Древса и А. Баумштарка 263 . Эти ученые исходят из того предположения, что древняя римская анафора должна по своему построению быть подобной восточным молитвам. По мнению П. Древса, в нынешнем римском каноне после Серафимского гимна сделана перестановка: установительные слова, место которых тотчас же за гимном, перенесены за ходатайства, а ходатайства, которые должны бы следовать за установительными словами, теперь начинаются тотчас после гимна. Такую перестановку, по мнению П. Древса, произвел папа Геласий 264 под влиянием Александрийской анафоры. Проводником этого влияния, по его предположению, был Александрийский патриарх Иоанн Талайя, проживавший в конце V в. в Риме 265 . Ввиду этого П. Древс предлагает такую реконструкцию древней и нормальной римской анафоры (см. S. 148–152): Quam oblationem Qui pride Unde et memores Suplices Te igitur Memento 1 Communicantes Memento 2 Nobis quoque, или Hans igitur 266 Реконструкция П. Древса совпадает с планом восточных анафор, но объяснения его неудачны. Римская анафора сходна до некоторой степени с александрийской, но не совсем. Пре­жде всего, установительные слова в александрийской молитве стоят цосле всех ходатайств, тогда как в римской – они находятся между ходатайствами за живых и усопших. Затем, в римской анафоре Серафимский гимн, как и в сирийских молитвах, стоит после благодарения Богу Творцу, в александрийской молитве он связан с установительными словами и стоит тоже после ходатайств. Гипотеза А. Баумштарка сложнее. Он различает три редакции римского канона: древнюю, леонианскую и современную – григорианскую. В древней редакции будто бы римский канон был подобен восточным молитвам. Начинался он благодарением за творение, замыкавшееся Серафимским гимном. Нынешнее введение к гимну – «cum et nostras» etc. – служило тогда переходом к благодарению за Спасение, начинавшемуся словами «иеге sanctus» и т.д. За этой частью следовали установительные слова «pridie quam pateretur» с их прямым продолжением Unde et memores и Supra quae, которые тогда не были, как сейчас, самостоятельными рубриками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

«Известно, продолжают они, что Димитрий Ростовский велий был хулитель нашего двоеперстия и ярый защитник троеперстия, да и сам молился «щепотью». И вот, читаем в житии его: «Трудящуся Св. Димитрию в спасительном послушании, быша два сицевые во сне видения в скором времени едино по другом случившиеся, из которых последнее напечатано в Минеях-Четьих, месяца ноемврия в 10 день, при конце жития св. мученика Ореста. Первое, в лето 1685-е месяца августа в 10 день в понедельник: «услышал я (глаголет сей святитель о себе самом) благовест к заутрени, но по обыкновенному моему ленивству разоспавшись 1 , не поспел к началу, но проспал далее до чтения псалтыря; в сие время видел следующее видение: казалось, будто поручена была мне в смотрение некоторая пещера, в коей святые почивали мощи; осматривая со свечой святых гробы, увидел также, якобы почивающую св. великомученицу Варвару. Приступив к ее гробу, узрел ее лежащую боком и гроб ее являющий некоторую гнилость; желая оную очистить, вынул мощи из раки и на другом положил месте; очистив, приступил к мощам ее и взял оные руками для вложения в раку, но вдруг узрел в живых Варвару святую. Вещавшему мне к ней: Св. дево Варвара, благодетельница моя! Умоли Бога о гресех моих; ответствовала святая, будто бы имея некое сомнение: не ведаю, рекла, умолю ли, ибо молишься по Римски» («Житие св. Димитрия митроп. Ростовского чудотворца». Москва. Синод. типография 1896 г, стр. 16–18). Остановившись на этом месте, старообрядческие начетчики и делают вывод, что «троеперстие», которым молился Димитрий Ростовский , – Римская ересь, в чем завинила де его св. великомуч. Варвара, да и сомневалась де святая: может ли она умолить Бога за Димитрия Ростовского , как содержащего, якобы Римскую ересь». Но есть ли хоть одно слово во всем этом сказании, что троеперстие есть Римская ересь и что, именно, за троеперстие, как ересь, обличала св. Варвара святителя Димитрия?! Конечно, нет. И только крайняя недобросовестность и злоба на пр. церковь раскольнических начетчиков способны выдумать небывалое обвинение, приписав оное св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Мы немного больше сказали о «Filioque», ибо эта тема порождала споры и дискуссии на протяжении почти всей истории Церкви. Еще вспомним непорочное зачатие Пречистой Девы Марии, которое объявил догматом Папа Пий IX, восхваляя при этом Римскую Церковь за сохранение веры неизменной и надеясь, что все народы вольются в Римскую Церковь и она будет владеть всеми землями до конца мира. Однако еще до римского догмата о непорочном зачатии Греческая Церковь в VII или VIII в. ввела празднование Зачатия праведной Анны (матери Пречистой Девы Марии). Очевидно, этот праздник является проявлением, веры в то, что Богородица свята с самого своего зачатия. Но в Риме не признавали этого праздника вплоть до XIV в., так как веровали, что Пречистая Дева Мария зачата в первородном грехе. Так об этом говорил главный римский теолог Фома Аквинский (XIII в.). Но могла ли Римская Церковь до конца остаться в таком положении, при котором Богоматерь Греческой Церковью почиталась больше, чем Католической? Латинские теологи подыскали доктрину, согласно которой Пречистая Дева Мария была «сохранена» от первородного греха, и это оправдывали именно греческими литургическими текстами, которые называют Пречистую Деву «Пренепорочной», «Честнейшею, чем Херувимы, и без сравнения Славнейшую, чем Серафимы». Но это не всё. Римская Церковь на Тридентском соборе возвела в догмат все учение блаженного Августина о первородном грехе, а также о том, что Адам и Ева до первородного греха были и телом бессмертны и что людские страсти являются следствием первородного греха. Если Пречистая Дева избежала первородного греха, то ясно, что Она должна была быть таким человеком, как Адам и Ева, то есть телом бессмертна и без всяких страстей. Но Богородица умерла как обыкновенные люди и, разумеется, не была лишена всяких страстей, ибо ныне вполне несомненно и ясно, что страсти являются нормальными и конечными природными следствиями. Поэтому или римский догмат о непорочном зачатии ложен, или ложны тридентские догматы о следствиях первородного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учение о непорочном зачатии тем временем приобретало все больше сторонников среди членов римско-католической церкви. Причиной этому было то, что казалось весьма благочестивым и угодным Богоматери воздавать Ей как можно больше славы. Стремление народа прославить Небесную Заступницу, с одной стороны, а с другой стороны, уклонение западных богословов в отвлеченные рассуждения, приводящие к лишь кажущейся истине (схоластика), наконец, покровительство римских пап, после Сикста IV – все это привело к тому, что мнение о непорочном зачатии, высказанное Пасхазием Радбертом в IX веке, было уже всеобщим верованием латинской церкви в XIX веке. Оставалось лишь окончательно это провозгласить церковным учением, что и сделал римский папа Пий IX, во время торжественного служения 8 декабря 1854 года объявивший, что непорочное зачатие Пресвятой Девы есть догмат римской церкви. Таким образом, римская церковь прибавила еще одно отступление от того учения, которое исповедовала, пока была членом Соборной Апостольской Церкви, каковую веру нерушимо и без перемен и доселе содержит Православная Церковь . Провозглашение нового догмата удовлетворило широкие круги народа, принадлежащего к римской церкви, в простоте сердца думавшего, что провозглашение нового учения в Церкви послужит к вящей славе Богоматери, Которой они этим как бы делают подарок; было удовлетворено честолюбие западных богословов, защищавших и разработавших его; а больше всего провозглашение нового догмата принесло пользу самому римскому престолу, так как, провозгласивши новый догмат своей властью, хотя и выслушав мнения епископов католической церкви, римский папа тем самым открыто присвоил себе право изменять учение римской церкви и поставил свой голос выше свидетельства Священного Писания и Предания. Отсюда прямым выводом было, что римские папы непогрешимы в делах веры, что тот же папа Пий IX также провозгласил догматом католической церкви в 1870 году. Так изменялось учение западной церкви, отпавшей от общения с истинной Церковью. Она вводит у себя новые и новые учения, думая тем больше прославить истину, а в действительности искажая ее. В то время как Православная Церковь смиренно исповедует то, что прияла от Христа и апостолов, римская церковь дерзает дополнять это, то из «ревности не по разуму» ( Рим. 10, 2 ), то уклоняясь в суесловия и прекословия лжеименного разума ( 1Тим. 6, 20 ). Иначе и не могло быть; что «врата адова не одолеютъ» Церкви ( Мф. 16:18 ), обещано лишь истинной, Вселенской Церкви, а над отпавшими от нее сбываются слова: «Якоже розгá не мóжет плодá сотворити о себé, áще не бýдет на лозé, тáко и вы, áще во мнé не пребýдете» ( Ин. 15, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Киреевский писал: «Римская Церковь ... отпала от истины только потому, что хотела ввести в веру новые догматы, неизвестные церковному Преданию и порожденные случайным выводом логики западных народов. Отсюда произошло то первое раздвоение, заложенное в основу западного вероучения, из которого развилась сперва схоластическая философия внутри веры, потом реформация в вере и наконец философия вне веры. Первые рационалисты были схоластики». «XIX век завершил процесс “развития”, начатый в IX веке», – подытожил отец Серафим. Этого основного тезиса и придерживался отец Серафим в своих лекциях. От Средних веков он перешел к эпохе Возрождения, когда мерой всему ставился человек, а «научный метод» пришел на смену методу схоластическому. Потом наступила пора Просвещения, пора безудержной (и безосновательной) веры в беспредельные возможности человеческого разума. Но в конце концов и рационализм заходит в тупик, развенчанный Юмом и Кантом, они подвергли уничтожающей критике «чистый разум» – сам по себе он существовать не может. Всякая «истина» субъективна. Так, на протяжении веков западный человек ниспровергал Бога, ставя на Его место новое божество – человеческий разум, и в результате остался ни с чем, наедине с собой. Никаких абсолютных мерок более не существует: все относительно. Отсюда – расцвет экзистенциализма и нигилизма, они-то и сформировали нынешнюю эпоху, «постпросвещенческую», которую отец Серафим назвал «эпохой революций». Уделял он внимание и другим вопросам в своих лекциях. Когда в Средние века христианство стали низводить до чисто внешних ритуалов, до человеческого уровня, естественно, и Царствие Божие виделось как «рай на земле», то есть как трактует его хилиазм. Спустя чуть более столетия после великого откола Запада настоятель католического монастыря Иоаким Флорентийский начал проповедовать грядущую «третью эпоху Святого Духа» на земле. Его взгляды и послужили богословским фундаментом раннего францисканства. Во времена протестантской Реформации хилиазм проявил себя в фанатических сектах, возвещавших о «тысячелетнем Царствии Бога на земле», таких, как анабаптисты из немецкого города Мюнстер: они основывали коммуны, упраздняли частную собственность, насаждали свои взгляды силой, уничтожая непокорных, и затем выставляли тела убитых на всеобщее обозрение. Мюнстерские анабаптисты величали свое поселение «Новым Иерусалимом» и утверждали, что живут в «третьей эпохе, в эпохе торжества святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Таким образом, слова св. Феодора Студи та одинаково доказывают, что царская самодержавная власть есть богоустановленная, с одной стороны, и основанная на учении православной веры в его сущности, что то же – Свящ. Писании, с другой. Поэтому не будет никакой несообразности, если мы скажем, что и власть капитана, как поставленная царскою самодержавною властью, является основанной на учении православной веры в его сущности. 58 Преследуя ту же цель – свести на нет мысль, лежащую в основе истинно монархического миросозерцания о происхождении царской самодержавной власти от Бога, статья «К учению о Св. Руси» вновь возвращается к апостольским словам ( Рим. 13:1 ), на истолкование коих митрополитом Филаретом мы выше указывали, как и на затемнение истинного смысла этого толкования тою же статьею. В ней мы находим такое место: «В доказательство своей основной мысли Преосвященный Серафим приводит еще собственное толкование слов ап. Павла: »...несть бо власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» ( Рим. 13:1 ). Владыка Серафим пишет, что, «говоря этими словами, апостол имел в виду форму существующей (сущей) в его время власти, т. е. царскую самодержавную или единодержавную власть. Ниже мы остановимся на содержании этих понятий – самодержавный, единодержавный, разницу которых автор не указывает, но в данном случае укажем, что, если это толкование и верно, то только в отношении единодержавной власти, но не самодержавной и царской, ибо в Римской империи не было ни царской, ни самодержавной власти в нашем смысле этих слов, ибо суверенитет власти принадлежал там не императору, а городу Риму, что и выражается в словах «Римская империя», т. е. империя или владения г. Рима». 59 Будем называть это толкование нашим, хотя мы имели здесь в виду истолкование настоящей апостольской мысли митрополитом Филаретом и св. отцами Церкви. Первый свидетельствует о ней не только в своей проповеди о происхождении от Бога царской власти на текст: «...несть бо власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» ( Рим. 13:1 ), но и в другом своем поучении, которое начинается словами ап. Павла: «Молю убо прежде всех творити молитвы... за царя и за всех, иже во власти суть» ( 1Тим. 2:1–2 ). По толкованию московского святителя, ап. Павел, говоря о царе и о сущих во власти, разумел здесь царскую власть в лице языческих царей. Поэтому митрополит Филарет в настоящем слове по преимуществу об этих царях и говорит, разъясняя вопрос о возможности для христиан о них молиться. 60 Конечно, знаменитый московский архипастырь, будучи проникнут святоотеческим духом и являя в своем лице великого отца Церкви, выражал в своем изъяснении апостольских слов: «сущия же власти от Бога учинены суть» – толкование святоотеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Здесь, подражая древним «атлетам духа» — величайшим христианским праведникам пустыни, — Серафим начал вести строжайшую аскетическую жизнь: и зимой, и летом носил одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание в лесу, постоянно читал Священное Писание. Преподобный впоследствии завел неподалеку от келии пасеку и разбил небольшой огород. Однажды подвижник взял на себя подвиг столпничества на тысячу дней. В лесу он нашел гранитный камень-валун, на который каждую ночь становился на колени и непрестанно совершал молитву мытаря из евангельской притчи: «Боже, милостив буди мне грешному». Во время его лесного отшельничества произошла и одна из самых известных историй из его жития — на святого напали разбойники. Они жестоко избили преподобного и думали нажиться в его келии «церковными богатствами». Ничего не найдя, они сбежали с места преступления. Преподобный Серафим, истекая кровью, еле добрался до Саровского монастыря и чудом остался в живых. Когда же преступников нашли, то святой лично ходатайствовал об их помиловании. В конце своей жизни праведник решил выйти из затвора, ради множества людей, которые стали съезжаться к нему со всей Российской империи: они просили его помощи, молитвы и совета. Отец Серафим принимал всех без исключения. Каждого он встречал своим особенным приветствием, которое стало символом его жизни: «Христос воскресе, радость моя». Многие наставления преподобного Серафима дошли до нас благодаря его беседе с помещиком Николаем Мотовиловым, который был духовным чадом святого. Слова преподобного Николай Александрович впоследствии записал, и расшифровка этой удивительной беседы дошла до наших дней. Сердце святого остановилось 14 января 1833 года. Последними словами преподобного Серафима Саровского были: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Известные люди и святые с именем Серафима Святая мученица-дева Серафима Римская (начало II века) родилась в Антиохии в семье тайных христиан. Оказавшись в Риме, святая жила в доме знатной горожанки Савины, которую обратила в христианство. Когда началась волна очередных гонений на христиан, Серафима была схвачена и приведена на суд. За ней последовала и Савина. Судья, увидев знатную госпожу, поначалу даже решил снять все обвинения со святой, но вскоре вновь приказал доставить ее к себе. Он уговаривал ее отречься от Христа, но в ответ получил категорический отказ. По преданию, во время пыток Серафимы палачи вдруг упали бездыханно. Только молитвами мученицы они смогли подняться, будучи совершенно невредимыми. Несломленная Серафима была казнена. Савина с благоговением похоронила ее тело.

http://foma.ru/imya-serafima.html

26 Конклав – от латинского «conclave» – запертая комната. Этот обычай введен в средние века, чтобы заставить кардиналов поскорей избрать папу. 27 Один орден иезуитов имеет только в США 28 университетов и колледжей, 43 средние школы, 13 юридических и 5 медицинских институтов, 10 школ медицинских сестер. 30 Архиерейский Собор РПЦ. Материалы. – М., 1994. С. 54–56. Архиерейский Собор РПЦ. Материалы. – М., 1997. С. 76–77. 31 Индульгенция – от латинского indulgentia – снисходительность, милость – папская грамота об «отпущении грехов». По учению римских богословов, Христос Своими добровольными страданиями и святые, своими заслугами дали людям возможность спастись, несмотря на совершаемые ими грехи. В силу этих заслуг составилось великое сокровище, достаточное для того, чтобы удовлетворить правде Божией и выкупить грешников от мук чистилища, распорядительницей этого сокровища является Римская Церковь . В средние века индульгенция приобреталась разными способами: молитвами, паломничеством, участием в крестовых походах и пожертвованиями в пользу Церкви. Папа Лев Х официально узаконил учение об индульгенциях буллой от 9 ноября 1518 года. 33 Некоторые из пресвитеров получают более широкое административное право по надзору над протестантскими общинами и называются суперинтендентами. По своим административным полномочиям они напоминают епископов и даже называются таким именем, но по своему священному значению не имеют ничего общего с ними. 35 Мариавитское общество основала в 1883 году Мария Козловская – «Терциарка» ордена Франциска Ассизского, получившая «откровение» от Господа создать общество священников под названием «Мариавиты», которые будут состоять под покровительством «Божией Матери Девы Марии – Непрестанной помощи», в борьбе с противниками Бога и Церкви». Читать далее Источник: Протоиерей Серафим Соколов. История восточного и западного христианства (IV–XX века). Учебное пособие. – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007. – с. 257 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Таким образом, слова св. Феодора Студита одинаково доказывают, что царская самодержавная власть есть богоустановленная, с одной стороны, и основанная на учении православной веры в его сущности, что то же — Свящ. Писании, с другой.    Поэтому не будет никакой несообразности, если мы скажем, что и власть капитана, как поставленная царскою самодержавною властью, является основанной на учении православной веры в его сущности.    Преследуя ту же цель — свести на нет мысль, лежащую в основе истинно монархического миросозерцания о происхождении царской самодержавной власти от Бога, статья «К учению о св. Руси» вновь возвращается к апостольским словам (Рим. 13:1), на истолкование коих митрополитом Филаретом мы выше указывали, как и на затемнение истинного смысла этого толкования тою же статьею. В ней мы находим такое место: «В доказательство своей основной мысли Преосвященный Серафим приводит еще собственное толкование слов ап. Павла: »...несть бо власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13:1). Владыка Серафим пишет, что, «говоря этими словами, апостол имел в виду форму существующей (сушей) в его время власти, т.е. царскую самодержавную или единодержавную власть. Ниже мы остановимся на содержании этих понятий — самодержавный, единодержавный, разницу которых автор не указывает, но в данном случае укажем, что, если это толкование и верно, то только в отношении единодержавной власти, но не самодержавной и царской, ибо в Римской империи не было ни царской, ни самодержавной власти в нашем смысле этих слов, ибо суверенитет власти принадлежал там не императору, а городу Риму, что и выражается в словах «Римская империя», т.е. империя или владения г. Рима».    Будем называть это толкование нашим, хотя мы имели здесь в виду истолкование настоящей апостольской мысли митрополитом Филаретом и св. отцами Церкви. Первый свидетельствует о ней не только в своей проповеди о происхождении от Бога царской власти на текст: «...несть бо власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13:1), но и в другом своем поучении, которое начинается словами ап. Павла: «Молю убо прежде всех творити молитвы... за царя и за всех, иже во власти суть» (1 Тим. 2:1—2). По толкованию московского святителя, ап. Павел, говоря о царе и о сущих во власти, разумел здесь царскую власть в лице языческих царей. Поэтому митрополит Филарет в настоящем слове по преимуществу об этих царях и говорит, разъясняя вопрос о возможности для христиан о них молиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3883...

4 . Литургия из Евхологиона Серапиона Тмуитского 5 . АнафораСв Григория Богослова В. Литургии Персидские 1 . Несторианская литургия апостолов Фаддея и Мария 2 . Литургия Федора Мопсуестийского 3 . Литургия анонимная так называемый «Биккелев палимпсест» 4 . Литургия Нестория Г. Литургии Византийские 1 . Литургия Св. Василия Великого 2 . Литургия Св. Иоанна Златоуста Западные литургии И.А. Карабинов делит на три: 1 . Римская 2 . Галликанская 3 . Мозарабская Приложение 2. Структура евхаристического канона Возгласы диакона и свяшенника, чтение Анафоры Пение хора Станем добре станем со страхом вонмем, святое возношение в мире приносити – Милость мира жертву хваления Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами – И со духом твоим Горе имеем сердца – Имамы ко Господу Благодарим Господа – ДОСТОЙНО И ПРАВЕДНО ЕСТЬ ПОКЛАНЯТИСЯ ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ, ТРОИЦЕ ЕДИНОСУЩНЕЙ И НЕРАЗДЕЛЬНЕЙ Анафора Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, Дóндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии. Победную песнь поюще вопиюще взывающе и глагояюще – СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ САВАОФ, ИСПОЛНЬ НЕБО И ЗЕМЛЯ С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек :

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010