В университетские годы, как и в лицее, Андрей продолжал оплачивать образование репетиторством, недоедал, недосыпал. С 1936 г. отец Афанасий направил его во франкоязычный приход в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» и св. Женевьевы Парижской, считая, что молодость и французское образование сделают его более контактным и открытым для французских православных. Здесь он научился искусству миссионерства и полюбил общие святыни Вселенской Церкви. В 1939 г. началась война. Окончив медицинский факультет, доктор Блум отправился хирургом французской армии на фронт, накануне принеся монашеские обеты. После капитуляции Франции последовала демобилизация, но он продолжал работать по специальности, сначала в госпитале, потом нелегально при оккупационных властях: лечил раненых бойцов Сопротивления, помогал перевозить людей и оружие в больничных вагонах. С матерью они обменялись обещанием не выдать своего участия в Сопротивлении, даже если будут пытать одного в присутствии другого. В это время он подрабатывал в русской гимназии – преподавал разные предметы, заменяя других учителей. Гимназисты считали его своим, молодым и веселым, но и очень серьезным, способным влиять на дисциплину и нравственную атмосферу школы. 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу, отец Афанасий постриг Андрея Блума под именем Антония в честь основателя Киево-Печерского монастыря с позволением, однако, держать постриг в тайне (хотя его друг Николай Лосский, сын знаменитого философа, уверял, что все знали). 14 декабря того же года отец Афанасий скончался. К концу войны, когда немало ушедших в тридцатые годы под омофор Константинопольского патриарха вернулись в Московское подворье, Антоний, оставаясь практикующим врачом, продолжал служить во французском приходе. Он выступил на съезде Французского психологического общества с докладом о православной аскезе и молитве, а в 1947 г. был приглашен отцом Сергием Булгаковым и «французским монахом восточной церкви» Львом Жилле выступить от имени молодых русских православных в Содружестве святого Албания и преподобного Сергия в Лондоне. В этом англикано–православном Содружестве он пришелся ко двору. Его пригласили на два года капелланом, но рукоположение отложили. Митрополит Серафим (Лукьянов), тогдашний экзарх, уважил отчаянную просьбу его матери, которой казалось, что ее сын имеет прекрасную возможность служить Богу будучи врачом, а как священник он не только отдалится от профессии, но и от людей. Митрополит долго и терпеливо убеждал ее, что Церковь на самом деле очень нуждается в молодых, образованных священниках. В конце концов убедил, правда, она взяла обещание с сына по крайней мере не отпускать бороду! 14 ноября 1948 г. митрополит Серафим рукоположил врача-монаха Антония в иеромонахи. В январе 1949 г. семья переехала в Лондон.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

По их рассуждению в России Церкви нет, и Патриарха нет, а есть только “катакомбная”, где-то в подземельях скрывающаяся церковь» [xxxii] . Какие-либо здесь комментарии излишни. Замечу только, что максимализм любви бывает не по разуму. И еще один деликатный момент, на котором хотелось бы остановиться: это вариативное поведение, диктуемое внешними факторами. Весьма отчетливо это прослеживается у митрополита Серафима (Лукьянова), прошедшего сложный путь от враждебной позиции к Московской Патриархии до вхождения в нее в 1945 г. «под влиянием политической обстановки и патриотического движения прогрессивной части русской эмиграции… В момент примирения с Московской Патриархией Серафим, – как подчеркивается в справке, составленной на него в октябре 1949 г. членом Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР Г. Уткиным, – в своем окружении подчеркивал чисто канонический характер этого акта и полную независимость в политическом отношении. По этим мотивам он в свое время отказался публично высказывать свое отношение к указу Президиума Верховного Совета СССР от 14. VI. 46 г. (о принятии советского гражданства – В. К.) и не принял советского подданства» [xxxiii] . Гораздо резче о митрополите Серафиме писала в своем письме от 4–5 ноября 1949 г. в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР Мария Каллаш, подчеркивавшая его неприемлемое поведение, мягко говоря, в годы «германского нашествия» на Родину [xxxiv] . И тем не менее, прощение было получено, и митрополит Серафим вернулся в Русскую Православную Церковь, в свое Отечество. Однако не все смогли приехать на родную землю. Характерным примером может послужить сюжет с историей архимандрита Антония (Бартошевича), ждавшего разрешения на въезд в СССР. Нельзя сказать, что о. Иоанн Сокаль не хлопотал за него перед Московской Патриархией: сохранились его письма к Патриарху Алексию I и митрополиту Николаю (Ярушевичу). В июле 1948 г. он писал главе Русской Церкви, что архимандрит Антоний, «будучи одиноким, без всяких средств к существованию...

http://bogoslov.ru/article/4836892

Блаженнейший Митрополит Ростислав совершил богослужение на подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве 28 августа 2016 г. 13:09 27 августа 2016 года Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав посетил московское подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии , где совершил всенощное бдение в канун праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии сослужили архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний, епископ Подольский Тихон , настоятель подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве архимандрит Серафим (Шемятовский) , благочинный Покровского округа протоиерей Александр Абрамов, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк, заведующий сектора протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Феофан (Лукьянов) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве иеромонах Александр (Галушка), клирики храма. По окончании богослужения Блаженнейшего Митрополита Ростислава приветствовал архимандрит Серафим (Шемятовский). «Мы очень рады, что, наконец, совершается Ваш первый официальный визит в Русскую Православную Церковь», — отметил настоятель подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве, пожелавший Его Блаженству многолетия и помощи Божией в Первосвятительском служении. В свою очередь Блаженнейший Митрополит Ростислав выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность посетить Русскую Православную Церковь. «Сегодня мы сподобились великой благодати Божией — паломничества в Троице-Сергиеву Лавру и прикосновения к покоящимся там святыням», — в частности, сказал Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4596767.ht...

Что касается Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) , то ему об учении протоиерея С. Булгакова сообщил бывший начальник Фотиевского братства А.В. Ставровский. По поручению митрополита Сергия, критический анализ сочинений протоиерея С. Булгакова сделал и В.Н. Лосский , которому принадлежит сочинение «Спор о Софии». Противником учения о. Сергия Булгакова был и митрополит Елевферий (Богоявленский) 341 . 24 августа 1935 г. Московская Патриархия вынесла постановление, согласно которому учение протоиерея С. Булгакова о Софии признавалось чуждым учению Церкви, искажающим догматы православной веры и опасным для духовной жизни. Поскольку сам протоиерей С. Булгаков находился вне юрисдикции Московской Патриархии, было принято решение не иметь суждения о нем лично, а, в случае его перехода в юрисдикцию Московской Патриархии, поставить условием принятия письменный отказ от своих лжеучений 342 . Вскоре, свое решение по этому вопросу высказала и Русская Зарубежная Церковь . В 1935 г. на Архиерейском Соборе выступил архиепископ Серафим (Соболев) , вновь заявивший о необходимости осуждения неправославных взглядов протоиерея С. Булгакова . Для вынесения решения о софианстве, была создана комиссия в составе архиепископов Серафима (Лукьянова) и Серафима (Соболева) , епископов Тихона (Лященко) и Димитрия (Вознесенского) 343 . Относительно того, какие меры следует предпринять в отношении нового лжеучения, мнения разделились. За жесткие меры в отношении софианства, высказывались архиепископ Анастасий (Грибановский) и епископ Димитрий (Вознесенский), а против осуждения выступал епископ Тихон (Лященко) 344 . В результате, на Соборе восторжествовало мнение о необходимости осудить софианство. 30 октября 1935 г. Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви постановил признать учение протоиерея С. Булгакова о Софии еретическим. Об этом определении было решено сообщить митрополиту Евлогию, с просьбой призвать протоиерея С. Булгакова к покаянию и публичному отречению от своих мнений 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В большинстве случаев правительства новых государств были заинтересованы в отрыве православных на своей территории от Московской Патриархии. В каждом случае этот вопрос решался по-разному, но Патриарх Тихон сделал все возможное, чтобы сохранить единство Православия и Русской Церкви. Временное управление Финляндской епархией поручено было викарному епископу Сердобольскому Серафиму (Лукьянову). 17 января 1918 года он стал самостоятельным правящим епископом, а с 1920 года – архиепископом Финляндским и Выборгским. Ввиду отделения Финляндии от России в июне 1919 года Собор Финской Церкви в Сердоболе (ныне Сортавала) обратился к Патриарху Тихону с ходатайством о полной самостоятельности, которая и была дарована в 1921 году. Но финское правительство хотело полного разрыва канонических уз Православной Церкви Финляндии с Московским Патриархатом. Власти потребовали ввести в церковное употребление григорианский календарь. Архиепископ Серафим вынужден был подчиниться, но это требование вызвало протест и неповиновение со стороны большинства монахов древних обителей Севера: Валаама и Коневца. Многие монахи покинули монастыри; другие, оставшись в своих обителях, держались за старый, юлианский, календарь и подвергались за это преследованию. В монастырях Валаама и Коневца произошло разделение на ново– и старостильников. В 1922 году под давлением финских властей Герман (Аав), финн, прежде бывший священником в Эстонии, был избран викарием архиепископа Серафима, 8 июля 1922 года в Константинополе, несмотря на протест правящего архиерея, Герман без предварительного пострига был хиротонисан Патриархом Мелетием IV во епископа Сортавальского. На территории Польши находилось несколько православных епархий. Назначенный на Варшавскую кафедру митрополит Серафим (Чичагов) не получил от польских властей разрешения на въезд в Польшу. Польские власти стремились оторвать православные епархии на своей территории от Московской Патриархии. Для этой цели они использовали архиепископа Минского Георгия (Ярошевского), эмигрировавшего из России вместе с разбитыми войсками А.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

10/XI 1956г. Смирение есть – как безопасная пристань. 1957 ГОД Господи, благослови! Как Христос вечен, так вечна и Церковь . В Гербовецком монастыре в Молдавии один монах (игумен Ант-н) нам (мне и митрополиту Серафиму [Лукьянову]) сказал: «Мы должны любить Бога до бесконечности». Далее продолжал: «Мы должны соединяться с Ним» (и показал руками, как бы обнимая кого и соединяясь). И продолжал: «Но мы отпадаем от Него». А я сказал: «Постоянно!» Сегодня ночью видел сон: явился как будто преподобный Серафим Саровский в черном одеянии, я бы сказал – как будто монашеском, но не в подряснике, а в черных брюках и черной куртке, но которые сливались и образовывали общее черное одеяние, почти как подрясник. На голове тоже черная шапка в форме камилавки. Все одеяние теплое; явился он в молодом виде (лет двадцати – так я вынес это из сна), с темной, а не седой бородой. Явился около церкви, снаружи ее стоя, но появляясь как бы сверху... Церковь похожа на Успенскую маленькую зимнюю церковь Гербовецкого монастыря, куда мы и ходим сейчас молиться. Я слышу слова: «Представитель Саровского монастыря». Куда, где представитель – не ясно, не говорится, но я подумал: «Какой Промысл Божий. Уже тогда преподобный Серафим был их представителем». Потом преподобный говорит мне: «Занимайся, мне нравятся твои дела. Пиши». Затем преподобный исчез, но еще долго приходили (как бы от него?) различные мысли – например: «Монах, от души пребывающий в келье, будет непорочен, а монах, пребывающий в любви, будет совершенен». И еще: «Славная тетрадь в будущем!»; «А тетради свои храни!» Я отношу это к своим тетрадям, где издавна записывал свои размышления духовного содержания; затем мне пришла мысль – она или родилась во мне (в сердце), или же получена мною: «Ты избран моим послушником», то есть преподобного Серафима. На этом сон закончился. Утром я пошел завтракать к митрополиту Серафиму. Он радостно меня встречает и говорит: «Ну, как живы- здоровы?!» Я спрашиваю: «Кто?» – «Да мы оба... Видите, как приятно, – и, показывая на аналой, он продолжил: – вот здесь Чиновник, вот икона преподобного Серафима» (между прочим, освященная на его мощах).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неудивительно, что отношение Русской Зарубежной Церкви к войне не было однозначным. Сатанинскую основу германского национал-социализма, а также его истинные планы зарубежные иерархи поняли не сразу. Некоторые из них не скрывали своей радости по поводу нападения Гитлера на Советский Союз. «Да погибнет дьявольская шайка злодеев, распявшая Россию. Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот. Да воссияет на родной Земле и во всей Вселенной Крест Христов. Да здравствует Великая Национальная Россия». Так писал проживавший в Париже митрополит Серафим (Лукьянов). Да что говорить, если даже такой великий святитель и чудотворец, как Иоанн (Максимович) , некоторое время после начала войны молился за победу Германии и изменил позицию лишь в начале 1943 г.? Впоследствии святитель собирал деньги на военные нужды России и совершал благодарственные молебны после побед над германскими войсками. Но некоторые архиереи и священники Зарубежной Церкви молились за победу Германии до самого 1945 г. Конечно, они не были ни приверженцами нацистской политики, ни сторонниками расчленения России. Их чаяния были связаны лишь с уничтожением коммунистической власти, которую они считали опаснее гитлеровской. И все же на официальном уровне Русская Зарубежная Церковь так и не выразила своего отношения к войне. Митрополит Анастасий (Грибановский) , возглавивший Зарубежную Церковь после смерти митрополита Антония (Храповицкого) , отказался обратиться к русскому народу с призывом поддержать Гитлера. Архипастырь объяснил это тем, что подлинные планы фюрера в отношении Отечества неизвестны. За все годы войны Архиерейский Синод не издал указаний молиться за Германию, наоборот, такие молитвы запрещались. Правда, Архиерейский Синод, изолированный в Белграде, не мог контролировать выполнение своих указаний, и молитвы за Германию или за Россию оставались на совести архиереев и священников, разбросанных по всему миру. Архиепископ Серафим (Соболев) был одним из тех, кто не питал иллюзий относительно целей нацистов. 9 ноября 1941 г. он записал: «Ах, Царице Небесная, как скорбит моя душа, скорбит смертельно. Раньше надеялся, что отстрадается Россия и увидит спасение и возрождение. Ныне новому рабству подпадает – немецкому».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

«Да, эта ересь абсурдна, – говорил архиепископ, – и мало она имела последователей. Но все ереси были абсурдны, однако колебали Святую Церковь до самого ее основания». Архиепископ Серафим нашел поддержку и у архиепископа Анастасия (Грибановского) . Он обратил внимание, что ересь всегда зарождается в узком кругу, а затем, если проповедь ереси не пресекать, начинает свое развитие. Архиерейский Собор 1936 г. в очередной раз обсудил учение о Софии и вновь нашел его еретическим. Некоторые иерархи, например архиепископ Серафим (Лукьянов), даже настаивали на анафематствовании самого протоиерея С. Булгакова . Все же Собор не пошел на столь крайние меры, а только в очередной раз заявил о еретичности его учения. Однако на пути всеправославного осуждения софианства встало серьезное препятствие – разделение православной русской эмиграции. Руководство Западноевропейского округа, с 1927 по 1930 г. подчинявшееся Московской Патриархии, а затем Константинополю, встало на защиту протоиерея С. Булгакова . Апология его учения выглядит странной, ведь в некоторых вопросах его неправота была очевидной. Из клириков Западноевропейского округа лжеучение критиковали протоиереи Георгий Флоровский и Сергий Четвериков , протопресвитер Иаков Смирнов. Однако возглавлявший Западноевропейский округ митрополит Евлогий поддержал протоиерея С. Булгакова . Комиссия, созданная митрополитом для изучения его трудов, фактически оправдала его. О его измышлениях говорили как о допустимом частном мнении. Указывали, что он благочестивый пастырь, хороший проповедник и духовник, любящий Церковь . «Очень трудно представить, – говорили о нем, – чтобы этот ревностный пастырь мог быть еретиком». Читая это определение, вспоминаются слова чеховского персонажа: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Но дело здесь было не в том, еретик протоиерей Сергий или нет, а в том, насколько православно его учение. Ведь анафем в его адрес Зарубежная Церковь не требовала. Но по логике Западноевропейского округа получалось, что если протоиерей был хорошим человеком, то не может быть и речи о ложности его учения. Руководство округа настолько уцепилось за апологию софианства, что даже отказалось от объединения с Русской Зарубежной Церковью в 1935 г. Во всяком случае и митрополит Сергий (Страгородский) , и В.Н. Лосский были убеждены, что в Париже отказались от единства именно из-за опасения, что придется осудить учение протоиерея С. Булгакова .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Через 2 часа еду с Архиепископом Феофаном в Сремские Карловцы на заседание Русского Архиерейского Синода. На сердце очень тяжело, ибо сие заседание должно быть решительным. Нельзя обойтись без мер канонического воздействия на революционных митрополитов, иначе погибнем вместе с Высшей Церковной властью за границей и Русской Синодальной Церковью: мы должны тогда слиться с Поместными Православными Церквами, а в неправославных странах допустить организацию самостоятельных Церквей. К этому мы можем прийти, если бы нам не удалось сохранить Высшего центра, как писал Митрополит Сергий в своем частном письме, попавшем, к сожалению, к Великому Князю Кириллу Владимировичу. 2-й раз Митрополит Сергий выражает волю (в 1 раз в декларации) 27 , чтобы наша Заграничная Церковь была самостоятельна и имела сей центр, способный без его поддержки управляться и карать непослушание. Не знаю, как другие, но Синод должен защищать истину до последней капли крови, как бы ни было сие трудно. С любовью Вам о Христе Вашего Высокопреосвященства богомолец Епископ Серафим. 1927 г. 11/24 января, София. (Архив Русской духовной миссии в Иерусалиме. Дело 46-н.) Письмо архиепископу Вениамину (Федченкову) о митрополите Антонии, святом Иоанне Кронштадтском , Распутине и коммунистической власти Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! В 1932 г. ,в августе месяце, прибывшие из Парижа на Собор русских зарубежных архиереев Архиепископ Серафим (Лукьянов), Епископ Николай (Карпов) Лондонский и Епископ Тихон (Троицкий) Сан-Францисский, ныне Северо-Американский, передали остальным членам Собора, что Архиепископ Феофан (Быстров) Полтавский всех нас, своих братьев-архиереев, считает еретиками и масонами, а на одного из нас возвел безумную клевету, будто бы он участвовал в отравлении одного архиерея, конечно, умершего своею естественною смертью . Особенно сильно сравнительно с другими архиереями Архиепископ Феофан злословит Митрополита Антония, меня, Тебя и Архиепископа Анастасия. В ответ на эти заявления вышеобозначенных трех архиереев члены Собора высказались в том смысле, что Архиепископ Феофан находится в очень опасном и пагубном состоянии и что за него надо молиться Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Семь лет прожили монахи в этих горах. И за всё время не встретили ни одного человека. Вся братия была пострижена в монахи. Михаил был пострижен в рясофор 11 июня 1944 года с именем Мисаил, 17 декабря 1946 года – в мантию. Там же стал иеродиаконом, а позже, в 1947 году, рукоположен во иеромонаха. Нашли скит в 1951 году – увидели с самолёта. Всех вывезли в джалалабадскую тюрьму. По всей стране газеты тогда писали, что далеко в горах обнаружена целая банда! Монахов! Владыку Петра отправили в город Глазов Кировской (Вятской) области. Там он под домашним арестом и скончался 1 октября 1956 года в возрасте 96 лет. Духовные дети его больше не видели. Отца Мисаила по ходатайству владыки Гермогена (Голубева) в 1955 году направили в город Пржевальск Иссык-Кульской области, где он был псаломщиком Троицкой церкви. В марте 1956 года отец Мисаил по благословению Святейшего Патриарха Алексия I прибыл в Одесский Свято-Успенский монастырь. Тогда многие репрессированные архипастыри возвращались из мест заключения. В Свято-Успенский монастырь прибыли: владыка Даниил (Юзьвюк), владыка Серафим (Лукьянов), владыка Феодор Аргентинский, владыка Иоанникий (Сперанский) – Красноярский. Поворотным событием в судьбе отца Мисаила оказалась встреча с митрополитом Нестором (Анисимовым). В заключении владыка Нестор провел восемь лет, тяжело заболел водянкой. Встречали его с носилками. Всех, кто его встречал, он спрашивал со слезами: – Деточки, родненькие, вы откуда? – Я, владыка, только из Средней Азии вернулся, – ответил отец Мисаил. – А чей будешь? – Схиепископа Петра духовный сын. – Петра Ладыгина?! – воскликнул митрополит. – Да. Тут же владыка Нестор достал из тюремной кирзовой сумки крест, благословляя отца Мисаила, сказал: – Отныне и до моей кончины будешь моим духовником. Так молодой иеромонах 33 лет отроду стал духовником легендарного российского митрополита-миссионера. Более того, отца Мисаила назначили келейником сразу у всех пяти архиереев. А в мае, во время посещения Одессы Святейшим Патриархом Алексием I, именно отца Мисаила благословили каждое утро вычитывать молитвенное правило Предстоятелю Русской Православной Церкви. В это время сюда приезжали многие старцы, в том числе и архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

http://pravoslavie.ru/36793.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010