В нем располагались архиерейские, настоятельские и братские келий, кухня, трапезная, хлебопекарня. Недалеко от него находился каменный корпус со службами. Там находилось несколько братских келий, баня, квасоварня, кладовая, подвалы и погреба. Далее были расположены каменный скотный двор, конюшня, сарай и жилые комнаты для рабочих. Монастырь окружала кирпичная ограда с шестью башнями. Четыре из них находились по углам ограды, а две — посредине северо-восточной и юго-западной стен. Юго-западная башня выходила на Мету, была особо украшена настенной росписью в память о том, что раньше здесь находился главный вход в монастырь и стояла деревянная церковь в честь св.прав. Иакова. До настоящего времени сохранились только угловые башни. Перед монастырем находилась большая площадь и березовая роща. Здесь устраивали ярмарки в праздник св.праведного Иакова Боровичского. Крестьяне приезжали на лошадях и привозили для продажи поросят, кур, гусей, яблоки, моченую бруснику, грибы во всех видах и другие продукты. Купцы привозили свой товар. Шла бойкая торговля. С 1830 г. по 1845 г. в монастыре велись большие строительные работы. Материальную помощь Боровичскому монастырю оказали митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) и архимандрит Фотий, наместник Новгородского Юрьева монастыря. Во время Первой мировой войны часть зданий Свято-Духова монастыря использовались под лазарет. Насельники монастыря ухаживали за ранеными воинами. В феврале 1918 г. уездная комиссия города приняла постановление о закрытии Свято-Духова монастыря и прочих монастырей Боровичского уезда. Мотивировалось это недостаточностью в городе построек для приюта, богаделен и училищ. Престарелых священнослужителей и монахов сочли возможным оставить при монастыре в богадельне. Более молодым и здоровым было предложено в двухнедельный срок найти себе другое место. 17 апреля того же года ликвидационная комиссия приступила к работе. Ее сопровождали солдаты, вооруженные винтовками со штыками. Монастырь предварительно окружили со всех сторон, а затем уже ликвидационная комиссия приступила к проверке монастырского инвентаря, процентных бумаг и наличных сумм.

http://sobory.ru/article/?object=01908

архим. Макарий для устройства дел миссии прибыл в Санкт-Петербург. В Св. Синод он представил свое сочинение «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианства между евреями, язычниками, магометанами в Российской империи», другой список «Мыслей…» вместе с переводом книги пророка Исаии и длинным сопроводительным письмом он послал императору Николаю I. На прошении о. Макария в Св. Синод митр. Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) по вопросу о переводе Библии на русский язык написал такие слова: «Безумный фанатик» С. 12] и предложил отправить автора в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, который был лечебницей для душевнобольных и политической тюрьмой. В результате архим. Макария ни с чем отправили обратно в Тобольск. В Санкт-Петербурге о. Макарий узнал о существовании перевода ветхозаветных книг прот. Г. П. Павского, своего учителя в Санкт-Петербургской духовной академии 76 . И в декабре 1840 г. он представил в Св. Синод те же две книги в пересмотренном виде, исправленном в соответствии с переводом прот. Г. П. Павского. На этот раз письмо о. Макария, сопровождавшее переводы, содержало угрозы и пророчества. Он писал о том, что многие беды в России (нашествие армии Наполеона, сильнейшее наводнение в Петербурге в 1824 г., бунт декабристов в 1825 г., голод 1831 г., пожар Зимнего дворца и многое другое) произошли от пренебрежения Словом Божиим, от того, что государь император и высшее церковное чиноначалие не заботятся о просвещении русского народа, не делают доступным для народа русский текст Священного Писания. Св. Синод указом разъяснил Макарию, что он дерзко «преступает пределы своего звания и своих обязаностей». Его определено было подвергнуть «молитвенной епитимии» при доме епископа Томского С. 190]. Согласно указу Св. Синода, архим. Макарий был вызван в Томск. В течение 40 дней совершая ежедневно Божественную литургию и работая в богатой епархиальной библиотеке, о. Макарий принял наказание «за милость Божию и был очень доволен епитимьею» С. 263]. В послужном списке Макария отмечено так: «В конце 1841 и в начале 1842 года проходил… сорокадневную очистительную епитимию, по случаю представления правительству мыслей и желаний своих в рассуждении полной Библии на российском языке в переводе с оригиналов» С.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Вслед за ректорством Филарет получил в своё время настоятельство в новгородском Юрьеве монастыре. С 1813 года имел орден Владимира 2 степени, с 1814-го – степень доктора богословия и пожизненную пенсию в полторы тысячи рублей, с 1816 года – настоятельство в московском ставропигиальном Новоспасском монастыре, в 1817 году, 5 августа, хиротонисан был во епископа ревельского, викария петербургской митрополии, в 1818 году получил аннинскую звезду, 15 марта 1819 года назначен архиепископом в Тверь, но ещё целый год оставался в Петербурге и к своей новой пастве обратился только с посланием. В Твери ему пришлось пробыть только три-четыре месяца, в 1820 году, как 26 сентября 1820 года он был переведён в Ярославль. Эту епархию Филарету не пришлось даже увидать. 3 июля 1821 года он был переведён архиепископом в Москву. Около трёх месяцев перед этим Филарет, оставаясь в Петербурге, был там старшим из иерархов. После этого нового назначения он уехал на свою новую кафедру и не являлся в Петербург целый год. В конце лета 1822 года он вернулся в Петербург, но теперь, уже сам независимый и сложившийся, нашёл в изменившемся Петербурге далеко не подходящую для себя среду. Весь год он прозанимался составлением катехизиса, по поручению синода, – наследственное поручение, оставшееся от митрополита Михаила, а затем, чувствуя со свойственной ему проницательностью, что в воздухе нависли тучи и носятся элементы жестокой борьбы, предпочёл уклоняться и отпросился в двухгодичный отпуск в Москву, быть может не симпатизируя в полной степени ни той, ни другой из борющихся сторон. «Мода на него спала, как говорят», писал о нём один архиерей, бывший в Петербурге, другому – в провинцию. Однако в Москву Филарет привёз с собой новую, александровскую звезду. Глава XII. Борьба с мистицизмом Заявления архимандрита Иннокентия Смирнова . – Архимандрит Фотий Спасский . – Увлечения мистицизма. – Митрополит Серафим Глаголевский. – Деятельность против мистицизма. – Упразднение соединённого министерства духовных дел и народного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Парфений Сопковский, 1750 г. проф. Новгор. семинарии, 1756 г. – рект. семинарии. В бытность ректором, он облек в мантию св. Тихона, бывшего потом епископом Задонским. В 1759 г. ноября 6 Парфений посвящен во епископа Кексгольмского. 1761 г. марта 7 он назначен в Смоленск. Здесь он исправил собор, сделал вместо упавшей главы свод, на котором покоится деревянная средняя глава (1772 г.). Его старанием окончены строением городские храмы: Одигитриевский, Воскресенский, Крестовоздвиженский, Рождество-Богородицкий и наконец, Богоявленский собор и др. Кроме того, он устроил каменный архиерейский дом и церкви в загородных домах. Почти за каждою службою он говорил проповедь, и заботился вообще о проповедании слова Божия. При участии его составлена книжка о должностях приходских пресвитеров. В 1770 г. он встретил Императрицу, возвращавшуюся из Белоруссии с Австрийским Императором. Потом испросил у нее удвоенный оклад для семинарии (4500 р.). Скончался он 6 марта 1795 г. на 78 г. жизни, управляя епархиею 32 года. Димитрий Устинович из игуменов Золотоношского Красногорского монастыря. 1785 г. – префект Киевской академии. 1793 г. авг. 14 епископ Переяславский. 1795 г. мая 1 – еп. Смоленский. Он был человек кабинетный, любил книги, которые оставил семинарии. Однако он заботился об исполнении всеми долга исповеди и др. христианских обязанностей. Скончался он в 1805 г. мая 26. Погребен рядом со своими предшественниками. Серафим Глаголевский, в 1787 г. пострижен, в 1790 г. префект; в 1798 г. ректор слав. гр.-лат. академии; в 1799 г. декабря 25 еп. Дмитровский; 1804 г. янв. 29 – Вятский; 1805 г. июля 7 – Смоленский; 1812 г. февраля 7 архиеп. Минский; 1814 г. авг. 30 – Тверской и член Св. Синода; 1819 г. марта 15 митроп. Московский; 1821 г. июня 29 – Новгородский. Скончался 1843 г. янв. 17. В бытность свою в Смоленске, он заботился о том, чтобы лучшие проповеди священников были отпечатаны. Он обращал внимание на поведение наставников семинарии и методы преподавания. В распоряжениях его видно знание жизни и людей, и милостивая снисходительность к немощам молодежи. Несмотря на краткость пребывания в Смоленске, он успел перестроить Надворотнюю церковь , и собрать много драгоценностей на украшение чудотворной иконы, здесь находящейся. Часть жемчуга, заготовленного им, остается доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В марте 1821 года митрополит Михаил скончался, и на его место переведён московский митрополит Серафим Глаголевский. В преемники Серафиму назначен был Филарет. Почти полвека управлял Филарет московской епархией и своё святительское служение в первопрестольной столице, сначала в сане архиепископа, а с 22-го августа 1826 года в сане митрополита, ознаменовал изумительной деятельностью. Полстолетия церковная жизнь не только в московской епархии, но и во всей России, находилась под влиянием святителя Филарета. Не было ни одного церковного дела, в котором не принимал бы деятельного участия знаменитый иерарх. Он принимал непосредственное участие в решении церковных вопросов не только нашей русской Церкви, но и Церкви вселенской. Нередко он участвовал в решении дел государственных. Ему принадлежит редакция таких важных государственных актов, как акт о престолонаследии после Александра Павловича, манифест об освобождении крестьян и др. 19-го ноября 1867 года митрополит Филарет скончался и погребён в Троицкой Сергиевой лавре, где любил часто бывать во время своей жизни. Число епархий в русской Церкви в синодальный период постепенно увеличивалось. При учреждении Св. Синода было 22 епархии и два викариатства. При императрице Елизавете Петровне открыто 6 епархий и в числе их две в столицах – Петербурге и Москве. Открытие епархий петербургской и московской последовало в сентябре 1742 года. Петербургская епархия составилась из ближайших мест к Петербургу и называлась сначала петербургской и шлиссельбургской. Московская епархия первоначально была весьма обширна. В состав её вошли города и уезды бывшей патриаршей области, а именно: Москва с ближайшими уездными городами, Владимир, Калуга, Кострома, Пенза. Тамбов и несколько городов, находящихся ныне в губерниях Смоленской, Орловской, Саратовской, Симбирской, Тверской и др. Первым московским епархиальным архиереем в сане архиепископа был Иосиф Волчанский, переведённый из Могилева. В царствование Елизаветы Петровны из Московской епархии образованы четыре епархии: переславская, владимирская, костромская и тамбовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

732 С этой точки зрения весьма любопытно напомнить о полемике, разыгравшейся именно вокруг Слова 1824 года, которое одни (между прочим, митр. Серафим Глаголевский) считали лучшим Словом святителя, другие же упрекали чуть ли не в ереси, прежде всего за мысль о том, что Иосиф до явления ангела не знал о непорочном зачатии. Кстати, и Иоанн Златоуст привлечен для защиты именно этого тезиса. Но никто и никогда не упрекал святителя за заключительный период Слова 1824 года, в котором учение о слове впервые практически и высказывается. 734 Именно поэтому: «Первое учение о вещи должно заключаться в ее имени» (Руководство к познанию книги псалмов//ЧОЛДПр. 1872. Кн. 1. С. 1) – в этой мысли основание всякой филологии вообще. 736 «Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех! Сие после Христа говорят нам самые имена, которые чрез служителей Церкви приходят к нам от небесных человеков» (Там же). 739 Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, послания и слова. М., 1998. С. 96. Обратим также внимание на предыдущий абзац: «Пока в нем пребывали Слово Божие и заповедь, – имел он [Адам] все. Ибо Само Слово было его наследием; оно было одеждою и покрывающею его славою, оно было учением. Адаму внушено было, как дать имена всему: «то нареки небом, то солнцем, то луною, то землею, то деревом». Как был научаем, так и нарекал имена» (Там же). Кроме самого истолкования того, как совершалось наречение имен Адамом , для дальнейшего изложения важно еще делаемое преподобным отцом сближение Слова и славы. 741 Там же. С. 436. Ср.: «Словом Божиим все сотворено, и все сотворенное держится силою Слова Божия. Для человека Слово Божие есть нетленное семя, от которого он возрождается из естественной в благодатную жизнь… По сей необходимости Слова Божия для истинного и лучшего существования человека, всеблагий Бог от самого начала мира многократно и многообразно говорил отцам чрез пророков; а наконец говорил Он сам самым Ипостасным Своим Словом, единородным Сыном Своим, Иисусом Христом. И дабы Слово Его, открытое некоторым, в некоторые времена, было для всех и навсегда, Он повелел богодухновенным мужам написать оное в Священных Книгах» (К христолюбивому читателю//Господа нашего Иисуса Христа святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на славянском и русском наречии. СПб., 1819. С. III).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Наместником Киево-Печерской лавры был с апреля 1826 г., после архим. Антония Смирницкого , назначенного на епископскую кафедру в Воронеж. Авксентий Галинский пользовался вниманием и благоволением м. Евгения, как ученый старой академической школы. В 1831 г. он в числе трех лиц из почетного Киевского духовенства был избран конференцией Киевской духовной академии в почетные её члены, конечно, не без влияния м. Евгения. Но Комиссия духовных училищ, благодаря преобладанию в ней тогда голоса Московского митр. Филарета, не утвердила его в этом звании. В 1834 г. из наместников лавры он был назначен настоятелем Киевского Никольского монастыря, и в этом звании подписался в 1835 году на завещании митроп. Евгения в числе двух свидетелей (вторым свидетелем завещания был ректор Киевской духовной академии архимандрит Иннокентий). – Скончался архимандрит Авксентий 1 апреля 1814 г. 10 Там же – стран. 278–219. Пересматривая архив Киево-Печерской лавры, архим. Сергий Василевский , нашёл по его словам, большое множество распоряжений митроп. Евгения – содержания экономического, характера внешне-дисциплинарного ит. п. (стр. 275). Все эти распоряжения без сомнения очень важны для характеристики личности Евгения, его миросозерцания, его приемов пастырских и начальнических, и таким образом составляют весьма интересный материал для его биографии. Но, к сожалению, они доселе остаются неизвестными в печати и нет вообще попыток, чтобы разрабатывать биографию этого великого архипастыря – трудолюбца и в книжном, и в хозяйственном деле, и представить её наконец в полном и всестороннем виде. 12 Будучи епископом Воронежским, Антоний Смирницкий увековечил свое имя в Истории Русской Церкви в особенности тем, что по его инициативе и энергическим настояниям открыты в 1832 г честные мощи святителя Митрофана Воронежского . Сначала Св. Синодом назначена была комиссия для исследования о мощах святителя Митрофана и о происходивших при них чудотворениях. Митрополит С.-Петербургский Серафим Глаголевский, и по своему соображению и сочувствуя желанию Воронежского архипастыря, предполагал послать в Воронеж, во главе следственной комиссии, митрополита Киевского Евгения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Вскоре произошло новое столкновение. В конце 1818 г. в качестве цензора архимандрит Иннокентий разрешил к печати книгу Е. Станевича «Разговор о бессмертии души над гробом младенца», в котором осуждались идеи, проповедовавшиеся «Сионским вестником». Выход этого сочинения произвел бурю в окружении Голицына. Министр добился от императора запрещения книги Станевича. Он писал царю, что книга наполнена «защищением наружной Церкви против внутренней» и «совершенно противна началам, руководствующим христианское наше правительство». Архимандрит Иннокентий был удален из Петербурга, при этом его хиротонисали во епископа и назначили в Пензу, где святитель скончался осенью того же года в возрасте 35 лет. После устранения святого Иннокентия митрополит остался в одиночестве. Тем не менее он не уступил Голицыну, и в 1821 г., за две недели до своей кончины, писал императору, умоляя его спасти Церковь «от слепотствующего министра». Письмо произвело сильное впечатление на государя. Преемником митрополита Михаила, по совету графа Аракчеева, соперничавшего с Голицыным за влияние на царя, был назначен митрополит Серафим (Глаголевский), переведенный из Москвы. В кругу иерархов он был известен как противник мистического направления. Он сразу после перевода в Петербург высказался против Библейского общества и вступил с ним в борьбу. Передовым бойцом в этой борьбе был выставлен настоятель Новгородского Юрьевского монастыря архимандрит Фотий (Спасский) . Он учился в Петербургской академии у архимандритов Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Смирнова) . В 1817 г. принял постриг и был определен законоучителем в кадетский корпус. Архимандрит Фотий благоговел перед своим учителем святым Иннокентием, человеком высокой подвижнической жизни. В монашестве он строго постился, носил вериги. О молодом монахе-постнике заговорили в свете. Его почитательницей и духовной дочерью стала графиня Орлова-Чесменская, богатейшая в России помещица. Ревностный законоучитель стал на уроках в кадетском корпусе открыто обличать Библейское общество. Но в своих обличениях он сам впадал в тон, который царил в мистических кружках. Обрушиваясь на «мистиков», он аргументировал не от святых отцов, а от собственных видений, прозрений, вещих снов. Как и его оппоненты, он был преисполнен апокалиптической тревоги. «Теперь дрова уже подкладены, и огнь подкладывается», – говорил он.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Губернатор Херсона князь Петр Сергеевич Мещерский – камер-юнкер двора, обер-прокурор 2-го отделения 5-го департамента Правительствующего сената. Пришло время перечислить духовных лиц, которые вошли в комитет Библейского общества. Помимо санкт-петербургского митрополита Амвросия (Подобедова) это были такие архиереи, как киевский митрополит Серапион (Александровский), черниговский архиепископ Михаил (Десницкий) и минский архиепископ Серафим (Глаголевский), который вскоре станет сначала тверским архиепископом, а затем митрополитом Московским и Коломенским, предшественником Филарета на этом посту. В комитет вошел и духовник императора протопресвитер Павел Криницкий. Филарет ввел в комитет общества и своего друга архимандрита Иннокентия (Смирнова) . С ним вместе он учился в Троицкой семинарии, потом Иннокентий был игуменом сначала Николо-Угрешского монастыря, затем московского Знаменского. Перебравшись на берега Невы, он вскоре сделался ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и правой рукой Филарета. Итак, легко видеть, что с самого своего основания общество разделилось на две противоборствующие партии. Первая -так называемые «люди передовых взглядов», то бишь либералы, масоны, от которых следовало ждать лишь улучшения жизни и деятельности в России протестантов; вторая – поборники православия, коим предстояла борьба с религиозным вольнодумством, и они шли в Библейское общество не как в собрание единомышленников, а как на поле брани. Устройством типографии занялись заезжие пасторы Пинкертон, Патерсон и Гендерсон. Глава Британского библейского общества лорд Теймут прислал солидное денежное пособие, финансово привязывая русскую библейскую колонию к британской метрополии. Филарет, имея помощником Иннокентия, возглавил переводной комитет и взял в свои руки подбор людей, способных правильно и хорошо переводить. Но в основном перевод ляжет на его плечи. И он стал напряженно работать, готовясь к исполнению этого главного труда жизни. При том, что не оставлял своих обязанностей и в качестве ректора, и в качестве монастырского настоятеля, и в качестве проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О нет, мне жизнь не надоела, Я жить люблю, я жить хочу... Он затеял величественный труд «История Петра Великого». Но конец света все ближе и ближе. Он наступит не в 1836 году, а 27 января 1837-го, в день святителя Иоанна Златоуста , на Черной речке... Умирающему Пушкину император написал: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Государево прощение – за государственное преступление, именно так тогда квалифицировалась дуэль. Николай I не только простил Пушкина за поединок, но и постановил после кончины поэта: «1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочери по замужество. 4. Сыновей в пажи и по 1500 рублей на воспитание каждого по вступление на службу. 5. Сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно 10 ООО рублей». Дуэль признавалась не только государственным, но и православным преступлением. В отношении дуэлянтов не существовало особых постановлений, они попросту приравнивались к самоубийцам, коих нельзя было отпевать в храме, хоронить внутри церковной ограды и поминать вкупе со всеми христианами. На исполнении этой строгости в отношении Пушкина настаивал петербургский митрополит Серафим. Переменить его твердую точку зрения взялся московский митрополит. Возможно, Филарету в числе других, а возможно, лишь одному Филарету мы обязаны тем, что Александр Сергеевич удостоился христианского упокоения. Иначе каков был бы соблазн для тех, кто обожает Пушкина и не слишком тверд в вере, обидеться на Церковь и отойти от нее! Только представить себе, как благодаря подобной твердости Серафима (Глаголевского) радовался бы весь антиправославный мир, если таким образом ему бы «подарили» Пушкина! А при безбожной власти большевиков Александра Сергеевича и вовсе противопоставили бы Христу, превратили в образец деятеля антихристианского сопротивления! Ведь, как и на могиле Льва Толстого, на могиле Пушкина не стоял бы крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010