К осени 1942 года стало ясно, что религиозное движение на временно завоеванной территории не вписывается в политические ожидания оккупантов, не удавалось разыграть «религиозную карту» в нужном политическом направлении. Война затягивалась, и оккупационным властям необходимо было считаться с религиозными объединениями как с долговременным фактором внутриполитической ситуации на востоке. С одной стороны, надо было найти более эффективные способы и формы «включения» религиозных организаций в политическую поддержку властей, с другой – в отношении к ним необходимо было проявлять большую публичную лояльность и терпимость. Конечно, то была вынужденная, в силу складывающихся военно-политических обстоятельств терпимость. При всей принципиальной схожести церковной политики оккупантов на восточных территориях все же она имела и отличительные черты применительно к каждому из их рейхскомиссариатов. 30 июня 1941 года пала Рига. Отступающие советские войска имели приказ эвакуировать патриаршего экзарха в Прибалтике митрополита Сергия (Воскресенского). Выполнить его не удалось, так как экзарх пожелал остаться на оккупированной территории и укрылся в убежище. Покинул он его только при приходе немцев, однако в тот же день был арестован. Заключение оказалось непродолжительным: через четыре дня Сергий был выпущен на свободу и смог беспрепятственно заняться религиозной деятельностью. Духовенство и верующие во вновь образованном рейхскомиссариате «Остланд» расценили это как свидетельство достигнутой договоренности между митрополитом и оккупационными властями. Но о содержании ее никто ничего не знал. Лишь постепенно стали проступать контуры достигнутого соглашения. На собрании рижского духовенства митрополит объявил, что остается «послушником митрополита Сергия (Страгородского) » и сохраняет каноническое послушание Московской патриархии, возглашая при богослужении имя патриаршего местоблюстителя Сергия. Одновременно митрополит сделал ряд публичных заявлений, исходя из которых и он, и приходское духовенство должны быть политически лояльными к новой власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Владыка Сергий не эвакуировался при приближении германских войск, а остался в Риге. Существуют самые различные версии, объясняющие этот поступок. Русский эмигрантский историк В.И. Алексеев полагал, что экзарх вследствие своих антикоммунистических убеждений накануне вступления немцев в город спрятался в подвале собора и не был найден там секретарем – приставленным к нему «агентом НКВД», позднее расстрелянным за эту неудачу 683 . Согласно гораздо более аргументированному предположению профессора Д.В. Поспеловского, митрополит Сергий стремился подготовить почву Местоблюстителю и Московскому церковному управлению на случай, если немцы победят или, по крайней мере, захватят Москву, чтобы сохранить епископат в новых условиях, а также предотвратить юрисдикционный хаос 684 . Нельзя полностью сбрасывать со счетов и свидетельство Э.И. Лисавцева о том, что экзарх специально был оставлен органами НКВД в Риге, но почти сразу же на долгий период утратил связь с советским подпольем 685 . Действительно, некоторые священнослужители Русской Церкви, оставшиеся на оккупированной территории, использовались советской разведкой. Так, один из ее руководителей, П.А. Судоплатов, совсем недавно писал: «Уместно отметить и роль разведки НКВД в противодействии сотрудничеству немецких властей с частью деятелей православной церкви на Псковщине и Украине. При содействии одного из лидеров в 30-х годах „обновленческой“ церкви житомирского епископа Ратмирова и блюстителя патриаршего престола митрополита Сергия нам удалось внедрить наших оперативных работников В.М. Иванова и И.И. Михеева в круги церковников, сотрудничавших с немцами на оккупированной территории. При этом Михеев успешно освоился в профессии священнослужителя». От него поступала информация в основном о «патриотическом настрое церковных кругов» 686 . Возможно, и экзарх имел определенные контакты с советской разведкой. Во всяком случае, представляется вероятным, что он остался в Риге с санкции Патриаршего Местоблюстителя. Это подтверждается их близкими личными отношениями и обдуманным, энергичным характером действий митрополита Сергия (Воскресенского) в первые месяцы после начала оккупации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. праздновать наступающее Рождество Христово по Григорианскому календарю, принятому на Западе. Юлианский стиль, принятый в России и по которому в течение тысячелетия русский народ отмечал все церковные праздники, этим самым предложением - по-военному - упразднялся. Я категорически отказался исполнить требование немцев. Тогда меня вызвали к генералу, командовавшему дивизией. Джентльмен по внешности и манерам, он мне объяснил, что получил такую директиву из штаба Розенберга и что ее необходимо провести в жизнь, так как новый стиль принят в «Великой Германии». Я ответил, что здесь еще не «Гросс-Дойчланд», что мы находимся в оккупированных областях России, что русские люди имеют свои тысячелетние традиции и что их надо уважать, ибо это дело совести. «Я вас понимаю, - ответил генерал любезно, - но что же делать с директивой из Берлина?» Я дал понять, что лучше всего ее было бы спрятать под сукно. Фактически так и было сделано. Мы праздновали Рождество Христово по старому стилю. Меньше всего я приписываю этот «дипломатический» успех своему личному влиянию. У армии, безусловно, были свои счеты с Остминистериумом пресловутого Розенберга». Итак, Псковская миссия являлась детищем митрополита Сергия (Воскресенского), а не немецких властей, как можно ошибочно понять из фильма. Митрополит Сергий, конечно, мог попросить у немцев разрешения отправить группу священников в Псков. Даже - обязан был просить разрешения, из-за условий военного времени. Он мог попросить у немецких военных автобус, чтобы доставить этих миссионеров в Псков из Риги. Своего-то транспорта у него не было. Немцы могли выделить охрану для автобуса. Они могли контролировать перемещения миссионеров, их деятельность. Но организовать миссию они принципиально не могли. Они и не ставили перед собой такой задачи. Слишком категоричным выглядит утверждение (хотя это утверждение - короткая фраза вскользь) фильма о том, что митрополита Сергия ликвидировали 29 апреля 1944 года немцы. Есть и другая версия, имеющая право на существование: митрополит Сергий был убит советскими диверсантами, одетыми в немецкую форму.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/01/...

— Да здравствуй Шталин! После этого они сели в свою машину и быстро уехали. Всё это видела другая девочка, Мальвинка, пасшая на откосе коров. Она, окаменев, стояла и смотрела, как фашисты чинят расправу, зачем-то выкрикивая русские слова с сильным немецким акцентом. Мальвинке было страшно, что они и её увидят и тоже убьют, но она не могла пошевелиться, стояла и смотрела в ужасе, как выстрелили в голову Марите. Затем гитлеровцы впрыгнули в свой джип и рванули на бешеной скорости дальше в сторону Ковно. А из Круониса на велосипеде ехала ещё одна девочка Настя… И из деревни Сургантишки уже бежали люди на место страшной казни… 125 Отец Александр Ионин видел это, сидя в общей камере знаменитой ленинградской тюрьмы «Кресты». В камере шёл спор между двумя уголовниками. Один говорил: — Этот поп у немцев шестерил, козлина. Я его ночью на ремни порежу. Другой возражал: — Ты-то сам откуда это знаешь? Тебе псы конвойные напели. Ты что, псов слушать будешь? — Да я по его фасаду вижу, что он предатель Родины. — Не бойся его, отец, я тебя в обиду не дам, понял? И именно в сей миг отцу Александру отчётливо увиделось, как немцы вынимают из расстрелянной машины убитого митрополита Сергия, как зачем-то стреляют в невинную литовочку, как за щитами прячется другая девочка, как убийцы уезжают, а лицо мёртвого экзарха открыто небу, синие глаза смотрят удивленно, львиная грива расплескалась по асфальту. 126 В день праздника всех трудящихся Сталин стоял на трибуне Мавзолея, а Берия сообщал ему новости: — В Литве застрелен митрополит Сергий Воскресенский, экзарх всей Прибалтики. Немцы объявили, что он убит бандой партизан, переодевшихся в немецкие мундиры. — А на самом деле? — Вероятнее всего, фашисты сами его ликвидировали. Он отказывался отречься от нашего Патриарха. — Этот Сергий ведь был связан с нашими спецслужбами? — Непосредственно работал с Судоплатовым. — Надо будет потом как-нибудь почтить его память. А что там вся Псковская миссия? — Часть попов уходит с немцами. Некоторые остаются на освобождаемых территориях и несколько человек уже арестованы нами. Что будем делать с ними, Коба?

http://azbyka.ru/fiction/pop/

(3) . Генеральный комиссар может потребо­вать представления дальнейших сведений и разъяснений. П.2.(1). Учреждение новых религиозных обществ нуждается в разрешении рейхскомис­сара. (2). Ходатайство о разрешении учредить но­вое религиозное общество подаётся генераль­ному комиссару, в округе которого предполо­жено иметь его местопребывание. П.3.( 1). Для замещения должности члена правления религиозного общества требуется, чтобы генеральный комиссар по общеполитическим соображениям не отвёл кандидата на такую должность. (2). Член правления религиозного общества утрачивает свою должность, если генеральный комиссар отводит его по общеполитическим соображениям. П.4. Религиозные общества и их общие и местные органы и должностные лица должны в деятельности своей ограничиваться исполне­нием религиозных задач. П.5.(1). В случаях нарушения предписаний этого постановления, особенно в случаях нару­шения сферы деятельности религиозных об­ществ, их органов и должностных лиц, генераль­ным комиссаром могут налагаться денежные штрафы. (2). Религиозное общество может быть рас­пущено рейхскомиссаром, если оно не ограни­чивает своей деятельности исполнением рели­гиозных задач или если оно угрожает обществен­ному порядку и безопасности. П.6. Генеральные комиссары издают инструкции для приведения его постановления в исполнение. П.7. Настоящее постановление вступает в силу в день его объявления. Одновременно упраздняются противоречащие ему установ­ления. Рига, 18 июня 1942 г. Рейхскомиссар Остланда ЛОЗЕ». Руководствуясь первым параграфом этого Постановления, митрополит Сергий в сентябре того же 1942 г. сделал заявку Литовской право­славной епархии. «По смыслу этой заявки: 1) Единственный предстоятель, управитель и пред­ставитель епархии есть епархиальный архиерей; ему присвоен исторический титул епископа (эвентуально архиепископа или митрополита) Литовского и Виленского. 2) На должности епархиального архиерея в настоящее время состоит Митрополит СЕРГИЙ (Воскресенский). Состоящий одновременно на должности Экзарха (правящего митрополичьим округом, к которому принадлежат Литовская, Латвийская и Эстляндская епархии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как уже отмечалось, религиозная ситуация на различных оккупированных территориях не была одинаковой. Следует более детально рассмотреть ее в отдельных регионах. Определенным своеобразием отличалось положение в Прибалтике и на северо-западе России. Там сохранился и даже вырос территориально экзархат Московской Патриархии во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским). Владыка Сергий не эвакуировался при приближении германских войск, а остался в Риге. Существуют самые различные версии, объясняющие этот поступок. В. И. Алексеев полагает, что экзарх вследствие своих антикоммунистических убеждений накануне вступления немцев в город спрятался в подвале собора и не был найден там секретарем – приставленным к нему «агентом НКВД», позднее расстрелянным за эту неудачу 392 . По гораздо более аргументированному мнению профессора Д. В. Поспеловского, митр. Сергий стремился подготовить почву Местоблюстителю и Московскому Церковному Управлению на случай, если немцы победят или, по крайней мере, захватят Москву, чтобы сохранить епископат в новых условиях, а также предотвратить юрисдикционный хаос 393 . Нельзя полностью сбрасывать со счетов и свидетельство Э. И. Лисавцева о том, что экзарх специально был оставлен органами НКВД в Риге, но почти сразу же на долгий период утратил связь с советским подпольем 394 . Историк О. Ю. Васильева почти солидарна с ним: «Двойственность позиции Сергия, усилившаяся в 1943–1944 гг., его приверженность патриархии может предполагать определенные соглашения между экзархом и Советским правительством» 395 . Действительно, некоторые священнослужители Русской Церкви, оставшиеся на оккупированной территории, использовались советской разведкой. Так, один из ее руководителей П. А. Судоплатов совсем недавно писал: «Уместно отметить и роль разведки НКВД в противодействии сотрудничеству немецких властей с частью деятелей православной церкви на Псковщине и Украине. При содействии одного из лидеров в 30-х годах «обновленческой» церкви житомирского епископа Ратмирова и блюстителя патриаршего престола митрополита Сергия нам удалось внедрить наших оперативных работников В. М. Иванова и И. И. Михеева в круги церковников, сотрудничавших с немцами на оккупированной территории. При этом Михеев успешно освоился в профессии священнослужителя». От него поступала информация в основном о «патриотическом настрое церковных кругов» 396 . Возможно, и экзарх имел определенные контакты с советской разведкой. Во всяком случае, представляется несомненным, что он остался в Риге с санкции Патриаршего Местоблюстителя. Это подтверждается их близкими личными отношениями и обдуманным, энергичным характером действий митр. Сергия (Воскресенского) в первые месяцы после начала оккупации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Клирик Воскресенского собора г. Череповца священник Сергий Щербаков выступил с докладом на тему «Проблемы семейного душепопечения в современном мире. Работа с семьей на приходах епархии: перспективы развития». Отец Сергий рассказал о работе с будущими матерями и семьями, которая активно проводится в Воскресенском соборе и внес предложения для координации и активизации этой деятельности на других приходах епархии. Председатель епархиального Отдела социального служения священник Анатолий Кора рассказал о проблемах организации социального служения в современных политических и экономических условиях. Отец Анатолий отметил, что в Череповце трудятся 13 сестер милосердия, которые активно посещают интернат для престарелых, областную больницу, психоневрологический интернат, проводится работа с беженцами, оказывается помощь пострадавшим жителям Украины. Руководитель епархиального Отдела катехизации священник Виталий Рябов выступил с сообщением на тему «Организация катехизической деятельности в епархии, благочинии и на приходе как основная задача религиозного просвещения и воцерковления взрослых», рассказав об опыте подобной работы в других епархиях. Инспектор воскресных школ А. Маркова рассказала о порядке аттестации воскресных школ в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и внесла конкретные предложения о проведении семинара с руководителями воскресных школ и создании реестра школ. Председатель Миссионерского отдела протоиерей Алексей Мокиевский поделился опытом работы в Кирилловском районе, представил направления деятельности комплексной целевой программы «За духовное и нравственное здоровье», успешно функционирующей в течение восьми лет и охватывающей образовательные, культурные, социальные, военные и правовые структуры. Председатель Отдела по работе с молодежью священник Роман Зайцев представил опыт работы молодежного объединения «Вифлеемская Звезда» и поделился планами на будущее.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

2) В случае, если сведения признаны будут соответствующими действительности, предложить преосвященным немедленно принять все меры к исправлению допущенного ими уклонения от линии поведения, обязательной для архиереев, состоящих в юрисдикции Московской Патриархии…» 722 . Как видно из архивных документов, эта акция была предпринята при участии НКВД в расчете на реакцию международной общественности. 1 октября 1942 г. заместитель наркома внутренних дел Б.З. Кобулов писал секретарю ЦК ВКП(б) A.C. Щербакову: «В фашистской газете „Островские известия“ за 8 августа с. г… помещено сообщение о состоявшемся в Риге съезде епископов православной церкви, пославшем приветственную телеграмму Гитлеру… В целях разоблачения прибалтийских епископов, пошедших на услужение фашистам, а также для усиления значения патриотических обращений, выпускаемых церковным центром в СССР, в глазах международного общественного мнения митрополит Сергий Страгородский и состоящий при нем совет епископов в количестве 14 человек выпускает специальное обращение к верующим Прибалтийских ССР с особым церковным определением, осуждающим прибалтийских епископов. Негласно способствуя этому политически выгодному для нашей страны мероприятию, НКВД СССР принимает меры к размножению названных патриотических документов типографским способом и распространению их на территории Прибалтийских союзных республик, временно оккупированных немцами. Прошу ваших указаний о передаче этих же документов по радио для Прибалтийских республик» 723 . Впрочем, сам термин «Определение» свидетельствовал об осторожности и мягкости. Учитывая наличие фронта, разделявшего экзарха и Патриархию, все изложенные в нем требования приобретали отвлеченное значение. Митрополит Сергий (Воскресенский), в отличие от ряда иерархов, выступавших с прогерманскими заявлениями в других оккупированных республиках СССР, так и не был запрещен в священнослужении. А в апреле 1944 г. Священный Синод постановил: «…рукоположения, совершенные им или подведомственными ему епископами… признаются действительными» 724 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своей зоне управления германская военная администрация, стремясь не провоцировать роста движения сопротивления, как правило, проводила наиболее мягкий вариант нацистской религиозной политики. Не случайно единственная разрешенная на оккупированной территории СССР Духовная Миссия Русской Церкви – Псковская существовала в тыловой области группы армий «Север». 18 августа 1941 г. первая группа из 14 миссионеров прибыла из Латвии в Псков, где было создано управление Миссией, формальное руководство которой принадлежало экзарху Прибалтики митр. Сергию. Бывшая в ведении Миссии территория включала в себя часть Ленинградской, Калининской, Новгородской и Псковскую область с населением около 2 млн. человек. Начальником управления с ноября 1941 г. являлся заслуженный протопресвитер Кирилл Зайц. За короткий срок число действующих церквей в оккупированных районах Северо-Запада России достигло как минимум 409, увеличившись по сравнению с довоенным временем в 15 раз 201 . Во вновь открытых храмах начали звонить в колокола, устраивать крестные ходы, возобновилось религиозное обучение детей и т. д. Действия значительной части священнослужителей Миссии находились под контролем партизан, а некоторые священники, как видно из публикуемой справки о Ф. Пузамове, и сами непосредственно участвовали в партизанском движении. Формально возглавлявший Миссию митр, Сергий, находясь в юрисдикции Московской Патриархии, резко негативно относился к РПЦЗ. 16 мая 1943 г. в Псков приехал представлявший последнюю архимандрит Гермоген, который в тот момент являлся руководителем военного духовенства в частях генерала Власова (будущей Русской освободительной армии – РОА). Используя этот факт, митр, Сергий в своем публикуемом меморандуме развил идею создать в рамках Московского Патриархата центральное церковное ведомство для оккупированных территорий СССР. Но предложение экзарха, конечно, не было принято германским руководством. В ходе полной принудительной эвакуации Пскова и прилегающих районов 21 февраля 1944 г. Православная Миссия в составе 69 священнослужителей прибыла на территорию Латвии и прекратила свое существование. Однако большинство священников северо-западных областей все же остались на своих местах и продолжали служить после прихода советских войск 202 . Из «Сообщения с занятых восточных территорий 28» штабного управления шефа полиции безопасности и СД

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще в октябре 1941 года в Ригу и Ковно выезжал руководитель группы религиозной политики рейхсминистерства восточных территорий К. Розенфельдер для уяснения общей религиозной ситуации в Прибалтике, а также и вокруг православной церкви. Он встречался с митрополитом Сергием и православным духовенством, с офицерами СД, курировавшими религиозные вопросы. В составленной им записке предлагались следующие меры: максимально ограничить деятельность католической церкви, не допуская окатоличивания России; занять осторожную позицию в отношении Зарубежной церкви, не допуская ее представителей в Прибалтику; препятствовать намерениям Московского патриархата стать общецерковным центром на востоке; содействовать образованию автокефальных православных церквей, создаваемых по национальному признаку. Позицию в отношении митрополита Сергия (Воскресенского) Розенфельдер сформулировал так: «Насколько возможно быстро удалить из Остланда представителя Московской церкви в Остланде экзарха Сергия, чтобы полностью исключить там влияние русских. СД собирается первоначально выслать экзарха в Ковно. Точка зрения СД состоит в том, чтобы, удалив экзарха от главного места событий в Остланде, не упускать его совсем из поля зрения из-за очень ценной информации, которую от него получают о Московской церкви» 202 . Вплоть до лета 1942 года Восточное министерство оставалось на этих позициях, не реагируя на возражения и предложения руководства «Остланда». Тлевший длительное время конфликт разрешился 18 июля 1942 года, когда на совещании в канцелярии начальника главного отдела политики министерства Лейббрандта было признано, что полное разделение верующих по национальному признаку больше нецелесообразно, а потому православные церкви в Эстонии, Латвии и Литве должны оставаться русскими. В дальнейшем они, как чуждые концепции жизненного пространства, должны быть перемещены в планируемый «рейхскомиссариат Москвы». В результате существование экзархата было разрешено, а митрополит Сергий смог вернуться в Ригу. Тотчас же 23 июля 1942 года в Риге было созвано архиерейское совещание. По настоянию оккупационных властей на нем был принят текст приветственной телеграммы в адрес Гитлера и одновременно было обнародовано заявление, в котором епископат решительно отмежевался от патриотической позиции митрополита Московского Сергия (Страгородского) . Тогда же решено было прекратить при обычных богослужениях возношение его имени, отныне возглашаемого лишь при архиерейских богослужениях как символ канонической связи с Московской патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010