«Вместо христианства нам предлагают лишь «гуманитарный идеализм”, – писал Евгений, – поскольку христианская истина “испарилась”. Но лишь презрев ее, могут объединиться христиане с нехристианами. Идеализм этот извлекает из богатейшей палитры христианства нужные краски и приманивает тех, кто прежде всего верит в человека и в земное счастье. Принимая хилиазм, каждый может найти что-то “по душе”: христиане – Царствие Небесное, но еще в земной жизни; нехристиане – учение о человеке, о “высшей действительности”, особо не посягающей на их собственное представление о самих себе и мироустройстве; атеисты примут вселенскую мудрость, исчерпывающую все религиозные потребности человека. Рим, таким образом, предстает учителем человечества, источником универсального гуманитаризма для “всех людей доброй воли”, не задумывающихся особо над основами христианской веры – основы всего». Два года спустя после этой статьи Евгения, 4 октября 1965 года, папа Павел VI выступил с беспрецедентным обращением в ООН. Оно полностью подтвердило все сказанное Евгением об Объединенных Нациях Глебу при первой встрече в 1961 году. «В обращении папы, – писал Евгений, – о задачах Церкви Христовой вообще не упоминается, а само имя Христа встречается только однажды, и то в двусмысленном заключительном предложении. Слушатели, предполагалось, уже подготовлены. “Вы знаете нашу миссию”, – дословно сказал папа. Далее он говорит о главном стремлении Римской Церкви: Церковь эта “в духовной сфере” должна быть “уникальной и всеобщей”! Только однажды показалось, что в своем обращении папа говорит близкие к истинному христианству слова. Цитируя завет нашего Господа Своим ученикам “идти и нести благую весть всем народам”, он объявил, что у него действительно имеется “послание счастья всем народам”, представленным в ООН. Но для христиан это может означать только одно: благая весть о спасении, о вечной жизни в Боге. Папа же произнес ошеломляющие слова: “Наше послание можно назвать... торжественным моральным узакониванием этого высокого собрания – ООН”, – сказал он. Вот что Римская Церковь предлагает сейчас взамен христианского Евангелия!..

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

церкви имели большое значение, при решении вопроса о способе приема еретиков в прав. церковь . Так, хотя епископы западных церквей; особенно Римской и Медиоланской, не соглашались признавать священство у донатистов и определили тех из них, которые обращаются к прав. церкви, снова рукополагать, при поставлении в клир, но Африканская церковь , не в противность западной, а по особенным своим обстоятельствам (Африка имела великий недостаток в клириках), решила оставлять клириков донатистов в их степенях и сопричислять к православному клиру (79 пр. Карфаг. соб. и толк. Вальсамона по полн. Кормч.). Так принимал донатистов и бл. Августин, т. е. принимал донатистских клириков в прежнем их сане, хотя и писал, что «по порядку этого не должно быть, но церковь вынуждается к тому любвеобильными заботами о спасении донатистов». И, действительно, мы видим, что, принимая одних в сущем сане, других Августин принимал в общение – как простых мирян (см. «Раскол Донатистов» – Кутепова, стр. 119, 120, 123, 259), чем ясно показывал, что вопрос этот не догматический и зависел от воли и благоусмотрения Церкви. В восточных церквах повторяли рукоположение над арианскими клириками при обращении их в церковь (см. у Иоанна Смоленского – т. 1, стр. 217), – на западе же, на соборе Толедском, бывшем в 589 г., приняты были торжественно в сущем сане 8 арианских епископов со своим митрополитом и множеством низшего духовенства (летопись Арсения, 287 стр.). Папа Иннокентий I в послании к епископам Македонии утверждал, что Римская церковь с давних времен не признает действительности еретических рукоположений, указывая на то, что не все поместные церкви его времени держались в этом отношении одинаковых воззрений. По его свидетельству, Анизий, епископ Фессалоникийский, с другими епископами Иллирии и Македонии пришли к такому решению, чтобы, в видах устранения большего разделения и соблазна, принимать духовных лиц, рукоположенных еретическим епископом Вонозом, в их санах, т. е. признавая таким образом совершенные им рукоположения действительными; да и в самой Римской церкви папа Стефан проповедывал снисходительное отношение к совершаемым у еретиков таинствам (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

День святой Татианы отметили в Смольном соборе января 2019 Его Высокопреосвященству сослужили настоятель и благочинный храмов в вузах протоиерей Петр Мухин , духовенство епархии. Пел приходской хор Смольного собора и мужской хор СПбДА. Среди молящихся были спикер Заксобрания Вячеслав Макаров , ректоры, преподаватели, студенты, курсанты, суворовцы, нахимовцы, хоровые коллективы - участники фестиваля " Зимняя сказка " . В проповеди после чтения Евангелия епископ Серафим напомнил, что святая мученица Татиана Римская стала покровительницей студенчества, поскольку в день ее памяти императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об учреждении Московского университета. " Все в нашей жизни случается по промыслу Божию, - сказал владыка, - и Господь судил именно таким образом, чтобы день святой мученицы Татианы стал Днем российского студенчества, чтобы именно в этот день был образован первый российский университет. Святая Татиана жила в первой половине III века. Она была дочерью знатного человека, тайного христианина, который воспитал ее в христианском духе, и с детства святая пребывала в церковном общении, в храме, где служила диаконисой. Когда на престол взошел император Александр Север, начался очередной виток гонений на христиан. Святая оказалась в числе исповедников веры Христовой, которые были подвергнуты жестоким мучениям. Что только не делали с юной девицей! Резали ножами, выкалывали глаза, ее пытались отдать на растерзание злым зверям, но ничего не получалось. В моменты мучений Господь Своей всеукрепляющей силой поддерживал ее, чтобы она смогла вынести то, что претерпевала за свою веру, за убеждения и любовь к Богу. В конце концов мучители, удивленные такой стойкостью в вере, усекли ее мечом " . " Чему учит житие мученицы Татианы и почему ее подвиг так близок молодым людям, в том числе и студентам? - продолжил ректор. - С греческого языка слово " матририя " , " мученичество " переводится как " свидетельство " . Мученик претерпевает страдания и отдает жизнь за веру, которая позволяет человеку обрести подлинное самосознание, счастье и духовное благополучие.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Локоть — греческая мера длины; немного менее 0,5 м. 74 ...западный был зелен, восточный подобен цвету желудя, ветер от полуночи золот..., а полуденный снежно-бел.— Странное представление о разноцветных ветрах встречается также в житии Андрея Юродивого: Acta Sanctorum 18, Maii, 6, col. 75 ...охранять дорогу к древу жизни.— Согласно Быт. III, 24, Бог “поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч, обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни”. 76 Силы — один из девяти ангельских чинов, которые в свою очередь разделяются на иерархии. Высшую составляют серафимы, херувимы и престолы, среднюю — господства, силы и власти, низшую — начала, архангелы и ангелы. 77 Синклитик — член синклита (сената), т. е. высший чиновник. 78 ...претворился в женский платок...— речь в оригинале идет о сударе: здесь это слово означает носовой платок. 79 ...восславил человеколюбца Бога... по воле Господа...— под человеколюбцем Богом имеется в виду Бог Отец, под Господом — Бог Сын, т. е. Христос. 80 Я пришел призвать не праведников...— Матф. 9, 13. 81 Святой назван воистину Макарием, так как по-гречески Макарий значит блаженный. 82 Вторая Киликия — при Юстиниане Киликия была разделена на первую и вторую. Аназарв — центр второй Киликии. 83 Миля — римская мера длины, приблизительно соответствующая 1,4 км. 84 Некая монахиня... жила в своем доме...— В первые века распространения монашества такая форма монашеской жизни была возможным и даже частым явлением. 85 Скит — пустыня в Нижнем Египте, знаменитое место монашеских поселений, отличавшихся особо строгой жизнью. 86 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому. 87 Претория, или преторий,— суд правителя. 88 Теополь — Антиохия-на-Оронте, главный город Сирии. 89 ...подходящие для них наказания.— Речь идет об епитимии. 90 ...все претерпел ради нашего спасения... принял крестную муку...— здесь перечислены эпизоды жизни Христа, рисующие его отношение к грешникам, к которым он в первую очередь обращается со своей проповедью: он общался с мытарями и грешниками (Матф. 9, 9 сл.), с блудницей — под блудницей может подразумеваться самаритянка (Иоанн 4, 5) или Мария Магдалина и даже “не отверг разбойника” (Лук. 23, 43). 91

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Гинкмар, видя усилия Николая I подчинить себе французский епископат, ответил ему, что Декреталии не могут быть признаны обязательными во Франции, так как они не входят и никогда не входили в «Канонический сборник», принятый Галликанской Церковью. §2. Догматико-литургический аспект разделения Церквей Догматически важен не столько исторический процесс разделения, но и то, что разделяет и по сей день Церкви по существу, то есть утверждение Римской Церкви о себе самой (догмат папской непогрешимости), а затем о вере Церкви (учение о Святом Духе, учение о непорочности зачатия Богородицы), которые для Православия идут в разрез с основной истиной христианства. В догматике Римская Церковь допустила учение об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque). Восточная Церковь в учении о Святом Духе ссылалась на слова Спасителя: «Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит» ( Ин. 15:26 ). Это учение она внесла и в 8-й член Никео-Цареградского Символа. С легкой руки Блаженного Августина в Западной Церкви высказывалась мысль, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, хотя на первых порах исхождение Духа Святого от Отца и Сына понималось там неоднозначно. Под исхождением от Отца разумелось Его предвечное происхождение, а с исхождением от Сына связывалась мысль, что Он временно исходит и посылается в мир и от Сына. Так объяснил это грекам и восточный отец Церкви святой Максим Исповедник , когда они пришли в смущение по поводу этого новшества. Но и такое различие между вечным и временным исхождением Святого Духа стало забываться на Западе, и возникло новое учение о вечном исхождении Духа Святого и от Сына и от Отца. Как мнение отдельных лиц оно не имело бы особенного значения и могло бы не вызвать разногласий между Востоком и Западом. Но Западная Церковь возвела это мнение в догмат и внесла его в Символ. Впервые прибавление к Символу «и от Сына» (filioque) было сделано на Толедском Соборе в Испании (589 г.), где происходило присоединение к Православию вестготов-ариан. Чтобы полнее представить вопреки арианскому учению равенство Сына Божия с Отцом, испанские богословы поставили Сына Божия в такое же отношение к Духу Святому, в каком находился к Нему и Бог Отец, утверждая, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В толкованиях на псалмы особенно высокими достоинствами отличается «Предисловие» к псалмам. В нем красноречиво указываются достоинства и польза книги псалмов, совмещающей в себе, как в сокровищнице, все, что есть полезного в других книгах: «и пророчество, и историю, и назидание». В толкованиях Василия Великого , особенно на псалтирь, видно сильное влияние на него александрийской экзегетики: каждый псалом изъясняется им в трояком смысле: буквальном, нравственном и таинственном. Василий Великий внес вклад в литургическое наследие святой Церкви, введя антифонное пение. Им составлен чин литургии, написаны молитвы, «Великие и малые правила» для иноков. Святитель Григорий Богослов (330–389 или 390 гг.) С жизнью Василия Великого тесно связана жизнь его друга Григория Богослова , который был несколько старше его по возрасту. Святитель Григорий родился около 330 года в Каппадокийской области в местечке Арианзе, близ Назианза, где отец его был сначала градоначальником, а потом епископом. Первоначальные наставления в истинах христианской веры Григорий получил от своей матери Ноны, отличавшейся высоким благочестием. Дальнейшее образование получил в школах Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, где после Оригена была основана богатая библиотека. 24-х лет от роду он отправился для довершения образования в Афины. На пути туда его застигла страшная буря, продолжавшаяся 24 дня. Григорий еще не был крещен, и его ужасала мысль, что он может умереть, не получив крещения. Он горячо молился, чтобы Бог спас его, и дал обет посвятить Ему свою жизнь. Буря утихла, и опасность миновала. Здесь же он познакомился с Юлианом Отступником и с горечью сказал: «Какое зло воспитывает Римская империи!» По окончании образования он некоторое время был учителем красноречия в Афинах. Возвратившись домой, Григорий принял Крещение. По приглашению своего друга Василия поселился с ним в его Понтийской пустыне. Пустынное уединение было по душе Григорию, но отец вызвал его из уединения и посвятил против его воли в сан пресвитера (361 г.). Высота этого сана настолько смутила Григория, что он бежал в знакомое пристанище – Понтийскую пустыню, но скоро вернулся к отцу и помогал ему в пастырском служении. Василий Великий через десять лет возвел его в сан епископа (371 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Никон не мог оставить без протеста эту судебную деятельность Монастырского приказа и потому, что видел в ней повод к еще большему вмешательству в церковные дела и захват церковной власти в светские руки с прямым нарушением св. канонов. В особенности одним из таких было вмешательство Монастырского приказа в управление Церковью. «Что же сказать, – пишет Никон в «Раззорении», – о митрополите Питириме, который в епархиях других епископов и по приказу царя и вельмож совершает посвящение? Какого великого проклятия он не заслуживает, согласно тому, что избранный светскою властью низвергается вместе с посвятившим! Но теперь архиепископы, архимандриты и попы в монастыре избраны самим царем, и митрополит Крутицкий их посвящает». 382 По поводу такого вмешательства патриарх Никон заявляет, что для управления Церковью необходимо иметь благодать Апостолов, а не благодать на управление царством. Цитируя слова Ап. Павла: и иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, 383 Никон спрашивает: «Почему же царь не назван на первом месте по высоте царской власти? Каждый должен знать свою меру». В этом захвате царем церковной власти по управлению Церковью Никон видит то отступление от Св. Писания и св. канонов, которое будет почвою для появления антихриста. 384 По его словам, царю следовало бы быть образцом соблюдения св. канонов для всех, и в государственном законодательстве не делать отступления от них. Но это отступление, эта апостасия уже явилась, и потому можно ожидать осуществления предсказаний Апостола о вещах грядущих; исполнения того, что было открыто Богом пророку Даниилу. «Как Мидийская империя, – говорит Никон, – была разрушена Вавилоном, а Вавилонская Персидской, а Персидская Македонской, а Македонская – Римской, так Римская должна быть разрушена антихристом, а он – Христом». Очевидно, патриарх Никон в понятие Римской империи включает и Россию как продолжение первой в отношении унаследования от нее императорской государственной власти, в которой еще св. Иоанн Златоуст видел «удерживающего от среды», 385 то есть препятствие для появления антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2019-06-03 10:24:48 Владелец: NikolayY Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: [Добавлено 2019-06-03 20:49:00]: Помогите опознать, кто из святых изображен на иконе. Надписи над образами стерлись и невозможно прочитать. [Добавлено 2019-06-05 08:32:44]: Благодарю всех за помощь в опознавании иконы. Попытки опознаний [ 2019-06-03 22:14:13 ] qwerty : вероятно Георгий Победоносец, вмч. читай http://pravicon.com/info-2055 и Александра Римская, мц. http://pravicon.com/icon-1117 [ 2019-06-04 19:11:01 ] marinakova : Предположений может быть очень много (сколько канонизированных воинов и цариц). Если хотите узнать точно: молитесь перед иконой (и не один раз) и святые откликнуться. [ 2019-06-04 22:54:31 ] qwerty : Воин молодой без бороды, Могут быть Георгий и Димитрий Солунский, Уар и Меркурий изображают и с бородой и без, Виктор и Феодоры, Никита с бородой, да еще Сергий м Вакх без бороды. В короне Александра, Варвара, Екатерина, Феодоры, Пульхерия. Греческие (Феодоры, Пульхерия) изображаются в Византийских коронах потом есть характерные атрибуты ветвь, колесо чаша икона. Георгий и Александра имеют пересечение по житию (чудо Георгия о змие связано с Александрой) [ 2019-06-04 23:42:42 ] marinakova : В данном случае не факт пересечения по житию. Это семейная икона с изображением небесных покровителей,написанная по потребе заказчика. Другое дело, если икона из его семьи, тогда надо вспоминать имена и отчества родных и может быть что-то проясниться. Николай! На иконах изображены канонизированные святые и Вы можете с ними общаться при помощи молитвы. Так что ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ здесь не проходят (если всё очень стёрто и не видно ни одной буквы). Всё очень серьёзно!. [ 2019-06-05 00:51:10 ] qwerty : Да конечно искать среди предков интересно. Так же интересно сколько стоило написать тиенник под заказ, если в предках дворяне, купцы чиновники, то наверно могли позволить, а если рабоче-крестянского происхождения то какая попалась. Деда благословляи семейной Спасителя, бабушку Неопалимой, отца Чудо Георгия, мать Почаевской, а крестная матери Серафимом, таких имен в предках нет.

http://pravicon.com/unknown-2843

Итак, ты вошел. И первое, что бросается в глаза в храме, – это изображения на стенах. Святые иконы Вот здесь, например, изображен святой Николай Чудотворец, который жил на юге нынешней Турции, когда там еще была восточная Римская империя, 1600 лет назад, был епископом той страны, и много удивительным образом помогал людям. А это – святой равноапостольный Константин, первый Римский император. Он в начале четвертого века прекратил гонения на христиан, и даже сам, вместе со своей матерью, Еленой, которая рядом с ним изображена, – стал христианином. Это – святые Кирилл и Мефодий, создавшие в девятом веке славянскую азбуку, чтобы наши предки могли читать Слово Божие. Это – святой князь Владимир, который в десятом веке просветил христианской верой наш народ. Это – святой князь Александр Невский, был мудрым и благочестивым правителем и в тринадцатом веке с Божией помощью защитил наш народ от вторжения врагов с запада. Это – преподобный Сергий, который жил в четырнадцатом веке. От него до нас не дошло ни одной написанной строчки. Но у него было множество великих учеников. Они основали много монастырей на северо-востоке Руси, вокруг которых вскоре образовались славные города. Это – Серафим Саровский , живший в девятнадцатом веке в России. Вот он из рук кормит пришедшего к нему медведя. Это – Пречистая Дева Мария, от Которой родился Иисус Христос. Здесь она изображена с Ним, еще Младенцем, на руках. Эта икона называется «Владимирская». С ней связано избавление Руси от нашествия Тамерлана в самом конце четырнадцатого века. А эта икона Божией Матери называется «Казанская». Она помогла освободить Москву от иноземных захватчиков в начале семнадцатого века. Ну а это, на Кресте, – распятый 2000 лет назад за наши грехи Бог и Человек, Господь наш Иисус Христос. Рядом изображено, как Он, только что родившийся, лежит в яслях, то есть в кормушке для скота. А чуть подальше – как уже воскресший Иисус Христос является Своим ученикам, будущим Апостолам. А еще чуть подальше – как Он со Своей пречистой плотью возносится на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

IV bek, гонения закончились, могущественная Римская Империя становится христианской — казалось бы, наступает такой период, когда христиане могут испытывать только чувство радости, перед ними открываются широкие возможности для общественной деятельности. Но именно в это время начинает «наполняться» пустыня. Почему? Перед нами антиномия, которая непреодолима до конца. Христианин, живущий в миру — это все равно человек, идущий на компромиссы. Компромиссы могут быть разного уровня, их приходится искать всегда, в разное время, в разных условиях. И неправда, что b IV–V веке необходимость в уступках миру была меньшей, чем сегодня. Мы вообще плохо знаем историю: нам кажется, что тот мир, в котором мы живем, чудовищен, что именно сейчас наступили самые тяжелые, страшные, соблазнительные времена. Это не совсем так. Многое из того, что нам приходится наблюдать в современном обществе, уже было. Но так же, как и столетия назад, ежедневно, в каждом своем поступке христианин находится в ситуации выбора. Нужно понимать еще вот что — нельзя раз и навсегда Евангелием измерить весь мир: взять Евангелие как некий измерительный прибор и соотнести с ним все жизненные ситуации. Но необходимо, как говорил преподобный Серафим Саровский , «напитаться духом Евангелия», чтобы руководствоваться им во всей своей жизни и в миру сохранять в себе дух Христов. Под куполом константинопольского храма Святой Софии по приказанию императора Юстиниана была помещена надпись: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Как храм Божий посвящается Богу, так и любое дело своих рук, саму свою жизнь христианин посвящает Творцу: «Ты доверил мне этот великий дар, но моя жизнь — Твоя, Господи, предаю ее в руки Твои». Так, при любых условиях, в обществе или в пустыне, в монастыре или в миру, мы приближаемся к тому, чтобы сделать свое существование служением Богу и ближним. Церковь — это часть общества? Безусловно. Но рассматривать Церковь как один из социальных институтов, как делает это современное секулярное общество, ни в коем случае нельзя.

http://pravmir.ru/zametki-o-xristianstve...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010