В 1966 г. в И. п. с. из Джорданвилла был направлен известный подвижник зарубежья архим. Нектарий (Чернобыль), который пробыл в обители чуть больше года. Нек-рое время в скиту проживал иером. Антоний (Торп), датчанин, составитель кн. «Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX в.». Последний настоятель скита иером. Серафим (Бобич) в 1970 г. застал в обители только 2 стариков, младшему из к-рых было 85 лет. На службах о. Серафим поминал первоиерарха РПЦЗ митр. Филарета (Вознесенского) . Капитальный ремонт не производился, и мн. постройки были частично разрушены. Стараниями иером. Серафима лишь были заменены обветшавшие окна, вставлены стекла, перекрыты требующие ремонта крыши. Но скиту удавалось поддерживать нек-рый порядок в парекклисионах, сохранять ризницу и б-ку. Напрестольные кресты хранились в футлярах, а большие, окованные золотом Евангелия - в чехлах ( Лукьянов В., свящ. Святая Гора Афон - земной удел Божией Матери. Джорд., 1973. С. 63-64). В 1989 г. скончался духовник И. п. с. иером. Иоанн (Меландр). К 1992 г. в скиту проживали 4-5 насельников, в т. ч. иером. Серафим и иером. Иоанникий, опубликовавший в 1990 г. в ж. «Русское возрождение» 50) статью к 1000-летию русских на Афоне. Отец Иоанникий проводил работу по поискам на Афоне рукописей прп. Паисия (Величковского). По представлению скита прп. Паисий был канонизирован РПЦЗ как местночтимый святой. В 1992 г. братия И. п. с., не поминавшая на службах К-польского Патриарха, была изгнана с Афона. 18 мая 1992 г. вечером на Афон прибыли посланники К-польского Патриарха: митр. Афанасий Илиупольский и Мелитон Халкидонский. Утром состоялось заседание Кинота, на к-ром рассматривались введение общежительного устава в мон-ре Пантократор, поставление игумена, удаление старой и заселение в обитель новой братии. 20 мая, после нового заседания Кинота, экзархия отправилась в монастырь, а затем вместе с полицией в И. п. с. 4 насельников скита в течение часа вывезли за пределы Афона в Урануполи ( Николай, иером. 1996. С. 15). В том же году И. п. с. был заселен общиной греч. монахов из скита Благовещения Пресв. Богородицы, принадлежащего мон-рю Ксенофонт. В И. п. с. был введен общежительный устав, проведены некоторые преобразования: храм свт. Митрофана Воронежского переименован в Иоакимовский, все надписи на рус. языке закрашены. По свидетельству англ. проф. Н. Феннелла, из скита исчез архив, к-рый он ранее перефотографировал. «После подобной силовой акции Свято-Ильинский скит на Афоне, созданный трудами монахов и жертвователей из России, оказался недоступным более для русских иноков»,- сообщил Председатель ОВЦС МП митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) в письме от 28 янв. 2003 г. митр. Филадельфийскому Мелитону, занимавшему должность Генерального секретаря Свящ. Синода К-польского Патриархата. К 2003 г. в И. п. с. проживало 15 монахов, дикей - архим. Иоаким. Архитектурные особенности И. п. с.

http://pravenc.ru/text/389269.html

По окончании карантина Глубоковские перебрались в Выборг, о чем Николай Никанорович сообщал А. И. Соболевскому: «...с 13 сент. (31 авг.) живем в Выборге в архиерейском доме, откуда через десять дней должны будем выбираться, ибо переезжает домой довольно нелюбезный хозяин, архиеп. Серафим. Куда деваться, – не знаем, и, м. б., водворимся в затворе на Валааме» 2879 . Архиепископ Серафим (Лукьянов) 2880 , на помощь которого они рассчитывали, встретил «северным холодом», позволив остановиться в архиерейском доме в Выборге только на летнее время, пока сам предполагал жить на даче и не разрешив («даже за плату») поместиться в одной из келий на зиму 2881 . По воспоминаниям самого архиепископа Серафима, Глубоковские пробыли в его доме 40 дней (т. е. до середины октября 1921 г.), а затем «устроились у одного бедного полковника Колобова» 2882 . Это было пустынное имение Керстиля (Kärstilä) в 8−9 км от Выборга. Три-четыре раза в неделю Глубоковский «должен был ходить в Выборг по сильнейшему морозу и возвращаться с большим грузом (получал, например, продовольствие от американской организации). Иногда вызывал по телефону и сам архиепископ Серафим по своим делам, но лошади своей никогда не присылал, и я чуть не босиком по стуже должен был прогуливаться по 15−16 километров для его лысой особы...» 2883 . В Керстиля Глубоковский написал несколько статей (среди них «Русская церковь под большевиками», «Методы и перспективы междуцерковного единения», посвятив первую погибшему брату Александру, вторую – своему отцу, священнику Н. П. Глубоковскому) 2884 . «Жизнь здесь нормальная и спокойная, но весьма дорогая (...) пожалуй, даже дороже Питерской 2885 , – писал Николай Никанорович в Россию. – Безусловно, нельзя устроиться в Финляндии, где самим тесно и голодно, а всех русских огульно ненавидят, большевиков же боятся. Атмосфера тяжелая, как по отношению к россиянам и везде за границей, кроме Германии и славянских земель (Болгарии и Сербии, да и то последние между собою на ножах)... Впрочем, непосредственных сообщений не имею, хотя писал всем и всюду. Это ставит нас в трагическое положение, ибо ничего нет, и ничего не предвидится» 2886 . Он также сообщал, что на спасительную, как казалось многим, интервенцию ни надеяться, ни рассчитывать не приходится. «Все как будто желают лишь одного, чтобы Россия провалилась поскорее сквозь землю... Дай Бог, это случится с Европой, а мы спасемся, хотя – по Апостолу – «такожде, яко же и огнем»...» 2887 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс. 50, 17 ) – это был лейтмотив отца Серафима, и когда он видел молодых людей, ослепленных внешним – церковной карьерой, званиями, величественными храмами, становящихся льстивыми придворными или членами партийной группировки того или иного церковного деятеля – он пытался вернуть эти души назад, к единому на потребу – внутренней борьба за покаяние и цельность в Господе Иисусе Христе – напоминая им о главной цели духовной жизни. Процитируем здесь его любимого блаженного Августина : «Для нас оставлено что-то вроде блаженного видения... сияющая красота блаженства, которое Бог хранит для боящихся Его. Ради этой цели сердца наши обучаются через все трудности и испытания этой жизни. Не смущайтесь, что вас готовят среди тягот, вас готовят для дивной судьбы» (на Псалом 36). Похоронная процессия Похоронная процессия. Впереди несут гроб о. Герман и протоиерей Роман Лукьянов Отец Серафим понимал, что настоящая духовная работа – это не только тяжелая, но и почти безнадежная битва. Он знал это из своего собственного опыта, часто страдая от уныния. Хотя в то время это было известно немногим, иногда у него появлялось желание просто «все бросить». Без божественной благодати и посредничества святых, как он думал, большинство людей не смогли бы даже предаться духовной жизни, не говоря уже о каких-то достижениях на этом пути. «Если кто-либо серьезно относится к духовной жизни, – однажды сказал мне отец Серафим, – тогда перспективы выглядят очень удручающими – без помощи Господа; но у Бога все возможно». В своем вступлении к биографии преподобного Паисия Величковского он писал: «Наша ситуация безнадежна! Но пока что милость Божия не покидает нас, и даже сегодня можно сказать, что есть движение истинных православных, которые сознательно... жаждут большего, чем «обычное» Православие, которое бессильно перед яростными атаками мира, изощренного в растлении человеческих душ... Невозможно, чтобы пламя истинной ревности о Православии погасло перед Вторым Пришествием Христа; и не может быть, раз это пламя существует, чтобы Господь наш Иисус Христос не показал Своим ревнителям, даже сегодня, как вести настоящую и вдохновенную православную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Данный раздел нашей «Патрологии» является единственным пока систематическим обозрением церковной письменности русского зарубежья. Мы будем говорить о семнадцати церковных писателях. Разумеется, этим числом не исчерпывается их список, но изучение выбранных нами авторов дает достаточное представление о вопросе. Вне нашего обзора остаются многие и многие достойнейшие зарубежные церковные писатели Русской Зарубежной Церкви и других юрисдикций, чей вклад в сокровищницу церковной письменности весьма важен. Хотя бы назовем наиболее известные имена: проповедники и наставники: архиеп. Андрей (Рымаренко), архиеп. Никон (Рклицкий) . архиеп. Серафим (Иванов), архиеп. Нафанаил (Львов) , еп. Митрофан (Зноско-Боровский) , митр. Виталий (Устинов), митр. Лавр (Шкурла), протопресв. Валерий Лукьянов, прот. Виктор Потапов, игум. Амвросий (Коновалов): катехизаторы: прот. Серафим Слободской (по его «Закону Божию» после «перестройки» воцерковлялась вся Россия), протопресв. Василий Бощановский, прот. Василий Демидов; канонисты: еп. Григорий (Граббе), проф. М.В. Зызыкин; патрологи: архиеп. Василий (Кривошеин) , архим. Киприан (Керн) , архим. Амвросий (Погодин) , прот. Георгий Флоровский ; агиографы: прот. Сергий Четвериков , монахиня Варвара (Суханова), монахиня Таисия; литургист: И. Гарднер; церковные песнописцы: архиеп. Антоний (Сенкевич; написал службы святым царственным мученикам и преп. Оптинским старцам), архиеп. Антоний (Медведев; написал службы новомученикам и исповедникам Российским и свят. Иоанну/Максимовичу/), архиеп. Алипий (Гаманович; написал службу преп. Алипию иконописцу Печерскому); церковные историки: проф. Г. Знаменский, В. Русак; догматисты: В. Лосский , Н. Кусаков (Чурилов); поэты и мистики: преподобномуч. Мария (Скобцова), Иосиф Муньос; наставники аскетизма: преп. Силуан Афонский , архим. Феодосий Карульский, схим. Никодим Карульский , архим. Софроний (Сахаров) , иером. Антоний (Торп), монахиня Иоанна (Помазанская). Говоря о церковной письменности русского зарубежья, невозможно обойти молчанием центр православного просвещения и издательской деятельность – Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Большая часть церковных писателей зарубежья, о которых речь впереди, связана с находящимися при монастыре печатней Преп. Иова Почаевского и Свято-Троицкой семинарией. Отличительные черты джорданвилльского богословского направления – традиционализм и духовная трезвенность в сочетании с умеренностью и рассудительностью. Благодаря джорданвилльскому влиянию названные черты стали определяющими и для всей церковной письменности русского зарубежья.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В авг. 1945 г. в ходе визита в Париж делегации Московской Патриархии во главе с Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) в молитвенно-каноническое общение с РПЦ были приняты экзарх рус. приходов К-польской Патриархии митр. Евлогий (Георгиевский) со своими викариями и возглавлявший Западноевропейскую епархию Русской Православной Церкви за границей митр. Серафим (Лукьянов) . 7 сент. того же года по докладу митр. Николая Синод РПЦ принял постановление о сохранении Экзархата западноевроп. приходов в существовавших границах во главе с митр. Евлогием как экзархом Московского Патриарха. Одновременно за митр. Серафимом было сохранено временное управление его церковной областью. Пребывавший с 1940 г. в Германии Брюссельский и Бельгийский еп. Александр (Немоловский) в окт. 1945 г. приступил к временному управлению Берлинской и Германской епархией на правах викария Патриаршего экзарха в Зап. Европе. С июня 1946 г. викарием Западноевропейского Экзархата РПЦ также являлся Венский архиеп. Сергий (Королёв) , в окт. того же года утвержденный Патриаршим экзархом Среднеевропейского Экзархата РПЦ (включал приходы Московского Патриархата на территории Германии и Австрии). После кончины митр. Евлогия 9 авг. 1946 г. Синод назначил новым Патриаршим экзархом митр. Серафима (Лукьянова). Однако вступивший во временное управление Экзархатом архиеп. Владимир (Тихоницкий) отказался признать назначение митр. Серафима. В окт. 1946 г. епархиальный съезд в Париже высказался за переход в юрисдикцию К-польской Патриархии. В результате происшедшего разделения в юрисдикции РПЦ под упр. экзарха Московского Патриарха митр. Серафима осталось лишь несколько приходов, центром которых вновь стало Трехсвятительское подворье в Париже. Вернувшийся в нояб. 1948 г. к управлению Брюссельской и Бельгийской епархии РПЦ архиеп. Александр (Немоловский; с 1959 митрополит) перешел в непосредственное подчинение высшей церковной власти. 15 нояб. 1949 г. митр. Серафим был уволен на покой. В февр. 1950 г. Патриаршим экзархом в Зап.

http://pravenc.ru/text/182575.html

Удивительно, мне тогда было что-то 9 лет, не больше, и я попросил мать купить мне Евангелие! Не помню о причине, побудившей меня спросить об этом. Правда, в русской школе утром, до начала занятий, была общая молитва всех, учеников и учителей, в главном зале, были уроки Закона Божия (преподавала в младших классах учительница, и только в старших — священник). Может быть, косвенно, повлияла смерть отца?.. Помню, что по вечерам, после своей молитвы, читал Евангелие. Весьма мало, но регулярно я положил себе читать всего лишь три стишка! Когда отец умер, мать должна была целый день работать, а чтобы я не стал уличным мальчишкой, было решено меня отдать куда-то в русский пансион, в одну из таких школ, которых во Франции было тогда несколько. Выбор пал на кадетский корпус, который недавно открылся в пригороде Парижа. Это и оказалось решающим выбором для моего дальнейшего церковного воспитания. Вначале священника при корпусе не было, даже на Пасху! Помню, в пасхальную ночь мы собирались в приемной комнате, учительница музыки садилась за рояль и все мы пели Христос Воскресе трижды, после чего шли на разговение. При корпусе была хорошая церковь, священник из Парижа приезжал очень редко. Потом из Сербии приехал назначенный митрополитом Антонием (Храповицким) священник, иеромонах. Помню, что когда я узнал, что теперь уже богослужения будут совершаться регулярно, то почему-то обрадовался. Прислуживали по очереди младшие кадеты. А потом, вместе с четырьмя или пятью другими, я стал постоянным прислужником. Прислуживание мне очень нравилось. Исполнял должность псаломщика старший кадет, а когда он уехал, настоятель меня подготовил, и я стал (нехотя, мне больше нравилось прислуживание) читать за всеми богослужениями, хотя и было мне тогда 11—12 лет. Архиерейской службы я никогда не видел, пока не стал, уже много позднее, одним из исполняющих обязанности иподиакона при митрополите Серафиме (Лукьянова) в соборе в Париже. — Когда Вы решили, что хотите стать священником? Архиепископ Серафим (Дулгов)

http://pravmir.ru/episkop-serafim-dulgov...

Хочу вам напомнить указ святителя Иоанна, что мы, находясь в Западной Европе, должны выискивать и чтить местных православных святых. Сейчас мы всех мучеников поминаем по именам: святого Хлодоальда из Сен-Клу, святого Германа Осерского, святого Сатурнина Тулузского и множество других. Наш архиепископ Амвросий Женевский в свое время составил службу православным святым Швейцарии. Некоторые православные святые Франции входят в календари, ну, например, святитель Ириней Лионский, святой Пофин и лионские мученики… В свое время на одном из наших епархиальных съездов покойный владыка Антоний (Бартошевич) указал нашим священникам выискивать имена православных святых западных и вписывать их в календари. Сейчас имеются такие календари, в которые эти имена включены. Постепенно православие у нас во Франции и в Западной Европе вообще исчезло. В Англии – позднее, ближе к Германии – быстрее, в нашем районе оно держалось дольше потому, что мы имели влияние из Англии. Православие вернулось в Западную Европу, когда после революции сюда прибыло множество русских, и они принесли ту веру, которая здесь когда-то была. Полную аудиоверсию беседы владыки Серафима вы можете прослушать на диске «Архиепископ Брюссельской и Западно-Европейский Серафим (Дулгов). Беседы», изданном Подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Запись беседы епископа Серафима с прихожанами – из личного архива Евгения Лукьянова (†2007). Материал подготовила Александра Никифорова. Для биографической справки использована информация сайта zarubezhje.narod.ru Существует предание, согласно которому, когда апостол Павел плыл в Испанию, он высадился возле византийского города Алерия на Корсике. Я там был, и местные жители мне показывали то место, где высаживался апостол Павел. Читайте также: Французский монах отец Герасим, или Величие простоты Терновый венец Христа Необычная Франция или новое обретение главы святого Иоанна Предтечи Святыни Франции Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/episkop-serafim-dulgov...

Солнце, действительно, могло законам Америки не повиноваться, но сам Владыка вынужден был им подчиниться, когда 9 июля 1963 года в Сан-Франциско начался суд над ним, устроенный руками беззаконных. «Сан-Францисское дело» – не самая изученная веха биографии архиепископа Иоанна, и это вполне понятно, так как и до сих пор остаётся немало влиятельных лиц, если не прямо, то косвенно заинтересованных в этих «белых пятнах». Они, конечно, и останутся до того времени, когда будут специально исследованы протоколы и стенограммы процесса в Сан-Франциско. Но некоторые очертания этого дела и вызвавших его церковно – общественных сил всё же вырисовываются из публикаций Братства св. Германа. Поводом к делу послужил конфликт в связи со строительством храма «Всех скорбящих Радость», в ходе которого образовались две непримиримые партии, из которых одна полагала, что собор нуждается лишь в достройке, а другая настаивала на его обновлении (вторую поддерживал и Владыка). Не знаем, кто был более прав по существу и формально, но знаем, что на призыв Владыки пожертвования полились рекой. И эта река оказалась маслом, вылитым в огонь ненависти к архиепископу его врагов. Свидетельства самых близких к Владыке людей указывают на то, что недруги Владыки консолидировались вокруг епископа Серафима (Чикагского). Этот видный и весьма влиятельный иерарх Русской Зарубежной Церкви знал Владыку ещё с Белграда. Архиепископ Серафим прямо писал, что знает владыку Иоанна с юности и считает его параноиком. Некоторые косвенные указания иеромонаха Петра позволяют предположить, что участники этой кампании возводили на Владыку обвинение в том, что он собирался устроить раскол в Русской Зарубежной Церкви и, по одной версии, перейти в подчинение Сербскому Патриарху, по другой – самому стать Первоиерархом. Были и другие обвинения, бросавшие тень подозрения на верность Владыки Синоду. Наконец, сыпались в газетах и совсем непристойные обвинения. Владыка прекрасно понимал ситуацию и писал в докладе синодальному Первоиерарху митрополиту Анастасию (который не мог или не счёл необходимым привести в чувство «ревнителей верности Синоду»), что предпринимается сознательная и продуманная попытка его уничтожения. 13 Действительно, Владыка был авторитетнейшим и популярнейшим архипастырем Синода, и его назначение на управление крупнейшей синодальной епархией в Сан-Франциско (при сохранении им западно – европейского архиепископства) вполне позволяло видеть в нём самую реальную кандидатуру на первоиераршество. Не случайно он и оказался одним из двух претендентов на него после ухода на покой митрополита Анастасия, так что архиепископ Серафим и иже с ним, похоже, знали, что делают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

10 Каллаш Мария Александровна (псевд. М. Курдюмов; 1886–1955) – писательница, публицист, автор книг «Риму или Христу» (1927), «Сердце смятенное» (1934), «Дни примирения» (1946) и др. 11 Родионов Серафим Александрович (ок. 1903–1963) родился в области Войска Донского в семье священника. Оказавшись с начала 1920-х гг. в эмиграции, служил в церкви певцом, чтецом, а затем регентом. Поступив в 1926 г. в Св.-Сергиевский православный богословский институт в Париже, он руководил студенческим хором института, а также смешанным хором Св.-Сергиевского подворья. Регентовал на Трехсвятительском подворье в Париже до 1948 г., затем переехал в Женеву, где управлял хором в храме Рождества Пресвятой Богородицы Московского Патриархата (см.: Туринцев А., прот. С.А. Родионов (Некролог)//Журнал Московской Патриархии. 1963. 11. С. 24). Сохранился рассказ иконописца Л. А. Успенского , который, будучи невоцерковленным человеком, случайно зашел на Трехсвятительское подворье и, услыхав там замечательное пение, принял решение примкнуть к православию: «Я вошел в церковь на улице Петель, просто так зашел. Там был очень хороший хор (это было задолго до войны), и хор пел старинные песнопения; в уголке, прямо передо мной, находилась икона девятнадцатого века, но написанная традиционно. И вот я слушаю пение, я смотрю на икону, и я потрясен, весь, целиком. Я вижу совершенно ту же структуру, те же фразы, те же линии; это меня ужасно поразило, вызвало настоящий трепет» (Создание прихода Трех святителей...) 12 Митрополит Серафим (Лукьянов Александр Иванович ; 1879–1959). До 1945 г. состоял в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, затем принес покаяние митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу) в Париже и был назначен экзархом Московского Патриархата в Западной Европе. В 1954 г. вернулся в СССР, окончил свои дни в Гербовецком монастыре. 13 Имеется в виду храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и Св. Женевьевы в Париже. 14 Монашеский постриг митрополита Антония (Блума) и рукоположение во иеродиакона, а затем иеромонаха совершены в 1948 г., после чего он был направлен на служение в Великобританию.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Петр 13 марта 2018, 23:40 Арсений11 марта 2018, 15:17 " ...свидетельствовавшая о коренном неблагополучии церковного устроения синодального периода " . Ух ты! Лихо! Оказывается преподобный Серафим Саровский, митрополит Филарет Московский, Оптинские старцы, Феофан Затворник, Игнатий Бянчанинов и многие, многие другие - это " свидетельство неблагополучия церковного устроения " ??? Арсений, Вы вероятно человек поистине святой жизни и живете в обществе таких же святых людей, если эпоха породившая таких титанов духа как преподобный Серафим для Вас есть " период неблагополучия церковного устроения " . Арсений 13 марта 2018, 21:29 Ирине Лукьяновой. Досточтимая Ирина, когда нечего возразить, вы суть дела переводите в фарс: отсюда ваш Базаров и отцеживание комаров, - я понимаю. А ведь речь идет о серьезных вещах, - ИР, которые так вам не по душе и о чем нам рассказывает автор, суть свидетельство сродни подземным толчкам и некоему инфернальному гулу, предваряющих глобальную катастрофу, которой и стала несколько десятилетий спустя революция 17 года. Не о рефлексии прихожан здесь идет разговор, - конечно, ее не было, как не было и рефлексии подневольного духовенства, которое выполняло возложенные на него обязанности по отчетности, но о другом. Так палеонтолог по 1 косточке восстанавливает динозавра, - здесь - эта косточка. Елена 13 марта 2018, 12:52 Кирилл, не стоит передергивать статью. Это лишь исследование о том какую роли играли Исповедные Росписи в дореволюционной России. Осмысление истории очень важно для того, чтобы не повторить допущенные ошибки. Нельзя позволить статистике и учету остудить веру. Главное - это спасение души. Что же касается автора, то он глубоко верующий человек. Лично мне Исповедные росписи очень помогли в генеалогическом исследовании. Кирилл 12 марта 2018, 06:27 Это попытка переложить с больной головы на здоровую. Молодцы! Оказывается во всех бедах 1917 года виновата Церковь..Допустим и нашли несколько ИР где-то, это не значит, что они имели место быть повсеместно. Кроме того, кто может доподлинно знать мотивы священника при написании ИР? Но уже выводы- разложение и т.п. И иди на исповедь после такой статьи.

http://pravoslavie.ru/111286.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010