Собственная библиотека Вассиана насчитывала более трех тысяч томов. Книги были, что называется, отборные – по богословию, истории религии, по истории гражданской и церковной, всеобщей и русской, по церковной археологии и языкознанию. Он приобрел у Е.А. Воронцова почти все книги по гебраистике, а там были издания достаточно редкостные. К сожалению, библиотека Вассиана, по-видимому, погибла. Когда его арестовали вскоре после хиротонии 97 библиотеку, как мне рассказывали, передали в сергиевскую милицию. Там ее свалили в какой-то сарай, а потом, вероятно, сожгли, как хлам. Во всяком случае, в филиал библиотеки Румянцевского музея, то есть в нашу академическую библиотеку, она не поступала, я специально спрашивал об этом у К.М. Попова. Правда, именно последний факт подает надежду, что, может быть, библиотека все же была возвращена ее владельцу, когда Вассиана выпустили и он уехал в свою епархию. Но я его уже не видел. Слышал только, что потом он стал архиепископом, примыкал к одному из бывших тогда в церковном мире расколов и умер в 1949 году. Глава седьмая. К.М. Попов и библиотека Академии. Пожар Лавры. Филиал Румянцевского музея. Делегации. Судьбы посадских библиотек. Забытые чаяния Последние страницы этих воспоминаний я хочу посвятить тому интеллектуальному средоточию Академии, на котором взрастали все мы, и профессора, и студенты, – ее библиотеке и ее верному хранителю Константину Михайловичу Попову. Благодаря его стараниям, a правильнее сказать – подвигу жизни, библиотека была сохранена, приумножена и передана в Библиотеку имени В.И Ленина, правда, не на дальнейшее сохранение, а на гибель и разорение. Но это уже иной сюжет. Константин Михайлович Попов не мыслил своей жизни без книг, которым служил истово, как служат вверенной для попечения святыне. Со слегка взъерошенными волосами, спутанной бородкой, невысокого роста, в очках и непременно с книгой в руках, из которой он или что-то прочитывает вслух, или, просмотрев, передает ее посетителю, указав нужное тому место, – таким он оставался на протяжении долгих лет нашего знакомства и отпечатался в моей памяти. Влюбленный в книгу, он стал живой энциклопедией самых разнообразных сведений в этой области, живым каталогом и в то же время летописью прошлых времен Академии. Многому он был свидетель сам, другое знал из книг, но чаще – из рассказов профессоров, и при желании мог повествовать часами, если не был занят и находил достойного и любознательного слушателя.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

И. Д. Самойлова, с. Нижняя Синячиха Новгородский музей-заповедник – Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород Музеи Московского Кремля – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» Музей религии – Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург Музей им. Хоненко – Музей западного и восточного искусства им. Богдана и Варвары Хоненко, Киев Псковский музей-заповедник – Псковский архитектурно-художественный музей-заповедник, Псков РГБ – Российская Государственная библиотека, Москва Сергиево-Посадский музей-заповедник – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад ЦМиАР – Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва ЯХМ – Ярославский художественный музей, Ярославль Источники иллюстраций Ouspensky L., Lossky W. Der Sinn der Ikonen. Bern; Olten, 1952; Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Crestwood, NY, 1982. Andaloro М., Romano S. L’orrizonte tardoantico e le nuove immagini 312–468. Romä Brepols, 2006 (La Pittura Medievale a Roma 312–1431, Corpus Volume 1) (илл. на с. 34, 35, 36, 37,130,172, 254, 300). Byzantium: 330–1453/ed. R. Cormack, M. Vassilaki. London: Royal Academy of Arts, 2008 (илл. на с. 49,133, 294, 317). Byzantium: Faith and Power (1261–1557)/ed. H. C. Evans. New York: Metropolitan Museum of Art, 2004 (илл. на с. 143). Cormack R. Byzantine Art. Oxford: Oxford University Press, 2000 (илл. на с. 270). Grabar A. Le premier art chrétien: 200–395. Paris: Gallimard, 1966 (илл. на с. 36, 38). Lowerance R. Byzantium/The British Museum. Cambridge: Harvard University Press, 2004 (иллюстрации на с. 197, 238, 270). The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843–1261/ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. New York: Metropolitan Museum of Art, 1997 (илл. на с. 149). Treasures of Mount Athos: [Exhibition Catalogue]. Thessaloniki, 1997 (илл. на с. 190, 203). La rivoluzione dell’immagine: Arte paleocristiana tra Roma e Bisanzio/a cura di F.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

В целях развития и систематизации деятельности формирований музейного типа в образовательных учреждениях ежегодно проводятся смотры-конкурсы по профилю деятельности. Так, в 2004 г. был проведен смотр-конкурс музеев образовательных учреждений (школьных музеев) Московской области «История одного экспоната». Победителями были признаны 15 школьных музеев из Серебряно-Прудского, Орехово-Зуевского, Коломенского, Талдомского, Ленинского, Раменского, Дмитровского, Наро-Фоминского, Химкинского, Одинцовского районов, городов Дубны, Дзержинского, Лосино-Петровского, Реутова. Лауреатами областного смотра-конкурса стали 92 школьных музея. Сегодня с гордостью можно сказать, что из 5000 школьных музеев Российской Федерации 456 работают в Подмосковье. Из них краеведческих и историко-краеведческих –122; исторических – 102; военно-исторических – 201; естественнонаучных – 16; художественных –15. В 2005 г. проводится областной смотр-конкурс музеев образовательных учреждений Московской области «Реликвии военных лет». Для активизации учебно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся, совершенствования методики краеведческой работы с детьми, патриотического воспитания и гражданского становления личности юных жителей Подмосковья ежегодно проводится краеведческая конференция учащихся Московской области. Областная краеведческая конференция учащихся в 2004 году проводилась в семи территориях (Луховицы, Бронницы, Щелково, Звенигород, Подольск, Железнодорожный, Красногорск). Всего приняло участие в зональных краеведческих конференциях около 700 человек из 59 муниципальных образований Московской области. Лучшими работами жюри зональных краеведческих конференций учащихся признало 44 доклада из 27 муниципальных образований. Победителями областной краеведческой конференции учащихся стали: 19 лучших докладов из Шатурского, Лотошинского, Луховицкого, Рузского, Щелковского, Талдомского, Клинского, Сергиево-Посадского, Павлово-Посадского районов, городов Подольска, Реутова, Серпухова, Железнодорожного, Звенигорода. Лауреатами областной краеведческой конференции учащихся стали 25 работ учащихся.

http://pravoslavie.ru/13498.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Патриарх Кирилл возглавил заседание Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии 19.07.2012 18 июля 2012 года в малом актовом зале МДА состоялось заседание Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии . Заседание возглавили патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) и председатель Попечительского совета, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов. Среди присутствующих находились ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, советник Президента РФ И.Е. Левитин, губернатор Московской области С.К. Шойгу, губернатор Ивановской области М.А. Мень, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества независимых государств и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий, глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области В.Н. Коротков, и.о. руководителя администрации г. Сергиев Посад В.Д. Гончаров, другие члены Попечительского совета. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом и огласил повестку дня. Затем прозвучало выступление А.Д. Беглова. Были избраны новые члены Попечительского совета. Почетным членом Совета стал губернатор Московской области С.К. Шойгу, действительными членами — Е.В. Романов, Л.Э. Слуцкий и В.А. Лавленцев. Святейший Патриарх Кирилл вручил каждому новому члену Совета благословенную грамоту и Библию. С отчетом о деятельности Попечительского совета за 2011 год и первое полугодие 2012 года выступил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Информацию о сайте Совета представили архиепископ Феогност и директор по развитию группы компаний «Текта» А.В. Алеев. Архиепископ Верейский Евгений рассказал о строительстве общежития и текущем финансовом положении Московской духовной академии.

http://drevo-info.ru/news/13428.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Земля Сергия снова в осаде Над Сергиевым Посадом уже занесён русофобский меч 26.04.2018 2623 Время на чтение 13 минут Не так давно жителям подмосковного Сергиева Посада, на территории которого расположена Свято-Троицкая Сергиева Лавра, стало известно, что в их родной город приглашены некие «урбанисты», в том числе иностранные, дабы «концептуально перестроить городское пространство». Об этом в интервью местной газете «Вперёд» (так ещё с советских времён называется официальное издание Сергиево-Посадского района) сообщил С.А. Пахомов, в недавнем прошлом занимавший должность районного главы, а ныне – депутат Государственной думы. Сергей Александрович и по сей день сохраняет огромное влияние на местные дела, фактически являясь, по мнению многих сергиевопосадцев, неформальным главой района. Пахомов рассказал журналистам, что он лично принимал в Сергиевом Посаде делегацию, в составе которой были урбанисты из Голландии, Испании, Италии, Германии и России – «представители ведущих мировых организаций, архитекторы-урбанисты, занимающиеся проектированием общественных, деловых, городских пространств». Влиятельный депутат, явно очарованный своими гостями, сообщил о них следующее: «Это те люди, которые строят визуально новый мир, которые участвовали в создании концепции парка «Зарядье» в Москве . Мы посетили Троице-Сергиеву лавру, прошли по городу, показали все знаковые места, значимые не только для жителей Сергиева Посада, но и для страны в целом. Постарались погрузить коллег в масштаб нашего города и Лавры, объяснить, что эта святыня значит для православного мира». Итак, в древнем русском городе, который считается столицей русского Православия, будут орудовать люди, которые не имеют представления о его историческом и культурном значении. Более того, коль скоро эти люди являются «строителями визуально нового мира» (уж не вольными ли каменщиками?), то, стало быть, они в принципе настроены разрушать мир «старый» с его традициями, сложившимися на протяжении многих веков - в том числе традициями архитектурными.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/26/ze...

ПИСЬМО ГЛАВЕ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА СЕРГЕЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ ПАХОМОВУ Уважаемый Сергей Александрович! Обращаюсь к вам как житель Сергиева Посада, отец семейства, дедушка своих внуков, гражданин России. Мои дети - родные и приемные - учились в школах нашего замечательного города и района. Надеюсь, что и мои внуки тоже пойдут в эти школы. Но беспокойство за нравственное состояние некоторых наших образовательных учреждений вынудило меня обратиться к вам с нижеследующим письмом. 30 октября сего года в образовательном пространстве Сергиева Посада произошло прискорбное и, я бы сказал, скандальное событие, а именно: после торжественного акта награждения лучших школьников города и района именной стипендией губернатора им был показано чудовищно мерзкое для российского образовательного учреждения зрелище - спектакль под двусмысленным названием «Который живёт на...» Автор сценария, постановщик и режиссер - преподаватель гимназии им. И.Б.Ольбинского, Александр Демахин. Подробную оценку этого перформанса оставлю специалистам: психологу, педагогу, искусствоведу, актрисе, журналисту, режиссеру, выдержки из заметок которых привожу в приложениях. Моя же гражданская позиция человека, имеющего отношение как к области искусства, так и к школьному образованию, даёт мне полное право оценить это представление как эротически озабоченный поток мыслей с элементами педофилии и транссексуальности, являющими признаки гендерного расстройства, оформленный в категорически непозволительные в стенах российской школы манипуляции с несовершеннолетними. Кратко сказать, это - театрализованная пропаганда подросткового секса и сексуальных извращений. Возможно, автор этого пошлого спектакля - Александр Демахин - и находится «на гребне волны» современных тенденций культуры и искусства. Как известно, о вкусах не спорят. Вопросы лежат в другой плоскости. Как ЭТО могло появиться - и неоднократно(!) - в образовательном учреждении Сергиева Посада, города, на который весь российский культурный мир смотрит как на столицу духовности и нравственности? Кто дал право автору, несмотря на все его «регалии», экспериментировать ЭТИМ в стенах школы с несовершеннолетними? Как случилось, что зрителями ЭТОГО были не только подростки, но и учащиеся младших классов? Как ЭТО могло получить одобрение администрации гимназии в год, посвящённый 700-летию учителя нравственности - преподобного Сергия, основателя нашего города? Как ЭТО вписывается в общешкольную тематику проходящих сейчас по всей стране Образовательных Рождественских чтений: «Цивилизационный выбор Руси»? Почему на ЭТОМ хотя бы не был поставлен гриф «18+»? Как ЭТО могла допустить директор гимназии, будучи психологом, т.е., специалистом в области воспитания детских душ?

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/10/...

Заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе С.В. Николаева, приветствуя участников, заявила: «В 1998 году эта конференция была одной из первых, которая объединила силы науки, силы музея, силы исследователей, которые традиционно существовали в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и Московских духовных школах. И это триединство позволило проекту просуществовать так долго и показало актуальность и этого соработничества, и неисчерпаемости удивительного явления истории нашей Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Насельник Троице-Сергиевой лавры доктор теологии архимандрит Макарий (Веретенников), сопредседатель конференции с ее первого заседания, представил сборник докладов предыдущего форума. «Общим знаменателем всех этих конференций было издание материалов конференции. Причем нельзя сказать, что эти 20 лет были очень благоприятными. Тем не менее, благодаря усилиям музея, материалы издавались, издаются и сейчас мы рады, что и к настоящей конференции изданы предшествующие материалы», — отметил, в частности, отец Макарий. Конференция проходит в Московской духовной академии и Сергиево-Посадском музее-заповеднике 3 и 4 октября. Первая международная научная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России» открылась в 1998 году и с тех пор регулярно проходит раз в два года. Организаторами форума являются Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра и Московская духовная академия. Членами оргкомитета конференции являются: насельник Троице-Сергиевой лавры доктор теологии архимандрит Макарий (Веретенников), заведующий кафедрой истории России до XIX века Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор исторических наук Н.С. Борисов, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Б.М. Клосс, заведующий отделом Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ доктор искусствоведения Л.И. Лифшиц, ученый секретарь Сергиево-Посадского музея-заповедника заслуженный работник культуры РФ Т.Н. Манушина, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН В.Д. Назаров, заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе, кандидат исторических наук С.В. Николаева, заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева по научной работе, доктор искусствоведения Г.В. Попов.

http://patriarchia.ru/db/text/5277739.ht...

В рамках благотворительных акций весны и осени 2022 года Одинцовская епархия собрала и отправила для пострадавших мирных жителей и беженцев на территории Украины, ДНР и ЛНР 65 тонн гуманитарной помощи, Коломенская — 25 тонн, Сергиево-­Посадская — 150 тонн, Балашихинская — 21 тонну, Подольская — более 50 тонн. Также летом по благословению правящего архиерея Подольская епархия дополнительно собрала и отправила в пункт сбора в Ростов-на-Дону 23 тонны гуманитарного груза.  В Сергиево-Посадской епархии открыто 82 благотворительных столовых для малоимущих прихожан и 17 для кормления бездомных. При многих храмах устроены пункты раздачи одежды. В Одинцовской епархии ежедневно горячий обед можно получить в 15 благотворительных столовых, в среднем там питаются 150 человек в день. Также в епархии действуют 60 пунктов раздачи вещевой помощи, которую ежемесячно получают около 1600 человек. В Коломенской епархии работают 94 благотворительные столовые, в которых получают горячее питание и продуктовые наборы около 1500 человек еженедельно (в это число входят работники храмов и прихожане), и 62 пункта раздачи вещей (ежемесячно помощь получают более 1200 человек). В Балашихинской предусмотрено 36 столовых для малоимущих (питаются там 3840 человек в месяц) и 118 пунктов раздачи вещей (около 2070 получателей в месяц). В Подольской функционирует 17 благотворительных столовых и 35 пунктов выдачи одежды. Еду и одежду еженедельно получают около 950 человек.  Сообщества и группы трезвости:  Подольская епархия — 9 (около 150 человек), Коломенская — 24 (посещают 158 человек), Балашихинская — 13 (с обетом трезвости живут 189 человек), Сергиево-Посадская — 20 (регулярно посещают занятия около 300 человек, с обетом трезвости живут 29 зависимых и более 90 родственников), Одинцовская — 14 (их посещают 160 человек, с обетом трезвости живут 60 человек). В Коломенской епархии 11 братств и сестричеств, ведущих социальную работу. Социальным служением на приходах занимаются 34 штатных сотрудника и 160 внештатных работников. 

http://e-vestnik.ru/society/pomogi_chelo...

Определенная работа с историческими источниками проведена К.А. Аверьяновым, В.Д. Назаровым, И.О. Тюменцевым, В.А. Ткаченко, Н.А. Четыриной, Е.А. Калининой, М.С. Черкасовой, В.П. Пушкова. Много докладов в этом году было связано с годовщиной основания Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры. Работы исследователей В.Г. Пуцко, И.А. Едошиной, А.М. Копировского, И.Л. Кызласовой, В.В. Баранова, О.В. Немовой, М.В. Зубовой и А.А. Кузьминой, М.А. Гагановой, Ю.В. Ивановой были посвящены Комиссии и реставрации Лавры, а также деятелям XX века: священнику Павлу Флоренскому, Ю.А. Олсуфьеву, А. И. Анисимову, Н.А. Баранову, В.А. Зубову. Перед началом вечернего заседания 3 октября игумен Дионисий (Шленов) показал участникам конференции библиотеку Академии, где хранится огромное количество рукописей и книг о преподобном Сергии Радонежском и его обители. В завершение конференции был прочитан доклад профессора Государственного университета Болоньи Анжелики Карпифаве. Она посвятила свой доклад 10-летию кончины Святейшего Патриарха Алексия II. Подробнее о форуме см. на сайте МДА Первая международная научная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России» открылась в 1998 году и с тех пор регулярно проходит раз в два года. Организаторами форума являются Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра и Московская духовная академия. Членами оргкомитета конференции являются: насельник Троице-Сергиевой лавры доктор теологии архимандрит Макарий (Веретенников), заведующий кафедрой истории России до XIX века Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор исторических наук Н.С. Борисов, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Б.М. Клосс, заведующий отделом Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ доктор искусствоведения Л.И. Лифшиц, ученый секретарь Сергиево-Посадского музея-заповедника заслуженный работник культуры РФ Т.Н. Манушина, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН В.Д. Назаров, заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе, кандидат исторических наук С.В. Николаева, заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева по научной работе, доктор искусствоведения Г.В. Попов.

http://patriarchia.ru/db/text/5278113.ht...

В рамках благотворительных акций весны и осени 2022 года Одинцовская епархия собрала и отправила для пострадавших мирных жителей и беженцев на территории Украины, ДНР и ЛНР 65 тонн гуманитарной помощи, Коломенская — 25 тонн, Сергиево-­Посадская — 150 тонн, Балашихинская — 21 тонну, Подольская — более 50 тонн. Также летом по благословению правящего архиерея Подольская епархия дополнительно собрала и отправила в пункт сбора в Ростов-на-Дону 23 тонны гуманитарного груза. В Сергиево-Посадской епархии открыто 82 благотворительных столовых для малоимущих прихожан и 17 для кормления бездомных. При многих храмах устроены пункты раздачи одежды. В Одинцовской епархии ежедневно горячий обед можно получить в 15 благотворительных столовых, в среднем там питаются 150 человек в день. Также в епархии действуют 60 пунктов раздачи вещевой помощи, которую ежемесячно получают около 1600 человек. В Коломенской епархии работают 94 благотворительные столовые, в которых получают горячее питание и продуктовые наборы около 1500 человек еженедельно (в это число входят работники храмов и прихожане), и 62 пункта раздачи вещей (ежемесячно помощь получают более 1200 человек). В Балашихинской предусмотрено 36 столовых для малоимущих (питаются там 3840 человек в месяц) и 118 пунктов раздачи вещей (около 2070 получателей в месяц). В Подольской функционирует 17 благотворительных столовых и 35 пунктов выдачи одежды. Еду и одежду еженедельно получают около 950 человек. Сообщества и группы трезвости: Подольская епархия — девять (около 150 человек), Коломенская — 24 (посещают 158 человек), Балашихинская — 13 (с обетом трезвости живут 189 человек), Сергиево-Посадская — 20 (регулярно посещают занятия около 300 человек, с обетом трезвости живут 29 зависимых и более 90 родственников), Одинцовская — 14 (их посещают 160 человек, с обетом трезвости живут 60 человек). В Коломенской епархии 11 братств и сестричеств, ведущих социальную работу. Социальным служением на приходах занимаются 34 штатных сотрудника и 160 внештатных работников.

http://patriarchia.ru/db/text/6045649.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010