Приход был не велик (около 400 душ м. п.), а особо богатых людей здесь не было. Поэтому благое дело и откладывалось из года в год. В конце 1902 года, в связи с приближающимся юбилеем, священник храма Сергий Воскресенский собрал прихожан и попросил их, подумать, как ознаменовать юбилейное событие в истории прихода. Но долго думать не пришлось, на этом сходе все единогласно решили – необходимо расширять храм. Более состоятельные из прихожан изъявили желание внести денежные пожертвования, а не располагающие лишними средствами решили помогать своим личным трудом в доставке к храму необходимых строительных материалов. С этого времени дело пошло быстрее. Первым среди прихожан откликнулся зажиточный крестьянин деревни Дорок Алексей Васильевич Васильев, который сразу же пожертвовал пятьсот рублей. Вскоре начали поступать денежные пожертвования от других прихожан, и общая сумма на строительные работы достигла одной тысячи рублей. Кроме денег прихожане жертвовали и золотыми изделиями, предназначенными для позолоты иконостаса. В феврале 1903 года поступило разрешение от епархиального начальства на расширение храма, посредством включения в теплое помещение его одной из двух холодных папертей. К делу приступили немедленно. Работы шли быстро, и к ноябрю 1903 года храм был расширен и благоустроен. Особенно с большим усердием на реконструкции храма трудился староста церкви крестьянин Николай Романович Быков. Его стараниями были найдены рабочие, своевременно доставлялся строительный материал к храму. Несмотря на то, что Н.Р. Быков уже был «в годах», и проживал от храма на расстоянии более трех верст, это не мешало ему ежедневно бывать здесь и контролировать рабочий процесс. Как только закончились строительные работы, было испрошено разрешение Его Преосвященства об ознаменовании особым духовным торжеством не только юбилея храма, но и радостного для прихода события – его расширения и обновления. И вот этот праздничный день наступил. Торжество началось с утра 9 декабря заупокойном служением по уже почившим Императоре Александре I, епископе Костромском и Галичском Евгение, благотворительнице храма боярыне Надежде Бартеневой, священно церковнослужителях, ктиторах и других благотворителях храма.

http://sobory.ru/article/?object=31029

Тотчас же по окончании МВТУ я стал помогать академику Э.В. Брыцке в качестве ассистента и около 1928–29 годов стал вести технико-экономические расчеты при кафедре минеральных удобрений и затем читать доцентский курс по технологии азотных, калийных и сложных удобрений. Из МВТУ перешел с хим. факультета во 2-й МХТИ. а затем в Военную Академию Химической Защиты Красной Армии им. К.Е. Ворошилова, где в должности зав. кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года. С осени 1933 года оставил Военно-Химическую Академию и до осени 1937 года преподавал в МХТИ им. Менделеева, где читал курс, руководил дипломным проектированием и дипломными работами по специальности «технологии минеральных удобрений». Помимо указанной педагогической работы я читал эпизодические лекции и циклы на предприятиях для инженерно-технического персонала (в Бобринах, на Воскресенском химкомбинате), преподавал в Высшей Академии комсостава промышленности и руководил аспирантами НИУ. ...Мои научные работы посвящены термическим процессам переработки фосфатов на удобрения, комбинированным и сложным удобрениям, методике анализа удобрений, методам расчета, обследованию установок, технологии чистых и технических фосфатов и др. Будучи на работе в НИУ, принимал участие в работе опытных установок на заводах и обследовании производственных установок (Черноречье, Константиновский химический завод). В последнее время (начало 40-х годов – сост.) работал над методикой научно-исследовательской работы (написал ряд статей и книгу), над получением магниесодержащих удобрений и определением физико-химических свойств в удобрениях. Всего имею около 160 научно-исследовательских работ, монографий и статей. В 1931 году получил премию за научные труды от Комитета по химизации... В 1933 году был премирован ударной грамотой в НИУИФ, и в 1935 г. в МХТИ. им. Менделеева. В ноябре 1934 года утвержден ВАК в звании профессора по кафедре минеральной технологии. 11 мая 1935 года утвержден ВАК в ученом звании действительного члена института НИУИФ по специальности «Химическая технология».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

—388— Акт закончился торжественным пением гимна и тропаря празднику. Затем почетные гости перешли в покои Преосвященного Ректора, где им была предложена трапеза, носившая самый сердечный характер. За трапезой были возглашены многолетия Государю Императору, Высокопреосвященному Владимиру, Преосвященному Ректору и иным присутствовавшим здесь лицам как из Академической корпорации, так и почтившим Академию в день ее годичного праздника: представителям Московской и Вифанской семинарий, Сергиевопосадской гимназии и т. под. В ответ на тост, провозглашенный Преосвященным Ректором, Владыко Митрополит в самых сердечных выражениях высказал одушевляющие его чувства приязни к Академии. Не равнодушие к Академии, а исключительно недосуг, – говорил Владыко, – был причиной тому, что он лишь теперь собрался на Академический праздник, на который давно просилась душа его. Растрогавшая присутствовавших, глубоко сердечная речь Архипастыря была покрыта единодушным «многая лета». Но и тут дела многотрудного служения воспрепятствовали Владыке пробыть долее в радостно принимавшей его праздничной Академии. Он оставил покои Преосвященного Ректора задолго ранее до того времени, как оставили их остальные участники Академического праздника. Речь оратора «о бессмертии прошедшего» своим содержанием вызвала среди присутствовавших многоразличные исторические воспоминания, связанные с прошлой судьбой Академии, которые и вылились в их застольных речах. Таковые речи говорили профессора: Голубинский, Воскресенский, Заозерский... Не забыли своей «almae matris» в день годичного ее праздника и ее бывшие питомцы, находящиеся теперь на высоких постах общественного служения, приветствуя ее телеграммами. Вот некоторые из них: «Приветствую родную Академию с торжеством празднования годовщины ее основания. Да поможет ей Господь и впредь с великой честью нести благополучное служение свое церкви и отечеству. Епископ Никандр». «Сердечно приветствую дорогую Академию. Благодарный ученик, Сергий, Епископ Псковский». Приветствовали ее и другие лица и учреждения, служившие в ней или имеющие к ней отношение. Так,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

„Позвольте Вам представить молодого кандидата СПб. Д. академии Владимира Колосова 1323 и предстательствовать о нём. Он готовит магистерскую диссертацию о патриархе Никоне , и ему необходимо для сего посмотреть в Вашей академической и Лаврской библиотеках. Прошу Вас покорнейше доставить ему возможность проникнуть в ту и другую библиотеку. Между тем, мне известно, что в академическую библиотеку некогда передано было А.Н. Муравьевым множество материалов, относящихся к личности Патр. Никона. Нельзя ли открыть доступ г. Колосову и к этим материалам? Омиров у меня не был. Между тем, у меня немало уже перебывало гостей из Москвы и Петербурга. А теперь, целый уже месяц, я сам в гостях, по случаю капитальных переделок в моём доме. С 24-го авг., по возвращении из путешествия по епархии, живу в Отроче монастыре, на берегу знаменитой Волги. На сих днях, впрочем, надеюсь переселиться под свой кров, хотя работы и не совершенно ещё окончены. С 5-го сентября я принялся за свою литературную работу и переживаю уже 1854-й год. В 1852 г. мне встретилось Ваше первое письмо 1324 от 18 сент., коим Вы просили меня наведаться от М.П. Погодина 1325 о его статье —69— 1879 г. об открытии гробницы Пожарского. Я отвечал Вам от 29-го того же месяца, как это помечено мной на Вашем письме; но что я писал Вам, решительно не помню. Поэтому прошу убедительно поспешить высылкой мне моих к Вам писем. Письма к А.В. Горскому могут быть высланы после. – Вчера получил я от Вашего молодого приват-доцента Воскресенского 1326 его диссертацию; „Древний Слав. перевод Апостола“ и пр. Прошу передать ему мою искреннюю благодарность за этот дар. Не из Тверских ли студентов этот почтенный автор; тем приятнее для меня его подарок. – Позвольте заранее поздравить Вас с приближающимся днём Вашего ангела; да хранит Вас и любезное семейство Ваше Угодник Б. Сергий под своим благодатным кровом!“ 15-го числа получено мной письмо из Владимира от Преосв. Иакова от 14-го ч. Он писал мне: „Желаю Вам много лет здравствовати. Наш Владыка 1327 всё суетится. Спешит открыть Александро-Невское Братство с целью распространения здравых понятий о вере и нравственности и против раскола. Много было толков о расколе, наконец уладили. Переписывается проект устава в последней редакции. Откроется Братство в октябре.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«на одном из совещаний городского партактива секретарь Обкома ВКП(б) по пропаганде, выступая с докладом, высказал мнение о том, что, мол, пора кончать с мракобесием, что вызвало недовольство со стороны работников НКГБ, которые в специальной докладной записке, направленной в Москву, отразили этот момент» 302 . Отход главного карательного ведомства страны от ориентации на репрессивную политику в отношении Церкви был обусловлен рядом обстоятельств. В конце 1930-х гг. центр политической власти в СССР переместился из Политбюро ЦК ВКП(б) в Совет народных комиссаров 303 . Как следствие, распался тандем Политбюро и ГПУ-НКВД, определявший на протяжении двух предшествующих десятилетий церковную политику властей. Идеологическое обоснование репрессивной линии в отношениях с Церковью, выработанное в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в начале 1920-х гг. 304 , теряло свою актуальность. Советское правительство при принятии решений исходило теперь в большей мере из прагматических соображений геополитического характера, чем из идеологии 305 . Соответственно должна была измениться и линия поведения НКВД – с 1938 г. единственного учреждения, ответственного за политику в отношении Церкви. Условным рубежом, после которого можно говорить о смене парадигмы в государственно-церковных отношениях, а равно и о смене подхода советских спецслужб к «церковной проблеме» можно считать 1939 год – год начала Второй мировой войны и начала присоединения к Советскому Союзу новых территорий: Западной Украины и Западной Белоруссии, затем – Бессарабии и Прибалтики, где действовали тысячи незакрывавшихся православных приходов и десятки монастырей. Тогда был отправлен в отставку и перешел на работу в Союз воинствующих безбожников главный исполнитель церковной политики 1920–1930-х гг. Е. А. Тучков 306 . Проявления нового, прагматического подхода к Церкви со стороны властей можно было заметить уже в 1940 г., когда два архиепископа Российской Православной Церкви Сергий (Воскресенский) и Николай (Ярушевич) были назначены соответственно экзархами Прибалтики и Украины с возведением их в сан митрополитов и выехали в свои епархии. Тем самым в их ведении оказались только что присоединенные к Советскому Союзу обширные территории, на которых церковная жизнь не подверглась тем разрушительным гонениям, как на «старой» территории СССР 307 . С весны 1940 г. Советский Союз все более активно отстаивал свои интересы на Балканах и в Восточной Европе. Влияние поместных Православных Церквей в этих регионах советское руководство не могло сбрасывать со счетов. С апреля 1940 г. в пропаганде Коминтерна начала складываться идея «национального антифашистского фронта», в котором под эгидой коммунистических партий оккупированных Германией стран должны были объединиться все силы, выступающие за национальную независимость 308 . Православные верующие этих стран могли стать активными участниками «антифашистского фронта».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно в войну необходимо сохранять единство, чтобы бить врага сжатым кулаком, а не растопыренными пальцами. Экзарх (митрополит Сергий) Начальник канцелярии И. Гримм IfZ, MA794. В!. 826–829. Копия. Справка митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) о патриотической деятельности в период оккупации священника Ф. Пузанова Ленинград, 2 июня 1944 г. Священник Пузанов Федор Андреевич 211 находился в Чудове, когда эту станцию заняли немцы в 1941 г. Был эвакуирован в Псков и Миссией назначен на священническое место в с. Хохловы Горки Порховского р-на. Когда немцы отступали с Псковщины под напором Красной Армии, его приходу предписано было немецким командованием выбираться из своих мест, так же и соседним приходам. Во время оккупации священник Пузанов имел связь с партизанами, давал им хлеб, снабжал одеждою, давал им сведения о положении дел, о действиях немцев и т. д. Приказание эвакуироваться всем приходом необходимо было исполнить, и приход под руководством священника Пузанова двинулся в путь. Немцы конвоировали выступавших. Километров за 15 от Хохловых Горок немцы, конвоировавшие путников, оторвались куда-то в сторону и поручили священнику Пузанову под строгой ответственностью сопровождать всех до указанного пункта. Когда вес остались одни, без немцев, Пузанов заявил, что он приглашает желающих вернуться с ним вместе по домам, а там будь что будет. Все как один последовали за ним и вернулись на свои места. Немцы были уже далеко и, видимо, не рискнули возвращаться за убежавшими от них. Священник Пузанов награжден медалью. Митрополит Алексий Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. 9324, on. 1, д. 13, л. 38. Когтя. И. Церковное возрождение « Центральной России, на Северном Кавказе и в Крыму. 12 декабря 1941 – август 1943 г. Почти так же активно, как на Северо-Западе, проходило религиозное возрождение и в других районах России, хотя там сказались меньший срок оккупации, неустойчивость фронта, отсутствие миссионеров и т. п. И :JTO возрождение было самым тесным образом связано с ростом национального самосознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5.) По окончании месяца подавать (тоже объявить и хлебенному инспектору) расход весь месячной с экстрактом, означив притом, сколько всех было и есть на коште. 6.) Если что к лучшему порядку и довольству им усмотрено будет, о том относиться ему – столовому инспектору, что причтено будет в честь ему, в случае примеченной правильной к своей должности внимательности. 7.) Сеньору с сего иметь κοπию, и яко во всем надзирателю, за исполнением наблюдать строго, а об опущении доносить неупустительно» 144 . Кроме этих лиц, Платон в 1785 году приказал «выбрать способного и верного студента, чтоб он записывал: кто из семинаристов выбудет, когда, и сколько времени порции его будет оставаться, или в случае бываемых отпусков семинаристов на вакацию и другое время, когда кто из них после срочного времени явится, то и того времени сколько от кого будет оставаться порции, с означением имени и тех дней имянно, и те записывавшая ведомости, по прошествии каждого года, представлять нам.» Избран был для сего студент, который записывал напр., следующее: « Николай Розанов отъехал из семинарии в Петропавловскую больницу, где и пробыл с 4 до 13 марта, итого в семинарии не был 9 дней. Осталось от него хлеба печеного 20 фунтов, круп половина гарнца. 10 марта был оштрафован Иван Воздвиженский по 20 число апреля на хлеб и воду. Осталось от его порции круп 2½ гарнца. Алексей Введенский не явился в семинарию после вакации до 1-го числа октября, итого не был 30 дней. Осталось от него хлеба 1 пуд 27 фунтов, говядины 15 Фунтов, рыбы 5 фунтов, круп 1½ гарнца». Тимофей Воскресенский 5 декабря отъехал на праздник в село, где и пробыл 10 дней. Осталось от него хлеба 22½ Фунта, рыбы 2 Фунта, круп ½ гарнца». Таким образом, с марта 1785 года до генваря 1786 года осталось в выгодах семинарии печеного хлеба 88 пудов 27 Фунтов, говядины 13 пудов 18 фунтов, рыбы 5 пудов 15 Фунт., круп 1 четверть 2 меры и 1 гарнец. Прочитав доклад о первой деятельности «способного и верного студента», Платон написал: «таковое хозяйство похвально, почему оное и продолжать с прилежанием» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

При этом самые отзывы похвальные бывают не иначе, как в смысле законного требования самых достоинств дела, как бы независимо от личной оценки; равно и награды, как бы они ни были часты и велики, вызываются заслуженным правом, что и выражается обыкновенно в самых грамотах. Каковы были отзывы Ревизора о служебных заслугах Филарета, мы не имеем на это подлинных данных; но они понятны по самой личности дававшего их и ясны из тех награждений, которые вскоре же последовали по заслугам Филарета. О значении же этих наград свидетельствует одно уже их количество. Наград в течение четырёх лет было шесть. Из них две от Св. Синода и четыре от Высочайшего Имени. Первые вполне соответствовали духовно-нравственным качествам и подвигам удостоенного: это – сначала (в 1816 г.) присвоение Ректору Филарету лично степени Настоятеля первоклассного монастыря, а затем (в 1817 г.) назначение его действительным Настоятелем первоклассного Ставропигиального Воскресенского, именуемого Новый Иерусалим, монастыря. Высочайшие же награды были, сколько по начальственному представлению, столько же и по особенному Всемилостивейшему благовниманию. По порядку времени они были следующие: В 1816 г. Ноября 18 Филарет был сопричислен к ордену св. Анны 2 степени за долговременное и усердное служение. Награда эта последовала по представлению Начальства. Но замечательно, что Государь Император не удовольствовался таким представлением, а вместе с сопричислением к ордену 2 степени благоизволил того же самого 18 числа Ноября пожаловать инспектору Филарету алмазный знак сего ордена и удостоить его Своим Высочайшим Рескриптом. Вот подлинный текст сего Рескрипта. «Отец Архимандрит Филарет, Московской Духовной Академии Ректор! В награду за усердную и долговременную службу Я велел сопричислить вас к ордену св. Анны, коего знаки второго класса будут доставлены к вам из орденского капитула при надлежащей грамоте. В изъявление же особенного Моего уважение к отличным трудам, которые подъемлете вы по званию Ректора новообразованной Академии, жалую вам алмазный знак ордена св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   Из Пекинской Миссии получен настольный календарь.    30 декабря 1909/12 января 1910. Среда.    Была Надежда Такахаси, начальница Женской школы в Кёото, приезжавшая оттуда, пользуясь праздничными днями, по своим семейным делам. Дал ей 10 ен на дорогу, хотя она и не просила. Хорошо служит она Церкви. Школа там в полном порядке.    31 декабря 1909/13 января 1910. Четверг.    Отчет готов.    Утром сделал Преосвященному Сергию осторожное замечание, чтоб поменьше принимал у себя учениц Женской школы, которые повадились ходить к нему. Нужно всячески избегать того, что дурным людям может давать повод к дурным толкам.    На всенощной мы с Преосвященным Сергием вместе выходили на величание. Литию служил я с иереями. 1910 год        1/14 января 1910. Пятница.    Обрезание Господне. Новый год.    Служили Литургию мы с Преосвященным Сергием вместе. Чтоб мне не опоздать в Посольство на молебен, на который был приглашен послом, Литургию начали в половине 9-го часа.    По выходе из Церкви я поспешил принять поздравления от собравшихся наставников и прочих и отправился в Посольство, в первый раз на подаренной христианами тележке. Преосвященный Сергий тоже потом приехал в Посольство. После богослужения и завтрака у посла мы с Преосвященным Сергием, сделавши визит остальным в Посольстве, отправились с визитами: к о. Петру Булгакову; к Морскому агенту Воскресенскому, которого не застали; к учителю русского языка Тодоровичу, жена которого, Екатерина Яковлевна, превосходная пьянистка, сыгравшая нам несколько вещей; от них опять к о. Петру на званый обед. Вернулся домой в 10 часу с расстроенным желудком и очень усталый.      2/15 января 1910. Суббота.    Сонное утро. Снег идет и холодит.    Перечитал с секретарем деловые письма и накопившиеся поздравительные, которых было: телеграмм 27, хагаки 90, писем 87. Это с Рождеством и с Новым годом. На телеграммы отвечается тотчас же телеграммой, на открытки и письма — на все разом в следующем «Сейкёо-Симпо» общею благодарностию и взаимным поздравлением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1935 г. Ярославский, Лукачевский и другие руководители СВБ на Всесоюзном совещании вынуждены были признать, что «в стране существуют 10000 религиозных организаций, у многих миллионов людей не потеряна вера в бога, ячейки безбожников теряют своих членов». Провал атеистической работы они объясняли происками внутренних и внешних врагов, которых нашли в том числе и среди руководителей ЦС СВБ, а также вредительской деятельностью религ. организаций. Перепись населения 1937 г., во время которой 1/3 горожан и 2/3 сельчан объявили себя верующими, убедительно свидетельствовала о провале атеистической кампании. Материалы этой переписи были запрещены для использования, многие из тех, кто ее осуществлял, подверглись репрессиям. Когда в 1990 г. итоги переписи 1937 года были опубликованы, стало ясно, почему их так долго не обнародовали. Оказалось, что среди неграмотных правосл. верующие от 16 лет и старше составляли 67,9%, среди грамотных - 79,2%. На 4-м расширенном пленуме ЦС СВБ (нач. 1938) Ярославский заявил, что необходимо усилить работу безбожников и добиться того, чтобы следующее десятилетие стало «временем полного освобождения масс от реакционного влияния религии». В 1939 году в журнале «Большевик» была опубликована статья Олещука, в которой вновь прозвучали призывы к активизации антирелигиозной работы: «Всякий, даже самый советский поп - мракобес, реакционер, враг социализма», поэтому «задача 3-й пятилетки состоит в том, чтобы вытравить из сознания людей все эти пережитки... сделать всех трудящихся атеистами». Власти перешли к решительным действиям: в 1937 возобновилось массовое закрытие церквей. В 1937 г. - 8 тыс., в 1938 г. - более 6 тыс. По современным уточненным данным, из дореволюционных российских церквей в начале войны действовало примерно 350-400, т.е. в 1939-1941 гг. ежегодно закрывалось 300-400 храмов, сообщает Фома.ru Если в 1934 г. было арестовано шесть епископов, то в 1935 г. - 14, в 1936 г. - 20. В результате 10 мая 1935 г. митрополит Сергий (Страгородский) был вынужден распустить временный Синод и управлять всеми епархиями при помощи своего викарного епископа Сергия (Воскресенского) и канцелярии, состоявшей из секретаря и машинистки.

http://pravoslavie.ru/53531.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010