Изменение границ губерний по указу имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. заставило Синод вновь пересмотреть епархиальную структуру. В 1798 г. Синод предложил передать все храмы Калужской губ. в ведение Калужского и Боровского викария Московской епархии с изменением титула митрополита на «Московский и Коломенский». Император с этим не согласился, и в соответствии с его указом от 5 окт. 1798 г. храмы Калужской губ. вошли в состав Д. в. Общее число подведомственных Дмитровскому епископу церквей составило 772 (83 в Дмитровском у., 689 в Калужской губ.). Однако это решение было неэффективным, и в следующем году была образована самостоятельная Калужская епархия (см. Калужская и Боровская епархия ), 1-м архиереем которой 16 окт. 1799 г. был назначен Серапион (Александровский). На Дмитровскую кафедру 25 дек. 1799 г. в Троице-Сергиевой лавре был хиротонисан Серафим (Глаголевский) , бывш. ректор МДА и архим. Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . Его резиденцией стал Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Под упр. еп. Серафима состояли храмы Дмитрова, Звенигорода, Клина, Волоколамска, Рузы, Можайска и Вереи с уездами, всего 436 храмов. 4 апр. 1800 г. в его ведение поступили также 101 церковь и 3 монастыря Серпуховского духовного правления упраздненной Коломенской епархии . 29 янв. 1804 г. еп. Серафим был переведен на Вятскую кафедру, 7 февр. того же года в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге во епископа Дмитровского был хиротонисан бывший ректор МДА Августин (Виноградский) . Его резиденцией было определено Московское подворье Саввина Сторожевского монастыря. К обязанностям викария добавилось поручение митрополита при возникновении священнических вакансий и претензий на них «неученых церковников» оповещать МДА и Троицкую ДС, предлагая занять место кому-либо из учеников. Еп. Августину было также поручено «смотрение над академиею, чтобы все, особливо учителя и проповедники, должности свои проходили рачительно и исправно». С 13 июня 1811 по 19 февр. 1818 г. архиерей управлял Московской епархией. 30 авг. 1814 г. «за оказание услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» Августин был возведен в сан архиепископа, назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, членом Святейшего Синода и управляющим Московской епархией, с 19 февр. 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский. 19 янв. 1819 г. во епископа Дмитровского был хиротонисан архим. московского Высокопетровского мон-ря Лаврентий (Бакшевский). Инструкцией архиеп. Августина еп. Лаврентию поручалось управление церквами и мон-рями, состоявшими в ведомстве Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Рузского и Волоколамского духовных правлений.

http://pravenc.ru/text/178617.html

Главную же борьбу с Голицыным повел иеромонах Фотий (Спасский) . Сын дьячка в новгородском у., род. в 1792 г., он окончил новгородскую семинарию и год учился в петербургской академии. Окончить ее он не мог из за обострившейся грудной болезни. Будучи иеромонахом, Фотий законоучительство- вал во 2-ом кадетском корпусе; был строг, произносил проповеди аскетического содержания. Митр. Серафим (Глаголевский), преемник митр. Михаила, писал о нем еп. Парфению Владимирскому (Черткову): «Он носит вериги, которые тщательно скрывает от всех. Сверх сего можно сказать, что умерщвляет тело свое самым строгим постом и бдением, безкорыстен, не человекоугодлив. Но отнюдь не ханжа и не лицемер. Рассудок имеет здоровый, память твердую, премного читал св. Отцев и крепко их держится, имеет дар слова отличный и говорит от сердца с большим убеждением, а иногда и строго и даже с какою то властью, смотря по нужде». Оцененный таким исключительным пастырем, как архим., потом еп. Иннокентий, передавшим ему своих духовных чад, иером. Фотий открыто и дерзновенно стал выступать против т. н. «внутренней церкви», шел напролом, не страшась Голицына. Н. И. Барсов , всесторонне изучавший Фотия, говорит, что он не был ученым богословом, не получил хорошего академического образования, но твердо стоял на основах чисто православного учения. Голицын, недовольный противодействием Фотия, провел назначение его настоятелем запущенного Деревяницкого новгородского мон. Приведя скоро обитель в образцовый порядок, он сделал образцовым и Сковородский мон., которым управлял, будучи уже архимандритом. В 1822 г. митр. Серафим назначил его архимандритом Юрьевского мон., каковым он и оставался до кончины. По описанию А. Н. Муравьева, келья его там имела три шага в длину и один в ширину с тесным седалищем на одном конце и углублением для икон на другом. В келлии этой он проводил всю Четыредесятницу, исключая богослужений, и свободное от занятий время. С помощью огромных средств графини Анни Алексеевны Орловой-Чесменской, которую, как духовную дщерь свою, передал ему еп. Иннокентий, архим. Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По древнему назначению настоятеля Юрьева мон., Фотий на те же средства благоустроял и другия новгородские обители. Гр. Орлова говорила своему близкому другу, что Фотий распоряжался для других ея состоянием, но себе отказывал во всем; она хотела обезпечить его бедных родных, но и этого он ей не позволил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Многие выдающиеся настоятели обители и ректоры академии занимали затем архипастырские должности и участвовали в важнейших событиях русской истории. Гедеон I (Вишневский), епископ Смоленский и Дорогобужский, бывший архимандритом монастыря и ректором академии с 1723 по 1728 годы, не покорился Феофану (Прокоповичу). Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит Новгородский и Олонецкий, в 1768 году избран депутатом Уложенной комиссии. Антоний (Герасимов-Зыбелин), архиепископ Казанский, удерживал свою паству во время пугачевского бунта. Архимандрит Заиконоспасского монастыря Симеон поминал князя Багратиона в первую годовщину его смерти. Два великих пастыря, вышедшие из стен Заиконоспасской обители, особенно запомнились. Первый – Серафим (Глаголевский), выпускник Московского университета, принявший в Заиконоспасском монастыре постриг. В 1819 году он стал митрополитом Московским и Коломенским, а с 1821 года – митрополитом Санкт-Петербургским, Новгородским, Эстляндским и Финляндским и архимандритом Александро-Невской лавры. Митрополит Серафим, заботившийся о поднятии уровня образованности духовенства, выступал ревностным противником масонства, тайных обществ и нездоровой мистики, охватившей русское общество и правительственные круги во вторую половину царствования Александра I. Владыка предупреждал императора, у которого был в чести, об исходящей от тайных обществ опасности государственного переворота и добился их запрета в 1822 году. Еще через два года его стараниями был низложен министр духовных дел и народного просвещения князь А.Н. Голицын, увлекавшийся подобными идеями, и закрыто Библейское общество. Император пожаловал митрополиту орден святого апостола Андрея Первозванного. И именно митрополиту Серафиму довелось провожать Александра Благословенного в сентябре 1825 года, когда он навсегда оставлял Петербург. Государь предчувствовал это. Ранним утром он прибыл в лавру и принял благословение от митрополита, помолился у мощей святого Александра Невского и плакал во время молебна, потом попросил возложить ему на голову Евангелие и, покидая обитель, просил молиться о нем и долго крестился на собор. Умер он в Таганроге в ноябре того же года.

http://pravoslavie.ru/4425.html

При еп. свт. Мелетии (Леонтовиче) во исполнение указа Синода от 27 мая 1828 г. начала действовать миссия для возвращения в Церковь старообрядцев. Из числа наиболее способных клириков были выбраны 6 миссионеров в сане протоиерея (по одному на каждые 2 уезда). Архиеп. Аркадий (Фёдоров) активизировал противодействие старообрядцам, привлек к миссионерству наиболее образованных клириков епархии, лично проповедовал в отдаленных старообрядческих скитах. При этом проповедь среди старообрядцев нередко вызывала сопротивление светских чиновников, недовольных вмешательством миссионеров в дела заводских администраций и требовавших передать дело обращения приверженцев «старой веры» приходскому духовенству. Если к 1833 г. в епархии действовали 4 единоверческих прихода, то в конце правления еп. Аркадия их насчитывалось уже 70. В то же время при обращении старообрядцев использовалось адм. давление. Архиеп. Аркадий направлял властям доносы с требованием «ловить» беглых священников. Объясняя необходимость таких мер, Пермский архиерей сообщал, что в Оханском у. единоверческий священник за месяц совершил лишь 2 брака, тогда как за тот же срок «беглый поп» обвенчал до 340 пар. Беглых священников стремились воссоединить с Церковью, обещая им места на богатых приходах. В 1837 г. старообрядцы подали бывшему в Перми цесаревичу Александру (впосл. имп. Александр II) жалобу за подписью 9900 чел. на притеснения со стороны сельского начальства, жестокими методами принуждавшего приверженцев «старой веры» присоединиться к единоверию. В ответ на обращение было назначено следствие с участием жандарма, которое не подтвердило фактов притеснения старообрядцев (Пермские ЕВ. 1874. Отд. неофиц. 29. С. 305-306). За миссионерскими трудами архиеп. Аркадия следил первенствующий член Синода митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим (Глаголевский) , к-рый в 1837 г. призывал Пермского архиерея не допускать обращения подчиненных ему миссионеров к гражданскому начальству для принятия полицейских мер в отношении старообрядцев. Митр. Серафим в связи с жалобами старообрядцев на действия миссионеров Пермской епархии предписал поступать «сообразно обстоятельствам и духу» правительственных распоряжений, «наклоняя упорствующих в пользу Церкви более убеждениями, нежели настоятельными требованиями, могущими казаться мерами насильственными» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 918. Л. 35 об., 50, 53 об.).

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Вскоре он был избран действительным членом академической конференции и ему поручили должность библиотекаря академии. Библиотеку изучил он в самое короткое время, так что на память знал, где какая книга находится, какое ее содержание. Ректор Новгородской семинарии (1823 - 1828) Своей неутомимой деятельностью игумен Игнатий обращал на себя внимание начальства. Особо покровительствовал ему сам Санкт-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) , по ходатайству которого Игнатий 8 ноября 1822 г. был возведен в сан архимандрита , а в июле 1823 г. назначен ректором Новгородской духовной семинарии . Назначение архим. Игнатия ректором имело своей целью наладить дело в Новгородской семинарии, находившейся в то время из-за отсутствия достойного руководителя в состоянии упадка. Митр. Серафим не ошибся в своем выборе. Строго исполнял свои обязанности, новый ректор вскоре привел дела в стройный порядок. Обладая глубоким и проницательным умом, он и в своих питомцах пробуждал и развивал умственные силы, внушал им любовь к наукам, желая сделать их людьми достойными своего назначения. Большое значение придавал он сочинениям учащихся, сам просматривал и поправлял работу каждого ученика. Ректор архим. Игнатий интересовался не только учебным процессом, от строго следил за дисциплиной воспитанников, знал характер и наклонности каждого питомца. Он значительно улучшил экономическое состояние Новгородской семинарии, заботился и о бывших в ведении семинарии духовных училищах. Ректор семинарии архим. Игнатий был и членом Новгородской консистории. К этой своей обязанности он также относился с исключительным вниманием, ежедневно посещал консисторию и принимал активное участие в ее делах. Без его подписи сам митрополит считал дело нерешенным и возвращал его назад. Молодой, энергичный ректор был известен всему Новгороду и как замечательный проповедник. Недолго пришлось служить архим. Игнатию в Новгороде. Через четыре года ему был предложен высший пост - архипастырский. Епископ Старорусский 26 февраля 1828 года архимандрит Игнатий в Казанском соборе Санкт-Петербурга был хиротонисан во епископа Старорусского , викария Новгородской епархии. Хиротонию совершали митрополиты: Серафим Новгородский и Филарет Московский , архиепископ Филарет Рязанский , епископы: Григорий Калужский , Никанор Ревельский и находившийся тогда в С.-Петербурге греческий митрополит Макарий (Сутцо) .

http://drevo-info.ru/articles/12247.html

Преемником владыки Михаила стал митрополит московский Серафим (Глаголевский). Сын дьячка, род. в 1763 г. он воспитывался в славяно-греко-латинской академии, был слушателем московского университета и семинарии Новиковского «Дружеского общества». После пострижения он был преподавателем и префектом академии, управлял несколькими епархиями, проявляя отличные административные способности. В 1819 г. был митрополитом московским. В начале деятельности Библейского общества, он принимал в ней большое участие. Но, когда определилось его вредное Церкви направление, владыка Серафим вступил с обществом в борьбу. Он сблизился с архим. Фотием, часто вызывал его к себе, в 1822 г. поместил его в Лавре. В этом году Фотий был принят государем и произвел на него большое впечатление своей личностью и сказанным об опасностях, грозящих Церкви. У государя и до этого возникали сомнения в правильности мистицизма. Еще в 1818 г., в разговоре с графиней С. И. Соллогуб, он восторгался простой и чистой верою, говоря: «Одни лишь безпокойные умы находят отраду в тонкостях, которые и сами не понимают... Обязанности, налагаемые на нас, надо исполнять просто, быть только хорошими последователями, не теряясь в утонченных изысканиях, которые нам вовсе не предписаны». Другим деятельным противником Голицына стал президент Российской Академии, адмирал Шишков, горячий противник перевода Библии на «простонародное» наречие. В 1822 г. последовал Высочайший указ о закрытии масонских и других тайных обществ. Архим. Фотий в 1824 г. усилил обличение Голицына. 23 апр. он писал последнему: «Умоляю тебя, Господа ради, останови ты книги, кои в течение твоего министерства созданы против Церкви, власти царской, против всякой Святыни и в коих возвещается революция». 25 апр., на квартире гр. Орловой, он предал анафеме, пришедшего туда, Голицына. Митр. Серафим решительно выступил перед государем против министра. Когда император послал к нему гр. Аракчеева, уговаривая помириться с Голицыным, то митрополит ответил отказом и просил передать монарху, что готов оставить свою кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Во время Отечественной войны 1812 г. О.-Ч. пожертвовала на нужды народного ополчения 100 тыс. р., приобрела обмундирование для 18 крестьян из с. Михайловского и дер. Глотаево Серпуховского у. Московской губ., зачисленных в 7-й полк народного ополчения, а также оружие (4,3 тыс. ружей и 4,3 тыс. пик и штыков и др.) и боеприпасы. Весной 1819 г. О.-Ч. познакомилась в Москве с еп. Иннокентием (Смирновым), назначенным на Пензенскую и Саратовскую кафедру, и оказала ему помощь, когда он заболел: приглашала врачей, поселила его в своей усадьбе. После смерти епископа в Пензе 10 окт. на средства О.-Ч. была устроена пещера-усыпальница в пензенском Спасском кафедральном соборе и установлен мраморный памятник (не сохр.). 27 апр. 1820 г. О.-Ч. в поисках нового духовника посетила литургию в с.-петербургском Казанском соборе, к-рую служил иером. Фотий (Спасский) , законоучитель 2-го кадетского корпуса, и 2 мая, в день ее рождения, иером. Фотий нанес ей визит. 20 июля 1820 г. он был назначен игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря . На протяжении 2 лет игум. Фотий не брал О.-Ч. под духовное окормление по причине богатства и аристократического происхождения, хотя называл ее ангелом чистоты. О.-Ч. пожертвовала 3 тыс. р. на восстановление Деревяницкого монастыря, затем еще 10 тыс. р. и 2 обоза (один - со свечами, ладаном и вином, второй - с хлебом). 29 янв. 1822 г. Серафим (Глаголевский) , митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, по протекции графини возвел игум. Фотия в сан архимандрита с назначением в Сковородский во имя архангела Михаила мужской монастырь , а в апр. вызвал архим. Фотия в С.-Петербург, поселил в Александро-Невской лавре и благословил его на духовное руководство О.-Ч. и вдовы поэта Д. А. Державиной. Митр. Серафим надеялся, что под влиянием архим. Фотия О.-Ч. направит свои средства на церковные нужды, в частности на восстановление бедных монастырей. 18 мая 1822 г. состоялось знакомство архим. Фотия с министром духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыным , их встречи обычно проходили в доме О.-Ч. Благодаря ее связям при содействии Голицына архим. Фотий добился аудиенции у имп. Александра I 5 июня 1822 г. После этой встречи имп. Александр I подписал указ о запрете масонских лож и тайных об-в и 21 авг. назначил архимандрита настоятелем 1-классного Юрьева новгородского мужского монастыря ; О.-Ч. посетила Юрьев мон-рь в нояб. 1822 г. и подарила своему духовнику митру стоимостью более 100 тыс. р., драгоценный крест, а также выезд.

http://pravenc.ru/text/Орлова-Чесменская...

1 февр. 1832 г. И. был определен епископом Вятским и Слободским. Хиротонию 3 апр. того же года совершили митр. С.-Петербургский Серафим (Глаголевский) , свт. Филарет (Дроздов), архиеп. Тверской Григорий (Постников) и еп. Орловский Никодим (Быстрицкий) . По инициативе И. для Вятского ДУ было построено новое здание, в 1832 г. в Елабуге на средства купца 1-й гильдии Ф. Г. Чернова возведена кладбищенская Свято-Троицкая ц. с 2-этажным домом для священника. Попечением И. на чудотворную Великорецкую икону свт. Николая Чудотворца был изготовлен оклад, для ризницы кафедрального собора Вятки приобретен золотой крест, украшенный драгоценными камнями. С именем И. связана попытка активизировать миссионерскую деятельность среди старообрядцев Вятской губ. С.-Петербургский митр. Серафим писал И.: «До сведения правительства дошло, что в вверенной вам епархии число раскольников умножается, особенно в Глазовском у., и вследствие сего предоставлено мне обратить на сие обстоятельство особенное вашего преосвященства внимание с тем, чтобы вы употребили способнейших из духовных лиц к обращению на путь истины отпавших от Церкви и об успехе сей меры доносили Святейшему Синоду». По поручению И. Вятская духовная консистория осуществила подсчет численности старообрядцев на территории губернии: к 1834 г. там проживали 28 689 сторонников «старой веры». 16 нояб. 1835 г. И. был назначен епископом Оренбургским и Уфимским. Среди причин перевода на другую, считавшуюся менее значительной кафедру обер-прокурор называл «мягкость характера» И. и «особенные обстоятельства Вятской епархии и учрежденной в ней миссии, по которым… остается еще желать в занимающем сие место особенной твердости и личной настоятельности в надзоре управления» (Всеподданнейший доклад обер-прокурора Св. Синода за 1835 г.; цит. по: Чернавский. 1901/1902. С. 949). Прибыл в Уфу в нач. 1836 г. До приезда И. делами епархии управлял бывший еп. Оренбургский и Уфимский Михаил (Добров), проживавший на покое в уфимском в честь Успения Пресятой. Богородицы монастыре . У архиереев сложились дружеские отношения. Когда И. находился в отпуске (1838) и на лечении (май-сент. 1843) по благословению Синода он доверял управление епархией еп. Михаилу.

http://pravenc.ru/text/577984.html

Благостный Владыка, замечательный проповедник, постоянно служивший в приходских храмах столицы, полюбившийся всем, убеждался все более в тяжелом положении Церкви. Он начал указывать это Голицыну. Происходившие между ними столкновения вредно отражались на здоровье архипастыря. Митрополит иногда приезжал из Синода таким расстроенным, что не мог выйти из кареты и его несли слуги. В 1821 г. он написал письмо Императору Александру, находившемуся на конгрессе в Лайбахе (Любляне). Им указывались опасности, грозящие Церкви. Письмо заканчивалось так: «Государь, когда до Вас дойдет это писание, меня уже не будет на свете. Ничего, кроме Истины, не вещал я людям: наипаче теперь, когда в деяниях своих готовлюсь отдать отчет Вышнему Судии». Владыка умолял Царя спасти Церковь от «слепотствующего министра». Когда Император читал это письмо, кроткого и чистого духом митрополита Михаила не было уже в живых. Молва называла князя Голицына «убийцей митрополита». Митрополита Михаила заменил владыка Серафим (Глаголевский), до того митрополит Московский. Он также учился в новиковском филологическом семинаре в Москве. В бытность свою Тверским епископом, состоял вице-директором Библейского общества, затем, в сане митрополита, директором. Переезжая в Петербург, он вдохновлен был желанием бороться с вредными течениями. На первом же заседании комитета общества владыка Серафим, по выслушании отчета, заметил: «Так могут рассуждать только люди, не понимающие Православия». Возмущенный книгой Госснера «Дух жизни и учения Иисуса Христа», он посетил князя Голицына и указал ему на опасность, угрожающую Церкви распространением подобных книг. Митрополиту Серафиму в начатой им борьбе огромную помощь оказал архимандрит Фотий (Спасский) . Сын дьячка в Новгородском уезде, он окончил Петербургскую семинарию, поступил в Духовную академию, которую не мог окончить из-за обострившейся грудной болезни. Учительствуя в Александро-Невском духовном училище, он сблизился с ректором семинарии архимандритом Иннокентием. Фотий говорил в своей записи: «Все слова Иннокентия, поступки, виды, действия, дух веры» – замечались и по нему слагались в тайниках его души «образ жития благочестивого».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Он действительно умер через две недели после отправки письма. Это событие произвело огромное впечатление на государя и усилило враждебность здоровой части петербургского общества к Голицыну. Столица полюбила праведного архипастыря. Против Голицына стал выступать любимец государя граф А.А. Аракчеев. Главную же борьбу с Голицыным повел иеромонах Фотий (Спасский). Сын дьячка в новгородском у., род. в 1792 г., он окончил новгородскую семинарию и год учился в Петербургской Академии. Окончить ее он не мог из-за обострившейся грудной болезни. Будучи иеромонахом, Фотий законоучительствовал во 2-ом кадетском корпусе; был строг, произносил проповеди аскетического содержания. Митр. Серафим (Глаголевский), преемник митр. Михаила, писал о нем еп. Парфению владимирскому (Черткову): " Он носит вериги, которые тщательно скрывает от всех. Сверх сего можно сказать, что умерщвляет тело свое самым строгим постом и бдением, бескорыстен, не человекоугодлив. Но отнюдь не ханжа и не лицемер. Рассудок имеет здоровый, память твердую, премного читал св. Отцов и крепко их держится, имеет дар слова отличный и говорит от сердца с большим убеждением, а иногда и строго, и даже с какою то властью, смотря по нужде " . Оцененный таким исключительным пастырем, как архим., потом еп. Иннокентием, передавшим ему своих духовных чад, иером. Фотий открыто и дерзновенно стал выступать против т. н. " внутренней церкви " , шел напролом, не страшась Голицына. Н.И. Барсов, всесторонне изучавший Фотия, говорит, что он не был ученым богословом, не получил хорошего академического образования, но твердо стоял на основах чисто православного учения. Голицын, недовольный противодействием Фотия, провел назначение его настоятелем запущенного Деревяницкого новгородского мон. Приведя скоро обитель в образцовый порядок, он сделал образцовым и Сковородский мон., которым управлял, будучи уже архимандритом. В 1822 г. митр. Серафим назначил его архимандритом Юрьевского мон., каковым он и оставался до кончины. По описанию А.Н. Муравьева, келья его там имела три шага в длину и один в ширину с тесным седалищем на одном конце и углублением для икон на другом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010