Безразличие к сущности современного Российского государства для современной Православной Церкви губительнее, разрушительнее пресловутой лояльности к атеистическому советскому государству. Лояльность к растлению детей как государственной политике или геноциду русского народа рядом не стоит с сергианским: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи». В свое время РПЦЗ устами своих выдающихся иерархов и священников святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Филарета (Вознесенского), архиепископа Аверкия (Таушева), архимандрита Константина (Зайцева), протоиерея Михаила (Помазанского), иеромонаха Серафима (Роуза) — верно оценивала с точки зрения Православия основные проявления мировой битвы добра и зла. Но то, что было верно еще двадцать лет назад, сейчас стало лишь частью церковной и мировой истории. Новую революцию, никак не сравнимую по масштабам с революцией 1917 года (глубина подрыва основ человеческого существования — личности, государства, семьи; телевидение, СМИ — вездесущи, интернациональны, могущественны), РПЦЗ предпочла не заметить, а Московская Патриархия не проявила в официальных своих заявлениях должной последовательности. В таких условиях подвиг новых мучеников и исповедников Российских, вместо того, чтобы вдохновить на мужественное противостояние сегодняшнему злу, может превратиться в некую благочестивую абстракцию. Последним пророком РПЦЗ был отец Серафим (Роуз), но мир поистине с тех пор пережил «революцию зла», превосшедшую все предвидения отца Серафима. Отец Валерий Лукьянов сетует, что не получилось диалога двух частей Церкви — дескать, говорит только Московская Патриархия. Но что или кто мешает «свободной» части Русской Православной Церкви сказать обличительную правду о сегодняшнем мире? Где они, наследники тех, кто подготовил и прославил подвиг Царственных и всех новых мучеников и исповедников Российских? И та, и другая части Церкви, находятся в одинаково тяжелом положении и, несмотря на общее великое наследие, одинаково ослаблены духовно. В этих условиях, разумеется, лучше объединение, чем разъединение. Необходима консолидация всех здоровых сил Церкви. Чего мы ждем от этого объединения? Чтобы православные христиане в России, в Европе и в Америке могли совместно служить и молиться друг с другом. Чтобы обе части Церкви осознали великую ответственность Православия за спасение многих. И взаимно помогали друг другу в противостоянии новой, не имеющей аналогов общей угрозе.

http://moral.ru/объединение-в-единении/

10 июня 1930 г. указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Синода в связи с участием, вопреки данному обещанию, в ряде акций и выступлений, носивших политический характер, митр. Евлогий был отстранен от управления рус. церквами в Зап. Европе. Тем же указом временное управление поручалось В., однако он отказался принять это назначение, направив митр. Сергию заявление, в к-ром назвал увольнение митр. Евлогия несправедливым. В 1931 г. В. вместе с митр. Евлогием перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата и вошел в состав образованного К-польским Патриархом Фотием II Западноевропейского Экзархата. В связи с невозможностью для митр. Евлогия осуществлять руководство Экзархатом из-за нем. оккупации Парижа В. 26 окт. 1940 г. было поручено временное управление на правах епархиального архиерея приходами во Франции, Италии, Швейцарии, Марокко и в Алжире. После нападения фашистской Германии на СССР, 6 июля 1941 г. В. обратился к прихожанам с призывом молиться о спасении России. Во время войны В. окормлял и оказывал посильную помощь советским военнопленным и депортированным в Германию гражданам СССР. На протяжении 1945 г. в связи с ухудшением здоровья митр. Евлогия В. неоднократно исполнял обязанности управляющего Западноевропейским Экзархатом. Митр. Владимир (Тихоницкий). Фотография. 50-е гг. XX в. Митр. Владимир (Тихоницкий). Фотография. 50-е гг. XX в. В авг. 1945 г. В. участвовал во встречах с делегацией РПЦ во главе с Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) , прибывшей для переговоров о возвращении Экзархата в юрисдикцию РПЦ. По итогам переговоров 2 сент. 1945 г. во время литургии в Александра Невского соборе в Париже митр. Николаем были приняты в общение с РПЦ митр. Евлогий и его викарии (в т. ч. В.) и митр. Серафим (Лукьянов) , возглавлявший западноевроп. приходы РПЦЗ. Решением Свящ. Синода РПЦ от 7 сент. того же года было подтверждено воссоединение митр. Евлогия и его викариев с сохранением Западноевропейского Экзархата в МП. В телеграмме 4 нояб. 1945 г. Патриарх Алексий I (Симанский) сообщил К-польскому Патриарху Вениамину I о принятии митр. Евлогия, клириков и мирян Экзархата в Русскую Церковь и просил благословения для митр. Евлогия. В февр. 1946 г. со стороны Патриарха Вениамина I митр. Евлогию поступило распоряжение о возношении его имени за богослужениями вплоть до окончательного решения вопроса об Экзархате, при этом одновременное поминовение К-польского и Московского Патриархов создавало неясность в вопросе о канонической принадлежности рус. западноевроп. приходов.

http://pravenc.ru/text/159078.html

Начиная с 1921 года службы проводились в бывшей англиканской церкви во имя апостола Филиппа. Хотя приход был посвящен Успению Божией Матери, он все равно оставался известен как «храм святого Филиппа». Приход, однако, оказался разделенным: православные были в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, а «либералы» и масоны составили модернистскую группу «евлогианцев», находившихся под управлением Московского Патриархата, тогда контролируемого советской властью. Обе группы договорились между собой, что будут использовать здание храма поочередно – по неделе каждая. Отец Николай обладал редким сочетанием личных качеств, которые помогали ему преуспеть в установлении взаимного мира в лондонском приходе. Благодаря своему глубокому благочестию пастырь смог завоевать симпатию всех. Всегда был веселым, энергичным и общительным. Казалось, что он весь преображался в алтаре. Отец Николай служил с великим благоговением, а чтение им Евангелия было проникнуто пониманием и участием. Пасхальная литургия была особенно запоминающейся и привлекала в храм многих верующих, как православных, так и неправославных. На нее приходили даже некоторые евреи. Так как отец Николай пользовался популярностью, любовью, уважением и даже был замечен неправославными, то весть о его предстоящем рукоположении во епископа Лондонского была встречена с огромной радостью. Архиерейская хиротония состоялась 30 июня 1929 года и была примечательна тем, что епископ Николай получил титул Лондонский. Это было сделано несмотря на обычай, согласно которому такой титул принимает только епископ государственной церкви Англии. Так что епископ Николай стал первым (и пока единственным) православным епископом Лондонским за последние 900 лет, со времени Великой схизмы 1054 года, когда Рим отделился от Церкви. Четыре архиерея сослужили во время его рукоположения. Это были митрополит Антоний (Храповицкий) – Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, архиепископ Парижский и Западноевропейский Серафим (Лукьянов), архиепископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов) – хранитель Курской-Коренной иконы, а также епископ Берлинский и Германский Тихон (Лященко).

http://pravoslavie.ru/64819.html

«Блаженни нищие духом» — это сказано о тех людях, которые понимали, что у них нет ничего своего, все от Бога. Они понимали, что без Господа они обездоленные, нищие. Владыка был таким. Он не выпячивался, он знал, что если у него есть какие-то таланты, то это дар Божий. Господь говорит: «Блаженни нищие сердцем, они Бога увидят». У владыки Илариона было чистейшее сердце, он ненавидел осуждение, его расстраивало, когда кто-то осуждал других, хотя он этого и не показывал. Своим чистым сердцем владыка видел в каждом человеке образ и подобие Божие. Это может делать только человек с таким сердцем. Бывало, люди приходили к нему, осуждая кого-то. Владыка слушает, ничего не отвечает, и осуждающий, который пришел к нему с этим «багажом», вдруг сам теряет интерес к своему же осуждению. Владыка так действовал на людей, и сам «судья» уходил от него ни с чем. Человек думал, что чего-то добьется, получит какую-то поддержку, но не получал ее, потому что для владыки было противоестественно осуждать. В Евангелии от Матфея Господь говорит, что если око твое будет чисто, все вокруг тебя будет тоже чисто. Таким был и владыка. Для него не было разницы между мужчиной или женщиной, русским или украинцем, черным или белым — все для него были детьми Божиими. Владыка был миротворцем, он очень переживал из-за конфликтов и любил мирить людей, молиться за них. Преподобный Серафим говорил: «Стяжи себе дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Если внутри тебя будет мир, это передастся и тем, кто вокруг. Так было и с нашим митрополитом. Он был очень милосердным человеком, многие даже не представляют, до какой степени. «Блаженни милостивые, яко тии помиловани будут». Владыка, хотя и был высокого ранга, но не гнушался помогать бездомным, отверженным, обездоленным. Он не только молился за них, но и отдавал им последнюю копейку.  У него не было никакого состояния, когда ему за что-то платили деньги, он тут же мог все целиком отдать нуждающимся. Он это делал всю жизнь. В этой связи мне вспоминается случай из 1970-х годов, когда очень видный служитель нашей Церкви — митрофорный Валерий Лукьянов, много лет возглавлявший приход святого Александра Невского в Нью-Джерси, приехал на Всезарубежный собор в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Владыка, тогда еще просто отец Иларион, занимался приемом и расселением гостей.

http://pravmir.ru/arhierej-kotoryj-vsem-...

Владыка Феодор, в отличие от митрополита Вениамина, никогда не обращался к собственно литературной церковной деятельности, не издавал духовно-просветительских книг и статей, и, пожалуй, единственной его прижизненной публикацией до последнего времени оставался небольшой исторический очерк, посвященный памяти митрополита Вениамина, напечатанный в свое время в «Журнале Московской Патриархии» . Однако еще с середины 1930-х годов будущий епископ Феодор (тогда еще иеромонах, а затем игумен) начал записывать — для собственного духовного назидания и самоконтроля и как некое «келейное» славословие Господу — приходившие ему на ум и на душу, особенно в связи с богослужением, отдельные благочестивые (столь естественные для него!) мысли. Так постепенно составилось несколько тетрадей с подобными записями, фактически своеобразные келейные записки, которые он со временем, приведя в должный порядок, объединил под общим названием «Духовный дневник» (в трех частях). С записками владыки Феодора (по-видимому, еще в объеме первых двух частей «Дневника») ознакомился митрополит Вени­амин, благословивший продолжить начатое дело — как душеполезное не только для автора, но и для других, сказав тогда ему: «Хорошо, слава Богу. Записывай и дальше — со смирением». Еще более укрепил епископа Феодора в желании продолжить «Дневник» следующий немаловажный факт его духовной биографии: во время пребывания епископа в Гербовецком монастыре в Молдавии ему в сонном видении дважды являлся преподобный Серафим Саровский, говоривший: «Занимайся, мне нравятся твои дела. Пиши» — и, по выражению владыки, «мысленно» передавший свое благословение ему в таких словах: «Монах, от души пребывающий в келье, будет непорочен, а монах, пребывающий в любви, будет совершенен… Тетради свои храни! Ты избран моим послушником». Всегда остававшийся замечательно искренним и душевно открытым, епископ Феодор на следующее же утро пересказал этот сон своему тогдашнему содругу по монастырской жизни на покое владыке Серафиму (Лукьянову) , встретившему его у себя, у аналоя, словами: «Ну, как живы-здоровы?.. Видите, как приятно, — и, указывая на аналой, — вот здесь Чиновник , а вот икона преподобного Серафима…»

http://pravoslavie.ru/31779.html

Митрополит Филарет. При этом, перед смертью владыка тайно завещал своему келейнику, протодиакону Никите Чакирову , в свое время, «когда Господь освободит Родину Россию, когда наступят благословенные дни, предсказанные преподобным Серафимом, Саровским чудотворцем », передать Святейшему Московскому Патриарху свои Первоиераршие облачения . Этот завет был исполнен 12 ноября 2006 года когда митрофорный протоиерей Роман Лукьянов , настоятель Богоявленской церкви в Бостоне , передал в дар Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II посох и облачение третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Мощи и почитание В 1998 году было решено перенести останки почившего Первоиерарха с крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора Джорданвилльской обители . Когда 10 ноября вскрыли гробницу, то мощи святителя оказались нетленны — были светлого цвета; полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение владыки, Евангелие , грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух , покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении. После Божественной литургии 21 ноября, архиепископ Лавр (Шкурла) призвал собравшихся молиться об упокоении души почившего Первоиерарха до тех пор, пока не будет указана воля Божия относительно почитания его в лике святых. После Литургии была совершена панихида , а затем гроб с мощами святителя Филарета крестным ходом обнесли вокруг Свято-Троицкого собора и внесли в усыпальницу на приготовленное место. После кончины митрополита Филарета был документально зафиксирован целый ряд случаев благодатных исцелений и чудесной помощи людям, молитвенно обращавшимся к нему. Отец Серафим (Роуз) так писал о владыке Филарете: Подобно св. Отцам древности, он выше всего ставит чистоту Православия и, верный духу Вселенских Соборов, остается посреди всеобщей религиозной растерянности одиноким защитником истины... (В)еликая заслуга владыки Филарета на этом критическом этапе истории Церкви состоит именно в том, что он, без намека на фарисейское обожествление той или иной буквы церковнаго закона, и без малейшей склонности к выцеживанию «доказательств ереси» из высказываний епископов-экуменистов, со всей ясностью обнаружил тот самый еретический, анти-православный дух, который стоит за современным экуменизмом во всех его проявлениях и предупредил, какую опасность они несут сегодня и какую катастрофу готовят в будущем. Однако, к величайшему сожалению, лишь немногие из православнаго духовенства и мipяh вполне осознали серьезность предупреждения владыки Филарета. Его не понимают как «левые», так и «правые» .

http://drevo-info.ru/articles/5730.html

…После средней школы юноша окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году он был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии молодой врач тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преподобного Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье, после войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. — настоятель храмов святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне; храм святого апостола Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. — архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин), и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах в рамках Западноевропейского Экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Ерёмина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха Западной Европы; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от обязанностей Экзарха ради трудов по устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-sur...

Этой группе повезло в том, что она из больших приходов и общин, таких как нью-йоркская и сан-францисскская, или из таких активных приходов, как Лейквуд и Наяк. Их родителей Бог благословил воодушевляющими воспитателями, такими как отец Валерий Лукьянов, покойный отец Серафим Слободской, а здесь, сам Святитель Иоанн. Их окружали страстные русские патриоты, для которых одной из побудительных причин было сохранение всего русского – языка, обычаев и церкви. Они венчались в церкви и пытались передать детям то, что получили сами. Им часто удавалось учить детей дома, в некоторых местах они открывали дневные школы, и теперь дети стали той элитой, о которой я только что говорил. Русские К характеристике этих двух в корне различных групп молодёжи, хотя и те, и другие являются потомками основателей нашей церкви, надо добавить ещё один фактор. Было время когда " именно мы были русскими " . Неважно, как плохо мы говорили по-русски, мы знали несколько ключевых выражений, мы собирались в церкви, некоторые из нас ходили в русскую церковную школу или ездили в летний лагерь, мы изучали историю, пели у костра задушевные русские песни из другого века. Молодёжи нравилось быть русскими и для всех окружающих в Соединённых Штатах и Канаде именно мы были русскими. Это чувство перешло и к детям моего поколения. Мы никогда не подозревали, что ещё при нашей жизни это положение может измениться. Когда рухнули советские структуры, русские начали приезжать в беспрецедентном количестве, и тысячи пришли в наши приходы. Во многих приходах они составляют большинство регулярно посещающих церковь прихожан. Мы не можем отрицать, что с опаской отнеслись к этим новоприбывшим. Очень мало кто из нас с ними раньше мог знакомиться, не говоря уже о том, чтобы общаться с ними в церкви. Но если даже отвлечься от того факта, что они приехали из ранее закрытого Советского Союза, во многом наша реакция совпадала с отношением к пришельцам со стороны более ранней, уже прижившейся эмиграции, например, в Северной Америке, когда начали приезжать иммигранты после Второй мировой войны. Эти страхи и даже недоверие были вполне взаимны. Наши родители, а затем и их дети лучше говорили по-русски, и с нашей точки зрения, мы с бОльшим энтузиазмом относились к церковным традициям, мы более правильно постились, чем предыдущая группа русских. Но, как хорошо известно тем, кто прошёл через этот период, мы оставались русскими, в первую очередь, благодаря церкви, которую чаще всего нашим родителям приходилось и строить, и содержать. Сегодняшние новоприбывшие – это в целом продукт антиклерикального общества и церковь для них нечто совершенно новое.

http://religare.ru/2_29358.html

Владыка Феодор, в отличие от митрополита Вениамина, никогда не обращался к собственно литературной церковной деятельности, не издавал духовно-просветительских книг и статей, и, пожалуй, единственной его прижизненной публикацией до последнего времени оставался небольшой исторический очерк, посвященный памяти митрополита Вениамина, напечатанный в свое время в «Журнале Московской Патриархии». Однако еще с середины 1930-х годов будущий епископ Феодор (тогда еще иеромонах, а затем игумен) начал записывать – для собственного духовного назидания и самоконтроля и как некое «келейное» славословие Господу – приходившие ему на ум и на душу, особенно в связи с богослужением, отдельные благочестивые (столь естественные для него!) мысли. Так постепенно составилось несколько тетрадей с подобными записями, фактически своеобразные келейные записки, которые он со временем, приведя в должный порядок, объединил под общим названием «Духовный дневник» (в трех частях). С записками владыки Феодора (по-видимому, еще в объеме первых двух частей «Дневника») ознакомился митрополит Вениамин, благословивший продолжить начатое дело – как душеполезное не только для автора, но и для других, сказав тогда ему: «Хорошо, слава Богу. Записывай и дальше – со смирением». Еще более укрепил епископа Феодора в желании продолжить «Дневник» следующий немаловажный факт его духовной биографии: во время пребывания епископа в Гербовецком монастыре в Молдавии ему в сонном видении дважды являлся преподобный Серафим Саровский , говоривший: «Занимайся, мне нравятся твои дела. Пиши» – и, по выражению владыки, «мысленно» передавший свое благословение ему в таких словах: «Монах, от души пребывающий в келье, будет непорочен, а монах, пребывающий в любви, будет совершенен... Тетради свои храни! Ты избран моим послушником». Всегда остававшийся замечательно искренним и душевно открытым, епископ Феодор на следующее же утро пересказал этот сон своему тогдашнему содругу по монастырской жизни на покое владыке Серафиму (Лукьянову), встретившему его у себя, у аналоя, словами: «Ну, как живы-здоровы?.. Видите, как приятно, – и, указывая на аналой, – вот здесь Чиновник, а вот икона преподобного Серафима...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Летом 1904 г. во время ремонта Знаменской церкви мастером Вараксиным здание было обшито тёсом, грани фасада украсили " филенчатыми лопатками " . Вся церковь была окрашена в светлые тона, отчего в народе ее прозвали " белой лебедью " . Старожилы вспоминали: " Бывало, смотришь на нее издали и кажется, будто это лебедь белая плывёт вверх по Енисею " . Важно отметить, что благодаря своему удобному расположению (Скит находился на самом берегу Енисея) он являлся первой тарифной пристанью от Красноярска, что давало возможность монахам выгодно продавать пассажирам проплывавших мимо судов: выпечку, мед из собственных пасек, а также цветы, грибы и ягоды, которых было в изобилии в окрестных лесах. В фондах ККМ находится образ Абалацкой Божией Матери, покровительствующей Знаменскому общежительному скиту. В верхней части композиции – два ангела на облаках, держащие икону Божией Матери Знамение с фигурами Николая Чудотворца и Марии Египетской в молитвенном предстоянии в клеймах (этот тип иконографии Богородицы получил название Абалацкая), в нижней – в окружении гор и соснового леса деревянный монастырский храм. Несмотря на некоторые перспективные искажения, сохранены пропорции всех частей храма и точно выявлен рисунок и цветовое решение каждой детали. Художник также с достаточной степенью достоверности передал живописный пейзаж, окружавший территорию скита. Этот памятник прошлого века отличает от вышеперечисленных то, что изображенная на нем Знаменская церковь наверняка написана с натуры и легко узнаваема. Не зря, выполняя проект реставрации, исследователи рассматривали эту икону как документ наряду с фотографическими изображениями. Благодаря сохранившимся фотографиям с видами построек скита и проекту его реконструкции (дипломный проект 1992 г. А. Лукьяновой, руководитель А.Ф. Блохин), можно судить о том, насколько важно для художника было точно изобразить здание церкви. Весной 1920 г. монастырь был закрыт. Часть монахов забрали в Красноярск в губернский комиссариат, несколько человек осталось в Скиту до мая 1920 г. По сути, на этом и закончилась история Красноярского Знаменского мужского общежительного Скита. Но известно, что в Скиту был некий монах Серафим, живший отшельником в своей келье, находившейся в отдалении от основных построек. Он прожил там вплоть до 1930-х гг. Монастырь сломали и всю утварь, кресты, решетки, колокола отправили на лотах в Красноярск, где они канули в Лету. Церковь переоборудовали сначала в детский дом, который в 1921 г. был переименован в детский трудовой городок Затем отдали под опытное хозяйство Красноярского лесхозтехникума. Тогда же был посажен дендросад с липами, дубами, орешником и манжурским орехом. Есть, однако, сведения, что начало саду было положено монахами. Эту точку зрения доказывает сохранившаяся аллея сибирских кедров, имеющая возраст более 80 лет.

http://sobory.ru/article/?object=49587

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010