– А кто же еще? Только природа и никто иной, – сказал Матюхин. – Она есть великий учитель и конструктор. Она производит, делает отбор, она создала птицу. Все она делает. – Смотри-ка, – снова удивился Демьян Лукич. – Тогда ответь мне: что такое природа? – Природа – это все, что нас окружает, – принялся объяснять Матюхин. – Все, что мы видим, и все, что существует: небо и звезды, моря и земля, и растения, и весь животный мир – все это природа. – Стало быть, – начал рассуждать Демьян Лукич, – природа состоит из одушевленных существ и неодушевленной материи. Так ведь? Теперь давай возьмем одушевленных: человека, животных, птиц – и в уме уберем их из природы и спросим: «Земля, воздух, вода и прочее будет ли одушевленно, если все живое убрали?» Нам скажут: «Нет, это неодушевленная материя». Она разум имеет? – Нет, неодушевленная материя не мыслит. – Из этого мы видим, что есть природа одушевленная и неодушевленная, мыслящая и немыслящая, – заключил Демьян Лукич. – Ладно, мы отделили одушевленную природу от неодушевленной, а теперь поразмыслим: кто же из нее создал птицу? Человек? Нет. Животные? Нет. Сама себя птица создать не может. Или земля создала? Или вода, воздух? А может, они все вместе сели за стол и общими силами все продумали? Опять же нет! А почему? Да потому, что если уж разумный человек не может создать живое существо, то что говорить о неодушевленной природе! Неодушевленная природа никогда не создаст одушевленное существо, как яблоня не уродит вместо яблока морского ежа. Из мертвой материи, не имеющей разума, разве может сам собой получиться разумно устроенный мир и разумный человек? Или, по-другому сказать, мертвая женщина, имеющая во чреве плод, может родить живого ребенка? Как ты думаешь? – Конечно, нет! – Вот и разъясни, – попросил Лукич, – кто же из природы, одушевленной или неодушевленной, создал птицу и научил пчелок такой великой мудрости? Известно ведь, что сто дураков не сумеют одного человека сделать умным, а умный один может сто просветить и научить. Какое же такое существо создало птицу и научило пчелок уму-разуму?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Матюхин обвел взглядом зал, довольного Альтшулера и, почувствовав, что выполнил поставленную перед ним задачу, убежденно закончил: – Религия – это старое дерево. Однако главные корни этого дерева мы уже подрубили, и мы уверены, что придет время, когда религию можно будет сдать в музей, как прялку. Альтшулер встал из-за стола и радостно захлопал. Люди, зараженные атеизмом, тоже дружно зааплодировали. Да-а, «наверху» знали, кого прислать в Покровку! Верующим же было прискорбно и от самой лекции, и от того, что их односельчане успели заразиться духом безбожия. После доклада был объявлен перерыв. Многие пошли к Демьяну Лукичу, пасечнику. Это был старик лет шестидесяти с лишним, с небольшой рыжеватой бородкой и ясными, спокойными глазами. Он слыл среди односельчан человеком знающим: был весьма любознательным, много читал, внимательно следил за происходящими в мире событиями. А еще очень любил природу, по-детски восторгался ею, благоговел перед всяким созданием Божиим, будь это растение (травка, цветок) или животное, птица, насекомое. Во всем он видел премудрость Творца. Сельчане относились к Лукичу с уважением, называли мудрым и часто обращались к нему за советом и помощью. Всех он называл на «ты», но получалось это у него как-то мягко, ласково, и никто не обижался. Больше всего Демьян Лукич любил потолковать о Божественном. Говорил он просто, понятно, а главное, убежденно. На лекцию Демьян Лукич пришел со своим внуком, десятилетним Трофимушкой. – Очень уж мудрено говорил этот лектор, – заметил кто-то из односельчан. – Каких только народов нет на свете, и у каждого своя вера. Страсть! Что тут ему скажешь? – Ну как, Демьян Лукич, чувствуешь себя? – поинтересовался другой. – Найдется, о чем с ним потолковать? – Да уж как Бог вразумит, – ответил тот смиренно. – А не пойти ли нам, Лукич, домой, – предложил самый близкий его друг. – Что связываться с этими безбожниками, засмеют только. – Я так думаю: защищать веру нужно не ради безбожников, а чтобы предостеречь от соблазна верующих. А то ведь некоторые стали колебаться… Посидим немного, по слушаем, что они еще скажут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Поскольку Кузьминки считались бабьим праздником, то устанавливались бабьи братчины с обязательной зеленью. Ходили друг к другу в гости со своими угощениями и потчевали друг друга. Кузьминки осенние (Кузьма и Демьян, Курячий праздник) День памяти свв. бесср. Косьмы и Дамиана. Первый зимний деревенский праздник (1/14 нояб.). Косма и Дамиан (в просторечии Кузьма и Демьян), св. бессребреники. Русский народ с именем этих угодников соединял немало особенных верований. Что касается распространенного верования в их врачебную помощь от разных недугов, оно имеет действительное основание в сказании о их жизни. В Четьях-Минеях повествуется о свв. Косме и Дамиане, что они «приняше от Бога дар исцелений и подаваху здравие душам же и телесем, врачующе всякие болезни и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людех». Далее в Четьях-Минеях отмечается, что «они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сие приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради. Того ради и безмездние врачеве, и бессребреницы от верных наречены быша». Затем из «Сказания о святых, коим и каковые благодати даются от Бога» видно также, что русские молились свв. Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В азбуковнике XVII в. находим прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Свв. Косьма и Дамиан в воображении русского крестьянина представлялись в облике «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна». На этот близкий народному сердцу облик были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну, златоусому Белбожичу. В одном из старинных русских сказаний Кузьма-Демьян, кующий сохи, бороны и плуги народу православному, вступал в борьбу с «великим змеем». Трудился кузнец Божий в своей кузнице и заслышал он, гласит это сказание, летит змей (диавол). Заперся он, да не спасут от змея великого никакие затворы: подлетел змей, опустился-упал наземь, возговорил зычным голосом человеческим, – просит, лукавый, отворить двери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В МАССОЛИТе председатель Берлиоз и его сотрудники измышляют литературные «шедевры» для широких пролетарских масс. Берлиоз определенным портретным и идейным сходством напоминает известного поэта, автора антирелигиозных стихов, в том числе «Евангелия от Демьяна», Демьяна Бедного (Ефима Алексеевича Придворова). Здесь поставлена важная религиозно-философская проблема существования Бога. В заключении «Евангелия от Демьяна» читаем: Точное суждение о Новом завете: Иисуса Христа никогда не было на свете. Так что некому было умирать и воскресать, Не о ком было Евангелия писать. Воинствующий атеист Берлиоз тоже убеждает поэта Ивана Бездомного, задумавшего написать произведение об Иисусе, что «главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого как личности вовсе не существовало на свете, и что все рассказы о нем – простые выдумки». Интересно, что при обыске у Булгакова в его архиве нашли «Послание евангелисту Демьяну», написанное поэтом и журналистом Николаем Горбачевым. В нем говорится о том, что недопустимо оплевывать святыню («плевать на все, что в человеке свято»): Ты только хрюкнул на Христа Ефим Лакеевич Придворов. И малый свой талант Покрыл большим позором. Значительное место в романе Булгакова занимает философская проблема ценностей, в частности проблема соотношения материальных и духовных ценностей. Данная проблема интересует философов всех исторических эпох, от древности до современности. Многие известные философы подчеркивали приоритет духовных ценностей над материальными (Конфуций, Сократ, Гераклит, Платон, Пифагор, Аристотель, Эпикур, Августин, Кант, русские религиозные философы – Вл. Соловьев, Н. Бердяев , философы XX века М. Шелер, Г. Риккерт и другие). В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков утверждает, что в противовес мировой философской традиции главная цель большинства литераторов МАССОЛИТа не создание высоких духовных ценностей – нетленных художественных произведений, а получение максимальных материальных благ, приобретение дач в Перелыгино (Переделкино – Н.З.), путевок и творческих командировок на Крымские и Кавказские курорты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анна и Демьян С применением препарата «Иновелон» количество приступов сократилось до 3 раз в день. Демьян начал произносить слоги, стал активным, заинтересованным в чем-то. Два года назад у него появилась сестренка. Она для него – «свет в окошке». Он любит следить за ней глазами, она дает ему игрушки, и он учится удерживать их руками. Раньше Демьян мог есть только пюре, сейчас – пытается жевать, и мама уже не пользуется блендером. Недавно Анна поставила его на ноги и он смог сделать свой первый шаг с поддержкой! Все это – огромные достижения для семьи Андросовых, и они стали возможными только благодаря препарату «Иновелон». Перспективы восстановления по-прежнему до конца неясны, но уже сейчас понятно, что препарат надо принимать всю жизнь. Долгое время семья Андросовых приобретала его на свои деньги – упаковки, которая стоит 9000 рублей, хватало на 20 дней. В соответствии с законом РФ, этот препарат выписывается «по жизненным показаниям», то есть должен предоставляться государством по ОМС, бесплатно. Со всеми документами от московского эпилептолога Анна обратилась в свою городскую детскую поликлинику, где консилиум врачей подтвердил, что да, именно этот препарат нужен ребенку по жизненным показаниям. Но в Минздраве Нижегородской области Анне Андросовой отказали в выдаче препарата и предложили аналоги, которые не подходили ребенку. Ей также сказали, что могут выдавать препарат только в стационаре, либо надо обращаться в прокуратуру или суд. Ежемесячно приобретать лекарства на сумму больше 10.000 семье, где работает один только папа, становилось все тяжелее, поэтому семья Андросовых продолжала борьбу за то, что положено им по закону. Сотрудники юридической службы фонда «Правмир» посоветовали Анне подать в суд на областной Минздрав. После этого семье Андросовых надо было пройти судебно-медицинскую экспертизу, ради которой Анне пришлось собрать около 50 справок и документов. Решение принималось долго, но в итоге по результатам экспертизы суд постановил выдавать «Иновелон» Демьяну. Мы месяцами не выходили из реанимации

http://pravmir.ru/lekarstvo-ot-bolezni-e...

— А если в утробе матери нет зародыша, — прервал его Демьян Лукич, — будет эта твоя эволюция? — Нет, конечно. — Значит, с него-то должно было все начаться, кто-то должен был создать самую первую клетку! Даже если рассуждать по-вашему, что мир развивался от простого к сложному, то и тогда необходимо признать Бога, без Него никакое живое существо не могло появиться. И человек тоже… Вы вот все твердите: труд, труд создал человека, а на деле что мы видим: сколько лет ишак трудится, а умнее нисколько не стал, все такой же упрямый! Целесообразность в природе Зал одобрительно рассмеялся. Альтшулер покраснел, приподнялся, видно, хотел что-то сказать, но раздумал… — Ты только посмотри, как премудро все устроено! — воскликнул Демьян Лукич. — Я читал, что человеческая клетка в утробе матери — это все равно что точка, поставленная на бумаге остро отточенным карандашом. И в этой крохотной клетке заложены законы природы. Какие? Законы жизни, питания, размножения, наследственности, характера, смерти и так далее. В этой клетке, кроме того, есть головка, глазки, ручки, ножки, то есть все необходимое для будущего человека. Но скажи, милый мой, нужны человеку глаза, руки, ноги, когда он находится еще в утробе матери? — Нужны, наверно, — невнятно пробормотал Матюхин. — Зачем же они ему там? Или он там что рассматривает или ходит? — Ну, допустим, не нужны, — поправился Матюхин. — А если не нужны, почему они есть? К чему они там приспособились? Какая борьба в утробе матери их создала? — Да это все нужно ему, когда родится… — Значит, тот Архитектор и Мастер, Который создал клетку, предвидел, знал, что когда ребенок родится, ему все это понадобится! Или, может, природа это предвидела и устроила? Но откуда она узнала, что человеку нужны глаза, чтобы смотреть, уши, чтобы слышать, ноги, чтобы ходить, легкие, чтобы дышать? Как она могла создать все это, если она сама этого не имеет, если она неразумна? Матюхин молча опустил голову, а Демьян Лукич продолжал: — Взять хотя бы глаза. Какая удивительная штука, а в утробе матери вырабатывается безо всякой борьбы… Это ведь настоящее чудо! Это все равно что научиться плавать без воды, дышать без воздуха или думать без мозга. Право же чудо!

http://azbyka.ru/fiction/jako-s-nami-bog...

Он отгреб кои-как снег, въехал на двор, вынул из пошевнеи кусок мерзлои говядины, потом узелок, завязанныи в клетчатыи платок, и, не распрягая лошади, вступил в сени. Тут мужик принялся шарить по всем углам, отыскал плетушку, куда сажают кур на яица, сунул в нее украдкою узелок и повернулся к двери, обрамленнои седои бахромои мерзлого пара. Дверь скрипнула, и Демьян, похлопывая лаптями и рукавицами, весело вошел в избу. — Здравствуи, роднои, что так поздно? — вымолвила старуха, выглядывая сначала из-за печурки и тут же выбегая к нему навстречу. — Здорово, хозяика! — произнес Демьян, отряхиваясь с головы до ног. — Спрашиваешь: поздно зачем?.. А выехал я из города чем свет, да така-то мятель, вьюга поднялась, ни зги не видно; со мнои, как назло, ввязался жеребенок; что станешь делать!.. вернулся назад, обождал, ну да теперь недосуг мне с тобои калякать. На, возьми, — присовокупил он, подавая еи говядину. — Подкинь ее в щи, да ступаи скореи ко мне. — Ах ты Господи! Намедни барана зарезали, а он вишь чего... говядину покупать задумал! Аль денег тебе девать некуда, куры у те их не клюют, что ли? — заворчала старуха. — Ну вот, лиха беда! Щи послаще зато будут! — возразил, смеясь, Демьян. Заметно было по всему, что он находился в отличном расположении духа. — Ну а молодые-то наши где? — спросил мужик, озираясь на стороны. — Вестимо, не сидеть им без дела, — ворчала жена, роясь подле горшков. — На гумно пошли — молотят... — Ладно, ладно, ступаи сюда, — продолжал муж, торопливо сбрасывая с себя верхнюю одежду и развешивая ее на стан, занимавшии чуть не половину избы. Он подошел к столу, вынул из-за пазухи длинныи кожаныи кошель и бережно высыпал на скатерть казну свою, состоящую из замасленнои, истасканнои пятидесятирублевои ассигнации и нескольких просверленных, истертых гривенников и пятиалтынных, между которыми виднелся орех-двоичатка, положенныи туда, вероятно, для счастья и прибыли. — На-ка, возьми ее, хозяика, да подшеи хорошенько тряпицеи, — сказал он, подавая жене ассигнацию. — Это, чего доброго, и в конторе ее не примут, ишь какая истрепанная, опять в город придется ехать, здесь не разменяешь, садись скореи.

http://foma.ru/svyatochnye-rasskazy-dmit...

Об ошибках, возникающих в противном случае, см. Проценко Я. Миф об «истинной церкви». Кому нужна легенда о мощном «катакомбном» движении советских времен?//НГ-религии. 27 января 1999. 2 (25). С. 6; Беглов А. Прозелитизм среди мертвых: Католическая пропаганда записывает в ряды приверженцев Римского престола расстрелянных православных епископов//НГ-религии. 11 августа 1999 г. 15 (38). С. 6. 27 Путинцев Ф. М. Сектантство и антирелигиозная пропаганда. М., 1928; Дубровский М. Черный отец и желтые братцы. М., 1930; Лукачевский А. Федоровцы-крестоносцы. М., 1930; Малышев Ив. Что скрывается под маской религий//Безбожник. 47(477). 30 августа 1931. С. 1; По очагам сектантского мракобесия. М.-Л., 1931; Логинов А. Сектантская контрреволюция перед пролетарским судом. М., 1933; Путинцев Ф. М. Политическая роль и тактика сект. М., 1935 и др. 28 См. Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области: (По материалам экспедиции Института истории АН СССР в 1959 г.)//Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. Т. 8. М., 1960. С. 59–100; Митрохин Л. Я. Реакционная деятельность «истинно-православной церкви» на Тамбовщине//Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9. Современное сектантство и его преодоление. По материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г. М., 1961. С. 144–160; Никольская 3. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан//Там же. С. 161–188; Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность: (Социологические и исторические очерки). М., 1969; Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973; Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства. Встречи. Беседы. Наблюдения. М., 1974. 31 Ср. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002. С. 39–40. 32 Демьянов А. И. Критика идеологии истинно православного христианства: (По материалам социологического исследования в центральных областях РСФСР). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Л., 1974; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство . Критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977; Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. (Социально-психологический анализ). Воронеж, 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Демьян Лукич помолчал. – Так же и с клеткой. Кто стал подбирать для нее материал? Кто этот опытный и умный мастер? Заставь нас сделать такую постройку – ничего не получится, хотя бы материала нам навозили целые горы. Мы знаем, из какого материала строится дом, знаем, сколько нужно кирпича, бревен, досок, дверей, навесов, гвоздей и прочего. Возьмем все это, свезем в одно место и скажем: «Ну, почтенный дом, все для тебя готово, стройся теперь сам». Век прождешь, а дом не построится без строителей, материал только сгниет. А ведь живая клетка, ты сказал, куда мудренее самого великолепного дворца, да и материал-то для нее еще никто не привез… Или надо нам написать какую-нибудь картину, скажем, пожар Москвы. Приготовим краски, полотно и скажем: «Ну вот, милая картина, все для тебя есть, начинай рисоваться, да смотри не спутай: чтобы непременно пожар Москвы вышел, а не хвост какой-нибудь собаки или старая метла покойного дворника». И что же, появится картина? Демьян Лукич с таким жаром и задором выпалил все это, что даже Матюхин не вытерпел и рассмеялся. Смеялись и в зале. 15. Планы и законы в природе – Теперь скажи, клеточка строится по плану или как попало? – спросил Демьян Лукич. – Конечно, по плану, – ответил Матюхин серьезно, – без плана ничего не существовало бы в мире, был бы лишь хаос, беспорядок, какое-то нелепое нагромождение без смысла и цели. А в клетке, мы видим, есть цель и намерение, заранее продуманное и предусмотренное. Мы заранее знаем, что из человеческой клетки непременно выйдет человек, а не дерево и не корова, а из клеточки розы вырастет роза, но не яблоня. В природе существуют строгие законы, по которым живет весь мир со всеми своими явлениями. Демьяну Лукичу вдруг стало казаться, что Матюхин хитрит, хочет запутать его, неученого. Между тем Матюхин именно теперь говорил без всякого лукавства. Он все тверже и основательнее убеждался, что вселенной управляет Всемогущая Разумная Сила. Все сильнее, настойчивее звучал вопрос: что же это за сила? И в ответ какой-то внутренний радостный голос шептал: «Бог есть, без Него ничего нет и не может быть. Он – Начало и Творец жизни».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

– Я объяснил, – сказал он, – что все в природе постепенно развивается, совершенствуется, приспособляется к существующим условиям. Идет непрерывная борьба за существование, в результате которой и возникают у животных новые полезные органы. Развитие материи происходило постепенно – этот процесс можно сравнить с развитием зародыша в утробе матери. Это и есть эволюция. – А если в утробе матери нет зародыша, – прервал его Демьян Лукич, – будет ли эта твоя эволюция? – Нет, конечно. – Значит, с чего-то должно было все начаться, кто-то должен был создать первую клетку! Даже если рассуждать по-сложному, и тогда необходимо признать Бога, без Него никакое живое существо не могло появиться. И человек тоже. Вы все твердите: труд, труд создал человека. А на деле мы видим: сколько лет ишак трудится, а умнее нисколько не стал, все такой же упрямый. 9. Целесообразность в природе Зал одобрительно рассмеялся. Альтшулер покраснел, приподнялся – видно, хотел что-то сказать, но раздумал. – Ты только посмотри, как премудро все устроено! – воскликнул Демьян Лукич. – Я читал, что человеческая клетка в утробе матери – это все равно, что точка, поставленная на бумагу остро отточенным карандашом. И в этой крохотной клетке заложены законы природы. Какие? Законы жизни, питания, размножения, наследственности, характера, смерти и так далее. В этой клетке, кроме того, есть головка, глазки, ручки, ножки, то есть все необходимое для будущего человека. Но скажи, милый мой, нужны ли человеку глаза, руки, ноги, когда он находится еще в утробе матери? – Нужны, наверное, – невнятно, вполголоса ответил Матюхин. – Зачем же они ему там? Или он там что рассматривает или ходит? – Ну, допустим, не нужны, – поправился Матюхин. – А если не нужны, почему они есть? К чему они там приспособились? Какая борьба в утробе матери их создала? – Да все это нужно ему, когда родится. – Значит, – торжественно произнес Демьян Лукич, – тот Архитектор и Мастер, Который создавал клетку, наперед предвидел и знал: когда ребенок родится, ему все это понадобится. Или, может, природа все это предвидела и устроила? Но как она могла знать, что человеку нужны глаза, чтобы смотреть, уши, чтобы слышать, ноги, чтобы ходить, легкие, чтобы дышать? Как она могла создать все это, если она сама этого не имеет, если она неразумна?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010