Дочь фараона, со служанками, пришла купаться на это место. Заметив корзинку, она велела достать ее. Когда она увидела плачущего младенца, ей стало жалко его. Она сказала: «это из еврейских детей».    Мариам подошла к ней и спросила: «не поискать ли для него среди евреек кормилицу?»    Царевна сказала: «Да, пойди и поищи».    Мариам пошла и привела мать. Царевна сказала ей: «возьми этого младенца и вскорми его мне; я дам тебе плату». Та с великою радостью согласилась.    Когда младенец подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, и он был у нее вместо сына. Она дала ему имя Моисей, что значит: вынутый из воды.    Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина. Другой раз, Моисей увидел, как еврей бьет другого еврея. Он хотел остановить его, но тот дерзко ответил: «не хочешь ли ты и меня убить, как убил египтянина?!» Моисей испугался, видя, что об его поступке стало известно. Тогда Моисей убежал из Египта, от фараона в другую страну, в Аравию, в землю Мадиамскую. Он поселился у священника Иофора, женился на его дочери Сепфоре, и пас его стада.    Однажды Моисей ушел со стадами далеко и был у горы Хорива. Там он увидел терновый куст, который горел и не сгорал, то есть был объят пламенем, а сам не горел.    Моисей решил подойти ближе и посмотреть, отчего куст не сгорает. Тут он услышал голос из средины куста: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, потому что место на котором ты стоишь, святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова».    Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога.    Господь сказал ему: «Я увидел страдания народа моего в Египте и услышал вопль его и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта». При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Замечай, что не железом (железным ножом) Сепфора обрезает дитя, ибо железо служит для наказания и приличествует находящимся под наказующим законом, но «камешком» (острым), как написано (Исх.4:25), понимаемым в значении прообраза Христа, ибо этим указывается на непреложность и твердость во всем природы Единородного. Поэтому Бог и Отец чрез святых пророков называл Христа и адамантом (алмазом), говоря так: «Вот Я влагаю адамант в средину народа Моего Израиля» (Ам.7:8). Адамант образно опять указывает нам на то, что Божественная и неизреченная природа Слова отнюдь не может уступать противникам Своим.    Таким образом и божественный Иисус, после военачальствования Моисея и его кончины призванный для предводительства (Израилем), по Божественному определению делал чистыми сынов Израиля. И так как им подобало восставать против неприятелей, то и благовременно приказывал им как бы наперед вооружиться посредством обрезания, зная, что иначе не избегнут поражения и не спасутся от смерти уже долженствовавшие немедленно же начать сражение.    Написано же о нем так: «И сказал Господь Иисусу: сделай себе ножи каменные из камня острого и, седши, обрежь сынов Израиля; и сделал Иисус ножи каменные и обрезал сынов Израиля» (Нав.5:2-3). Наименование «камня» здесь указывает нам как бы на твердость и несокрушимость Божия Слова. А название его «острым» обозначает Его силу тонко проникать во все и острейшую Его действенность, как и Павел, воспитанный на Священных и Божественных Писаниях, называет нам Божественное Слово «живым и действенным и острейшим более всякого меча обоюдоострого» и говорит, что оно проникает «до разделения души и духа» (Евр.4:12). Столь тонкое и острое, проникая в наши сердца чрез Собственного Духа, Оно освобождает от всякой нечистоты. Обрезая неизреченным образом то, что наполняет нас превеликою мерзостию, Он делает нас и святыми и непорочными. Замечай, пожалуйста, здесь яснейший образ истины. Обрезывающий Иисус, а подвергающиеся этому от него суть «всякое дитя молодое», как написано, «которое не знает сегодня доброго или злого» (Втор.1:39). Так, вышедшие из Египта имели на себе Божественный гнев возмездием за непослушание и разнообразные наказания постигали их в пустыне, так как Всесвятому Богу благоугодно было справедливо не вводить их в землю, которою клялся отцам их. Бывшие же после них, как свободные от вины непослушания, служили прообразом нового народа, почему и принимают обрезание в духе чрез Христа, между тем как древний и прежний народ, то есть Израиль, как только что говорили мы, приходит к погибели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

   Но для возникновения этого желания необходимо время. Понадобилось оно и Моисею, и довольно много прошло этого времени — он успел жениться на дочери Иофора Сепфоре, она родила ему первенца, «и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле» (Исх. 2:22) (то ли сравнивая ее с землей египетской, где он провел свою молодость, что говорил бы нам о том, что ко времени рождения сына «египетский дух» еще не полностью оставил Моисея; то ли свидетельствуя этим именем «о страстном желании всех израильтян выйти из рабства и возвратиться в землю отцов»).    И как только Моисей трудами своими и верою оказался готовым к великому таинству непосредственного личного общения с Божеством, тотчас на пути его — за вполне обыденными заботами! (См.: Исх. 3:1) — воспламенилась неопалимая купина «и воззвал к нему Бог из среды куста», и ответил Ему Моисей: «Вот я» (Исх. 3:2—4)!    Но «ты, душа моя окаянная, не убила ум свой уязвлениями, как некогда великий Моисей поразил египтянина».    Ты не хочешь отказаться от «негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6:20) — той «мудрости», которую «Бог обратил в безумие» (1 Кор. 1:20, 3:19), той мудрости, которой надлежит пройти вместе с образом мира сего.     Ты не внимаешь святым отцам, которые в своих писаниях «предостерегают от неправильного и злого применения наук и от неумеренного почитания их». Смотри: отцы не противятся науке, они даже говорят о·«науках внешних, в большей или меньшей степени нужных для инока». Потому они и говорят: «Мы не мешали бы обучаться внешней науке желающим из тех, кто не избрал монашеской жизни, но всю жизнь заниматься ею никоим образом не советуем никому, а ожидать от нее каких-либо точных познаний о божественных предметах и вовсе запрещаем, потому что от нее нельзя научиться ничему надежному о Боге».    О мудрости же монашествующих говорят: «Смиренномудрый монах не любопытствует о предметах непостижимых», — и советуют: «Познай самаго себе: и се есть истинное воистинну смирение, смиренномудроствовати научающее, сокрушающее сердце. ...Еже бо себе познати, конец есть делания добродетелей».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апостолам даже не пришлось произносить эти слова заблуждения перед Христом, потому что Он «уразумел» - и сказал: «Что помышляете в себе, маловерные, что хлеба не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?». И понимание пришло. Кстати сказать, приходится встречать арифметические выкладки на тему: почему на пять тысяч человек хватило пяти хлебов, а на четыре потребовалось целых семь? Толкования этого нехитрого факта бывают довольно нелепыми, потому что здесь дело-то не в количестве: просто нужно было собрать все, что было, ничего не утаив, ничего не оставив в резерве. Такой вот акт преданности и доверия. Забегая вперед, можно припомнить случай, как в апостольской общине Ананий и Сепфора отдали на жизнь общины не все деньги, полученные за свой земельный участок. Они были наказаны свыше смертью даже не только за это, а и за то, что вдобавок солгали. Поскольку христианство - это отношения человека с Богом лицом к лицу, они должны быть предельно (или беспредельно, как хотите) искренними и цельными. И к этому имеет некоторое отношение тот принцип, согласно которому пропасть невозможно преодолеть в несколько шагов, - или ты перепрыгиваешь, или... сами понимаете. Как быто ни было, ученики поняли, что речь идет о фарисейском учении. После чего история новозаветного благовествования разворачивается стремительно. Христос спрашивает: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». Вспомним, что по законам семитских языков «сын человеческий» означает просто-напросто человека, и такое называние Мессии - очередной знак свободы выбора, поскольку в наименовании нет признака Божественности Иисуса. А свобода выбора возлагает на нас ответственность за этот самый выбор... В ответе учеников - довольно широкий разброс мнений: за Иоанна Крестителя, за Илию, за Иеремию «как одного из пророков».

http://foma.ru/kulminacziya-mf-16.html

Богошественная гора Синай Скачать epub pdf С Египтом связаны исторически начало Ветхого Завета и начало Нового. В дни египетского рабства появляется среди избранного народа Моисей, таинственная, до сих пор для многих историков неясная фигура. После убийства египтянина, ему пришлось уйти из владений фараона и придти на Синай – где он нашел приют у священника Мадиамского и его дочерей. На одной из дочерей, Сепфоре, Моисей женился, жил спокойно и потаенно, пас стада тестя своего Иофора. И однажды, как сказано в книге «Исход», «провел он стадо далеко в пустыни, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх. 3, 1–5 ). Как часто бывает в истории, вождь, пророк и духовный создатель еврейского народа сам скорее всего был чужаком, египтянином. Но здесь, на Синае, впервые заговорил с ним Бог из горящего, но не сгорающего куста. «Это место свято», – сказал ему Бог . Ибо здесь, как бы в огненном горниле, совершалась тайна двойного Богоизбранничества: Бог избрал Себе пророком, Своим историческим орудием Моисея – Моисей избрал (или Бог через него избрал) никому еще не ведомые, подвластные фараонам еврейские племена, для того чтобы создать, выплавить из них Народ Божий. На месте, где Бог впервые открылся пророку, и ныне зеленеет терновый куст. В долине, где стоял когда-то станом выведенный из Египта народ израильский, находится православный Синайский монастырь. Соборный храм его посвящен празднику Преображения Господня, но первоначально, во времена равноапостольных Константина и Елены, здесь был построен храм Неопалимой Купины. …Но начинают паломничество на Синай с восхождения на пик Моисея. Еще из Горящей Купины Бог возвестил Моисею свою волю: «Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служению Богу на этой горе». И когда, приведя народ и расположив его в долине, Моисей поднялся во исполнение обетования на вершину, «гора Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх 19, 18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

в дом и выдает за него дочь Сепфору. Между тем в Египте стенание угнетенного народа доходит до Господа, и М. оказывается призван к своей освободительной миссии. Когда он пасет овец тестя близ горы Хорив (на Синайском полуострове), Ангел от Господа окликает его из тернового куста, объятого пламенем и несгорающего (т. н. неопалимая купина), и говорит от имени Господа: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (3:6) — чем устанавливается преемство будущей религии Господа по отношению к преданиям времен праотцев; с другой стороны, подчеркивается (6:3), что если праотцы не знали имени Господа и им Бог являлся как «Шаддай», то М. вверено новое имя. Сама весть гласит: «Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (3:10). Господь наделяет М. способностью чудотворства и делает Ааропа «устами» косноязычного М., его толмачом и вестником (3:11–4:17). Вместе в Аароном М. предстает перед фараоном и требует от лица Господа: «отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне» (5:1). Но фараон наказывает евреев новыми тяготами, так что народ ропщет на М., только ухудшившего его положение. Тогда Господь ставит 80–летнего М. «Богом фараону» (7:1) и начинает творить его рукой грозные чудеса: на глазах фараона жезл Аарона превращается в змею и поглощает жезлы магов фараона. Затем Господь через М. насылает на египтян «казни египетские», числом десять (срв. десять «да будет» в библейском рассказе о сотворении мира, десять заповедей и т. п.): вода Нила приобретает цвет крови и смрадный запах, делаясь непригодной для питья; Египет наполняется полчищами жаб; мошкары; песьих мух; идет падеж скота; у скота и людей распространяются гнойные нарывы; повсюду, кроме Гесема, где живут евреи, проходит сокрушительный град; является саранча; в воздухе висит «осязаемая тьма»; по всему Египту умирают первенцы, исключая еврейские дома, дверные косяки которых отмечены кровью пасхального агнца — этиология пасхальной обрядности (7:15–12, 30). Фараону приходится уступить, и евреи пускаются в путь; «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (13:21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В доме мадиамского священника Иофора он вступил в супружество с его дочерью Сепфорой и провел здесь 40 лет. Пася стадо своего тестя, он прошел со стадом далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву ( Ucx. II, 1 ). Он увидел здесь необыкновенное явление, именно: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись к кустарнику, он услышал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к фараону для освобождения израильтян. Страшась своего недостоинства и представляя различные затруднения, Моисей несколько раз отрекался от сего великого посольства, но Господь обнадежил его Своим присутствием и Своей помощью, открыл ему Свое имя: Сущий (Иегова) и в удостоверение Своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змия и змия снова обратил в жезл; затем Моисей по повелению Божию положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул ее, и она была здорова. В помощники же Моисею Господь указал брата его, Аарона. Тогда Моисей беспрекословно повиновался призванию Господа. Вместе с братом своим Аароном он предстал пред лицо фараона, ц. египетского, и от имени Иеговы они просили его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Фараон, как и предсказал Моисею Господь, отказал им в этом. Тогда Господь поразил египтян страшными казнями, из коих последней было избиение ангелом в одну ночь всех первенцев египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство фараона. Он дозволил евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий и крупный. И понуждали Египтяне народ, чтоб скорее выслать его из земли той; ибо, говорили они, мы все помрем. Евреи, совершив в последнюю ночь, по повелению Божию Пасху, вышли из Египта в числе 600000 мужей со всем имуществом, причем, несмотря на всю поспешность, они не забыли взять с собою кости Иосифа и некоторых других патриархов, как завещано было Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В это время у одного человека из колена левиина, по имени Амрама, от жены его Иохаведы родился прекрасный мальчик. Три месяца мать скрывала его, но боясь, что долее ей не удастся уберечь его от глаз гонителей, она взяла корзинку, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила в тростнике у берега реки, приказав дочери своей смотреть, что будет с младенцем. Вскоре дочь Фараона со служанками пришла купаться и, заметив корзинку, велела подать ее. Увидевши прекрасного мальчика, она сжалилась над ним и решилась воспитать его, как сына. Мариам, сестра младенца, видя сострадание царевны, осмелилась подойти к ней и предложила позвать кормилицу для младенца. Царевна согласилась. Мариам тотчас привела свою мать, которой царевна и отдала мальчика для вскормления. Когда же мальчик подрос, дочь Фараона взяла его к себе, назвала Моисеем, что значит вынутый из воды, усыновила его и приказала учить его всей премудрости египетской. Признание Моисея к освобождению евреев от власти египтян Моисей прожил в Египте 40 лет; но, видя, как притесняют израильтян, захотел лучше страдать с народом Божиим. нежели быть за одно с язычниками. Однажды Моисей увидел что египтянин бьет еврея: он вступился за обиженного, убил мучителя и скрыл его тело в песке, но весть об этом разнеслась. На другой день Моисей увидел, что двое евреев ссорится, и хотел помирить их; но один из них попрекнул ему убийством египтянина, и Моисей, опасаясь наказания, бежал в землю Мадиамскую. Здесь опять пришлось ему вступиться за слабых и обижаемых против сильных. Он увидел. что семь дочерей священника Иофора пригнали к колодцу поить овец: в тоже время пришли к колодцу и пастухи с своими стадами и стали отгонять девиц. Моисей прогнал пастухов и помог девицам напоить своих овец. Когда Иофор узнал об этом, то принял Моисея в дом свой и. впоследствии, выдал за него дочь свою Сепфору. Моисей прожил у него 40 лет. Однажды Моисей пас стада тестя своего близ горы Хорива и увидел куст, который горел огнем, но не сгарал. Удивленный, он подошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

В этом месте они оставались по крайней мере семь дней, отчасти вследствие одного обстоятельства, которое должно было чрезвычайно огорчать, уже и без того удрученный дух Моисея. Мариам, его сестра, которой, по промыслу Божию, было предоставлено некогда охранение его в детстве, по-видимому враждовала с Сепфорой, его женой, как с эфиоплянкой, считая ее женщиной нечистой крови 513 . Придя, наконец, к убеждению, что такой союз не соответствовал великому положению Моисея в качестве вождя, и чувствуя некоторую зависть, что он один был исключительным орудием провозглашения повелений Божиих народу, между тем как и она сама была пророчицей, она склонила и Аарона на свою сторону, причем они стали заявлять, что они также могут удостоиться чести участия в божественных откровениях. Но проказа, чудесно поразившая ее, мгновенно пресекла ее честолюбие, хотя она и не могла совершенно изгладить той горечи, которую должно было возбудить в ее великом брате такое возмущение в ближайшем круге его собственного родства. Для того, чтобы пресечь возможность дальнейших случаев подобного же возмущения, в этом именно месте избран был совет из семидесяти старейшин, тот совет, который, по мнению раввинов и даже некоторых христианских богословов, был прообразом великой синагоги, которой иудеи так много были обязаны по возвращении своем из плена Вавилонского. Будучи утверждены в этом своем достоинстве народом ( Числ. 2:24, 26 ), они собрались вокруг священной скинии, и тут представилось невиданное еще зрелище, как именно все это собрание старейшин охвачено было пророческим восторгом под влиянием Духа Божия. «И сошел Господь в облаке, и говорил с Моисеем, и взял от Духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» ( Чис. 11:25 ). Случай этот дал повод к проявлению возвышенного духа Моисея. Двое из их числа, именно Елдад, «возлюбленный Богом», и Модад, «любовь», получив божественное вдохновение, хотя они и не присоединялись к остальным в скинии, стали пророчествовать в том месте, где они были, именно в стане.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«Валак, сын Сепфоров 1019 , услышал обо всём, что сделал Израиль аморреям, сильно испугался и послал послов к Валааму, сыну Веорову, чтобы позвать его и сказать: „Вот, народ вышел из Египта, приди, прокляни мне их, ибо я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, а кого ты проклянёшь, тот проклят.” Послы пришли к Валааму и пересказали ему слова царя Валака. И он сказал им: „Переночуйте здесь ночь, и я отвечу вам, что скажет мне Господь”. И остались старейшины моавитские у Валаама. Валаам пробудился сна своего и сказал: „Идите к своему царю Валаку, ибо я не буду проклинать пришедший народ”. Они передали это Валаку. Валак вновь попытался призвать Валаама. Валаам поутру оседлал ослицу свою, пошёл, и вот, ангел Божий, заградив ему дорогу, стал перед его ослицей. Ослица, устрашившись его вида, упала и придавила Валааму ногу. Валаам стал бить её в ярости, ослица же сверх естества заговорила человеческим языком» ( Чис. 22:2–3, 5–8, 13–15, 21–23, 28 ). И страшити бо и въсхот Богъ ослчимъ гласомь, чресъ бывшимь, и ангельскымъ же да всть Валамъ, ко Богъ творить о людехъ, и Богъ помагати въсхощеть, и человкъ того озлобити и не (л.144б) възможеть. Бог пожелал устрашить его сверхъестественной речью ослицы и видом ангела, чтобы Валаам узнал, что Бог заботится о людях и если кому Бог захочет помогать, того человек обидеть не сможет. ко вид ангела, и рече Валамъ ангелу: «съгршихъ, не видхъ, ко предстоиши на пути; и нын, аще нсть ти год, да с обрщю». И рече ангелъ: съ человкы сими, обаче слово, реку ти, снабди». «Увидев ангела, Валаам сказал ему: „Согрешил я, ибо не знал, что ты стоишь на пути; и теперь, если это тебе неугодно, я возвращусь”. И сказал ангел: „Пойди с этими людьми, только говори то, что Я буду говорить тебе”» ( Чис. 33–35 ). Но и того ради не попусти Богъ Валаму клти сыновъ Израилевъ, имже часто съгршаху къ Господу сынове Израилеви, и мучашеть часто Господь безакони ихъ ради; да того ради не попусти Богъ Валаму клти люди Израил, да не рекуть иноплеменьници, ко Валамовы клтвы ради мучить Господь Богъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010