После ареста и ссылки отца Серафима (Климкова) монахиня Таисия осталась без духовного руководителя, что для нее как монахини было тяжело, да и недопустимо. Она старательно искала духовника, и вот в Дивееве появился епископ Серафим (Звездинский), матушку благословили исповедоваться именно у него, так она стала духовной дочерью владыки. Стал духовным сыном владыки и Алеша Арцыбушев. Это было в 1926 году. Ему тогда было семь лет. В день своего Ангела – святителя Алексия Московского, в празднование всех Московских Святителей – 18 октября – была первая исповедь Алеши владыке Серафиму. После нее владыка подарил мальчику житие святителя Алексия с надписью: «Моему маленькому духовному сыну в день первой исповеди. Будь маленьким всегда на зло, расти большим на добро». В семь лет владыка Серафим посвятил Алешу в стихарь, и он на службах стоял рядом с владыкой, держа его посох, то есть был посошником. На день памяти преподобного Серафима 15 января во время крестного хода после Литургии по Канавке вокруг монастыря Алеша шел со свечой впереди владыки. Был мороз, руки мальчика сильно замерзли, и он уронил подсвечник со свечой в снег. Владыка Серафим поднял свечу и сам понес подсвечник, а Алеше показал жестами, чтобы он дыханием погрел свои ручки. «А кем ты хочешь быть, Алеша, когда вырастешь?» – спросил как-то владыка своего маленького духовного сына. «Орателем!» – уверенно ответил Алеша. «Может быть, оратором?» – «Нет, орателем!» – «Так я всю жизнь и был орателем», – добавлял с улыбкой Алексей Петрович. Хорошо запомнил Алексей Петрович и свой детский постриг. В своей замечательное книге «Сокровенная жизнь души», основанной на записках матери – монахини Таисии (Арцыбушевой), которые она в свое время написала по его просьбе, он приводит ее описание этого события: «Как-то раз я пришла к владыке утром с обоими детьми. Он молча взял Алешу за руку и повел к себе в молельню, поставил перед иконами и начал облачать в полное монашеское одеяние. Дал в руки крест и зажженную свечу. Все это он делал с необыкновенно торжественным видом, соблюдая полное молчание. Алеша, в то время семилетний ребенок, стоял очень смирно. Присутствовали при этом только я и Серафим. Детям казалось, что владыка шутит с ними. Серафим попросил: ”И меня”. Владыка ответил: ”А тебя – нет”. Я же почувствовала во всем этом, конечно, не шутку, а глубокое предсказание. На глазах у меня были слезы, которые я скрыть не могла.

http://pravoslavie.ru/107646.html

Отец приучал Колю любить церковную службу, храм, пение и чтение. На клиросе Коля читал охотно и четко. Чтобы он мог видеть лежащий на аналое Часослов, подставляли скамеечку. Однажды маленький Коля вошел в алтарь через Царские врата. Видевшие выразили уверенность, что младенец станет служителем престола Божия. Взирая на отца, совершавшего литургию, Коля с трепетом внимал его пламенной молитве. «Видно, папа за меня молился в то время, — говорил потом владыка. — Может быть, он испросил у Бога и эту милость, что я пошел по пути служения Церкви Божией». Учиться Колю отдали в церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании ее, в 1895 году, — в Заиконоспасское духовное училище, что на Никольской улице. Было их три дружных одноклассника: Коля Звездинский, будущий епископ Дмитровский Серафим; Николай Кудрявцев, сын священника церкви Никола Большой крест на Ильинке, будущий епископ Богородский Никанор, единоверческий викарий Московской епархии, и Всеволод Красновский, сын священника церкви Святителя Алексия на Николо-Ямской улице, впоследствии епископ Клинский Гавриил. С 1899 года Николай Звездинский — учащийся Московской духовной семинарии. В комнате Коли висел образ святителя Николая во весь рост, перед которым он ежедневно молился о даровании способности говорить слово Божие — поучения и проповеди. И Господь наградил его этим даром. В храме Христа Спасителя в Москве епископом Парфением (Левицким), бывшим незадолго до этого ректором семинарии, совершено было посвящение Николая в чтеца иподиакона. В 1902 году, на втором курсе семинарии, когда Коле было 19 лет, он тяжело заболел лимфангоитом, болезнью, тогда практически неизлечимой, но чудесным образом был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. В Саров отец Иоанн послал заверенное врачами свидетельство об исцелении и благодарственное письмо отцу Иерофею. Образок кроткого старца навсегда стал семейной святыней, почитался как икона (хотя изображение его было еще без нимба) и сопровождал владыку Серафима почти всю его жизнь.

http://pravicon.com/info-3344

Вышел в свет 62-й алфавитный том «Православной энциклопедии» Том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву " С " МОСКВА. Новый том продолжает публикацию статей на букву «С». Издание открывает материал о Свенской Печерской иконе Божией Матери, завершает 62-й том статья о священномученике Сергии Павловиче Кедрове, расстрелянном в 1937 году и погребенном на полигоне Бутово под Москвой. В 62-й том вошел ряд биографических статей. Хотелось бы особенно отметить подробную статью о преподобном Серафиме Саровском, в которой детальнейшим образом исследуются все материалы о жизни этого великого русского подвижника. Том содержит также статьи о святом Серафиме (Соболеве), крипта под алтарем Никольского храма в Софии, где он упокоился, стала местом массового паломничества сразу после его кончины в 1950 г., преподобном Серафиме (Амелине), общецерковное почитание которого установлено в 2017 г. определением Архиерейского Собора РПЦ, священномученике Серафиме (Звездинском), епископе дмитровском, расстрелянном в 1937 году в Омске. Автором статьи о священномученике Серафиме (Остроумове), архиепископе Смоленском и Дорогобужском, много сделавшего для развития теории и практики богословия пастырства и расстрелянного в Катынском лесу в 1937 г. стал епископ Истринский Серафим (Амельченков), статья о котором также вошла в 62-й том энциклопедии. Серафим (Амельченков) защитил докторскую диссертацию «Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, и его пастырское служение в Польше и России» над которой он работал в Христианской теологической академии в Варшаве. Ранее Серафим (Амельченков) был настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни. Священномученик Серафим (Самойлович) был настоятелем Нучекского прихода на острове Нучек в заливе Принца Уильяма на Аляске. В 1934 г. последовал его арест в рамках «дела архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)». В 1937 г. он был расстрелян «за организацию контрреволюционной группы и проведение систематической агитации» в лагере. Вспомним священномученика Серафима (Чичагова), принимавшего деятельное участие в канонизации прп. Серафима Саровского и расстрелянного на Бутовском полигоне. Последним назовем богослова и духовного писателя Серафима (Роуза), с чьего творчества для многих наших современников началось знакомство с Православием.

http://sedmitza.ru/text/10037679.html

Приехав на свою кафедру и зайдя в Дмитровский собор, епископ Серафим вспомнил, как 5 лет назад, когда он еще был архимандритом Чудова монастыря, проезжал мимо этого собора, и вдруг лошади стали как вкопанные. Тогда он вошел в собор и помолился перед главной святыней города – Животворящим Крестом (по преданию, в 1291 году слепая девушка чудом исцелилась и увидела возле себя на реке Яхроме плывущий против течения Крест. С тех пор перед ним молятся во время эпидемий и совершают с ним крестные хода).  Владыка Арсений, сопровождавший его, тогда заметил, что в этом событии есть Божий знак. Так и сбылось: вот он – настоятель собора, и вся его будущая жизнь станет крестом. Наступали трудные времена. Вскоре владыка Серафим учредил братство в честь Животворящего Креста Господня. Его основной заботой было объединение людей для того, чтобы исполнить главную заповедь Евангелия о любви и помощи друг другу во Христе. Перед исповедью владыка всегда говорил проповедь . Она была так действенна, что многие даже не собиравшиеся каяться люди вдруг чувствовали желание исповедаться, начинали видеть свои грехи. Господу ваша капуста не нужна! Епископ Серафим часто посещал приходы своей епархии и особое внимание уделял монастырям. Однажды насельники Зосимовой пустыни обратились к нему с просьбой поменять им настоятеля: схиигумен Герман (Гомзин) стал старый, за хозяйством не смотрит. А вот отец Феодорит – замечательный хозяин, и выращенные им овощи занимают важное место на сельскохозяйственных выставках. Владыка Серафим огорчился: ведь Зосимовская пустынь считалась высокодуховной, а тут … овощи. И братьям сказал: настоятель отец Герман эту обитель воздвиг и молится за вас, неблагодарных, день и ночь тихо в своей келье. А вот когда отец Герман не сможет перебирать с молитвой четки, тогда никого не останется в этом монастыре. И напоследок прибавил: «Господу ваша капуста не нужна!» От огорчения владыка даже не остался на праздничное всенощное бдение, уехал. Через полгода умер настоятель Герман. Монахи едва успели совершить погребение старца, как приехала власть и закрыла пустынь. Отдайте нам нашего владыку!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Николай Иванович Звездинский родился в 1883 году в единоверческой семье. Его отец служил священником в Москве и был благочинным единоверческих храмов, то есть приходов, где совершали богослужение по старому обряду, но сохраняли единство с Российской православной церковью. Николай, следуя примеру отца, пошел по духовной стезе. Он закончил Московскую духовную семинарию, а затем академию. В 1908 году принял иноческий постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал с юных лет. В 1914 году Серафим стал архимандритом, помощником наместника Чудова монастыря в Московском кремле. В 1920 году архимандрит Серафим был рукоположен в епископа Дмитровского. В те годы было ясно, что архиерейское служение – это путь исповедничества. В 1922 году последовал первый арест будущего священномученика. В дальнейшем аресты, ссылки и тюрьмы в жизни епископа Серафима чередовались с краткими периодами служения на свободе. 24 июня 1937 года владыка Серафим был арестован последний раз и отправлен в Ишимскую и Омскую тюрьмы. 23 августа того же года он был расстрелян. В 2014 году дом в Подлипичье рядом с Казанской церковью, где в 1920-е годы жил владыка, был передан музейным работникам. В доме-музее сегодня есть небольшая домовая церковь во имя священномученика Серафима (Звездинского), где периодически совершаются богослужения. Свои письма из лагерей и мест ссылки, адресованным духовным чадам, владыка оканчивал такими словами: «Молюсь за всех вас, поминаю и вспоминаю всех городских дмитровцев и подлипецких и всех, всех. Храни вас Господь от всяких бед, скорбей и напастей». Бесстолпный храм типа " восьмерик на четверике " с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и колокольней в три яруса служит образцом архитектуры барокко. Часть перекрытий и восьмерик церкви, опирающийся на пристенные подпружные арки, - деревянные. Архитектурно разработан в основном нижний ярус здания, объединенный в единый блок общим карнизом. Чередование лопаток и плоских силуэтных наличников создает нарядную, несколько однообразную внешнюю декорацию аппликативного характера. Профили и детали испорчены штукатуркой, покрывшей фасады в 1899 году. Интерьер формируется из отдельных, слабо связанных между собой помещений. Храм украшает поновленная стенная живопись 1907 года. В главном приделе храма находится трехъярусный резной иконостас 1867 года с иконами XVI-XVII и XIX веков. Слева от царских врат - храмовая икона Казанской Божией Матери, святыня, хранящаяся здесь со времен основания храма. Малые иконостасы в приделах - 1886 и 1899 годов эклектичны. Особо почитаемая святыня – храмовый Казанский образ Божией Матери, перед которым каждую пятницу в 17 часов совершается молебное пение с акафистом. Также чтится Животворящий Крест Господень – копия с чудотворного креста Дмитровского Успенского собора. В настоящее время в штате храма совершают служение два священника и диакон. 

http://sobory.ru/article/?object=03498

Серафим (Звездинский Николай Иванович ; 1883–1937), священномученик, епископ. В 1919 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 1922 г. подвергался арестам и ссылкам. С сентября по декабрь 1925 г. помогал митрополиту Петру в управлении Московской епархией. Между арестами жил в Аносиной пустыни, в Дивеево, в пос. Меленки Владимирской области. В 1932 г. арестован, приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. В 1935 г. освобожден. Проживал в г. Ишиме Омской обл. Расстрелян. Серафим (Крутень Дмитрий Антонович, в схиме Савватий; 1905–1947), игумен. До 1925 г. иеродиакон в Сретенском монастыре. Арестован в 1925 г. по «делу митрополита Петра», освобожден под подписку о невыезде. В 1926 г. перешел в Высоко-Петровский монастырь, где в 1929 г. рукоположен во иеромонаха. Служил в храмах Москвы и Подмосковья. В 1930 г. служил иеромонахом в Иерусалимском храме на Бойнях в Москве, в том же году арестован, приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. С 1935 г. игумен, настоятель Всехсвятского храма г. Каширы Московской области. В 1940-е гг. выслан в г. Муром Владимирской области, служил в Благовещенском соборе. В 1945 г. принял схиму. Скончался в Одессе. Серафим (Лукьянов Александр Иванович ; 1870–1959), митрополит. В 1914 г. хиротонисан во епископа Сердобольского, викария Финляндской епархии. С августа 1917 г. временно управляющий Финляндской епархией. С января 1918 г. епископ Финляндский и Выборгский. В 1920 г. возведен в сан архиепископа. С 1921 г. глава автономной Православной Церкви в Финляндии. В 1923 г. лишен кафедры финским правительством. В 1927–1945 гг. возглавлял Западноевропейскую епархию РПЦЗ. В 1945 г. был принят в клир Московского Патриархата. В 1946–1949 гг. Экзарх Западной Европы в сане митрополита. В 1954 г. вернулся в СССР, пребывал в Гербовецком монастыре Кишиневской епархии. Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860–1933), митрополит. В 1898 г. хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 1902 г. епископ Полоцкий и Витебский. С 1911 г. архиепископ Иркутский и Верхоленский. С 1915 г. на покое. С 1922 г. архиепископ Костромской и Галичский. С 1922 г. в обновленческом расколе. В 1924 г. принес покаяние св. Патриарху Тихону и сразу же был арестован, в 1924–1927 гг. в Соловецком лагере. С 1927 г. архиепископ Тамбовский; с 1928 г. архиепископ Ставропольский. С 1932 г. митрополит. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Конечно, ни воинствующие безбожники, ни атеистические власти не могли потерпеть наличия такого архиерея на свободе. Епископ Серафим шесть раз был арестован, трижды состоял под следствием. В заключении владыка составил несколько молитвословий: акафист Господу Иисусу Христу, Терноносному и Крестоносному; акафист Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю грешных, Сладчайшему, в нашествии горчайших искушений и страстей; канон Владычице Пресвятой Богородице, поемый в безнадежии. Молитва давала силы, крепость и – радость. Из камеры московской тюрьмы владыка писал: «Благословен Бог, тако изволивший. Благодарю Его, славлю Его, пою Ему, хвалю Его. Душа так полна благодарности Ему за внутренний свет, тихую радость, восхищение ума, что ежедневно кончаю литургию пением: “Тебе Бога хвалим…” Воистину монашество есть дар неизреченной милости и любви Бога к людям, равный по своему значению с нашим бытием и, во-вторых, с восстановлением падшего человечества, как говорит преподобный Феодор Студит: “Истинно, монашество и есть во всех этих злостраданиях, коими, как молотом каким, выковывается дух молитвенный”» . Из глубины всего своего существа взывал гонимый святитель ко Господу и был услышан. «Не из книг это пишу я… а то, что сподобил Господь самого пережить, – вспоминал он. – В сонном бдении – легком сне на Лубянке… вхожу в какой-то глубокий темный подвал, подземелье, сыро, жутко, овладевает уныние, отчаяние невыносимое, чувство брошенности. Вдруг светлая полоска… Вглядываюсь: все светлее… светлее. Вижу изумленными очами седалище, а на нем восседает Христос» . В 1927 году во время ссылки в Дивеево епископ Серафим видел Божию Матерь, шедшую по канавке. «Не могу зреть Ее неизреченной красоты!» – воскликнул он. Преданные чада не оставляли своего удивительного архипастыря и любящего духовного отца; они писали и посылали посылки ему в тюрьмы, приезжали в ссылки. И до конца своих дней святитель Серафим продолжал окормлять дмитровскую паству. Он строго предупреждал об опасности уклонения в обновленчество, запретил священнослужителя, изменившего Православию, рукополагал в священный сан, постригал в монашество, отвечал на письма, молился о духовный детях.

http://pravoslavie.ru/4420.html

60 Сщмч. Серафим (в миру – Николай Иванович Звездинский; 1883–1937), епископ Дмитровский. Окончил Московскую Духовную академию иеромонахом. Вступив в 1914 г. под покров Чудова монастыря – одной из главных святынь Московского Кремля, – отец Серафим затем получил сан архимандрита и был назначен игуменом этой обители. В 1919 г. патриарх Тихон рукоположил его во епископа Дмитровского, стал помощником Святейшего. В 1922 г. арестован одновременно с патриархом Тихоном. Возвратился в Москву в 1925 г. В конце того же года был вновь арестован. После двенадцати лет тюрем и лагерей епископ Серафим был расстрелян (в 1937 г.) в г. Ишиме Новосибирской области. Память 13/26 августа. 61 Епископ Серафим перенес в 16 лет тяжелую болезнь и, получив исцеление по молитвам преподобного Серафима Саровского , в корне изменил свое поведение: стал глубоко религиозным юношей и дал обет Богу стать монахом. Но в то время, когда он писал это письмо, душа его все еще была в смятении. 63 Мария Александровна (1888–1925) – дочь профессора МДА Александра Петровича Голубцова (1860–1911). Он сам, его жена Ольга Сергеевна и их дети были духовными чадами старца Алексия (Московский журнал. 1992. 4. С. 8). Мать Марии Александровны была троюродной сестрой старца Алексия. Эта родственная связь шла по женской линии: Ольга Сергеевна была внучкой Варвары Семеновны Ловцовой, урожденной Протопоповой, которая приходится сестрой Федору Семеновичу Протопопову – деду старца Алексия по материнской линии. 64 Первый Спас – один из трех праздников августа, посвященных Господу Иисусу Христу, – Изнесение Честных и Животворящих древ Креста Господня. Празднуется 1/14 августа. 72 Этот текст, составленный по материалам домашнего архива, для публикации не предназначался. Правнучка старца М. Г. Осколкова записывала то, что сохранила ее память, делала развернутые пояснения к семейным фотографиям с единственной целью – оставить собранное и любовно сберегаемое для своей внучки. В книге об этом архиве не раз упоминалось. Редакция сочла возможным поместить небольшую часть этого откомментированного материала в качестве расширительной информации к биографии преподобного Алексия Зосимовского . Это некоторые подробности, связанные с женитьбой Михаила Федоровича, сына старца, дореволюционным бытом их семьи, касающиеся дальнейшей судьбы, уже в советские годы, потомков зосимовского подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Сочетавший в своем мировоззрении способность к политическим компромиссам с непоколебимой твердостью в отстаивании чистоты православной веры и церковно-канонического единства, св. митрополит Серафим, будучи 82-летним старцем, с достоинством христианского мученика и мужеством русского офицера прошел месячное пыточное следствие и был расстрелян 11 декабря 1937 г. Выделяющийся в сонме российских новомучеников своей особой приверженностью к древнерусскому благочестию, сын единоверческого священника св. епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) оставался на не столь долгом жизненном пути прежде всего молитвенником и аскетом. Всегда стремившийся к отрешенному от мира монастырскому житию, св. епископ Серафим в условиях воздвигнутых на Церковь гонений оказался вынужденным пребывать в скитаниях, подвергаясь неоднократным арестам и ссылкам со смирением и твердостью, свидетельствовать о своей вере даже гонителям Церкви. Считая губительной для Русской Православной Церкви политику митрополита Сергия, св. епископ Серафим в начале 1928 года вышел за штат и с непреклонностью, унаследованной им от предков его старообрядцев, пронес свою веру в неодолимость Церкви в тяжелейших испытаниях пятилетней ссылки, которая предшествовала его мученической кончине 26 августа 1937 года. События Второй мировой войны, которые привели к поразительному возрождению церковной жизни на территории, оккупированной немецко-фашистскими войсками, способствовали изменению религиозной политики Сталина в 1943 году. Репрессии по отношению к остававшимся на свободе на советской территории немногочисленным священнослужителям были почти полностью прекращены, а по отношению к гораздо более многочисленному духовенству, которое находилось на территории, занимавшейся советскими войсками, проводились не очень часто. Подавляющее большинство храмов — почти 9 тысяч, — открытых на оккупированной территории, продолжало оставаться действующими и после восстановления там коммунистического режима, и даже в областях, которые не подвергались немецкой оккупации, было открыто 716 храмов.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-mit...

В 1908 году отец Серафим являлся помощником Владикавказского епархиального миссионера, а в 1909 году — духовником Александровской Ардонской Духовной Семинарии. В 1910 году его назначают сначала наместником Могилёвского Братского первоклассного монастыря, а затем, по желанию преосвященного Тихона, занимавшего тогда Ярославскую кафедру, переводят на должность наместника Толжского Ярославского монастыря. Там отец Серафим пишет серьёзный труд по истории Толжской обители, приуроченный к её 600–летию. Он открывает школу пчеловодства для мальчиков–сирот, а с началом войны устраивает лазарет. С 1915 года отец Серафим является наместником Углического Покровского монастыря. В феврале 1920 года он был хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Владыка входил в так называемый»Параллельный Синод», существовавший с молчаливого одобрения Святейшего Патриарха Тихона в Свято–Даниловом монастыре. Он был основан священномучеником архиепископом Феодором (Поздеевским) и в него вошли видные архиереи: архиепископ Андрей (Ухтомский), епископ Арсений (Жадановский), епископ Серафим (Звездинский) и епископ Гурий (Степанов). Причиной возникновения»Параллельного Синода»следует считать мнение его членов о том, что Патриарший Синод, находившийся под плотным контролем Г. П. У., был неэффективен и вынужден был встать на примиренческие позиции. Мыслился он как»постоянно действующее Предсоборное совещание»и главной целью его была подготовка тайного Поместного Собора, способного разрешить церковные проблемы без давления властей. Основополагающими решениями»Даниловцев»были: 1. Утверждение принципов децентрализации церковной жизни как наиболее эффективного способа сопротивления контролю большевиков над Церковью; 2. Тайные поставления архиереев и священников. Таким образом,«Параллельный Синод»явился тем закладным камнем, на котором стала утверждаться Катакомбная Церковь. С июля 1922 года Владыка находился в Ярославской тюрьме и после освобождения, в 1924 году был возведён Святейшим Патриархом Тихоном в сан архиепископа. В 1925 году Владыка являлся временно управляющим Ярославской епархией.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010