317 Публий Гельвий Пертинакс (1.08.126–28.03.193), император с 1.01.193 г. Был убит во время мятежа преторианской гвардии. 318 Дидий Север Юлиан (133 или 137–193) император в 193 г. (занимал престол 66 дней). Был низложен сенатом и убит рядовым солдатом во время мятежа Септимия Севера. 319 Марк Аврелий Север Антонин Каракалла (4.04.186–8.04.217), император с 4.02.211. После смерти его отца, Септимия Севера, который объявил своими преемниками обоих братьев, бежал в лагерь преторианской гвардии и побудил солдат к мятежу. Преторианцы ворвались во дворец и убили его брата Гету. 322 Марк Аврелий Антонин Гелиогабал (204–11.03.222), император с 8.06.218. Вместе с матерью Юлией Симиамирой был убит преторианцами. 323 Марк Аврелий Север Александр (1.10.208–1819.03.235), император с 10.03.222. Был убит при солдатском бунте в Майнце вместе с матерью Юлией Маммеей. 324 Гай Юлий Вер Максимин (ок.17273–10.05.238), император с марта 235 г. Был убит вместе со своим сыном взбунтовавшимися солдатами при осаде Аквилеи. 325 Здесь имеется в виду Марк Антоний Гордиан III (20.01.225–11.02.244), император с июля-августа 238 г. Был умерщвлен по приказу бывшего префекта претория Филиппа Араба, его преемника. 326 Марк Юлий Павел Филипп Араб (ок. 200-сент. 249 г.) Император с марта 244 г. Погиб в битве с войсками императора Деция под Вероной. 327 Гай Мессий Квант Деций Траян (195–251), император с 249 по 251 г. Погиб в сражении против карпов и готов в сражении у Абрутий в Мезии. 328 Гай Вибий Требониан Галл Август, император в 251–253 гг., вместе со своим сыном и соправителем Волусианом был убит в Интерамне, в походе на очередного претендента на престол Эмилиана. 331 Публий Лициний Валериан (ок.193– после 260), император с сентября 253 по осень 259 г. Попал в плен к персам в сражении при Эдессе и умер в плену. 332 Публий Лициний Эгнаций Галлиен (218– весна 268 г.), император с сентября 253 г. Был убит у Медиолана во время восстания командира конницы Авреола. 333 Марк Аврелий Карин, император с июлля 283 до лета 285 г. Был убит после поражения в сражении при Марге с войсками Диоклетиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Кроме этого христианина, состоявшего в свите императора, было немало и других христиан. Обэ полагает, что при дворе Севера остались все те христиане, которые при его предшественнике Коммоде занимали здесь различные невысокие должности. Он говорит: «Во дворце Севера, в его личном услужении, находились христиане. Те из них, которые составляли принадлежность двора Коммода, стали принадлежностью и двора Севера. Ибо слуги царские, вольноотпущенные рабы, переходили по наследству от одного императора к другому вместе с дворцовой мебелью». Указанный писатель полагает, что, по-прежнему, т.е. как и при Коммоде, при дворе служили христиане: евнух Гиацинт, Просена, Карпофор. Так ли было, как думает Обэ, решить с научной точностью трудно. Но несомненно, что при дворе Севера были и другие христиане, кроме вышеупомянутого Прокла. Так, несомненно, кормилицей у Каракаллы, сына Северова, была христианка. В числе мальчиков, разделявших детские игры Каракаллы, указывают тоже христианских детей.    Таков был двор Септимия Севера. Несомненно, христианский элемент в значительной мере проник в придворную атмосферу. Конечно, Север окружает себя христианами потому, что не видит ничего преступного в христианской вере. Он был расположен к христианам. Но есть факты еще более внушительные, показывающие, что его благоволение к христианам далеко заходило за пределы дворца. Тертуллиан, современник царствования Септимия Севера, дает следующее свидетельство касательно гуманности и толерантного благоволения императора к христианам: «Лица мужского и женского пола, принадлежавшие к сенаторскому сословию (clarissimi, clarissimae), о которых Север знал, что они исповедуют нашу религию, не только не терпели от него никакого зла, но еще он дал свидетельство в их пользу, (testimonio exomavit) и противодействовал ярости народной, против них направленной». Общий смысл этого свидетельства Тертуллиана ясен: Север благосклонно относился к христианам, принадлежащим к высшим сословиям, несмотря на то, что такая приверженность к культу, неузаконенному в Империи, шла вопреки традициям Рима и должна была бы возбуждать к ним вражду и преследование со стороны предержащей власти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Одни полагают, что Клодий Альбин был поражен Септимием Севером в 197 г., а другие относят поражение его к 198 г. Мы держимся взгляда первых, как более основательного по вашему мнению. Оно может быть аргументировано трояким образом. Во-первых известно, что когда в провинциях узнали о том, что Дидий Юлиан приобрел себе римскую корону с аукциона, согласившись заплатить каждому солдату более, чем другой претендент на эту корону, то есть Пертинакс, то немедленно легионы в Паннонии объявили императором Септимия Севера, в Сирии Песценния Нигра, в Британии – Клодия Альбина. Конечно, после погибели несчастного Юлиана, произшедшей в июне 193 г., эти три императора должны были войти в столкновение между собой, причем энергичнее и дальновиднее всех их оказался Септимий Север. Видя, что ему нельзя было одновременно вести войну с обоими своими соперниками, он признал Клодия Альбина своим соправителем, а с Песценнием Нигром сразился на Востоке. После третьей битвы Нигр был поражен, что, как мы уже сказали, случилось в 194 г. Затем Септимий Север решил покончить дело и Клодием Альбином, и поэтому отправил в Галлию тайных сикариев с тем, чтобы они умертвили его. Это отправление падает на 195 г. Однако Север не достиг своей цели. Его намерение было открыто Альбином, и он тогда явно возстал против Севера и его сторонников. Узнав о неудачной попытке умертвить Альбина чрез тайных сикариев, Север немедленно оставляет осаду Византии и отправляется в Галлию с необыкновенною поспешностию. Он, говорит Геродиан, совершал путь безпрерывно, не обращая внимания ни на праздничные дни, ни на какие препятствия, постоянно перенося холодь и зной. Самая поспешность, с какою Север оставляет Византию и отправляется в Галлию, дает основание полагать, что этот поход его должно относить к 196 г., а не к 197 г. Война Севера с Альбином продолжалась не очень долго: в следующем году последний был разбит первым на голову. Итак, поражение Альбина падает на 197 г. Во-вторых это же самое мнение может найдти себе подтверждение и в описании Дионом Кассием осады Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apo...

Между тем, Се­вер избрал для своей акции удачный лозунг – месть убийцам Пертинакса, который привлекал на его сторону многочисленных сторонников, возмущенных дерзкой выходкой зарвавшихся пре­торианцев. Сенат объявил о низложении Дидия Юлия и провоз­гласил принцепсом Септимия Севера; незадачливого покупателя верховной власти сенаторы приговорили к смерти. 1 июня этот приговор был приведен в исполнение. Когда, как не без сарказма пишет А. Азимов, Дидия «тащили прочь из дворца, он не переста­вал повторять: «Кому я причинил зло? Кого я обидел?» Конечно же, никого; но когда человек идет на рискованную игру, он дол­жен быть готов к тому, что придется платить за проигрыш» (Ази­мов Айзек. Римская империя. Величие и падение вечного города. М., 2006, с. 182–183). По принятым тогда правилам игры другого исхода для политического неудачника быть не могло. Чтобы избежать ненужного кровопролития, Север, прибли­зившись к Риму, выключил из игры преторианцев, пообещав им прощение в том случае, если они выдадут убийц Пертинакса. Сознавая свое бессилие перед многократно превосходившей ее численно армией, гвардия подчинилась и выдала заговорщиков и прямых убийц императора. После этого Север приказал прето­рианским когортам собраться в парадных мундирах и с полным вооружением у городских ворот; преторианцы подчинились и бы­ли разоружены, одновременно было объявлено о роспуске пре­торианских когорт, а их лагерь, представлявший собой самую мощную крепость Рима, был занят авангардом Дунайской армии. В начале июня 193 г. Септимий Север вошел в Рим. Встречав­ших его сенаторов он подверг унижению, которое призвано бы­ло указать им на подобающее им с его точки зрения место, при­казав обыскать их, чтобы проверить, не припрятали ли они под тогами кинжалов. Но, расчетливый политик, он одновременно сделал жест навстречу сенату, возобновив действовавший в про­шлом закон, по которому сенатор не мог быть приговорен к смер­ти без предварительного рассмотрения обвинения в сенате. Север провозгласил, что он как принцепс станет проводить политику Марка Аврелия и Пертинакса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

При Марке Аврелии (161–180 г.) гонения на христиан приняли новый вид. Ослепленный своей стоической мудростью, он с негодованием смотрел на одушевление христиан, и поэтому не только дал полную свободу народной к ним ненависти, но еще ввел систему истязаний, пыток, для вынуждения их к отречению от веры; но этим он дал только возможность христианскому героизму выказаться в полном блеске. Не только мужи, но слабые жены и даже дети твердостью духа удивляли язычников. Слабая, например, телосложением рабыня Блондина была подвергнута страшнейшему бичеванию, мучима на железном раскаленном стуле, кидаема диким зверям и, наконец, обезглавлена; но при всех мучениях она радостно исповедовала: «Я христианка, и за нами нет ничего худого». Спустя 7 лет после начала гонения, случилось событие, которое должно было заставить императора переменить многое о христианах. В 174 г. Марк Аврелий выступил войной против враждебных Римской империи племен. В Панконии, теперешней Венгрии, был он заведен врагами в безводное место. Недостаток воды и палящий зной погубили большую часть его войска. Уже не было никакой надежды на победу, как вдруг разразилась гроза и привела в смятение врагов. Вместе с тем пролился большой дождь, который утолил жажду истомленных римских войск. Это чудесное событие случилось, по словам христианских писателей, по молитве христиан, бывших в войске императора. С этого времени император под смертной казнью запретил преследовать христиан и тому легиону, по молитве которого разразилась буря, дал имя громоносного. Септимий Север (193–211 г.), по описанию римских историков, был человек, отличавшийся грубым, но твердым солдатским характером. В первые лета его правления христиане наслаждались покоем. Он принял даже в свой двор некоего христианина Прокула, исцелившего его от болезни, и назначил мамкой к своему сыну христианку. Но в 203 году Септимий Север издал указ, в силу которого никто, под опасением строгого наказания, не должен был переходить ни в иудейство, ни в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В правление Адриана и Антонина Пия вышли два эдикта, которые традиционно называют «толерантными»; эдикт Адриана содержится у Юстина (Apol. I, 68) и Евсевия (НЕ, IV, 9), а Антонина Пия – у Евсевия (НЕ, IV, 13), Руфина (IV, 9), Зонары, Никифора и в «Пасхальной Хронике». Эти эдикты не выводят христиан из-под действия рескрипта Траяна, но требуют преследовать христиан не на основании криков и требований толпы, обвинявшей христиан в «атеизме», а по установленной судебной процедуре. В целом время правления этих двух императоров было достаточно мирным для Церкви. Ситуация меняется с приходом к власти Марка Аврелия. Евсевий Кесарийский сообщает, что вскоре после его восшествия на престол Малую Азию потрясло великое гонение (НЕ, IV, 15). К его правлению относятся казнь Юстина (IV, 16) и преследования христиан во многих провинциях (V, 2). Самый известный пример гонений – трагические события в галльских Лугдунуме (Лионе) и Виенне (V, 1–4). Однако Марк Аврелий не издавал каких-то особых антихристианских указов. Эти гонения, как мы полагаем, были связаны, во-первых, с требованием Марка Аврелия повсеместно принести жертвы богам в связи с бедствиями, обрушившимися на империю, а во-вторых, с появлением законов, которые облегчали финансовое бремя устроителей игр 11 . Пик активности христианских апологетов, пришедшийся на время царствования Марка Аврелия, был вызван желанием христиан внести ясность в их правовое положение. На смену династии Антонинов пришли Северы, выходцы из Северной Африки. В начале своего правления первый император этой династии Септимий Север не принимал никаких мер по отношению к христианам. По сообщению Тертуллиана , это было связано с тем, что христианин по имени Прокул исцелил его елеем от болезни (Tert. Ad Scap., 4), но вероятнее, что император в этот период в гораздо большей степени был озабочен укреплением собственной власти. Однако во время своего путешествия по Востоку Септимий Север издал закон, по которому под страхом тяжелого наказания запретил принимать как иудейскую, так и христианскую религии (SHA. Sept. Sev., 17). Кажется, этот эдикт в самом деле был принят, так как у нас есть свидетельства того, что в начале 200-х гг. положение христиан действительно усложняется: «Тогда же другой писатель, Иуда, размышляя по поводу книги Даниила, довел свою хронику до десятого года царствования Севера. Он думал, что близится пришествие антихриста, о котором без конца говорили. Тогдашнее сильное гонение на нас породило смуту во многих умах», – пишет Евсевий (НЕ, VI, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История о «легионе грома» 49 основана на факте чудесного избавления римской армии в Венгрии благодаря внезапному ливню, который утолил сильную жажду воинов и напугал их врагов–варваров в 174 г. по P. X. Язычники, тем не менее, объясняли это событие не молитвами солдат–христиан, а волей собственных богов. Сам император молился Юпитеру: «Руку, которая никогда не проливала человеческой крови, я простираю к тебе». Это событие не изменило отношения к христианам, что доказывают гонения в Южной Галлии, разразившиеся три года спустя. Среди отдельных случаев мученичества во время этого правления мы отметим смерть Иустина Мученика в Риме в 166 г. Считают, что он был осужден из–за козней Кресцента, философа–киника. Наследником Марка Аврелия стал его жестокий и достойный презрения сын Коммод (180 – 192), предававшийся разнообразным чувственным удовольствиям и проявлявший, подобно Нерону, самое смешное тщеславие как танцовщик и певец, шут по характеру; по случайности он был благосклонен к христианам вследствие влияния своей наложницы Марсии 50 и не беспокоил их. Однако во время его правления римский сенатор Аполлоний был казнен за свою веру. §21. Положение церкви от Септимия Севера до Филиппа Араба. 193 – 249 г. по P. X. Климент Александрийский : Strom. II. 414. Тертуллиан : Ad Scapulam, с. 4, 5; Apol. (198 г. по P. X.), с. 7, 12, 30, 37, 49. Об александрийских мучениках см. Евсевий: VI. 1 и 5. Деяния карфагенских мучеников, содержащие их ipsissima verba 51 из дневников, которые они вели в темнице, и в чем–то несущие на себе монтанистский отпечаток, см. в Ruinart, р. 90 sqq. Лампридий: Vita Alex. Severi, с. 22, 29, 49. О Филиппе Арабе см. Евсевий: VI. 34, 36; Иероним: Chron. ad ann. 246. J. J. Müller: Staat und Kirche unter Alex. Severus. Zürich 1874. P. Görres: Kaiser Alex. Severus und das Christenthum. Leipz. 1877. Jean Réville: La religion a Rome sous les Sévères. Paris 1886 (vii и 302 pp); немецкий перевод: Krüger 1888. Воцарение Септимия Севера (193 – 211), который был пунического происхождения и имел жену сириянку, положило начало череде императоров (Каракалла, Элагабал, Александр Север), бывших по духу скорее восточными людьми, чем римлянами, и поэтому гораздо менее обеспокоенных сохранением старой государственной религии, чем род Антонина. Однако к концу II века местных гонений было предостаточно; Климент Александрийский писал об этих временах: «Множество мучеников ежедневно сжигают, бросают в темницу или обезглавливают на наших глазах».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАКАЛЛА [лат. Caracalla] (Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август) (4.04.188, Лугдун, ныне Лион, Франция - 8.04.217, близ Карр, ныне Харран, Юго-Вост. Турция), рим. имп. (с февр. 211). Старший сын имп. Септимия Севера (193-211) и Юлии Домны; при рождении получил имя Бассиан, в быту пользовался именем Антонин и под ним был известен современникам. К. первоначально было его прозвищем, т. к. в военных походах он носил длинный плащ герм. образца (caracalla) и призывал своих воинов носить такие же плащи ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXIX 3; Herodian. Hist. IV 7; Scr. hist. Aug. Septimius Severus. 21; Caracalla. 9; Diadumen. 2). Ок. 196 г. К. принял имя Марк Аврелий Септимий Бассиан Антонин; в 198 г. провозглашен цезарем и соправителем отца. В апр. 202 г. по настоянию отца К. женился на Фульвии Плавтилле, дочери префекта претория Плавциана. В 204 г. у супругов родилась дочь (имя неизв.), но брак был несчастливым. В 205 г., после казни Плавциана, К. развелся, его жена и дочь были отправлены в ссылку на Сицилию, а позднее - на Липарские о-ва. Имп. Каракалла. Бюст. III в. (Национальный археологический музей Неаполя) Имп. Каракалла. Бюст. III в. (Национальный археологический музей Неаполя) По смерти своего отца в Эбораке (ныне Йорк, Великобритания) К. принял власть совместно со своим братом Публием Септимием Гетой. Они были признаны соправителями армией и сенатом в Риме. Военная кампания против кельтов в Сев. Британии, организованная Септимием Севером, была К. и Гетой прекращена, и войска отведены за Адрианов вал; с кельтами заключен мир. С первых дней правления К. преследовал фаворитов Севера, вероятно т. о. стремясь избавиться от опеки более опытных, чем он сам, сановников и обрести самостоятельность. 1-й год правления К. проходил в обстановке обострившегося противостояния с Гетой за единоличную власть. Братья открыто не доверяли друг другу и стремились избавиться от конкуренции различными способами. Первоначально при дворе обсуждался проект раздела империи между ними по континентам (К. правил Европой, а Гета - Азией и Африкой), однако против этого выступила Юлия Домна. 26 февр. 212 г. (или 25/26 дек. 211) Гета был приглашен якобы на встречу с Юлией Домной в Палатинский дворец в Риме и там убит преторианцами по приказу К. (и в присутствии Юлии Домны). Убийцы были награждены, а статуи и надписи Геты по всей империи уничтожались. Последовали широкомасштабные репрессии против сторонников Геты в армии и правительственном аппарате, а также против ряда представителей династии Антонинов, к-рые, по мнению К., могли бы оспорить его власть в будущем. Среди казненных была бывш. жена К. Фульвия Плавтилла.

http://pravenc.ru/text/1680977.html

После службы в Африке Север командовал легионами. При Марке Аврелии он стал сенатором. Некоторое время после его смерти он вел част­ную жизнь, но в 187 г. был назначен легатом Лугдунской Галлии. Потеряв свою первую жену Пацию Маркиану, он женился на Юлии Домне, которая происходила из исключительно богатой семьи Бассианов, наследственных верховных жрецов солнечного бога Гелиогалабала, или, по местному произношению, Эгалабала в Емесе Сирийской (Хомсе). Жену он выбрал на основании астро­логических калькуляций. Этой дочери жреца гороскоп предска­зывал стать царской женою, и когда гороскоп исполнился, и Се­вер, женившись на ней, овладел верховной властью в Римской империи, он, по словам Е. Г. Рабинович, «в отношениях с женой проявлял не свойственную ему кротость, глядя сквозь пальцы на любовные и политические интриги Юлии, которая, без сомне­ния, была окружена для него своеобразным мистическим орео­лом «волшебной помощницы», добывающей своему избраннику царство» (Е. Г. Рабинович. «Жизнь Аполлония Тианского» Флавия Филострата. – Флавий Филострат, цит. изд., с. 220). При получении известия об убийстве Пертинакса Север нахо­дился в Верхней Паннонии, занимал должность легата этой про­винции и командующего Дунайской армией. Провозглашенный императором, он, по традиции, прибавил к своему имени име­на предшественников и стал Луцием Септимием Севером Пертинаксом Августом. В «Истории августов» начертан его словесный портрет: «У не­го была красивая высокая фигура, и он носил длинную бороду. Волосы его были светлыми и волнистыми, выражение лица вну­шало уважение, его произношение было приятным на слух, но с некоторым африканским акцентом» (Christ, cit. op. S. 619). Геродиан так охарактеризовал императора: «Север, родом ливиец, проявлявший силу и энергию в управлении, привыкший к суровой и грубой жизни, очень легко переносивший трудности, быстрый в своих замыслах и скорый в исполнении задуманного» (цит. по: Ковалев, цит. изд., с. 723). Прирожденный политик и настоящий пуниец, он, по словам того же историка, «больше, чем кто-либо другой из людей.., обладал особой способностью притворяться и внушать доверие к своей благожелательности, не скупился на клятвы, чтобы затем, если нужно было, нарушить их, прибегая ко лжи ради выгоды, и с языка его сходило то, чего не было на уме» (цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010