Сост. А.Н.Стрижев Монахиня Серафима (Осоргина) Преподобный Серафим в жизни матушки Фамари Хочется мне теперь вновь перенестись мыслями в Перхушково, в те далекие солнечные, морозные дни, которые я провела там, когда вся природа, весь лес вокруг дома застыли в ослепительном снежном сиянии, а ночью звезды, казавшиеся огромными, шевелились на темном небе, и от сильного мороза иногда раздавались как будто сильные удары в стены: это давали трещины бревна деревянных стен от замерзавшей в них влаги. Переношусь мыслями в келию матушки Фамари, когда я по утрам сидела у нее и слушала ее рассказы. Из этих рассказов я узнала, почему скит назывался Серафимо-Знаменским, узнала, какую роль играл в жизни матушки преподобный Серафим. Постараюсь как можно точнее передать рассказы матушки. После разговора с игуменией Бодбийского монастыря; когда матушка, тогда еще княжна Тамара Марджанова, высказала свое желание стать монахиней, игумения Ювеналия дала ей две книжки: Авву Дорофея и краткое жизнеописание преподобного Серафима, тогда еще не прославленного. Это была первая «встреча» матушки с Саровским подвижником, он впервые овладел ее вниманием, вошел в ее сердце. В 1903 году, когда в Сарове готовились к торжественному открытию мощей преподобного Серафима, матушка, тогда уже игумения Бодбийского монастыря, посылая одну из своих монахинь за сбором для монастыря по разным городам России, поручила ей непременно быть в Сарове в день открытия мощей и привезти ей иконку, освященную на раке. Посланная монахиня была в Сарове и присутствовала на торжестве прославления преподобного Серафима, но когда она, скромная и смиренная, одна из последних среди огромной толпы богомольцев подошла приложиться к раке с мощами, все иконки были уже разобраны, и ей ничего не досталось. Почти все уже разошлись, а она все стояла перед ракой преподобного и плакала оттого, что не исполнила поручения своей игумении. Из алтаря вышел монах, увидел плачущую монахиню и спросил ее, о чем она плачет. Поняв ее горе, он вынес из алтаря маленькую иконку преподобного Серафима, освятил ее на раке и передал ее для матушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Разделы портала «Азбука веры» Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь. В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу. 22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинского Патриархата принял решение о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой). 28 декабря 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя святой в месяцеслов, с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Церкви. Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанова, родилась в конце шестидесятых годов прошлого столетия. Она происходила из богатой грузинской семьи, получила очень хорошее воспитание и образование. В семье князей Марджановых атмосфера была более светская, чем церковная: благочестие носило, очевидно, традиционный характер, как во многих светских семьях того времени. Отец Тамары Александровны умер, когда она была еще совсем маленькой, мать умерла, когда ей было двадцать лет. У Тамары Александровны были большие музыкальные способности, хороший голос; она готовилась к поступлению в Петербургскую консерваторию, когда судьба ее изменялась и приняла совершенно другой оборот. Уже после кончины матери, летом, она с сестрой и двумя младшими братьями гостила у своей тетки, сестры матери, в городе Сигны, недалеко от недавно основанного женского монастыря во имя св. Нины в Бодбе.

http://azbyka.ru/way/pre-po-dob-no-is-po...

Состоялось обретение мощей основательницы Серафимо-Знаменского скита прписп. Фамари (Марджановой) 14 июня, 2018. Новостная служба Обретение состоялось на Немецком (Введенском) кладбище Москвы 14 июня. ПРАВМИР. Состоялись обретение и перенесение мощей основательницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита преподобноисповедницы Фамари (Марджановой). Обретение состоялось на Немецком (Введенском) кладбище Москвы, сообщает пресс-служба синодального отдела по монастырям и монашествующим. Перед началом процесса обретения святых мощей председатель Комиссии епископ Луховицкий Петр возглавил молебен на начало всякого доброго дела. В ходе обретения святых останков служилась панихида по всем православным, погребенным на данном кладбище: монашеству, духовенству и мирянам. По завершении процесса обретения святые останки преподобноисповедницы были положены в гроб и перевезены в Серафимо-Знаменский скит.Там процессию встречали монахини. 23 июня, в день памяти преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии, в сослужении епископата Московской епархии и духовенства совершит в Серафимо-Знаменском скиту первое богослужение перед обретенными мощами святой. Священный Синод постановил включить имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) в месяцеслов Русской Православной Церкви в конце 2017 года. Схиигумения Фамарь , в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии в дворянской семье. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь. В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу.

http://pravmir.ru/sostoyalos-obretenie-m...

Хрипуново. Неизвестная церковь Знаменского скита. Церковь.    Год постройки:приблизительно не ранее 2015. Адрес: Нижегородская область, Ардатовский район, с. Хрипуново, Знаменский скит Координаты: 55.177716, 43.19137 Проезд:От Ардатова 10 км, от Дивеево 20 км Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Хрипуново – село в Ардатовском районе. С 1653 года село принадлежало Чаадаевым. Памятник градостроительства и архитектуры – Знаменская церковь. Престолы: главный (холодный) – Знамения Божией Матери, приделы: южный – апостола Иакова, Брата Господня, северный – Равноапостольного царя Константина и Елены, теплые приделы: южный – Архангела Михаила, северный – святой Княгини Ольги. Датировка объекта – 1819 год. Документ о принятии на госохрану 286. Строительство храма начато в 1790-е годы Яковом Петровичем Чаадаевым, отцом философа Петра Яковлевича Чаадаева. После кончины Я.П. аадаева строительство продолжено его супругой Натальей Михайловной Щербатовой. Закончено опекуном Петра и Михаила Яковлевичей Чаадаевых Дмитрием Михайловичем Щербатовым. Около храма расположен некрополь Чаадаевых. В настоящее время здесь располагается Знаменский скит Серафимо-Дивеевского монастыря. http://www.gttp.ru/map_NN/ardatov.htm Между 1610 и 1653 годами в поместной деревне Хрипунове была построена однопрестольная деревянная церковь в честь образа Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1653 году село Хрипуново приобрел представитель старинной дворянской фамилии Иван Артемьевич Чаадаев, знаменитый многосторонний деятель второй половины XVII века, справедливый воевода и искусный дипломат. В то время Хрипуново уже было селом с церковью, центром прихода. В 1746 году Петр Васильевич Чаадаев, внук Ивана Артемьевича, заменил обветшавшую деревянную церковь на новую, также деревянную, однопрестольную. В 1790-е годы Яковом Петровичем Чаадаевым было начато строительство пятипрестольного каменного храма также в честь Пресвятой Богородицы «Знамение». В связи со скоропостижной кончиной Якова Петровича строительство было продолжено его супругой Натальей Михайловной, урожденной княгиней Щербатовой. Через два года скончалась и она, оставив двух малолетних сыновей – Петра (будущего философа) и Михаила – круглыми сиротами. Завершение строительства храма связано с именем их опекуна князя Дмитрия Михайловича Щербатова. В 1817 году строительство храма было завершено. В 1819 году освящается главный Знаменский престол в холодном храме и собирались освятить еще два в теплой трапезной части. В это же время к храму была пристроена каменная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=43156

Имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) включено в месяцеслов Русской Церкви 28 декабря, 2017. Новостная служба Ранее она была канонизирована Грузинской Церковью 28 декабря. ПРАВМИР. Священный Синод постановил включить имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) в месяцеслов Русской Православной Церкви. На заседании Синода был заслушан доклад митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о канонизации преподобноисповедницы, совершенной в Грузинской Православной Церкви (журнал 123) . Принято решение включить имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) в месяцеслов Русской Церкви с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Православной Церкви. Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии в дворянской семье. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь. В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу. 22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинского Патриархата принял решение о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 июня, 2022 7 июня, 2022 23 июня, 2011 5 марта, 2010 2 августа, 2012

http://pravmir.ru/imya-prepodobnoispoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН Вениамин (Королёв Виктор Анатольевич; 26. 10.1965, с. Верхососенье Покровского р-на Орловской обл. - 26. 04. 2020, Курск), еп. Железногорский и Льговский. Из семьи рабочих. После окончания средней школы в 1980 г. поступил в профессионально-техническом училище. В 1984-1986 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1987- 1990 гг. обучался в Орловском музыкальном училище. В 1990 г. поступил в Орловский гос. ин-т искусства и культуры. В годы учебы в ин-те работал преподавателем детских школ искусств в г. Орле и г. Малоархангельске Орловской обл. В то же время являлся заместителем председателя приходского совета х рама Архангела Михаила г. Малоархангельска и нёс послушание по организации строительства нового храма. В октябре 1996 г. поступил на послушание в Курский в честь иконы Божией Матери " Знамение " мужской монастырь. 23 фев. 1997 г. пострижен в рясофор с именем в честь прп. Вениамина Печерского в кафедральном соборе Знаменского мон-ря г. Курска. 15 марта 1997 г. рукоположен во диакона, 7 апр. - во иерея. 27 дек. 1998 г. пострижен в мантию с именем Вениамин в честь прав. праотца Вениамина. В 1997-1998 гг. участвовал в восстановлении храма Ахтырской иконы Божией Матери в г. Курске. 25 янв. 1999 г. переведён для несения послушания в скит преп. Серафима Саровского Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, 22 апр. того же года назначен начальником этого скита. 24 дек. 2004 г. назначен исполняющим обязанности, а 11 апр. 2006 г. - наместником Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни . К Пасхе 2006 г. возведён в сан игумена. По благословению архиеп. Курского и Рыльского Германа (Моралина) дважды совершил поездки в США по вопросам организации первого принесения чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Курскую епархию. В 2009 г. В. был делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви от монашествующих Курской епархии. В 2010 года окончил Курскую духовную семинарию.

http://pravenc.ru/text/64014.html

Картина П.Д. Корина «Схиигумения Фамарь» Подводя итоги года, можно обратить внимание на одно отрадное событие: 14 июня состоялось перенесение ставших мощами останков схиигумении Фамари (Марджановой) с Введенского кладбища Москвы в основанный ею в 1912 году Серафимо-Знаменский скит (ныне Домодедовского района Московской области). Этот акт явился следствием причисления матушки Фамари Русской Православной Церковью к лику святых в конце 2017 года. Схиигумения Фамарь (1869–1936) – знаковая фигура Церкви и общества рубежа эпох: предреволюционного времени и последующих смутных лет. Будучи по происхождению грузинкой Марджанишвили (по матери – княжной Чавчавадзе), она благодаря духовному ее авторитету стала заметным деятелем Русской Церкви в начале ХХ века, ибо ее духовное становление происходило на плодородной, непотревоженной почве Святой Руси. Она была духовно близка к таким значительным фигурам нашей Церкви того времени, ныне святым, как праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Феодоровна, иным новомученикам и исповедникам Российским, пока еще индивидуально непрославленным. В частности, она общалась с духовником обители, епископом Серпуховским Арсением (Жадановским), который до революции многие годы был наместником Чудова монастыря в Московском Кремле (расстрелян в Бутове в 1937 году). Серафимо-Знаменский скит матушка организовала с целью молитвенного уединения, спасения о Господе, обретения покоя и радости «о Дусе Святе». Перед этим горячо молилась перед иконой Знамения Матери Божией в Понетаеве, желая остаться в скиту рядом с этой обителью. Но дважды услышала глас как бы от Царицы Небесной: «Устраивай свою обитель не только для себя, но и для других». Сначала принимая все это за искушение, просила совета у старцев – о. Алексия Засимовского и о. Товия в Троице-Сергиевой лавре, которые настоятельно советовали ей последовать наставлению Божией Матери. — Где же мне устраивать скит? У меня ни места нет, ни средств, – вопрошала матушка. — Господь, Царица Небесная и место изберет, и средства даст. А вы будете только служкой, исполнительницей воли Божией, — отвечал, в частности, о. Алексий.

http://pravoslavie.ru/118205.html

Из блокнота монахини Все у нее разложено по пакетам. Она передает их мне. Отдает и блокнот, исписанный аккуратным, никуда не спешащим почерком. И только наказывает не говорить про нее самое. Ну, хорошо, не буду. Просто стану читать вместе с вами — записки монахини возрожденного Серафимо-Знаменского скита, основанного 100 лет назад. 8 июня, 2011 Все у нее разложено по пакетам. Она передает их мне. Отдает и блокнот, исписанный аккуратным, никуда не спешащим почерком. И только наказывает не говорить про нее самое. Ну, хорошо, не буду. Просто стану читать вместе с вами — записки монахини возрожденного Серафимо-Знаменского скита, основанного 100 лет назад. 100 лет назад в Подмосковье открылся Серафимо-Знаменский скит. Его основательница, схиигумения Фамарь (Марджанова) , состояла в духовной дружбе с великими святыми начала XX века — святым праведным Иоанном Кронштадтским, преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, старцем Алексием Зосимовским… В том числе и благодаря этим духовным связям новый монастырь сразу получил высокую оценку современников. В 1924 году обитель была разорена. А в 2001 первом году в Серафимо-Знаменском скиту возобновилась монашеская жизнь. Серафимо-Знаменский скит Хроника возрождения Нынешнее скоротечное время не предполагает неспешного писания в заветной тетради: «Сегодня было то-то и то-то…» Все некогда, некогда. Что останется от этого времени? Ведь именно благодаря тому, что сто, двести, пятьсот лет назад кто-то сидел и терпеливо выводил на листах витиеватые буквы, фиксируя события, мы о них и знаем сегодня. Но, слава Богу, встречаются и в наше время люди, которые обладают качествами почти утраченными: терпение, точность, аккуратность и бережливость к тому, что спустя годы будет историей. Все у нее разложено по пакетам. Она передает их мне. Отдает и блокнот, исписанный аккуратным, никуда не спешащим почерком. И только наказывает не говорить про нее. Ну, хорошо, не буду. Просто стану читать вместе с вами. 15 января 1999 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского была первая служба в храме Серафимо-Знаменского скита. Божественную литургию совершил благочинный Домодедовского округа протоиерей Александр Васильев в сослужении священников о. Александра Пахомова, о. Олега Строева, о. Виктора Мартынова и других.

http://pravmir.ru/k-stoletiyu-obrazovani...

Архив Пн В Москве состоялось обретение мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) 15 июня 2018 г. 16:44 13 июня 2018 года на Введенском (Немецком) кладбище города Москвы члены епархиальной комиссии по обретению и перенесению святых мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) обрели честные останки подвижницы (комиссия была образована 27 мая Патриаршим наместником Московской епархии митрополитом Крутицкий и Коломенский Ювеналий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). Перед началом работ председатель комиссии епископ Луховицкий Петр совершил молебен преподобноисповеднице Фамари. В ходе работ сестрами Серафимо-Знаменского скита совершалось чтение Псалтири. Когда честные останки были обретены, епископ Луховицкий Петр совершил панихиду о упокоении всех православных христиан, погребенных на Введенском кладбище. В тот же день обретенные мощи были перенесены в основанный схиигуменией Фамарью Серафимо-Знаменский скит, где были очищены и освидетельствованы. 28 декабря 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя преподобноисповедницы Фамари в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением дня памяти в день ее кончины 10/23 июня ( журнал 123 ). Ранее, в декабре 2016 года, схиигумения Фамарь была прославлена в лике святых Грузинской Православной Церкви . Письмо митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Святейшему Патриарху Кириллу об обретении и перенесении мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь. В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу и была погребена на Введенском (Немецком) кладбище.

http://patriarchia.ru/db/text/5225399.ht...

В Иоанно-Предтеченском и Никольском Шостьенском ставропигиальных женских монастырях прошли выпуски первых групп курсов для монашествующих 28 декабря 2021 г. 13:22 25 декабря 2021 года, в день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, по окончании Божественной литургии и благодарственного молебна состоялся выпуск первой группы курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви на базе Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Богослужение в Иоанно-Предтеченской обители возглавил заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, председатель выездных экспертных и аккредитационных комиссий, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников) . Архимандрит Феофилакт поблагодарил настоятельницу обители игумению Елисавету (Никишкину) и руководителя курсов — казначею обители монахиню Анувию (Виноградову) за организацию учебного процесса и подбор профессионального педагогического состава, который в большинстве своем вошел в состав Научно-методического совета при Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих и разработчиков единых программ и учебно-методических комплексов дисциплин курсов. Отец Феофилакт и монахиня Анувия приветствовали выпускниц и вручили им свидетельства об окончании курсов. По окончании церемонии выпуска в Иоанно-Предтеченском монастыре монахиня Анувия (Виноградова) и куратор курсов монахиня Феонилла (Харченко) с целью вручения оставшихся свидетельств выпускницам посетили Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь и Серафимо-Знаменский скит Подольской епархии Московской митрополии . В Крестовоздвиженской обители также был отслужен благодарственный молебен, по окончании которого к собравшимся с поздравлениями обратилась настоятельница монастыря игумения Екатерина (Чайникова) и вместе с монахиней Анувией вручила выпускницам свидетельства.

http://patriarchia.ru/db/text/5876337.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010