Приложение Римские и византийские императоры От Августа до Юстиниана Август 27 г. до н. э.–14 г. н. э. Тиберий 14–37 гг. Калигула 37–41 гг. Клавдий (I) 41–54 гг. Нерон 54–68 гг. Гальба 68–69 гг. Отон 69 г. Вителлий 69 г. Веспасиан 69–79 гг. Тит 79–81 гг. Домициан 81–96 гг. Нерва 96–98 гг. Траян 98–117 гг. Адриан 117–138 гг. Антонин Пий 138–161 гг. Марк Аврелий 161–180 гг. Луций Вер 161–169 гг. Коммод 180–192 гг. Пертинакс 193 г. Дидий Юлиан 193 г. Септимий Север 193–211 гг. Клодий Альбин 193–197 гг. Песценний Нигер 193–194 гг. Каракалла 211–217 гг. Гета 211–212 гг. Макрин 217–218 гг. Элагабал 218–222 гг. Александр Север 222–235 гг. Максимин 235–238 гг. Гордиан (I) 238 г. Гордиан (II) 238 г. Пупиен 238 г. Бальбин 238 г. Гордиан (III) 238–244 гг. Филипп Араб 244–249 гг. Филипп (Младший, соправитель Филиппа Араба, своего отца) 247–249 гг. Деций 249–251 гг. Деций (Младший) 251 г. Гостилиан 251 г. Требониан Галл 251–253 гг. Волузиан 251–253 гг. Эмилиан 253 г. Валериан 253–260 гг. Галлиен 253–268 гг. Постум 258–268 гг. (Провозглашен императором в Галлии, оспаривал власть у Галлиена) Викторин 268–270 гг. (Наследовал Постуму, правил Галлией) Клавдий (II) Готский 268–270 гг. Тетрик 270–273 гг. Квинтилл 270 г. Аврелиан 270–275 гг. Тацит 275–276гг. Флориан 276 г. Проб 276–282гг. Кар 282–283гг. Карин 283–285гг. Нумериан 283–284гг. Диоклетиан 284–305гг. Максимиан 286–305 гг.; 307–310 гг. Галерий 293–311 гг. Констанций (I) 293–306 гг. Караусий 286–293 гг. (Провозглашен императором в Британнии, оспаривал власть у Констанция). Аллект 293–296 гг. (Преемник свергнутого им Караусия. Оспаривал власть у Констанция). Флавий Север 305–307 гг. Максимин Дайа 305–313 гг. Максенций 307–312 гг. Александр 308–311 гг. (Провозглашен императором в Африке, оспаривал власть у Максенция). Лициний 308–324 гг. Константин (I) 306–337 гг. Константин (II) 337–340 гг. Констант 337–350 гг. Констанций (II) 337–361 гг. Магненций 350–353 гг. Юлиан 361–363 гг. Иовиан 363–364 гг. Валентиниан (I) 364–375 гг. Валент 364–378 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Ни один из моих критиков, – писал он, – не называл цифры, превышающей полтора миллиона» (Коллинг­вуд, цит. изд., с. 401). От свободной Каледонии римскую Британию отделял двой­ной лимес: хорошо сохранившийся вал Адриана, протянувшийся от устья Тайна на востоке до Солуэй-Ферта на западе, почти со­впадающий с границей между Англией и Шотландией, и второй, носивший имя Антонина, строительство которого было однако завершено в основном уже при Септимии Севере, – ныне осно­вательно разрушенный; он выдвинут был на север и проходил по линии между заливами Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Клайд, или от Эдинбурга до Глазго. Поскольку вал Адриана – это собой самый замечательный из дошедших до наших дней фрагментов лимеса, его описание, сделанное Т. Моммзеном, представляет интерес, вы­ходящий за рамки римской Британии: «Это настоящая военная дорога.., защищенная с обеих сторон крпостными сооружениями. С севера дорогу прикрывает мощная стена, первоначально по крайней мере в 16 футов вышиной и 8 футов толщиной, облицо­ванная с обеих сторон массивными каменными глыбами, проме­жуток между которыми заполнен бутом и известью, а перед нею тянется не менее внушительный ров в 9 футов глубиной, имею­щий более 34 футов ширины в верхнем разрезе. С юга дорога за­щищена двумя параллельными земляными насыпями, еще и те­перь имеющими в вышину 6–7 футов, между которыми тянется ров в 7 футов глубиной, южная сторона которого несколько вы­ше северной... Между каменной стеной и земляными насыпями на самой дороге расположены лагеря и караулы.., имеющие вид самостоятельных обороноспособных фортов с воротами на все четыре стороны на расстоянии малой мили друг от друга; че­рез каждые два таких форта находится подобное же сооружение меньшего размера с воротами на север и юг, через каждые два таких сооружения – четыре меньших караульни на расстояние человеческого голоса одна от другой» (Моммзен, цит. изд., т. 5, кн. 8, с. 185–186). Защитные сооружения лимеса, обращенные не только на се­вер, но и на юг, явным образом свидетельствуют об опасности, которая угрожала оккупационной власти на острове не только со стороны свободного народа Каледонии, но и от не до конца зами­ренных племен современной Англии, – опасности, сохранявшей­ся, по крайней мере, до начала III века, пока процесс романиза­ции Британии не зашел так далеко, что подвергшиеся культурной, а в своем верхнем слое, осевшем в городах, также и языковой мута­ции туземцы забыли вкус варварской свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Марк Аврелий умер, не перевоспитав христиан. Напротив, их убежденность и правдивость на допросах перед судьями и мужество, с каким они переносили страшные мучения, заставляли многих язычников, среди которых немало было людей, принадлежащих к высшим слоям общества, задумываться, насколько целесообразным было поднятое против христиан гонение. В результате переоценки ценностей при сыне Марка Аврелия императоре Коммоде (180–192) христиане оказываются на службе при императорском дворе, пользуются доверием императора и живут благополучно 158 . В столице, как пишет Евсевий, «многие по богатству и происхождению знаменитые граждане целыми семьями и со всем родством обращались ко спасению» 159 . Вторым преемником престола императора Коммода был Септимий Север (193–211). Его современник Тертуллиан об отношении императора к христианам писал: «Лица мужского и женского пола, принадлежавшие к сенаторскому сословию, о которых Север знал, что они исповедуют нашу религию, не только не терпели от него никакого зла, но он еще дал свидетельство в их пользу и противодействовал ярости народной, направленной против них» 160 . В 202 году этот император издал закон, запрещающий под страхом смертной казни прозелитизм как в иудейство, так и в христианство . Закон распространялся на принявших иудейство или христианство после его издания и, таким образом, ограничивал распространение христианства, но в то же время признавал ненаказуемой принадлежность к христианству принявших крещение до издания этого закона. Это уже означало частичное признание христианства как дозволенной религии. При этом императоре в Александрии становится известным Ориген , которому в его восемнадцатилетнем возрасте епископ Димитрий (180–231) поручил обучение оглашаемых в огласительном училище. Слава Оригена как талантливого педагога-наставника широко разнеслась в Александрии, и катехизаторское училище было наполнено людьми обоего пола, которые с утра до вечера приходили слушать катехизатора. Ориген же, видя, что он физически не может один преподать нужные оглашаемым знания, разделил слушателей и пригласил своего друга Иеракла, прилежно занимавшегося богословскими предметами и сведущего в литературе и философии, и «поручил ему преподавание первых начал только что приступившим к учению, а сам стал заниматься с более совершенными» 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В это время получила окончательное воплощение рим. система обороны границ - limes. Империя почти отказалась от активной внешней политики и экспансии. Последним крупным успехом стало завоевание Дакии Набатейского царства при имп. Траяне, но он же фактически потерпел неудачу в попытке продвинуть границы к востоку и разбить Парфию. В 60-х гг. II в. вновь с переменным успехом шла война с парфянами. По мирному договору к империи была присоединена Сев. Месопотамия, а Армения вошла в сферу рим. влияния. В эти же годы резко активизировались варварские племена на европ. границе. Герм. племена квадов и маркоманов в союзе с сарматами прорвали рейнско-дунайскую границу и вторглись в Сев. Италию (1-я Маркоманская война, 169-175). Для спасения Италии сенат принял чрезвычайные меры: в армию мобилизовали даже разбойников, рабов и гладиаторов. В 169 г. римляне вытеснили варваров из Италии, а в дальнейшем очистили от врага дунайские провинции и перешли Дунай. По мирному договору герм. и сарматские племена оказались под рим. протекторатом, однако вскоре возобновили вторжения (2-я Маркоманская война, 177-180); их натиск вновь удалось отразить. Преемник Марка Аврелия, его сын Коммод (180-192), несмотря на незаурядные способности, не сумел завоевать популярность в обществе; он был убит в результате заговора, и с его смертью прекратилась династия Антонинов. Вновь последовала гражданская война (193-197), в ходе к-рой победу одержал Септимий Север (193-211), выходец из Африки, ранее завоевавший доверие армии как способный полководец и наместник Паннонии. Как и Север, его важнейшие противники Клодий Альбин и Песценний Нигер опирались на армию и провинциальные элиты империи: первый - в Британии и Галлии, второй - в Сирии, но в военных столкновениях с Септимием они проиграли. Арка Септимия Севера, Рим. 203 г. Арка Септимия Севера, Рим. 203 г. Режим Септимия Севера и его преемников из династии Северов (193-235) представлял собой военно-бюрократическую монархию. Власть и авторитет сената превратились в фикцию, мн.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Однако в отношении к членам collegia illicita он принужден был обстоятельствами прибавить к прежним постановлениям: «Те же, о которых передают, что они составляют недозволенную коллегию, должны быть обвиняемы у префекта города» 855 . Каракалла, понимая всю пользу, приносимую ассоциациями, особенно ремесленными и торгово-промышленными, дал множеству коллегий как право иммунитета, так и свободу от опекунства и этим самым продолжил дело, начатое Септимием Севером 856 . Кроме того, при нем с принятием всех подданных Империи в римское гражданство, последние получили право свободно организовать общества, что и послужило причиной еще большого распространения и без того живучих ассоциаций. Александр Север, преемник Гелиогабала, издал декрет, содержание которого составило эпоху в истории римских колегий. Этим декретом «он давал официальное существование... коллегиям всех искусств и ремесел, разрешал им иметь защитника и постановил, какие судьи должны были судить их за каждый проступок» 857 . Замечательный исследователь римских ассоциаций – Г. Либенам, еще в своем труде никем не превзойденный, думает, что Александр Север этим распоряжением лишь увенчал отношение к коллегиям своих предшественников по престолу, что он вывел следствие из тех посылок, которые уже были даны ему 858 . И основанием его политики, как и политики более раннего времени, было желание привлечь коллегии к служению обществу и государству. После этого императора – до Константина Великого , мы не встречаем особенно важных постановлений, касающихся коллегий. Следует отметить лишь все ту же общую тенденцию правительства подвести их под всесторонний контроль государственной власти, сделать из них такие органы, такое компактное целое, которое позволило бы облегчить управление 859 . Этой цели государство, не стесняясь иногда суровыми юридическими актами, главным образом достигало чрез уравнение членов коллегий в правах и преимуществах, чрез дарование им иммунитета и в первой линии чрез освобождение их от выполнения ассенизационных и неопрятных повинностей – sordida munera 860 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И самым характерным в чреде солдатских императоров был первый из них – Гай Юлий Вер Максимин. Он был сыном пас­туха из Фракии, Иордан в своей «Гетике», опираясь на утрачен­ную «Историю» Симмаха, писал, что он «родился от отца гота по имени Микка и от матери аланки, которую звали Абаба» (Иор­дан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. СПб., 2001, с. 77); если эти сведения верны, Максимин имел, для римского гражда­нина, сугубо варварское происхождение: Фракия давно уже во­шла в состав империи, а ее население еще до покорения Римом подверглось умеренной эллинизации, но лишь немногие из готов и аланов просочились в пределы Римской империи и поселились внутри нее. О поступлении Максимина на военную службу при императоре Септимии Севере Иордан рассказывает историю, по­добную эпизоду из эпической саги: «Принцепс устраивал воен­ные игры; узнав об этом, Максимин, хотя и был полуварваром и юнцом, после того как были предложены награды, попросил на своем родном языке, чтобы император дал ему разрешение всту­пить в борьбу с опытыми воинами. Север, чрезвычайно удивлен­ный величиной его тела.., приказал ему бороться с обозниками... Максимин уложил на спину шестнадцать обозников с такой лег­костью, что... не давал себе даже никакой передышки в виде пе­рерывов. После того как он забрал все награды, приказано было отправить его в войско, и первая его служба была в коннице. На третий день после того события, когда император приехал в ла­герь, он увидел Максимина скачущим по-варварски; тогда он при­казал трибуну, чтобы тот заставил его научиться римским воен­ным приемам. Максимин ...приблизился к нему и пеший пошел перед ним, едущим на лошади. Император ...стал запутывать мно­жество кругов... различными поворотами, чтобы довести его до утомления; наконец, он сказал Максимину: «Ну, чего же теперь, после бега, хочешь, фракиец?» – Бороться... Тут Север... прика­зал самым сильным из воинов сразиться с ним. Он же повалил на землю семерых самых могучих юношей... и был он один ода­рен цезарем и серебряными наградами и витой золотой цепью; затем ему приказали пребывать среди императорских телохра­нителей» (Иордан, цит. изд., с. 77–78).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Таким образом, вся британская операция ограничилась демонстрацией мощи римского оружия воинственным туземцам. Мысль о заво­евании всего острова, если она и была у императора, пришлось оставить, и как оказалось, уже навсегда. В разгар военной кампании Север тяжело заболел. У него обострилась подагра, которой он страдал долгие годы. Мучи­тельные боли приковали его к одру. Командование вооружен­ными силами император возложил на старшего сына Каракаллу, а тот, похоже, не скрывал от смертельно больного отца, нетер­пеливое стремление поскорее дорваться до высшей власти. Не­которые современники, вероятно, напрасно, даже подозревали его в том, что он ускорил смерть отца. Во всяком случае, Севе­ру молва усваивала обращенную к безжалостному сыну моль­бу: «Не дай им видеть, что ты убиваешь меня» (Буркхард, цит. изд., с. 15). Перед кончиной император произнес и такие сло­ва: «Omnia fui, et nihil expedit» (Я был всем, и ничего не получи­лось). Со сметртного одра он, согласно Диону Кассию, обратил­ся к сыновьям Каракалле и Гете с политическим завещанием: «Будьте дружны между собой, обогащайте солдат, об остальном не заботьтесь» (Cass. Dio, LXXVI, 15,2). Как справедливо замеча­ет русский историк Н. А. Машкин, «трудно судить о достоверно­сти этого афоризма, но он хорошо определяет отношения между императорами и армией» (Машкин, цит. изд., с. 561), во всяком случае, между Севером и его легионерами. Луций Септимий Север скончался в Эбураке 4 февраля 211 г., прожив 66 лет, из которых 18 он правил империей. За смертью Севера сразу последовала его консекрация, тело его было сожже­но в Эбураке, а прах обожествленного принцепса доставлен в Рим и там торжественно погребен. Биограф Севера Элий Спартиан воспроизводит его последние слова: «Я принял государство, со всех сторон раздираемое восстаниями, а оставляю умиротворенным да­же в Британии. Старый, с больными ногами, я оставляю моим Ан­тонинам (т. е. сыновьям) крепкую власть, если они сами окажут­ся хорошими, но бессильную, если они будут дурными» (цит. по: Ковалев, цит. изд., с. 723), – и замечает далее уже от себя: «По­сле его смерти все высоко оценили его – главным образом пото­му, что государство в течение долгого времени не видело ничего хорошего ни от его сыновей, ни после, когда многие устремились к власти и Римское государство стало добычей для грабителей» (цит. по: Ковалев, цит. изд., с. 723). 3. Правление Каракаллы

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По словам Тертуллиана, один христианин, по имени Прокул, исцелил его во время тяжкой болезни через помазание елеем. Однако после иудейской войны Север начал подозревать христиан в политических замыслах и издал новые законы против христиан. Поводом был отказ христиан принимать участие в языческих торжествах, какие были устроены при триумфальном возвращении императора в Рим.    В 202 году Септимий Север издал закон, которым под страхом смерти запрещалось принятие иудейства и христианства. Этот закон содействовал возобновлению гонений на христиан. Там, где императорские наместники были враждебно расположены к христианам, опять начались преследования их и казни.    Особенно сильно было гонение, и в течение долгого времени, в Африке, в Малой Азии и Европе (в Галлии). Этот удар для христиан был так внезапен, и происшедшее гонение показалось для современников до такой степени жестоким, что один церковный писатель (Иуда), объяснявший в то время седмины Даниила, полагал, что наступило пришествие антихриста.    В это гонение в африканском городе Сциллите (Нумидия) было приведено несколько христиан и христианок к судилищу проконсула. Он обещал им помилование, если только они обратятся к языческим богам и поклянутся гением императора. «Я не знаю никакого гения властителя этой земли, — отвечал один из них, Сперат, — но я служу моему Богу на небе (сущему), Которого никто из людей не видел и видеть не может. Я плачу подати, потому что я признаю императора моим господином, но молиться могу я только моему Господу, царю всех царей, Господу всех народов». Проконсул приказал отвести их в темницу и на другой день еще раз пытался разубедить их. Но они остались твердыми в своем исповедании, говоря: «Мы — христиане!» И на вопрос проконсула: «Так значит, вы не хотите никакой милости, никакого прощения?» — один из них от имени всех отвечал: «В честной борьбе не бывает милости; делай, что хочешь! Мы с радостью умрем за своего Господа Христа». На месте казни они еще раз преклонили колена, помолились все вместе и затем были обезглавлены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

При Коммоде Антонине, положившем конец череде блистательных императоров, положение христиан изменилось к лучшему. Гонения не были санкционированы верховной властью, но существующие законодательные нормы (в частности, по-прежнему имеющий силу рескрипт Траяна) предоставляли возможность президам преследовать христиан. К 180 году относится казнь в Карфагене исхлисских мучеников. В самом Риме в 183 – 186 годах пострадал образованный христианин Аполлоний . В сенате, куда ввиду принадлежности его к сенаторскому сословию было передано рассмотрение этого дела, Аполлонием была произнесена блестящая речь в защиту христианства, однако сенат остался на почве «древних законов» и осудил его. Приблизительно к этому времени относятся приводимые Тертуллианом примеры, свидетельствующие об ограждении христиан от ярости черни по желанию презида. Тертуллиан упоминает несколько имен проконсулов в Африке, где ненависть к христианам была особенно велика. В десятый год царствования Септимия Севера (193 – 211 гг.) был издан указ, запрещавший под страхом смертной казни принимать иудейскую или христианскую веру. В это гонение в Александрии в числе других пострадали отец Оригена Леонид и христианская девственница Потамиена, в Карфагене – несколько мучеников, в числе которых образованная матрона Перпетуя и молодая рабыня Фелицитата. Гонения Септимия Севера продолжались, вероятно, до самого конца его царствования. При императоре Антонии Каракалле (211 – 217 гг.) и при его преемниках Макрине (217 – 218 гг.) и Антонине Гелиогабале (218 – 222 гг.) христиане практически не подвергались преследованиям. Последний император относился к римской религии пренебрежительно и даже пытался объединить все религии под верховным главенством восточного бога Эльгабала, особенно рассчитывая в этом на иудеев, самарян и христиан. Он не успел столкнуться с невозможностью заставить их почитать чуждые святыни. Более достойный император Аврелий Александр Север (222 – 235 гг.) относился к христианам уважительно. Его мать Юлия Маммея, покровительствующая христианству, во время своего пребывания в Антиохии, вероятно в 226 году, слушала беседы знаменитого Оригена . Император Максимин (235 – 238 гг.) подвергал преследованию всех, кто был облагодетельствован его предшественником. В его действиях религиозные мотивы были незначительны, однако этот император, как и Септимий Север, обнаруживает все большее знакомство с формами существования христианства. Септимием Севером была запрещена христианская проповедь – жизненно необходимое условие и смысл существования христианства в мире. При Максимине правительство уже умеет отличать христианскую иерархию от обыкновенных мирян. Однако гонение при Максимине не имело повсеместного характера и затронуло далеко не всех христиан. То же положение оставалось при двух преемниках Максимина – Гордиане (238 – 244 гг.) и Филиппе (244 – 249 гг.). Последний даже был к христианству благосклонен.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

При Коммоде Антонине, положившем конец череде блистательных императоров, положение христиан изменилось к лучшему. Гонения не были санкционированы верховной властью, но существующие законодательные нормы (в частности, по–прежнему имеющий силу рескрипт Траяна) предоставляли возможность президам преследовать христиан. К 180 году относится казнь в Карфагене исхлисских мучеников. В самом Риме в 183 — 186 годах пострадал образованный христианин Аполлоний. В сенате, куда ввиду принадлежности его к сенаторскому сословию было передано рассмотрение этого дела, Аполлонием была произнесена блестящая речь в защиту христианства, однако сенат остался на почве «древних законов» и осудил его. Приблизительно к этому времени относятся приводимые Тертуллианом примеры, свидетельствующие об ограждении христиан от ярости черни по желанию презида. Тертул- лиан упоминает несколько имен проконсулов в Африке, где ненависть к христианам была особенно велика. В десятый год царствования Сеп- тимия Севера (193 — 211 гг.) был издан указ, запрещавший под страхом смертной казни принимать иудейскую или христианскую веру. В это гонение в Александрии в числе других пострадали отец Оригена Леонид и христианская девственница Потамиена, в Карфагене — несколько мучеников, в числе которых образованная матрона Перпетуя и молодая рабыня Фелицитата. Гонения Септимия Севера продолжались, вероятно, до самого конца его царствования. При императоре Антонии Каракалле (211 — 217 гг.) и при его преемниках Макрине (217 — 218 гг.) и Антонине Гелиогабале (218 — 222 гг.) христиане практически не подвергались преследованиям. Последний император относился к римской религии пренебрежительно и даже пытался объединить все религии под верховным главенством восточного бога Эль–габала, особенно рассчитывая в этом на иудеев, самарян и христиан. Он не успел столкнуться с невозможностью заставить их почитать чуждые святыни. Более достойный император Аврелий Александр Север (222 — 235 гг.) относился к христианам уважительно. Его мать Юлия Маммея, покровительствующая христианству, во время своего пребывания в Антиохии, вероятно в 226 году, слушала беседы знаменитого Оригена. Император Максимин (235 — 238 гг.) подвергал преследованию всех, кто был облагодетельствован его предшественником. В его действиях религиозные мотивы были незначительны, однако этот император, как и Сепгимий Север, обнаруживает все большее знакомство с формами существования христианства. Септимием Севером была запрещена христианская проповедь — жизненно необходимое условие и смысл существования христианства в мире. При Максимине правительство уже умеет отличать христианскую иерархию от обыкновенных мирян. Однако гонение при Максимине не имело повсеместного характера и затронуло далеко не всех христиан. То же положение оставалось при двух преемниках Максимина — Гордиане (238 — 244 гг.) и Филиппе (244 — 249 гг.). Последний даже был к христианству благосклонен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010