В келиях не разрешалось никого принимать, встречаться же дозволялось только с родственниками и — в гостинице. Предписывалось довольствоваться общей трапезой, не иметь ничего съедобного в келиях. Пробуждение и бодрствование — с 5 часов утра, в 5.45 — начало утренних молитв, утреня и литургия. После — исполнение келейных правил. Насельницы должны были постоянно творить молитву Иисусову и не расставаться с нею на послушаниях, общая же работа сопровождалась тихим пением псалмов или чтением акафистов. Строгий порядок скита соответствовал внутреннему настрою настоятельницы, стремившейся в конечном итоге к схиме. Хотя сама игуменья какое-то время колебалась, находя малосовместимым пострижение в великий ангельский образ с настоятельским послушанием. Однако после совета со старцами-затворниками подала прошение митрополиту Макарию и получила благословение. Пострижение игуменьи Ювеналии в схиму с усвоением имени Фамарь совершил 20 сентября 1916 года викарий Московской епархии епископ Серпуховской Арсений (Жадановский). В 1924 году Серафимо-Знаменский скит подвергся разграблению; сестер разогнали. Началось для матушки хождение по мукам. До 1926 года она жила в Марфо-Мариинской обители в Москве, в комнатах расстрелянной великой княгини Елизаветы Феодоровны. Вместе с другими монахинями она организовала кооператив — в то, весьма непростое для них время — по выделыванию детских тряпичных кукол. Когда же и эту обитель закрыли, матушка с самыми близкими ей сестрами нашла приют под Москвой у своих духовных детей: несколько лет прожила она в поселке Перхушково по Белорусской ж/д. Живя в Перхушкове, сестры-монахини не переставали трудиться — состояли в артели, стегали одеяла на продажу. В 1931 году схиигуменью и сестер арестовали и сослали в Сибирь, в Иркутскую область сроком на пять лет. Благодаря хлопотам ее брата, известного театрального режиссера Константина Марджанова (Котэ Марджанишвили), а также художника Павла Корина, написавшего позже ее замечательный портрет, матушка провела в ссылке лишь два с половиной года. Но и этого оказалось достаточно, чтобы она, человек по природе южный, с трудом переживавшая сибирские морозы, заболела горловой чахоткой.

http://pravoslavie.ru/118205.html

Покровско-Васильевский монастырь закрыли уже в 1920 г. После закрытия обители была снесена кирпичная ограда, в жилых корпусах разместили рабочее общежитие. Однако Покровско-Васильевский храм продолжал действовать как кладбищенский вплоть до 1931 г.[хх] и, таким образом, являлся духовным центром всех близлежащих селений. Лишь немногим православным обителям удалось избежать конфискаций имущества и полного закрытия в годы революционного кризиса и гражданской войны. Известен один подобный пример среди монастырей Московской губернии – Серафимо-Знаменский скит, основанный игуменией Ювеналией (Марджановой), известной впоследствии как схиигумения Фамарь. Монастырь смог просуществовать до 1924 г. После закрытия на его территории устроили больницу, затем – базу отдыха завода " Криптон " [xxi]. Сохранить монастырский уклад дольше 1924 г. не удалось. До начала 1930-х гг. просуществовал Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, основанный в 1859 г. по повелению императора Александра II как миссионерский центр противодействия старообрядческому packoлy[xxii]. Однако этой православной обители не удалось избежать разграбления и конфискации имущества. Казначей монастыря иеромонах Сергий так описал действия советской власти в обращении к патриарху Тихону: " 18 января, в 6 часов вечера, агент Богородской земской управы по страхованию имуществ Егоров, начальник местной милиции и с ним двое неизвестных нам лиц явились к упомянутому настоятелю и заявили ему, что они реквизируют монастырскую гостиницу, и предъявили бумагу от Гуслицкого районного совета рабочих депутатов, в которой означенный Совет уполномочивает их на реквизицию гостиницы. Эти лица заявили, что в скором времени они реквизируют также конный и скотный двор и монастырскую землю. От настоятеля они пошли в гостиницу и вступили во владение ею. Архимандрит и вся братия отказались уступить гостиницу и возразили против захвата гостиницы и прочего имущества монастыря. Кроме того, они заявили, что в монастырской гостинице поместят управление Гуслицкого района, а во второклассной Гуслицкой школе, которую захватили еще 7 января с.г., устроят сельскохозяйственную школу и к ней присоединят конный и скотный дворы вместе с землей монастыря " [xxiii]. Церковь пыталась остановить захват имущества монастыря. Уже 22 января московская духовная консистория отправила письмо в Президиум Московского областного совета с просьбой прекратить незаконный захват владений Гуслицкого мohacmыpя[xxiv]. Однако это обращение не возымело действия. В феврале того же 1918 г. комиссариат земледелия Московской области полностью одобрил действия Богородского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в отношении владений Спасо-Преображенского Гуслицкого мohacmыpя[xxv].

http://religare.ru/2_97219.html

Сост. А.Н.Стрижев Монахиня Серафима (Осоргина) Преподобный Серафим в жизни матушки Фамари Хочется мне теперь вновь перенестись мыслями в Перхушково, в те далекие солнечные, морозные дни, которые я провела там, когда вся природа, весь лес вокруг дома застыли в ослепительном снежном сиянии, а ночью звезды, казавшиеся огромными, шевелились на темном небе, и от сильного мороза иногда раздавались как будто сильные удары в стены: это давали трещины бревна деревянных стен от замерзавшей в них влаги. Переношусь мыслями в келию матушки Фамари, когда я по утрам сидела у нее и слушала ее рассказы. Из этих рассказов я узнала, почему скит назывался Серафимо-Знаменским, узнала, какую роль играл в жизни матушки преподобный Серафим. Постараюсь как можно точнее передать рассказы матушки. После разговора с игуменией Бодбийского монастыря; когда матушка, тогда еще княжна Тамара Марджанова, высказала свое желание стать монахиней, игумения Ювеналия дала ей две книжки: Авву Дорофея и краткое жизнеописание преподобного Серафима, тогда еще не прославленного. Это была первая «встреча» матушки с Саровским подвижником, он впервые овладел ее вниманием, вошел в ее сердце. В 1903 году, когда в Сарове готовились к торжественному открытию мощей преподобного Серафима, матушка, тогда уже игумения Бодбийского монастыря, посылая одну из своих монахинь за сбором для монастыря по разным городам России, поручила ей непременно быть в Сарове в день открытия мощей и привезти ей иконку, освященную на раке. Посланная монахиня была в Сарове и присутствовала на торжестве прославления преподобного Серафима, но когда она, скромная и смиренная, одна из последних среди огромной толпы богомольцев подошла приложиться к раке с мощами, все иконки были уже разобраны, и ей ничего не досталось. Почти все уже разошлись, а она все стояла перед ракой преподобного и плакала оттого, что не исполнила поручения своей игумении. Из алтаря вышел монах, увидел плачущую монахиню и спросил ее, о чем она плачет. Поняв ее горе, он вынес из алтаря маленькую иконку преподобного Серафима, освятил ее на раке и передал ее для матушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

-Я, когда приезжаю, смотрю там – могилка ухожена, цветы свежие. Потом мы узнали, что это пионеры. Мне рассказывала сотрудница лагеря: ребята наши ходят на могилку, складывают цветы и говорят, что там похоронена монахиня, которая скрывала партизан. Такой вот распространили слух об этой могилке. -Вы рассказываете о такой духовной обстановке, которая наводит на мысль, что эти люди изначально были высокой духовности. Кем они были, какого происхождения? -Матушка игуменья последняя, которая похоронена там, в Кубинке, жила и там умерла, и немец сжег этот домик – она была с юного возраста в монастыре на Кавказе, у Нины-просветительницы Грузии. Я там была, ездила в этот монастырь. Матушка была круглая сирота. Ее воспитал монастырь, нашу матушку. Была монахиня высокого звания, из богатых кавказских людей. Приезжала сначала молиться,  а  потом ее настолько привлекла монашеская жизнь, что она поступила в этот монастырь. Ее звали игуменья Фамарь. - Ее могила  на Немецком кладбище. -Я ей чаек подавала, она бывала у нас, в Аносине. Матушка Фамарь была игуменьей в монастыре святой Нины. На нее нападение было, стреляли в нее. Тогда Патриарха не было, был митрополит Московский, и он сказал, чтобы она покинула Кавказ, переехала в Москву и стала в одном из монастырей игуменьей. И с собой она взяла нашу последнюю матушку, которая была у нас, в Аносиной пустыни. И с этого момента началась новая жизнь матушки Фамарь и матушки Евгении -   управлять монастырем. Матушка Фамарь – в Серафимо-Знаменском скиту, а наша матушка Евгения - в Аносиной пустыни. -Какова была дальнейшая судьба матушки Фамари? -Она была в ссылке, монастырь закрыт - Серафимо-Знаменский скит, под Москвой, по Павелецкой дороге. Домики и сейчас целы. Забрали ее, как и всех. - Расскажите о матушке Антонии. -Мать Антония была в Аносине казначея. Родители имели свое поместье в Тульской области. Очень было строгое духовное воспитание. Она окончила институт благородных девиц. И все бросила и вместе с сестрой пошла в монастырь. -И прислугу с собой взяла, Ксению. Мать Ксения жила в нашем корпусе.  Мать Антония была очень образованная, культурная, очень умная была. В последние годы она держала монастырь, оберегала матушку, потому что матушка – пустынница, она не приспособлена принимать безбожников.  Они приезжали неожиданно, и с ними надо было вести разговор, матушка пряталась, а мать Антония выходила к ним.

http://radonezh.ru/analytics/russkaya-ze...

Строительство в обители требовало много денег, пожертвований и даров не хватало. Игуменья Митрофания решилась на мошенничество, вследствие чего была осуждена и в 1874 г. отправлена в Ставропольский Иоанно-Мариинский женский монастырь. Позднее в искупление грехов она совершила паломничество в Иерусалим. Покровскую общину передали в ведение Московской городской думы. В начале XX века в ней состояло до 20 лиц монашеского звания и 210 сестер милосердия. В приюте общины воспитывались 17 детей, в шестиклассной школе обучались 82 воспитанника и в фельдшерской школе 21 ученик. Продолжали работать школа шелководства, приемный покой для приходящих больных и аптека. Существовал дом призрения для престарелых монахинь и сестер милосердия. В 1908 г. игуменьей общины стала Ювеналия (в миру Т.А. Марджанова, впоследствии схии-гуменья Фамарь). Она глубоко почитала преподобного Серафима Саровского, и ее трудами на третьем этаже бывшего дворца, с правой стороны на хорах Воскресенской церкви устроили придел Серафима Саровского, освященный 26 мая 1909 г. Матушка Ювеналия в 1910 г. основала Серафимо-Знаменский скит в Подольском уезде (сейчас поселок Битюгово Домодедовского района-на), где и стала вести скитскую жизнь. Последней Покровскую общину возглавляла игуменья Антония (Аристова), которая, будучи сестрой милосердия, участвовала в русско-турецкой войне 1877–1878 годов и в русско-японской войне 1904–1905 годов. Община существовала до середины 1920-х годов, и больница все еще принимала больных. Церковь Воскресения Словущего закрыли в 1924 г., и здание дворца отдали под квартиры. В соседнем здании (Романовская больница) открыли роддом. В 1932–1934 гг. центральная часть здания была перепланирована, из церкви устроили вторую лестничную клетку. Н.И. Якушева в 1950-е гг. со слов жильцов, живших в бывшем здании Покровской общины, записала о последних днях жизни ее членов: «Мать Антония и с ней еще две монахини, достигшие почти 90-летнего возраста, остались при доме, но их переселили в подвал, а в 1930 г. лишили продовольственных и хлебных карточек. Так что они питались подаяниями части сочувствовавших старухам жильцов».

http://sobory.ru/article/?object=17105

Эти незабвенные слова послужили как бы заветом для матушки, прилагавшей все старания к тому, чтобы создать для сестер обстановку, при которой им легко было бы спасаться о Господе и приобретать мир и радость о Дусе Святе. И нужно сказать, внешнее и внутреннее устройство скита вполне сему соответствовало, о чем и поведем теперь речь. Внешний вид скита Знаменская церковь Серафимо-Знаменского скита (1980-е годы) Весь скит обнесен оградой на протяжении тридцати трех сажен в квадрате в память тридцати трех лет земной жизни Спасителя. В центре стоит храм пирамидальной формы в стиле XVII века в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с усыпальницей и престолом внизу в честь равноапостольной Нины. С наружной стороны храм имеет двадцать четыре уступа по числу двадцати четырех апокалипсических старцев и венчается одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа; иконостас в храме дубовый, чаши с прибором деревянные, карельской березы; все остальное – хоругви, аналой, киоты – в одном стиле. С правой и с левой стороны помещены храмовые иконы Знамения Божией Матери и преподобного Серафима чудной понетаевской работы. В ограде расположены по числу двенадцати апостолов двенадцать небольших домиков, из которых каждый находится под покровительством того или другого апостола, а потому называется Иоанно-Богословским, Андреевским и так далее, и имеет на наружной стене, составляющей часть ограды, изображение своего покровителя. День прославления Церковью апостола является как бы храмовым праздником домика, насельницам коего вменяется чтить своего апостола, всегда ему молиться и подражать его подвигам. Один из домиков служил общей трапезной и кухней. В скиту могут жить только тридцать три сестры, опять же соответственно числу лет земной жизни Господа. В передней части скита, как раз посередине, у стены стоит большого размера образ Спасителя с неугасимой лампадой. Он виден почти отовсюду, и сестры должны как можно чаще сюда заглядывать, чтобы мысль их никогда не отрывалась от Небесного Жениха.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Особенных достопримечательностей монастырь не имеет. При нем существует церковно-приходское училище, богадельня и больница. Среди сестер монастыря развиты рукодельные работы. Управляет ими игуменья. Крестовоздвиженский Осиновский единоверческий монастырь в Семеновском уезде. Третьеклассный Осиновский общежительный монастырь расположен близ реки Осинки, при деревне Журавлиной. Раньше здесь существовал раскольничий женский скит. В половине столетия обитательницы скита перешли в православие на правах единоверия; тогда же община получила права монастыря, а из часовни, существовавшей при ските, была устроена церковь . Теперь в монастыре существуют две церкви – каменная, во имя Тихвинской иконы Божией Матери, с двумя приделами, и церковь во имя Воздвижения Креста Господня. Достопримечательностей и святынь в обители не имеется. Управляет ей игуменья. Курихинская Знаменская община в Ардатовском уезде. Эта община расположена при урочище Куриха, в 25 верстах от уездного города Ардатова. Сначала на месте теперешней общины существовал богадельный дом, построенный на месте подвигов инокини Афанасии, жившей с благословения прп. Серафима Саровского в землянке. С ней жила некая девица Людмила; под ее руководством была выстроена женская община, официально открытая в 1899 году. В общине существует только один храм – во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Достопримечательностью ее является колодец, выкопанный отшельницей Анастасией, по указанию Богородицы, которая являлась ей; чтится, далее, как святыня, камень, на котором молилась эта пустынница. Общиной управляет настоятельница. Кутузовский Богородицкий монастырь в Ардатовском уезде. Нештатный общежительный Кутузовский монастырь находится в местности «Кутузово», где в прежнее время скотником Кутузовым был устроен скотный двор, в 20 верстах от уездного города Ардатова. Основание монастыря было предсказано прп. Серафимом Саровским Неониле Захаровой, основательнице Дально-Давыдовской женской обители. Вследствие раздоров она ушла из названной обители и поселилась в заброшенном скотном сарае. Здесь она устроила сначала молитвенный дом, который впоследствии был обращен в богадельню с общежитием; В 1888 году общежитие переименовал в общину, а впоследствии – уже в начале текущего столетия – в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

– Молитесь. Я надеюсь на Бога. Ради ваших святых молитв Господь дарует мне здоровье. После этого отец Алексий стал поправляться. Летом он перебрался в небольшую избушку-келию, построенную на средства его сына. 17 февраля 1906 года скончался старец Гефсиманского скита Варнава, и сразу же многие из его духовных чад стали обращаться за помощью и поддержкой к отцу Алексию. Игумен Герман, увидев, как много людей стало приходить к отцу Алексию, отменил все другие послушания, назначив ему только старчество и духовничество. Это и стало главным делом его монашеской жизни. Отец Алексий исповедовал в своей избушке каждый день. Его келия состояла из небольшой передней, приемной и спальни. Перед домиком за невысоким забором разбили небольшой палисадник, в нем росли цветы и кусты, что придавало ему вид, радующий глаз. В дни, когда старец никого не принимал, калитка стояла на запоре. Батюшка всегда был ласков и приветлив. По свидетельству многих его духовных чад, старец был больше похож на мать, чем на отца, – столько ласки и нежности, столько терпения он проявлял ко всем. Особую группу его посетителей составили учителя и студенты Московской Духовной Академии. Старца они полюбили за мудрость и доброе, ласковое к ним отношение. Ехали иногда с такими тяжкими грехами, о которых не решались сказать приходскому священнику, думая, что старец лучше вникнет в их положение. Это-то и было тягостно нежному, любящему сердцу отца Алексия. Поэтому батюшка и стал ходатайствовать перед начальством о позволении уйти в затвор. Его просьба была частично удовлетворена, и 3 февраля 1908 года старец ушел в полу-затвор, сначала временно, до Пасхи. Вход в его избушку был закрыт для всех мирян, кроме семейства сына, даже братия могли входить туда на откровение только в назначенные часы по пятницам. Отец Алексий стал принимать исповедников только в церкви по субботам и воскресеньям. Период пребывания старца в полу-затворе (1908–1916) был особенно труден и многоплоден. Его известность среди людей, ищущих духовного наставления росла не по дням, а по часам. Среди его духовных детей были такие известные деятели Русской Православной Церкви, как Великая княгиня Елисавета Феодоровна, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия, матушка Фамарь, которая по благословению старца основала под Москвой Серафимо-Знаменский скит. Зосимову пустынь часто посещали и члены известного в те годы религиозно-философского кружка, основанного М. А. Новоселовым: Сергей Булгаков , Павел Флоренский , Николай Дурново и другие, обращались к старцу Алексию за советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После женитьбы сына о. Феодор смог осуществить свою давнишнюю мечту о монашестве - он поступил в Зосимову пуст., где 30 нояб. 1898 г. игум. Германом был пострижен во иеромонаха с именем А. в честь свт. Алексия , митр. Московского. Первыми послушаниями А. стали клиросное пение и совершение богослужений, затем - обучение молодых монахов Закону Божию. Нек-рое время спустя А. был назначен духовником обители, его духовными детьми помимо богомольцев стали многие монахи, а через неск. лет и сам игумен. В 1903 г. А. был награжден наперсным крестом. В 1906 г. во время Великого поста А. тяжело заболел воспалением легких и готовился к кончине, однако поправился после соборования. С того времени старчество и духовничество стали главным делом А., все др. послушания были отменены игуменом. Летом 1906 г. А. переехал в специально построенную избушку-келью. Вместе с тем старец стремился к безмолвию и уединению и 3 февр. 1908 г. ушел в неполный затвор. Несмотря на это, к нему приезжало все больше и больше людей всех возрастов и сословий: гос. деятели и архиереи, священники и иеромонахи (большей частью воспитанники МДА), монахи и монахини из разных мон-рей, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Духовными чадами А. были св. блгв. кнг. Елисавета Феодоровна и схиигум. Фамарь (Марджанова) , в 1908 г. основавшая по его благословению Серафимо-Знаменский скит под Москвой. Зосимову пуст. посещали члены религиозно-философского кружка М. А. Новосёлова : С. Н. Булгаков , свящ. Павел Флоренский и др. А. обладал даром прозорливости и исцеления духовных и телесных болезней. Здоровье же самого А. ухудшалось, и он неоднократно просил у игум. Германа благословения уйти в полный затвор, что и исполнил, получив разрешение, 6 июня 1916 г. В 1909 г. А. принимал участие в съезде монашества в ТСЛ (см. Съезды монашества в России ). По личной просьбе свт. Тихона (Белавина) А. был избран членом Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг . и 5 нояб. 1917 г. в храме Христа Спасителя вынул жребий, определивший избрание свт. Тихона во Всероссийского Патриарха.

http://pravenc.ru/text/174604.html

В 1822 году в Хрипуново из Москвы возвращается на жительство молодой барин Михаил Яковлевич Чаадаев. Он перебрался в Хрипуново с намерением перестроить как свою жизнь, так и жизнь крестьян. При нем ведется дальнейшее строительство храма: освящен левый престол в холодном храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены. С правой стороны холодной церкви им был устроен придел во имя святого апостола Иакова, брата Господня, небесного покровителя его усопшего отца, а в теплой трапезе с южной стороны - престол во имя Архистратига Божия Михаила, его небесного покровителя. Стараниями Михаила Яковлевича ставится резной позолоченный иконостас, сделанный руками местных мастеров по дереву из деревни Вилейки, строится звонница, удваивается число священнослужителей и клириков. Предположительно эти престолы были освящены до 1843 года. Барин Михаил Яковлевич беспрепятственно давал вольную и отпускал в монастыри крестьян, желавших посвятить свою жизнь служению Богу. Согласно архивным документам, в 1828 году в Дивеевской общине числились семь крестьянских девиц, отпущенниц господина Чаадаева. Из них: Ксения Ильинична Потехина и Ксения Павловна; крестьянские девицы деревни Вилейки вошли в число первых семи сестер Мельничной девичьей общины, устроенной преподобным Серафимом. К 1876 году в Дивеевском монастыре подвизались более тридцати крестьянских девиц Хрипуновской волости. Храм в Хрипунове красотой росписи и богатством был знаменит по всей округе, особенно поражал иконостас летнего храма, резной из дерева, позолоченный - он весь светился. Снаружи храм был побелен, на куполе был деревянный крест, обитый железом. Вокруг храма стояла ограда на метровом каменном фундаменте из деревянного штакетника, покрашенного в розово-красный цвет. Все стены и своды внутри храма были расписаны. Жители Хрипунова отличались благочестием, всякое дело старались начинать с молитвы, молебна или благословения священника. К Таинству Причащения относились со страхом и благоговением. К Причастию ходили в строго определенной одежде, которую, придя из храма, снимали и надевали только на следующее Причастие. Замужние женщины причащались в подвенечной одежде и хранили её всю жизнь. Детей причащали каждые шесть недель неопустительно. Перед севом, жатвой, сенокосом, сбором урожая служили молебны. Во время служб храм, вмещавший 1000 человек, оказывался переполненным.

http://azbyka.ru/palomnik/Знаменский_ски...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010