Обозревся же семо и овамо, никогоже виде: и поразив египтянина, скры его в песце. Изшед же во вторый день, виде два мужа евреанина биющияся, и глагола обидящему: чесо ради ты биеши искренняго? Он же рече: кто тя постави князя и судию над нами? Еда убити мя ты хощеши, имже образом убил еси вчера египтянина? Убояся же Моисей, и рече: аще сице явлен бысть глагол сей? Услыша же фараон глагол сей, и искаше убити Моисеа. Отыде же Моисей от лица фараонова, и вселися в земли Мадиамстей: пришед же в землю Мадиамскую, седе при кладязе. Священнику же Мадиамскому беша седмь дщерей пасущих овцы отца своего Иофора: пришедше же черпаху, дондеже наполниша корыта, напоити овцы отца своего Иофора. Пришедше же пастырие изгнаша я: востав же Моисей избави их, и налия им, и напои овцы их. Приидоша же к Рагуилу отцу своему, он же рече им: что яко ускористе приити днесь? Оныя же рекоша: человек египтянин избави нас от пастырей, и начерпа нам, и напои овцы наша. Он же рече дщерем своим: и где есть? И вскую сице остависте человека? Призовите убо его, да яст хлеб. Вселися же Моисей у человека: и даде Сепфору дщерь свою Моисею в жену. Во чреве же заченши жена, роди сына, и нарече Моисей имя ему, Гирсам, глаголя: яко пришлец есмь в земли чуждей. Еще же заченши роди сына втораго, и нарече имя ему Елиезер, глаголя: Бог бо отца моего Помощник мой, и избави мя из руки фараоновы. (Было) во дни те многие: став взрослым, Моисей вышел к братьям своим, сынам Израилевым. Уразумев же страдание их, видит он человека, Египтянина, бьющего какого-то Еврея из братьев его, сынов Израилевых. Оглянувшись же туда и сюда, он никого не увидел; и, поразив Египтянина, скрыл его в песке. И выйдя на другой день, видит он двух мужей, Евреев, дерущихся; и говорит обидчику: “Зачем ты бьешь ближнего?” А тот сказал: “Кто тебя поставил начальником и судьею над нами? Не убить ли меня ты хочешь, так же, как убил вчера Египтянина?” Устрашился же Моисей и сказал: “Если так, то известно стало это дело!” И услышал фараон об этом деле и искал убить Моисея; но Моисей удалился от лица фараона и поселился в земле Мадиамской.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Обратимся и ко второй части вопроса. Почему же великий законодатель Израиля сам женат на иноплеменнице? Не были ли правы Аарон и Мариам, возмутившись против Моисеевой жены-эфиоплянки? Дело в том, что запрет на браки с иноплеменниками никогда не был безусловным. Ведь вошли даже в родословную Иисуса Христа Рахав-хананеянка, Руфь-моавитянка. В самом браке с иноплеменниками ничего греховного не было. Бог никогда не заповедовал потомкам Авраама хранить этническую кровную чистоту рода. Бог говорил: Не бери из дочерей их (хананеев) жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих ( Исх. 34:16 ). Т.е. смысл запрета был в том, чтобы через браки с язычниками не приобщиться и самим их идолопоклонству и нечестию. В этом Моисей был безупречен. Великий законодатель женат на иноземке. Израилю всегда напоминается, что он «первый», но не «последний». Израиль – первенец Божий, но и остальные народы не вне спасительного промысла Божия. Израиль мог хвалиться Богом, но не собою. Даже сам великий Моисей, чрез которого дан был Закон, не был безупречен по букве Закона. Но он поступал в духе Закона и этому должен был чрез него обучиться ведомый им народ. Аарон и Мариам были в тот раз неправы. Возревновали о крови, а не о духе; думали не о святости Божией, а о своей исключительности. Поучительный и даже несколько загадочный случай произошел с Сепфорой, женой Моисея, когда уже после призвания на горе Хорив к своему великому служению Моисей возвращался с женой и сыновьями в Египет к израильскому народу. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его (Моисея) Ягве и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него (Господь). Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию ( Исх. 4:24–26 ). Моисей с Сепфорой и сыновьями направляется в Египет, чтобы вывести свой народ из рабства. Так велел ему Бог. Но, вдруг, дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Ягве и хотел умертвить его. Каким образом? «Смысл: Моисей опасно заболел» Исх. с. 10]. Неожиданно смертельная опасность нависла над посланником Божиим. Кто же встал на его пути? Семьдесят толковников говорят, что встретил его Ангел Господень (γγελος κυρου), масоретский же еврейский текст говорит еще определеннее: встретил его Ягве. Сам Ягве становится на пути Моисея. Если же семьдесят толковников говорят о явлении Ангела Господня, то тем не противоречат сказанному. Ведь Ангел Ягве и есть явление Ягве. Ангел Господень есть посылаемое в мир Слово Господне. Итак, Моисей стоит пред Ангелом Грозным, пред Лицем Господним и смертельно заболевает. Еще немного – и душа, не выдержав, оставит тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Однажды, придя к своим братьям по крови, Моисей увидел, как египетский надсмотрщик безжалостно издевается над израильтянином, который, вероятно, по слабости сил не смог выполнить того, что ему было приказано. Моисей заступился за единоплеменника и, видя, что вокруг никого не было, убил жестокого мучителя, а тело закопал в песок. На следующий день после убийства он оказался свидетелем драки двух израильтян. Моисей развел разъяренных противников и спросил у более сильного: «Зачем ты бьешь ближнего твоего?» (Исх. 2:13). Еврею не понравилось вмешательство Моисея, и он вызывающе сказал ему: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил … египтянина?» (Исх. 2:14). От этих слов дрогнуло сердце Моисея, он понял, что если многие уже знают об убийстве египтянина, то шпионы не замедлят донести о нем фараону. И действительно, добрые люди вскоре предупредили Моисея, что фараон приказал дворцовой страже схватить его и предать смерти. Спасаясь от преследования стражи, Моисей тайно покидает столицу, а потом и страну и укрывается в пустыне на Синайском полуострове. Уходя все дальше на восток от Египта, Моисей оказался на земле, которую заселяло Мадиамское племя. Уставший от далекого пути, он сел у колодца отдохнуть и с любопытством стал наблюдать, как семь девушек-пастушек поят овец. Но вот к колодцу подошла ватага пастухов; они грубо оттолкнули девушек и стали поить свой скот. Возмущенный поступком пастухов, Моисей встал и, невзирая на усталость, грозно на них замахнулся. Наглецы испугались и ушли. Моисей помог девушкам напоить овец, и те благополучно вернулись домой. Оказалось, что пастушки были дочерьми мадиамского священника по имени Иофор. Благодарный отец пригласил Моисея в свой дом, а когда узнал, что пришелец, помимо всего, состоит в отдаленном родстве с ним, то принял его в лоно своей семьи и выдал за него дочь свою Сепфору, от которой родились два сына: Гирсам и Елиезер. Тестю своему Моисей помогал по хозяйству, пас его скот. Призвание Моисея

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Однако евреи остаются твёрдыми в своей религиозной вере, в своих национальных воспоминаниях; они не смешиваются со своими властелинами; они страдают, не противодействуя; они не думают о самоосвобождении, но они не перестали верить в своего Бога и ожидают освободителя. Моисей был спасен из реки Нила дочерью самого фараона. Он был воспитан в Гелиополисе среди пышностей двора и научен всем знаниям египетских жрецов. Все это, казалось, должно было сделать Моисея истым египтянином. Но он остаётся верным израильтянам, верным вере и судьбе своих братьев. Их угнетение приводит его в негодование; увидев, что египтянин бьёт одного еврея, он поразил обидчика. Но угнетённые братья опасаются его и отрекаются от него вместо того, чтобы поддерживать его. Моисей бежит из Египта и скрывается в пустыне среди одного племени кочующих арабов, мадианитян, происходящих, как и он, от Авраама. Их глава, Иофор, отечески принимает его и выдаёт за него дочь свою Сепфору. Ревностный израильтянин, не хотевший остаться египтянином, делается арабом и в продолжении многих лет разделяет кочующую жизнь гостеприимного племени. Он кочует по Синайскому полуострову с слугами и стадами своего тестя; в центре этого полуострова, некогда провинции царства фараонов, но отошедшего во владение арабов-пастырей, возвышается гора Синай, с которой с незапамятных времён у окружного населения соединяются священные предания, как с горой Арарат в Армении и с Гималаями в Индии. В этом священном месте перед пылающим кустом Моисей, исполненный веры, слышит Бога, Который призывает его и повелевает ему идти и вывести Свой народ, детей Израиля, из Египта. Как некогда Авраам, Моисей смиряется и в сомнении о своих силах говорит: «Кто я, мне ли идти к фараону и мне ли вывести из Египта сынов Израилевых?... Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бои отцов ваших послал меня к вам. А они мне скажут: как Ему имя? Тогда Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И ещё сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» ( Исх.3:11, 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

Он рос во дворце фараона, и, уже став взрослым, однажды увидел, как надсмотрщик издевался над евреем. В гневе он убил надсмотрщика и закопал в песок. На следующий день Моисей пытался разнять двух дерущихся евреев, но один из них сказал: «Кто тебя поставил здесь начальником? Или ты хочешь убить меня, как вчера египтянина?» Так Моисей понял, что спасенный им еврей уже донес на него. Тогда он был вынужден бежать из Египта, где фараон приказал его казнить. Он пришел в землю Мадиамскую и там, у колодца, защитил дочерей местного священника Рагуила Иофора от пастухов, которые отгоняли их от воды. Рагуил принял его к себе и женил на своей дочери Сепфоре. Явление Бога Моисею в неопалимой купине (Исх. 3–4) Моисей пас овец своего тестя. Однажды он, движимый невидимой силой, погнал стадо далеко к краю пустыни и пришел к Божией горе – Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из тернового куста (купины). Моисей узрел страшное видение: куст горит и не сгорает. Изумившись, он решил подойти и посмотреть на это великое явление. Тогда Бог воззвал к нему из среды огня: – Моисей! Не подходи сюда и сними обувь с ног твоих, потому что там, где ты стоишь, – земля святая. Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть в глаза Богу. Он снял сандалии, чтобы ничто мертвое не отделяло его от изначальной Жизни. А неопалимая купина была прообразом Богородицы, принявшей Творца и не сгоревшей. Бог сказал Моисею: – Я увидел страдание народа Моего и услышал вопль его. Я знаю скорби его, и пришел освободить его из рабства и ввести в прекрасную землю, где течет молоко и мед. Иди, Я посылаю тебя к фараону, чтобы ты вывел евреев из рабства. Но Моисей стал отказываться, говоря: «Кто я такой, чтобы идти к фараону и вывести евреев из рабства»? Но Господь обещал быть с ним, и тогда Моисей сказал Богу: – Вот я приду к израильтянам и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они спросят: а какое у Него имя? – Я есмь Сущий, – отвечал Бог. – Так и скажи: Сущий (Иегова) послал меня к вам. Вот Мое имя вовеки и памятование обо Мне из рода в род. Евреи тебе поверят, но фараон ожесточится, пока Я не покажу на нем силу Свою, и тогда он отпустит вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

От упомянутого у Иосифа Флавия города Модиана археологи нашли сохранившиеся еще развалины. Найдены шахты для добывания серебра и золота, остатки жилищ, плавильни, целые холмы шлака, могилы и катакомбы с. 235]. Там и нашел себе пристанище беглец от двора фараонова Моисей. Св. Григорий Нисский дает таинственно-аллегорическое толкование событиям жизни Моисея. Столкновение египтянина с евреем означает, по св. Григорию, столкновение «идолослужения с благочестием». Бегство Моисея означает бегство «к лучшему и высшему учению о таинствах». Но потом Моисей вновь поселяется у иноплеменника (Иофора-мадианитянина). Об этом св. Григорий Нисский рассуждает таким образом: «И если вновь приходится селиться у иноплеменника [после того, как однажды уже ушел от иноплеменников-египтян. – Г.Ф.], т.е. если мы вынуждены обратиться к языческой философии, мы можем сделать это только после того, как отгоним лукавых пастухов, не по праву пользующихся колодцем ( Исх. 2:15–17 ) – то есть после того, как мы обличим лжеучителей в лукавом использовании внешней образованности. Так и мы будем жить сами по себе, не ввязываясь в драку и не выступая в ней посредниками, но обитая среди единомышленников, чья воля согласна с нашей – вместе с собственным стадом, и все движения нашей души будут, словно овцы за пастухом, следовать за начальствующим разумом (Логосом)» О жизни Моисея, Толк., п. 16]. Христианину, наученному подлинному любомудрию, приходится обращаться к внешней образованности. Но при этом он должен «отогнать пастухов» лукавых с их неверным отношением к этой образованности. Обращаясь вновь к внешней образованности, душевные движения должно подчинять истинному разуму, душа должна следовать за Словом. 5.2 Жена Моисея Там, в Мадиамской земле, Моисей обрел свою жену. И (придя в землю Мадиамскую) сел Моисей у колодезя. У священника Мадиамского (было) семь дочерей, (которые пасли овец отца своего Иофора). Они пришли, начерпали воды, и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего (Иофора). И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей, и защитил их, (и начерпал им воды), и напоил овец их. И пришли они к Рагу илу, отцу своему, и он сказал (им): что вы так скоро пришли сегодня? Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов; и даже начерпал нам воды, и напоил овец (наших). Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору ( Исх. 2:15–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Перевод Септуагинты: 24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его ангел Господень и хотел умертвить его. 25 Тогда Сепфора, взяв камень, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам, сказала: стала кровь обрезания сына моего. 26 И отошел от него, потому что она сказала: стала кровь обрезания сына моего. Перевод М.Г. Селезнева 350 : 24 По дороге, на ночной стоянке, Господь пришел к Моисею и хотел его убить. 25 Тогда Циппора взяла острый кремень, обрезала своему сыну крайнюю плоть и его кровью помазала ноги Моисею. – Ты мне жених через кровь! – сказала она. 26 И Господь отступил от него. («Жених через кровь» – так она сказала про обрезание.) Перевод под ред. М.П. Кулакова 351 : 24 Дорогой, на ночлеге, приступил Господь к Моисею и уже готов был умертвить его. 25 Но Циппора, жена его, схватив острый кремень, обрезала крайнюю плоть сыну своему и, коснувшись ею ног Моисея, воскликнула: «Ты жених мой, кровью обретенный!» 26 Господь оставил Моисея в живых. (Именно тогда, по причине этого обрезания, Циппора и произнесла слова: «Жених, кровью обретенный»). 4.2.2. Постановка вопросов Этот небольшой отрывок – несомненно, самая загадочная часть книги Исход, да и одна из самых загадочных в ВЗ повествованиях. И все-таки можно выделить в нем основные экзегетические проблемы, причем решать их придется так или иначе все вместе: ♦ Это странное происшествие не имело никакого продолжения, о нем больше никто и никогда не вспоминал. Если его пропустить, связность не нарушится. Зачем же этот эпизод стоит в тексте, какое место занимает он в книге? ♦ Моисей только что получил от Господа повеление вывести израильтян из Египта, а гибель Моисея, несомненно, сделала бы это невозможным. Так кто же напал на Моисея: Господь (так в еврейском тексте) или ангел (так в Септуагинте)? Если Господь, почему Он это сделал? А если ангел, исполнял ли он волю Господа? Может быть, это был павший ангел, т. е. некий демон? ♦ Почему нападавший хотел смерти Моисея? ♦ У Моисея было двое сыновей: Гирсон (или Гершом) и Елиезер (Элиэзер).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

По северному течению Иордана проходил рубеж другой «тетрархии» (после смерти Ирода Великого Иудейское царство было поделено на четыре части). Там правил Филипп, брат Ирода Антипы, человек, как говорили, ни в чем не похожий на него, скромный и респектабельный. Он придал Вифсаиде, рыбачьему поселку, статус города, назвав его Юлиадой в честь дочери императора Августа. ... Все сказанное выше можно узнать лишь из книг и отчетов археологов. В отличие от Капернаума или Хоразина, от Вифсаиды осталось мало следов. Здесь Господь исцелил слепого. Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении ( Мк. 8, 22–26 ). Неправда ли, выразительно? Чудо, сотворенное в Вифсаиде, должно было совершиться тайком, чтобы не вызвать ожесточения и конфликта. Неслучайно от трех заклятых Господом городов ничего не осталось. Поистине, как сказано: «если придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах от вашего города отрясаем...» Гамала (Гамла), соседний город, к востоку от Вифсаиды, – от нее тоже остались лишь развалины синагоги, – представляла в спектре духовных движений Израиля «революционную», мессианскую линию. Подобно орлиному гнезду, возвышалась Гамала на скалистом гребне, защищенная со всех сторон глубокими лощинами. Отсюда выходили не апостолы – лжемессии. ...В год Рождества Христова, перед самым воцарением Иродова сына Архелая, вспыхнуло по всей Иудее, Галилее и Идумее восстание против римлян. Поднял его уроженец Гамалы, Иуда Галилеянин, – полумессия- полуразбойник, фарисей-книжник, сын казненного Иродом в 47 г. до Р.Х. Езекии, такого же не то главаря шайки, не то «полевого командира». Главное гнездо мятежа было в соседней с Назаретом столице Нижней Галилеи, Сепфорисе, где, ограбив царскую казну и овладев оружейными складами, засел Иуда и откуда, делая вылазки, грабил, жег, убивал своих и чужих, воспевая Осанну Господу и проповедуя наступающее царство Мессии. Римский проконсул Публий Квинтилий Вар, во главе сирийских легионов, жестоко подавил восстание, разрушил и сжег дотла Сепфорис, продал жителей в рабство и, преследуя по всей Святой Земле рассеянные шайки мятежников, две тысячи их распял на крестах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Посему и божественный Давид сказал: «еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их» ( Псал. 77, 30–31 ). Поэтому справедливо увещавает всепремудрый Павел: « и плоти угодия не творите в похоти» ( Рим. 13, 14 ). Вопрос 20. Почему седмьдесят, едва только возведены были в должность, пророчествовали, а после того нет? И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. ( Числ. 11, 25 ).   Потому что введены были в должность свою не для пророчества, но для правления; а и сие есть одно из дарований духовных. Посему блаженный Павел на ряду с Апостолами, Пророками, учителями, дарованиями исцелений, поставил заступления, правления ( 1Кор. 12, 28 ). Сего-то дарования сподобились седмьдесят: а чтобы ясно было народу, что прияли они божественный дар, в начале предрекли нечто. Вопрос 21. Почему Елдад и Модад стали пророчествовать, не быв еще сопричислены к седмидесяти? Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане. ( Числ. 11, 26 ).   Иосиф говорит, что Моисей, когда воспитывался в царском доме, был избран военачальником на войне с Эфиоплянами, и потом, одержав победу, женился на дочери эфиопского царя. Аполлинарий же сложил еще баснословное сказание. Ибо говорит, что Моисей после Сепфоры женился на другой Эфиоплянке, чтобы соделаться образом Владыки Христа, Который после Церкви израильской обручил Себе Церковь из язычников. Но и Сепфора была иноплеменница. Поэтому сочинять басни – дело не Божия, но противного, духа. Законодатель же, по призвании своем, столько заботился о чистоте, что, входя во Египет, оставил и Сепфору; ибо, по исшествии его оттуда, пришел к нему тесть, приведя с собою жену и детей, и присовокупил, что привел ее по отпущении ее ( Исх. 18, 2 ). Посему Моисей Сепфору назвал здесь Эфиоплянкою; потому что Сава был народ эфиопский.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Посему ум святых дерзновенно противостоит и самой смерти, как сказал в другом месте Павел: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп.1:21), — и еще: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8:35.) Что жизнь по закону одержима страхом смерти, а славная жизнь во Христе отрешилась от него, это ясно из Священного Писания, которое гласит, что «смерть царствовала от Адама до Моисея» (Рим.5:14). Но упразднивший смерть, поколебавший силу тления и спасший вместе с верующими и тех, которые были некогда детоводительствуемы под законом, кто же иной, как не единый Господь наш Иисус Христос? «Не ходатай, ниже ангел, но Сам Господь спасе их», — сказало пророческое провещание (Ис. 63:9). Сию тайну ты можешь видеть, и очень ясно, опять как бы в образе, в том, что случилось с блаженным Моисеем. Когда он уже уходил из земли Мадиамской и поспешал в Египет, Бог сказал ему: «когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона» (Исх. 4:21). Потом несколько далее сказано: «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня» (Исх.4:24-25). Нужно ли тебе для ясности длинное рассуждение? Понятен ли предмет рассмотрения?     П. Нимало: я совершенно не понимаю, на что, как бы в тени, указывается в случившемся.     К. Не правда ли, по-твоему, любезный, что природа человеческая скована была смертью вследствие того древнего проклятия? Ведь нам сказано в Адаме, как в начале и глубочайшем корне рода: «возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3:19).     П. Совершенно так.     К. И так как началу рода приключилось подвергнуться смерти, происшедшей от греха, то она по необходимости перешла и на нас, и вместе с корнем испорчены и отрасли, от него восходящие, потому что от разрушимого тела и плод разрушимый.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010