Анатолий Жураковский (1898-1937) принял священство в 1920 году после окончания философского факультета Киевского университета. Довольно быстро он стал одним из самых авторитетных киевских священнослужителей, в приходе отца Анатолия образовалась настоящая община, в основном состоящая из молодежи. В общине не только занимались благотворительностью и изучением Священного Писания, но читали и обсуждали художественную литературу. В своей первой ссылке (1923) отец Анатолий пробыл недолго и после нее продолжал активно служить и проповедовать, но в 1930-м году последовал второй арест, заключение на Соловках и в 1937-м – расстрел. Этот сборник – первое издание трудов отца Анатолия. В него включены два его богословских эссе, проповеди и письмо-завещание, написанное в ссылке и обращенное к своей пастве. Можно предположить, что наиболее интересным современному читателю будет эссе «Иуда» (1923 г.). Священномученик Серафим ( Звездинский ). «Поет душа моя, Тобой возвеселенная!»: Молитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении. Составитель И. Г. Менькова. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. –168 с. – (серия «Слово исповедников ХХ века»). – С.117; Епископ Серафим (Звездинский) был расстрелян в ссылке в Ишиме в 1937 году. В приговоре одно из обвинений выглядело так: среди верующих «слыл за святого человека». Действительно, он всегда был аскетом и молитвенником. Пережив шесть арестов, тюрьмы и ссылки, владыка Серафим не переставал составлять каноны и акафисты. Среди шума, блатных песен, бесконечной ругани рождались поэтические, глубокие слова молитв. В сборнике приводится отрывок из письма епископа, рассказывающий о том, как в тюрьме «на Лубянке, когда валялся яко скот (какой и есть в действительности), на нарах, в грязи, в табачном дыму», в сонном бдении ему явился Сам Христос. По словам составительницы сборника И. Г. Меньковой, «и доныне возвышенные молитвы, к которым относятся молитвословия святителя Серафима, остаются по духу своему поэзией богообщения».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-64-a...

За отказ, вместо служения в столицах владыка скитался по заштатным местечкам и далеким городам: Меленки (Владимирской губернии). Сызрань, Саратов, Гурьев, Алма-Ата, Уральск… Власти хотели уморить владыку частыми переездами. Приходилось служить и на хуторе в дремучем лесу, куда люди добирались на лыжах. Рождество Христово встречали как в вертепе: был теленок, солома. Как-то снимали комнату у хозяйки, отец которой собирал милостыню. Вернувшись домой, он доставал лучшие куски из мешочка и отдавал владыке. Епископ брал и благодарил: «Спасибо, дедушка». – «Богу Святому спасибо, а не мне». Когда же владыка давал ему московский гостинец, дедушка говорил: «Ах, Боже мой! Сами старички, самим нужно», – но благодарно брал, интересовался рисовой кашей, раньше ее никогда не пробовал. Владыку мучили постоянные сердечные и печеночные приступы с острой болью. В Уральске добавилась малярия. Врач сказал: нужно ждать смертельного исхода. Но через два месяца малярийные приступы прекратились (в день памяти святого Иоанна Тобольского ). Еще не раз владыку арестовывали. В 1932 году, под Лазареву субботу после всенощной, пришли, взяли паспорта, а ранним утром в Вербное воскресенье послушниц, помогавших владыке, повели в НКВД. Владыка просил следователя, когда уводили инокинь: «Не обижайте их, и вас Господь помилует». Ответили: «Не надейтесь на своего Бога, из наших рук никто не освободит вас». Но… из Москвы пришло распоряжение об освобождении. Сам себя отпел Когда в 1936 году владыка узнал о смерти своего брата, дьякона Михаила, сказал, что в скором времени умрет и он: «Я остался один из семьи, моя очередь…» Епископ Серафим переживал о том, кто его будет отпевать, поэтому сам отслужил по себе отпевание. Вечером 23 июня 1937 года владыку арестовали: старого (исполнилось 60 лет), больного. Перед арестом он успел накормить детей хозяев дома, где жил: родители были пьяны. 26 августа 1937 года священномученик Серафим (Звездинский) был расстрелян. В расстрельном приговоре среди других обвинений было: «слыл за святого человека» в Ишиме. Цветите для Царства Божиего

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Скачать epub pdf Как Бонефатьев стал Звездинским Отец будущего владыки Серафима Иоанн Гаврилович Бонефатьев был из старообрядцев-беспоповцев. Чтобы его приняли в Православие, он пешком ходил из Солигалича в Петербург с прошением (почти тысяча верст). После присоединения ему посоветовали сменить фамилию на Звездинского. Служил священником в Ржеве. Коленька 7 апреля 1883 года у о. Иоанна родился сын Николай, будущий священномученик. В этот день на богослужении в Церкви читались слова: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» ( Притч. 23, 26 ). Позже владыка Серафим вспоминал эти слова и видел в них пророческое значение о своем монашеском призвании. Когда Коленьке было всего 3 года, его мама умерла. Отцу Иоанну пришлось туго. Он брал мальчика с собой на богослужения, несмотря на погоды. На ночных службах Колю одолевал сон. Когда мальчик немного подрос и научился читать, ему подставляли скамейку к аналою с Часословом. Коля читал громко и четко, старался. Однажды Коля пошел в алтарь за отцом по ошибке через Царские врата (мирянам это воспрещается). Все, кто это видел, говорили, что мальчик будет служить у престола Божия. Вообще в жизни святителя Серафима будет много таких знаков. Уже после октябрьского переворота его духовник, старец Алексий (Соловьев) «вдруг» прочтет над ним тропарь священномученику: «И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход; сего ради слово истины исправляя и веры ради пострадал еси даже до крове». Помощь Серафима Саровского После окончания церковного училища Николай Звездинский поступил на учебу в Московскую духовную семинарию. На втором курсе семинарии он сильно заболел. Врачи поставили диагноз – лимфангоит, неизлечимо. В то время преподобный Серафим Саровский еще не был прославлен, но в народе уже почитался как святой. Игумен Саровской пустыни Иерофей привез Коле небольшой образ преподобного старца. Коля горячо молился святому Серафиму Саровскому о выздоровлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

10 (23) июня – день памяти святителя Иоанна Тобольского , покровителя Сибири, Ишима, а теперь и ссыльных в Сибирь. Заканчивая литургию и принимая Святые Дары, епископ Серафим, как всегда, отдавал свечу с жертвенника; но обычно он отдавал ее горящей, а последние три дня гасил сам и отдавал погасшей. Было ясно, что не случайно он делает это, но как некоторое знамение. После чая Владыка вышел в садик, возвращаясь, пропел дома «вечную память». После всенощной беспокоился о детях хозяина, чтобы голодные не легли спать, – хозяин пьян. Окончив вечерние молитвы, ушел к себе. По палисаднику, видимые в открытое окно, шли сотрудники НКВД. Владыка был готов. Начался обыск, проверили все. Святыни не коснулись, она стояла в стороне. На крики Анны предупредили: «Если не замолчите – заставим». Вызвали лошадь, и в пять часов утра 24 июня 1937 года Владыку увезли в Ишимскую тюрьму. Никаких оснований для ареста епископа Серафима, как и остальных заключенных, не было. В страшную скорбную ночь с 23 на 24 июня 1937 года в городе арестовали всех, носящих или ранее носивших духовный сан. Всего семьдесят пять человек: и сергианцы, и обновленцы, и расстриженные. По очереди водили на допросы. Епископа Серафима обвиняли в том, что «проживая в г. Ишиме и имея тесную связь с духовенством тихоновской ориентации по Ишимскому р[айо]ну, вдохновлял и учил последних развертывать активную деятельность среди населения за укрепление религии – оживление и восстановление церквей. По заданию Звездинского священник Протопопов давал задания приближенным к духовенству и церкви лицам ходить по домам граждан и агитировать последних крестить детей обязательно в церкви. По инициативе Звездинского и его заданию попом Протопоповым устраивались сборы денежных средств в пользу осужденных за к/р деятельность священников» 147 . 25 июня епископ Серафим отвечал следствию на вопросы о своем проживании в Ишиме, его причинах, местных знакомствах. Он сказал: «После окончания срока ссылки в г. Ишим Ноябрь (?) 1935 года я не выехал из г. Ишим и остался на местожительстве в г. Ишим временно по следующим причинам. Первое в силу материальных и бытовых условий, так как я не имел средств для проезда, и вторая причина: поскольку мне было запрещено свободное проживание в 12 режимных городах, в силу чего я не мог избрать подходящий для проживания мне город. Решил временно остаться жить в г. Ишим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Житие епископа Серафима составлено на основании записей духовных чад. О них мы не знаем почти ничего. Нам остались лишь их имена: это Анна, Татьяна, Клавдия. Ни малейшего значения не придавая своему подвигу, в силу бесконечного смирении, они и упоминают о себе нередко в третьем лице, как о лицах второстепенных. Ревностно оберегал владыка Серафим свое малое стадо. Согреваемая духом его любви, паства в свою очередь оберегала своего пастыря от злобы и козней гонителей. В ряду житийной литературы о новомучениках российских, прославление которых в России, смеем надеяться, совершится в самом недалеком будущем, эти записки займут подобающее место как житие одного из тех, " которых, — по слову ап. Павла, — весь мир не был достоин " . Краткое житие епископа Серафима (Звездинского), а также письмо к брату и " Слово при наречении во епископа " были опубликованы в " Вестнике РХД " 133. Часть материалов публиковалась в четвертом выпуске религиозного альманаха " Надежда " . Подробное жизнеописание, основаное на записях его духовных чад, а также проповеди, воспроизведенные видимо со слуха, публикуются впервые. 8 ЖИТИЕ ЕПИСКОПА СЕРАФИМА Святитель Серафим (Звездинский) родился в Москве в семье единоверческого священника (выходца из секты беспоповцев-раскольников) 7 апреля 1883 г. Мать его умерла через два года после рождения сына. Окончив начальное училище близь храма Св. Троицы (Троице-Введенская церковь), где настоятельствовал его отец, свящ. Иоанн Звездинский, будущий святитель (в миру Николай) был принят в Заиконоспасское училище на Никольской, учился успешно и по окончании поступил в семинарию. В январе 1902 г. Николай серьезно заболел воспалением лимфатических желез. Врачи уже не ручались за его жизнь... Исцеление его — чудодейственно. Сохранился следующий документ, адресованный отцом Иоанном настоятелю Саровской пустыни игумену Иерофею: " Имею честь сообщить Вашему Высокопреподобию следующее событие в моем семействе: сын мой Николай, 18 лет, воспитанник III класса Московской духовной семинарии, прошедшего января 12 сего 1902 г. заболел

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2438...

Церковь Все рубрики Священномученик Серафим (Звездинский) Друг Христов Лазарь В Вифании был некто по имени Лазарь, которого любил Иисус Христос, и две были у него сестры: одну звали Марфой, другую Марией. Простые были это люди, гостеприимные, радушные, добрые. За простоту их и детскую веру Спаситель нередко бывал у них в доме. Сей Странник, Который не имел, где главы подклонить, находил Себе здесь приют и отдых от трудов Своих. И вот, как вихрь какой, как буря, налетело вдруг на этот благочестивый дом несчастие: тяжким, лютым недугом заболел Лазарь. Друг Христов Лазарь В Вифании был некто по имени Лазарь, которого любил Иисус Христос, и две были у него сестры: одну звали Марфой, другую Марией. Простые были это люди, гостеприимные, радушные, добрые. За простоту их и детскую веру Спаситель нередко бывал у них в доме. Сей Странник, Который не имел, где главы подклонить, находил Себе здесь приют и отдых от трудов Своих. И вот, как вихрь какой, как буря, налетело вдруг на этот благочестивый дом несчастие: тяжким, лютым недугом заболел Лазарь. Священномученик Серафим (Звездинский) Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/cerkov/doroga...

В благочестивых молитвенных «размышлениях христианина об ангеле-хранителе на каждый день» утверждается, что ангел дается верующему с купели крещения:  « С самой купели крещения  ангел-хранитель дан тебе в собеседники , и, может быть, до сего времени ты не обратил к нему ни одного слова, не принес ни единой молитвы» (Размышления христианина об ангеле-хранителе на каждый день). В заключительной молитве канона ангелу-хранителю указывается время придания верному ангела — от святого крещения, т.е. нового рождения водой и Духом:  «Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый,  приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения ». Причем 7 песнь этого канона указывает на срок попечения о человеке ангела:  «от Бога дарованного ми во веки» , то есть ангел-хранитель, дарованный от святого крещения сопровождает каждого христианина и после земного пути:  «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста ангелу-хранителю) . Преподобный Феодор Студит поясняет суть посмертного участия ангела: “всегда содержи в уме своем мысль о смерти…; размышляй о самом разлучении души от тела, — разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела; размышляй и о последующем отведении души в страну небесную”. Об участии Ангела-хранителя в жизни не всех, но верных свидетельствуют, согласно Преданию Церкви, подвижники и исповедники новейшего времени: Замечательный богослов, вдохновенный молитвенник и строгий подвижник святитель Серафим (Звездинский) в своем замечательном труде об ангелах пишет:  “Из числа ангелов Господь,  с момента нашего крещения, приставляет  к  каждому  из  нас еще особого ангела , который называется ангелом-хранителем . Этот ангел так любит нас, как никто на земле любить не может. Ангел-хранитель — присный друг наш, незримый тихий собеседник, пресладостный утешитель. Одного лишь каждому  из  нас он желает — спасения души; к этому все заботы свои направляет он. И если видит нас также заботящимися о спасении, радуется, если же видит нас пребывающими в нерадении о душе своей, скорбит” (Цит. по изданию:Свт. Серафим Звездинский . Ангелы. М. Русский хронограф. 2000).

http://azbyka.ru/est-li-u-nehristian-ang...

В результате разрешение на вступление в управление Церковью архиепископ Серафим получил, но остаться в центре церковной жизни ему запретили. В дальнейшем ОГПУ бдительно следило за тем, чтобы он не появлялся в Москве без вызова с Лубянки. По этому поводу архиепископ Серафим писал в марте 1927 года близкому человеку (по-видимому, архимандриту Неофиту (Осипову) - бывшему личному секретарю Патриарха Тихона): " Почему-то Т[учков] уверял меня, что меня видели в я[нва]ре месяце у квартиры М[итрополита] Петра в Сокольниках. Вообще, будто был я в д[екаб]ре мес[есяце]. После получения назначения в М[оск]ве. Я разубедил его " После " получения назначения " святитель Серафим должен был отправиться в свой Углич, с тем чтобы уже оттуда известить Церковь о своем вступлении в должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Сделал он это специальным посланием от 29 декабря 1926 года. В этом послании, адресованном архипастырям, пастырям и мирянам Православной Русской Церкви, говорилось: " Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня этот тяжелый Крест [Заместителя Местоблюстителя - и. А. М.], считаю долгом обратиться к собратиям-епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви, помня, что все отколовшиеся от Нее и от послушания Ее иерархии неизбежно обречены на гибель . Умоляя своих собратьев-епископов помочь мне нести тяжелый и ответственный Крест управления Русской Церковью, я прошу сократить переписку и сношения со мной до минимума, предоставляя все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах " Таким образом, столь " недалекий " , в глазах ОГПУ, архиерей начал свое управление Русской Церковью с весьма дальновидного поступка. Понимая, что в условиях постоянных происков органов Госбезопасности, стремившихся поставить высшее церковное управление под полный контроль и сделать его орудием проведения своей политики, нормальная работа все равно не возможна, архиепископ Серафим решил свести функции этого управления к минимуму. Тем самым сводились к минимуму и возможности ОГПУ действовать через высшую церковную власть. Впоследствии священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) - первый, согласно воле Святейшего Патриарха Тихона, кандидат в Местоблюстители, узнав об этом шаге святителя Серафима, вынес ему самую высокую оценку. В письме одному московскому священнику от 7 февраля 1929 года Казанский святитель писал: " Много приветствуйте от меня и просите о мне молитв у обоих " пламенных " . Просьба одного из них о распоряжении по канцелярии не беспокоить запросами полна силы и достоинства. Спаси и сохрани его, Господи " " Пламенный " по-еврейски и будет Серафим (второй из упомянутых здесь " пламенных " - это святитель Серафим (Звездинский)).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Внимайте себе, как внимал себе от юности Саровский подвижник Внимайте себе, как внимал себе от юности Прохор, впоследствии послушник Саровской пустыни, а затем ее постриженик Серафим, расцветший среди русской зимы чудными дарами Духа Святого. И один из них – внутрь себя пребывание, самоукорение, соединенное с непрестанным собеседованием, с молитвою, обращенною к Небесному Отцу. Однако мало разбирать свои недостатки. Этим занимаются некоторые из наших собеседников, называя это делание самоанализом, и доводят себя, простите, до депрессивного состояния. Необходимо еще заимствовать у преподобного Серафима свойственную ему детскую веру и благоговейную молитву, которая изливалась из его невинной души ко Господу и Богородице и не прекращалась с утра до позднего вечера. Возможно ли это современному человеку, облепленному гаджетами, который смотрит в планшет чаще, чем в зеркало или в тарелку обеденную? Возможно ли это тому, кто перегружен сегодня – «хочу всё знать!» – информацией, не оставляющей нам возможности даже посмотреть на небо? Очень даже возможно, потому что свинья грязи найдет, а человек, желающий стяжать непрестанную молитву, удобно обретет этот дар, если соединит со своим желанием постоянную практику и совершенное незлобие к людям. Преподобный Серафим напоминает: помните, что обращение к Богородице есть внутренняя потребность человеческого духа Взирая на нас из прекрасного своего далека, преподобный Серафим ненавязчиво нам напоминает: ваше боголюбие, помните, что обращение к Богородице, принесение Ей архангельского приветствия, молитва «Богородице Дево, радуйся», читаемая на дню десятикратно, или 50-кратно, или 150-кратно, есть делание, выверенное двумя тысячелетиями, есть внутренняя потребность бессмертного человеческого духа. И действительно, не только в V или XIX, но и в XX веке некоторые земные ангелы, имеющие с преподобным Саровским угодником общее монашеское имя, в частности святитель Серафим Дмитровский (Звездинский по фамилии; убитый краснобандитами в 1937 году в Сибири), имели обыкновение ежедневно 150 раз со вниманием и любовью молиться: «Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Святитель Серафим не просто молился, но представлял себя пред лицо Царицы Небесной. Он писал из ссылки своим духовным чадам в богоспасаемый град Дмитров: «Родные мои, поверите ли, что таких радостных дней, какими я наслаждаюсь в далеком сибирском изгнании, я не чувствовал и не испытывал никогда в период управления Дмитровской кафедрой. Царица Небесная, страшно сказать, исполняет самомалейшие мои желания. Стоит мне только подумать о куске хлеба, или об отдыхе, или о даровании возможности отдохнуть в беседе с добрым единонравным лицом, я получаю всё паче чаяния. Быть может, потому, что стараюсь никогда не упускать на дню исполнение Богородичного правила». Кто не верит, пусть проверит.

http://pravoslavie.ru/95688.html

По окончании срока ссылки он временно поселился сначала в московском Даниловском монастыре, а затем в Борисоглебской Аносиной пустыни. Через год его вызвали на Лубянку и потребовали покинуть Москву. Получив назначение выехать на шесть месяцев в Дивеево или в Саров, 17 июля 1926 года владыка Серафим приехал в Дивеево. Ссыльному епископу разрешили служить раннюю Литургию в подвальном храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под Тихвинской церковью. Чтобы успеть закончить богослужение прежде, чем начнется служба наверху, приходилось начинать Литургию в 4 часа утра. Священномученик Серафим (Звездинский) После службы владыка шел на Святую Канавку, обходя ее, по завету батюшки Серафима, с молитвой Богородице; заходил в ближнюю пустыньку преподобного, перевезенную в Дивеево из саровского леса. Зимой епископ Серафим жил в комнатах Елены Мотовиловой, в корпусе за Канавкой. Однажды ему явилась Сама Пречистая: он видел, как Божия Матерь шла по Канавке. Осенью 1927 года представители власти объявили о закрытии Дивеевской обители. В ночь на 22 сентября владыка вместе с епископом Зиновием, игуменией Александрой, старшими сестрами и духовенством был арестован и заключен в Арзамасскую тюрьму. 8 октября епископов и игумению освободили, но через несколько дней владык неожиданно вызвали в Москву. Чтобы не быть орудием в руках ОГПУ, отец Серафим подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат. Священномученик Серафим обладал непоколебимой верой и силой духа. Он был непримирим к обновленческому расколу, к служителям так называемой «живой церкви». Но и к политическому курсу митрополита Сергия он относился строго. Не учиняя раскола и не примыкая к оппозиции, возглавляемой митрополитом Иосифом, владыка Серафим принадлежал, как и его друг епископ Арсений (Жадановский), к «непоминающим» митрополита Сергия за Литургией. В апреле 1932 года его вновь арестовали и приговорили к трем годам ссылки в Казахстане, позже перевели на жительство в Уральск, затем в Омск. После ссылки епископ Серафим поселился в Ишиме. Здесь 24 июня 1937 года в числе других духовных лиц он вновь был арестован и приговорен к расстрелу. 26 августа приговор был приведен в исполнение.

http://pravoslavie.ru/90295.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010