И это – цель. Я помню, одна моя прихожанка пришла, говорит: «Знаете, отец Антоний, не выношу Екатерину Сергеевну, сбудьте её из прихода, я не могу её больше терпеть!» Я говорю: «Знаете что, Ирина, вы должны терпеть Екатерину Сергеевну, я должен терпеть её и вас, а Бог должен терпеть всех троих – кому хуже?..» Значит, тут грань, нельзя входить в компромисс, никуда не уйдёшь от этого, и только если ты на это решишься (конечно, в совершенстве мы не умеем прощать, но если хоть волей, намерением мы говорим: да, я хочу простить; у меня не хватает великодушия, чтобы всё было так, как надо, чтобы я этого человека взял на плечи, как крест, как овцу, но я готов на это, я буду врастать в эту меру), – только тогда мы можем вступить в то, что я назвал несколько минут тому назад пустыней: то место, где я буду стоять перед лицом искушения. Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский) В прошении о прощении грехов – «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» – должна выражаться нищета духовная, без которой нет ни исправления, ни духовного роста. Прощение грехов же познаётся в освобождении от их власти над нами. А упоминание о том, что и мы прощаем, – это прежде всего призыв прощать. Объясняя это прошение, Господь Сам сказал: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:15 ). Святитель Симеон Солунский Для того, чтобы оставлены были нам беззакония наши и грехи, Бог – Слово снизшёл на землю и, воплотившись, кровь Свою излил. Для оставления грехов учреждены Им божественные таинства. Всё Сам сделал Он для сего; и от нас требует только одного, чтоб и мы прощали другим, почему и законоположил: «отпущайте и отпустят вам» ( Лк.6:37 ). И Петру, вопрошавшему, сколько раз в день прощать согрешающему, – прощать ли до семи раз, сказал, что надо оставлять семьдесят раз седмерицею, – вместо – непрестанно. Таким образом решителем успеха молитвы поставил Он самого молящегося: так что если он прощал, и ему прощено будет; если сам отпущал, и ему отпущено будет, и как сам отпущал, так и ему отпущено будет. Сделанное брату возводится к Сотворшему нас: ибо в нем – образ Божий. А между собою все мы равны естеством, все, равно, рабы Богу. Пред Ним все согрешаем много, а друг пред другом согрешаем не много. Но оставляя сие немногое, множайшее получаем, когда, прощая людям, сподобляемся прощения от Бога. Архимандрит Борис (Холчев)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЙ (Марковский Евсевий; 1878, с. Хотин Ровенского у. Волынской губ.- 24.03.1951, Мейопак, шт. Нью-Йорк, США), еп. Винницкий и Подольский Украинской Автономной Церкви (УАЦ). Из семьи псаломщика. Окончил ДУ, затем Волынскую ДС (в Житомире). Рукоположен во иерея. Служил настоятелем прихода в мест. Клевань Ровенского у. Волынской губ. (с 1920 в составе Польши, ныне Ровенская обл., Украина). Возведен в сан протоиерея. Пребывал в юрисдикции правосл. Церкви в Польше. С 1939 г. в РПЦ. Овдовел, в 1942 г. пострижен в монашество в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре . 5 авг. 1942 г. в Почаевской лавре хиротонисан во епископа Винницкого и Подольского УАЦ. Осенью 1943 г. эвакуировался в Варшаву. В 1945 г. переехал в Германию, где духовно окормлял национальные укр. приходы. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 1946 г. в Мюнхене был принят в РПЦЗ в числе 12 архиереев из Украинской и Белорусской Автономных Церквей. С 1948 г. член Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1950 г. вместе с Синодом переехал в США. По нек-рым данным, носил титул епископа Каракаса и Венесуэлы. Участвовал в Архиерейском Соборе РПЦЗ, проходившем в нояб.-дек. 1950 г. В марте 1951 г. по болезни отправлен на покой. Проживал в Новокоренной пуст. в Мейопаке, где и умер. Похоронен на местном кладбище. Лит.: Правосл. Русь. Джорд., 1950. 23/24. С. 29; Там же. 1951. 7. С. 15; Heyer F. Die Ormhodoxe Kirche in des Ukraine von 1917 bis 1945. Köln, 1953. S. 182, 183; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 130; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в правосл. Церкви на Украине. М., 2004. С. 473, 564. Протодиак. В. Цуриков Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/187198.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [греч. Ικωβος] († 1769), еп. г. Каристос (на юж. берегу о-ва Эвбея, Греция), этномартир (дословно «пострадавший за нацию»). Был рукоположен во епископа Каристского 24 сент. 1766 г. К-польским патриархом Самуилом I (1763-1768). В 1768 г. И. переехал в К-поль и там был выбран патриархом Мелетием II (1768-1769) на должность великого эконома Патриархии. Во время русско-тур. войны (1768-1774) и национально-освободительного восстания 1769 г. в Греции И. вместе с Мелетием II и рядом церковных иерархов был арестован. Признанный виновным в заговорщической деятельности, направленной против Османской империи, и в сотрудничестве с повстанцами И. был помещен в тюрьму Мудзурага и после множества допросов и пыток в том же году скончался. Лит.: Κωνσταντινδου Κ. Ι. Ικωβος//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 645; Νικολου Ν. Β. Εθνομρτυρες Ιερρχες στν Τουρκοκρατομενη Ελλδα Αϒλσμα κα κλος τς λευθερας. Αθνα, 1999. Σ. 55. Ю. А. К. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/200243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [румын. Isaia] (ок. 1520 - после 7.07.1581), еп. Рэдэуцкий (Молдавская митрополия) (1564 - 2-я пол. 1577 г.). Предполагается, что И. принял монашеский постриг в монастыре Агапия. До 1561 г. составил в монастыре Слатина 1-й известный сборник молдав. летописей. Основную часть сборника занимают Путнянская летопись по 1-му списку (на слав. языке), хроника Макария и хроники Евфимия; в него также входят «всемирная история», составленная по византийскому хронографу, серб. и болг. хроники. По поручению молдав. господаря Иоана Водэ Грозного (1572-1574) И. неоднократно посещал с дипломатическими миссиями Польшу, Трансильванию и Россию. Лит.: Dan D. Cronica episcopiei de Rdui. Viena, 1912. P. 49-50; Giurescu C. D. Ioan Vod cel Viteaz. Bucur., 1963. P. 89-91; Исторические связи народов СССР и Румынии в XV-XVIII в.: Док-ты и мат-лы. М., 1965. Т. 1. С. 12, 131-132; P curariu M., pr. Contribuii la istoria Episcopiilor Romanului i Rduilor în secolul al XVI-lea//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1976. N 5/6. P. 334. Свящ. Мирча Пэкурариу Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/674824.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСХИРИОН [греч. Ισχυρων], свт. (пам. визант. 23 нояб.), еп. Время и место жизни неизвестны. Память И. и посвященное ему двустишие («Жив сыи, Исхирионе, крепость беше церковная, каковую и по смерти разумно усиливает») содержатся в греч. стишных Синаксарях (напр., в Paris. gr. 1582, XIV в., и ГИМ. Син. греч. 369(353), 1-я пол. XIV в.). В них говорится только то, что И. был епископом и почил в мире. Эти сведения впосл. были включены в греч. печатную Минею (Венеция, 1593) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, предположил, что И. мог быть епископом Тарса, как и упоминаемый после него в Синаксарях Тарсийский еп. Елен . Однако Елену посвящено отдельное двустишие. В XIV в. при переводе юж. славянами стишного Синаксаря сведения об И. попали в состав слав. стишного Пролога и из него были внесены в ВМЧ. В современном календаре РПЦ память И. отсутствует. Ист.: ВМЧ. Нояб. Дни 23-25. Стб. 3260; Владимир (Филантропов). Описание. С. 527; SynCP. Col. 249, 251; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 172; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 284. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 363; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 226. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/1237697.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121496.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь. Епископат АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АНФИМ IV (Тамвакис), Патриарх К-польский (на кафедре с 21 февр. 1840 - 6 мая 1841 и с 19 окт. 1848 - 30 окт. 1852) АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АТТИК (сер. IV в.–окт. 425 г.), свт. (пам. греч. 8 янв., 11 окт.), Патриарх К-польский (03. 406–10. 10. 425) АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/rubrics/121502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АЛЕКСИЙ (Кабалюк Александр; 1877–1947), архим., миссионер и выдающийся деятель Православной церкви Чешских земль и Словакии АЛЕКСИЙ (Рантала Петри; 1980-1984), викарный еп. г. Йоэнсуу Финляндской Автономной Православной Церкви (1980-1984) АЛЕКСИЙ (Ярошук Александр; 1925 – 1982), архиеп. Вроцлавский и Шециский Польской автокефальной Православной Церкви АЛЕШ Павел (род. в 1935 г.), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии

http://pravenc.ru/rubrics/121368_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русское зарубежье АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель БОГОЛЕПОВ Александр Александрович (1886–1980), проф. Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, богослов-канонист, церковный писатель ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович (1867 - 1953), византинист, арабист, исследователь истории Причерноморья, один из родоначальников научного византиноведения в США ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке ГЛАГОЛЕВ Андрей Петрович (1898 - 1953), протоиерей, регент, автор обработок и издатель православных песнопений Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения

http://pravenc.ru/rubrics/123060.html

Последнее свершение, когда Бог явится во славе и мы врастём в эту славу и тайну, уже начинается в момент, когда никто ещё не знает эту тайну, кроме Спасителя Христа и Божией Матери. Вот первое положение. В какой-то мере мы уже Христовы, в какой-то мере мы уже обладаем жизнью Христа и можем быть в том обществе, в том мире, в котором живём, как бы телесным, воплощённым присутствием Спасителя. В нас Он живёт не полностью, не так, как апостол Павел говорил: «Не я живу, но живёт во мне Христос» ( Гал.2:20 ). К сожалению, я ещё живу, и во мне Христос живёт, как младенец или как подросток, который постепенно вырастает, так, чтобы наконец я стал тем, что Он есть. Есть место у святого Симеона Нового Богослова о том, как, причастившись Святых Тайн, он вернулся в свою келью и говорит: «Я сижу в этой убогой келье на досках, которые мне служат и скамьей, и постелью, созерцаю дряхлое своё тело – я старик, я скоро умру, – гляжу на эти старческие руки и с трепетом и ужасом вижу члены тела Христова. Я причастился Тайн Божиих, и во мне, пронизывая меня, как огонь пронизывает железо, – Христос. И эта малюсенькая хижина, где я живу, – шире небес, потому что небеса не могут вместить Господа, а эта хижина в моём лице содержит Христа воплотившегося...» И это случается с каждым из нас – всякий раз, когда мы идем причащаться, с какой-то особенной интенсивностью. Но, как я уже сказал, дары Божий неотъемлемы; в нас остается все то, что мы получаем в причащении, в разрешительной молитве, в благодати Божией, которая изливается на нас свободно, когда Господь захочет того. Мы этого не замечаем, а другие порой замечают. Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский) Без помощи Божией мы не можем исполнить Его волю, откуда необходимо постоянно взывать: «Да будет воля Твоя как на небе, так и на земле». Волю Божию следует творить охотно, радостно, как творят её Ангелы и святые. Святитель Симеон Солунский Настрой нас подобно Ангелам, чтоб как в них, так и в нас была воля Твоя, и нами была совершаема. Да не будет наша воля страстная и человеческая, но Твоя да будет воля бесстрастная и святая. Как благоволил Ты соединить земное с небесным, так благоволи, да и в нас, на земле сущих, будет небесное житие, служение, действование. Архимандрит Борис (Холчев)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010