иеродиакон Софроний (Макрицкий) Детские и юношеские годы Архимандрит Серафим (Тяпочкин) родился 1/14 августа 1894 года в городе Новый Двор Варшавской губернии 3 , в благочестивой дворянской семье. Во святом крещении младенец был наречен Димитрием, в честь великомученика Димитрия Солунского (память 16 окт./8 ноября). Его отец, Александр Иванович Тяпочкин (1861 г. рождения), надворный советник, отставной полковник, бывший командир полка, служил начальником почты и телеграфа в городе Екатеринославе. (Город Екатеринослав с 1926 года стал называться Днепропетровском.) Мать, Элеонора Леонардовна Тяпочкина (1869 г. рождения, в девичестве Маковская, в православном крещении – Александра), дочь премьер-министра польского правительства, вела свое происхождение от богатого и знатного рода. Одна из двух ее сестер, Полина, была замужем за генера¬лом Осетровым. Супруги жили в Ялте при императорском Ливадийском дворце. Двое братьев пребывали в Варшаве и одно время занимали важные государственные посты в польском правительстве (уже после 1918 г.). Один был премьер-министром, другой – министром сталелитейной промышленности Польши (до 1939 г.). Родители Димитрия были людьми благочестивыми и богобоязненными, отличались душевной теплотой, любовью к Богу и ближним. Господь послал им шестерых детей – троих сыновей и трех дочерей. Димитрий был последним ребенком в большой и дружной семье Тяпочкиных. Уже в детстве было очевидно для окружающих Божественное благоволение к этому избраннику. С детства Димитрий полюбил храм и часто убегал с занятий на богослужения. «На деньги, данные для обеда в школе, – вспоминает его сестра Надежда Александровна, – он покупал свечи в храме». Пример добродетельной жизни родителей, их стремление памятовать о Боге, ходить пред лицем Его не могли не повлиять благотворно на впечатлительный ум и чистую душу отрока Димитрия. В роду Тяпочкиных не было ни одного священнослужителя, отец Серафим был первым. Его старший брат, Константин, служил в кадетском корпусе при императоре Николае II и был расстрелян большевиками в 1922 году. Второй брат, Александр, также погиб в смутное революционное время. Сестры Мария и Елена стали врачами, а Надежда – домохозяйкой, воспитывала своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Конечно же, быть митрополитом — это прежде всего большая ответственность перед Богом и Священноначалием нашей Церкви, потому что сегодняшние взаимоотношения Церкви, общества и государства требуют максимальной прозрачности в действиях, правильного распределения сил по благословленным Священноначалием направлениям развития —духовного служения, миссионерского служения, социального служения, катехизаторского, образовательного. Возрождение Белгородской митрополии будет способствовать тому, что новые епископы будут уделять больше внимания приходскому служению, создадут условия для реализации решений Архиерейских Соборов, с тем, чтобы Церковь помогала бы преображать нашу жизнь изнутри. — Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Скажите, когда ожидать канонизации старца архимандрита Серафима (Тяпочкина)? Спасибо. (Владислав, Московская обл.) — Надо сказать, что уже на протяжении 15 лет епархиальная комиссия по канонизации святых совместно с общецерковной работают над этим сложным вопросом. Сложность заключается в том, что согласно требованиям, предъявляемым к канонизации, все документы, касающиеся периода заключения приснопамятного архимандрита Серафима (Тяпочкина), протоколы допросов необходимо полностью восстановить и представить в комиссию. Процентов 80 документов мы уже нашли, остаются еще некоторые документы, которые либо утеряны, либо пока еще не обнаружены. Этот процесс продолжается, и мы надеемся, что, когда мы исполним все необходимые требования, которые предъявляются данной комиссией, чаемая нами канонизация будет совершена. — Ваше Высокопреосвященство, могут ли быть крещены дети, если их родители не участвуют в таинствах и не выражают желания посещать богослужение по воскресным дням? Много таких примеров перед глазами. (Андрей, г. Волгоград) — Конечно, детей нужно крестить. Часто бывает, что родители, равнодушные и не участвующие в церковной жизни, в момент возникновения какой-либо трудности, связанной либо со здоровьем ребенка, либо с другими жизненными проблемами приходят к вере, а испытания подвигают их к тому, чтобы стать активными прихожанами нашей Церкви. Если же ребенок не крещен, то за него нельзя помолиться. Родители должны предоставить Господу Богу возможность оберегать их детей. Когда совершается таинство крещения — ребенок становится христианином и тогда по молитвам Церкви происходит благодатное воздействие на ребенка. Важно также, чтобы восприемники — крестный отец и крестная мать — были людьми верующими. Как правило, воцерковленные восприемники играют колоссальную роль в духовном становлении детей. По молитвам верующих восприемников и будут воспитываться такие дети. Даже если родители крещены, но невоцерковлены, восприемники могут наполнить жизнь детей христианским содержанием.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2477272...

Архиепископ Иннокентий Корсунский: «Каждому миссионеру нужно великое терпение, искреннее сострадание и, конечно, образование» Источник: Миссионерский отдел Московского Патриархата 10 августа в Белгородскую и Старооскольскую епархию прибыла небольшая паломническая группа из Западной Европы. Возглавлял её Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Корсунский. Владыка в сослужении белгородского духовенства совершал Божественную литургию в Свято-Николаевском храме посёлка Ракитное, а после панихиду на могиле архимандрита Серафима (Тяпочкина). С рассказа о роли старца Серафима в его жизни началась и наша беседа с архиепископом Корсунским Иннокентием. – Архимандрит Серафим (Тяпочкин) так много значил для меня, что даже подобрать какие-либо слова для выражения этого затруднительно. Со встречи с ним начался коренной перелом в моей жизни, – констатировал Высокопреосвященный Иннокентий, – что было начало пути, который открыл мне Господь, и я пошел по нему, потому что благословение получил именно от старца Серафима, ставшего моим духовником. Лично я с ним общался в течение двух лет (в 1980 году мы встретились впервые, а в апреле 1982 года он почил в Бозе). Но и это непродолжительное общение оставило такой глубокий след в моей жизни, в моей памяти, что этого нельзя измерить категорией времени. Важно самое главное и принципиально то, что я по его благословению стал священнослужителем, слугой Бога, служителем алтаря Господня, и отец Серафим стал моим духовным отцом. Не только стал, но и является им до сего дня. Я глубоко верю в его праведность, в святость его жизни. Верю, что он угодил Богу, верю, что он находится там, где Господь; там, где пребывают Его святые. Батюшка молится о всех нас, потому что он не оставляет своих чад. Он о всех молится, о всех заботится, о всех печётся. И мы, его духовные чада, это ощущаем, мы чувствуем его отеческую заботу. Благодаря молитвам отца Серафима, его предстательству пред Господом, в нашей жизни разрешаются проблемы, устраняются недоумения. – По мнению многих паломников, это предстательство особенно чувствуется после пребывания в Ракитном, месте, где архимандрит Серафим более двадцати лет совершал свой молитвенный и исповеднический подвиг.

http://pravoslavie.ru/37707.html

Ракитянские агапы 14.01.2013 23:54:53 Александр Владимирович Богатырев Отец Николай Германский - настоятель Никольского храма в селе Ракитное Белгородской области. В этом храме служил известный старец отец Серафим Тяпочкин. О таком приходе мечтают многие. А отец Николай и мечтать не смел. Служил он в Курской области. Белгородская тогда   входила в состав единой Курско-Белгородской епархии. И вот владыка вызывает его к себе и объявляет, что переводит его в Ракитное. Отец Николай от изумления дара речи решился. Накануне он читал Иоанна Дамаскина и услыхал голос: «Это твой последний год в этом месте». Отец Николай говорит, что как только он услыхал о Ракитном, почувствовал, что попал в отеческие объятия. Вот только не понял, кто его обнял: то ли батюшка Серафим, то ли сам Христос. Вернулся он на приход, зашел в свою комнату и первое, что увидел – фотографию отца Серафима. Десять лет смотрел он на эту фотографию. А тут,   будто выражение лица батюшки изменилось. Смотрит он еще более ласково и загадочно улыбается. Поблагодарил его отец Николай и стал ждать приказа о переводе. Время идет, а приказа все нет. Вот уж и Великий Пост прошел. И вдруг, 8-го мая, в канун дня рождения отца Николая, звонит владыка и говорит: «Поезжай в Ракитное». Шутка ли быть священником на приходе, где подвизался старец, которого знает весь православный мир России! Отец Николай скоро убедился в том, что не только память о батюшке Серафиме жива, но и сам он жив и продолжает помогать всем, кто к нему обращается. Поклониться ему и попросить его помощи приезжает еще больше народу, чем при его жизни. Иногда к его могиле трудно подойти – столько съезжается богомольцев и его духовных чад. Как тут жить под прицелом и своих прихожан, и паломников, но главное – при ощущении постоянного присутствия самого отца Серафима! Но, коль взялся за гуж, то тяни его. Отец Николай признается: «служить так, как служил отец Серафим, у меня вряд ли получится – нет таких даров и дерзновения, но по немощи стараемся делать, то, что можем и что нам по силам».

http://radonezh.ru/analytics/rakityanski...

     35 лет назад, 19 апреля, скончался один из великих старцев современности архимандрит Серафим (Тяпочкин). Ему была открыта дата его смерти. Во время Великого поста он собрал в келье своих духовных чад, поцеловал каждого, благословил всех, сказав: «Встретимся на Пасху!» И отошел ко Господу на второй день Светлого Христова Воскресения. Рейсовые автобусы в поселок Ракитное на Белгородчине были тогда отменены, на поезда московского направления из Крыма и Кавказа не продавали билетов до Белгорода. Власти боялись «наплыва» боголюбивого народа. Но все равно сотни людей сумели сюда добраться, чтобы проводить любимого пастыря в последний путь. А сегодня к могилке в ограде Свято-Никольского храма приезжают тысячи и тысячи верующих, испрашивая духовной помощи и утешения у того, кто, по нашей вере, имеет дерзновение молиться за нас у Престола Божиего. «Приходящего ко мне не изжену» Книга «Праведник наших дней» о Белгородском старце архимандрите Серафиме (Тяпочкине)», подаренная нам во время командировки в Белгородскую область ее составителем – настоятелем Свято-Никольского храма в Ракитном протоиереем Николаем Германским – обладает удивительным свойством. После первого ее прочтения, равно как и после второго, хочется снова взять ее в руки, найти ту или иную страницу с особо запомнившимися эпизодами, наблюдениями, размышлениями, которые – ты сердцем чувствуешь – способны стать для тебя камертоном в духовной жизни. Так, например, вспоминая о последних днях земной жизни архимандрита Серафима (Тяпочкина), я вспоминаю и о человеке, что весь Великий пост просидел у ног батюшки – бледного, измученного, часто терявшего сознание, но даже в бессознательном состоянии шепчущего слова молитвы. А «сиделка» – боевой офицер в эти минуты плакал, словно ребенок, потому что ничем не мог помочь умирающему духовному отцу. Спал Митрофан Дмитриевич небольшими урывками и очень боялся, что не выдержит. Но, к его удивлению, признался он позже, спать почти не хотелось. Приходя в себя, старец ему говорил: «Неусыпаемый ты мой».

http://pravoslavie.ru/102564.html

Архимандрит Сергий (Рыбко) 24 октября 2022 г. 15:00 Архимандрит Сергий (Рыбко) 04. 08. 1960 —  12. 07. 2022 12 июля 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу архимандрит Сергий (Рыбко), настоятель храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище и храма во имя прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москвы. PDF-bepcuя. Архимандрит Сергий (в миру Юрий Иосифович Рыбко) родился 4 августа 1960 года в г. Нелидово Тверской обл. В таинстве Крещения был наречен в честь святителя Георгия Константинопольского. Будущий пастырь пришел к Православию в юные годы путем серьезных духовных поисков. Прочитав Евангелие, Георгий начал менять свою жизнь. Он узнал о прошедшем сталинские лагеря духовнике Курско-Белгородской епархии Серафиме (Тяпочкине, † 1982, с. Ракитное) и стал приезжать к старцу. Необыкновенный духовный облик подвижника, его молитвы, любовь и мудрые наставления, продолжительные уставные богослужения и благодатная обстановка Ракитного изменили жизнь юноши, заложив основу его духовных взглядов. Отец Серафим благословил Георгия со временем принять монашество и священство, что исполнилось уже после кончины подвижника. С 1979 по 1988 г. Георгий работал звонарем и псаломщиком в храмах Москвы и Московской области. В 1988 г. Георгий приехал в открывшуюся Свято-Введенскую Оптину пустынь, и в сентябре наместник, архимандрит Евлогий (Смирнов, в последствии митрополит Владимирский и Суздальский), зачислил его в братию. Помню его двадцативосьмилетним юношей, который прекрасно знал устав, колокольный звон, был начитан в Святых Отцах. Поэтому наместник Оптиной пустыни дал ему послушание пономаря.  13 апреля 1989 г. послушник Георгий был пострижен в иночество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. 3 сентября 1989 г. рукоположен во иеродиакона. 23 марта 1990 г. архимандритом Евлогием пострижен в мантию с сохранением имени Сергий. 8 апреля 1990 г. рукоположен во иеромонаха епископом Калужским и Боровским Илианом (Востряковым).  В конце 1980-х в Оптину потекли верующие, интеллигенция, студенты, творческие люди. Юноши и девушки приходили с духовными вопросами и к иеромонаху Сергию, слыша от него живое, благодатное слово о Боге, получая деятельные, жизненные советы.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Библиография Авель, иеромонах. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853; 4-е изд. 1884. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Собрание писем к монашествующим. Сергиев Посад, 1908–1909. 2 т.; также см. «Душеполезное чтение» 1892–1893. (Есть также современные репринтные издания.) Антоний (Путилов), игумен. Письма к разным лицам. М., 1869. Арсений (Жадановский) , епископ. Воспоминания. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1995. Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов). Сост. священник Сергий Клюйко. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Сост. иеродиакон Софроний (Макрицкий). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. Большаков С. Н. На высотах духа. М.: 1993. Боровскова-Майкова. Нил Сорский и Паисий Величковский . Сборник в честь С. Ф. Платонова. СПб., 1911. Буланов И. Старец Гефсиманского скита иеросхимонах отец Варнава. Строитель Выкшинского Иверского женского монастыря. СПб., 1906. Валаамский монастырь и его подвижники. 3-е изд. СПб., 1903. Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовное наследие. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1998. Герасим (Добросердов) , архимандрит. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни, о. архимандрита Моисея . СПб., 1865. Григорий, архимандрит. Первоначальник и основатель Белобережской пустыни схимонах Симон/«Душеполезное чтение». 1896. 6. Григорий (Борисоглебский) , архимандрит. Сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1893. Добронравов В. Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни. Владимир, 1908. Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб., 1856. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. Жизнеописание настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря, игумена Антония. М., 1870. Жизнеописание старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. Житие старца Серафима Саровской обители, иеромонаха, пустынножителя и затворника. 2-е изд. СПб., 1863, 1884; 4-е изд. Муром, 1893. (Есть также современные репринтные издания.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мне суждено быть епископом Церкви Христовой» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Сергия (Булатникова) во епископа Клинцовского и Трубчевского 12.06.2013 704 Время на чтение 4 минуты Вчера, 11 июня, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Сергия (Булатникова) , клирика Брянской епархии, во епископа Клинцовского и Трубчевского, сообщает Патриархия.ru. При наречении архимандрит Сергий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. «Промыслом Божиим и изволением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода, - отметил отец Сергий, - мне суждено быть епископом Церкви Христовой в ставшем для меня родным Брянском крае, где я пребываю уже около 20 лет. В юности я возжелал монашеского жития, стремясь поступать по послушанию. Благословение Святейшего Патриарха я воспринял как послушание Церкви. Ныне, предстоя перед вами в смущении и трепете сердечном, я с радостью свидетельствую, что жизнь моя с детства связана со Святой Церковью Христовой. Богу было отдано мое сердце, Ему служила моя воля, Ему радовалась душа моя. И если иногда согрешал я, как человек, всегда вспоминал слова молитвы: «Господи, аз же яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея» (молитва на сон грядущим 7-я, св. Иоанна Златоуста)». «Полагаю, что в минуты призвания на архиерейское служение пред каждым ставленником проносится вся его жизнь. Мне вспомнилась моя коленопреклоненно молящаяся дорогая мать, которая вложила в мое детское сердце семена веры и любви к Богу. Это чувство укрепляло и утешало меня в трудное для верующих время, когда Церковь наша задыхалась в тисках гонений, и наставляло быть твердым в своем исповедании. Мое духовное образование начиналось в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где я окончил Московскую духовную семинарию, и завершилось в Ленинг радской духовной академии. Однако подлинной академией Духа явилось для меня знакомство с праведными пастырями и святителями Церкви и духовное окормление у них. Это были епископ Феодор (Текучев), проживавший на покое в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Алипий (Воронов), который принимал меня послушником в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Серафим (Тяпочкин), благословивший меня на монашество, архимандрит Модест (Кожевников) и многие другие подвижники веры, которых я встретил на своем жизненном пути», - считает пастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/12/mn...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отец Сергий принадлежит к дореволюционному типу русского священника» Сегодня исполняется 60 лет современному подвижнику благочестия архимандриту Сергию (Булатникову) 16.04.2010 746 Время на чтение 3 минуты Сегодня 60 лет со дня рождения выдающегося современного церковного деятеля, истинного подвижника благочестия архимандрита Сергия (Булатникова) . Судьба отца Сергия неразрывно связана с Санкт-Петербургом, где он служил священником в знаменитом Иоанновском монастыре и был настоятелем Зеленецкого монастыря. Родился отец Сергий (в миру Владимир Леонидович Булатников) в Омске 16 апреля 1950 года. Подвизался в числе братии Псково-Печерского монастыря при архимандрите Алипии (Воронове), но во время гонений был исключен из братии как не достигший 30-летнего возраста. Служил псаломщиком в Псковской епархии. В 1973 г. окончил Московскую духовную семинарию и 21 апреля 1974 г. был рукоположен в сан пресвитера архиепископом Смоленским и Вяземским Феодосием (Процюком). В монашество был пострижен в Курской епархии 23 ноября 1976 г. схиархимандритом Григорием (Давыдовым), последним Площанским старцем. Отец Сергий окормлялся у известного духовника-старца архимандрита Серафима (Тяпочкина). В 1990 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. С 1992 по 1994 гг. батюшка был настоятелем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. После чего перешел во вновь открываемую Брянскую епархию, где был назначен настоятелем Богородицкой Площанской пустыни, в каковой должности и состоит до настоящего времени. Имя отца Сергия дорого сотрудникам нашего агентства, некоторые из нас имеют счастье лично знать батюшку. Мы не раз наслаждались его беседами, получали благословение и утешение. В день 60-летия дорогого батюшки можно сообщить, что именно он благословил разместить на первой странице нашего издания бессмертные слова «Православие. Самодержавие. Народность». Бывший насельник Богородицкой Площанской пустыни инок Савва (Кузнецов), который до сих пор поддерживает теплые отношения с отцом Сергием, в интервью нашему агентству рассказал о батюшке.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/16/ot...

иеродиакон Софроний (Макрицкий) Раздел второй Подвижники благочестия и родные по духу Схиархимандрит Андроник (Лукаш) Епископ Стефан (Никитин) Митрополит Леонид (Поляков) Схиигумен Феофил (Россоха) Схиигумен Савва (Остапенко) Архимандрит Адриан (Кирсанов) Архимандрит Кирилл (Павлов) Схиархимандрит Власий (Перегонцев) Архимандрит Нектарий (Марченко) Схиархимандрит Илий (Ноздрин) Протоиерей Владимир Волгин Схииеромонах Амфилохий (Трубчанинов) Протоиерей Анатолий Шашко Александр Андреевич Гадицкий Петр Ильич Мельник Памяти Глинского старца – схиархимандрита Андроника (Лукаш, 1888–1974) 103 “Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедовал вам”. ( Ин. 15:14 ) Старец Глинской пустыни – схиархимандрит Андроник (Лукаш , 1888–1974). Ныне прославлен в лике святых. Духовно окормлял отца Димитрия Тяпочкина (архимандрита Серафима) с 1960 г. Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш) родился 12 февраля 1888 года в селе Луппа Роменского уезда Полтавской губернии, в семье крестьян Андрея и Акилины. Его отец служил сельским почтальоном и был жестокого нрава, вспыльчивым и раздражительным. Мать, напротив, была смиренной, глубоко верующей, набожной женщиной, верной христианкой и заботливой женой. В семье росло пятеро детей: Филипп, Иоанн, Варвара, Алексей и Василий. Акилина провидела в Алексее его светлое пред Богом будущее. Окрестив его в честь святого Алексия, человека Божия, она неустанно заботилась о воспитании сына. Семя упало на добрую почву и уже в детстве дало всходы: мальчик потихоньку вставал ночью, становился на колени, скрестив ручки на груди, и с удивительным для его лет усердием молился о маме, отце, братьях и сестре. Он отличался кротостью и непоколебимым спокойствием, которые сохранил до преклонных лет. Начальное образование Алексей получил в сельской церковно-приходской школе. Знания давались ему с трудом, и после окончания школы отец устроил его работать кучером. Мальчик был настолько серьезным, что отец часто давал ему самые ответственные поручения. Следуя закону Божию, он повиновался родителям во всем. Но еще в отроческие годы Алексея стала тяготить суета этого мира. В своих мыслях он часто погружался в тот мир, где непрестанно славится имя Божие, думал о монастырях и иноческой жизни. С годами в нем окрепло желание стать монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010