3386. ПАНТЕЛЕИМОН (ДОЛГАНОВ), архим. (Наместник Свято-Данилова монастыря в Москве). – 1986, 12, 19. 3387. ПЕЛАГЕЯ (АСОСКОВА), инокиня. (Рязанская епархия). Некролог. – 1998, 12, 36. 3388. ПИМЕН (ТИШКЕВИЧ), схиархим. (Одесский Успенский монастырь). Некролог. – 1984, 11, 38. 3389. РАФАИЛА (ЧЕПЕЛЬ), монахиня. (Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь). Некролог. – 1989, 3, 39. 3390. РОМАН (ТАМБЕРГ), архидиак. (эконом Московского Свято-Данилова монастыря). Некролог/Архим. Алексий (Поликарпов). – 1999, 3, 73. 3391. САВВА (СКИДАНЧУК), архим. (Львовская епархия).Некролог. – 1985, 3, 34. 3392. СЕРАФИМ (БЛOXIH), схиархим. (Рязанская епархия). Некролог. – 1990, 8, 43. 3393. СЕРАФИМ (ДАБИЖА), игум. (Кишиневская епархия). Некролог. – 1986, 5, 25. 3394. СЕРАФИМ (КАЗАКОВ), схиархим. (Пензенская епархия). Некролог. – 1988, 12, 37. 3395. СЕРАФИМ (КРУПНОВ), архим. (Рязанская епархия). Некролог. – 1985, 10, 28. 3396. СЕРАФИМ (КУЗНЕЦОВ), игум. К 40-летию со дня кончины Прот. Г. Бирилов. – 1999, 7, 41. 3397. СЕРАФИМ (ТРЕТЬЯКОВ), игум. (г. Москва). Некролог. – 1995, 9–10, 47. 3398. СЕРАФИМ (ФУРСА), игум. (Ворошиловградская епархия). Некролог. – 1986, 10, 36. 3399. СЕРАФИМ (ШАНДРА), схиигум. (Мукачевская епархия).Некролог. – 1984, 2, 27. 3400. СЕРАФИМ (ШЛЫКОВ), игум. (г.Москва). Некролог. – 1991, 11, 41. 3401. СЕРАФИМ (ШУСТОВ), архим. (Ярославская епархия). Некролог. – 1985, 6, 26. 3402. СЕРАФИМА (ЧЕРНАЯ), игумения. (Настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря, г. Москва). Некролог/Архиеп.Григорий. – 2000, 2, 58. 3403. СЕРГИЙ (ПТАШИНСКИЙ), иером. (Московская епархия). Некролог. – 1990, 5, 35. 3404. СЕРГИЯ (СЛЕПЦОВА), монахиня. (Иркутская епархия). Некролог. – 1986, 11, 31. 3405. СТЕФАН (КОТЕЛЬНИКОВ), схиигум. (Воронежская епархия). Некролог/Свящ. М. Дронов . – 1989, 8, 36. 3406. СТЕФАН (ЛУЦЕНКО), иером. (Архангельская епархия). Некролог. – 1985, 5, 29. 3407. СОФРОНИЙ (САХАРОВ) , схиархим. (Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Великобритании). Духовное наследие схиархимандрита Софрония (Сахарова) /С. Чапнин. – 1996, 4–5, 45.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ВСПОМИНАЕТ О ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ с о. Серафимом молодой монах, перешедший в Платину из другого монастыря. В отличие от «спорщика» и «интеллектуала» он не полагал себя сверхумным. Он даже побаивался знакомства с о. Серафимом, так как был наслышан о его глубоких и весьма ревностных писаниях. Когда о. Герман послал этого монаха к о. Серафиму для беседы, монах необыкновенно разволновался. Отец Серафим усадил его. Гость, видя почтенные седины и проницательный взгляд, не мог взять в толк, о чём говорить. - А Вы знаете, какие собирать грибы? — вдруг спросил о. Серафим. - Нет. — растерянно ответил новый брат. И о. Серафим, опытный грибник, рассказал ему, какие съедобные грибы водятся в округе. У брата не душе полегчало, он рад был услышать что-либо о простой монашеской жизни. В СТРЕМЛЕНИИ К ПРОСТОТЕ о. Серафим бежал от всего показного, в нем не было «монастырской гордыни», которая побуждает и ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях» (Мк. 12:38). Вот воспоминания одной новообращенной: «Встретила я о. Серафима, будучи еще протестанткой. Мне были чужды сами понятия об иконах, мощах, монастырях, постоянном покаянии. В гостях у православной подруги я узнала, что ожидают о. Серафима. Я внутренне постаралась подготовиться к встрече с ним. Его благолепие превзошло все мои ожидания: он оказался долгобородым, длинноволосым, в рясе до пола. Внешность обманчива, решила я, и постаралась угадать, что же скрывается под благочестивой личиной: так часто попадались люди, душой не соответствовавшие облику. Однако все мои сомнения рассеялись. Я убеждалась, что внешность отражает душу, его православную веру, монашество, и черная ряса — внешний знак внутреннего сердечного покаяния. И разъять их невозможно». Отец Серафим также боялся всяческой похвалы. Однажды, отвечая и на вопросы после лекции во время одного из летних паломничеств, о. Серафим услышал вдруг, как к нему обращаются как к «светочу молитвы». Рассердившись, о. Серафим бросил: «Ближе к делу. Задавайте вопрос!» В тот раз к нему подошел юный богоискатель, боготворивший каждую пядь земли, на которую ступал о. Серафим. Не зная всех православных норм поведения, он, подойдя к своему кумиру, перекрестился и, поклонившись, попросил благословения. «Креститесь перед иконами, а не перед людьми», — сказал ему о. Серафим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Преподобный Серафим (Амелин) (1874–1958) Великий старец Серафим (Амелин) был истинным последователем богомудрых настоятелей Глинской пустыни. Именно ему во многом обязана обитель своим духовным расцветом и внешним благоустройством. При нем прославилась Глинская пустынь святыми старцами – духовными руководителями иноков и мирян к вечному спасению. С 1919 года отец Серафим нес ответственную и особенно тяжелую в те тревожные годы должность казначея, в которой он подвизался до закрытия монастыря, будучи во всех делах «правой рукой» настоятеля. За усердное исполнение своего послушания в 1920 году он был награжден наперсным крестом. После закрытия обители старец Серафим жил в селе Ковенки Шалыгинского района Курской (а после 1938 года – Сумской) области, занимался столярно-слесарной работой. Еще во время революции он тайно принял схиму с тем же именем Серафим. Став схимником, отец Серафим как бы совсем ушел от внешнего мира в свой внутренний, сердечный мир, обретая там Бога. Поразительно было его дарование жить среди мира внутренне по-отшельнически. Отец Серафим был свидетелем трагедии Глинской пустыни. Он видел, как избивали монахов, уничтожали скиты, храмы, изымали ценности, оскверняли могилы. Он и сам пережил изгнание, арест, ссылку, издевательства. Но Господь сохранил его жизнь и здоровье до глубокой старости, словно бы для того, чтобы сподобить восстанавливать святую обитель, пусть не в полном объеме, хотя бы «размером с ноготь», чтобы видеть, знать, что в ней снова затеплились лампады, снова творится молитва. Это все было предсказано старцем Архиппом перед смертью в 1896 году и передано келейнику Аристоклию: «Вы еще много лет проживете и перенесете много горя, окажетесь не однажды в тюрьме, но все-таки скончаетесь в Глинском монастыре, который к тому времени не будет как этот, большой, но станет таким», – и указывал при этом на ноготь мизинца. После разрушения зданий, разграбления имущества, оставался нетронутым один лишь новый лазарет, который приспособили под жилье; храм превратили в клуб. Когда же в 1941 году началась война, то новые «хозяева» покинули территорию монастыря. Вскоре сюда вернулись двенадцать монахов с архимандритом Нектарием, которые до того жили уединенно в близлежащих лесах и деревнях; они вернулись в свой поруганный дом. Правда, отец Нектарий вскоре тяжело заболел и спустя несколько недель мирно преставился, завещав наместничество старшему из отцов, которым по жребию и стал отец Серафим, возведенный потом в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А однажды, 12 сентября 1804 года, когда преподобный заготавливал для хозяйства дрова, к нему подошли трое злодеев и потребовали у него денег, полагая, что Серафим хранит у себя материальные пожертвования. Преподобный встретил опасность с глубоким христианским смирением: не стал сопротивляться разбойникам, хотя и держал в руках топор. Когда же он опустил топор, один из разбойников поднял его и ударил святого обухом по голове. После этого незваные гости принялись избивать преподобного, несмотря на то, что от удара он лишился сознания. Потом его оттащили к дому, связали и обыскали, перевернули всю келью, но никаких богатств не нашли. Затем на них напал ужас и они убежали. Придя в себя, отец Серафим самостоятельно освободился от пут, воздал хвалу Богу и, уповая на Его милость, взмолился о прощении обидчиков. Кое-как, превозмогая себя, он добрёл до обители. Восемь дней Серафим страшно страдал, не принимал пищи, не мог даже спать. Когда прибыли вызванные из Арзамаса врачи, они обнаружили: голова преподобного пробита, ребра изломаны, тело изранено. К окончанию осмотра отец Серафим впал в забытье и удостоился очередного явления Божьей Матери. Она пришла с апостолами: Петром и Иоанном. Взглянув на Серафима, Пресвятая обратилась к апостолам со словами: «Сей от рода нашего». Серафим исполнился чрезвычайной радости, а к вечеру встал с постели, попросил пищи и подкрепился. Постепенно его состояние улучшилось. Тем не менее, следы того жестокого преступления, в частности сутулость, отпечатлелись на всю жизнь. Отныне святой Серафим при ходьбе подпирался на мотыгу или топор. Спустя пять месяцев Серафим, испросив благословения, возвратился в уединение. А вскоре поймали разбойников. Они оказались крепостными крестьянами. Негодованию жителей не было предела. Злодеев хотели подвергнуть суду, но отец Серафим упросил отца Исаию и их помещика, Татищева, помиловать их, что и было исполнено. Между тем, уйдя от суда человеческого, они не ушли от Суда Правды Божьей. После того как сгорели их дома, они сами пришли к преподобному, умоляя его о прощении и молитвах за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Селецкий Иван Федорович, до 1917 г. начальник пересыльной тюрьмы в Сибири. В 1926 г. отправлен на Соловки, где был назначен уполномоченным по лесозаготовкам Семигор Исаак Менделевич (1906–?), сотрудник лагерной администрации Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860 – 5 июля 1933), митрополит Ставропольский и Кавказский. Арестован в сане архиепископа в сентябре 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим (Протопопов Александр Алексеевич ; 1894 – 8 августа 1937), архиепископ Елецкий и Задонский. Арестован в сане епископа Колпинского, викария Петроградской епархии в марте 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим (Роуз Юджин Дэннис; 1934 – 2 сентября 1982), иеромонах, богослов Серафим (Самойлович Семен Николаевич; 1880 – 4 ноября 1937), священномученик, архиепископ Угличский. Арестован в марте 1929 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим (Тьевар Антоний Максимович; 1899 – 12 декабря 1931), преподобномученик. Арестован в декабре 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Серафим (Шамшев Сергей Павлович; 1897 – 17 сентября 1937), епископ Томский. Арестован в сане иеромонаха в 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим Саровский (f 14 января 1833), преподобный Серафим, иеромонах, возможно, имеется в виду насельник Соловецкого монастыря иеромонах Серафим (Головин Егор Афанасьевич; 1856–?) Сергей, брат Г.А. Андреева Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867 – 15 мая 1944), Патриарх Московский и всея Руси с 1943 г. Сергий Радонежский (8 октября 1392), преподобный Сибирцев Николай Михайлович (1860 – 2 августа 1900), почвовед, двоюродный брат Н. А. Анциферова Сиверс Александр Александрович (1866 – 24 сентября 1954), историк, отец А. А. Сиверса Сиверс Александр Александрович (1894 – 29 октября 1929), дипломат. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов» и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю”. “Понимаю... – отвечал старец.– А веруешь ли ты опять в Св. Православную Церковь ?” – “Верую теперь опять, батюшка”,– отвечала больная. Тогда отец Серафим сложил по православному персты, положил на себе крест и сказал: “Перекрестись вот так во имя Святой Троицы”. – “Батюшка, рада бы, – отвечала больная, да руками не владею”. Отец Серафим взял из лампады у Божией Матери “Умиления” елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и она тут же получила совершенное здоровье. Народ, стоявший в сенях, увидев чудо, разглашал по всему монастырю, и особенно в гостинице, что отец Серафим исцелил больную. Когда это событие кончилось, то пришла к отцу Серафиму одна из Дивеевских сестер. Отец Серафим сказал ей: “Это, матушка, не Серафим убогий исцелил ее, а Царица Небесная”. Потом спросил ее: “Нет ли у тебя, матушка, в роду таких, которые в церковь не ходят?” “Таких нет, батюшка, – отвечала сестра, – а двуперстным крестом молятся мои родители и родные все”. – “Попроси их от моего имени, – сказал отец Серафим, – чтобы они слагали персты во имя Святой Троицы”. – “Я им, батюшка, говорила о сем много раз, да не слушают”. – “Послушают, попроси от моего имени. Начни с твоего брата, который меня любит: он первый согласится. А были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?” – “К прискорбию, у нас в роду все так молились”. – «Хоть и добродетельные были люди, – заметил о. Серафим, пораздумавши, – а будут связаны: Св. Православная Церковь не принимает этого креста... А знаешь ли ты их могилы?” Сестра назвала могилы тех, которых знала, где погребены. “Сходи ты, матушка, на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности”. Сестра так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное сложение перстов во имя Святой Троицы, и они точно послушались голоса о. Серафима: ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны св. Христовой веры. О православном сложении перстов и положении на чело крестного знамения должным образом отец Серафим очень заботился и приписывал крестному знамению великую силу. Крестьянин Ардатовского уезда села Автодеева М. Б., собираясь в Саров на богомолье, пред самым выездом получил такой жестокий удар, что память совершенно потерял, и его без сознания привезли в Саровскую пустынь. Здесь один послушник, земляк больному, привел его к отцу Серафиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В Русской Зарубежной Церкви, впоследствии, старались не говорить о том, в какой юрисдикции находился архиепископ Серафим в последние годы жизни. «Служил в Софии до своей кончины, последовавшей в конце II Мировой войны» 530 , –пишет об архиепископе Серафиме историк Зарубежной Церкви епископ Никон (Рклицкий) . «Скончался под властью болыиевиков» 531 – уклончиво сообщает об обстоятельствах последних лет жизни святителя В.А. Маевский. Понятно, что авторы приведенных слов не хотели говорить о сознательном переходе архиепископа в Московский Патриархат, а епископ Никон даже исказил факты, ведь архиепископ Серафим умер не в конце войны, а через пять лет после ее окончания, и не только «под властью большевиков», но и в юрисдикции Московского Патриархата. Как уже говорилось выше, архиепископ Серафим общался с архиереями Московского Патриархата еще до войны. Теперь, когда война подходила к концу, а Болгария оказалась в орбите советского влияния, для архипастыря было вполне естественным предпринять шаги к восстановлению общения с Московским Патриархатом. В середине февраля 1945 года архиепископ Серафим, через митрополита Стефана, отправлявшегося в Москву, направил Собору свое приветствие, а митрополиту Алексию (Симанскому), будущему Патриарху, передал свои книги «Новое учение о Софии, Премудрости Божией» и «Протоиерей С. Булгаков , как толкователь Священного Писания » 532 . 2 марта 1945 года архиепископ Серафим направил письмо Патриарху Алексию I, в котором поздравлял его с избранием. Кроме того, в письме архиепископ Серафим просил Патриарха довести дело осуждения лжеучения протоиерея С. Булгакова до конца 533 . Архиепископ Серафим не считал себя отделенным от Церкви в Отечестве. А потому, воссоединение с Московской Патриархией он воспринял, по-видимому, безболезненно. «Сам архиепископ Серафим, – вспоминает П.И. Петков, – в то время объяснял свой переход в Московский Патриархат отсутствием оснований для дальнейшего разделения» 534 . Важным пунктом в деле перехода архиепископа Серафима в юрисдикцию Московского Патриархата, стал визит в Болгарию делегации Русской Православной Церкви. Делегация в составе 4 человек, возглавляемая архиепископом Григорием (Чуковым), находилась в Болгарии с 6 по 23 апреля 1945 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Серафим (Самойлович) 2.02.1920 хирот. во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии; с 1924 г. в сане архиепископа; с 30.11.1926 до 27.03.1927 был заместителем Местоблюстителя в период ареста митр. Сергия; с 1932 г. в ссылке; расстрелян 9.11.1937. Серафим (Силичев) 25.10.1921 хирот. во еп. Александровского и Павлоградского, вик. Екатеринославской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; 12.06.1924 принес покаяние и назначен еп. Сызранским, вик. Симбирской епархии; с 1925 г. еп. Рыбинский; с 1926 г. еп. Подольский, вик. Московской епархии; с 6.07.1927 еп. Азовский, вик. Ростовской (на Дону) епархии; с 27.10.1927 еп. Ростовский (на Дону); с 24.04.1929 в сане архиепископа; с 17.11.1931 в заключении; с 3.05.1934 архиеп. Свердловский; с 30.09.1935 архиеп. Саратовский; расстрелян 15.09.1937. Серафим (Соболев) 1.10.1920 хирот. во еп. Лубенского, вик. Полтавской епархии; в апр. 1921 г. назначен еп. Богучарским, управ. приходами в Болгарии; † 26.02.1950. Серафим (Тихонов) 18.10.1978 хирот. во еп. Пензенского и Саранского; с 4.04.1990 в сане архиепископа; с 30.01.1991 архиеп. Пензенский и Кузнецкий. Серафим (Трофимов) 3.02.1923 хирот. во еп. Аксинского, вик. Уфимской епархии; с июня 1926 г. еп. Бирский, вик. Уфимской епархии; с 26.03.1929 еп. Яранский; с 9.03.1932 еп. Великоустюжский; с 11.08.1933 еп. Хабаровский; с 1933 г. в заключении. Сщмч. Серафим (Чичагов) с 1918 г. митр. Варшавский и Привисленский; с февр. 1928 г. митр. Ленинградский; с сент. 1933 г. на покое; расстрелян 11.12.1937. Серафим (Шамшин) 16.03.1936 хирот. во еп. Читинского и Забайкальского; с 31.05.1936 еп. Томский; с авг. 1937 г. в заключении. Серафим (Шарапов) 14.04.1946 хирот. во еп. Ростовского и Таганрогского; с 30.10.1947 еп. Ульяновский и Мелекесский; с 15.11.1952 еп. Полтавский и Кременчугский; с 20.02.1958 на покое; † 22.08.1959. Серафим (Юшков) 15.08.1924 хирот. во еп. Саранского, вик. Пензенской епархии; с 12.07.1925 еп. Лукьяновский, вик. Нижегородской епархии; с 25.09.1929 еп. Кузнецкий; с 22.10.1935 на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Отец Серафим спросил: — Что вы за монахи? Они ответили: — Зосима и Савватий Соловецкие. — Зачем вы возле меня сели? — спросил отец Серафим. — Хотим показать тебе место, где должен быть престол нашего храма, — ответили они, и тут же повели его к поленнице кипарисных дров, где стали размечать место под церковь сначала по одной стороне, потом по другой, указывая рукой и говоря: — Тут должен быть наш престол. Затем они стали невидимы, и отец Серафим проснулся. После этого отец Серафим стал заботится о постройке храма, для чего нашел благотворителей. Через два года храм был освящен. В 1879 году отца Серафима постригли в мантию и благословили жить на Крумице, в построенной им Зосимовской келлии. Здесь с ним подвизался еще один монах, который при уходе из мира в монастырь встретил большие препятствия со стороны своих родителей. Те никак не хотели его отпускать. Тогда он начал просить помощи, стал усердно молиться и ежедневно служить молебен Казанской иконе Божией Матери, после чего родители, наконец, отпустили его, благословив ехать на Афон. Он тогда же дал обещание, что если будет жить на Афоне, то построит там пусть самый маленький, но храм в честь Казанской иконы Божией Матери. И вот прошло уже с тех пор более 20-ти лет, а он не исполнил своего обещания. Однажды отец Серафим стал спрашивать его: — Когда же вы исполните свое обещание построить храм Божией Матери Казанской? Монах отвечал: — Я уже хочу оставить эту мысль навсегда. Тогда отец Серафим сказал ему: — Как же хочешь бросить это дело, оставить Божию Матерь? Ведь за это придется ответить в будущем. Монах спросил тогда его: — Что же будем делать? — А вот что, — отвечал отец Серафим. — Давай напишем две бумаги. Одна бумага будет пустой, а другая — со словами «строить храм». Так и сделали. Отец Серафим пошел в церковь и перед местной иконой Казанской Божией Матери, положив три поклона со словами: «Царица Небесная, твори что хочешь», — оставил бумаги. Вынули жребий раз, другой и третий раз, и всегда им в руки попадала бумага со словами «строить».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=272...

О готовности митрополита Серафима (Ляде) подчиниться Московскому Патриарху писали и митрополит Серафим (Лукьянов), и протоиерей Стефан Ляшевский. 435 Однако митрополит Серафим в подчинение Московской Патриархии так и не вошел. Присоединение к Московскому Патриархату клириков в Западной Европе Следует особо сказать о переходе в Московский Патриархат приходов Русской Зарубежной Церкви во Франции, где процесс шел параллельно с присоединением приходов митрополита Евлогия. Глава Западноевропейской епархии РП ЦЗ митрополит Серафим (Лукьянов) в годы войны не проявлял стремления к единству с Церковью в Отечестве. Свою позицию он изменил только в 1945 г. Как следует из переписки митрополита Серафима, он считал, что Зарубежный Синод больше не восстановится, а митрополит Анастасий, проживающий в Женеве, не может в единственном числе являться Синодом. Митрополит Серафим попытался узнать, не организуется ли Синод в Америке, и получил от игумена Пантелеймона ответ со ссылкой на архиепископа Виталия, что в Америке многие иерархи поминают Патриарха Алексия. «Нужно иметь в виду, – объяснял свою позицию митрополит Серафим, – что наш Синод мог иметь авторитет только потому, что он находился на территории Автокефальной Сербской Церкви и имел ее признание и покровительство, но теперь все это отпало, последняя признала Московского Патриарха». 436 Кроме того, до него дошли слухи, что вопрос об осуждении РПЦЗ уже согласован с Восточными Патриархами. 437 По другим сведениям, митрополит Серафим опасался, что к власти во Франции придут коммунисты, которые начнут репрессии против духовенства, своевременно не подчинившегося Москве. 438 Такое объяснение заслуживает внимания. Выше уже говорилось о позиции митрополита в годы войны. Теперь он опасался расплаты, причем не только со стороны советских агентов, но и со стороны французов. Распространились слухи о расправе над митрополитом Анастасием, а на дверях дома, где жил митрополит Серафим, появилась надпись: «Здесь живет сотрудник немцев». 439 По свидетельству западноевропейских клириков РПЦЗ, митрополит Серафим планировал свой переход в Московский Патриархат фактически единолично, не ставя в известность ни иерархов, ни подчиненных ему священников. 440 Архимандрит Сергий (Пфефферман) докладывал митрополиту Анастасию, что даже накануне своего ухода митрополит Серафим заверял духовенство, что в подчинение Москвы он никогда не перейдет. 441

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010