий. У нас хороших драматургов, особенно умеющих работать с такой деликатной темой, почти нет. Эту тему предложили замечательному писателю Александру Сегеню . Мы с ним встретились, обговорили основные моменты будущей книги, характер главного героя. Как только я прочитал первую страницу рукописи написанного им романа – это был разговор с Мухой, – то сразу понял, что нам есть о чем говорить. Мы быстро нашли общий язык, вместе писали сценарий. Александр Сегень практически постоянно присутствовал на съемочной площадке, мы что-то придумывали по ходу, переделывали.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Через месяц после приезда иером. Анатолия Н. оставил на его попечение Хакодатскую общину и отправился в Токио, чтобы открыть 2-й миссионерский стан. Он прибыл в Токио 28 февр. 1872 г., поселился в районе Цукидзи и начал проповедовать; ему удалось крестить ок. 20 чел., среди к-рых большинство были выходцами из г. Сендай. Вскоре после 1-го крещения в Токио, проведенного в глубокой тайне, знакомый Н., пожилой бонза, показал ему донос с детальным описанием того, как был совершён этот обряд. Донос подали в высший духовный совет трое ученых бонз, но благодаря заступничеству знакомого Н. донос не был передан на рассмотрение далее ( Сергий (Страгородский). 1897. С. 105-107). В февр. 1872 г. в Сендае началось гонение: 9 чел. были заключены в тюрьму, более 100 чел.- допрошены и отстранены от занимаемых должностей. В апр. того же года в Хакодате по приказу губернатора Куроды Киётаки были арестованы многие катехизаторы, закрыта школа при Воскресенской ц., приостановлена издательская деятельность миссии. Н. оказывал материальную помощь семьям пострадавших японцев. Многие из заключенных проповедовали христианство своим сокамерникам. В июне они были освобождены, а в июле Хакодате посетил Вениамин (Благонравов) , еп. Камчатский, к-рый отметил высокий уровень организации миссии и ее успехи. Свт. Николай Японский. Портрет. 2010 г. Худож. Ф. А. Москвитин Свт. Николай Японский. Портрет. 2010 г. Худож. Ф. А. Москвитин После отмены антихрист. законов в февр. 1873 г. миссия начала действовать открыто. В том же году в Токио была создана катехизаторская школа с 2-годичным сроком обучения для подготовки проповедников. В нее набирали взрослых японцев, стремившихся к изучению богословских предметов и проповедничеству. По окончании школы одни из них проповедовали в местах, где еще не было общин, другие приписывались к конкретным приходам и занимались не столько обращением новых членов, сколько катехизацией оглашенных и наставлением в вере крещеных христиан. Поскольку иностранцам был закрыт доступ на большую часть территории Японии, в 1873 г.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

А что такое война? Это внезапная смерть, без подготовки. И вот это страшно. Да, репрессии, страшно. Те, кого репрессировали – священники, они были к этому готовы -  и предыдущими десятилетиями террора, и. то, что сейчас шла война в тот момент.  А вот эти люди, которые уходили и не знали куда – хотя мы и говорим, что на войне нет неверующих - это могло быть и суеверие? - Конечно, это было связано с ежеминутной опасностью и возможностью умереть. А насчет Псковской миссии – это вопрос большой и неразрешимый нашими силами.  Многие священнослужители – кто по обету, кто просто по каким-то случаям они стали служителями церкви после войны – те, что воевали и остались живы. Есть целый список архиереев, которые прошли всю войну. Очень ценны их рассказы для нас. Некоторые из них считают, что война, как это ни ужасно, предотвратила общий отход от Церкви и гибель Церкви. Что народ одумался и увидел это ужасное, страшное что-то, что может случиться на этой земле. - Конечно, это было какое-то пограничное состояние между жизнью и смертью каждого человека. И храмы были заполнены – вот те храмы, которые оставались в Москве, несколько – шла служба, а люди стояли вокруг в несколько рядов, потому что невозможно было туда войти, молились о своих близких. -Руководил Псковской миссией митрополит Сергий Воскресенский. Вот его роль непонятна. Сейчас вышла книжка с документами о Псковской миссии – но они тоже могут подбираться соответствующим образом. И вот когда было требование всем уходить на восток – он спрятался. Не пошел с нашей армией. А его секретарь, который не нашел его – был расстрелян. И вот как все понимать?  С одной стороны -  митрополит выполнял задание НКВД. С другой – не бросил паству. С третьей – предполагают, что он служил немцам. И еще есть мнение. Якобы его спрятал Судоплатов для разведывательных целей. - Но это слишком яркая фигура, чтобы выполнять разведывательное задание. В мирное время – еще может быть... - В этот момент у него в руках все нити. Кто выполняет, какие обязанности, кто что делает, чем занят.

http://radonezh.ru/text/tserkov-i-repres...

Филарета. «Покойный отец мой – священник села Урданчи Чистопольского уезда – Афиноген Александрович Охотин передал мне о Высокопр. Митрополите Киевском Филарете (Амфитеатрове) , бывшем прежде Архиепископе Казанском, следующее: Когда поревели меня, – говорил мой батюшка, – в философский класс, умер отец мой – причетник. Мать моя желала, чтобы меня определили причетником в село на место моего отца, – дабы я мог поддерживать немалое осиротевшее своё семейство. Вот написал я прошение и отправился со своею матерью ко Владыке Филарету, который принял нас ласково, пожалел нас сирот и, прочитавши прошение, сказал моей матери: «правду говорят, что у женщины волос долог, да ум – короток. Ну, какой он будет тебе кормилец в должности дьячка?! Ты мать, два-то года уж как-нибудь перебейся, а через два года сын твой окончит курс учения, будет священником и тогда действительно может поддержать своих родственников». Так и было сделано. Но между тем, через несколько времени и без всякой просьбы Владыка предоставил за отцом моим причетническое место в каком-то селе, и отец мой до окончания курса учения в Семинарии получал от зачисленного за ним места причетнический доход для поддержания своего семейства». 211 Что этот дом, построенный высокопр. Филаретом на собственный его капитал, сохранился и доселе, равно как и все вообще училищные здания, приобретенные покупкою у Г-жи Геркен для Казанского Духовного Училища, и доселе остаются при своем назначении и собственностью Училища, – это правда. Но у Автора Истории оказывается значительный пробел по части следующих сведений, а именно: Казанское Училище в течение целых 26-ти лет (1842–1868 г.), не владело этими зданиями, хотя и остававшимися в его собственности. В это здание после пожара (в Августе 1842 г.), когда Семинарский корпус на Воскресенской улице сгорел весь, переведена была Семинария. Этот-то пробел мы и почитаем должным и уместным делом восполнить теми сведениями, которые изложены были нами в биографии высокопр. Антония. Сведения эти следующие: «Особенно, и в самый первый же год, внимание преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

В Коломне открылись Московские областные Рождественские образовательные чтения Коломна, 10 ноября 2004 г. 9 ноября в Коломенском Государственном педагогическом институте состоялось открытие Вторых Московских областных образовательных Рождественских чтений, сообщает пресс-служба Московской епархии. В конференц-зале института собрались благочинные, настоятели и настоятельницы монастырей, представители православных гимназий, воскресных школ и молодежных центров Московской епархии, руководители органов управления образованием муниципальных образований Московской области, преподаватели высших и специальных учебных заведений Подмосковья. Заседание открыл Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который поздравил присутствующих с началом Рождественских чтений, посвященных теме «Любовь к родному краю». Они будут проходить во всех муниципальных образованиях Московской области с 9 по 29 ноября 2004 г. 30 ноября в Воскресенске состоится торжественное закрытие чтений. Сопредседатель Рождественских чтений министр образования правительства Московской области Л.Н.Антоновой в своем докладе рассказала о тех программах гуманитарно-патриотического воспитания, которые в настоящее время осуществляются областным Министерством образования. Затем к присутствующим обратился митрополит Ювеналий, выступивший с докладом на тему «Любовь к родному краю» . На открытии чтений также были представлены следующие доклады: Священник Максим Максимов, секретарь Синодальной Комиссии по канонизации святых. «Новомученики Российские – небесные заступники Отечества»; Т.Н.Стрателева, начальник управления образованием города Коломны. «Система нравственного воспитания и образования в муниципальной образовательной системе»; Протоиерей Сергий Махонин, настоятель Свято-Духовской церкви поселка Первомайский Наро-Фоминского района. «Духовно-нравственный компонент образования. История и современные проблемы»; Ректор Коломенского Государственного педагогического института, профессор, докт.ист.наук А.Б. Мазуров. «Патриотические идеи древнерусской литературы и современность». В заключение заседания митрополит Ювеналий и министр Л.Н. Антонова пожелали всем присутствующим успехов в проведении Рождественских чтений на местах в форме конференций, семинаров, круглых столов, лекций и выставок. По завершении заседания состоялся праздничный концерт, подготовленный студентами и преподавателями Коломенского пединститута, а также художественными коллективами Коломны. В библиотеке института была размещена выставка редкой книги. 10 ноября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11792.html

он был уволен из университета. В 1945–1949 гг. Лев Платонович являлся директором вильнюсского Художественного музея и заведовал кафедрой истории искусств в Художественном институте, продолжая философскую работу. 8 июля 1949 г. Карсавин был арестован Министерством госбезопасности, 20 апреля 1950 г. ему объявили приговор Особого совещания при МГБ (10 лет строгого режима в исправительно-трудовых лагерях) и в декабре этапировали в воркутинские лагеря. В инвалидном лагере Абезь (Коми АССР) ученый продолжал творческую работу, создав около 10 небольших религиозно-философских сочинений. Медленно умирая от туберкулеза, он не оставлял занятий с учеником, вел духовные беседы со всеми ищущими. Скончался Л.П. Карсавин 20 июля 1952 г. в лагере Абезь, где и был похоронен. Один из бывших заключенных Абези, немецкий ученый Е.Ф. Соммер, позднее писал о последнем периоде жизни Льва Платоновича: «Его уважали, как “Божьего человека” не только невольники, но и тюремщики, жившие растительной жизнью и далекие от всего Божественного, от понятия человека, как Сына Божиего... Конец земной жизни Л.П. Карсавина не противоречил его предыдущей жизни и трудам... Спокойно и ясно ждал он жизненного конца, который для него означал переход из несовершенной реальности в вечное бытие» 455 . Вместе с тем были священнослужители и миряне Московского Патриархата, которые на оккупированной территории, в частности в Прибалтике, так или иначе сотрудничали с нацистами и участвовали в их пропагандистских мероприятиях антисемитского характера. Так, экзарх Латвии и Эстонии митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский) 456 с самого начала немецкой оккупации Прибалтики занял активную антикоммунистическую позицию. Он ни разу не осудил еврейские погромы и массовые расстрелы, проведенные в крае полицией и частями СС, и неоднократно выступал с проповедью о поддержке немецкой армии в борьбе с «жидо-большевизмом». Проповеди митрополита Сергия, произнесенные в Рижском кафедральном соборе, публиковались на страницах печатных органов литовских и латышских коллаборационистов, где, как правило, размещались антисемитские статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам митрополит Сергий был арестован трижды: в январе 1926 г., в апреле-июне 1926 г. и, наконец, в декабре того же года. Его временно замещал архиепископ Угличский Серафим. Немедленно после своего второго ареста он выпустил первое послание, призывая духовенство к политической нейтральности, но подчеркивая идеологическую разницу между христианской и материалистической идеологией. Одновременно он писал и за границу, советуя русским зарубежным архиереям войти в юрисдикцию других, свободных православных автокефальных Церквей, тем самым отмежевываясь от Патриархии в политическом отношении. После третьего ареста митрополита Сергия было объявлено о получении возглавляемой им Церковью легализации. Митрополит также получил возможность образовать Временный Патриарший Синод. Одновременно вышло подписанное митрополитом Сергием и всеми членами Синода знаменитое Послание 16/29 июля 1927 г. Условия, при которых это Послание было подписано, известны через рассказы митрополита Сергия «младшего» (Воскресенского), бывшего близкого сотрудника Заместителя, оставшегося экзархом Патриархии в оккупированной Прибалтике и трагически погибшего в 1944 г. Местоблюстителю Сергию пригрозили расстрелом его сестры и многих арестованных церковников. В Послании говорилось о «лояльности» к советской власти. «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». Прямого отрицания бывших гонений в Послании нет, а есть только общее объяснение того, что «мешало» устроить церковную жизнь на началах «лояльности»: «Учреждение советской власти многим представлялось недоразумением, случайным, а потому и недолговечным». В положительной форме революция объяснялась фаталистически: «В совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия». Чтобы оценить по достоинству вступление митрополита Сергия на путь легализации, необходимо иметь в виду тот бесспорный факт, что легализации безусловно добивались после 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010